Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Карелия от 28.02.2002 № 22-ППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О республиканской целевой программе «Здоровый образ жизни» на период до 2006 года В целях улучшения состояния здоровья населения и формирования здорового образа жизни Правительство Республики Карелия постановляет: 1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу «Здоровый образ жизни» на период до 2006 года (далее - Программа) и представить ее в установленном порядке на утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия. 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Республики Карелия. Председатель Правительства Республики Карелия С.Л. КАТАНАНДОВ Петрозаводск 28 февраля 2002 г. N 22-П Одобрена постановлением Правительства Республики Карелия от 28 февраля 2002 года N 22-П РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Здоровый образ жизни» на период до 2006 года ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» НА ПЕРИОД ДО 2006 ГОДА |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Наименование Программы | -|республиканская целевая программа «Здоровый | | | |образ жизни» на период до 2006 года | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Решение о разработке Программы | -|4 декабря 2000 года на заседании Комиссии по | | | |вопросам улучшения положения женщин в | | | |Республике Карелия | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Государственный заказчик | -|Министерство здравоохранения Республики | |Программы | |Карелия | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Основные разработчики Программы| -|Министерство здравоохранения Республики | | | |Карелия, Министерство образования и по делам | | | |молодежи Республики Карелия, Государственный | | | |комитет Республики Карелия по физической | | | |культуре, спорту и туризму | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Цель Программы | -|улучшение демографической ситуации в | | | |Республике Карелия; укрепление здоровья | | | |населения Республики Карелия в результате | | | |перемены негативных поведенческих факторов | | | |риска | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Задачи Программы | -|создание коалиции партнеров («модель» | | | |межведомственного сотрудничества); создание | | | |системы информирования и мониторинга; | | | |улучшение состояния психического и | | | |нравственного здоровья населения; снижение | | | |распространенности курения, употребления | | | |алкоголя, наркотиков и наркотических средств,| | | |способствующих распространению ВИЧ-инфекции; | | | |улучшение сексуального здоровья населения; | | | |повышение физической культуры населения; | | | |совершенствование нормативно-правовой базы | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Сроки и этапы реализации | -|2002-2006 годы | |Программы | |I этап (2002-2003 годы): организационные | | | |мероприятия (создание рабочих групп по | | | |основным направлениям реализации Программы, | | | |создание координационного совета); разработка| | | |основных рабочих документов и нормативных | | | |актов; выбор и подготовка демонстрационных | | | |площадок; создание «школы-партнерства»; | | | |создание единой информационной сети | | | |II этап (2003-2004 годы): реализация | | | |Программы на уровне демонстрационных площадок| | | | III этап (2005-2006 годы): распространение | | | |накопленного опыта на всю территорию | | | |республики | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Перечень основных мероприятий | -|создание системы информирования и | |Программы | |мониторинга; создание постоянно действующей | | | |информационно-пропагандистской системы, | | | |направленной на повышение уровня знаний | | | |населения о влиянии на здоровье негативных | | | |факторов и возможности уменьшения этих | | | |влияний; гигиеническое воспитание и обучение | | | |школьников и подростков формированию навыков | | | |здорового образа жизни (далее – ЗОЖ); | | | |развитие системы медицинской профилактики; | | | |повышение роли первичного звена | | | |здравоохранения в формировании ЗОЖ населения;| | | |комплектование библиотечных фондов по | | | |формированию ЗОЖ, широкое участие творческих | | | |коллективов культуры в акциях по ЗОЖ; | | | |привлечение населения к занятиям физической | | | |культурой и спортом и повышение доступности | | | |этих видов оздоровления; совершенствование | | | |нормативно-правовой базы; анализ | | | |эффективности Программы | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Основные исполнители Программы | -|Министерство здравоохранения Республики | | | |Карелия, Министерство образования и по делам | | | |молодежи Республики Карелия, Министерство | | | |культуры Республики Карелия, Министерство | | | |социальной защиты Республики Карелия, | | | |Государственный комитет Республики Карелия по| | | |физической культуре, спорту и туризму, | | | |Министерство внутренних дел Республики | | | |Карелия, ФГУ «Центр государственного | | | |санитарно-эпидемиологического надзора в | | | |Республике Карелия» (по согласованию), | | | |Петрозаводский государственный университет | | | |(по согласованию), Карельский государственный| | | |педагогический университет (по | | | |согласованию), ГТРК «Карелия» (по | | | |согласованию), Карельское региональное | | | |отделение ЗОЖ Российской ассоциации | | | |общественного здоровья (по согласованию) | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Объемы и источники | -|на весь период – 5188,94 тыс.руб., в том | |финансирования Программы (в | |числе: средства республиканского бюджета – | |ценах 2001 года) | |5156,94 тыс.руб., в том числе: Министерство | | | |здравоохранения Республики Карелия – 1,091, | | | |24 тыс.руб. Министерство образования и по | | | |делам молодежи Республики Карелия – 2888,80 | | | |тыс.руб. Государственный комитет Республики | | | |Карелия по физической культуре, спорту и | | | |туризму – 680,00 тыс.руб. Министерство | | | |культуры Республики Карелия – 486,90 тыс.руб.| | | |Министерство внутренних дел Республики | | | |Карелия – 10,00 тыс.руб. внебюджетные | | | |источники – 32,00 тыс.руб., в том числе: | | | |Министерство здравоохранения Республики | | | |Карелия – 32,00 тыс.руб. | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные результаты | -|повышение уровня знаний населения и | |реализации Программы | |специалистов различных профилей по вопросам | | | |ЗОЖ; формирование отрицательного | | | |общественного мнения и неприятие обществом | | | |потребления наркотиков, рискованных | | | |стереотипов поведения людей, способствующих | | | |возникновению алкогольной зависимости, | | | |заражению инфекциями, передаваемыми половым | | | |путем, ВИЧ-инфекцией; снижение | | | |распространенности негативных поведенческих | | | |факторов риска, влияющих на здоровье | | | |населения (курение, потребление алкоголя, | | | |употребление наркотиков); улучшение | | | |психического здоровья населения (уменьшение | | | |количества детей с девиантным поведением, | | | |невротическими расстройствами, суицидами); | | | |повышение физической активности населения; | | | |снижение общей смертности населения; | | | |улучшение демографической ситуации | |———————————————————————————————|—————|—————————————————————————————————————————————| ВВЕДЕНИЕ Основные термины и понятия Гигиенические навыки - умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Здоровый образ жизни - категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Примечание. Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам. Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. Примечание. Здоровье населения - совокупность индивидуальных уровней здоровья, которая характеризует жизнеспособность общества и прогноз его дальнейшего социально-экономического развития. Здоровье психическое - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде. Здоровье сексуальное - способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма. Мотивация к формированию потребности в здоровье - побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья. Основные термины и понятия определены Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова, Российской медицинской академией последипломного образования. I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Состояние здоровья населения Республики Карелия вызывает большую тревогу. Низкий уровень рождаемости (2000 год - 8,3 процента), высокий уровень общей смертности (2000 год - 15,8 процента) приводят к естественной убыли населения (2000 год - 7,5 процента). Доля умерших в трудоспособном возрасте составляет 30 процентов. Продолжительность жизни в 1999 году у мужчин - 57,6 лет, у женщин - 70,9 года (для сравнения с Российской Федерацией: у мужчин - 59,9 лет, у женщин - 72,4 года). При этом 85 процентов смертности населения обусловлено тремя причинами заболеваний: заболевания системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования. Корни этих заболеваний лежат в изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения. Особую тревогу вызывает злоупотребление токсическими и наркотическими веществами. С 90-х годов в республике наркотики стали частью молодежной «субкультуры», модой во многих неформальных объединениях. Знакомство подростков и детей с действием наркотических и токсических веществ происходит во все более раннем возрасте, среди них растет число девушек. С немедикаментозным потреблением наркотиков знакомы 20 процентов старших школьников, 9,9 процента употребляли их неоднократно (данные социологического исследования, проведенного учеными Карельского государственного педагогического университета в 1998-1999 годах). По имеющейся в отделе борьбы с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Карелия информации число лиц, употребляющих наркотики, сильнодействующие и токсические вещества, достигает 6-7 тысяч человек, то есть порядка 1 процента от численности населения Карелии, из них потребителей героина - 1500 человек. Официально наркомания зарегистрирована в 11 районах республики, наиболее быстрыми темпами рост наркомании идет в городах Сортавале и Костомукше. Инъекционный способ потребления многих видов наркотиков влечет за собой такие тяжелые последствия как СПИД, вирусные гепатиты. В 2000 году эпидемическая ситуация в республике по ВИЧ-инфекции претерпела резкие изменения в сторону ухудшения. В течение года выявлено 50 носителей ВИЧ-инфекции (рост в 5,6 раза), 68 процентов которых заразились при внутривенном употреблении наркотиков. Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм. По данным медицинской статистики в 2000 году заболеваемость алкоголизмом в Республике Карелия составила 121,5 на 100 тысяч населения (в 1998 году - 85,3), болезненность - 1943,6 на 100 тысяч населения (1998 год - 1909,4). В действительности эти цифры надо увеличить в 3-4 раза. По данным государственной статистики в структуре потребительских расходов на покупку алкогольных напитков расходуется 2,9 процента из бюджета домашних хозяйств. Ситуация вызывает тревогу, так как по данным ВОЗ при достижении уровня среднедушевого потребления 8 литров в год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации. Обращает на себя внимание распространенность табакокурения в республике, которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5-11 классов курит каждый третий подросток. Экономическая нестабильность, повышение психоэмоциональных нагрузок привели к ухудшению психического здоровья населения. По данным Республиканского психолого-медико-педагогического центра ежегодно с проблемами психического характера обращается более 1100 семей. Это и проблемы личностных особенностей детей, нарушение их эмоционально-волевой сферы (суициды, антиобщественное поведение), проблемы интеллектуального развития, взаимоотношения с родителями. Среди социально дезадаптированных детей и подростков распространенность психической патологии достигла 95 процентов. По данным кабинета медико-психологической помощи Республиканского психоневрологического диспансера отмечается значительный рост невротических расстройств у детей и подростков. Недостаточен объем двигательной активности, необходимый для укрепления здоровья детей, школьников, учащейся молодежи. Падает уровень образования, культуры, нравственности населения, прежде всего подрастающего поколения. В сложившейся ситуации все большее значение приобретает формирование здорового образа жизни населения, прежде всего касающееся уровня культуры человека, его гигиенических навыков, позволяющее укрепить и сохранить здоровье, предупредить развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Данная Программа предусматривает воздействие на управляемые факторы риска, прежде всего факторы поведения, привычки, отношения и установки поведения людей через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения. Для выработки единой государственной политики в системе организации формирования ЗОЖ необходимо взаимодействие всех заинтересованных секторов общества и осуществление целенаправленных, скоординированных действий органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления и общественных организаций. В условиях социально-экономических преобразований необходима государствен-ная поддержка и выделение на эти цели средств из бюджетов разных уровней, что потребует разработки программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации. Принятие Программы позволит изменить поведенческие факторы риска, влияющие на здоровье населения, прежде всего подрастающего поколения, способствовать укреплению здоровья населения и улучшению демографической ситуации в республике. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Главной стратегической (долгосрочной) целью является улучшение демографической ситуации в Республике Карелия. Специфической целью является укрепление здоровья населения Республики Карелия в результате перемены негативных поведенческих факторов риска. Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач: создание коалиции партнеров («модель» межведомственного сотрудничества); создание системы информации и мониторинга; улучшение состояния психического и нравственного здоровья населения; снижение распространенности курения, употребления алкоголя, наркотиков и наркотических средств, способствующих распространению ВИЧ-инфекции; улучшение сексуального здоровья населения; повышение физической культуры населения; совершенствование нормативно-правовой базы. Сроки реализации Программы - 2002-2006 годы. В Программе предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий. I этап (2002-2003 годы) включает реализацию организационных мероприятий: принятие Программы в установленном законодательством порядке; создание координационного совета по выполнению Программы; создание «школы-партнерства»; выбор и подготовка демонстрационных площадок; создание единой информационной сети. II этап (2003-2004 годы) предусматривает реализацию программы на уровне демонстрационных площадок (для определения соответствия выбранной тактики поставленной стратегической цели, выявление препятствий и путей их преодоления для оперативного управления Программой). III этап (2005-2006 годы) предполагает распространение накопленного опыта по всей территории республики. III. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможности уменьшения этих влияний; гигиеническое образование и воспитание школьников и подростков по формированию навыков ЗОЖ; развитие системы медицинской профилактики; повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании ЗОЖ населения; повышение уровня культуры населения; повышение физической культуры населения; совершенствование нормативно-правовой базы; вопросы финансирования, анализ экономической эффективности реализации Программы. Мероприятия по реализации Программы изложены в приложении N 1. IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета, фондов и других источников, разрешенных законодательством. Распределение средств на реализацию Программы в разрезе распорядителей кредитов приводится в приложении N 2. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Государственный заказчик - Министерство здравоохранения Республики Карелия. Координатор Программы - координационный совет Исполнители Программы: Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по физической культуре, спорту и туризму, Министерство внутренних дел Республики Карелия, Петрозаводский государственный университет (по согласованию), Карельский государственный педагогический университет (по согласованию), Государственная телерадиокомпания «Карелия» (по согласованию), Карельское региональное отделение Российской ассоциации общественного здоровья (по согласованию), ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Карелия». По основным направлениям реализации Программы создаются рабочие группы. Перед членами каждой рабочей группы ставятся соответствующие задачи и сроки их исполнения. Они работают по принципу равного партнерства, в установленные сроки отчитываются перед координационным советом о выполнении мероприятий по реализации Программы, создают рабочие документы, формируют бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета и представляют ее на рассмотрение в координационный совет. VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Координационный совет обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективности использования средств и представляет информацию в Правительство Республики Карелия один раз в год. К реализации Программы привлекаются органы местного самоуправления (по согласованию). Для рационального использования, выделенных на реализацию Программы средств координационный совет определяет первоочередные мероприятия и объем их финансирования. Координационный совет оказывает методическую помощь исполнителям Программы, ежегодно анализирует ход реализации Программы, эффективность использования финансовых средств и в установленном порядке направляет доклады с указанной информацией высшему должностному лицу Республики Карелия. VII. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на улучшение показателей здоровья населения. Ожидается, что в результате широкомасштабных мероприятий по формированию ЗОЖ населения Республики Карелия: повысится уровень знания населения и специалистов различных профилей по вопросам ЗОЖ; сформируется отрицательное общественное мнение и неприятие обществом потребления наркотиков, рискованных стереотипов поведения людей, способствующих возникновению алкогольной зависимости, заражению инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекцией; снизится распространенность негативных поведенческих факторов риска, влияющих на здоровье населения; улучшится психическое здоровье населения (уменьшится количество детей и подростков с девиантным поведением, невротическими расстройствами, суицидами); повысится физическая активность, способствующая сохранению здоровья населения; вследствие снижения факторов риска развития хронических неинфекцонных заболеваний (далее по тексту – ХНИЗ) снизится общая смертность населения, что приведет к улучшению демографической ситуации в республике. Учитывая профилактическую направленность Программы, экономическая эффективность ее также обеспечивается: сокращением расходов на лечение; снижением затрат на лекарственное обеспечение из-за переноса тяжести на первичную профилактику и борьбе с факторами риска развития ХНИЗ; увеличением продолжительности активной трудоспособности граждан. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|