Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 22.05.2003 № 619-III ЗС

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

      Об обращении к законодательным (представительным) органам
 государственной власти субъектов Российской Федерации, правозащитным
   детским неправительственным организациям Российской Федерации "О
  создании государственной системы управления и контроля по вопросам
        защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации"

     Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
     1. Принять обращение к законодательным (представительным) органам
государственной  власти субъектов Российской Федерации,  правозащитным
детским  неправительственным  организациям  Российской  Федерации   "О
создании  государственной системы управления и  контроля  по  вопросам
защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации" (прилагается).
     2.     Просить    законодательные    (представительные)    органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   а   также
правозащитные   детские  неправительственные  организации   Российской
Федерации  (по  списку), обсудить данное обращение  и  направить  свои
предложения в адрес Законодательного Собрания Республики Карелия до 15
июля 2003 года.
     3. Опубликовать текст данного обращения в газете "Карелия".

     Председатель Законодательного Собрания
     Республики Карелия          Н.И. ЛЕВИН
     
Петрозаводск
22 мая 2003 г.
N 619-III ЗС

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                  к постановлению
                                             Законодательного Собрания
                                                 Республики Карелия
                                                  от 22 мая 2003 г.
                                                   N 619-III ЗС
                                 

                              ОБРАЩЕНИЕ
 к законодательным (представительным) органам государственной власти
        субъектов Российской Федерации, правозащитным детским
  неправительственным организациям Российской Федерации "О создании
государственной системы управления и контроля по вопросам защиты прав
              несовершеннолетних в Российской Федерации"

                Уважаемые коллеги, друзья, соратники!

     В   России   почти  40  млн.  несовершеннолетних   граждан.   Это
практически шестая часть населения нашей страны.
     Если   сложить  цифры,  приведенные  в  Государственном   докладе
Правительства  Российской Федерации "О положении  детей  в  Российской
Федерации" о безнадзорных и беспризорных, инвалидах, правонарушителях,
жертвах  межнациональных и вооруженных конфликтов,  сиротах  и  других
детях, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах, то получится,  что
каждый  шестой  российский ребенок находится сегодня  в  экстремальной
ситуации.
     Сколько  их  всего  - неучтенных, не обратившихся  за  помощью  к
государству  в  силу разных обстоятельств, брошенных,  голодающих,  не
знает никто.
     В  Российской  Федерации более десяти лет идет поиск  оптимальной
модели, которая могла бы обеспечить благоприятные условия для жизни  и
развития  будущих граждан, защиты их прав. В 1990 году  нашей  страной
ратифицирована  Конвенция  ООН о правах  ребенка.  В  1995  году  были
приняты указы Президента Российской Федерации "Об утверждении Основных
направлений государственной социальной политики по улучшению положения
детей  в  Российской  Федерации  до  2000  года  (Национального  плана
действий  в  интересах детей)" (1995 год), "О президентской  программе
"Дети России" на 1998-2000 годы", а также основополагающие законы  "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998  год)  и
"Об  основах  системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних".
     Что касается вышеназванных законов, то они во многом противоречат
международным   правовым  актам  и  не  решают  проблем,   порождаемых
межведомственной  раздробленностью,  отсутствием  целевых   источников
финансирования,  системы  государственного управления  и  контроля  за
исполнением законодательных и нормативных актов, обеспечивающих защиту
прав детей.
     Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и  правонарушений  несовершеннолетних" не только не сумел  кардинально
повлиять  на  положение  детей в стране, но  и  во  многом  "узаконил"
нарушение  прав  ребенка  органами исполнительной  власти  и  местного
самоуправления,    а   также   соответствующими   учреждениями.    Это
подтверждается  выводами, содержащимися в заключении экспертов  Совета
Европы   (Нью-Йорк,  15  марта  2000  года):  "Всеобъемлющий  характер
Российского   Федерального   закона  о   профилактике   правонарушений
несовершеннолетних  представляет определенный  риск  для  эффективного
осуществления своих прав лицам, подпадающих под действие разнообразных
положений  данного Закона. Основной акцент при составлении Закона  был
сделан  на определение функций и полномочий различных органов  власти,
при этом недостаточное внимание было уделено случаям, в которых в ходе
осуществления данных функций или полномочий происходит нарушение  прав
отдельного человека".
     На  практике  действия  должностных  лиц,  а  также  специалистов
разного  уровня  в  таких полномочных органах, как комиссии  по  делам
несовершеннолетних и защите их прав и опеки и попечительства  по  сути
своей  направлены  на  нарушение прав ребенка,  в  первую  очередь,  в
вопросах  лишения его свободы, предотвращения любых случаев жестокого,
унижающего    личность   обращения.   При   этом   ныне    действующее
законодательство   не   предусматривает  оказания   несовершеннолетним
обязательного   юридического  консультирования  и  бесплатной   помощи
адвоката, разъяснения несовершеннолетним их прав и обязанностей.
     Дело  усугубляется  еще  и  тем, что  специалисты,  работающие  в
указанных органах, не имеют необходимой профессиональной подготовки, в
том числе в области социальной, педагогической, психологической работы
с детьми и прав человека.
     Статьи  2  и  38  Конституции России гарантируют  защиту  детства
государством. Но существующие в настоящее время опека и попечительство
в  соответствии  с Гражданским кодексом Российской Федерации  являются
органами местного самоуправления.
     Не   закреплена  конституционно  ответственность   родителей   за
воспитание,  обучение, а также за сохранность  своих  детей  на  благо
государства.
     Отсутствует самостоятельный государственный орган, обеспечивающий
правовую защиту детей и подростков.
     Нет  реально  действующей  системы  по  защите  прав  и  законных
интересов   несовершеннолетних,  включая  несовершенство  действующего
законодательства.
     Проблема  защиты  прав  и  законных  интересов  ребенка  вызывает
озабоченность во всем мире. Россия взяла на себя выполнение  Конвенции
ООН о правах ребенка, то есть реальное обеспечение защиты прав детей.
     В  1999  году  Комитетом ООН по правам ребенка было рекомендовано
России  создать единый орган, ответственный за всю стратегию, политику
и деятельность в области защиты прав детей.
     До  настоящего  времени рекомендации ООН по проблеме  детства  не
приняты во внимание Правительством России. Может быть поэтому  в  2002
году в ООН не представлен очередной доклад Российской Федерации.
     Решение проблемы видится в необходимости создания государственной
системы  управления в вопросах защиты детства, которая в  обязательном
порядке  должна включать механизмы независимого контроля за положением
детей,  а  также механизмы сотрудничества государства с  общественными
организациями.  В  такую  вертикаль управления  должны  быть  включены
полномочные   специальные  органы  -  организаторы   и   координаторы,
наделенные  правом  государственного  контроля,  и  органы   опеки   и
попечительства.
     Таким  образом,  главную государственную  задачу  защиты  детства
должно  взять  на себя государство со всеми вытекающими последствиями:
штатные   государственные  структуры,  финансируемые  из  федерального
бюджета  и  подчиняющиеся Президенту Российской Федерации как  гаранту
обеспечения и защиты прав человека.
     Полагаем,  что  такой подход будет соответствовать  международным
правозащитным актам, прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка.
     Мы предлагаем:
     1. Провести анализ всей законодательной базы в области детства  с
привлечением  специалистов и профессионалов, в том числе  из  регионов
России, а также неправительственных организаций.
     2. Создать Федеральный центр по проблемам детей, молодежи и семьи
при   Президенте  Российской  Федерации  с  функциями  координации   и
контроля.
     3.   Обсудить  проблему  защиты  прав  детей  во  всех  субъектах
Российской  Федерации,  широко  осветив  ход  дискуссий  в   средствах
массовой информации.
     4.   Провести   в  Государственной  Думе  Федерального   Собрания
Российской  Федерации  парламентские слушания  на  тему:  "О  создании
государственной  системы  управления  и  контроля  за  обеспечением  и
защитой прав ребенка в Российской Федерации".
     Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия надеются на
Вашу  поддержку и убедительно просят направить предложения по поднятым
в данном обращении проблемам в наш адрес не позднее 15 июля 2003 года.



Информация по документу
Читайте также