Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 18.09.2003 № 779-III ЗС

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

        Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации

     В  соответствии  с  частью  2 статьи 125  Конституции  Российской
Федерации,  с  подпунктом  "а" пункта 1  части  первой  статьи  3,  со
статьями  36, 37, 38, 84 и 85 Федерального конституционного закона  "О
Конституционном  Суде  Российской Федерации" Законодательное  Собрание
Республики Карелия постановляет:
     1.  Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с
запросом  о  соответствии  Конституции Российской  Федерации  части  1
статьи  34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи
121 Семейного кодекса Российской Федерации (прилагается).
     2.  Поручить  Председателю Законодательного  Собрания  Республики
Карелия Левину Николаю Ивановичу представлять Законодательное Собрание
Республики  Карелия при рассмотрении данного запроса в Конституционном
Суде Российской Федерации.

     Председатель Законодательного Собрания
     Республики Карелия          Н.И. ЛЕВИН

Петрозаводск
18 сентября 2003 г.
N 779-III ЗС

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ
                                             к постановлению
                                        Законодательного Собрания
                                            Республики Карелия
                                          от 18 сентября 2003 г.
                                               N 779-III ЗС

                                           Конституционный Суд
                                          Российской Федерации,
                                    103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21

                                                Заявитель:
                                         Законодательное Собрание
                                           Республики Карелия,
                                         185610, г. Петрозаводск,
                                           ул. Куйбышева, д. 5

                                ЗАПРОС
  Законодательного Собрания Республики Карелия в Конституционный суд
                         Российской Федерации

   О соответствии Конституции Российской Федерации части 1 статьи 34
    Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121
                Семейного кодекса Российской Федерации

     В  соответствии  с  частью  2 статьи 125  Конституции  Российской
Федерации,  с  подпунктом  "а" пункта 1  части  первой  статьи  3,  со
статьями  36, 37, 38, 84 и 85 Федерального Конституционного закона  от
21   июля  1994  года  N  1-ФКЗ  "О  Конституционном  Суде  Российской
Федерации"  и  с  постановлением Законодательного Собрания  Республики
Карелия  от  18  сентября  2003 года N  779-III  ЗС  "Об  обращении  в
Конституционный  Суд  Российской Федерации"  Законодательное  Собрание
Республики  Карелия  просит Конституционный Суд  Российской  Федерации
провести проверку соответствия Конституции Российской Федерации  части
1  статьи  34 Гражданского кодекса Российской Федерации от  30  ноября
1994  года  N  51-ФЗ (Собрание законодательства Российской  Федерации,
1996,  N 9, ст. 773; 1996, N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001,
N  17,  ст. 1644; 2001, N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; 2002,  N
48,  ст.  4746;  2003, N 2, ст. 167) и пункта 2 статьи  121  Семейного
кодекса  Российской  Федерации  от  29  декабря  1995  года  N  223-ФЗ
(Собрание  законодательства Российской Федерации, 1996, N 1,  ст.  16;
1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153).
     Основанием   для  обращения  в  Конституционный  Суд   Российской
Федерации,    согласно   части   второй   статьи    36    Федерального
Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
является   обнаружившаяся   правовая   неопределенность   в    вопросе
соответствия   положений  части  1  статьи  34  Гражданского   кодекса
Российской   Федерации  и  пункта  2  статьи  121  Семейного   кодекса
Российской Федерации Конституции Российской Федерации.
     В  соответствии  с  частью  1  статьи 38  Конституции  Российской
Федерации   материнство  и  детство,  семья  находятся   под   защитой
государства.  Согласно  подпункту "ж" части 1  статьи  72  Конституции
Российской  Федерации защита семьи, материнства, отцовства  и  детства
находится  в  совместном  ведении  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской   Федерации.  Таким  образом,  защита  семьи,  материнства,
отцовства  и детства является государственной функцией и в этой  сфере
Российская Федерация и ее субъекты совместно ответственны за состояние
дел.
     Статьи   8,   52,  121  Семейного  кодекса  Российской  Федерации
предусматривают,  что защиту семейных прав, защиту  прав  и  интересов
детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и
попечительства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что  функции  по
опеке  и попечительству - это государственные функции. Такой же подход
к   функциям   по  опеке  и  попечительству,  как  к  государственным,
содержится  в  Федеральном  законе  "О  дополнительных  гарантиях   по
социальной  защите  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей",  который определяет меры государственной поддержки  детей-
сирот   и   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.  Статья   4
Федерального    закона   "Об   основных   гарантиях   прав    ребенка"
предусматривает,  что  государственная  политика  в  интересах   детей
является  приоритетной  областью деятельности органов  государственной
власти  Российской  Федерации и основана на  принципе  государственной
поддержки  семьи  в  целях обеспечения полноценного воспитания  детей,
защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
     Однако  в соответствии с частью 1 статьи 34 Гражданского  кодекса
Российской  Федерации органами опеки и попечительства являются  органы
местного   самоуправления.  Пункт  2  статьи  121  Семейного   кодекса
Российской  Федерации  также  устанавливает,  что  органами  опеки   и
попечительства  являются  органы местного самоуправления,  а  согласно
части  5 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации",  органы  местного
самоуправления  не  входят в систему органов  государственной  власти.
Статья  6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления  в  Российской Федерации"  содержит  перечень  вопросов
местного значения, однако функции по опеке и попечительству к  ним  не
отнесены.   Указанная   статья  предусматривает,   что   муниципальные
образования  вправе  принимать  к своему  рассмотрению  иные  вопросы,
однако,  лишь  те,  которые  отнесенные к вопросам  местного  значения
законами   субъектов  Российской  Федерации,  а  также   вопросы,   не
исключенные   из   их  ведения  и  не  отнесенные  к  ведению   других
муниципальных образований и органов государственной власти.
     Органы   местного  самоуправления  могут  наделяться   отдельными
государственными полномочиями, однако, лишь с одновременной  передачей
необходимых  материальных и финансовых средств. Реализация  переданных
полномочий подконтрольна государству.
     Органы   опеки  и  попечительства  осуществляют  защиту  прав   и
интересов  детей  в случаях смерти родителей, лишения их  родительских
прав,  ограничения  их  в  родительских  правах,  признания  родителей
недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия  родителей,
уклонения  родителей  от воспитания детей или  от  защиты  их  прав  и
интересов,  в  том  числе при отказе родителей взять  своих  детей  из
воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений  социальной
защиты  населения и других аналогичных учреждений, а  также  в  других
случаях   отсутствия   родительского   попечения.   Органы   опеки   и
попечительства  выявляют  детей, оставшихся без  попечения  родителей,
ведут  учет  таких  детей и исходя из конкретных обстоятельств  утраты
попечения  родителей избирают формы устройства детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  а  также осуществляют последующий  контроль  за
условиями  их содержания, воспитания и образования. В то же  время,  в
соответствии  с  пунктом  2  статьи 123 Семейного  кодекса  Российской
Федерации,  до  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей,
исполнение   обязанностей   опекуна   (попечителя)   детей    временно
возлагается  на органы опеки и попечительства. Таким образом,  функции
исполнения и контроля сосредотачиваются в одном органе. Кроме того,  в
статье   77  Семейного  кодекса  Российской  Федерации  указано,   что
немедленное   отобрание   ребенка   производится   органом   опеки   и
попечительства  на  основании соответствующего  акта  органа  местного
самоуправления, то есть исполнитель и распорядитель выступают в  одном
лице.
     Таким  образом,  при  осуществлении опеки  и  попечительства  над
детьми   на   один   и  тот  же  орган  возлагается  распорядительная,
исполнительская и контрольная функции одновременно.
     Представляется, что возложение функции по опеке и  попечительству
на  органы местного самоуправления противоречит юридической природе  и
назначению  института  опеки  и  попечительства,  функциям  и  задачам
органов местного самоуправления.
     На  основании  изложенного  Законодательное  Собрание  Республики
Карелия просит Конституционный Суд Российской Федерации:
     Признать  часть  1  статьи  34  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  и пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации
не  соответствующими  Конституции Российской  Федерации,  ее  части  1
статьи 38 и подпункту "ж" части 1 статьи 72.

     Председатель Законодательного Собрания
     Республики Карелия          Н.И. ЛЕВИН





Информация по документу
Читайте также