Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 01.06.2005 № 159 р-П

 



            РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ             

       В  целях  улучшения состояния здоровья населения и формирования 
здорового образа жизни:
       1. Одобрить республиканскую целевую программу  "Здоровый  образ
жизни"  на  период  2005  - 2007 годов и до 2010 года в новой редакции
(далее - Программа)  и  представить  ее  в  установленном  порядке  на
утверждение в Законодательное Собрание Республики Карелия.
       2. Определить ответственным исполнителем Программы Министерство
здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

       Глава Республики Карелия          С.Л. КАТАНАНДОВ

Петрозаводск
1 июня 2005 г.
N 159р-П




                               Одобрена
                            Распоряжением
                   Правительства Республики Карелия
                     от 1 июня 2005 года N 159р-П

                              Утверждена
                            Постановлением
                        ЗС Республики Карелия
                  от 16 июня 2005 года N 1836-III ЗС
     
                  РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                   "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" НА ПЕРИОД
                    2005-2007 ГОДОВ И ДО 2010 ГОДА

                               ПАСПОРТ
                  РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                   "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" НА ПЕРИОД
                    2005-2007 ГОДОВ И ДО 2010 ГОДА
     
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Наименование     | - Республиканская целевая программа "Здоровый образ                |
| Программы        | жизни" на период 2005-2007 годов и до 2010 года                    |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Решение          | - 4 декабря 2000 года на заседании Комиссии по вопросам            |
| о разработке     | улучшения положения женщин в Республике Карелия                    |
| Программы        |                                                                    |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Решение          | - наказы избирателей Главе Республики Карелия                      |
| о внесении       |                                                                    |
| изменений        |                                                                    |
| и дополнений     |                                                                    |
| в Программу      |                                                                    |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Государственный  | - Министерство здравоохранения, социального развития               |
| заказчик         | и спорта Республики Карелия,                                       |
| Программы        | Министерство образования и по делам молодежи                       |
|                  | Республики Карелия,                                                |
|                  | Министерство культуры и по связям с общественностью                |
|                  | Республики Карелия                                                 |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Основные         | - Министерство здравоохранения, социального развития               |
| разработчики     | и спорта Республики Карелия,                                       |
| Программы        | Министерство образования и по делам молодежи                       |
|                  | Республики Карелия,                                                |
|                  | Министерство культуры и по связям с общественностью                |
|                  | Республики Карелия                                                 |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Цель Программы   | - формирование у населения идеологии здорового образа              |
|                  | жизни, укрепление физического и духовного здоровья                 |
|                  | населения через объединенные усилия государства,                   |
|                  | местного самоуправления и общества;                                |
|                  | вовлечение населения в систематические занятия                     |
|                  | физической культурой, спортом и туризмом                           |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Задачи Программы | - формирование здорового образа жизни;                             |
|                  | улучшение состояния здоровья населения;                            |
|                  | социально-психологическая реабилитация населения;                  |
|                  | создание сети социального партнерства и                            |
|                  | межведомственного взаимодействия;                                  |
|                  | поддержка инициатив, направленных на формирование                  |
|                  | здорового образа жизни в системах здравоохранения,                 |
|                  | образования, бизнеса и общественном секторе                        |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы    | - I этап - 2005 год:                                               |
| реализации       | внедрение идеологии здорового образа жизни среди                   |
| Программы        | населения, проживающего в Республике Карелия, и                    |
|                  | формирование у населения моделей поведения,                        |
|                  | соответствующих здоровому образу жизни;                            |
|                  | формирование критериев оценки здорового образа жизни               |
|                  |                                                                    |
|                  | II этап - 2006 год:                                                |
|                  | формирование здорового образа жизни населения                      |
|                  | республики на пилотных территориях с последующим                   |
|                  | распространением опыта на всей территории республики               |
|                  |                                                                    |
|                  | III этап - 2007 год и далее:                                       |
|                  | формирование здорового образа жизни населения в                    |
|                  | Республике Карелия. Оценка результатов реализации                  |
|                  | Программы.                                                         |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Перечень         | - создание механизмов межведомственного взаимодействия             |
| основных         | исполнителей Программы;                                            |
| мероприятий      |                                                                    |
| Программы        | обеспечение мер, направленных на повышение уровня                  |
|                  | знаний населения о здоровом образе жизни, организация              |
|                  | просветительской деятельности учреждений культуры,                 |
|                  | образования и здравоохранения по формированию здорового            |
|                  | образа жизни, обучение школьников и подростков                     |
|                  | формированию здорового образа жизни;                               |
|                  |                                                                    |
|                  | создание и реализация межведомственных проектов,                   |
|                  | направленных на формирование здорового образа жизни и              |
|                  | оздоровление населения, развитие системы медицинской               |
|                  | профилактики; повышение роли первичного звена                      |
|                  | здравоохранения в формировании здорового образа жизни              |
|                  | населения, мероприятия по повышению квалификации                   |
|                  | и уровня знаний специалистов учреждений, обеспечение               |
|                  | мероприятий по вовлечению населения в занятия физической           |
|                  | культурой, спортом и туризмом, повышение доступности               |
|                  | объектов для занятий, проведение массовых                          |
|                  | детско-юношеских мероприятий, обновление содержания,               |
|                  | форм, средств физического воспитания и спортивной                  |
|                  | подготовки на основе современных технологий;                       |
|                  |                                                                    |
|                  | совершенствование нормативно-правовой,                             |
|                  | материально-технической и организационно-управленческой            |
|                  | базы;                                                              |
|                  |                                                                    |
|                  | оказание поддержки в организации рационального питания             |
|                  | для детей в образовательных учреждениях;                           |
|                  |                                                                    |
|                  | обеспечение мер по расширению производства продуктов               |
|                  | питания, обогащенных витаминами и микронутриентами;                |
|                  |                                                                    |
|                  | проведение мониторинга по реализации программы,                    |
|                  | проведение социологических исследований среди населения,           |
|                  | применение систем контроля мероприятий, осуществляемых             |
|                  | медицинскими и педагогическими работниками                         |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Основные         | - Министерство здравоохранения, социального развития               |
| исполнители      | и спорта Республики Карелия,                                       |
| Программы        | Министерство образования и по делам молодежи                       |
|                  | Республики Карелия,                                                |
|                  | Министерство культуры и по связям с общественностью                |
|                  | Республики Карелия,                                                |
|                  | Территориальное управление Федеральной службы по                   |
|                  | надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия             |
|                  | человека по Республике Карелия (по согласованию);                  |
|                  | Министерство экономического развития Республики Карелия;           |
|                  | Министерство сельского, рыбного хозяйства                          |
|                  | и продовольствия Республики Карелия;                               |
|                  | Министерство строительства Республики Карелия                      |
|                  | совместно с органами местного самоуправления                       |
|                  | муниципальных образований Республики Карелия                       |
|                  | (далее - органы местного самоуправления)                           |
|                  | (по согласованию), общественными организациями и                   |
|                  | хозяйствующими субъектами (по согласованию)                        |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Объемы           | - на весь период - 38451,0 тыс. рублей, из них:                    |
| финансирования   | средства бюджета Республики Карелия                                |
| Программы        | - 36746,0 тыс. рублей, внебюджетные средства                       |
| (в ценах         | - 1705,0 тыс.рублей,                                               |
| 2004 года)       | в том числе:                                                       |
|                  | Министерство здравоохранения, социального развития                 |
|                  | и спорта Республики Карелия - 23334,0 тыс. рублей,                 |
|                  | из них: средства бюджета Республики Карелия                        |
|                  | - 23258,0 тыс. рублей, внебюджетные средства                       |
|                  | - 76,0 тыс.рублей;                                                 |
|                  | Министерство образования и по делам молодежи                       |
|                  | Республики Карелия - 4040,0 тыс. рублей, из них:                   |
|                  | средства бюджета Республики Карелия - 3890,0                       |
|                  | тыс. рублей, внебюджетные средства - 150,0 тыс. рублей;            |
|                  | Министерство культуры и по связям с общественностью                |
|                  | Республики Карелия - 9177,0 тыс. рублей, из них:                   |
|                  | средства бюджета Республики Карелия                                |
|                  | - 7698,0 тыс. рублей, внебюджетные средства                        |
|                  | - 1479,0 тыс. рублей;                                              |
|                  | Министерство экономического развития Республики                    |
|                  | Карелия - 1900,0 тыс. рублей, из них:                              |
|                  | средства бюджета Республики Карелия                                |
|                  | - 1900,0 тыс. рублей, внебюджетные средства                        |
|                  | - 0,0 тыс. рублей;                                                 |
|                  | Министерство строительства Республики Карелия                      |
|                  | - (195550,0) тыс. рублей, из них:                                  |
|                  | средства бюджета Республики Карелия                                |
|                  | - (195550,0) тыс. рублей, внебюджетные средства                    |
|                  | - 0,0 тыс. рублей (предусмотрено в долгосрочной                    |
|                  | инвестиционной Программе Республики Карелия                        |
|                  | на 2005-2006 годы и до 2010 года, одобренной                       |
|                  | Распоряжением Правительства Республики Карелия                     |
|                  | от 26 июня 2004 года N 311р-П).                                    |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|
| Ожидаемые        | - снижение уровня инвалидности от сосудистых                       |
| конечные         | осложнений артериальной гипертензии до 12,7 на                     |
| результаты       | 10 тыс. человек; цереброваскулярных болезней до                    |
| реализации       | 55,6 на 10 тыс. человек;                                           |
| Программы        | снижение уровня заболеваемости населения инфекциями,               |
|                  | передающимися половым путем до 650,6 на                            |
|                  | 100 тыс. человек;                                                  |
|                  | снижение заболеваемости туберкулезом постоянного                   |
|                  | населения до 60,0 на 100 тыс. человек;                             |
|                  | снижение общей смертности населения Республики Карелия             |
|                  | до 17,6 процента;                                                  |
|                  | снижение естественной убыли населения до 7,8 процента;             |
|                  | повышение доли населения, в том числе детей, подростков,           |
|                  | учащихся и студентов всех учебных и образовательных                |
|                  | учреждений, охваченных услугами, мероприятиями,                    |
|                  | предусмотренными Программой;                                       |
|                  | повышение удельного веса населения, систематически                 |
|                  | занимающихся физической культурой и спортом                        |
|                  | до 16 процентов;                                                   |
|                  | повышение удельного веса населения, вовлеченного                   |
|                  | в туристские путешествия внутри республики.                        |
|------------------|--------------------------------------------------------------------|

     ВВЕДЕНИЕ
     
     Основные термины и понятия
     
     Гигиенические навыки   -   умения,   основанные   на    овладении
гигиеническими  знаниями  о  здоровом образе  жизни  и  правильном  их
использовании,   закрепленные   в   результате   обучения,   опыта   и
многократного повторения  и  характеризующиеся способностью  совершать
действия,  направленные  на сохранение,  укрепление  и  восстановление
здоровья.
     Гигиеническое воспитание  и   обучение  -  система   образования,
включающая   в   себя   комплексную   просветительную,   обучающую   и
воспитательную     деятельность,     направленную     на     повышение
информированности по вопросам здоровья  и его охраны, на  формирование
общей  гигиенической  культуры,  закрепление  гигиенических   навыков,
создание мотивации для  ведения здорового  образа жизни как  отдельных
людей, так и общества в целом.
     Здоровый образ  жизни  -   это  такая  форма   жизнедеятельности,
преимущественно  в досуговой  сфере,  и  такой образ  мыслей,  которые
удовлетворяют    естественные   психоэмоциональные,    культурные    и
физиологические потребности  человека,  и направлены  на сохранение  и
укрепление  его  этногенетических,  этносоциальных  и   этнокультурных
основ,  обеспечивая   самоутверждение   посредством  всестороннего   и
гармоничного развития.
     Здоровье -  это  состояние полного  физического,  психического  и
социального  благополучия,  а   не  только  отсутствие  болезней   или
физических  дефектов  (Устав  Всемирной  организации   здравоохранения
(далее  - ВОЗ),  1948).  ВОЗ провозглашен  принцип,  в соответствии  с
которым  "обладание  наивысшим достижимым  уровнем  здоровья  является
одним из основных прав каждого человека".
     Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на
популяционном или   индивидуальном   уровне.   По   мнению   ВОЗ,    в
медико-санитарной  статистике  под  здоровьем  понимается   отсутствие
выявленных расстройств  и заболеваний (на  индивидуальном уровне)  или
процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на
популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье
общества следует рассматривать  как ресурс национальной  безопасности,
средство,  позволяющее  людям   жить  благополучной,  продуктивной   и
качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных
прав  человека.  Все  люди  должны  иметь  доступ  к  необходимым  для
обеспечения здоровья ресурсам.
     Здоровье населения   -   медико-демографическая   и    социальная
категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие
людей,  осуществляющих свою  жизнедеятельность  в рамках  определенных
социальных общностей.
     Здоровье населения   -   совокупность   индивидуальных    уровней
здоровья, которая  характеризует жизнеспособность  общества и  прогноз
его дальнейшего социально-экономического развития.
     Здоровье психическое   -    динамический   процесс    психической
деятельности,  которому  свойственны  детерминированность  психических
явлений,  гармоническая  взаимосвязь  между  отражением  обстоятельств
действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность  реакций
организма  на  социальные,   психологические  и  физические   (включая
биологические)   условия  жизнедеятельности,   благодаря   способности
личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой
жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
     Здоровье сексуальное - способность к удовлетворяющим  сексуальным
отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.
     Мотивация к  формированию  потребности в  здоровье  -  побуждение
индивидуумов к  действиям,  направленным на  укрепление, сохранение  и
восстановление здоровья, профилактику  заболеваний и других  нарушений
здоровья.
     Основные термины    и     понятия    определены     Министерством
здравоохранения       Российской      Федерации,       Государственным
научно-исследовательским     центром     профилактической     медицины
Министерства   здравоохранения   Российской   Федерации,    Московской
медицинской  академией   им.   И.М.Сеченова,  Российской   медицинской
академией последипломного образования.
     
     I. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ И  ОБОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ  РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
     
     Состояние здоровья населения Республики Карелия вызывает  большую
тревогу. Несмотря на  сохраняющийся в Республике  Карелия в 2003  году
рост рождаемости, начавшийся в 2000 году, показатель ее - 10,2 (9,6  в
2002 году) на 1000 населения,  на естественной убыли населения это  не
отразилось.
     Рост смертности в 2003 году (19,9  на 1000 человек против 17,8  в
2002 году) определяет естественную убыль населения. На долю умерших  в
трудоспособном возрасте приходится 39,7 процента (37 процентов -  2002
год).
     Продолжительность жизни  по   сравнению   с  наиболее   развитыми
западными  странами остается  низкой.  В 2002  году  продолжительность
жизни у мужчин составила 55,9 лет, у женщин - 69,7 года (для сравнения
с Российской Федерацией: у мужчин - 58,47 лет, у женщин - 72,04 года).
При этом 85 процентов смертности населения обусловлено тремя причинами
заболеваний: заболевания системы кровообращения, травмы и  отравления,
новообразования. Корни  этих заболеваний лежат  в изменившемся  образе
жизни  населения,  распространении  вредных  привычек,  складывающихся
новых  традициях   питания,  повышении  психоэмоциональных   нагрузок,
снижении  физической  активности населения.  Особую  тревогу  вызывает
злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами.
     Одним из  существенных  негативных факторов  риска,  влияющих  на
состояние  здоровья  населения,  является пьянство  и  алкоголизм.  По
данным медицинской статистики в 2003 году заболеваемость  алкоголизмом
в Республике Карелия  составила 140,3 на 100  тысяч населения (в  1998
году - 85,3). В действительности эти цифры надо увеличить в 3-4  раза.
На 16,3 процента отмечается рост психотических расстройств,  связанных
с    употреблением    алкоголя,    которые    являются     индикатором
распространенности алкоголизма,  их  показатель в  2003 году  составил
117,1 на 100 тыс. населения  против 98,0 в 2002 году. Особое  опасение
вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. По данным Центра
социальных исследований  Карельского государственного  педагогического
университета за  2001-2003 годы систематически  употребляют пиво  63,8
процента  выпускников  школ  республики,   а  в  таких  городах,   как
Костомукша, Медвежьегорск, п. Кончезеро этот процент доходит до 80. По
данным государственной статистики в структуре потребительских расходов
на покупку алкогольных  напитков расходуется  2,9 процента из  бюджета
домашних хозяйств.
     Ситуация вызывает   тревогу,   так  как   по   данным   Всемирной
организации  здравоохранения  при  достижении  уровня   среднедушевого
потребления 8 литров алкоголя  (в пересчете на 96-процентный спирт)  в
год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации.
     Обращает на  себя  внимание  распространенность  табакокурения  в
республике,  которое приобрело  характер  эпидемии. По  данным  опроса
учащихся 5-11 классов курит каждый третий подросток.
     Экономическая нестабильность,    повышение     психоэмоциональных
нагрузок  привели  к  ухудшению психического  здоровья  населения.  По
данным   Республиканского   психолого-медико-педагогического    центра
ежегодно с  проблемами  психического характера  обращается более  1100
семей. Это  и  проблемы личностных  особенностей  детей, нарушение  их
эмоционально-волевой  сферы  (суициды,  антиобщественное   поведение),
проблемы интеллектуального развития, взаимоотношения с родителями.
     Среди социально    дезадаптированных    детей    и     подростков
распространенность  психической патологии  достигла  95 процентов.  По
данным  кабинета  медико-психологической помощи  ГУЗ  "Республиканский
психоневрологический   диспансер"    отмечается   значительный    рост
невротических расстройств у детей и подростков.
     По данным Всероссийской диспансеризации детского населения в 2002
году 63,15  процента  детей  имеют отклонения  в  состоянии  здоровья,
лидирующее место занимают (15,3 процента) болезни органов  пищеварения
(у детей  от 0  до  6 лет  - 14,5  процента; от  7  до 17  лет -  17,3
процента),   что   требует   незамедлительных   мер   по   организации
рационального питания, прежде всего в общеобразовательных учреждениях.
     Недостаточен объем  двигательной   активности,  необходимый   для
укрепления  здоровья  детей,  школьников,  учащейся  молодежи.  Падает
уровень образования, культуры, нравственности населения, прежде  всего
подрастающего поколения.
     Для того,   чтобы   остановить   неблагоприятные   тенденции    -
депопуляцию,  постарение   населения,  высокую   смертность  в   любом
возрасте, необходимо создание инфраструктуры служб, чьи функции должны
быть шире, чем просто оказание медицинской помощи. Необходимо развитие
профилактических подходов,  подготовка кадров, поддержка  организаций,
работающих в области укрепления здоровья населения.
     Проблематика формирования   здорового   образа   жизни   -    это
проблематика формирования  мировоззрения  и соответствующих  принципов
социального  поведения.  При  этом  основополагающими   побудительными
мотивами к здоровому образу жизни являются: духовность, нравственность
и  самодостаточность. В  свою  очередь стремление  к  познанию цели  и
смысла бытия являются поводом к глубокой внутренней жизни, формирующей
культурно-познавательные потребности,  круг общения и  соответствующие
жизненные  приоритеты,  что  в  совокупности  и  является  стержневой,
принципиальной основой здорового образа жизни, основой  содержательной
качественной личности.
     Дальнейшее улучшение состояния здоровья населения требует подхода
к здоровью  с  точки  зрения  его  широкого  понимания  и  учета  всех
факторов, определяющих  здоровье, таких, как  образ жизни,  социальное
благополучие,   психологический  климат,   физико-химические   факторы
окружающей  среды.  Необходимо  более  жесткое  смещение  акцентов  от
лечебных к профилактическим мероприятиям и пересмотр самого подхода  к
здоровью.
     Назрела необходимость  изменить отношение  к  здоровью не  только
отдельных  лиц,  но  и  всего  общества,  поставить  здоровье  в   ряд
приоритетных  проблем  социально-экономического  развития   Республики
Карелия. Здоровье  республики  - это  не  набор "хороших"  показателей
здоровья, а стиль общественного мышления и социальной политики.
     Проблемы, которые  необходимо  решать  в  процессе   оздоровления
республики, сложны  и многообразны.  Их успешное  решение, особенно  в
условиях весьма  ограниченных  ресурсов, возможно  только при  условии
единой  государственной политики  в  системе организации  формирования
здорового образа  жизни  и вовлечении  всех заинтересованных  секторов
общества,  осуществление целенаправленных  скоординированных  действий
органов  исполнительной  и  законодательной  власти,  заинтересованных
министерств и ведомств, органов местного самоуправления и общественных
организаций.
     Данная Программа направлена  на формирование идеологии  здорового
образа жизни, воздействие на  управляемые факторы риска, прежде  всего
факторы поведения,  привычки,  отношения и  установки поведения  людей
через информацию и обеспечение активных форм участия самого населения,
внедрение  методов  антиалкогольного и  антинаркотического  воспитания
личности.
     Особую, ведущую  роль  в   эффективной  реализации  Программы   и
формировании у населения Республики Карелия идеологии здорового образа
жизни следует определить за сферой образования и культуры, которые  на
протяжении продолжительного времени  наработали определенные методы  и
приемы  в  целенаправленном формировании  представлений,  установок  и
социальных ориентиров в эстетическое, экологическое, патриотическое  и
идеологическое воспитание.
     Одним из ключевых  моментов  успешного осуществления  программных
мероприятий является широкая  пропаганда Программы на  организационном
этапе и широкое освещение по мере выполнения программных мероприятий в
средствах   массовой   информации,   на   общественных   мероприятиях.
Необходимо создать  систему  стимулов для  поощрения здорового  образа
жизни среди населения республики.
     Укрепление здоровья  общества  в  Карелии  является  неотъемлемой
частью экономического  развития  республики, становления  полноценного
демократического  общества.  Построение  политически  и   экономически
развитой республики невозможно в условиях слабого здоровья населения.
     В условиях   социально-экономических  преобразований   необходима
государственная поддержка и выделение на эти цели средств из  бюджетов
разных уровней.
     
     II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     
     Главной стратегической (долгосрочной) целью является формирование
у населения  Республики  Карелия  идеологии  здорового  образа  жизни,
укрепление физического  и  духовного здоровья  населения в  Республике
Карелия через объединенные усилия государства, местного самоуправления
и общества.
     Достижение поставленных целей  обеспечивается решением  следующих
задач:
     - формирование здорового образа жизни;
     - улучшение состояния здоровья населения;
     - социально-психологическая реабилитация населения;
     - создание  сети   социального  партнерства  и   межведомственной
кооперации;
     - поддержка  эффективных  инициатив в  системах  здравоохранения,
образования, бизнеса и общественном секторе.
     Сроки реализации Программы  - 2005-2007  годы и до  2010 года.  В
Программе предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий.
     I этап - 2005  год - внедрение  идеологии здорового образа  жизни
среди населения, проживающего в  Республике Карелия, и формирование  у
населения моделей поведения,  соответствующих здоровому образу  жизни.
Формирование критериев оценки образа жизни.
     II этап  -  2006  год  -  формирование  здорового  образа   жизни
населения в пилотных территориях с последующим распространением  опыта
на всей территории республики.
     III этап - 2007 год и далее - формирование здорового образа жизни
населения Республики Карелия. Оценка результатов реализации Программы.
     
     III. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
     
     В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
     - создание     механизмов    межведомственного     взаимодействия
исполнителей программы;
     - обеспечение  мер,  направленных  на  повышение  уровня   знаний
населения  о  здоровом  образе  жизни,  организация   просветительской
деятельности  учреждений культуры,  образования  и здравоохранения  по
формированию здорового образа жизни, обучение школьников и  подростков
формированию здорового образа жизни;
     - создание и  реализация межведомственных проектов,  направленных
на  формирование  здорового  образа жизни  и  оздоровление  населения,
развитие системы медицинской  профилактики; повышение роли  первичного
звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения,
мероприятия по  повышению  квалификации и  уровня знаний  специалистов
учреждений, обеспечение мероприятий по вовлечению населения в  занятия
физической  культурой,  спортом  и  туризмом,  повышение   доступности
объектов   для    занятий,   проведение   массовых    детско-юношеских
мероприятий,   обновление   содержания,  форм,   средств   физического
воспитания и спортивной  подготовки на основе современных  технологий,
содействие    развитию     в    Республике    Карелия     современного
высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса;
     - совершенствование нормативной правовой, материально-технической
и организационно-управленческой базы;
     - оказание  поддержки  в организации  рационального  питания  для
детей в общеобразовательных учреждениях, обеспечение мер по расширению
производства    продуктов    питания,   обогащенных    витаминами    и
микронутриентами;
     - проведение  мониторинга  по  реализации  Программы,  проведение
социологических  исследований   среди  населения,  применение   систем
контроля мероприятий,  осуществляемых  медицинскими и  педагогическими
работниками.
     
     IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
     
     Мероприятия Программы  реализуются   за   счет  средств   бюджета
Республики   Карелия,   фондов  и   других   источников,   разрешенных
законодательством, а также за счет административных,  организационных,
информационных   и   человеческих   ресурсов   основных   исполнителей
Программы.
     Распределение средств   на   реализацию   Программы   в   разрезе
распорядителей кредитов приводится в приложении к Программе.
     
     V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     
     Государственные заказчики      Программы      -      Министерство
здравоохранения,  социального развития  и  спорта Республики  Карелия,
Министерство  образования  и  по делам  молодежи  Республики  Карелия,
Министерство  культуры  и  по  связям  с  общественностью   Республики
Карелия.
     Координатор Программы   -   координационный   совет   при   Главе
Республики  Карелия,   образованный  Распоряжением  Главы   Республики
Карелия от 18 июня 2004 года N 354-р.
     Исполнители Программы:
     Министерство здравоохранения,  социального   развития  и   спорта
Республики  Карелия,  Министерство  образования и  по  делам  молодежи
Республики Карелия,
     Министерство культуры и  по связям  с общественностью  Республики
Карелия,
     Территориальное управление Федеральной службы по надзору в  сфере
защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике  Карелия
(по согласованию);
     Министерство экономического развития Республики Карелия;
     Министерство сельского,   рыбного  хозяйства   и   продовольствия
Республики Карелия;
     Министерство строительства Республики Карелия.
     По основным направлениям  реализации Программы создаются  рабочие
группы. Перед членами  каждой рабочей группы ставятся  соответствующие
задачи  и  сроки  их исполнения.  Исполнители  в  установленные  сроки
отчитываются  перед  координационным  советом  при  Главе   Республики
Карелия о  выполнении мероприятий по  реализации Программы,  формируют
бюджетную  заявку  на  ассигнования  из  республиканского  бюджета   и
представляют ее  на  рассмотрение в  координационный  совет при  Главе
Республики Карелия.
     Исполнители в   целях   реализации   мероприятий   Программы   на
муниципальном  уровне   заключают  соглашения   с  органами   местного
самоуправления на условиях софинансирования.
     
     VI. ОРГАНИЗАЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ  И  КОНТРОЛЬ ЗА  ХОДОМ  ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
     
     Координационный совет   при    Главе   Республики   Карелия,    в
соответствии  с   поставленными  задачами,  обеспечивает   координацию
деятельности исполнителей, осуществляет  контроль за ходом  реализации
мероприятий и эффективности  использования средств. Для  осуществления
текущей работы по управлению Программой может быть образована дирекция
под руководством ответственного исполнителя.
     К реализации    Программы     привлекаются    органы     местного
самоуправления  (по  согласованию). Для  рационального  использования,
выделенных на реализацию  Программы средств координационный совет  при
Главе Республики Карелия определяет первоочередные мероприятия и объем
их финансирования. Координационный совет при Главе Республики  Карелия
оказывает методическую помощь исполнителям Программы.
     Государственные заказчики   Программы   представляют   отчет    о
реализации Программы один раз в год.
     
     VII. ОЦЕНКА   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ   РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
     
     Социальная значимость    Программы    определяется     комплексом
мероприятий, направленных на улучшение показателей здоровья населения.
Ожидается,   что   в  результате   широкомасштабных   мероприятий   по
формированию здорового образа жизни населения Республики Карелия:
     - снизится   уровень   инвалидности  от   сосудистых   осложнений
артериальной   гипертензии    до    12,7   на    10   тыс.    человек;
цереброваскулярных болезней до 55,6 на 10 тыс. человек;
     - снизится   уровень    заболеваемости   населения    инфекциями,
передающимися половым путем до 650,6 на 100 тыс. человек;
     - снизится   уровень  заболеваемости   туберкулезом   постоянного
населения до 60,0 на 100 тыс. человек;
     - снизится общая смертность населения до 17,6 процента;
     - снизится естественная убыль населения до - 7,8 процента;
     - повысится  доля  населения,  в  том  числе  детей,   охваченных
услугами, мероприятиями, предусмотренными Программой;
     - повысится удельный вес населения, систематически  занимающегося
физической культурой и спортом до 16 процентов;
     - повысится   процент   населения,  вовлеченного   в   туристские
путешествия внутри республики.
     Учитывая профилактическую направленность Программы, экономическая
эффективность ее также обеспечивается:
     сокращением расходов на лечение;
     снижением затрат  на  лекарственное  обеспечение  из-за  переноса
тяжести  на  первичную  профилактику  и  профилактику  факторов  риска
развития хронических неинфекционных заболеваний;
     увеличением продолжительности активной трудоспособности граждан.
     
     VIII. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" НА ПЕРИОД 2005-2007 ГОДОВ И ДО 2010 ГОДА <*>
___________________
<*> - не приводится


                                                            Приложение
                                                           к Программе
     
            Распределение средств на реализацию Программы
            в разрезе распорядителей кредитов (тыс. руб.)
     
|---------------------------|--------------------------------------------------------------------------|-----------------------------------|-------------------|
| Наименование              | Средства бюджета Республики Карелия по годам                             | Внебюджетные средства по годам    | Всего             |
| министерств               |                                                                          |                                   | 2005-2010         |
|                           |                                                                          |                                   | годы              |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------|
|                           | 2005        | 2006           | 2007  | 2008-         | Всего             | 2005 | 2006 | 2007 | 2008-| всего |                   |
|                           |             |                |       | 2010          | 2005-2010         |      |      |      | 2010 | 2005- |                   |
|                           |             |                |       |               |                   |      |      |      |      | 2010  |                   |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
| Министерство              | 12040,0     | 4095,0         | 2063,0| 5060,0        | 23258,0           | 0,0  | 60,0 | 4,0  | 12,0 | 76,0  | 23334,0           |
| здравоохранения,          |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| социального               |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| развития и спорта         |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Республики                |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Карелия                   |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
| Министерство              | 40,0        | 944,0          | 904,0 | 2002,0        | 3890,0            | 0,0  | 75,0 | 75,0 | 0,0  | 150,0 | 4040,0            |
| образования и по          |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| делам молодежи            |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Республики                |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Карелия                   |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
| Министерство              | 99,0        | 1486,0         | 1493,0| 4620,0        | 7698,0            | 396,0| 260,0| 161,0| 662,0| 1479,0| 9177,0            |
| культуры и по             |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| связям с                  |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| общественностью           |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Республики                |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Карелия                   |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
| Министерство              | 1300,0      | 300,0          | 300,0 | 0,0           | 1900,0            | 0,0  | 0,0  | 0,0  | 0,0  | 0,0   | 1900,0            |
| экономического            |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| развития                  |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Республики                |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Карелия                   |             |                |       |               |                   |      |      |      |      |       |                   |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
| Министерство              | (53000,0)   | (31550,0)      | (111000,0)            | (195550,0)        | 0,0  | 0,0  | 0,0  | 0,0  | 0,0   | (195550,0)        |
| строительства             |             |                |                       |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Республики                |             |                |                       |                   |      |      |      |      |       |                   |
| Карелия<*>                |             |                |                       |                   |      |      |      |      |       |                   |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
| ИТОГО                     | 13479,0     | 6825,0         | 4760,0| 11682,0       | 34746,0           | 396,0| 395,0| 240,0| 674,0| 1705,0| 38451,0           |
|---------------------------|-------------|----------------|-------|---------------|-------------------|------|------|------|------|-------|-------------------| 
     
     --------------------------------
     <*> Средства   предусмотрены   в   долгосрочной    инвестиционной
программе Республики Карелия на  2005-2006 и до 2010 года,  одобренной
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 июня 2004 года  N
311р-П.


Информация по документу
Читайте также