Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Карелия от 09.08.2011 № 455р-П

      
     
     
     
            РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

     В соответствии с постановлением Правительства Республики  Карелия
от 29  апреля  2009 года  N 93-П  "О  долгосрочных целевых  программах
Республики Карелия":
     1. Одобрить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой  программы
"Развитие туризма  в Республике  Карелия на 2012-2015  годы" (далее  -
Программа).
     2. Определить      государственным      заказчиком      Программы
Государственный  комитет   Республики  Карелия   по  делам   молодежи,
физической культуре, спорту и туризму.
     3. Государственному   комитету   Республики  Карелия   по   делам
молодежи,  физической   культуре,  спорту  и   туризму  обеспечить   в
установленном порядке разработку проекта Программы.

     Исполняющий обязанности
     Главы Республики Карелия          Ю.А. КАНЧЕР

Петрозаводск
9 августа 2011 г.
N 455р-П
     
     
     
     
                        Одобрена распоряжением
                   Правительства Республики Карелия
                   от 9 августа 2011 года N 455р-П

               КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
      "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ НА 2012-2015 ГОДЫ"
     
     I. Обоснование    содержания   проблемы,    требующей    решения,
соответствия целей  и задач долгосрочной  целевой программы  "Развитие
туризма  в   Республике   Карелия  на   2012-2015  годы"   приоритетам
социально-экономического развития  Республики  Карелия и  полномочиям,
отнесенным к ведению  субъекта Российской Федерации,  целесообразности
решения проблемы программно-целевым методом
     1. Характеристика проблемы
     В настоящее время основной проблемой  в сфере развития туризма  в
Республике     Карелия     является     удержание     и      повышение
конкурентоспособности   республиканского   туристского   комплекса   в
условиях    резко    возросшей    межрегиональной    конкуренции    за
перераспределение сократившихся туристских потоков.
     Туризм как   агрегированная   отрасль   экономического   развития
представляет собой  социально  ориентированный инновационный  комплекс
направлений,  обеспечивающий   в  режиме  максимальной   экологической
безопасности пополнение национальных, региональных и местных бюджетов,
рост  занятости  и  самозанятости  населения,  создание  условий   для
восстановления работоспособности,  поддержания  и укрепления  здоровья
людей.
     Карелия, учитывая  выгодное  геополитическое  положение,  богатые
рекреационные ресурсы и многовековое культурно-историческое  наследие,
традиционно  занимает особое  место  на  туристском рынке.  По  данным
независимых информационных агентств Карелия удерживает третье место по
общей туристской привлекательности для отечественных туристов и первое
место по привлекательности в области активных видов туризма.
     Период с 2007 по 2010 годы, на протяжении которого осуществлялась
реализация региональной   целевой   программы  "Развитие   туризма   в
Республике  Карелия   на   период  до   2010  года",   характеризуется
разнонаправленными         тенденциями,        проявившимися         в
социально-экономическом  развитии  Республики  Карелия  и   Российской
Федерации в целом.
     До 2008   года  включительно   развитие   туризма  в   республике
происходило на поступательной  основе с опережением плановых  значений
основных  количественных   показателей,  используемых  при   ежегодном
мониторинге состояния отрасли.
     В условиях  финансово-экономического кризиса  в  2009 году  резко
сократились турпотоки в целом по России: расходы на оплату  туристских
услуг одними из первых были исключены из бюджетов значительного  числа
домашних хозяйств ввиду того, что данные услуги не относятся к услугам
первой необходимости.
     Сокращение возможностей  финансирования мероприятий  региональной
целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период  до
2010 года" привело к выделению в 2009-2010 годах из бюджета Республики
Карелия   2,795  млн.   рублей,   что   составило  25   процентов   от
предусмотренных республиканской целевой программой "Развитие туризма в
Республике Карелия на период до 2010 года" 11,15 млн.рублей.
     Результатом воздействия кризисных явлений стал существенный  спад
значений показателей  развития  туризма (финансовых  - в  сопоставимых
ценах) в 2009 году.
     В Республике    Карелия    с    2005   по    2009    годы    доля
туристско-экскурсионных и  гостиничных  услуг в  общем объеме  платных
услуг  населению сократилась  с  4,4 до  4,1  процента (в  среднем  по
Российской   Федерации   сохранилась   на   уровне   4,1    процента).
Относительное  снижение   поступлений  от  туризма   по  сравнению   с
общероссийским  уровнем   объясняется  значительной  ролью   активного
туризма  в  туристской  деятельности в  Республике  Карелия,  что  при
недостаточной  обеспеченности   средствами  размещения   эконом-класса
приводит к более существенному перераспределению туристского потока  в
сторону  роста   доли  неорганизованных   посетителей  (в   частности,
самодеятельных   туристов)   с   соответствующим   сужением    спектра
востребованных туристских услуг.
     Итогом предпринятых  усилий по  преодолению  кризисных явлений  в
сфере туризма стали недопущение в 2010 году продолжения  произошедшего
в 2009 году спада значений количественных критериев развития  отрасли,
итоговое превышение базового уровня по всем показателям.
                                                             Таблица 1
|————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————|
|    Наименование показателя     |  2006 год  |  2007   |     2008 год     | 2009 год |     2010 год      | 2007-2010 годы  |
|                                | (базовый)  |   год   |  (максимальный   |  (спад)  |  (стабилизация)   |  (нарастающим   |
|                                |            | (рост)  |     уровень)     |          |                   |     итогом)     |
|————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————|
| Общий поток организованных     |    440     |   505   |       560        |   455    |        460        |      1 980      |
| туристов и экскурсантов, тыс.  |            |         |                  |          |                   |                 |
| человек                        |            |         |                  |          |                   |                 |
|————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————|
| Объем внебюджетных инвестиций  |    470     |   500   |       600        |   450    |        480        |      2 030      |
| в сфере туризма, млн. рублей   |            |         |                  |          |                   |                 |
|————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————|
| Совокупный доход от туризма,   |    3,2     |   3,6   |       4,25       |   3,87   |       4,18        |      15,9       |
| млрд. рублей                   |            |         |                  |          |                   |                 |
|————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————|
| Количество занятых в туризме,  |    2150    |  2400   |       2700       |   2500   |       2 600       |        -        |
| человек                        |            |         |                  |          |                   |                 |
|————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————|
     
     Решение обозначенной  проблемы  требует внедрение  в  сложившуюся
систему государственного регулирования развития туризма новых подходов
и  методик,  более  эффективно  консолидирующих  деятельность  органов
государственной   власти   и  местного   самоуправления,   организаций
туриндустрии.
     Задачей на  будущий   (плановый)   период  ставится   возвращение
устойчивых   поступательных   темпов  развития   отрасли,   достижение
ежегодного  роста   значений  показателей  (финансовых   -  с   учетом
дефляторов) на 5-7 процентов (с 2013 года - до 10 процентов).
     
     2. Цели и задачи долгосрочной целевой программы "Развития туризма
в Республике Карелия на 2012-2015 годы"
     Целью долгосрочной   целевой   программы  "Развитие   туризма   в
Республике Карелия  на 2012-2015  годы" (далее  - Программа)  является
создание  условий для  устойчивого  роста организованного  туристского
потока в Республику Карелия,  расширение спектра туристских услуг  для
удовлетворения потребностей жителей Карелии, российских и  иностранных
граждан.
     Задачи Программы:
     1) содействие   в   привлечении   отечественных   и   иностранных
инвестиций в инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса.
     Решение задачи   планируется   путем   отработки   и   реализации
механизмов сотрудничества  в поиске  и привлечении  инвесторов, в  том
числе  -  совместно  с  открытым  акционерным  обществом   "Корпорация
развития    Республики   Карелия",    администрациями    муниципальных
образований,   привлечения   на  условиях   софинансирования   средств
федерального бюджета;
     2) повышение   степени  использования   туристского   потенциала,
сглаживание неравномерности в  распределении туристской активности  на
территории республики.
     Решение задачи      планируется      путем      совершенствования
информационного обеспечения туристов, разработки и продвижения системы
туристских брендов республики, создания новых туристских дестинаций  в
рамках     научно-методического     сопровождения     государственного
регулирования развития туризма;
     3) повышение роли организованного туризма в структуре  туристской
активности на территории республики.
     Решение задачи      планируется      путем      совершенствования
рекламно-информационного    продвижения    туристского     предложения
республики на российский и международный туристские рынки;
     4) вовлечение населения республики в туристскую деятельность.
     Решение задачи    планируется    путем    развития     механизмов
стимулирования расширения ассортимента и повышения качества туристских
услуг, практики  организации в  муниципальных образованиях  республики
обучающих мероприятий по вопросам вхождения в туристский бизнес.
     
     3. Соответствие    целей    и   задач    Программы    приоритетам
социально-экономического развития Республики Карелия
     Роль туристской   отрасли  в   социально-экономическом   развитии
Республики   Карелия,   соответствие    целей   и   задач    Программы
общереспубликанским приоритетам  зафиксированы  в ключевых  документах
стратегического планирования Республики Карелия.
     В Стратегии социально-экономического развития Республики  Карелия
до 2020  года, утвержденной  постановлением Законодательного  Собрания
Республики  Карелия  от 24  июня  2010  года  N 1755-IV  ЗС  (далее  -
Стратегия),  отмечено,  что   для  интенсивного  развития   республики
требуется диверсификация ее  экономики. За  счет развития новых  видов
экономической деятельности  предусматривается  постепенный переход  от
моноэкономики,   основанной    на    добывающей   промышленности,    к
полиэкономической  системе. При  этом  туризм отнесен  к  приоритетным
отраслям развития республики. До 2020 года туристская индустрия должна
стать  одной  из  составляющих экономической  базы  региона  наряду  с
лесопромышленным и горнопромышленным комплексами. Согласно  Стратегии,
основной акцент региональной экономической политики в области  туризма
будет сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера.  В
рамках  системы  мероприятий,   определенных  в  рамках   традиционных
направлений   деятельности    экономического   блока,    предусмотрена
реализация  проекта  "Гостеприимная  Карелия".  В  качестве  основного
инструмента  среднесрочного  планирования  региональной  экономической
политики республики Стратегией определяются формирование и  реализация
региональных целевых программ.
     В Концепции социально-экономического развития Республики  Карелия
на период до  2015 года, утвержденной постановлением  Законодательного
Собрания Республики  Карелия  от 24  февраля 2011  года  N 1995-IV  ЗС
(далее - Концепция), формирование эффективного и  конкурентоспособного
туристского     комплекса     отнесено     к     основным      задачам
социально-экономического развития Республики Карелия на  среднесрочный
период. Повышение  эффективности туристской индустрии  в числе  прочих
базовых  секторов  экономики  отнесено  к  приоритетным   направлениям
деятельности  Правительства  Республики  Карелия  на  2011-2015  годы.
Концепцией предусмотрена разработка и реализация региональной  целевой
программы развития туризма в Республике Карелия, начиная с 2012 года.
     
     4. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным к
ведению субъекта Российской Федерации
     Федеральным законом от  6 октября  1999 года N  184-ФЗ "Об  общих
принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
исполнительных  органов  государственной власти  субъектов  Российской
Федерации"  создание  благоприятных  условий для  развития  туризма  в
субъекте   Российской  Федерации   отнесено   к  полномочиям   органов
государственной власти  субъекта Российской Федерации  и по  предметам
совместного ведения.
     Статьей 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об
основах туристской деятельности  в  Российской Федерации"  определено,
что  одним  из механизмов  государственного  регулирования  туристской
деятельности является разработка и реализация федеральных,  отраслевых
целевых и региональных  программ развития  туризма. При этом  основной
целью   государственного    регулирования   туристской    деятельности
Федеральный закон относит, в том числе, развитие туристской индустрии,
обеспечивающей  потребности   граждан   при  совершении   путешествий,
создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и  граждан
Российской Федерации, что соответствует целям и задачам Программы.
     Согласно концепции   федеральной  целевой   программы   "Развитие
внутреннего  и въездного  туризма  в Российской  Федерации  (2011-2016
годы)"     целью     указанной    программы     является     повышение
конкуренто-способности      отечественного     туристского      рынка,
удовлетворяющего  потребности  российских  и  иностранных  граждан   в
качественных туристских услугах, что соответствует предполагаемой цели
Программы.
     
     5. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом
     В Республике Карелия  накоплен  положительный опыт  использования
программно-целевого метода  в  государственном регулировании  развития
туризма. В ходе последовательной реализации трех региональных программ
развития отрасли "Развитие туризма  в Республике Карелия на  2000-2002
годы", "Развитие  туризма  в Республике  Карелия  на 2003-2006  годы",
"Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" удалось
обеспечить  устойчиво высокие  темпы  развития отрасли  в  докризисный
период.
                                                             Таблица 2
|——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————|
|                Показатель                | 2000  | 2008  |      Рост       |
|                                          |  год  |  год  |                 |
|——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————|
| Объем внебюджетных инвестиций, млн.      |  105  |  600  |    в 5,7 раза   |
| рублей                                   |       |       |                 |
|——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————|
| Поток организованных туристов и          |  240  |  560  |   в 2,3 раза    |
| экскурсантов, тыс. человек               |       |       |                 |
|——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————|
     
     Базой для недопущения продолжения  в 2010 году спада,  вызванного
кризисными  явлениями  2009   года,  стали  скоординированные   опытом
реализации программных  документов  по развитию  туризма в  республике
усилия  органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления,
организаций туриндустрии.
     Признанная на уровне Российской Федерации и большинства  регионов
России  необходимость  использования в  государственном  регулировании
развития  отрасли   программно-целевого   подхода  обусловлена   рядом
факторов:
     1) туризм, в  силу своей  специфики, является  одной из  наиболее
высокоагрегированных отраслей  экономики,  что предъявляет  повышенные
требования к координации межотраслевой и межведомственной деятельности
по  его  регулированию,  организации  эффективного  взаимодействия  по
принятию и контролю согласованных решений;
     2) изначально  конкурентный   характер  бизнеса  по   привлечению
объективно  ограниченного  потока туристов  на  территорию  Республики
Карелия   требует  активного   координирующего   участия  со   стороны
государства   в   формировании   приоритетов   государственно-частного
партнерства при согласовании продвижения турпродукта на внешние рынки,
определении  территориальных,   ресурсных  и  событийных   приоритетов
развития отрасли;
     3) вертикаль  программно-целевого  подхода является  основой  для
выработки согласованной политики по решению ключевых вопросов развития
туризма  в Российской  Федерации.  В частности,  наличие  региональной
целевой  программы  развития  туризма  является  необходимым  условием
включения   инвестиционных    проектов    в   перечень    мероприятий,
поддерживаемых   из   федерального   бюджета   в   рамках   реализации
разрабатываемой федеральной целевой программы "Развитие внутреннего  и
въездного  туризма в  Российской  Федерации (2011-2016  годы)".  Таким
образом,  подключение   средств  бюджета   Российской  Федерации   для
софинансирования создания инженерной структуры важнейших перспективных
объектов  инфраструктуры   туризма  в   Республике  Карелия   является
возможным только при сохранении программно-целевого подхода к развитию
отрасли.
     По состоянию  на 2010  год  региональные целевые  программы  либо
региональные концепции  развития  туризма действовали  в 55  субъектах
Российской Федерации,  в  стадии разработки  находилось 17  документов
регионального планирования развития туризма.
     В этой   ситуации   представляется   целесообразным    дальнейшее
внедрение  программно-целевого метода  государственного  регулирования
приоритетной отрасли экономики Республики Карелия, региона, названного
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым "одним из  крупнейших
центров туризма в стране" и определенного Министерством  регионального
развития  Российской  Федерации  в  качестве  территории  опережающего
развития туризма.
     
     II. Оценка ожидаемой эффективности предлагаемого решения проблемы
с приведением целевых показателей и сроки решения проблемы
     Экономический эффект  Программы  заключается  в  росте  въездного
туристского  потока в  республику  и  формируемой  им доли  туризма  в
валовом региональном продукте Республики Карелия на основе привлечения
инвестиций  в  сферу туризма,  оптимизации  использования  туристского
потенциала республики,  создания экономически привлекательных  условий
для ведения турбизнеса на территории Республики Карелия, новых рабочих
мест.
     Наряду с экономическим эффектом  в ходе Программы будут  решаться
важнейшие   социальные  задачи   по   повышению  занятости   населения
республики,  удовлетворению  потребностей российских  граждан  (в  том
числе - жителей Республики Карелия) в активном и полноценном отдыхе.
     Экологическая эффективность  Программы   определяется  самой   ее
направленностью   на   развитие   туризма   -   одной   из    наиболее
ориентированных  на  сохранение   природных  и  культурных   ценностей
разновидностей бизнеса.
     В качестве показателей эффективности предлагаются:
     количество занятых в туризме в Республике Карелия;
     совокупный доход от  всех  видов въездного  туризма в  Республику
Карелия.
     В результате реализации Программы планируется доведение  значений
показателей эффективности до  уровня, свидетельствующего о  достижении
значительных улучшений в проблемной сфере.
     
                                                             Таблица 3
|—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————|
|         Показатель          |  2010  | 2011 год |  2015  | рост 2015 года |
|                             |  год   | (оценка) |  год   |  к 2011 году   |
|                             | (факт) |          | (план) |                |
|—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————|
| Количество занятых в        | 2 600  |   2700   |  3800  |  в 1,41 раза   |
| туризме в Республике        |        |          |        |                |
| Карелия, человек            |        |          |        |                |
|—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————|
| Совокупный доход от всех    |  4,18  |   4,65   |  7,80  |  в 1,68 раза   |
| видов въездного туризма в   |        |          |        |                |
| Республику Карелия, млрд.   |        |          |        |                |
| рублей                      |        |          |        |                |
|—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————|
     
     III. Оценка  ожидаемой  результативности  предлагаемого   решения
проблемы  с приведением  для  целей  и  задач показателей  конечных  и
непосредственных результатов
     При реализации  Программы предлагается  использовать  показатели,
характеризующие  степень  достижения  ее   целей  и  задач,  а   также
эффективность реализации.
     Целевой показатель:
     объем въездного потока организованных  туристов и экскурсантов  в
Республику Карелия.
     Показатели решения задач:
     объем внебюджетных инвестиций в сфере туризма Республики Карелия;
     количество муниципальных  образований  в Республике  Карелия,  на
территории которых реализуются проекты в сфере туризма;
     доля организованных  туристов  и  экскурсантов  в  общем   потоке
посетителей Республики Карелия;
     объем туристско-экскурсионных и  гостиничных  услуг в  Республике
Карелия;
     количество новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства  в
Республике Карелия.
     
                                                             Таблица 4
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
|             Показатель              | 2010 год |  2011 год  |  2015  |  рост к   |
|                                     |  (факт)  |  (оценка)  |  год   | 2011 году |
|                                     |          |            | (план) |           |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Цель: создание условий для устойчивого роста организованного туристского потока  |
| в Республику Карелия, расширение спектра туристских услуг для удовлетворения     |
| потребностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан                   |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Въездной поток организованных       |   460    |    490     |  720   |  в 1,47   |
| туристов и экскурсантов, тыс.       |          |            |        |   раза    |
| человек                             |          |            |        |           |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Задача 1. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в      |
| инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса                                    |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Объем внебюджетных инвестиций в     |   480    |    510     |  780   |  в 1,53   |
| сфере туризма Республики Карелия,   |          |            |        |   раза    |
| млн. рублей                         |          |            |        |           |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Задача 2. Повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание    |
| неравномерности в распределении туристской активности на территории республики   |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Количество муниципальных            |    13    |     14     |   18   |  в 1,29   |
| образований в Республике Карелия,   |          |            |        |   раза    |
| на территории которых реализуются   |          |            |        |           |
| проекты в сфере туризма             |          |            |        |           |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Задача 3. Повышение роли организованного туризма в структуре туристской          |
| активности на территории республики                                              |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Доля организованных туристов и      |   28,7   |    29,0    |  35,0  |  в 1,21   |
| экскурсантов в общем потоке         |          |            |        |   раза    |
| посетителей Республики Карелия, %   |          |            |        |           |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Объем туристско-экскурсионных и     |   650    |    740     |  1280  |  в 1,73   |
| гостиничных услуг в Республике      |          |            |        |   раза    |
| Карелия, млн. рублей                |          |            |        |           |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Задача 4. Вовлечение населения республики в туристскую деятельность              |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|
| Количество новых рабочих мест в     |   110    |    120     |  200   |  в 1,67   |
| сфере туризма и гостеприимства      |          |            |        |   раза    |
|—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————|


Информация по документу
Читайте также