Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 09.08.2011 № 455р-ПРАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года N 93-П "О долгосрочных целевых программах Республики Карелия": 1. Одобрить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы" (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму. 3. Государственному комитету Республики Карелия по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму обеспечить в установленном порядке разработку проекта Программы. Исполняющий обязанности Главы Республики Карелия Ю.А. КАНЧЕР Петрозаводск 9 августа 2011 г. N 455р-П Одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 9 августа 2011 года N 455р-П КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ НА 2012-2015 ГОДЫ" I. Обоснование содержания проблемы, требующей решения, соответствия целей и задач долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы" приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия и полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом 1. Характеристика проблемы В настоящее время основной проблемой в сфере развития туризма в Республике Карелия является удержание и повышение конкурентоспособности республиканского туристского комплекса в условиях резко возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение сократившихся туристских потоков. Туризм как агрегированная отрасль экономического развития представляет собой социально ориентированный инновационный комплекс направлений, обеспечивающий в режиме максимальной экологической безопасности пополнение национальных, региональных и местных бюджетов, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей. Карелия, учитывая выгодное геополитическое положение, богатые рекреационные ресурсы и многовековое культурно-историческое наследие, традиционно занимает особое место на туристском рынке. По данным независимых информационных агентств Карелия удерживает третье место по общей туристской привлекательности для отечественных туристов и первое место по привлекательности в области активных видов туризма. Период с 2007 по 2010 годы, на протяжении которого осуществлялась реализация региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года", характеризуется разнонаправленными тенденциями, проявившимися в социально-экономическом развитии Республики Карелия и Российской Федерации в целом. До 2008 года включительно развитие туризма в республике происходило на поступательной основе с опережением плановых значений основных количественных показателей, используемых при ежегодном мониторинге состояния отрасли. В условиях финансово-экономического кризиса в 2009 году резко сократились турпотоки в целом по России: расходы на оплату туристских услуг одними из первых были исключены из бюджетов значительного числа домашних хозяйств ввиду того, что данные услуги не относятся к услугам первой необходимости. Сокращение возможностей финансирования мероприятий региональной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" привело к выделению в 2009-2010 годах из бюджета Республики Карелия 2,795 млн. рублей, что составило 25 процентов от предусмотренных республиканской целевой программой "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" 11,15 млн.рублей. Результатом воздействия кризисных явлений стал существенный спад значений показателей развития туризма (финансовых - в сопоставимых ценах) в 2009 году. В Республике Карелия с 2005 по 2009 годы доля туристско-экскурсионных и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг населению сократилась с 4,4 до 4,1 процента (в среднем по Российской Федерации сохранилась на уровне 4,1 процента). Относительное снижение поступлений от туризма по сравнению с общероссийским уровнем объясняется значительной ролью активного туризма в туристской деятельности в Республике Карелия, что при недостаточной обеспеченности средствами размещения эконом-класса приводит к более существенному перераспределению туристского потока в сторону роста доли неорганизованных посетителей (в частности, самодеятельных туристов) с соответствующим сужением спектра востребованных туристских услуг. Итогом предпринятых усилий по преодолению кризисных явлений в сфере туризма стали недопущение в 2010 году продолжения произошедшего в 2009 году спада значений количественных критериев развития отрасли, итоговое превышение базового уровня по всем показателям. Таблица 1 |————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————| | Наименование показателя | 2006 год | 2007 | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2007-2010 годы | | | (базовый) | год | (максимальный | (спад) | (стабилизация) | (нарастающим | | | | (рост) | уровень) | | | итогом) | |————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————| | Общий поток организованных | 440 | 505 | 560 | 455 | 460 | 1 980 | | туристов и экскурсантов, тыс. | | | | | | | | человек | | | | | | | |————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————| | Объем внебюджетных инвестиций | 470 | 500 | 600 | 450 | 480 | 2 030 | | в сфере туризма, млн. рублей | | | | | | | |————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————| | Совокупный доход от туризма, | 3,2 | 3,6 | 4,25 | 3,87 | 4,18 | 15,9 | | млрд. рублей | | | | | | | |————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————| | Количество занятых в туризме, | 2150 | 2400 | 2700 | 2500 | 2 600 | - | | человек | | | | | | | |————————————————————————————————|————————————|—————————|——————————————————|——————————|———————————————————|—————————————————| Решение обозначенной проблемы требует внедрение в сложившуюся систему государственного регулирования развития туризма новых подходов и методик, более эффективно консолидирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, организаций туриндустрии. Задачей на будущий (плановый) период ставится возвращение устойчивых поступательных темпов развития отрасли, достижение ежегодного роста значений показателей (финансовых - с учетом дефляторов) на 5-7 процентов (с 2013 года - до 10 процентов). 2. Цели и задачи долгосрочной целевой программы "Развития туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы" Целью долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы" (далее - Программа) является создание условий для устойчивого роста организованного туристского потока в Республику Карелия, расширение спектра туристских услуг для удовлетворения потребностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан. Задачи Программы: 1) содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса. Решение задачи планируется путем отработки и реализации механизмов сотрудничества в поиске и привлечении инвесторов, в том числе - совместно с открытым акционерным обществом "Корпорация развития Республики Карелия", администрациями муниципальных образований, привлечения на условиях софинансирования средств федерального бюджета; 2) повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности на территории республики. Решение задачи планируется путем совершенствования информационного обеспечения туристов, разработки и продвижения системы туристских брендов республики, создания новых туристских дестинаций в рамках научно-методического сопровождения государственного регулирования развития туризма; 3) повышение роли организованного туризма в структуре туристской активности на территории республики. Решение задачи планируется путем совершенствования рекламно-информационного продвижения туристского предложения республики на российский и международный туристские рынки; 4) вовлечение населения республики в туристскую деятельность. Решение задачи планируется путем развития механизмов стимулирования расширения ассортимента и повышения качества туристских услуг, практики организации в муниципальных образованиях республики обучающих мероприятий по вопросам вхождения в туристский бизнес. 3. Соответствие целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия Роль туристской отрасли в социально-экономическом развитии Республики Карелия, соответствие целей и задач Программы общереспубликанским приоритетам зафиксированы в ключевых документах стратегического планирования Республики Карелия. В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС (далее - Стратегия), отмечено, что для интенсивного развития республики требуется диверсификация ее экономики. За счет развития новых видов экономической деятельности предусматривается постепенный переход от моноэкономики, основанной на добывающей промышленности, к полиэкономической системе. При этом туризм отнесен к приоритетным отраслям развития республики. До 2020 года туристская индустрия должна стать одной из составляющих экономической базы региона наряду с лесопромышленным и горнопромышленным комплексами. Согласно Стратегии, основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера. В рамках системы мероприятий, определенных в рамках традиционных направлений деятельности экономического блока, предусмотрена реализация проекта "Гостеприимная Карелия". В качестве основного инструмента среднесрочного планирования региональной экономической политики республики Стратегией определяются формирование и реализация региональных целевых программ. В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года N 1995-IV ЗС (далее - Концепция), формирование эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса отнесено к основным задачам социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочный период. Повышение эффективности туристской индустрии в числе прочих базовых секторов экономики отнесено к приоритетным направлениям деятельности Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы. Концепцией предусмотрена разработка и реализация региональной целевой программы развития туризма в Республике Карелия, начиная с 2012 года. 4. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Статьей 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определено, что одним из механизмов государственного регулирования туристской деятельности является разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма. При этом основной целью государственного регулирования туристской деятельности Федеральный закон относит, в том числе, развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, что соответствует целям и задачам Программы. Согласно концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)" целью указанной программы является повышение конкуренто-способности отечественного туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, что соответствует предполагаемой цели Программы. 5. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом В Республике Карелия накоплен положительный опыт использования программно-целевого метода в государственном регулировании развития туризма. В ходе последовательной реализации трех региональных программ развития отрасли "Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы", "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы", "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года" удалось обеспечить устойчиво высокие темпы развития отрасли в докризисный период. Таблица 2 |——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————| | Показатель | 2000 | 2008 | Рост | | | год | год | | |——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————| | Объем внебюджетных инвестиций, млн. | 105 | 600 | в 5,7 раза | | рублей | | | | |——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————| | Поток организованных туристов и | 240 | 560 | в 2,3 раза | | экскурсантов, тыс. человек | | | | |——————————————————————————————————————————|———————|———————|—————————————————| Базой для недопущения продолжения в 2010 году спада, вызванного кризисными явлениями 2009 года, стали скоординированные опытом реализации программных документов по развитию туризма в республике усилия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций туриндустрии. Признанная на уровне Российской Федерации и большинства регионов России необходимость использования в государственном регулировании развития отрасли программно-целевого подхода обусловлена рядом факторов: 1) туризм, в силу своей специфики, является одной из наиболее высокоагрегированных отраслей экономики, что предъявляет повышенные требования к координации межотраслевой и межведомственной деятельности по его регулированию, организации эффективного взаимодействия по принятию и контролю согласованных решений; 2) изначально конкурентный характер бизнеса по привлечению объективно ограниченного потока туристов на территорию Республики Карелия требует активного координирующего участия со стороны государства в формировании приоритетов государственно-частного партнерства при согласовании продвижения турпродукта на внешние рынки, определении территориальных, ресурсных и событийных приоритетов развития отрасли; 3) вертикаль программно-целевого подхода является основой для выработки согласованной политики по решению ключевых вопросов развития туризма в Российской Федерации. В частности, наличие региональной целевой программы развития туризма является необходимым условием включения инвестиционных проектов в перечень мероприятий, поддерживаемых из федерального бюджета в рамках реализации разрабатываемой федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)". Таким образом, подключение средств бюджета Российской Федерации для софинансирования создания инженерной структуры важнейших перспективных объектов инфраструктуры туризма в Республике Карелия является возможным только при сохранении программно-целевого подхода к развитию отрасли. По состоянию на 2010 год региональные целевые программы либо региональные концепции развития туризма действовали в 55 субъектах Российской Федерации, в стадии разработки находилось 17 документов регионального планирования развития туризма. В этой ситуации представляется целесообразным дальнейшее внедрение программно-целевого метода государственного регулирования приоритетной отрасли экономики Республики Карелия, региона, названного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым "одним из крупнейших центров туризма в стране" и определенного Министерством регионального развития Российской Федерации в качестве территории опережающего развития туризма. II. Оценка ожидаемой эффективности предлагаемого решения проблемы с приведением целевых показателей и сроки решения проблемы Экономический эффект Программы заключается в росте въездного туристского потока в республику и формируемой им доли туризма в валовом региональном продукте Республики Карелия на основе привлечения инвестиций в сферу туризма, оптимизации использования туристского потенциала республики, создания экономически привлекательных условий для ведения турбизнеса на территории Республики Карелия, новых рабочих мест. Наряду с экономическим эффектом в ходе Программы будут решаться важнейшие социальные задачи по повышению занятости населения республики, удовлетворению потребностей российских граждан (в том числе - жителей Республики Карелия) в активном и полноценном отдыхе. Экологическая эффективность Программы определяется самой ее направленностью на развитие туризма - одной из наиболее ориентированных на сохранение природных и культурных ценностей разновидностей бизнеса. В качестве показателей эффективности предлагаются: количество занятых в туризме в Республике Карелия; совокупный доход от всех видов въездного туризма в Республику Карелия. В результате реализации Программы планируется доведение значений показателей эффективности до уровня, свидетельствующего о достижении значительных улучшений в проблемной сфере. Таблица 3 |—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————| | Показатель | 2010 | 2011 год | 2015 | рост 2015 года | | | год | (оценка) | год | к 2011 году | | | (факт) | | (план) | | |—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————| | Количество занятых в | 2 600 | 2700 | 3800 | в 1,41 раза | | туризме в Республике | | | | | | Карелия, человек | | | | | |—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————| | Совокупный доход от всех | 4,18 | 4,65 | 7,80 | в 1,68 раза | | видов въездного туризма в | | | | | | Республику Карелия, млрд. | | | | | | рублей | | | | | |—————————————————————————————|————————|——————————|————————|————————————————| III. Оценка ожидаемой результативности предлагаемого решения проблемы с приведением для целей и задач показателей конечных и непосредственных результатов При реализации Программы предлагается использовать показатели, характеризующие степень достижения ее целей и задач, а также эффективность реализации. Целевой показатель: объем въездного потока организованных туристов и экскурсантов в Республику Карелия. Показатели решения задач: объем внебюджетных инвестиций в сфере туризма Республики Карелия; количество муниципальных образований в Республике Карелия, на территории которых реализуются проекты в сфере туризма; доля организованных туристов и экскурсантов в общем потоке посетителей Республики Карелия; объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг в Республике Карелия; количество новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства в Республике Карелия. Таблица 4 |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Показатель | 2010 год | 2011 год | 2015 | рост к | | | (факт) | (оценка) | год | 2011 году | | | | | (план) | | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Цель: создание условий для устойчивого роста организованного туристского потока | | в Республику Карелия, расширение спектра туристских услуг для удовлетворения | | потребностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Въездной поток организованных | 460 | 490 | 720 | в 1,47 | | туристов и экскурсантов, тыс. | | | | раза | | человек | | | | | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Задача 1. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в | | инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Объем внебюджетных инвестиций в | 480 | 510 | 780 | в 1,53 | | сфере туризма Республики Карелия, | | | | раза | | млн. рублей | | | | | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Задача 2. Повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание | | неравномерности в распределении туристской активности на территории республики | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Количество муниципальных | 13 | 14 | 18 | в 1,29 | | образований в Республике Карелия, | | | | раза | | на территории которых реализуются | | | | | | проекты в сфере туризма | | | | | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Задача 3. Повышение роли организованного туризма в структуре туристской | | активности на территории республики | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Доля организованных туристов и | 28,7 | 29,0 | 35,0 | в 1,21 | | экскурсантов в общем потоке | | | | раза | | посетителей Республики Карелия, % | | | | | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Объем туристско-экскурсионных и | 650 | 740 | 1280 | в 1,73 | | гостиничных услуг в Республике | | | | раза | | Карелия, млн. рублей | | | | | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Задача 4. Вовлечение населения республики в туристскую деятельность | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| | Количество новых рабочих мест в | 110 | 120 | 200 | в 1,67 | | сфере туризма и гостеприимства | | | | раза | |—————————————————————————————————————|——————————|————————————|————————|———————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|