Расширенный поиск

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 № 345

 



                            П Р И К А З

       Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
                    от 11 октября 2010 г. N 345

    Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг
       органами местного самоуправления поселений и органами
             местного самоуправления городских округов

         Зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2010 г.
                      Регистрационный N 19007


     В  соответствии  со  статьей  8  Федерального закона от 7 июля
2003   г.   N  112-ФЗ  "О  личном  подсобном  хозяйстве"  (Собрание
законодательства  Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2881; 2008,
N  30 (ч. I), ст. 3597; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 10),
с   Положением   о   Министерстве  сельского  хозяйства  Российской
Федерации,  утвержденным  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  12  июня  2008  г.  N 450 (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42,
ст.  4825;  N  46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6,
ст. 738; N 9, ст. 1119, 1121), приказываю:
     1. Утвердить  форму  похозяйственной книги (приложение N 1)<1>
и   порядок   ведения   похозяйственных   книг   органами  местного
самоуправления   поселений   и   органами  местного  самоуправления
городских округов (приложение N 2).
     2. Контроль    за    выполнением    приказа    возложить    на
статс-секретаря  -   заместителя   Министра   сельского   хозяйства
Российской Федерации А.В.Петрикова.


     Министр                                             Е.Скрынник
     ____________
     <1> Форма в Бюллетене не приводится. - Прим. ред.


                          ______________




     Приложение N 2


                           П О Р Я Д О К
                   ведения похозяйственных книг

     1. Ведение  похозяйственных книг (далее - книги) в целях учета
личных   подсобных  хозяйств  (далее  -  хозяйства)  осуществляется
органами  местного  самоуправления  поселений  и  органами местного
самоуправления   городских   округов   (далее   -  органы  местного
самоуправления), на территории которых имеются хозяйства.
     2. Руководитель  органа  местного  самоуправления обеспечивает
организацию  ведения  книг  и  в  установленном  порядке  назначает
должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность.
     При закладке книг необходимо  обеспечивать  конфиденциальность
информации, предоставляемой гражданами, ведущими хозяйство (далее -
члены хозяйств), и содержащейся в книгах, их сохранность и защиту в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     3. Ведение  книг  осуществляется на бумажных носителях и (или)
в электронном виде.
     При   ведении   книг   с  применением  программных  средств  и
электронных  носителей  информации  все  вносимые  изменения должны
регистрироваться,  а  информация  заверяться электронными цифровыми
подписями  членов  хозяйств и должностных лиц, указанных в пункте 2
настоящего Порядка.
     Распечатка книг,  сведения  в  которой  заверены  электронными
цифровыми  подписями,  может  осуществляться  при  передаче  их  на
хранение. Кроме того, в течение  всего  срока  ведения  книги  и  в
дальнейшем по передаче ее  на  хранение  должна  иметься  резервная
копия  (резервные  копии)  такой  книги  на  электронном   носителе
информации.
     Если   программные   средства   используются   без  применения
электронных   цифровых   подписей,   книгу   надлежит  оформлять  в
соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
     4. Книга ведется на листах формата А4 и состоит из  титульного
листа, необходимого  количества  листов  1,  2  по  форме  согласно
приложению N 1 к настоящему приказу, настоящего Порядка.
     Листы  книги  должны  быть  пронумерованы  и  прошиты.   Листы
нумеруются по порядку только на лицевой стороне. Оборотная  сторона
листа не нумеруется.
     На  последней  странице  книги указывается количество листов в
ней,   запись  заверяется  подписью  руководителя  органа  местного
самоуправления    и    скрепляется    печатью    органа    местного
самоуправления.
     Обложка   книги   может   не   прошиваться,   но  должна  быть
изготовлена   из   материала,   обеспечивающего   книге   и  данным
сохранность в течение установленного срока хранения.
     5. Книга  закладывается  на  пять  лет  на основании правового
акта руководителя органа местного самоуправления.
     В  правовом  акте  указываются  номера  закладываемых  книг  и
количество  страниц  в  каждой из них. При необходимости в правовом
акте  указывают  названия  населенных  пунктов  и  (или)  улиц,  по
хозяйствам которых закладываются книги.
     По  истечении пятилетнего периода руководитель органа местного
самоуправления издает правовой акт о перезакладке книг.
     6. Завершенные    книги    хранятся    в    органе    местного
самоуправления  до  их  передачи  в государственные и муниципальные
архивы    в   течение 75 лет. Например,  книга, заложенная       на
2010-2014 гг.,   подлежит    хранению до 2089 года включительно,  о
чем делается запись на титульном листе книги.
     7. Записи    в   книгу   производятся   должностными   лицами,
указанными  в  пункте  2 настоящего Порядка, на основании сведений,
предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
     Сведения  собираются  ежегодно  по  состоянию  на 1 июля путем
сплошного  обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по
15 июля.
     Исправление  записей,  подчистки  и  не  оговоренные текстовой
записью  поправки  в  книгах  не  допускаются.  Любые исправления и
зачеркивания    должны   быть   оговорены   и   заверены   подписью
должностного лица с указанием даты внесения исправления.
     Содержание сведений в книге может быть уточнено  по  состоянию
на другие даты по инициативе  членов  хозяйств,  в  том  числе  при
очередном обращении члена хозяйства за выпиской из  похозяйственной
книги.
     8. Лицевой  счет  хозяйства  (запись  по  каждому хозяйству) в
книге   открывают  во  время  ее  закладки.  Номер  лицевого  счета
представляет   собой   порядковый   номер   записи   хозяйства  при
проведении должностными лицами сплошного обхода.
     В  каждой  книге  лицевые  счета  начинаются с номера "1" и по
мере заполнения книги не должны содержать пропусков в нумерации.
     Все  книги  в  органах  местного  самоуправления  должны  быть
пронумерованы.   При   составлении   выписок,   справок,  извещений
хозяйству  в  документах  указываются  номер  книги  и лицевой счет
хозяйства.  Например,  хозяйство  записано  в книге N 3 под номером
(лицевой  счет)  27.  В  оформляемых  документах  следует указывать
номер  книги  (книга N 3) и номер лицевого счета (л/счет N 27) либо
только  номер  лицевого  счета,  но  включающий  в себя номер книги
(л/счет N 3-27).
     9. В   книгу   записываются   все  хозяйства,  находящиеся  на
территории  органов  местного  самоуправления,  в том числе те, где
отсутствуют  жилые  строения  (ветхие,  сгоревшие,  обвалившиеся  и
т. д.), но ведется хозяйство, а также отдельные жилые дома (хутора,
лесные сторожки,  железнодорожные станции, разъезды, будки и т. п.)
и  дома  в мелких населенных пунктах. В этих случаях орган местного
самоуправления  делает  запись  о  состоянии объекта и отсутствии в
нем граждан, которые могли бы представить сведения о хозяйстве.
     В  каждой  книге  следует оставлять свободные листы для записи
новых хозяйств.
     10. В  строке  "Адрес  хозяйства"  указывают  название  улицы,
номер  дома,  квартиры.  При  необходимости  в  этой  строке  также
указывают  название  населенного  пункта или другую необходимую для
идентификации хозяйства информацию.
     11. Члены  хозяйства  самостоятельно  определяют,  кого из них
записать  первым. В случае сомнений рекомендуется первым записывать
члена  хозяйства,  на которого оформлен земельный участок или жилой
дом. Записанного первым определяют как главу хозяйства.
     В  соответствующих  строках  указывают фамилию, имя и отчество
этого члена хозяйства, а также его паспортные данные.
     12. В  случае  изменений  паспортных  данных  главы  хозяйства
запись  зачеркивают  и указывают "См. р. V". Данные нового паспорта
главы   хозяйства   указывают  в  свободных  строках  раздела  V  с
указанием  даты  внесения  записи  и основания изменения паспортных
данных (например, "по достижении 45 лет" или "по утере").
     13. В  случае  замены  главы хозяйства другим лицом из того же
хозяйства  в  верхней части лицевого счета вписываются фамилия, имя
и  отчество нового главы хозяйства, его паспортные данные. Фамилия,
имя,   отчество   и  паспортные  данные  прежнего  главы  хозяйства
зачеркиваются.
     14. Члены  хозяйства, совместно проживающие с главой хозяйства
и   (или)   совместно   осуществляющие  с  ним  ведение  хозяйства,
записываются   со   слов   главы   хозяйства  или  взрослого  члена
хозяйства.   При   этом  записываются  как  присутствующие,  так  и
временно отсутствующие члены хозяйства.
     15. Фамилии,   имена и отчества всех членов хозяйства  следует
писать  полностью  без  искажений и сокращений, используя для этого
все  три  строчки,  отведенные  в предназначенных для каждого члена
хозяйства колонках.
     16. В  разделе  I  в  строке  "Отношение  к  члену  хозяйства,
записанному   первым"   для   остальных   членов  хозяйства,  кроме
записанного  первым,  записываются  родственные  отношения  к нему:
"мать",  "отец",  "жена",  "муж",  "сестра", "брат", "дочь", "сын",
"зять",  "теща" и  т. д.  Записывать  родственные  отношения членов
семьи  друг  к  другу  следует  только  по  отношению к записанному
первым, а не по отношению к другим членам семьи.
     Для   патронируемых   детей,   находящихся   на  воспитании  в
хозяйстве,  записывается  "патронат". Сведения о детях записываются
со слов родителей (опекунов) или других членов хозяйства.
     В  случае  замены  главы  хозяйства  другим  лицом  из того же
хозяйства  ранее записанные отношения к прежнему главе семьи должны
быть зачеркнуты и указаны отношения к новому главе семьи.
     17. В  разделе  I  в строке "Пол" следует писать "мужской" или
"женский".  Можно  также использовать сокращения "муж.", "жен.". Не
допускается писать лишь одну букву или не заполнять данную строку.
     18. В  разделе  I  в  строке  "Число,  месяц,  год   рождения"
необходимо  на  основании  соответствующих   документов   (паспорт,
свидетельство о рождении) записывать число, месяц  и  год  рождения
каждого члена семьи. Число записывается  арабскими  цифрами,  месяц
может быть указан прописью, арабскими или римскими цифрами, а год -
четырьмя  арабскими  цифрами.  Не  допускается  представление  года
рождения двумя цифрами.
     19. Если  члены  хозяйства проживают в хозяйстве не постоянно,
а  временно  или  сезонно,  в  разделе  I эти сведения отражаются в
строке "Отметка о проживании и ведении хозяйства".
     20. Раздел  I  рассчитан на хозяйство, имеющее в своем составе
до  5  членов.  Если  же  хозяйство  состоит из большего количества
членов,  то  для  записи  всех членов отводят два или более листов,
указывая на каждом листе "Продолжение лицевого счета N ___".
     21. Если   количество   членов   хозяйства  увеличилось  после
закладки   книги   на  пять  лет,  то  в  книгу  вклеивают  вкладыш
необходимого  листа  и  присваивают ему порядковый номер с литерами
"а",  "б" и т. д. Например, если лицевой счет хозяйства был записан
на  листах 8 и 9, то вкладыш может быть вклеен либо после листа 8 с
присвоением  номера  "8а",  либо после листа 9 с присвоением номера
"9а".  На последней странице производят запись о вклеивании листа с
указанием  его  номера,  которую  подписывает  руководитель  органа
местного самоуправления.
     22. Выбывающие  члены хозяйства исключаются (вычеркиваются) из
книги с указанием даты и причин выбытия.
     23. В  разделе  II  записывается  площадь  земельных участков,
находящихся в собственности или пользовании членов хозяйства.
     Посевы  в междурядьях садов включаются в итог посевной площади
соответствующей  культуры  и  в  итог  всей  посевной  площади.  Не
учитываются  в  посевной  площади  сады,  ягодники,  цветы, зеленые
газоны,   дорожки   и   другие   площади,   не   занятые   посевами
сельскохозяйственных культур.
     24. Заполняя  сведения  о правах на землю, в свободных строках
следует   указывать   номер  документа,  подтверждающего  право  на
земельный  участок, его категорию и размер. Если документы на землю
оформлены  не  только  на  главу  хозяйства,  то  в  книге  следует
указать, на кого из членов хозяйства оформлен конкретный участок.
     25. В  разделе  III  указывают количество сельскохозяйственных
животных,  которое  записывается  после  их  пересчета  в  натуре в
присутствии  главы  хозяйства  и  (или)  взрослых членов хозяйства.
Пересчет  сельскохозяйственных  животных в натуре производится в то
время   дня,   когда  сельскохозяйственные  животные  находятся  на
усадьбе.
     Поголовье  птицы, количество пчелосемей записываются по опросу
главы хозяйства или взрослого члена хозяйства.
     Если  хозяйство содержит животных и птиц, принадлежащих лицам,
не  являющимся  членами  хозяйства,  то сведения об этих животных и
птицах вносятся в дополнительные сведения раздела III.
     26. Если  хозяйство  имеет  сельскохозяйственных  животных, не
перечисленных  в  разделе,  то  птиц  (например, страусов, цесарок,
фазанов  и др.) записывают в свободные строки в подразделе "Птица -
всего",  а  других  животных  (например,  верблюдов, лосей, собак и
др.)   записывают   в  свободные  строки  подраздела  "Другие  виды
животных".  При этом следует вместе с названием животного указывать
его  возраст  (например,  осел  -  4 года, верблюд - 6 лет и т. д).
Указывается  также  возраст  лошадей  и  вид  пушных зверей (норки,
нутрии, песцы, лисицы и др.).
     По  желанию  члена хозяйства допускается перечисление животных
по  их  породам.  При необходимости подробного перечисления состава
животных  в  хозяйстве  вклеивается  лист  книги  или  обычный лист
формата  А4  (возможно  разлинованный), который оформляется так же,
как в случае, указанном в пункте 21 настоящего Порядка.
     27. Информация   о   наличии   сельскохозяйственных  животных,
птицы,  пчел  записывается  по  состоянию  на 1 июля текущего года.
Должностным  лицам,  указанным в пункте 2 настоящего Порядка, также
следует    регулярно   опрашивать   членов   хозяйств   и   вносить
предоставляемые  сведения  об  изменениях  в  количестве животных в
хозяйстве   в   книги   в  подраздел  "Дополнительные  сведения  об
изменениях количества животных".
     Сведения  об  изменении  количества  животных  граждане вправе
также    предоставлять    самостоятельно    регулярно    (например,
ежеквартально) и (или) при обращении за получением выписки.
     Должностным  лицам  следует  вносить  указанные  сведения  при
поступлении  такого  обращения  в  этом же подразделе, а если места
для   внесения   сведений   в   книге  недостаточно,  то  вклеивать
дополнительные  листы  и оформлять их аналогично случаям, указанным
в пунктах 21 и 26 настоящего Порядка.
     28. В   разделе   IV  указывают  наличие  сельскохозяйственной
техники,   оборудования,  транспортных  средств,  принадлежащих  на
праве  собственности  или ином праве членам хозяйства, по состоянию
на 1 июля текущего года.
     Если  право собственности или иные вещные права на указанную в
разделе  IV  технику оформлены не на главу хозяйства, то сведения о
том,  кому  из членов хозяйства принадлежит право собственности или
иные вещные права на технику, следует указать в разделе V.
     29. Если   члены   хозяйства  переезжают  с  места  нахождения
хозяйства  (в  том  числе  в  случаях  переезда в том же населенном
пункте)  и  прекращают ведение хозяйства, то лицевой счет хозяйства
закрывают  путем  отметки  в  верхней  части  листа:  "Лицевой счет
закрыт  (указать  дату) в связи (указать причину)". Например, члены
хозяйства  переехали  в  город  Самару,  а хозяйство продали другим
гражданам.  В  этом  случае на листе учета данного хозяйства делают
запись:  "Лицевой счет закрыт 24.11.2009 в связи с переездом членов
хозяйства в г. Самару".
     Граждане,  приобретшие хозяйство, открывают новый лицевой счет
в этой же книге.
     Номера   закрытых   лицевых   счетов   другим   хозяйствам  не
присваивают.
     30. Если  хозяйство  делится, то из лицевого счета исключаются
(вычеркиваются)  выбывающие  лица, а выделяемое хозяйство открывает
новый  лицевой счет в книге по месту нахождения хозяйства. Также по
прежнему  хозяйству  уточняются  записи  в  книге  по  разделам I-V
книги,  и  в  верхней части лицевых счетов делаются соответствующие
пометки о разделе хозяйства.
     31. Если  хозяйства  объединились,  то  лицевой счет одного из
хозяйств   сохраняется   (например,   лицевой   счет  нового  главы
хозяйства),   а   лицевой  счет  другого  хозяйства  закрывается  с
внесением  в  верхнюю  часть  листа  обоих хозяйств соответствующих
записей об их объединении.
     32. Лицевой   счет  каждого  хозяйства  после  его  заполнения
должен  быть  подписан  как в период закладки книг, так и в периоды
уточнения  записей  в ранее заложенных книгах главой хозяйства или,
в   случае   его   отсутствия,   взрослым  членом  семьи,  а  также
должностным лицом, указанным в пункте 2 настоящего Порядка.
     33. Любой  член хозяйства может просмотреть записи по лицевому
счету только своего хозяйства.
     34. Любой  член  хозяйства  вправе получить выписку из книги в
любом  объеме,  по  любому  перечню  сведений  и  для  любых целей.
Выписка  из  книги  может  составляться в произвольной форме, форме
листов   по   хозяйственной   книги   или   по   форме  выписки  из
похозяйственной  книги  о  наличии  у гражданина права на земельный
участок.
     Выписка   из   книги  составляется  в  двух  экземплярах.  Оба
экземпляра  являются  подлинными.  Они  подписываются руководителем
органа  местного  самоуправления,  должностным лицом, ответственным
за  ведение  книги  (указаны  в  пункте  2  настоящего  Порядка), и
заверяются печатью органа местного самоуправления.
     Выписка   из  книги  должна  быть  зарегистрирована  в  органе
местного  самоуправления  и  выдана члену хозяйства по предъявлении
документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.
     35. По  всем  сведениям,  указанным  в  книгах, орган местного
самоуправления   не   позднее   1  сентября  составляет  обобщенные
сведения  по  форме  согласно приложению N 1 к настоящему приказу в
разрезе поселений или округов.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также