Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Москвы от 20.07.2007 № 1529-РПМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 20 июля 2007 N 1529-РП О Концепции по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (В редакции распоряжений Правительства Москвы от 04.08.2008 г. N 1772-РП; от 05.10.2010 г. N 2152-РП; от 24.05.2011 г. N 411-РП) В целях повышения антитеррористической защищенности и техногенной безопасности гостиничных предприятий города Москвы и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму", Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", а также для совершенствования координации действий и повышения эффективности взаимодействия между органами исполнительной власти, территориальными подразделениями Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, ГУВД по г. Москве, Главного управления МЧС России по г. Москве при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма и экстремизма, чрезвычайных ситуаций и других антиобщественных проявлений: 1. Утвердить Концепцию повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (приложение 1). 2. Утвердить комплекс мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (приложение 2). 3. Утвердить требования по безопасности и антитеррористической защищенности к гостиничным предприятиям города Москвы (приложение 3). 4. Установить, что реализация комплекса мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (п.2) осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями в установленном порядке. 5. Руководителям гостиничных предприятий города Москвы вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы: 5.1. Руководствоваться положениями Концепции повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы и требований по безопасности и антитеррористической защищенности к гостиничным предприятиям города Москвы. 5.2. Ежегодно разрабатывать планы мероприятий для реализации комплекса мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы, включив в них модернизацию систем видеонаблюдения и их подключения к единой системе обеспечения безопасности города Москвы как существующих, так и вновь строящихся гостиничных предприятий, и представлять их в префектуры административных округов города Москвы и Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы до 15 декабря, предварительно согласовав с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, ГУВД по г. Москве, Главным управлением МЧС России по г. Москве и другими заинтересованными ведомствами. (В редакции распоряжений Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП; от 24.05.2011 г. N 411-РП) 5.3. Предусматривать в ежегодных планах финансово-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий выделение необходимых финансовых средств на модернизацию систем охраны и инженерного оборудования гостиниц с информированием префектур административных округов города Москвы и Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы о предполагаемых объемах финансирования по данному вопросу в срок до 25 декабря. (В редакции распоряжений Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП; от 24.05.2011 г. N 411-РП) 6. Префектурам административных округов города Москвы совместно с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, с ГУВД по г. Москве, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Главным управлением МЧС России по г. Москве обеспечить координацию деятельности руководителей гостиниц и оказывать необходимую методическую и практическую помощь гостиничным предприятиям по реализации мер, предусмотренных в комплексе мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы. (В редакции распоряжений Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП; от 24.05.2011 г. N 411-РП) 7. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП) 8. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП) 9. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП) 10. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП) 11. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Москвы от 05.10.2010 г. N 2152-РП) 12. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Горбенко А.Н. (В редакции Распоряжения Правительства Москвы от 24.05.2011 г. N 411-РП) П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к распоряжению Правительства Москвы от 20 июля 2007 г. N 1529-РП КОНЦЕПЦИЯ повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы ВВЕДЕНИЕ Концепция повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (далее именуется Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и угроз (далее именуются угрозы). Концепция является основой для: - совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы; - формирования и проведения единой политики городских властей, экономических и социальных структур в области повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы; - разработки и реализации комплексов мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы от конкретных угроз. Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и города Москвы по вопросам безопасности, экономики, градостроительства и другим вопросам, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Устав города Москвы, Концепция безопасности города Москвы, Комплексная городская целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы, Программа развития туризма в городе Москве на период до 2010 г. 1. Состояние безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Федерации, на территории которого находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Москва является политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром Российской Федерации, в котором проживает около 6% населения государства и сосредоточено свыше 2500 промышленных предприятий, большое количество финансово-кредитных учреждений, около 3800 образовательных учреждений, свыше 3000 объектов культуры, более 200 гостиничных предприятий. Целенаправленная деятельность Правительства Москвы и правоохранительных органов в области обеспечения безопасности города и его жителей и гостей в последние годы позволила стабилизировать ситуацию в целом. В то же время эффективность принимаемых мер остается неадекватной затраченным средствам и усилиям. В настоящее время безопасность Москвы как места проживания миллионов людей и концентрации жизненно важных и потенциально опасных объектов не является достаточной. Причиной этому является не только существующая социально-экономическая ситуация, но и наличие очагов терроризма за пределами города, где Москва - объект внешнего террора. Как следствие, сохраняется опасность совершения в городе диверсионно-террористических актов, как на объектах жизнеобеспечения, так и в местах массового скопления людей. Серьезное беспокойство вызывает криминогенная ситуация. Несмотря на принимаемые меры, сохраняется устойчивая тенденция роста уровня преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и наркотизации населения. Остаются проблемой пожары и техногенные катастрофы, особенно в условиях значительной доли ветхого жилого фонда, применения устаревших технологий и старения основных фондов в производственной сфере, размещения организаций и предприятий в бывших производственных помещениях, не приспособленных для новой деятельности. Таким образом, уровень обеспечения безопасности города, его жителей и гостей от различных видов угроз жизни, здоровью и сохранности имущества не в полной мере соответствует современным требованиям. Положение в области безопасности негативным образом сказывается на развитии туризма в Москве. Туризм для города Москвы имеет особое значение в силу ряда обстоятельств политического и социально-экономического плана. Москва - столица Российской Федерации, что, само по себе, уже является особым обстоятельством в плане формирования и реализации туристской политики для города. Практически ни один другой город России не может конкурировать с Москвой по своей известности в мире, что является положительным фактором при налаживании работы по формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра. Гостиницы играют важную роль в инфраструктуре и социальноэкономической жизни города и являются, как показывает мировой опыт, одними из наиболее привлекательных объектов для проведения акций террористического и криминального характера. Правительство Москвы, Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы, Префектуры административных округов, органы обеспечения безопасности города Москвы осуществляют целенаправленную деятельность в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города. Координацию деятельности всех заинтересованных структур по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов туристско-гостиничного комплекса осуществляет действующий с 2005 года Координационный совет при Правительстве Москвы. Активно проводится работа по созданию паспортов безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий. Паспорта безопасности имеют гостиницы, на долю которых приходится более 85% номерного фонда. И эта деятельность приносит результаты. Оценка безопасности гостиничных предприятий города Москвы (оценка проводилась на основании специально разработанной методики с использованием показателей опасности и защищенности. Вывод о состоянии безопасности конкретного гостиничного предприятия делался на основании сравнения фактического и требуемого уровней обеспечения безопасности. Требуемый уровень обеспечения безопасности устанавливается (исходя из принципов разумной достаточности и экономической целесообразности) равным 90%. Если фактический уровень обеспечения безопасности меньше требуемого уровня, то считается, что безопасность гостиничного предприятия недостаточная и необходимо проведение дополнительных мероприятий по ее повышению.) показала: уровень обеспечения безопасности гостиничного комплекса г. Москвы в настоящий момент равен: - для гостиничных предприятий уровня 4-5 - 85%; - для гостиничных предприятий уровня 3 - 70%; - для гостиничных предприятий уровня 0-2 - 46%. Вместе с тем, при организации работы по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности Координационный совет при Правительстве Москвы, Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы, руководители гостиничных предприятий сталкиваются с серьезными трудностями. 1. Недостаточность существующей нормативно-правовой и методической базы для повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города (в том числе расположенных в высотных зданиях или входящих в состав многофункциональных комплексов) на этапах: - проектирования; - строительства; - реконструкции; - эксплуатации. В настоящее время деятельность по обеспечению безопасности в туристско-гостиничной сфере опирается на следующие основные нормативные документы: - Закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; - Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; - Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; - Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г.); - Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4 декабря 2006 г.); - Указ Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" от 15 февраля 2006г. N 116; - Закон Российской Федерации от 25 июля 1998г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"; - Закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; - "Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утверждены президентом Российской Федерации 28.09.2006 г.). - "Примерное положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" Утверждено Приказом МЧС от 31 июля 2006г. N 440. - ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования"; - ГОСТ Р 50681-94 "Проектирование туристских услуг"; - ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации"; - "Система классификации гостиниц и других средств размещения" Утверждена Приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года N 86; - МГСН 4.16-98 "Московские городские строительные нормы. Гостиницы"; - МГСН 4.19-2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве"; - МГСН 4.19-2005 "Мероприятия по обеспечению безопасности"; - "О пожарной безопасности". Закон г. Москвы от 18.12.1996 г. N 34 (ред. от 21 мая 2003 г.); - "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 (с изменениями от 15.03.2000 г., 19.12.2001 г., 21.05.2003 г. и 14.09.2005 г.); - "Концепция безопасности Москвы". Принята постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 654-ПП и уточнена Постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2003 г. N 1005-ПП; - Распоряжение Правительства Москвы "Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы" от 29 декабря 2005 г. N 2683-РП. Однако вышеперечисленные документы не в полной мере учитывают возникшие в последние годы виды угроз, современные достижения в области технических и инженерных систем обеспечения безопасности, систем связи и передачи данных, уровень потенциальной опасности гостиничных предприятий, современные условия организации и специфику гостиничного бизнеса в Москве (в частности гостиницы, входящие в международные гостиничные цепи, используют корпоративные стандарты по безопасности, принятые в той или иной гостиничной цепи). В действующей системе классификации гостиниц и других средств размещения вообще отсутствует раздел, посвященный вопросам безопасности и антитеррористической защищенности. 2. Не систематизированы требования к гостиничным предприятиям города Москвы по повышению безопасности и антитеррористической защищенности, определяющих (в зависимости от характеристик гостиничного предприятия): - необходимый состав и характеристики инженерно-технических систем (средств) обеспечения безопасности: - системы обеспечения безопасности: - система охранного телевидения; - система контроля и управления доступом; - система автоматической пожарной сигнализации; - система пожаротушения; - система противодымной защиты; - система контроля воздушно-газовой среды в системах вентиляции и кондиционирования; - система охранной сигнализации; - система тревожной сигнализации; - система аварийного и эвакуационного освещения; - система охранного освещения; - система связи и передачи данных; - система связи и управления в кризисных ситуациях; - система оповещения и управления эвакуацией. - комплекс инженерно-технической укрепленности; - комплекс технических средств обеспечения безопасности; - необходимый состав и квалификацию физической охраны; - состав и содержание инструкций персоналу гостиничных предприятий по действиям в ситуациях, связанных с террористическими, криминальными, природными, техногенными и другими угрозами; - порядок обучения персонала и поддержания необходимого уровня готовности к действиям методом проведения плановых и контрольных тренировок; - необходимость оснащения ГП спасательными средствами (навесные лестницы, спасательные рукава, канатные устройства и т.д.) и индивидуальными средствами защиты; - необходимость оснащения гостиничных предприятий резервными источниками электропитания и водоснабжения. 2. Возможные угрозы гостиничным предприятиям города Москвы (модель угроз) Учитывая, что гостиничные предприятия являются важной составной частью инфраструктуры города, определение состава и анализ возможных угроз гостиничным предприятиям города Москвы базируется на положениях Концепции безопасности Москвы. Этот документ, определяющий систему общих положений обеспечения безопасности Москвы, введен в действие постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 654. В Концепции безопасности Москвы проведена оценка состояния безопасности и определены жизненно важные интересы города, указаны возможные угрозы безопасности Москвы, установлены долгосрочные и приоритетные цели, основные направления и принципы обеспечения безопасности города, указана организация системы обеспечения безопасности города и намечены пути реализации концепции. В ней указаны следующие виды угроз городу: - террористические угрозы; - криминальные угрозы; - угрозы коммунально-бытового и жилищного характера; - техногенные угрозы; - военные угрозы; - природные угрозы; - экологические угрозы; - угрозы эпидемиологического характера; - экономические угрозы; - угрозы социального характера; - угрозы политического характера; - информационные угрозы; - угрозы психологического характера. Защита от реализации вышеперечисленных угроз возможна и предусматривается на разных (соответствующих масштабам и характеру угроз) уровнях - федеральном, региональном, городском, объектовом (в соответствии с Федеральным Законом "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ). С точки зрения повышения безопасности и антитеррористической защищенности на уровне гостиничных предприятий целесообразно рассматривать следующие виды угроз: - террористические; - криминальные; - техногенные; - природные. 2.1. Террористические угрозы Концепция безопасности Москвы указывает, что терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особую опасность он представляет для крупных городов, политических, экономических и культурных центров, каким и является Москва. Террористические акты становятся все более крупномасштабными, многоликими по преследуемым целям и видам проявления. Терроризм получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники. Применительно к гостиничным предприятиям можно предположить возможность реализации следующих террористических угроз: - прорыв террористической группы на территорию гостиничного предприятия и в его внутренние помещения с целью: - захвата заложников; - уничтожения гостей, посетителей и персонала гостиничного предприятия в местах возможного массового их нахождения (приемновестибюльная группа помещений, конференц-залы, рестораны и др.) с использованием огнестрельного и холодного оружия, различного вида боеприпасов; - разрушение здания путем скрытного размещения взрывных устройств (ВУ) на этажах здания (включая технические этажи и помещения, подземные автостоянки и др.) или вблизи здания и их подрыва; - проникновение террориста-одиночки на территорию гостиничного предприятия и в его внутренние помещения с целью уничтожения гостей, посетителей и персонала в местах возможного массового их нахождения (приемно-вестибюльная группа помещений, конференц-залы, рестораны и др.) путем подрыва размещенных под одеждой или " ручной клади ВУ; - таранный прорыв колесных транспортных средств, снабженных ВУ большой мощности, к зданию гостиничного предприятия с целью разрушения здания; - использование систем приточной вентиляции для распыления зловонных, отравляющих, ядовитых и радиоактивных веществ; - поджог здания; - вывод из строя оборудования систем обеспечения безопасности здания; - вывод из строя систем инженерного оборудования; - отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания; - искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней. Результатом реализация указанных угроз может стать: - большое количество жертв (погибших и раненых) среди гостей, посетителей и персонала гостиничного предприятия; - большой материальный ущерб, причиненный гостиничному предприятию, гостям, посетителям и персоналу гостиничного предприятия; - полное или частичное разрушение здания гостиничного предприятия; - нарушение нормального функционирования гостиничного предприятия на длительный срок; - ухудшение экономических показателей деятельности гостиничного предприятия (в результате причинения вреда деловой репутации гостиничного предприятия); - снижение привлекательности г. Москвы, как крупного центра международного туризма. 2.2. Криминальные угрозы К основным криминальным угрозам Концепция безопасности Москвы относит: - усиление криминального давления на жизнедеятельность города; - возможность срастания преступных сил с представителями властных структур; - переход под контроль криминальных групп объектов экономики города; - возможность проникновения представителей криминалитета в выборные органы законодательной власти государства и города, а также в правоохранительные органы; - влияние криминальных структур на рыночные цены на продукты питания. Основными предпосылками, увеличивающими вероятность реализации криминальной угрозы, являются: - отсутствие достаточного проработанного законодательства в этой сфере, как на федеральном, так и на местном уровне; - недостаточный уровень профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью; - значительное количество в городе выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и незарегистрированных установленным порядком; - слабая раскрываемость заказных убийств, в том числе по политическим мотивам. На территории гостиничного предприятия могут быть реализованы следующие угрозы криминального характера: - преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; - возможность проникновения в гостиничное здание лиц из числа радикальных политических и националистических объединений, молодежных неформальных группирований с целью выражения своих политических и иных требований, взглядов, распространения (разбрасывания с крыши высотного здания) пропагандистских и провокационных листовок, воззваний, с целью привлечения к себе внимания средств массовой информации и вызова своими провокационными действиями общественного резонанса; - преступления против личности гостей, посетителей и персонала гостиничного предприятия: - убийство; - причинение вреда здоровью; - посягательство на половую неприкосновенность; - преступления против собственности гостиничного предприятия, собственности гостей, посетителей и персонала: - кража; - разбой; - грабеж; - вымогательство; - мошенничество; - умышленное уничтожение собственности; - преступления против общественной безопасности и общественного порядка: - сообщения об угрозе взрыва (поджога) в здании или на прилегающей к зданию территории; - хулиганство; - вандализм. - преднамеренное нарушение функционирования или выведение из строя инженерных систем здания и систем обеспечения безопасности с целью создания благоприятных условий для реализации вышеперечисленных криминальных угроз. В результате реализации криминальных угроз: - могут быть жертвы (погибшие и раненые) среди гостей, посетителей и персонала гостиничного предприятия; - может быть нанесен материальный ущерб гостиничному предприятию, материальный и моральный ущерб гостям, посетителям и персоналу гостиничного предприятия; - может произойти нарушение нормального функционирования гостиничного предприятия; - может произойти ухудшение экономических показателей деятельности гостиничного предприятия (в результате причинения вреда деловой репутации гостиничного предприятия); - может произойти снижение привлекательности г. Москвы, как крупного центра международного туризма. 2.3. Техногенные угрозы Наличие большого количества потенциально опасных объектов, развитой транспортной сети, обширной техносферы в городе обуславливает высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф. К основным техногенным угрозам Концепция безопасности Москвы относит: - аварии с выбросом химически опасных веществ в районах проживания населения (хлор, аммиак, окись азота и др.) и образованием зон химического заражения; - радиационные аварии на ядерных установках и других объектах использования атомной энергии с образованием обширных зон радиоактивного загрязнения; - аварии на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте с выбросом опасных веществ и возникновением обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания; - крупномасштабные пожары в местах концентрированного проживания и нахождения населения; - затопления отдельных территорий города вследствие разрушения водоограничительных устройств на каналах; - транспортные аварии на метрополитене; - аварии на водоочистных сооружениях; - аварии на коммунально-энергетических сетях. Основными предпосылками, увеличивающими вероятность и опасность реализации техногенных угроз, являются: - высокая концентрация потенциально опасных объектов; - старение основных производственных фондов; - сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов; - увеличение количества ядерных и радиационных установок, не задействованных в производстве и исследованиях; - падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы; - появление большого количества мелких производителей вне надзорного поля; - отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные вещества в черте города. Для гостиничных предприятий могут быть опасны следующие угрозы техногенного характера: - пожары в зданиях и на территории гостиничного предприятия; нарушения функционирования и аварии инженерных систем здания: - системы отопления; - системы вентиляции; - системы горячего водоснабжения; - системы холодного водоснабжения; - системы канализации; - системы водостока: - системы электроснабжения; - системы рабочего освещения здания; - системы аварийного освещения здания; - лифтовой системы; - системы мусороудаления; - системы молниезащиты. Аварии на расположенных поблизости от гостиничного предприятия потенциально опасных объектах города; нарушения функционирования и выход из строя технических средств обеспечения безопасности: - системы охранного телевидения; - системы контроля и управления доступом; - системы автоматической пожарной сигнализации; - системы пожаротушения; - системы охранной сигнализации; - системы тревожной сигнализации; - системы охранного освещения; - системы связи и передачи данных; - системы оповещения и управления эвакуацией; - системы технологической безопасности; - системы инженерно-технической укрепленности; - аварии на транспорте с аварийно химически опасными веществами. Реализация техногенных угроз может стать причиной: - большого количество жертв (погибших и раненых) среди гостей, посетителей и персонала гостиничного предприятия; - большого материального ущерба, причиненного гостиничному предприятию, гостям, посетителям и персоналу; - полного или частичного разрушения здания гостиничного предприятия; - нарушения нормального функционирования гостиничного предприятия на длительный срок; - ухудшения экономических показателей деятельности гостиничного предприятия (в результате причинения вреда деловой репутации гостиничного предприятия); - снижения привлекательности г. Москвы, как крупного центра международного туризма. Кроме того, реализация некоторых техногенных угроз может спровоцировать реализацию угроз криминального характера. 2.4. Природные угрозы В целом Москва располагается в достаточно спокойной (относительно природных катаклизмов) зоне. Однако усиливающееся воздействие московской агломерации на природную среду может привести к катастрофическим проявлениям. К основным природным угрозам относятся: - возможность подтопления отдельных городских территорий; - активные карстово-суффозионные процессы, результатом протекания которых становятся провалы на поверхности земли; - оползни; - опасные климатические явления: - обильные снегопады; - затяжные дожди и грозы; - ураганы; - обледенение дорог, токонесущих проводов и деревьев; - задымление (вследствие массовых торфяных и лесных пожаров в Московской области). Основными предпосылками, усугубляющими опасность природных угроз, являются: - длительные периоды с низкими отрицательными температурами; - недостаточная развитость системы мониторинга окружающей среды; - изношенность ливневых канализаций, особенно в центре города; - наличие значительного количества подземных выработок и сооружений. Для гостиничных предприятий могут быть опасны следующие угрозы природного характера: - возможность подтопления отдельных городских территорий; активные карстово-суффозионные процессы; оползни. В результате реализации природных угроз: - может произойти частичное или полное разрушение здания гостиничного предприятия; - может быть нанесен материальный ущерб гостиничному предприятию, гостям, посетителям и персоналу; - может произойти нарушение нормального функционирования гостиничного предприятия; - может произойти ухудшение экономических показателей деятельности гостиничного предприятия (в результате причинения вреда деловой репутации гостиничного предприятия); - может произойти снижение привлекательности г. Москвы, как крупного центра международного туризма. 2.5. Модель нарушителя Угрозы террористического и криминального характера в отношении гостиничного предприятия могут исходить от: - террористических и экстремистских организаций различного толка; - организованных преступных группировок; - психически больных лиц, или лиц, находящихся в пограничном состоянии; - отдельных преступных элементов. Лиц, способных реализовать угрозы безопасности гостиничного предприятия (далее - нарушители), целесообразно разделить на три группы: - 1-я группа - внешние нарушители. К ним относятся лица не являющиеся сотрудниками гостиничного предприятия или охраны, не проживающие в гостиничном предприятии и не относящиеся к персоналу организаций-арендаторов гостиничного предприятия; - 2-я группа - внутренние (потенциальные) нарушители. К ним относятся лица входящие в состав персонала гостиничного предприятия, охраны и сотрудники организаций-арендаторов гостиничного предприятия. - 3-я группа - временные внутренние (потенциальные) нарушители. К ним относятся лица, проживающие в гостиничном предприятии (гости). Согласно имеющейся информации, преступные элементы и террористы (террористические группы) действуют в одиночку или группами в составе до 5-7 человек. В группах могут быть бывшие военнослужащие или лица из гражданского персонала, ранее работавшие на данном или аналогичном гостиничном предприятии. На вооружении группы могут иметь стрелковое, травматическое, газовое, холодное оружие, гранатометы или ручные гранаты. Могут быть оснащены приборами наблюдения, средствами радиосвязи, а также минно-взрывными средствами. Как правило, будут иметь информацию об основных характеристиках гостиничного предприятия и его системе охраны. В качестве способов проникновения внешнего нарушителя на территорию гостиничного предприятия (далее - объект) могут рассматриваться: - боевой (силовой) вариант проникновения с использованием и без использования сообщников на объекте; - небоевой легендированный или нелегендированный вариант проникновения с использованием или без использования сообщников на объекте. Внутренний нарушитель - отдельные лица из персонала объекта или подразделений охраны, хорошо осведомленные в особенностях функционирования объекта, организации и функционирования систем обеспечения безопасности и имеющие возможности для подготовки диверсионно-террористической акции на протяжении длительного времени. Для внутреннего нарушителя характерно отличное знание объекта, его уязвимых мест. Он обладает навыками работы с системами обеспечения безопасности. Следовательно, он может постепенно и скрытно готовить акцию - проносить и готовить оружие и взрывчатку, необходимые приспособления, используя для этого имеющиеся связи и полномочия. Внутренний нарушитель будет действовать максимально скрытно. Среди потенциальных внутренних нарушителей могут быть выделены: - сотрудники, принуждаемые к содействию внешними нарушителями путем подкупа, шантажа или угроз применения силы; - сотрудники, имеющие преступные наклонности; - психически неуравновешенные люди. Временные внутренние нарушители имеет возможность подготовки диверсионно-террористической или криминальной акции на протяжении длительного времени, что позволяет изучить особенности функционирования объекта, организацию и функционирование систем обеспечения безопасности. Анализ возможных нарушителей показывает, что наиболее опасными могут быть террористические группы и внутренние нарушители. Угроза возрастает при наличии сговора внешних и внутренних нарушителей. Модель нарушителя складывается из следующих составляющих: - типа (категории) нарушителя, который может воздействовать на объект; - цели, которые может преследовать нарушитель; - мотивации действий нарушителя; - возможного количества нарушителей; - используемых транспортных средств, оснащения, вооружения, инструментов, принадлежностей, и т.п.; - уровня осведомленности об объекте, его уязвимых местах и системах обеспечения безопасности; - уровня технической квалификации и подготовленности к совершению несанкционированных действий; - тактики и сценариев возможных действий нарушителей, описывающих последовательность (алгоритм) и способы действий групп и отдельных нарушителей, способы их действий на каждом этапе, маршруты движения. Мотивы, которые могут побудить потенциальных нарушителей к совершению несанкционированных действий в отношении объекта и его жизненно важных элементов, делятся на следующие: - политические; - идеологические; - экономические; - личные. Политические мотивы связаны с геополитическими и экономическими интересами отдельных государств, а также политических партий и групп. Идеологические мотивы связаны с религиозной, политической или философской системой отдельных государств, конфессиональных групп и религиозных фанатиков. Экономические мотивы связаны с желанием получения финансовой или другой материальной выгоды. При этом похищенные ценности рассматриваются в качестве предметов продажи. Личные мотивы связаны специфическими обстоятельствами, характерными для отдельных лиц, и могут быть вызваны отношениями в коллективе, социальными и другими причинами. Для проникновения в охраняемые зоны объектов внешние нарушители могут использовать: - вооружение, взрывчатые, зажигательные и химические вещества, специальные средства, транспортные средства, снаряжение, специальные инструменты, другое оборудование; - финансовые средства для подкупа внутренних нарушителей; - недостатки в системах обеспечения безопасности. Степень осведомленности нарушителя можно охарактеризовать тремя качественными уровнями: - высокая: знает практически все об объекте и его уязвимых местах, а также о системах обеспечения безопасности; - средняя: знает сравнительно много об объекте, но не знает уязвимых мест, недостаточно знаний о системах обеспечения безопасности или точных местах нахождения критически важных точек здания; - низкая: имеют общее представление об объекте, но практически ничего не знают об уязвимых местах объекта и о системах обеспечения безопасности. Степень технической квалификации и подготовленности нарушителя можно охарактеризовать тремя качественными уровнями: - высокий: нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет хорошую техническую подготовку в соответствующих областях знаний и практическую подготовку в проведении террористического акта; - средний: нарушитель прошел подготовку на объекте или его полномасштабном макете, который существенно отличается от оригинала. Уровень технической подготовки средний, без практического опыта проведения террористического акта; - низкий: нарушитель прошел курс начальной подготовки, не имея возможности использования полномасштабного макета объекта. Возможно использование общих схем, не детализированных планов, фотографий. Уровень технической подготовки низкий. Тактика действий при проникновении в охраняемые зоны может быть следующей: - силовая - с применением насилия по отношению к людям и (или) с повреждением средств инженерно-технической укрепленности; - обманная - с попыткой создать видимость санкционированности действий путем использования поддельных документов, ключей, идентификаторов личности и т.п.; - скрытная - нарушитель стремится остаться незамеченным; - комбинированная - различные сочетания вышеуказанных видов тактики. Можно ожидать, что в процессе своих действий нарушитель будет применять любую тактику, повышающую его шансы на успешное выполнение поставленной задачи. В сценариях возможных действий нарушителей могут быть выделены следующие стадии: - оформление заказа на террористический акт и/или формулировка его замысла, планирование соответствующей операции; - подготовка террористического акта; - проникновение на объект или развертывание террористической группы в районе расположения объекта; - проведение террористического акта; - выход группы нарушителей с объекта и передислокация в безопасную зону. К типовым моделям нарушителя могут быть отнесены: - внешний нарушитель первого типа - одиночный нарушитель (террорист или малочисленная группа уголовных элементов). Такой нарушитель характеризуется: - общим уровнем осведомленности о структуре и составе систем обеспечения безопасности и хранящихся на территории объекта ценностях; - высокой вероятностью наличия оружия, взрывчатых и зажигательных веществ; - стремлением избежать конфликта с силами охраны объекта. Задачей такого нарушителя является совершение акта с последующим уходом с территории объекта. Наиболее вероятная тактика действий - скрытная. Нарушитель этого типа может вступать в сговор с личным составом подразделения охраны с целью сокрытия факта своего проникновения на объект. - внешний нарушитель второго типа - террористическая группа (организованная преступная группировка). Такой нарушитель характеризуется: - общим уровнем осведомленности о системах обеспечения безопасности, основанным на их визуальном изучении, и о расположении мишеней террористического воздействия и предметов хищения на территории объекта; - высокой вероятностью наличия холодного и огнестрельного оружия (в том числе автоматического), взрывчатых и зажигательных веществ; - высоким уровнем подготовки к преодолению физических барьеров; - готовностью вступить в открытый вооруженный конфликт с подразделениями охраны объекта; - возможностью (в зависимости от численности) разделяться на группы, решающие различные тактические задачи; - возможным наличием в группе лиц, способных пожертвовать собой для достижения целей акции. Наиболее вероятная тактика действий - насильственная с вооруженным нападением и прорывом системы охраны (в том числе с применением транспортных средств), захватом заложников (по необходимости). Нарушитель этого типа может вступать в сговор с персоналом объекта или личным составом подразделений охраны для получения дополнительной информации. - внутренний нарушитель первого типа - сотрудник объекта из числа персонала, имеющий право доступа на территорию и внутрь вспомогательных помещений, но не имеющий права постоянного доступа к уязвимым местам инженерных систем и систем обеспечения безопасности. Возможная мотивация - личные мотивы, шантаж с чьей-либо стороны, преследование корыстных целей, религиозный экстремизм. Этот нарушитель характеризуется: - общим уровнем осведомленности о системах обеспечения безопасности и высоким - о расположении отдельных мишеней террористического воздействия и предметов хищения на территории объекта; - возможным наличием огнестрельного оружия, взрывчатых и зажигательных веществ; - неподготовленностью к вооруженному конфликту с подразделениями охраны объекта. Наиболее вероятная тактика действия - скрытная. Такой нарушитель может являться источником информации об объекте и его системах обеспечения безопасности для внешних нарушителей, а также соучастником акций внутренних нарушителей других типов. - внутренний нарушитель второго типа - сотрудник объекта, имеющий непосредственный доступ к мишеням диверсионно-террористического воздействия и предметам хищения, в остальном характеризуется также, как внутренний нарушитель первого типа. Наиболее вероятная тактика действий - скрытая. Нарушитель этого типа может вступать в сговор, как с внешними нарушителями для передачи им информации, так и с внутренним нарушителем первого типа для выноса (вывоза) с территории объекта похищенных ценностей. - внутренний нарушитель третьего типа - личный состав подразделения охраны или сотрудник службы безопасности объекта. Нарушитель этого типа характеризуется: - высоким уровнем осведомленности о расположении мишеней террористического воздействия и предметов хищения, построении и функционировании систем обеспечения безопасности; - доступом к системе обеспечения безопасности и к аппаратуре управления ими и, как следствие, высоким уровнем подготовленности к скрытому преодолению рубежей защиты; - наличием табельного оружия и возможностью его санкционированного проноса на территорию объекта; - подготовленностью к вооруженному конфликту с силами охраны объекта. Наиболее вероятная тактика действий - скрытая (в том числе с отключением технических средств систем обеспечения безопасности). Нарушитель этого типа может вступать в сговор как с внешними нарушителями, так и с внутренними нарушителями других типов, используя их в качестве исполнителей или пособников акций, или сам может являться пособником акции. В качестве внутреннего нарушителя могут выступать лица из числа персонала охраны, как допущенные, так и не допущенные к работе с техническими средствами систем обеспечения безопасности, посторонние лица, в том числе, разработчики и монтажники различных технологических систем и систем обеспечения безопасности, а также различные специалисты, привлекаемые для оказания услуг. - временный внутренний нарушитель - лица проживающие в гостиничные предприятия (гости). Этот нарушитель характеризуется: - общим уровнем осведомленности о системах обеспечения безопасности, основанным на их визуальном изучении, и о расположении мишеней террористического воздействия и предметов хищения на территории объекта; - возможным наличием огнестрельного оружия, взрывчатых и зажигательных веществ. Наиболее вероятная тактика действия - скрытная. Такой нарушитель может являться источником информации об объекте и его системах обеспечения безопасности для внешних нарушителей, а также соучастником акций внутренних нарушителей других типов. Получить информацию об объекте и системах обеспечения безопасности вероятный нарушитель может посредством: - санкционированного доступа к защищаемой информации, т.е. использования внутренним нарушителем доступной ему для выполнения служебных обязанностей информации; - использования технических средств наблюдения и перехвата информации из-за пределов охраняемой территории, визуального наблюдения за объектом, в т.ч., с помощью фотографических и оптико-электронных средств; - разглашения ее персоналом с соответствующими правами доступа; - осуществления несанкционированного доступа в охраняемые зоны и к информационным ресурсам систем обеспечения безопасности; - хищения различных информационных носителей. Сбор информации об объекте и его системах обеспечения безопасности может осуществляться вероятным нарушителем путем изучения и анализа: - принципов, структуры построения и функционирования объекта аналогичного класса и его систем обеспечения безопасности; - степени оснащения объекта техническими средствами систем обеспечения безопасности, построенных на различных физических принципах, системы организации доступа, организации пропуска на объект автотранспорта, в т.ч. грузового; - принципов построения технических средств систем обеспечения безопасности по характеристикам их физических полей; - уязвимых мест технических средств систем обеспечения безопасности, не вызывающих срабатывание датчиков (систем), путем имитации непосредственного вторжения на охраняемую территорию; - тактической схемы действий сил охраны объекта в различных условиях функционирования объекта с оценкой временных и вероятностных характеристик ложных тревог; - информативности потоков, циркулирующих в системах (тревожной сигнализации, сигналов изменения логики принятия решений и др.), а также сигналов контроля целостности линий связи; - возможности подавления (нарушения) функционирования технических средств систем обеспечения безопасности дистанционными методами (активными помехами, воздействием на датчики средств обнаружения, линии связи, устройства систем сбора и обработки информации, ослепление средств оптического и инфракрасного диапазонов и т.п.); - функционирования системы защиты информации от несанкционированных действий в системах обеспечения безопасности с целью ее компрометации; - возможности воздействия на системы электропитания и заземления в системах обеспечения безопасности. 3. Цели и принципы повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий Главной стратегической целью повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы является создание и поддержание такого уровня безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий, которое создавало бы благоприятные условия для формирования в Москве конкурентоспособной гостиничной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в гостиничных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие города за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. Приоритетными целями, реализующими стратегическую цель, являются цели, обеспечивающие: - неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан; - повышение уровня правопорядка; - снижение уровня преступности, прежде всего организованной; - повышение уровня личной безопасности гостей, посетителей и персонала гостиничных предприятий; - повышение уровня антитеррористической защищенности; - снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - снижение уровня социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций; - повышение эффективности системы защиты гостей, посетителей и персонала гостиничных предприятий в условиях чрезвычайных ситуаций; - повышение надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения гостиничных предприятий. Реализация целей, повышающих безопасность и антитеррористическую защищенность гостиничных предприятий города Москвы, разработка и осуществление комплексов мероприятий по их выполнению должны проводиться в соответствии с основными принципами: - принцип обязательности - повышение безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города должно являться обязательной функцией органов государственной власти, гостиничных предприятий всех организационно-правовых форм; - принцип правовой обусловленности - повышение безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города должно осуществляться в строгом соответствии с действующими законодательными и правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законодательством Москвы, Концепцией безопасности города Москвы; - принцип универсальности - мероприятия по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города организуются и осуществляются с учетом возможности реализации любого из разумно вероятных видов угроз; - принцип превентивности - мероприятия по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города организуются, прежде всего, в интересах предупреждения угроз, осуществляются заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием их объема и интенсивности; - принцип разумной достаточности - мероприятия по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, экономической обоснованности; - принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и порядок осуществления мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города должны соответствовать особенностям каждого гостиничного предприятия и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; - принцип разграничения функций - обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города строится на разделении полномочий между органами государственной власти, администрацией гостиничного предприятия, на сочетании централизма в управлении мероприятиями с обязательным активным управлением их осуществления во всех звеньях. 4. Основные направления повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий Деятельность по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города должна осуществляться по следующим основным направлениям: - формирование единой системы мониторинга и обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы, интегрированной в единую систему обеспечения безопасности города (СОБГ); - активное взаимодействие с федеральными органами и организациями по проблемам безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы; - развитие Московской нормативно-правовой и методической базы для повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города (в том числе расположенных в высотных зданиях или входящих в состав многофункциональных комплексов) на этапах: - проектирования; - строительства; - реконструкции; - эксплуатации. - оценка гостиничных предприятий города Москвы по степени потенциальной опасности; - внедрение единых требований к гостиничным предприятиям города Москвы по повышению безопасности и антитеррористической защищенности, определяющих (в зависимости от характеристик гостиничного предприятия): - необходимый состав и характеристики инженерно-технических систем (средств) обеспечения безопасности (определяемые требованиями нормативных документов): - систем обеспечения безопасности: - системы охранного телевидения; - системы контроля и управления доступом; - системы автоматической пожарной сигнализации; - системы пожаротушения; - системы противодымной защиты; - системы контроля воздушно-газовой среды в системах вентиляции и кондиционирования; - системы охранной сигнализации; - системы тревожной сигнализации; - системы аварийного и эвакуационного освещения; - системы охранного освещения; - системы связи и передачи данных; - системы связи и управления в кризисных ситуациях; - системы оповещения и управления эвакуацией. - комплекса инженерно-технической укрепленности; - комплекса технических средств обеспечения безопасности. - необходимый состав и квалификацию физической охраны; - состав и содержание инструкций персоналу гостиничных предприятий по действиям в ситуациях связанных с террористическими, криминальными, природными, техногенными и другими угрозами; - необходимость введения в штатное расписание гостиничных предприятий должности специалиста по комплексной безопасности; - необходимость создания в гостиничных предприятиях нештатных аварийно-спасательных формирований; - порядок обучения персонала и поддержания необходимого уровня готовности к действиям методом проведения плановых и контрольных тренировок. - разработка регламентов взаимодействия с органами обеспечения безопасности, как при реализации возможных угроз, так и в повседневной деятельности; - создание единой автоматизированной системы учета и регистрации проживающих в гостиницах с возможностью ее использования в рамках вышеуказанных регламентов взаимодействия с органами обеспечения безопасности; - разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий с учетом вероятных угроз, разумной достаточности их объемов и сроков, экономической обоснованности; - разработка и реализация комплекса мероприятий по: созданию запасов медикаментов и индивидуальных средств защиты; - оснащению гостиничных предприятий спасательными средствами (навесные лестницы, спасательные рукава, канатные устройства и т.д.) и индивидуальными средствами защиты; - проведение мероприятий по интеграции, установленных на объектах гостиничного комплекса систем видеонаблюдения в СОБГ с обязательным обзором территории, в том числе автомобильных парковок. - оснащению гостиничных предприятий резервными источниками электропитания и водоснабжения. 5. Организация системы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий Система обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий - это совокупность структур в сфере государственной власти Москвы, организаций, должностных лиц, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность на основе нормативно-правовой и методической базы по реализации целей и решению задач повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города. Цель функционирования системы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города: на основе объединения усилий всех органов управления, организаций, должностных лиц, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств обеспечить условия общественно-приемлемой безопасности и антитеррористической защищенности гостей, посетителей, персонала, а также гостиничных предприятий города в целом от всех существующих и вероятных в будущем угроз. Основными задачами системы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города являются: - выявление и изучение угроз безопасности гостиничных предприятий; - анализ факторов воздействия существующих и вероятных в будущем угроз безопасности гостиничных предприятий; - выявление и определение реального состояния безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города по всем видам угроз; - разработка городских нормативно-правовых актов и методических документов для повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города, как существующих, так и планируемых к строительству или реконструкции (в том числе расположенных в высотных зданиях или входящих в состав многофункциональных комплексов); - разработка мероприятий по достижению целевых параметров уровня безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - разработка и реализация целевых, научно-технических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - совершенствование системы координации деятельности органов внутренних дел города Москвы с охранными предприятиями и взаимодействия контрольных органов и общественных организаций, осуществляющих надзор за состоянием безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города в рамках межведомственной рабочей группы по СОБГ. 6. Реализация Концепции повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы Сущность реализации Концепции повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы заключается в разработке, установлении и обеспечении условий и порядка выполнения требований и положений Концепции. Реализация Концепции повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы организуется и осуществляется органами управления, силами и средствами, входящими в систему повышения и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города безопасности Москвы. Основными формами реализации Концепции безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы являются: - оценка гостиничных предприятий города Москвы по степени потенциальной опасности; - создание и совершенствование общегородской системы мониторинга состояния безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы, интегрированной в единую систему обеспечения безопасности города (СОБГ); - создание и совершенствование системы нормативно-правовых актов в области повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города с учетом действующих федеральных и московских документов в этой области; - разработка норм и требований, регламентирующих обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города, позволяющих осуществлять контроль за ее состоянием; - разработка и реализация городских комплексов мероприятий в области повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города, участие в реализации федеральных целевых программ в этой области; - проведение НИОКР по разработке эффективных средств, методов и способов повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - разработка и внедрение мер экономического стимулирования осуществления мероприятий повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - создание экономических механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий в сфере безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - внедрение механизмов декларирования состояния безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города и лицензирования гостиничной деятельности; - осуществление контроля и надзора за деятельностью в области повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - осуществление международного сотрудничества в области повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города; - информационное обеспечение реализации Концепции повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы. Приложение 2 к распоряжению Правительства Москвы от 20 июля 2007 г. N 1529-РП Комплекс мероприятий по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (В редакции Распоряжения Правительства Москвы от 04.08.2008 г. N 1772-РП) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Финансирование N Наименование Государст- ------------------- Ожидаемые пп мероприятия венные Исполнители Сроки Объем результаты заказчики (тыс. Источник рублей) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 6 7 8 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Подготовить предложе- - Комитет по архи- I квартал - Дополни- Выявление ния по корректировке тектуре и гра- 2008 г. тельное недостатков действующей норматив- достроительству бюджетное действующей но-правовой базы г. Москвы, УФСБ финансиро- норматив- обеспечения комплекс- России по г. Мос- вание не но-правовой ной безопасности и кве и Московской требуется базы обеспе- антитеррористической области, ГУВД по чения комп- защищенности гости- г. Москве, ГУ МЧС лексной бе- ничных предприятий России по г. Моск- зопасности и города (в том числе ве, Комитет по антитерро- расположенных в вы- внешнеэкономичес- ристической сотных зданиях или кой деятельности защищенности входящих в состав города Москвы гостиничных многофункциональных предприятий комплексов) на этапах города для проектирования, стро- ее корректи- ительства, реконс- ровки трукции и эксплуата- ции 2. Утвердить и довести - Комитет по внеш- 1 июля - Дополните- Повышение до сведения админист- неэкономической 2007 г. льное бюд- уровня раций гостиничных деятельности жетное фи- комплексной предприятий критерии города Москвы, нансиро- безопаснос- оценки гостиничных УФСБ России по вание не ти и анти- предприятий города г. Москве и Мос- требуется террористи- Москвы по степени ковской области, ческой за- опасности ГУВД по г. Моск- щищенности ве, ГУ МЧС Рос- гостиничных сии по г. Москве предприятий за счет предъявле- ния, орга- низации и контроля выполнения единых тре- бований по обеспечению комплексной безопаснос- ти и анти- террористи- ческой защи- щенности в гостиничных предприяти- ях 3. Подготовить и предс- - Комитет по внеш- 1 сентября - Дополни- Повышение тавить в Правительст- неэкономическ ой 2007 г. тельное уровня во Москвы для введе- деятельности го- бюджетное комплексной ния в действие распо- рода Москвы, финансиро- безопаснос- рядительным докумен- УФСБ России по вание не ти и анти- том единых требований г. Москве и Мос- требуется террористи- по обеспечению комп- ковской области, ческой защи- лексной безопасности ГУВД по г. Моск- щенности и антитеррористической ве, ГУ МЧС Рос- гостиничных защищенности в гос- сии по г. Москве предприятий тиничных предприяти- за счет ях, определяющих (в предъявле- зависимости от кате- ния, орга- гории опасности): низации и контроля - необходимый состав выполнения и характеристики единых тре- технических средств бований по обеспечения безо- обеспечению пасности; комплексной безопаснос- - необходимый состав ти и анти- и квалификацию фи- террористи- зической охраны; ческой за- щищенности - состав и содержание в гостинич- инструкций персона- ных пред- лу гостиничных пред- приятий по действи- ям в ситуациях, свя- занных с террорис- тическими, крими- нальными, природны- ми, техногенными и другими угрозами; - необходимость вве- дения в штатное расписание гости- ничных предприятий должности специа- листа по комплекс- ной безопасности и организации объек- товых органов уп- равления по ликви- дации чрезвычайных ситуаций и подго- товке оперативных документов по дейс- твиям в условиях чрезвычайных ситуа- ций; - необходимость соз- дания в гостиничных предприятиях нешта- тных аварийноспаса- тельных формирова- ний; - созданию запасов медикаментов и ин- дивидуальных средств защиты; - оснащению гостинич- ных предприятий спа- сательными средст- вами (навесные лест- ницы, спасательные рукава, канатные устройства и т.д.) и индивидуальными средствами защиты; - оснащению гостинич- ных предприятий ре- зервными источника- ми электропитания и водоснабжения; - порядок обучения персонала и поддер- жания необходимого уровня готовности к действиям методом проведения плановых и контрольных тре- нировок 4. Организовать реализа- - Комитет по внеш- 31 декабря - Дополни- Повышение цию выполнения единых неэкономической 2007 г. тельное уровня требований по обеспе- деятельности го- бюджетное комплексной чению комплексной бе- рода Москвы, финансиро- безопаснос- зопасности и антитер- УФСБ России по вание не ти и анти- рористической защи- г. Москве и Мос- требуется террористи- щенности в гостинич- ковской области, ческой за- ных предприятиях ГУВД по г. Моск- щищенности ве, ГУ МЧС Рос- в гостинич- сии по г. Москве ных предп- риятий за счет предъ- явления, организации и контроля выполнения единых тре- бований по обеспечению комплексной безопаснос- ти и анти- террористи- ческой защи- щенности в гостиничных предприяти- ях 5. Разработать и Департамент конец Бюджет го- Нормативное включить в состав градостроитель- 2008 г. рода Моск- обеспечение Московских городс- ной политики, вы действий ких строительных развития и ре- всех участ- норм (МГСН 4.16-98 конструкции го- ников комп- "Гостиницы") раз- рода Москвы лексного дел "Требования по обеспечения обеспечению безо- безопаснос- пасности и анти- ти и анти- террористической террористи- защищенности". ческой защи- Раздел должен рег- щенности ламентировать тре- гостиничных бования по комп- предприятий лексной безопас- на этапах ности и антитерро- проектиро- ристической защи- вания, щенности гостиниц. строитель- на этапах проекти- ства, ре- рования, строи- конструкции тельства и реконс- трукции, в т.ч. требование обяза- тельного включения в состав проектной документации на строительство и реконструкцию гос- тиниц специального радела "Обеспече- ние комплексной безопасности и ан- титеррористической защищенности" (В редакции Распоряжения Правительства Москвы от 04.08.2008 г. N 1772-РП) 6. Разработать регла- - УФСБ России по 1 июля - Дополни- Повышение менты взаимодейс- г. Москве и Мос- 2008 г. тельное уровня твия администра- ковской области, бюджетное комплексной ций, служб безо- ГУВД по г. Моск- финансиро- безопаснос- пасности (в том ве, ГУ МЧС Рос- вание не ти и анти- числе в автомати- сии по г. Моск- требуется террористи- зированном режиме) ве, при участии ческой за- гостиничных предп- Комитета по щищенности риятий с органами внешнеэкономи- гостиничных обеспечения безо- ческой деятель- предприя- пасности, как при ности города тий реализации возмож- Москвы ных угроз, так и в повседневной дея- тельности 7. Организовать рабо- Валютно- На конкурсной 1 декабря 39 288,94 Бюджет го- Повышение ту по созданию финансовое основе 2007 г. рода Моск- уровня единой автоматизи- управление вы (на ре- комплексной рованной системы города Мос- ализацию безопаснос- по учету иностранных квы, Коми- Городской ти и анти- граждан, пребывающих тет по целевой террористи- в гостиницах города внешнеэко- программы ческой за- Москвы, с ее передачей номической развития щищенности в унифицированном виде деятельно- туризма гостинич- в УФМС России по сти города 2005- ных пред- г. Москве Москвы 2007 гг.) приятий. Повышение эффективнос- ти работы городских органов обес- печения безо- пасности 8. Организовать про- - Комитет по внеш- I квартал - Дополни- Стимулиро- ведение разъясни- неэкономической 2007 г. тельное вание вла- тельной работы с деятельности го- бюджетное дельцев акционерами для рода Москвы финансиро- гостиничных выделения доста- вание не предприятий точных средств в требуется в работе по интересах обеспе- совершенс- чения мероприятий твованию по совершенствова- систем нию систем комп- комплексной лексной безопас- безопаснос- ности и антитерро- ти и анти- ристической защи- террористи- щенности гостинич- ческой за- ных предприятий щищенности различных форм гостиничных собственности предприятий различных форм соб- ственности 9. Разработать пред- - ГУ МЧС России по I квартал - Дополни- Подготовка ложения по введе- г. Москве, 2008 г. тельное квалифици- нию курса обеспе- УФСБ России по бюджетное рованных чения комплексной г. Москве и Мос- финансиро- специалис- безопасности и ан- ковской области, вание не тов в об- титеррористической ГУВД по г. Моск- требуется ласти обес- защищенности гос- ве при участии печения тиничного хозяйс- Комитета по комплексной тва в образова- внешнеэкономи- безопаснос- тельных учреждени- ческой деятель- ти и анти- ях Москвы, осу- ности города террористи- ществляющих подго- Москвы ческой за- товку специалистов щищенности гостинично-турист- гостинично- ского комплекса. го хозяйс- Для его методичес- тва г. Моск- кого обеспечения вы привлечь специа- листов ФСБ, МВД и МЧС России 10. Разработать сис- Валютно-финан- На конкурсной Второе 5 000 Бюджет го- Этап созда- темный проект еди- совое управле- основе полугодие рода Моск- ния единой ной системы мони- ние города 2008 г. вы (на ре- системы мо- торинга и обеспе- Москвы, Коми- ализацию ниторинга и чения комплексной тет по внеш- Городской обеспечения безопасности и ан- неэкономиче- программы комплексной титеррористической ской деятель- развития безопаснос- защищенности (вклю- ности города туризма ти и анти- чая систему связи Москвы 2005- террористи- и управления в 2007 гг.) ческой за- кризисных ситуаци- щищенности ях) гостиничных гостиничных предприятий города предприятий Москвы города Москвы, ин- тегрирован- ной в еди- ную систему обеспечения безопаснос- ти города (СОБГ) 11. Организовать регу- - ГУ МЧС России по С декабря Дополни- Повышение лярные инструктажи г. Москве, ГУВД 2006 г. тельное квалифика- руководства и обс- по г. Москве, бюджетное ции руко- луживающего персо- УФСБ России по финансиро- водства и нала гости ничных г. Москве и Мос- вание не обслуживаю- предприятий по ковской области требуется щего персо- действиям в чрез- совместно с Пре- нала гости- вычайных ситуациях фектурами адми- ничных нистративных ок- предприятий ругов при учас- по действи- тии Комитета по ям в чрез- внешнеэкономи- вычайных ческой деятель- ситуациях ности города Москвы 12. Составить график и - ГУ МЧС России по В течение - Дополни- Повышение организовать про- г. Москве, года тельное квалифика- ведение учений по ГУВД по г. Моск- бюджетное ции руково- предупреждению и ве, УФСБ России финансиро- дителей ад- ликвидации пос- по г. Москве и вание не министраций ледствий чрезвы- Московской об- требуется гостиничных чайных ситуаций с ласти совместно предприятий руководителями ад- с префектурами по действи- министраций всех административных ям в чрез- гостиничных предп- округов при вычайных риятий участии Комитета ситуациях по внешнеэконо- мической дея- тельности города Москвы 13. Представлять в - Гостиничные В течение - Дополни- Повышение ГУВД по г. Москве и предприятия, года тельное уровня другие правоохра- Комитет по внеш- бюджетное обеспечения нительные органы в неэкономической финансиро- безопасности электронном и бу- деятельности го- вание не мажном виде пас- рода Москвы требуется порта безопасности объектов Приложение 3 к распоряжению Правительства Москвы от 20 июля 2007 г. N 1529-РП Т Р Е Б О В А Н И Я по безопасности и антитеррористической защищенности к гостиничным предприятиям города Москвы 1. Категорирование гостиничных предприятий по показателю опасности В соответствии с Методическими рекомендациями по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения (приложение 5 к Протоколу заседания Федеральной антитеррористической комиссии от 12 октября 2004 года N 14) потенциальная опасность объекта определяется масштабом возможных последствий в случае возникновения на нем чрезвычайной ситуации. Эти последствия характеризуются двумя основными показателями: - количеством пострадавших (человек); - величиной материального ущерба (в единицах МРОТ=100 руб.). Третий показатель - количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, применительно к гостиничным предприятиям использовать нецелесообразно, так как подобные последствия, как правило, не наступают. Согласно этим Методическим рекомендациям категорию опасности гостиничных предприятий можно определять в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в здании и на прилегающей территории (уровни чрезвычайной ситуации устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). С учетом вышесказанного в рамках данной методики предлагается следующий подход к оценке потенциальной опасности гостиничных предприятий: - если возможное количество пострадавших превышает 100 человек или возможная величина материального ущерба превышает 0,5 млн. МРОТ, то показатель потенциальной опасности (ППО) гостиничного предприятия принимается равным 6; - если возможное количество пострадавших от 50 до 100 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба; - от 50 тыс. до 0,5 млн. МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 5; - если возможное количество пострадавших от 20 до 50 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба; - от 5 тыс. до 50 тыс. МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 4; - если возможное количество пострадавших от 10 до 20 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба; - от 500 до 5000 МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 3; - если возможное количество пострадавших от 5 до 10 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба - от 10 до 50 МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 2; - если возможное количество пострадавших 5 человек и менее или возможная величина материального ущерба до 10 МРОТ (включительно) то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 1. В рамках данной методики количество пострадавших и материальный ущерб определяются для случая развития событий на объекте по наихудшему сценарию (взрыв, пожар и т.п.) и оцениваются на уровне 10% от максимальной вместимости и стоимости здания соответственно. Вместе с тем, следует отметить, что показатель ППО характеризует только потенциальную опасность объекта по уровню возможных последствий, но не позволяет оценить реально возможную опасность с учетом рисков реализации той или иной угрозы на конкретном ГП. С целью учета этих рисков в рамках данной методики предлагается ввести "коэффициент степени риска" ГП, варьируемый в диапазоне от 0 до 1 и показывающий какую долю от потенциальной опасности составляет реально возможная опасность ГП. Для определения значения показателя реально возможной опасности объекта (ПО) коэффициент степени риска (СР) умножается на значения показателя его потенциальной опасности (ППО). Численное значение коэффициента степени риска предлагается определять следующим образом. Вероятность реализации той или иной угрозы на конкретном объекте в общем случае является случайной величиной, зависящей от множества факторов. Вместе с тем, очевидно, что возможность реализации внешних угроз на конкретном ГП (проведение террористического акта, возникновение пожара и т.п.) в значительной мере зависит от особенностей архитектуры, расположения и эксплуатации рассматриваемого объекта. Анализ особенностей архитектуры, расположения и эксплуатации различных ГП позволил выявить факторы, создающие благоприятные возможности для реализации угроз различного характера на этих объектах и, тем самым, существенно повышающие риск возникновения на них ЧС. К их числу относятся: - факторы, учитывающий некачественные материалы, степень огнестойкости и класс пожарной опасности строительных конструкций, ошибки при проектировании, строительстве, проведении ремонтных работ и эксплуатации и т.п. (т.н. базовый коэффициент СР0); - фактор, учитывающий значимость ГП (СР1). В общем случае базовое значение коэффициент степени риска СР0 определяется методом экспертного опроса. В данном случае значение этой величины целесообразно принять равным 0,1. В предельном случае, когда показатель значимости объекта имеет максимальное значение, коэффициент степени риска равен 1 и реально возможная опасность ГП соответствует его потенциальной опасности. Таким образом: СР= СР0 +0,153хСР1 Анализ однородных (по степени опасности) объектов показывает, что их роль в инфраструктуре и социально-экономической жизни города неодинакова. С учетом этого вводится понятие значимости ГП города, характеризующее важность и незаменимость объекта для инфраструктуры и социально-экономической жизни города. Количественно значимость ГП города определяется показателем значимости (ПЗн). Этот показатель позволяет ранжировать ГП с точки зрения их приоритетности при реализации ГП мероприятий по повышению безопасности. 1.1. Оценка значимости гостиничных предприятий Анализ специфики функционирования ГП города позволил выявить частные показатели, определяющие их значимость. К числу таких показателей относятся: - категория ГП (ПЗн1); - емкость номерного фонда ГП (ПЗн2); - вместимость ГП (ПЗн3); - масштабность ГП (ПЗн4); - высотность ГП (ПЗн5) - специфика функционирования ГП (ПЗн6). В рамках данной методики предлагается установить шесть уровней значимости гостиничных предприятий города, каждому из которых соответствует определенное значение безразмерного показателя уровня значимости в диапазоне от 1 до 6. Процесс вычисления показателя значимости объекта заключается в определении значений каждого из вышеперечисленных показателей, влияющих на ПЗн, их "взвешивании" и суммировании. 1.1.1. Оценка влияния категории гостиницы на ее значимость (ПЗн1) Категория гостиницы - это показатель, измеряемый количеством звезд (от 1 до 5) и присваиваемый в зависимости от уровня предоставляемых услуг. Очевидно, что чем выше категория гостиницы, тем выше ее значимость. В рамках данного подхода значение частного показателя значимости (ПЗн1) предлагается определять следующим образом: - если гостиница имеет категорию <*****>, то частный показатель значимости (ПЗн1) принимается равным 6; - если гостиница имеет категорию <****>, то частный показатель значимости (ПЗн1) принимается равным 5; - если гостиница имеет категорию <***>, то частный показатель значимости (ПЗн1) принимается равным 4; - если гостиница имеет категорию <**>, то частный показатель значимости (ПЗн1) принимается равным 3; - если гостиница имеет категорию <*>, то частный показатель значимости (ПЗн1) принимается равным 2; - если гостиница не имеет категории, то частный показатель значимости (ПЗн1) принимается равным 1. 1.1.2. Оценка влияния емкости номерного фонда гостиницы на ее значимость (ПЗн 2) Емкость номерного фонда - это показатель, определяемый количеством номеров в гостинице. Очевидно, что чем больше номеров в гостинице, тем выше ее значимость. В рамках данного подхода значение частного показателя значимости (ПЗн2) предлагается определять следующим образом: - если количество номеров в гостинице до 50 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 1; - если количество номеров в гостинице от 50 до 100 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 2; - если количество номеров в гостинице от 100 до 200 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 3; - если количество номеров в гостинице от 200 до 500 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 4; - если количество номеров в гостинице от 500 до 1000 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 5; - если количество номеров в гостинице более 1000, то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 6. 1.1.3. Оценка влияния вместимости гостиницы на ее значимость (ПЗн3) Вместимость - это показатель, определяемый количеством мест в гостинице для размещения проживающих. Очевидно, что чем больше в гостинице мест, тем выше ее значимость. В рамках данного подхода значение частного показателя значимости (ПЗн3) предлагается определять следующим образом: - если количество мест в гостинице до 50 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 1; - если количество мест в гостинице от 50 до 100 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 2; - если количество мест в гостинице от 100 до 200 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 3; - если количество мест в гостинице от 200 до 500 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 4; - если количество мест в гостинице от 500 до 1000 (включительно), то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 5; - если количество мест в гостинице свыше 1000, то частный показатель значимости (ПЗн2) принимается равным 6. 1.1.4. Оценка влияния масштабности гостиницы на ее значимость (ПЗн4) Масштабность - это показатель, определяемый общей площадью помещений гостиницы. Очевидно, что чем больше общая площадь помещений в гостинице, тем выше ее значимость. В рамках данного подхода значение частного показателя значимости (ПЗн4) предлагается определять следующим образом: - если общая площадь помещений гостиницы более 50000 кв.м то частный показатель ее значимости (ПЗн4) принимается равным 6; - если общая площадь помещений гостиницы находится в пределах от 25000 кв.м до 50000 кв.м (включительно), то частный показатель ее значимости (ПЗн4) принимается равным 5; - если общая площадь помещений гостиницы находится в пределах от 10000 кв.м до 25000 кв.м (включительно), то частный показатель значимости гостиницы (ПЗн4) принимается равным 4; - если общая площадь помещений гостиницы находится в пределах от 5000 кв.м до 10000 кв.м (включительно), то частный показатель значимости гостиницы (ПЗн4) принимается равным 3; - если общая площадь помещений гостиницы находится в пределах от 1000 кв.м до 5000 кв.м (включительно), то частный показатель значимости гостиницы (ПЗн4) принимается равным 2; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|