Расширенный поиск
Распоряжение Мэра Москвы от 08.12.1993 № 710-РММ О С К В А МЭР Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е Утратилo силу - Распоряжение Мэра Москвы от 16.01.2001 г. N 7-РМ Об обеспечении деятельности Московской городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. N 1738 "О поддержке мер правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве и Московской области", в целях обеспечения деятельности Московской городской Думы: 1. Рекомендовать Московской городской Думе Регламент Московской городской Думы в качестве временного (на период проведения поэтапной конституционной реформы) правового акта города Москвы (прилагается). 2. Поручить Управлению делами мэрии Москвы до 15 декабря 1993 года довести данное распоряжение до всех избранных 12 декабря 1993 года депутатов Московской городской Думы. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к распоряжению мэра Москвы от 8 декабря 1993 г. N 710-РМ Р Е Г Л А М Е Н Т МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ Содержание Глава 1. Общие положения Глава 2. Заседания Думы 2.1. Основные положения 2.2. Решения Думы 2.3. Первое заседание Думы нового созыва 2.4. Права и обязанности депутата на заседании 2.5. Права и обязанности председательствующего 2.6. Временной регламент заседаний 2.7. Кворум 2.8. Рабочие органы заседаний Думы 2.9. Повестка дня заседаний 2.10. Подготовка проектов решений 2.11. Прения 2.12. Принятие проекта решения за основу 2.13. Поправки к проекту решения 2.14. Принятие решения в целом 2.15. Контроль за исполнением постановлений Думы 2.16. Протокол заседания 2.17. Правила голосований 2.18. Тайное голосование 2.19. Поименное голосование Глава 3. Работа депутата в Думе Глава 4. Добровольные депутатские объединения Глава 5. Депутатские комиссии Глава 6. Председательствующий на заседаниях Думы Глава 7. Аппарат Думы Глава 8. Взаимодействие Думы и городской администрации Глава 9. Соблюдение регламента Думы и ответственность за его нарушение Г Л А В А 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящий Регламент является временным правовым актом города Москвы, устанавливающим порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Московской городской Думы в соответствии с Временным положением о системе органов государственной власти города Москвы (приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года N 1738 "О поддержке мер правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве и Московской области"). Статья 1. Московская городская Дума (далее - Дума) является постоянно действующим представительным органом государственной власти города Москвы. Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать. Численный состав Думы - 35 депутатов. Срок полномочий депутатов Думы - два года. Статья 2. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года N 1738 "О поддержке мер правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве и Московской области" и настоящим Регламентом. Дума принимает правовые (законодательные) акты города - законы, кодексы, уставы, правила, положения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации к ведению представительного (законодательного) органа государственной власти города федерального значения. Дума осуществляет контрольные функции представительного органа государственной власти города федерального значения, в том числе - контроль за исполнением на территории Москвы правовых (законодательных) актов города. Для осуществления контроля за исполнением городского бюджета Дума создает контрольно-счетную палату. Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Статья 3. Деятельность Думы направлена на нормативное и бюджетное обеспечение решений социально-экономических программ города, важнейшие из которых подлежат включению (регистрации) в информационный банк данных Московской городской Думы вместе с предложениями по решению этих проблем. По наиболее важным проблемам обеспечивается выявление мнений избирателей путем социологических опросов, аналитических обзоров обращений в органы государственной власти и средства массовой информации, публичных слушаний. Для принятия решений, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, по наиболее важным вопросам жизни города Дума или мэр Москвы вправе назначать проведение общегородского референдума. На референдум не могут выноситься вопросы о городском бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности населения. Решение на референдуме считается принятым, если в голосовании участвовали более половины лиц, обладающих правом голоса, и за решение подано более половины голосов участников референдума. Общегородской референдум проводится городской избирательной комиссией и финансируется за счет городского бюджета. Порядок проведения голосования на референдуме устанавливается Положением о московском общегородском референдуме. Г Л А В А 2 ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ 2.1. Основные положения Статья 4. Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. На заседании в порядке, установленном Регламентом, может быть решен любой вопрос, отнесенный к ведению Думы. Заседания Думы проводятся открыто. Представители средств массовой информации и члены выборных органов местного самоуправления* проходят в зал заседаний по своим удостоверениям, другие гости Думы - в сопровождении депутатов Думы при наличии свободных, специально отведенных для них, мест в зале. По решению Думы обсуждение наиболее важных для города проблем транслируется по радио и телевидению. Дума вправе принять процедурное решение о проведении закрытого заседания. На закрытом заседании вправе присутствовать народные депутаты России, мэр Москвы, прокурор Москвы, а также приглашенные Думой лица. ______________ * Здесь и далее по тексту вводится с момента избрания органов местного самоуправления в г. Москве. Статья 5. Очередные заседания Думы (одно или два в течение дня) проводятся еженедельно по средам за исключением летнего и зимнего перерыва в работе Думы. Очередные заседания Думы могут быть пропущены или перенесены постановлением Думы. Внеочередные заседания Думы проводятся по инициативе большинства от общего числа депутатов Думы, а также председательствующего на заседаниях Думы (спикера Думы) или мэра Москвы не позднее чем в трехдневный срок. О пропуске, переносе будущих заседаний, назначении внеочередных заседаний уведомляются все депутаты Думы в течение суток с момента принятия решения. Статья 6. В первоочередном порядке на заседаниях Думы рассматриваются предложения мэра Москвы по следующим вопросам: 1) утверждение бюджета города, отчета о его исполнении: 2) установление городских налогов, сборов, пошлин и платежей (в том числе за использование земельных участков), а также порядка их взимания; 3) образование городских внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов об использовании этих фондов; 4) утверждение административно-территориального деления города и схемы управления городом; 5) принятие и изменение Устава города; 6) установление порядка использования земли и других природных ресурсов, объектов культурного наследия; порядка охраны объектов природы и культурного наследия; общего порядка приватизации имущества города; 7) установление административной ответственности граждан и должностных лиц, установление санкций за нарушение законодательных и других правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению города федерального значения; 8) утверждение планов и программ экономического, социального и экологического развития города, отчетов об их исполнении. Предложения мэра рассматриваются Думой в двухнедельный срок с момента их поступления в аппарат Думы, а внесенные как срочные - в недельный срок. Первоочередному рассмотрению подлежат также надлежащим образом подготовленные и внесенные проекты решений по следующим вопросам: - об избрании судей районных в городе Москве (Зеленоградского городского) народных судов; - дача согласия на привлечение депутата Думы к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; - о протесте прокурора Москвы на решение Думы; - о законодательной инициативе; - утверждение расходов на организацию работы Думы; - принятие и изменение Регламента Думы; - избрание и освобождение от должности председательствующего на заседаниях Думы (спикера Думы); - назначение руководителя аппарата Думы и его освобождение от должности; - выражение недоверия должностному лицу; - образование, избрание и упразднение органа Думы, изменение его состава. 2.2. Решения Думы Статья 7. К решениям Думы относятся все принимаемые путем голосования решения - правовые акты города Москвы, постановления, заявления, обращения, решения по процедурным вопросам. Правовые акты города принимаются большинством голосов от общего числа депутатов*) Думы и подписываются мэром Москвы. Постановления Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено Регламентом. Заявления и обращения Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Постановления, заявления и обращения Думы подписываются председательствующим на заседаниях Думы. ______________ * Под "общим числом депутатов" здесь и далее по тексту понимается число избранных и сохранивших полномочия депутатов. Статья 8. Решения по процедурным вопросам принимаются относительным большинством голосов, если иное не оговорено частями 2 и 3 настоящей статьи. К таким решениям относятся все решения, которые не оформляются в виде правовых актов города Москвы или постановлений Думы, в том числе различные промежуточные решения. Эти решения фиксируются в протоколе заседания Думы и именуются в тексте настоящего Регламента протокольными, процедурными решениями. Относительным большинством голосов, но не менее 10 принимаются следующие протокольные решения: 1) избрание рабочих комиссий и групп Думы; 2) поручения Думы органам и должностным лицам Думы по вопросам их компетенции; 3) принятие проекта решения за основу; 4) утверждение протокола о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение о недействительности проведенного голосования. Процедурное решение о проведении тайного или поименного голосования принимается согласно статьям 103, 109. 2.3. Первое заседание Думы нового созыва Статья 9. Дума нового созыва собирается на свое первое заседание не позднее чем на тридцатый день после дня выборов. Статья 10. Подготовку первого заседания совместно с аппаратом Думы проводит Оргкомитет, сформированный по принципу равного представительства согласно норме, установленной на общем собрании вновь избранных депутатов Думы. Общее собрание проводится в течение недели со дня выборов. За депутатами, не реализовавшими свое право представительства, сохраняются места в Оргкомитете согласно установленной норме. Оргкомитет назначает дату первого заседания и прекращает свою деятельность после его открытия. Статья 11. Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат, который зачитывает краткое сообщение Оргкомитета, проводит выборы из числа депутатов Думы счетной группы и временных сопредседательствующих, ведущих заседания Думы поочередно до выборов председательствующего на заседаниях Думы согласно статье 133. После этого формируется повестка заседания. Статья 12. Депутат Думы пользуется всеми правами, предоставленными ему законами и Регламентом Думы, если не принято в установленном законодательством порядке решение о признании выборов депутата недействительными. Статья 13. Основными задачами первого заседания Думы являются ее самоорганизация, обсуждение и формирование структуры Думы, выборы председательствующего на заседаниях Думы. Дума вправе назначить исполняющего обязанности председательствующего на срок, установленный постановлением Думы. 2.4. Права и обязанности депутата на заседании Статья 14. В порядке, установленном настоящим Регламентом, депутат Думы на ее заседаниях вправе: 1) избирать и быть избранным в органы Думы, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, давать отвод кандидатам; 2) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения; 3) вносить проекты решений и поправки к ним; 4) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования); 5) требовать постановки своих предложений на голосование; 6) настаивать на повторном подсчете голосов, если его в этом поддерживает еще хотя бы один депутат; 7) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой; 8) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Думе; 9) вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы; 10) ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить проекты новых решений и предложения по изменению действующих решений; 11) оглашать обращения, имеющие общественное значение; 12) пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и Регламентом Думы. Обращения делаются в рамках вопроса повестки дня "Разное". Выступление по порядку ведения продолжительностью не более одной минуты может быть сделано в любой момент заседания Думы. Более двух выступлений по порядку ведения в течение 30 минут работы заседания квалифицируются как дебаты по порядку ведения. Такие дебаты открываются только по решению Думы или председательствующего на заседаниях. Статья 15. Депутат Думы на заседании обязан: 1) соблюдать Регламент, повестку дня и требования ведущего; 2) выступать только с разрешения председательствующего (ведущего, спикера); 3) не допускать оскорбительных выражений; 4) регистрироваться на каждом заседании и участвовать в работе заседания. За неисполнение своих обязанностей депутаты несут ответственность в соответствии с главой 10 Регламента. Депутат не вправе требовать аннулирования своей регистрации. Если незарегистрировавшийся на заседании депутат выступает или принимает участие в голосовании, то при указании ему на этот факт любым другим депутатом или ответственным работником аппарата Думы он обязан зарегистрироваться. В противном случае решением Думы он регистрируется под расписку председательствующего на заседаниях Думы. 2.5. Права и обязанности председательствующего Статья 16. Ведет заседание Думы председательствующий на заседаниях, избранный Думой из числа депутатов на полугодовой срок. При его отсутствии или по предложению председательствующего вести заседание вправе любой другой депутат, избранный на заседании. Статья 17. Председательствующий обязан: 1) соблюдать Регламент и повестку дня; 2) обеспечивать права депутатов; 3) поддерживать порядок в зале заседаний; 4) подавать сигнал по истечении регламентированного времени выступления; 5) фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, сообщать, принято или не принято решение; 6) заслушивать (зачитывать) и ставить на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания, в том числе и свои собственные альтернативные предложения; 7) проявлять уважительное отношение к депутатам, воздерживаться от пофамильных замечаний, комментариев и оценок выступлений депутатов; 8) лишать выступающего слова, если он не зарегистрировался на заседании; 9) принимать во внимание сообщения и разъяснения представителей комиссии по правилам и процедурам, аппарата Думы; 10) редактировать предложения, выносимые на поименное голосование, и руководить заполнением бланков поименного голосования. Статья 18. Председательствующий имеет право: 1) лишать выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные выражения; 2) не прибегать к подсчету голосов при явном (очевидном) большинстве при принятии процедурных решений; 3) при проведении голосований пользоваться правами, указанными в статье 94; 4) пригласить помощника для обеспечения контроля времени выступлений, фиксации предложений депутатов; 5) обращаться за справками к депутатам и должностным лицам; 6) приостанавливать незапланированные дебаты (более двух выступлений) от микрофонов с мест или в зале заседаний; 7) призвать депутата к порядку, предложить Думе выразить депутату порицание в соответствии со статьями 155 - 159 Регламента. 2.6. Временной регламент заседаний Думы Статья 19. Заседания Думы проводятся: утреннее - с 10 часов 00 минут до 12 часов 30 минут; дневное - с 14 часов 30 минут до 17 часов 00 минут. В течение дня по решению Думы может быть проведено одно заседание. Перед каждым заседанием начинается и до его окончания проводится табельная регистрация депутатов под расписку. При проведении тайного голосования по решению Думы может быть проведена специальная табельная регистрация согласно статье 113. В конце каждого заседания отводится 5 минут для объявлений. Статья 20. Продолжительность выступлений: 1) с докладами и содокладами - до 15 минут; 2) в прениях - до 5 минут; 3) в пункте повестки дня "Разное" - до 3 минут; 4) со справками, вопросами, формулировками предложений, по порядку ведения, мотивам голосования - до 1 минуты. По решению Думы, основанному на просьбе выступающего, продолжительность выступления может быть увеличена. Статья 21. Общий лимит времени: 1) на вопросы докладчику (содокладчику) - до 15 минут; 2) на прения (без доклада и содоклада) - от 15 минут до 1 часа; 3) на рассмотрение поправок - до 1 часа; 4) на дебаты по порядку ведения - до 10 минут; 5) на выступления по мотивам голосования - до 10 минут. Прения по вопросу, включенному в повестку дня, могут продолжаться менее 15 минут лишь в том случае, если отсутствуют желающие принять в них участие. Перед принятием правового акта, постановления, заявления, обращения Думы, в том числе - за основу, выступления по мотивам голосования могут продолжаться менее 10 минут лишь в том случае, если отсутствуют желающие выступить по мотивам голосования. Статья 22. Внеочередной перерыв в заседании на срок до 30 минут объявляется незамедлительно по просьбе председательствующего (без голосования), а также по решению Думы. 2.7. Кворум Статья 23. Дума правомочна принимать правовые акты города, постановления, заявления и обращения, если на заседании Думы присутствуют более половины от числа депутатов, установленного для Думы. Статья 24. Число присутствующих на заседании депутатов определяется только по результатам табельной регистрации депутатов. Не допускается устанавливать наличие или отсутствие кворума, а также определять число присутствующих на заседании депутатов путем суммирования результатов голосования или прямым подсчетом депутатов, находящихся в зале заседаний. Статья 25. Уважительные причины отсутствия депутата: - болезнь; - командировка; - отпуск; - чрезвычайные причины (свадьба, рождение ребенка, похороны и др.). Статья 26. Список депутатов, пропустивших без уважительной причины в течение квартала более трети заседаний Думы, может быть передан постановлением Думы в городские средства массовой информации. Уважительные причины отсутствия подтверждаются в первой декаде квартала передачей председательствующему Думы отделом кадров аппарата Думы сводки данных о служебных командировках и отпусках депутатов или предъявлением соответствующего документа (или его копии) - больничного листа, командировочного удостоверения, приказа, распоряжения. 2.8. Рабочие органы заседаний Думы Статья 27. Решением Думы могут быть созданы рабочие органы (комиссии, группы) заседаний Думы, в том числе - редакционная комиссия, комиссия по освещению работы заседаний Думы по телевидению, счетная комиссия для определения результатов тайного голосования, группа по контролю за соблюдением Регламента или постоянный представитель комиссии по правилам и процедурам, который обязан контролировать соблюдение Регламента, распорядка заседаний (статья 35) и рассматривать замечания депутатов по вопросам соблюдения Регламента. Статья 28. Сотрудники аппарата Думы осуществляют организационно-техническое обеспечение заседаний Думы: - обеспечивают депутатов проектами решений по вопросам повестки дня и другой необходимой информацией, в том числе через информационные стенды (статья 47); - оказывают помощь депутатам Думы в вопросах качественной подготовки к заседаниям проектов решений Думы и поправок к ним, в том числе путем организации своевременного взаимодействия депутатов Думы и руководителей органов городской администрации; - готовят проекты повестки дня заседаний и плана работы Думы на квартал и предложения по распорядку работы на очередных заседаниях; - не позднее чем за 5 дней приглашают на заседание Думы лиц, чье присутствие необходимо при обсуждении вопроса; - отвечают за осуществление регистрации депутатов; - на заседаниях Думы составляют список желающих выступить и передают его председательствующему (статья 52); - ведут работу по выпуску решений Думы. Размножение материалов для заседаний Думы осуществляется при наличии визы спикера Думы, или руководителя аппарата Думы, или лица, уполномоченного председательствующим или руководителем аппарата Думы. Статья 29. Информационно - счетная группа из числа сотрудников аппарата Думы: - подсчитывает голоса при открытом и поименном голосованиях; - фиксирует результаты всех голосований; - сообщает председательствующему результаты голосований; - хранит и обрабатывает информацию о голосованиях депутатов Думы и выдает ее депутатам Думы по их требованию. 2.9. Повестка дня заседаний Статья 30. Повестка дня заседаний и план работы Думы формируются на квартал. С этой целью на первом заседании каждого квартала (в январе, апреле, июле, октябре) отводится до двух часов на формирование повестки дня заседаний Думы и плана работы Думы на квартал. Повестка дня внеочередных заседаний предлагается инициаторами их проведения. Включение вопроса в повестку дня и исключение вопроса из нее, утверждение повестки в целом, внесение в нее изменений и дополнений оформляются постановлениями Думы. Статья 31. Правом внесения вопросов в повестку дня, проектов решений и поправок к ним обладают депутаты Думы, мэр или его официальный представитель, органы, образованные Думой, органы местного самоуправления (или их ассоциации) или их официальные представители, Прокуратура Москвы, Московский городской суд и Арбитражный суд Москвы. Статья 32. В первую очередь голосуется принятие за основу повестки дня, предложенной председательствующим (спикером Думы). Указанная повестка готовится спикером Думы совместно с аппаратом и с учетом предложений депутатов Думы, мэра и других лиц (органов), перечисленных в статье 31. Предложения по повестке дня заседаний Думы на квартал подаются в аппарат Думы не позднее чем за две недели до рассмотрения повестки. Статья 33. На момент утверждения повестки дня на квартал не требуется наличия проекта решения по предложенному вопросу. Статья 34. Первоначально определяются формулировки всех выносимых на рассмотрение вопросов повестки дня безотносительно к очередности их рассмотрения. После этого принимаются решения о примерной очередности рассмотрения вопросов (относительным большинством голосов) и утверждается повестка в целом. После утверждения повестки дня заседаний и плана работы Думы на квартал они направляются в городскую администрацию, в пресс-центр Думы и раздаются депутатам. Статья 35. Перед очередным утренним заседанием приглашенным на заседание Думы лицам раздается распорядок утреннего и дневного заседаний, подготовленный председательствующим. Распорядок заседаний Думы на текущий день должен содержать очередные вопросы повестки дня и порядок их рассмотрения. Не допускается без решения Думы изменение формулировок вопросов повестки дня заседаний Думы на квартал, включение новых вопросов. Перед окончанием последнего заседания текущей недели депутатам Думы раздаются распорядок очередных заседаний Думы (утреннего и дневного заседаний следующей недели) и все материалы, необходимые для рассмотрения вопросов повестки дня. Дума вправе внести коррективы в планируемый распорядок в соответствии с Регламентом. Статья 36. Правом внесения предложений по изменению повестки дня обладают председательствующий на заседаниях Думы, мэр или его официальный представитель, 5 и более депутатов, представитель зарегистрированной фракции. Дополнительный вопрос может быть включен в повестку дня не позднее чем за неделю до его рассмотрения и при наличии проекта решения. Статья 37. Переход к рассмотрению очередного вопроса повестки дня или возврат к одному их предыдущих, но не решенных вопросов осуществляется относительным большинством голосов или без голосования председательствующим при отсутствии возражений. Статья 38. В течение одного дня может быть отведено по решению Думы или председательствующего до 15 минут для заявлений, сообщений, обращений депутатов в рамках вопроса повестки дня "Разное". Статья 39. По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке. Статья 40. По каждому вопросу повестки дня Дума принимает решение. Правовые акты города и постановления Думы принимаются только в рамках вопроса, включенного в повестку дня. По одному вопросу повестки дня не может быть принято более одного постановления. Статья 41. Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседаниях Думы: 1) включение вопроса в повестку дня; 2) доведение проектов документов до сведения депутатов; 3) доклад, содоклад в случаях, предусмотренных Регламентом; 4) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы; 5) прения по вопросу повестки дня; 6) принятие проекта решения за основу; 7) внесение поправок к принятому за основу проекту решения; 8) выступления по мотивам голосования и принятие решения в целом. 2.10. Подготовка проектов решений Статья 42. Дума приступает к рассмотрению вопроса повестки дня, если депутаты получили хотя бы один проект решения по данному вопросу. Статья 43. На проекте решения указывается: 1) наименование решения (правового акта, постановления Думы, заявления, обращения Думы) - слева в верху первой страницы машинописного текста; 2) кем он вносится и дата внесения - справа вверху под словом "ПРОЕКТ"; 3) фамилия ответственного исполнителя по данному решению (редактора проекта решения) и его телефон - под текстом проекта; 4) ознакомительные визы представителей мэра и государственно - правового отдела аппарата Думы - на первой странице текста. К проекту решения прилагается заключение мэра или его официального представителя, если таковое имеется. В проекте решения фамилия мэра или председательствующего в качестве подписи не указывается. Представитель государственно-правового отдела аппарата Думы вправе запросить у ответственного исполнителя копию проекта решения. Статья 44. Преамбула проекта решения, как правило, должна содержать краткое законодательное обоснование со ссылками. Статья 45. Подготовленный и согласованный проект решения передается в аппарат Думы не позднее чем за две недели до планируемой даты рассмотрения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 36. Председательствующий на заседании Думы не позднее чем за неделю до очередных заседаний доводит до сведения всех депутатов и заинтересованных лиц распорядок очередных заседаний Думы и все материалы, необходимые для рассмотрения вопросов. Статья 46. Проекты бюджета города и отчета об исполнении бюджета не могут быть рассмотрены Думой ранее чем через две недели после даты вручения их депутатам. Статья 47. На информационных стендах работниками аппарата Думы помещается информация о собраниях депутатов, комиссий (групп), депутатских фракций, в том числе по предварительному обсуждению проектов решений. На этих же стендах работниками аппарата Думы вывешиваются проекты решений, результаты поименных голосований, информация о числе пропущенных депутатами заседаний и другая информация. Информация, представляющая общественный интерес, оперативно публикуется в официальных изданиях Думы, передается в средства массовой информации. На информационных стендах вывешиваются полная утвержденная Думой повестка дня заседаний и план работы Думы на квартал с отметками о рассмотрении каждого вопроса (проект решения внесен, принят за основу, принят в целом, результаты голосований) или планируемыми датами рассмотрения вопросов повестки дня. Ответственность за наличие такой информации возлагается на аппарат Думы. 2.11. Прения Статья 48. Доклад по вопросу повестки дня и проекту решения делает депутат или представитель городской администрации, уполномоченный на это мэром. Как правило, докладчиком является лицо, подготовившее проект решения. Статья 49. Содоклад делается в том случае, если Дума поручает его какому - либо депутату, рабочей группе или должностному лицу. В содокладе даются критический анализ доклада и проекта решения, предложения по изменению (доработке, переработке) проекта решения, заключение о возможности его принятия за основу. Безусловное право на содоклад имеет мэр или его официальный представитель. Статья 50. Устные вопросы задаются докладчику и содокладчику одновременно или порознь в пределах 10 минут на каждого отвечающего. При наличии желающих задавать вопросы сокращение времени не допускается. Статья 51. Перед началом прений или по истечении 15 минут прений председательствующий определяет голосованием общий лимит времени на прения и продолжительность одного выступления в соответствии со статьями 20, 21. До голосования председательствующий сообщает число желающих выступить и зачитывает их список в порядке очередности выступлений. Статья 52. Очередность выступлений устанавливается работниками аппарата Думы в соответствии с записью на выступления и с учетом следующих приоритетов: 1-й приоритет - представители городской администрации, эксперты; 2-й приоритет - представители депутатских комиссий, групп, образованных Думой для подготовки рассматриваемого вопроса; 3-й приоритет - представители депутатских объединений численностью не менее 5 человек, депутаты, представившие письменное заключение по проекту решения. Остальные депутаты выступают в порядке записи. В пределах одного приоритета очередность выступления определяется временем записи. Представители органов местного самоуправления, другие граждане получают слово в порядке, определенном Думой по предложению председательствующего. Статья 53. Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют мэр и председательствующий на заседании при условии передачи ведения заседания на время выступления одному из депутатов Думы. Статья 54. Дума вправе изменить очередность выступлений. Статья 55. Запись на выступления в прениях начинается после открытия вопроса повестки дня (предоставления слова докладчику) и заканчивается по истечении времени прений, которое было первоначально установлено. Статья 56. Прения проводятся с трибуны. Статья 57. Прения ведутся на русском языке. Оратор поддерживает принятие за основу проекта решения или отводит его, высказывает конкретные замечания, предложения и их обоснования. Статья 58. Личные обращения к депутатам воспрещаются. Статья 59. Председательствующий следит за соответствием выступления вопросу повестки дня и при необходимости напоминает об этом оратору. Если оратор не реагирует на указания председательствующего, допускает в своей речи оскорбительные выражения, то председательствующий призывает оратора к порядку или лишает его слова. Статья 60. Никто не может высказываться, не получив слова от председательствующего. Статья 61. Если на заседании возникает беспорядок и председательствующий лишен возможности его пресечь, он объявляет перерыв и покидает свое место. В этом случае заседание считается прерванным на полчаса. Если по возобновлении заседания шум или беспорядок продолжается, то председательствующий объявляет заседание закрытым. Статья 62. По истечении времени, отведенного на прения, слово предоставляется тем из записавшихся депутатов, кто настаивает на выступлении. Председательствующий выясняет число таких депутатов и либо представляет каждому из них слово в пределах 3 минут, либо ставит на голосование вопрос о продлении времени прений на треть или половину от первоначально установленного. До голосования объявляется число записавшихся, но не выступивших в прениях, их распределение по приоритетам. При повторном истечении времени прений слово предоставляется настаивающим на выступлении депутатам, имеющим второй или третий приоритет. Дума может рассмотреть персональные обращения к ней с просьбой о предоставлении слова. Предложения о прекращении прений не голосуются. Тексты выступлений депутатов, записавшихся на выступление, но не выступивших, прилагаются к стенограмме заседания по их просьбе. В этом случае тексты выступлений в машинописном виде сдаются в протокольный отдел аппарата Думы. Статья 63. После окончания прений докладчик выступает с заключительным словом и на голосование ставится вопрос о принятии проекта решения за основу. Докладчик вправе по итогам прений внести в проект решения изменения до его принятия за основу и сообщить о них Думе до голосования. 2.12. Принятие проекта решения за основу Статья 64. Принятие проекта решения за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок. Принятие проекта решения за основу не исключает возможности внесения в него принципиальных, концептуальных поправок и дополнений. Статья 65. Принятие одного из нескольких альтернативных проектов за основу осуществляется в соответствии со статьями 8, 101. Статья 66. Если проект решения не был принят за основу, то соответствующий вопрос может быть снят с повестки дня заседания либо перенесен на одно из последующих заседаний. В последнем случае Дума дает поручения, связанные с подготовкой нового проекта решения. 2.13. Поправки к проекту решения Статья 67. Поправки к решениям Думы принимаются тем же числом голосов, что и сами решения. Если поправка набрала относительное большинство голосов и не менее 10, но не принята, то по предложению автора или председательствующего на заседаниях Думы она может быть поставлена на повторное голосование непосредственно перед принятием решения в целом. Срок подачи поправок устанавливается после принятия проекта решения за основу. Для внесения поправок в письменном виде предоставляется не менее трех суток. По решению большинства от общего числа депутатов Думы в исключительных случаях могут голосоваться устные поправки, в том числе сразу же после принятия проекта решения за основу. Общий лимит времени на рассмотрение таких поправок не может быть более получаса. Статья 68. Редактором проекта решения (ответственным исполнителем по данному решению) является, как правило, автор или представитель автора проекта, в том числе депутат Думы, отвечающий за направление работы Думы, связанное с подготовленным проектом решения. Редактор проекта решения рассматривает каждую поправку, рекомендует Думе, принять или отклонить ее. Статья 69. При большом объеме проекта решения, большом количестве поправок проводится собрание по рассмотрению поправок, в котором могут принять участие все заинтересованные лица. При большом количестве поправок может быть проведено предварительное анкетирование депутатов с помощью бланка специальной формы, в котором приводятся поправки, заключения редактора по каждой поправке, а при необходимости и представителя государственно-правового отдела, а также предусмотрена графа для выражения несогласия анкетируемого депутата с заключениями редактора. После обобщения результатов анкетирования аналогичные бланки с указанием числа депутатов, не согласных с заключением редактора по каждой поправке, раздаются депутатам до рассмотрения поправок на заседании Думы. Статья 70. Последовательность голосования поправок на заседании Думы определяется редактором проекта решения. Статья 71. Одобренные редактором поправки голосуются одновременно, если ни один из депутатов не потребует отдельного голосования по конкретной поправке Одобренные редактором поправки к нормативному акту города представляются каждому депутату в письменном виде. При большом количестве одобренных поправок может быть проведено второе чтение проекта решения. При этом все одобренные редактором поправки включаются в текст проекта решения, принятого за основу (в первом чтении). Полученный таким образом проект решения после выступления по мотивам голосования принимается за основу. После этого Дума переходит к рассмотрению отклоненных поправок. Статья 72. Отклоненные редактором поправки ставятся на голосование, если на этом настаивают внесшие их депутаты или редактор. Автор поправки зачитывает ее и дает краткое обоснование (до 1 минуты). После этого редактор вправе дать комментарий (до 1 минуты). По истечении 1 часа рассмотрения поправок Дума принимает решение о времени дальнейшего рассмотрения поправок или переносит вопрос на другое заседание. Статья 73. Перед голосованием поправки выступления по мотивам голосования, как правило, не допускаются. В отдельных случаях председательствующий может допустить по одному выступлению "за" и "против" поправки. Статья 74. На голосование не ставятся поправки редакционного характера, поправки, внесенные несвоевременно, если был установлен срок их внесения, а также поправки, внесенные устно, если Дума не примет иного решения. Все остальные поправки, на которых настаивает депутат или представитель городской администрации, должны быть проголосованы Думой. 2.14. Принятие решения в целом Статья 75. Правовой акт города или постановление Думы принимается в целом после принятия проекта решения за основу и поправок в соответствии с Регламентом. Решения, по которым нет желающих подать поправку, голосуются сразу в целом (после проведения прений). К таким решениям могут относиться решения об избрании, назначении, утверждении в должности и другие решения. Перед принятием решения в целом проводятся выступления по мотивам голосования. При проведении тайного (или поименного) голосования эти выступления проводятся до выдачи бюллетеня (до заполнения бланка поименного голосования). Статья 76. Результаты всех голосований вводятся в базу данных "Голосования Думы". Информационно-аналитическая служба Думы проводит статистическую обработку результатов голосований, публикует результаты обработки в печатном органе Думы, обеспечивает депутатов информацией о результатах голосований и дает их анализ. 2.15. Контроль за исполнением постановлений Думы Статья 77. В каждом постановлении Думы указывается лицо, контролирующее его исполнение. Целью контроля является выявление степени эффективности постановления, причин, затрудняющих его исполнение, определение лиц, препятствующих исполнению, привлечение их к ответственности, а также при необходимости защита постановления в суде. Для выполнения перечисленных полномочий лицу, на которое Дума возложила контроль, никаких специальных доверенностей не требуется. В каждом порученческом пункте постановления или протокольного решения указываются исполнитель поручения и срок исполнения. Статья 78. Лицо, на которое возложен контроль, обязано своевременно подготовить сообщение о ходе выполнения постановления. После заслушивания такого сообщения Дума вправе: - снять постановление с контроля как выполненное; - продлить контрольные полномочия; - возложить контрольные полномочия на иное лицо; - отменить постановление; - изменить постановление или дополнить его; - принять дополнительное постановление. Статья 79. Срок отчетности по контролю устанавливается в самом постановлении. Председательствующий вправе поручить лицу, контролирующему исполнение постановления, сделать сообщение на заседании Думы. 2.16. Протокол заседания Статья 80. На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма. В протоколе заседания указывается: 1) дата, место проведения заседания, год созыва Думы; 2) число депутатов, установленное для Думы, число избранных в Думу депутатов и число депутатов, присутствовавших на заседании; 3) вопрос повестки дня и фамилия докладчика; 4) список лиц, выступивших на заседании; 5) результаты голосований. Фамилии депутатов сопровождаются указанием их избирательных округов, а других лиц - указанием должности и места работы. Статья 81. Протокол и стенограмма оформляются в десятидневный срок. Протокол подписывается председательствующим на заседании и руководителем аппарата Думы. На протоколе указываются фамилия ведущего протокол (ответственного исполнителя), его телефон. Стенограмма (машинописная запись) заверяется руководителем машинописного бюро. Статья 82. Подлинники протокола и стенограммы сдаются на хранение в протокольный отдел аппарата Думы. Копии протоколов заседаний помещаются в открытом для депутатов доступе в отделе информации аппарата Думы. Статья 83. В орготделе хранятся листы табельной регистрации депутатов и тексты проектов решений, принятых за основу. Статья 84. Решения Думы (кроме процедурных) в обязательном порядке публикуются в официальных изданиях Думы, а правовые акты города за подписью мэра, кроме того, - в официальных изданиях мэрии. Ответственный исполнитель по решению осуществляет подготовку решения к выпуску совместно с сотрудниками аппарата Думы. На обратной стороне титульного листа указывается: 1) кем внесен проект (фамилия, подпись представителя); 2) фамилия ответственного исполнителя по данному решению (подпись, телефон); 3) виза представителя государственно-правового отдела аппарата Думы; 4) виза руководителя аппарата Думы; 5) адреса рассылки (статья 92). Оформление решения, сбор виз осуществляется ответственным исполнителем либо по его просьбе ответственным работником аппарата Думы. Статья 85. Постановление Думы вступает в силу с момента его подписания председательствующим на заседании Думы, если в самом постановлении не оговорено иное. Статья 86. Постановления, заявления и обращения Думы в десятидневный срок после их представления в протокольный отдел рассылаются каждому депутату Думы, в аппарат Думы (3 экземпляра), в пресс-центр Думы, в официальные издания Думы, руководителям городской администрации, прокурору Москвы, председателям Московского городского суда и Арбитражного суда города Москвы, другим заинтересованным лицам по списку, составленному ответственным исполнителем по данному решению. 2.17. Правила голосований Статья 87. Виды голосований, используемые в Московской городской Думе, классифицируются следующим образом: 1) по степени огласки - тайное, открытое или поименное; 2) по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое"; 3) по последствиям - решающее или справочное. Статья 88. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования. Открытое голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или при помощи информационно-счетной группы. Данные об открытых голосованиях депутатов доступны для всех заинтересованных лиц. Поименное голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или при помощи информационно-счетной группы с использованием бланков поименного голосования. Данные о поименных голосованиях депутатов подлежат опубликованию в официальных изданиях Думы. Особенности проведения тайного и поименного голосований приведены в параграфах 2.18 и 2.19 соответственно. Статья 89. При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования. Статья 90. При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования. Статья 91. Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия - воздержаться от голосования, сообщая или не сообщая об этом другим депутатам. Число воздержавшихся не выясняется и в результатах голосования не указывается. Статья 92. Предложение (решение) считается принятым относительным большинством голосов, если за него подано большее число голосов, чем против, а при голосовании альтернативных предложений, кроме того, большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение. Статья 93. Альтернативными считаются такие предложения или проекты решения, из которых следует выбрать не более одного. По альтернативным предложениям проводится "мягкое" голосование на относительное большинство, если иное не оговорено Регламентом. Последовательность постановки альтернативных предложений на "мягкое" открытое голосование определяется председательствующим. Статья 94. Председательствующий вправе: - проводить "мягкое" голосование альтернативных предложений в несколько туров; - обобщать несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений; - вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов; - проводить справочное голосование, не интерпретируя его результаты как решение Думы; - проводить вслед за справочным решающее голосование по тому же вопросу. При большом количестве предложений, которые относятся к различным проблемам, председательствующий проводит серию голосований. В первую очередь голосуются предложения по порядку ведения заседания, а затем проводятся голосования по существу каждой проблемы в рамках вопроса повестки дня. Статья 95. Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого количества голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий вправе поставить на голосование во втором туре два альтернативных предложения, набравших в первом туре большее число голосов, чем другие предложения. Если баллотируются два кандидата на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то вотируется один кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если баллотируются более двух кандидатов на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то вотируются два кандидата, набравшие большее число голосов по сравнению с другими кандидатами. Статья 96. При голосовании альтернативных предложений число голосов против каждого из них не выясняется. Председательствующий предлагает голосовать за поступившие альтернативные предложения. До голосования перечисляются все альтернативные предложения. Статья 97. При голосовании одного предложения выясняется число голосов "за" и число голосов "против". Статья 98. Решения Думы принимаются в соответствии со статьями 7, 8 Регламента. Статья 99. Отмена или изменение решения Думы, принятого большинством от числа присутствующих депутатов, производится большинством от числа присутствующих депутатов, а принятого большинством от общего числа депутатов - большинством от общего числа депутатов. При противоречии двух процедурных решений действует то из них, которое принято позже. Статья 100. Справочное голосование не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер. Справочное голосование не может проводиться тайно или поименно. Ведущий или автор проекта вправе в любой момент поставить проект на справочное голосование. При наличии альтернативных проектов председательствующий перед началом прений может поставить их на справочное голосование. Статья 101. Повторное голосование по одному и тому же вопросу допускается в случаях, предусмотренных Регламентом, а также по решению Думы, принятому тем же большинством голосов, которое необходимо для принятия решения. Основаниями для этого могут быть: нарушение Регламента, ошибки при подсчете голосов и т.д. Автор проекта решения, председательствующий на заседании Думы или мэр вправе вынести проект на повторное голосование (но не более двух раз), если при голосовании в целом проект набрал относительное большинство голосов, но число голосов, не достаточное для принятия решения. Статья 102. При наличии заключения на проект решения голосуется не само заключение, а проект решения. При наличии заключения по кандидату на должность голосуется вопрос об избрании (утверждении, назначении) на должность независимо от того, является заключение положительным или отрицательным. 2.18. Тайное голосование Статья 103. Тайное голосование проводится при избрании председательствующего на заседаниях Думы при голосовании вопросов о доверии (недоверии), а также в других случаях принятия решений по персональным вопросам по требованию не менее десяти депутатов Думы. Персональным считается вопрос, голосование по которому может изменить должностное положение одной персоны. Статья 104. Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование. Статья 105. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве. Бюллетени должны иметь маркировку, препятствующую изготовлению дополнительного количества бюллетеней кем-либо помимо счетной комиссии. Бюллетень должен содержать альтернативные варианты голосования, в том числе при наличии одного кандидата на должность - слова "за", "против". Бюллетени выдаются депутатам под расписку. Получение бюллетеня незарегистрировавшимся на заседании депутатом означает регистрацию этого депутата. По решению Думы выдача бюллетеней для тайного голосования может рассматриваться как специальная табельная регистрация депутатов (под расписку) с целью определения числа депутатов, присутствующих на заседании. При этом депутат вправе отказаться от получения бюллетеня, о чем делается отметка членом счетной комиссии. Статья 106. В зале голосования устанавливаются кабины. Процедура вычеркивания может производиться как в кабине, так и вне ее. Устная агитация в зале голосования воспрещается. Статья 107. Депутат вычеркивает в бюллетене не устраивающие его фамилии кандидатов или варианты голосования. Статья 108. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение. При тайном голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования, если Дума не примет иного решения. 2.19. Поименное голосование Статья 109. Поименное голосование проводится по требованию не менее десяти депутатов по любым вопросам, за исключением персональных. Статья 110. Бланк поименного голосования заполняется депутатом и содержит: номер голосования, фамилию и округ депутата, формулировку предложения, результат голосования, подпись депутата, дату. В заранее заготовленных бланках должны содержаться слова "за", "против". Бланки, в которых в результате голосования оба этих слова вычеркнуты или оба слова оставлены, рассматриваются как голоса воздержавшихся. Число воздержавшихся и их фамилии в результатах голосования не указываются. Бланки, авторство которых установить невозможно, в расчет не принимаются. Заполненные бланки сохраняются в течение трех месяцев после опубликования результатов поименного голосования. Статья 111. Формулировка предложения совместно с результатами голосования должна однозначно восприниматься как депутатами, так и избирателями. Как правило, формулировка дается в повелительном наклонении, предельно лаконичной и не содержащей отрицания или запрета. Формулировка записывается в бланк под диктовку председателя счетной группы или председательствующего. Статья 112. Прием бланков поименного голосования производится до момента оглашения результатов голосования. Депутат вправе изменить свое решение и заменить свой бланк голосования. Исправление результата голосования в бланке не допускается. В случаях недоразумений счетная группа вправе запрашивать у депутатов пояснения по их бюллетеням. Воспрещаются любые формы давления на депутатов с целью принудить их изменить результат голосования. Прием бланка от незарегистрировавшегося на заседании депутата означает регистрацию этого депутата. Статья 113. Результаты поименного голосования оглашаются в день голосования (в час, установленный Думой), вывешиваются на информационных стендах в течение часа, публикуются в официальных изданиях Думы, передаются в средства массовой информации. Воздержавшимися считаются все депутаты, присутствовавшие на заседании, но не проголосовавшие "за" или "против". Г Л А В А 3 РАБОТА ДЕПУТАТА В ДУМЕ Статья 114. Депутаты Думы обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством о статусе депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Депутат Думы вправе использовать свое правовое положение и депутатское звание только при выполнении обязательств, налагаемых депутатским мандатом. Статья 115. Депутат в своей деятельности подотчетен своим избирателям. Каждый депутат Думы отвечает за одно из направлений работы Думы. Распределение обязанностей между депутатами утверждается постановлением Думы. Взаимодействие депутатов строится на основе равноправия, недопустимости отношений подчиненности. Статья 116. Депутаты Думы работают на штатной оплачиваемой основе. Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов власти, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 117. Депутат Думы вправе иметь трех сотрудников, работающих на штатной оплачиваемой основе в аппарате Думы. Сотрудники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями и должностными лицами, оказывают депутату организационно-техническую и научно-консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий. Указанные сотрудники депутата не обладают статусом депутата и не пользуются его правами. Депутат несет ответственность за их действия. Статья 118. По требованию депутата Думы должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушений законодательства Российской Федерации, актов Думы или городской администрации. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа. Невыполнение законного требования депутата влечет за собой административную ответственность должностного лица в соответствии с правовым актом города Москвы, принятым на основе законодательства. Запрос депутата Думы - специальный вид обращения депутата Московской городской Думы к государственным органам или должностным лицам с просьбой дать официальное разъяснение по вопросам, имеющим общественное значение, по фактам нарушения законодательства и городских правовых актов. Должностное лицо обязано ответить на запрос депутата Думы в месячный срок. Ответственность за нарушение указанного срока предусматривается в правовом акте города Москвы "Об ответственности должностных лиц органов власти и управления города Москвы за невыполнение возложенных на них обязанностей", который принимается Думой по представлению мэра. Государственные органы и общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица обязаны по требованию депутата Думы и в соответствии с законодательством безотлагательно предоставлять ему запрашиваемую информацию. Статья 119. Депутаты Думы обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат на территории города не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме предусмотренных законом случаев задержания на месте преступления. Личный досмотр депутата, его жилища и имущества, досмотр используемых им транспортных средств допускается лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Думой по представлению прокурора Москвы в десятидневный срок на основании заключения комиссии Думы, образуемой для данного случая. Депутаты Думы не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. В случае нарушения неприкосновенности личности депутата, его жилища и имущества прокурор Москвы обязан по просьбе депутата незамедлительно принять все необходимые меры для устранения этого нарушения, последствий и привлечения виновных к ответственности. Статья 120. Полномочия депутатов Думы могут быть прекращены досрочно по решению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Думы, по решению Государственной Думы, принятому по представлению Президента Российской Федерации, в случае систематического принятия правовых (законодательных) актов города, противоречащих Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, а также при невыполнении Думой своих полномочий в течение трех месяцев. Досрочные выборы депутатов в городскую Думу в указанных случаях проводятся в трехмесячный срок со дня принятия решения о прекращении полномочий депутатов Думы. Г Л А В А 4 ДОБРОВОЛЬНЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 121. Депутаты Думы имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, блоки, клубы и другие объединения на основе свободного волеизъявления. Статья 122. Депутатские объединения образуются только из числа депутатов Думы и могут быть постоянными или временными. Постоянные объединения численностью не менее 5 депутатов регистрируются орготделом аппарата Думы. Временные объединения регистрации не подлежат и образуются сбором подписей членов объединения под заявлением, обращением, предложением, требованием и т.д. Статья 123. Для регистрации постоянного объединения в орготдел аппарата Думы передается список членов объединения с их подписями, а также декларация о намерениях (цели, задачи объединения) или партийная программа. Статья 124. Каждые полгода осуществляется перерегистрация постоянных объединений, а также их полномочных представителей (председателей, сопредседателей, секретарей, координаторов и т.д.), которые вправе выступать на заседаниях или подписывать документы от имени объединения. Количество полномочных представителей устанавливается депутатским объединением самостоятельно. Статья 125. Информация о зарегистрированных депутатских объединениях передается в средства массовой информации, публикуется в официальных изданиях Думы, помещается на информационных стендах. Г Л А В А 5 ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ Статья 126. Дума вправе создавать постоянные и временные (проблемные, рабочие) комиссии и группы из числа депутатов Думы. Необходимым условием образования комиссий и групп является признание Думой целесообразности такого образования. Создание постоянных и временных комиссий оформляется соответствующим постановлением Думы. Статья 127. Участие депутатов Думы в работе комиссий осуществляется на основе волеизъявлений депутатов. Статья 128. Постоянная комиссия Думы по бюджету является основным рабочим органом Думы и образуется на срок полномочий Думы. Дума принимает постановление об организации работы постоянной комиссии по бюджету и организации рассмотрения бюджета города. Статья 129. Комиссия Думы: 1) по поручению Думы или по собственной инициативе вырабатывает проекты решений, рекомендации, предложения, заключения по проблемам, стоящим перед комиссией, и вносит их на заседания Думы, в городскую администрацию и государственные органы; 2) привлекает к разработке решений Думы экспертов и представителей городской администрации; 3) дает заключения на проекты решений Думы; 4) осуществляет контрольные функции. Обращения комиссий Думы подлежат обязательному рассмотрению расположенными на территории города государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, которым они адресованы. О принятых мерах должно быть сообщено комиссии в месячный срок. Статья 130. Заседания депутатской комиссии являются открытыми. По решению комиссии заседание может быть закрытым. Депутаты Думы, официальный представитель мэра вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях любой комиссии. Депутаты Думы вправе голосовать на заседаниях комиссий, состав которых не определен Думой или в состав которых они входят. Статья 131. Письма, заключения и другие документы комиссии оформляются на бланке комиссии. Правом подписи на бланке комиссии обладает депутат, отвечающий за направление ее работы, а в его отсутствие - другой депутат. Рекомендательные решения, заключения комиссии принимаются большинством присутствующих на заседании депутатов Думы, имеющих право голоса в соответствии со статьей 130. Правила голосований на заседаниях Думы могут быть использованы в комиссии, если они не противоречат требованиям данной главы Регламента. Статья 132. Отчет комиссии заслушивается по решению Думы. При неудовлетворительной оценке Думой работы комиссии она может быть переформирована или упразднена. Г Л А В А 6 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ НА ЗАСЕДАНИЯХ ДУМЫ Статья 133. Председательствующий на заседаниях Думы избирается Думой из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Думы на срок полгода. Правом выдвижения кандидатов на должность председательствующего Думы обладают мэр и группы депутатов численностью не менее 5 человек. Голосование проводится с учетом требований статьи 95 Регламента. Особенности повторных выборов определяются решениями Думы, которые принимаются по мере необходимости. Статья 134. Председательствующий на заседаниях Думы: 1) ведет заседания Думы и отвечает за их подготовку; 2) подписывает постановления, заявления, обращения и иные документы Думы: 3) созывает внеочередные заседания Думы; 4) от имени Думы на основании соответствующего решения Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суды; 5) выполняет представительские функции. Статья 135. Председательствующий на заседаниях Думы может быть досрочно освобожден от своей должности в результате выраженного ему Думой путем тайного голосования недоверия числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Вопрос о доверии (недоверии) включается в повестку дня и рассматривается не ранее чем через неделю после включения в повестку дня. В бюллетень для тайного голосования включаются альтернативные варианты голосования: "Выражаю доверие", "Выражаю недоверие". Г Л А В А 7 АППАРАТ ДУМЫ Статья 136. Для организационного, правового, информационного и материально - технического обеспечения деятельности Думы, ее органов и депутатов, оказания им помощи в осуществлении их полномочий создается аппарат Думы. Статья 137. Аппарат Думы возглавляет руководитель аппарата Думы, который назначается на вакантную должность большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Должность считается вакантной в случае ее освобождения по собственному желанию руководителя аппарата или в результате выраженного руководителю аппарата недоверия числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы, а также в случае продолжительной (не менее 4 месяцев) невозможности выполнения им своих обязанностей. Для Московской городской Думы созыва 1993 года аппарат Думы создается не позднее чем за месяц до избрания депутатов Думы, а руководитель аппарата назначается мэром Москвы не позднее чем за полтора месяца до начала работы Думы. Статья 138. Аппарат Думы является юридическим лицом. Положение об аппарате Думы, его структура, смета расходов на обеспечение деятельности Думы и ее аппарата утверждаются Думой по представлению руководителя аппарата Думы. Руководитель аппарата является главным распорядителем кредитов Думы. Статья 139. Руководитель аппарата Думы лично и через своих заместителей: - руководит деятельностью аппарата Думы, обеспечивает взаимодействие аппарата Думы с другими организациями, координирует работу по смежным и комплексным вопросам; - формирует и исполняет смету расходов Думы, изменяет и утверждает штатное расписание аппарата в пределах, установленных Думой; - утверждает правила внутреннего трудового распорядка для работников аппарата, принимает меры к поддержанию и соблюдению трудовой дисциплины, издает приказы (распоряжения), согласует положения и инструкции по всем вопросам деятельности аппарата; - решает вопросы приема, увольнения, повышения квалификации и аттестации работников аппарата; - участвует с совещательным голосом в заседаниях Думы, вносит по вопросам своей компетенции предложения и проекты постановлений Думы на рассмотрение Думы. Г Л А В А 8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУМЫ И ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 140. Московская городская администрация - мэрия Москвы является исполнительным органом государственной власти города Москвы. Городская администрация состоит из главы администрации - мэра Москвы и подчиненных ему управленческих структур - правительства Москвы, отраслевых и территориальных органов управления городом (комитетов, управлений, отделов и других структурных подразделений). Городская администрация является юридическим лицом. Городская администрация действует на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, правовых актов Думы, актов Президента и Правительства Российской Федерации. Статья 141. Мэр Москвы возглавляет городскую администрацию и руководит ее деятельностью. По вопросам своей компетенции мэр Москвы издает распоряжения. Статья 142. Наиболее важные вопросы жизнедеятельности города выносятся мэром на рассмотрение возглавляемого им коллегиального органа - правительства Москвы. По вопросам своей компетенции правительство Москвы принимает постановления, которые подписываются премьером правительства Москвы. Статья 143. Органы представительной (законодательной) и исполнительной власти города Москвы взаимодействуют исходя из интересов жителей Москвы, единства целей и задач в решении городских проблем. Правовые (законодательные) акты города, постановления Думы, распоряжения мэра Москвы и постановления правительства Москвы, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Москвы органами исполнительной власти города, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение указанных актов, а также непредоставление запрашиваемой Думой или мэром Москвы информации влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от двухкратной до двадцатикратной величины минимальной месячной заработной платы, налагаемого в судебном порядке. Указанные акты могут быть в двухнедельный срок с момента их вступления в силу опротестованы в установленном законом порядке прокурором Москвы в случае противоречия указанных актов законодательству Российской Федерации. Протест прокурора Москвы рассматривается в десятидневный срок. По истечении этого срока, а также в случае отклонения протеста прокурор Москвы вправе обратиться в Московской городской суд. Статья 144. Дума и городская администрация осуществляют информационное взаимодействие. Порядок информационного взаимодействия определяется протоколами, подписанными руководителем аппарата Думы и управляющим делами мэрии. Распоряжения мэра и постановления правительства Москвы направляются в Думу в день оформления этих актов Управлением делами мэрии. Дума вправе обратиться к мэру с предложением о внесении изменений в указанные акты или с предложением об их отмене, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке. Акты, принятые Думой, направляются мэру Москвы в день их оформления аппаратом Думы. Статья 145. Перед проведением голосования в целом по проекту правового (законодательного) акта города этот проект со всеми внесенными поправками направляется мэру. Мэр Москвы в двухнедельный срок со дня представления в Управление делами мэрии проекта правового акта города вправе направить в Думу свое заключение или свои поправки. При отрицательном заключении мэра по проекту правового (законодательного) акта в целом его рассмотрение на заседании Думы откладывается на два месяца. В течение этого срока проект правового акта города дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и мэром. При внесении мэром Москвы или согласительной комиссией поправок к проекту каждая из этих поправок включается в проект, если не будет отклонена двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы. Статья 146. Правовые (законодательные) акты города подписываются мэром в недельный срок со дня их представления в Управление делами мэрии и публикуются в органах городской печати, учрежденных Думой или правительством Москвы. Мэр Москвы в течение указанного срока вправе наложить вето на принятый Думой правовой (законодательный) акт города и направить его на повторное рассмотрение Думы вместе со своими поправками. Если при повторном рассмотрении правовой (законодательный) акт города принят двумя третями от общего числа депутатов Думы в ранее принятой редакции или в том случае, если он принят со всеми поправками мэра, то мэр подписывает его в течение трех дней. Если при повторном рассмотрении правовой (законодательный) акт города принят с частью поправок мэра или с иными поправками, то он направляется мэру как вновь принятый. Если в течение месяца при повторном рассмотрении правового (законодательного) акта города поправки мэра не рассмотрены Думой или правовой акт не был принят, то правовой акт с поправками мэра может быть мэром подписан и опубликован. Если мэр не налагает вето на правовой (законодательный) акт города и не подписывает его в течение указанного срока или в том случае, если вето мэра отклонено Думой, то правовой акт города считается принятым и подлежит опубликованию в органах городской печати, учрежденных Думой или правительством Москвы. Правовой (законодательный) акт города вступает в силу через десять дней после его опубликования, если иной срок не указан в постановлении Думы о введении этого акта в действие. Статья 147. Действие постановления Думы, за исключением постановления по вопросам организации работы Думы, может быть приостановлено мэром в двухнедельный срок со дня его представления в Управление делами мэрии. В этом случае постановление не может приниматься Думой повторно в том же виде в течение двух месяцев. В течение этого срока постановление дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и мэром. Статья 148. На заседаниях органов исполнительной власти города вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним депутаты Думы. На заседаниях Думы и ее органов вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним руководители органов исполнительной власти города. Депутаты Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти города. Депутат вправе прийти на прием вместе с лицами, необходимыми для разрешения дела. Статья 149. Осуществляя взаимодействие с Думой, мэр вправе: - участвовать в открытых и закрытых заседаниях Думы; - созывать внеочередные заседания Думы; - предлагать вопросы в повестку дня заседаний Думы; - вносить на рассмотрение Думы проекты правовых (законодательных) актов города и проекты постановлений Думы; - выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Думы; - выступать вне очереди на заседаниях Думы; - делегировать на заседания Думы представителей администрации с правом их приоритетного выступления; - давать заключения по проектам правовых актов города и проектам постановлений Думы и предлагать поправки к проектам, делегировать право внесения поправок своему официальному представителю; - вносить проекты правовых (законодательны) актов города и проекты постановлений Думы на повторное голосование; - приостанавливать действие постановления Думы, за исключением постановления по вопросам организации работы Думы; - использовать право вето в отношении принятых Думой правовых (законодательных) актов города согласно статье 146. Мэр Москвы ежегодно представляет Думе доклад о своей деятельности и деятельности городской администрации. Статья 150. Споры между Думой и администрацией города, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым актам и иным вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникших проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в Московской городской суд или Арбитражный суд города Москвы. Статья 151. Дума вправе принять постановление о выражении недоверия должностному лицу администрации города в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации, правовых (законодательных) актов города. Постановления по этим вопросам принимаются Думой числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Мэр Москвы в двухнедельный срок рассматривает решение Думы и освобождает должностное лицо от исполнения служебных обязанностей или направляет мотивированный отказ в Думу. В случае отказа Дума вправе вернуться к обсуждению указанного вопроса не ранее чем через три месяца. Мэр Москвы вправе предлагать кандидата на должность председательствующего на заседаниях Думы, а также выражать недоверие ему и вносить в повестку заседаний Думы вопрос об освобождении председательствующего от занимаемой должности. Мэр Москвы вносит для утверждения на заседании Думы кандидатуру руководителя аппарата Думы. Статья 152. Копии протоколов заседаний Думы и правительства Москвы, копии актов городской администрации, Думы и ее органов располагаются в свободном доступе для депутатов Думы, должностных лиц городской администрации. Порядок информационного взаимодействия Думы и городской администрации определяется законодательством Российской Федерации, постановлениями Думы, протоколами информационного взаимодействия, подписанными руководителем аппарата Думы и управляющим делами мэрии. Председательствующий на заседаниях Думы и другие должностные лица Думы принимают руководителей городской администрации и ее органов безотлагательно. Г Л А В А 9 СОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ Статья 153. Решения, принятые с нарушением Регламента, недействительны с момента их принятия. Контроль за соблюдением Регламента Думы возлагается на комиссию по правилам и процедурам, которая представляет Думе и председательствующему на заседаниях предложения по соблюдению и обеспечению Регламента, а также выполняет функции редакционной комиссии по проектам решений Думы об изменениях в Регламенте. Статья 154. Изменения Регламента осуществляются по истечении трех месяцев работы Думы очередного созыва не позднее чем в месячный срок большинством от общего числа депутатов Думы. Последующие изменения могут осуществляться числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы и только в случае необходимости приведения Регламента в соответствие с законодательством Российской Федерации. Дума вправе принять большинством голосов от общего числа депутатов новую редакцию Регламента, которая вводится в действие со дня избрания нового состава Московской городской Думы. Статья 155. При нарушении депутатом Думы порядка на заседании Думы к нему могут применяться следующие меры воздействия: - призыв к порядку; - призыв к порядку с занесением в протокол; - порицание; - порицание с временным лишением слова. Статья 156. Призывать к порядку вправе только председательствующий. Депутат призывается к порядку, если он: - выступает без разрешения председательствующего; - допускает в своей речи оскорбительные выражения; - перемещается по залу в момент подсчета голосов. Статья 157. Призывается к порядку с занесением в протокол депутат, который на том же заседании был однажды призван к порядку. Статья 158. Порицание выражается Думой относительным большинством голосов по предложению председательствующего и без дебатов. Порицание выражается депутату, который: - после призыва к порядку с занесением в протокол не выполняет требования председательствующего; - на заседании организовал беспорядок, предпринял попытку парализовать свободу обсуждения и голосования; - оскорбил Думу или ее председательствующего. Статья 159. Порицание с временным лишением слова на неделю выражается постановлением Думы по отношению к депутату, который: - противится вынесенному простому порицанию; - был дважды подвергнут простому порицанию. Статья 160. Депутат может быть освобожден от дисциплинарного наказания, если он своевременно принес публичные извинения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|