Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 14.09.1993 № 886М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 02.08.94 г. N 638 О Программе развития культуры Москвы В целях обеспечения выполнения постановления правительства Москвы от 6 октября 1992 г. N 826 "О мерах поддержки учреждений культуры и искусства в период экономических реформ" в части разработки программы культурного развития и Схемы развития и размещения сети учреждений культуры в г. Москве правительство Москвы постановляет: 1. Согласиться с предложением Комитета по культуре Москвы о разработке "Программы развития культуры Москвы" в два этапа по разделам" "Концепция развития культуры Москвы" и "Схема развития и размещения сети учреждений культуры в г. Москве". 2. Одобрить в основном представленный проект Концепции развития культуры Москвы, предусматривающий концептуальные подходы и направления в развитии культуры города, как 1-й раздел разрабатываемой комплексной "Программы развития культуры Москвы". 3. Комитету по культуре Москвы: 3.1. Обеспечить взаимоувязку положений Концепции развития культуры Москвы и разрабатываемой Схемы развития и размещения сети учреждений культуры в г. Москве. Внести соответствующие дополнения и коррективы в указанные разделы Программы. 3.2. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 6.10.92 N 826 совместно с Москомархитектурой завершить разработку Схемы развития и размещения сети учреждений культуры в г. Москве в текущем году и внести проект Программы развития культуры Москвы как единый документ на рассмотрение правительства Москвы в 1 квартале 1994 года. 4. Определить статус разрабатываемой Программы развития культуры Москвы как базового документа для разработки планов, программ и проектов социально - экономического развития административных округов и города в целом в части развития сферы культуры. 5. Комитету по культуре Москвы, Департаменту перспективного развития, Департаменту экономической политики при разработке Программы развития культуры Москвы осуществить координацию ее положений с программами социального развития города. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Коробченко В.А. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению правительства Москвы от 14.09.1993 г. N 886 ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Проект ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ (РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ) Москва - 1993 СОДЕРЖАНИЕ Введение I. Культурная ситуация в Москве .............................. II. Цели и задачи программы .................................. III. Основные направления развития культуры города .................................................. 1. Театры, концертные организации и цирки .................... 2. Музеи и выставочные залы .................................. 3. Клубы ..................................................... 4. Библиотеки ................................................ 5. Парки культуры и отдыха ................................... 6. Киносеть .................................................. 7. Детские учреждения ........................................ /подпрограмма "Культура и дети"/ .......................... 8. Национально-культурные центры ........................... IV. Обеспечение реализации программы ......................... 1. Экономическое обеспечение ................................. 2. Правовое обеспечение ...................................... 3. Научное обеспечение ....................................... 4. Социальное обеспечение .................................... V. Развитие международных культурных связей .................. ВВЕДЕНИЕ Представленные материалы являются кратким изложением концепции и программы развития культуры Москвы в переходный период - результат совместной работы Комитета по культуре Москвы и научных учреждений России и Москвы, осуществленной в соответствии с постановлением правительства Москвы N 826 от 6 октября 1992 г. "О мерах поддержки учреждений культуры и искусства в период экономических реформ" и с целью реализации постановления правительства Москвы N 27 от 30 июля 1991 г. "О мерах по развитию материально-технической базы объектов культуры Москвы". С целью обеспечения объективности эмпирических данных, обоснованности оценок, прогнозов и рекомендаций разработчики использовали обширный отечественный и зарубежный научный материал, провели ряд исследований в рамках настоящей разработки, учли результаты практики культурно-досуговых учреждений Москвы. Результаты анализа сложившейся социокультурной ситуации в Москве, современное состояние подотраслей ее культурного комплекса, концептуальные подходы к его развитию и обоснование конкретных предложений представлены в Научном отчете по данной теме. В настоящем материале приведены лишь основные предложения по сохранению и развитию культурного комплекса Москвы. Дальнейшая корректировка этих предложений связана с возможным изменением социокультурной ситуации в Москве, появлением новых перспективных предложений по развитию культуры, активизации взаимодействия с объектами культуры Московской области. Детализация развития учреждений культуры по административным округам города будет представлена в Схеме развития и размещения сети учреждений культуры в Москве, разработка которой ведется Комитетом по культуре совместно с Москомархитектурой в соответствии с постановлением правительства Москвы от 06.10.92 N 826 и должна быть завершена в декабре 1993 года. I. КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В МОСКВЕ Москва - один из крупнейших исторических, научных и культурных центров не только России, но и мира. В столице сосредоточено свыше 100 театров, более 60 концертных залов и площадок, свыше 100 государственных и ведомственных музеев и примерно 300 общественных музеев, весь город охватывает обширная сеть выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства. Москвичи имеют возможность провести время в 14 парках культуры и отдыха, в их распоряжении более 250 клубных учреждений, около тридцати центров досуга. В 27000 художественно-творческих объединений и коллективов имеют возможность заниматься взрослые и дети всех возрастов, в распоряжении книголюбов 438 государственных библиотек (не считая ведомственных), для любителей кино - 111 кинотеатров. В городе функционируют 128 детских школ искусств. Социально-политические и экономические перемены 90-х годов не могли не отразиться на культурной ситуации. При этом перемены носили как позитивный, так и негативный характер. За период функционирования в Москве новой структуры управления городским хозяйством с созданием префектур выработана и продолжает совершенствоваться новая методика и методология в области руководства и регулирования культурных процессов в новых условиях. Местные органы управления и учреждения культуры, получив большую экономическую и организационно-творческую самостоятельность, стали работать инициативней и интересней, культурная сфера города обогатилась новыми красками, появились новые направления, новые типы учреждений культуры, а москвичи получили новые формы культурного досуга. Однако сложности, прежде всего экономические, переходного периода не могли не оказать отрицательного воздействия на сферу культуры. 1. Театральный мир Москвы не только многообразен, мозаичен, но и многосложен. Структура театров столицы слагается из государственных, городских, общественных независимых театров. Начиная с 1987 года в Москве открылось более сорока новых государственных театральных и концертных организаций, среди которых много коллективов, заметно повлиявших на перспективу культурного развития не только в России, но и в мире. Среди них такие серьезные театральные проекты, как Школа драматического искусства под руководством А.А.Васильева, Мастерская П.Н.Фоменко, театры п/р О.П.Табакова, Е.Р.Симонова, сочетающие работу над спектаклями с научно-исследовательской и педагогической деятельностью, осуществляющие крупные международные программы. Завоевали профессиональный авторитет и своего постоянного зрителя театры "На Юго-Западе", "У Никитских ворот", "Человек", "Школа современной пьесы" и ряд других. В этот же период было создано 16 театрально-концертных коллективов, среди которых - Московский эстрадный театр "Моно" п/р Г.Хазанова, концертно-цирковое объединение п/р А.Жеромского, центр культуры п/р С.Намина, Еврейский театр "Шалом", театр песни и поэзии Е.Камбуровой, эстрадный театр "Варьете" и другие. Демократические преобразования в стране сделали возможным проведение в столице крупных театральных и музыкальных фестивалей, гастролей известнейших драматических трупп, оперных и эстрадных исполнителей, симфонических оркестров. Широкий резонанс в художественном мире получили международный научно-практический симпозиум "Станиславский в меняющемся мире", международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, гастроли Шведского королевского театра под руководством И.Бергмана, "Пиколло театро" из Милана п/р Дж.Стреллера, труппы Питера Брука и Петера Штайна. За неполные десять лет в Москве представили свое искусство практически все звезды мировой режиссуры. За эти же годы гастролировали Чикагский симфонический оркестр, Владимир Ашкенази, Исаак Стерн, Монсерат Кабалье, Хосе Кареррас, Дуду Фишер, ансамбль "Бони М", Патрисия Каас, эстрадный коллектив из Нью-Йорка "Звезды Бродвея", "Токио-Балет" и многие другие музыкальные солисты и коллективы. Сегодня Москва имеет в концертных залах 5,1 места на 1000 жителей и в этом отношении лидирует среди других городов России. Однако в столице недопустимо мало концертных залов с естественной акустикой, много проблем с площадками для проведения концертов популярной и эстрадной музыки. Основная часть московских концертных залов размещается при общественных центрах различного назначения - гостиницах, клубных учреждениях, учебных заведениях, творческих домах и т.п. Лишь 5 залов используются как большие филармонические, где могут проходить все виды музыкальных мероприятий. Ситуация с прокатом эстрадных коллективов еще более неблагоприятна. В городе лишь две специализированные эстрадные площадки, способные работать круглый год, - концертный зал "Россия" и Государственный театр эстрады. Число эстрадных концертов во всех странах мира в два-три раза превышает число филармонических. В Москве же пропорция обратная. 2. В настоящее время число мест в цирках Москвы на 1000 жителей составляет около 0,6, что в пять раз меньше, чем было в XIX веке. Этот показатель обеспеченности уступает другим городам страны, где имеются цирки. При том, что значительный процент зрительской аудитории в цирках составляют приезжие и зарубежные гости, жители Москвы испытывают серьезные трудности с посещением цирка. Стационарные цирки Москвы практически исчерпали возможности интенсификации своей деятельности. Суммарная мощность представлений явно недостаточна и не может удовлетворить потребности городского населения в цирковом искусстве. 3. За время после введения новых условий хозяйствования государственная (муниципальная) киносеть города практически сохранилась, ее потери составили лишь 4%. Функционируют детские специализированные кинотеатры. Обеспечение фильмокопиями картин для юных зрителей осуществляет государственное предприятие "Киновидеопрокат". Оно располагает крупнейшим в стране фильмофондом картин выпуска прошлых лет. В киносети все больше проявляется тенденция преобразования кинотеатров в культурные центры, где кроме показа кинофильмов проводятся концерты, дискотеки, встречи с представителями литературы и искусства и организуются различные виды досуга клубного характера. В кинотеатрах города появились новые формы сотрудничества с коммерческими структурами. Отличительная особенность кинотеатров Москвы - их высокая вместимость (среднее количество место в кинотеатре - 800). В связи с массовым внедрением в жизнь бытовой видеотехники посещаемость кинотеатров резко снизилась. За последние три года средняя загрузка залов кинотеатров сократилась с 42% до 8%. Таким образом, киносеть Москвы потеряла 40 миллионов зрителей. В условиях непомерного роста расходов и налогов, борясь за выживание, все большее число кинотеатров постепенно превращается из очагов культуры в коммерческие предприятия, нередко основная их деятельность отодвигается на второй план. По причине экономического банкротства государственные (муниципальные) видеосалоны прекратили свою деятельность. Непомерный налог на этот вид кинообслуживания (70% от выручки) стал преградой для развития. Государственный киновидеопрокат остро нуждается в дотационной поддержке и создании современной фильмобазы. Ему отводится существенная роль в формировании городского кинорепертуара, но в условиях кинорынка собственных оборотных средств у этого предприятия не хватает. 4. По числу библиотек и численности библиотечного фонда Москва находится на уровне европейских столиц. Динамика развития сети массовых библиотек в период 1988 - 1992 гг. свидетельствует о небольшом сокращении их общего числа, что связано с закрытием библиотек, имеющих плохие помещения, или объединением двух библиотек для взрослых и детей, расположенных в одном здании, в семейные библиотеки. Тем не менее с середины 60-х годов началось снижение ряда показателей деятельности библиотек. За счет перепрофилирования ведомственных и профсоюзных библиотек резко сократилось их число, а количество читателей только за 1991 г. уменьшилось на 39%. Еще одним фактором, обусловившим такое положение, стал увеличивающийся разрыв между спросом и предложением, требованиями читателей и возможностями библиотек, обусловленный в значительной мере удорожанием книгоиздания в условиях рынка и сокращающимися в связи с этим возможностями комплектования библиотечных фондов. На посещаемости библиотек сказывается и существенная разница в обеспеченности ими отдельных микрорайонов Москвы. Так, в Бабушкинской, Перовской, Севастопольской централизованных библиотечных системах (ЦБС) одна библиотека приходится примерно на 50 тыс. жителей, хотя в среднем по городу этот показатель равен 20,3 тыс. Практически все библиотеки испытывают необходимость в техническом оснащении, ремонте и переоборудовании помещений. 5. Сегодня в музеях Москвы федерального, городского, муниципального и ведомственного подчинения сосредоточено около пятой части государственного музейного фонда России, что накладывает особую ответственность за сохранение и популяризацию этой части отечественного историко-культурного наследия. Между тем экспозиционные возможности музеев сокращаются, в частности, из - за закрытия на ремонт, реэкспозицию и реставрацию ряда крупнейших федеральных музеев (ГИМ, Третьяковская галерея), городских музеев (Бородинская панорама, Музей истории города Москвы, Дарвиновский музей, Музей обороны Москвы), ведомственных музеев (Центральный музей МВД, Геологический музей и др.). Однако в последние годы в Москве создана сеть из 26 муниципальных выставочных залов, что позволило начать систематическую художественно-эстетическую работу с населением муниципальных округов и широким кругом московских художников. Кроме этого формируется сеть негосударственных галерей и центров изобразительного искусства - "АРТ-МИФ", "М'АРС", Центр современного искусства на Якиманке, Институт современного искусства и другие. Музейная сеть столицы наполнилась рядом новых, уже открывшихся или создаваемых, музеев, как государственных, так и общественных, в том числе и в таких новых формах, как совместное их учредительство физическими и юридическими лицами. Например, музей Д.Налбандяна, музей народной графики, музей художественного стекла, музей на основе частных коллекций и архивов Серова, Гризадубовой. Произошло перепрофилирование районных музеев (ранее бывших в основном музеями трудовой и боевой славы) в музеи истории и быта той или иной исторической части города. 6. Клубная сеть города представляет собой совокупность нескольких не связанных между собой групп учреждений, различающихся по материально-техническим возможностям, функциональным характеристикам и ведомственной принадлежности. Это - госклубы, входящие в систему Комитета по культуре Москвы, ведомственные ДК и клубы и муниципальные клубы "по месту жительства", курируемые Комитетом по делам семьи и молодежи. Отсюда видно, что подавляющая часть клубных учреждений принадлежит не городу, а ведомствам и ориентирована на работу с ограниченным контингентом того или иного ведомства или предприятия. В результате - государственные клубы малочисленны, бедны и перегружены (они размещаются в приспособленных помещениях РЭУ или в 2-3 - комнатных квартирах жилых домов). Ведомственные же - многочисленны и современны, но пустуют большую часть времени, в новых условиях остались без средств к существованию и по коммерческим соображениям либо стремительно ликвидируются, либо перепрофилируются, выбывая из культурно - досуговой сферы. Такое положение клубов оказывает заметное негативное воздействие на общую культурную ситуацию в городе, ибо именно клубам, с их демократичностью, максимальным приближением к месту жительства, возможностями для индивидуальной работы с москвичами под силу решение многих культурно-досуговых проблем в условиях тяготения населения в камерным формам досуга. 7. В системе культурно-досуговых учреждений особое место занимают парки культуры и отдыха. В системе Комитета по культуре Москвы находится 5 городских парков культуры и отдыха - ЦПКиО им. М.Горького, МПКиО "Сокольники", Измайловский ПКиО, Филевский ПКиО, сад "Эрмитаж" и 9-в административных округах. Их общая площадь - 2197,4 га. Самой большой площадью располагает Измайловский ПКиО - 1200 га, самой маленькой - сад "Эрмитаж" - 4,6 га. Ежегодно в парках проводится около 15 тысяч разнообразных досуговых мероприятий. В парках имеется около 200 объектов культурно-массового назначения - зеленые театры, театры эстрады, аттракционы, читальни, стадионы, спортплощадки, залы игровых автоматов, видеосалоны и др. По сравнению с другими учреждениями культуры парки культуры являются наиболее капиталоемкими учреждениями культуры и требуют значительных финансовых затрат. Материально-техническая база парков Москвы бедна, изношена, не отвечает уровню и индустрии досуга. Во многих парках аттракционы работают по 20-25 лет без замены; значительное число зданий и сооружений обветшало настолько, что капитальному ремонту уже не подлежат. В плохом состоянии находятся инженерные коммуникации, гидросистема, благоустройство. В особо тяжелом положении оказалась природная среда парков. Некомфортные условия в парковых сооружениях, их техническое несовершенство, непривлекательный внешний вид способствуют падению их посещаемости. В то же время сегодня приходится констатировать, что дальнейшая полноценная деятельность парков культуры , комплексное их развитие в значительной мере тормозится архаичной, нерациональной системой их содержания и управления, т.к., подчиняясь разным ведомствам, службы парка не имеют единого хозяина. Сегодня важнейшей проблемой для парков культуры и отдыха остается вопрос землепользования. Практически парк культуры и отдыха не хозяин на своей территории, не имеет права и возможностей развиваться как государственное учреждение досугового типа на земле, отведенной ему в соответствии с Генеральным планом развития. Дирекция парка является хозяином лишь культурно-досуговых объектов. Не решена проблема вывода с парковых территорий сторонних организаций и передача освободившихся помещений в ведение дирекций парков, как предусмотрено постановлением Совета Министров СССР от 17 мая 1985 г. Всего их в парках более 80 - ти. Самое большое число - около 50 - ти - в парке - "Сокольники", причем большинство из них находится в парке с 50 - 60 - х годов, а некоторые - с 1918 года. Сложность заключается в том, что многие организации не подчиняются городским властям, а деятельность пребывания их в парке рассматривается ими как "исторически сложившаяся ситуация". 8. Детские культурно-досуговые учреждения подразделяются на два типа. Первый тип предполагает "пассивное" восприятие культурного продукта (детские театры, кинотеатры и т.п.). Второй ориентирован на активное вовлечением детей в культурно-творческий процесс (дома юных техников, детские музыкальные школы, школы искусств, школы гармонического развития и т.п.). Уровень развития сети всех детских досуговых учреждений, с точки зрения действующих нормативов, является недостаточным. В частности, в Москве центров детского творчества - 84% нормы, ДМШ и школ искусств - 59%, художественных школ - 30% нормы. Обеспеченность остальными видами детских учреждений не превышает 7-11%. Сложившаяся типологическая структура детских досуговых учреждений может быть охарактеризована как неполная, однообразная и недостаточно функционально дифференцированная. Территориальная организация сети детских учреждений неупорядочена, бессистема и не связана с планировочной структурой города. В детских школах эстетического воспитания занимается около 6% детей в возрасте от 7 до 15 лет, в то время как потребность в таких школах очень велика, о чем, в частности, свидетельствуют все возрастающие конкурсы при поступлении в них. Бывшие дома пионеров и школьников все чаще вынуждены менять профиль основной деятельности, немногочисленные детские театры ставят спектакли для взрослых за счет сокращения детского репертуара, детские кинотеатры постепенно превращаются в обычные кинопрокатные площадки. В этих условиях возрастает сеть детских школ эстетического образования и детских библиотек. Однако материально-техническая база большинства из них находится в неудовлетворительном состоянии. В строительстве новых зданий нуждаются более 10 школ. В плане строительства 1993 г. - сооружение 4 - х школ в Ясеневе, однако работы на 3 - х школах еще не начаты. Требует реконструкции комплекс зданий для детских музыкальных (семилетки и десятилетки) школ им. Гнесиных. Практически все школы испытывают острую потребность в обеспечении специализированным оборудованием, музыкальными инструментами, мебелью. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Повышение общего культурного уровня москвичей, возрождение интереса к культурным формам организации досуга. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: а. Разработка и осуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика Москвы как национального, исторического, культурного и политического центра России. б. Разработка концепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения, в первую очередь, детей и подростков. в. Обеспечение адресности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальным формам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов. г. Осуществление протекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговым учреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новой социально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ для коммерческих организаций, работающих в этой сфере. 2. Обеспечение доступности культурных благ для жителей столицы. Доступность культурных ценностей обеспечивается разнообразными средствами в зависимости от конкретного аспекта - территориального, финансового, информационного, этнокультурного и т.д. Именно поэтому требуют решения следующие задачи: а. Повышение территориальной доступности культурных благ для жителей Москвы, приближение культурных услуг к месту их потребления за счет более рационального размещения сети учреждений культуры, а также выездной и гастрольной деятельности. б. Обеспечение финансовой доступности культуры для всех категорий населения. в. Развитие информационной деятельности - внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективные инструменты расширения аудитории. г. Обеспечение художественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовке человека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурных потребностей. д. Обеспечение этнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностей беспрепятственного освоения, развития национальных культур. е. Обеспечение исторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия, исторического ландшафта и среды города. ж. Привлечение дополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числе использование в работе достижений научно-технического прогресса, средств коммерческих структур и других внебюджетных средств. 3. Создание полноценных условий для художественного творчества, для появления высокохудожественных произведений и иных культурных ценностей. Движение к этой цели потребует решения, как минимум, трех крупных задач. а. Обеспечение и своевременное перераспределение финансовой поддержки творческой деятельности художников и коллективов столичных учреждений культуры, а также народного творчества. б. Социальная защита, улучшение условий труда и быта, подготовки и переподготовки кадров работников культуры и искусства. в. Обеспечение свободы художественного творчества, вместе с тем создание надежной преграды для пропаганды насилия, шовинизма и порнографии. Среди множества задач культурной политики здесь обозначены лишь первоочередные, требующие решения до 1996 года, а также приоритеты на период с 1996 до 2000 года. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА 1. Театры, концертные организации и цирки: - осуществить реконструкцию Большого театра с передачей ему бывшего филиала на Пушкинской ул. (здание театра Оперетты); - провести реконструкцию Конюшенного двора на Скаковой ул. под Государственный театр классического балета под рук. Н.Касаткиной и В.Васильева; - завершить реконструкцию филиала Малого театра на Ордынке; - на базе Детского музыкального театра, Госцирка на пр. Вернадского и бывш. Дворца пионеров сформировать театрально-зрелищный комплекс для обслуживания детей; - осуществить строительство зданий театров Оперетты, "Ромэн", Театра русского классического балета им. А.Павловой; - реконструировать здания театров: музыкального им. Станиславского и Немировича - Данченко, им. Пушкина, драматического им. Станиславского, им.Ермоловой, театра - студии под руководством О.Табакова, театра "Школа драматического искусства", театра "Новая опера", Зеркального театра в саду "Эрмитаж"; - с помощью Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры выявить дореволюционные театральные здания, используемые в настоящее время не по прямому назначению, для возможной их реставрации в соответствии с первоначальными проектами и передачи в долгосрочную аренду перспективным театральным формированиям; - на базе сада "Эрмитаж" сформировать Центр исполнительских искусств и музыки; - группа театральных зданий вокруг Театральной площади может послужить основой мемориально-музейного театрального центра, развитие которого целесообразно осуществлять за счет соседних жилых и административных зданий (предложения МАРХИ, МНИИПОКОСЗ); - сеть существующих театральных учреждений целесообразно развивать за счет открытия при них малых сцен, расширения площади репетиционных и производственных помещений; - в крупнейших парках столицы следует создать и восстановить сеть зеленых и летних театров, в частности, восстановить сценическую площадку "Остров танца" на Голицынских (Пионерских) прудах, ЦПКиО им. Горького, зеленые театры в ЦПКиО "Сокольники" и ПКиО "Измайловский"; - провести инвентаризацию имеющихся в городе зданий и площадок, которые можно использовать для театрально-концертной работы - независимо от принадлежности этих зданий. При этом в полное хозяйственное ведение площадки и здания целесообразно передавать только государственным и муниципальным театрам, представляющим собой творчески и организованно стабильные коллективы. Другим коллективам театральные здания следует передавать на условиях временной аренды; - создать на акционерных началах московские театрально-концертные, художественно-производственные мастерские для обеспечения постановочных нужд московских театров, в том числе создающихся коллективов; - создать в Москве доступную для специалистов и широкой публики видеотеку с записями шедевров мирового концертного и оперного исполнительства, а также выдающихся театральных спектаклей (совместно с СТД России); - совместно с архитектурными службами города разработать проекты, схему размещения, обеспечить изготовление и монтаж информационно-рекламных сооружений (щитов, тумб, транспарантов и т.д.), информирующих и пропагандирующих культурную жизнь города; - разработать систему лицензирования театрально-гастрольной деятельности, оказать финансовую поддержку практически свертываемой гастрольной практике - стимулировать поездки столичных сценических коллективов в другие регионы страны, а также за рубеж и приезд в Москву российских и зарубежных коллективов; - оказывать всемерную поддержку инициативам, направленным на создание национальных театров при объединениях жителей столицы некоренных национальностей; - всемерно способствовать проведению эксперимента по апробированию новых организационных и творческих принципов, подготовки нетрадиционных театральных постановок на базе сложившихся театральных коллективов под руководством ведущих мастеров сцены; - обеспечить ежегодное выделение из фонда развития культуры средств для финансирования постановок для детей и юношества; - внедрить в ближайшие годы контрактную систему как гарантию социальной защищенности артистов и концертных исполнителей. Для совершенствования материальной базы концертного дела необходимо: - разработать план поэтапной реконструкции действующих концертных площадок города; - построить новый филармонический зал с естественной акустикой на 1500-1700 мест в комплексе в одним - двумя малыми залами на 300-600 мест. В большом зале целесообразно установить орган. Разместить зал следует в новом театрально-зрелищном центре Москвы; - завершить реконструкцию Центр. детской муз.школы; - поддержать инициативу музыкальной школы им. Гнесиных; создать на ее базе детский культурный центр. Предусмотреть строительство помещений для: - детской музыкальной школы - семилетки им. Гнесиных, - Государственного училища духового искусства, - осуществить реконструкцию здания театрального училища им. Щукина, - строительство Центральной музыкальной школы им. П.И.Чайковского. На базе института живописи, скульптуры и художественной педагогики открыть художественное училище и художественную школу - интернат для особо одаренных детей. Для расширения материальных возможностей циркового искусства необходимо: - построить стационарное здание цирка (напр., в районе ВДНХ), - осуществить реконструкцию здания цирка на пр. Вернадского; - создать специализированные цирки: конный цирк, цирк - аквариум (дельфинарий в рамках Центра под рук. Н.Ю.Дуровой), - организовать цирковые представления на ипподроме и конно-спортивных базах, - расширить использование сезонных цирков - шапито в различных районах города. 2. Музеи и выставочные залы: - осуществить реконструкцию Центрального выставочного зала (Манеж), - завершить реконструкцию Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, - продолжить реконструкцию архитектурного ансамбля "Царицыно", - завершить строительство нового здания Дарвиновского музея, ремонт и реконструкцию Музея-панорамы "Бородинская битва", Музея обороны Москвы и Музея народного ополчения, - обеспечить всеми необходимыми помещениями (экспозиционными, фондовыми, административно-хозяйственными) Музей истории Москвы, подлежащий выселению из ныне занимаемых им зданий культового характера, - осуществить реставрацию музеев-усадьб "Кусково" и "Останкино", - воссоздать к 250 - летию М.И.Кутузова Музей М.И.Кутузова и Кутузовскую избу в Филях, а также - Музей-квартиру В.Маяковского на Таганке, - провести ремонт здания и открыть экспозицию Центра-музея В.Высоцкого, - завершить работу по созданию музея на основе частных коллекций, передаваемых их владельцами в дар городу: "Мастерская народного художника Д.А.Налбандяна", "Музей русской народной графики (коллекция В.Пензина), Музей русского народного творчества (коллекция В.Мороза), Музей детского творчества (коллекция детских художественных школ и студий), Музей детской книги, Музей детских театров, - создать Государственный музей современного искусства, - создать мемориальный музей Н.В.Гоголя на Никитском (Суворовском) бульваре в доме, где прошли последние годы жизни писателя, - создать музей Гиляровского в пешеходной зоне "Столешники" - "Москва и москвичи его времени" (на правах филиала Музея истории Москвы), - создать совместно с Союзом писателей Москвы культурный центр "Дом Бориса Пастернака", - создать музей современного искусства на основе коллекций Московского Союза художников с передачей ему в аренду здания по Старосадскому пер., 5 и передачей в полное хозяйственное ведение здания по ул. Желтовского, 17, - оказать содействие в создании Музейного центра современного искусства "М'АРС", - создать общегородскую службу автоматизированного контроля охранного режима музейных фондов и экспозиций с подразделением по срочному ремонту оборудования, - обеспечить помещениями под фондохранилища: Музей В.В.Маяковского, Музей В.А.Тропинина, Музей А.С.Пушкина, - построить здание - депозитарий для сбора, накопления и хранения произведений искусства: приобретаемых для музеев, музейных коллекций на период капитального ремонта и реставрации, фонда хранилища музеев, конфиската контрабанды, комплектования выставок из фондов музеев, - завершить к 1995 г. строительство Мемориального комплекса Памятника Победы и создание постоянно действующих выставок военной техники под открытым небом на Поклонной горе, а также создать совместно с Минкультуры РФ на базе музея "Бородинская панорама", Триумфальной арки, Храма Троицы Живородящей в Троице - Голенищеве, непосредственно примыкающих к объектам на Поклонной горе, мемориал Русского воинства. Расширяя сеть музеев, особое внимание рекомендуется уделять организации общегородских музейных систем и межмузейных центров. В этих целях создать: - "Парк искусств" на Крымской набережной, - на базе Музея истории Москвы и муниципальных (окружных) историко-краеведческих музеев музейно-образовательно-досуговую систему "Музейное объединение "Москва и москвичи", - на базе Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева, Московского Зоопарка и Дарвиновского музея музейно - просветительный центр "Человек и природа", - на заповедной территории музея-панорамы "Бородинская битва" историко-патриотический музейно-выставочный комплекс, - на базе Мемориального музея А.Н.Скрябина Центр музыкальной культуры, - на базе музея "Остафьево" заповедный музейно-усадебный комплекс Остафьево-Никульское "Русский парнас", - на базе московских городских художественных и выставочных залов Московскую национальную галерею "Художник и время", - на базе музеев-усадьб Москвы и Московской области Центр специализированного музейного туризма, - музейный "Город мастеров" на базе музея-заповедника "Коломенское" и "Улицу московских ремесленников" на базе Центра музея "Истоки" Восточного округа, - организовать музейный колледж для подготовки и повышения квалификации работников музеев среднего звена на базе Российского института подготовки и переподготовки работников культуры, - организовать при ведущих музеях Москвы изготовление репродукций музейных шедевров, их продажу, а также видеокассет с тематическими экскурсиями. При таких музеях целесообразно организовать работу просмотровых залов для предварительного знакомства с экспозициями музеев. Создать информационно-аналитический компьютерный центр с банком данных по художественному наследию Москвы и перемещению культурных ценностей (ввоз и вывоз) при оформлении службой по охране и контролю культурных ценностей. Провести инвентаризацию и анализ работы по сооружению в Москве памятников и мемориальных знаков. 3. Клубы. Передать все имеющиеся клубные фонды москвичам с равной степенью доступности при рациональной, равномерной загруженности. Для этого предлагается: - ревизовать весь клубный фонд, - определить объекты, подлежащие отторжению в пользу государства, - разработать схему привязки работы клубов и ДК к конкретным жилым массивам и предприятиям, - перепрофилировать работу каждого дома культуры, клуба в соответствии с конкретными запросами населения, - пересмотреть и обновить кадры работников домов культуры и клубов, - установить пропорции платных и бесплатных культурно-досуговых услуг, оптимальные источники финансирования, - на базе крупнейших клубов и ДК создать филиалы, отделения, осуществляющие клубную работу по месту жительства. Поскольку строительство новых клубных зданий в настоящее время трудно осуществимо, следует рассмотреть вопрос о передаче или частичном выкупе государством зданий ведомственных клубов. Целесообразно также долевое участие государства в их содержании. Одновременно с этим следует наладить жесткий контроль за попытками приватизации клубных зданий и сдачи в аренду помещений клубов непрофильным организациям. Учитывая тот факт, что клубный потенциал распределен на территории города неравномерно (в центре он в 3 раза превышает среднюю по Москве, составляя 200% нормы, а на периферии - меньше средней и равен 1/2 нормы), необходимо, с учетом передачи профсоюзных клубов и ДК в ведение города, осуществить обмен зданиями, оказавшимися в руках одного владельца (Госкомимущества), выстроив структуру равномерного распределения ДК и клубов с максимальным приближением их к населению. Развивать сеть клубных учреждений целесообразно путем создания территориальных комплексных культурно-досуговых центров: - микроцентры (клубы по месту жительства), занимающие большие помещения в жилых домах, агитпункты, здания небольших кинотеатров, учреждения бытового обслуживания и т.п., - клубы микрорайона, под которые можно было бы использовать небольшие клубы предприятий и учреждений в вечернее время, помещения общеобразовательных школ, детских садов, пустующие "Красные уголки", полуподвальные помещения, библиотеки, кафе, - районные культурные центры, соответствующим образом оснащенные, ведомственные клубные учреждения предприятий и профсоюзов, часть кинотеатров, - зональные культурные центры (территориально доступные для жителей нескольких районов) - лучшие существующие городские и профсоюзные ДК и клубы, молодежные центры, кино-концертные залы, - городские культурные центры, расположенные в центральной части города. В этой связи для улучшения методической работы необходимо поднять роль и расширить возможности Единого научно-методического центра Комитета по культуре Москвы. 4. Библиотеки. Магистральным направлением перестройки работы библиотек должно стать наиболее полное удовлетворение все более дифференцирующихся читательских запросов. С этой целью предстоит: - там, где это целесообразно, преобразовать традиционные массовые библиотеки в центры культуры и информации, оптимально сочетающие библиотечные, информационные и досуговые функции и в то же время ориентированные на удовлетворение специфических читательских потребностей (исторической, политической, научно-фантастической, религиозной или иной литературы). Укрепить их материально-техническую базу, - создать фонды национальной литературы (ориентируясь на особенности расселения соответствующих национальных меньшинств или на дислокацию соответствующих землячеств для культурных национальных центров), - развивать депозитарное хранение литературы "Золотого фонда". Библиотеки - депозитарии целесообразно образовать на базе центральных городских библиотек им. Н.А.Некрасова, им. М.А.Светлова, им. А.П.Гайдара и на базе центральных библиотек округов, - в кратчайшие сроки завершить реконструкцию ЦГПБ им. Н.А.Некрасова, расширить помещения ЦГДБ им. А.П.Гайдара, - решить вопрос о строительстве библиотеки им. И.С.Тургенева, - обеспечить надлежащими зданиями Российскую библиотеку искусства и Государственную историческую библиотеку, - улучшить деятельность детских библиотек за счет совершенствования их сети, уточнения и разделений функций детских и школьных библиотек и соответствующего формирования их фондов, более широкого их комплектования за счет некнижной продукции (аудиовизуальными материалами, специфическими изданиями для нечитающих детей и т.д.), - необходимо оснащение библиотек современными техническими средствами, в том числе внедрение в их практику новейших информационных технологий и средств компьютеризации библиотечных процессов, - не допустить распыления и утраты книжных собраний ликвидируемых негосударственных библиотек и библиотек упраздняемых ведомств за счет своевременного их учета и включения в фонды библиотек государственной сети, - поддержать инициативу Центрального административного округа по созданию на базе массовых библиотек специализированных библиотек, в том числе следующих: - оперного, сценического и концертного исполнительства им. М.Каллас с созданием соответствующего книжного фонда, а также фонда видео - и аудиоматериалов. - театрального искусства им. М.Чехова с библиотечным фондом, а также фоно - и видеотекой, - истории русского и зарубежного изобразительного искусства им. М.Врубеля. 5. Парки культуры и отдыха. В современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей Москвы отдых в парках становится чуть ли не единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности массовых садов и парков культуры и отдыха необходимо закрепить их права на землю, окончательно утвердить генеральные планы их развития, предусматривающие вывод с их территорий непрофильных организаций-арендаторов, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к городским коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности: - усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, - обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, - развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, - проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, - развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др., - завершить работу по созданию в Москве специализированного детского паркового комплекса "Детский парк чудес" в Нижних Мневниках, - в детском городке ПКиО "Сокольники" реконструировать бассейн и построить картодром, - создать на базе ПКиО "Таганский" спортивно-оздоровительный комплекс. 6. Киносеть В сфере кинообслуживания населения столицы в качестве первоочередных мер предусмотреть: - формирование репертуара кинотеатров с учетом запросов различных групп населения, - активное продвижение на экраны отечественных фильмов, - развитие рекламно-информационной деятельности, - обеспечение финансовой доступности киноискусства большинству категорий населения, особенно малоимущим слоям жителей Москвы, - укрепление материально-технической базы кинотеатров и ее развитие с использование последних достижений научно-технического прогресса. В программе развития киносети следует исходить из ожидаемой средней посещаемости кинотеатров, увеличение которой в ближайшие годы может составить не более чем 15 - 20%, а также учитывая то, что киносеть города в основном уже сложилась. В связи с этим строительство кинотеатров может осуществляться лишь в отдельных зонах округов, где в этом есть необходимость, вызванная неравномерным размещением кинотеатров, а также в центральной части города. Исходя из мирового и отечественного опыта кинотеатрального строительства и эксплуатационно-экономических соображений, целесообразно в центральной части города строить кинотеатры с количеством залов три и более, а в периферийных районах наиболее экономичными могут быть двухзальные кинотеатры с общей вместимостью 400 - 500 мест. В проектах новых кинотеатров должны предусматриваться дополнительные возможности в культурной деятельности (проведение концертов, организация различных форм досуга, сервиса для зрителей). Указанные соображения в полной мере могут быть отнесены к реконструкции кинотеатров, которая станет основной формой развития киносети Москвы. Следует принять меры по укреплению материально-технической базы государственных предприятий Киновидеопроката и Кинопроизводственной мастерской, обеспечивающих жизнедеятельность кинотеатров. Особенно остро стоит вопрос о фильмобазе, которая не только не отвечает современным требованиям, но и в ее нынешних условиях не обеспечивает сохранность уникального фильмофонда. В программе совершенствования технических средств кинопоказа особое место должен получить электронный кинематограф. Видеопроекторы уже сегодня позволяют демонстрировать фильмы с видеокассет в залах вместимостью до 200 мест. Эту новую технику целесообразно использовать в малых залах кинотеатров, а также в школах и учебных заведениях. К этой работе должен быть привлечен Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). Для решения поставленных задач необходимо: - делегирование Комитету по культуре Москвы функций учредителя государственных (муниципальных) кинопредприятий, кроме намеченных к приватизации, - предоставление налоговых льгот кинотеатрам, у которых доходы от демонстрации кинофильмов составляют не менее 60% выручки от реализации всех услуг, - снижение налога государственным (муниципальным) видеоустановкам, видеосалонам и видеотекам за услуги в основной деятельности, - ежегодное выделение государственному предприятию "Киновидеопрокат" целевой дотации на приобретение кинофильмов для формирования кинорепертуара города, - лицензирование мест кинопоказа для обеспечения безопасности зрителей и контроля за соблюдением технологической дисциплины, действующих ГОСтов и нормативов. 7. Детские учреждения. Система эстетического воспитания детей и молодежи должна быть направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение общекультурного уровня подрастающего поколения. Основным направлением развития сети специализированных детских учреждений культуры является их системное формирование, включающее музыкальные и художественные школы, школы искусств и эстетического воспитания, в общую систему учреждений культуры Москвы. Основными принципами дальнейшего развития системы детских культурно-досуговых учреждений являются: - создание равных условий культурного развития и эстетического воспитания для детей с различным социальным и экономическим положением, - равная территориальная доступность для жителей всех районов, - пропорциональное (в соответствии с запросами неселения) развитие всех типов детских и юношеских культурно-досуговых учреждений. Для реализации этих основных принципов необходимо в первую очередь осуществить следующие меры: 1. Создать общегородскую систему переподготовки специалистов в области культуры, работающих с детьми и подростками. 2. Разработать план-карты расположения детских культурных досуговых учреждений города в соответствии с нормативами. 3. Госкомимуществу выделить помещения для организации новых центров эстетического воспитания, детских клубов, библиотек, центров детского досуга, музыкальных школ и т.д. Одной из первоочередных задач сохранения потенциала детских музыкальных, художественных школ, эстетического воспитания, школ искусств является перевод школ, находящихся в приспособленных аварийных помещениях, в здания, отвечающие требованиям, предъявляемым к учебным заведениям. Другой важной задачей является обеспечение этих школ необходимым минимумом музыкальных инструментов, материалами для преподавания предметов изобразительного искусства. Необходимо приступить к развитию новых моделей детских школ искусств: театральных, хореографических, фольклорных, хоровых, народного творчества, художественно-прикладных (резьба, чеканка, плетение и др.). Целесообразно также создавать на основе самоокупаемости специальные отделения, в том числе и для детей дошкольного возраста. На базе отдельных школ создать методические центры по таким дисциплинам, как хоровое пение, народные и духовые инструменты, хореография, изобразительное искусство и т.д. Необходимо передать здания и помещения муниципального фонда на баланс детских школ искусств с правом оперативного управления этим имуществом. Учитывая первостепенную важность решения задач эстетического и духовного развития подрастающего поколения, целесообразно выделить проблемы развития детских учреждений культуры в самостоятельную подпрограмму "Культура и дети". 8. Национально-культурные центры. С целью сохранения национально-культурной самобытности представителей различных национальностей, проживающих в Москве, продолжить формирование сети национально-культурных и религиозно-культурных центров со следующими функциями: - обучение национальному языку, - изучение национальной истории, - приобщение к национальной культуре, обычаям, обрядам и т.д., - проведение национальных и религиозных праздников. Такие центры могут быть организованы при: - постпредствах ближнего зарубежья или республик в составе России, - при общинах и местах компактного расселения этнических групп, - при национальных школах, - при штаб - квартирах национальных обществ и организаций, - при соответствующих конфессиональных учреждениях. IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Экономическое обеспечение Мировой опыт показывает, что для обеспечения надлежащего уровня культурной жизни своих столиц правительства развитых государств выделяют значительную долю ассигнований. Так, во Франции, например, в последние годы Парижу передавалось больше половины всех средств, выделенных Министерству культуры. У нас же роль столицы в национальной культурной жизни многие годы явно недооценивалась. В частности, в 80-е годы бюджетные средства на культуру и искусство в пересчете на 1 жителя Москвы и Московской области составили 3,50 - 3,76 руб. в год, в то время как по России - 7,30 - 7,52 руб. Поэтому естественно, что Москва хронически отставала по основным показателям развития культуры от большинства столиц союзных республик и еще сильнее - от столиц развитых стран. Несмотря на установленный Основами законодательства РФ о культуре норматив отчислений из местного бюджета на культуру в размере 6 процентов, ассигнования на нужды культуры в бюджете Москвы на 1993 год не достигают и двух процентов, в то время как решение задачи финансовой доступности культурных ценностей для населения предполагает сдерживание дальнейшего роста цен на услуги учреждений культуры с одновременным доведением уровня бюджетного финансирования до размере норматива, установленного законодательством. В ближайшей перспективе возможен переход на бюджетное финансирование организаций культуры по нормам и нормативам, позволяющим наиболее эффективно экономически влиять на деятельность этих организаций. Эти нормы призваны выполнить две функции. Первая функция - гарантирующая. Она создает финансовую основу для достижения уставных целей и не сводится к пассивному выделению средств на содержание сети учреждений, а определяет направленность и качественный уровень деятельности организаций. Вторая функция норм и нормативов - стимулирующая. Она направлена на достижение определенного набора целевых показателей деятельности организаций. Одновременно будут развиваться спонсорство и меценатство, играющие значительную роль в работе организаций культуры в условиях рыночной экономики. Неокрепшим коммерческим структурам пока трудно обеспечивать стабильную финансовую подпитку сферы культуры, и их участие в основном носит спорадический характер. Однако только на проведение крупных мероприятий Комитетом по культуре Москвы было получено в 1992 г. от отечественных и иностранных инвесторов около 60 млн. рублей. Конкретные меры по привлечению спонсоров и меценатов, а также поиску других источников финансовых ресурсов должны предприниматься и непосредственно организациями культуры. В том числе организовывать без ущерба для основной деятельности оказание платных услуг населению (театрами - пошив одежды и ремонт бытовой звукоаппаратуры, библиотеками - ксерокопирование, музеями - экспертиза художественных ценностей и т.д.). К наиболее масштабным проектам, представляющим рекламный интерес, следует привлекать спонсоров на конкурсной основе. Имеются примеры таких мероприятий в рамках Дня Москвы, Праздника Пасхи и др. Предстоит более активно пополнять и фонд развития культуры Москвы. 2. Правовое обеспечение Необходим комплекс мер по правовому обеспечению отрасли. Представляется целесообразным разработать и в порядке законодательной инициативы от имени правительства Москвы предложить соответствующим федеральным органам проекты нормативных документов: - о практике государственного заказа издательствам, независимо от формы их собственности, на выпуск литературы для комплектования библиотек с предоставлением издательствам соответствующих налоговых льгот, - о системе экономических стимулов для продвижения на экран отечественных кинолент, а также фильмов для детской аудитории, - о расширении налоговых льгот, о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, а также льготных кредитов на капитальный ремонт для некоммерческих организаций культуры, - о предоставлении налоговых льгот библиотечным коллекторам и библиотекам, осуществляющим функции библиотечных коллекторов, и преобразовании их в юридически и финансово самостоятельные посреднические организации между издательствами и библиотеками, - о льготах и санкциях по отношению к пользователям и арендаторам памятников истории и культуры, - об освобождении от налогов доходов, полученных от предпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства, если эти доходы направляются на развитие и совершенствование основной уставной деятельности. - об увеличении размера налоговых льгот для организаций - спонсоров учреждений культуры с 3% до 5%. Кроме того, необходимо разработать и утвердить в установленном порядке пакет нормативных документов правительства Москвы, регламентирующих в современных условиях деятельность учреждений культуры и искусства. В их числе: - о порядке создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций культуры, являющихся объектами собственности г. Москвы, - о порядке распоряжения и управления имуществом, закрепляемым за некоммерческими организациями культуры г. Москвы на правах полного хозяйственного ведения, оперативного управления, на условиях аренды, - о порядке лицензирования деятельности в сфере культуры, - о системе налоговых льгот для предприятий и организаций сферы культуры Москвы, - о системе экономического стимулирования направления внебюджетных доходных источников на развитие сферы культуры Москвы, - о нормативах, схеме и порядке бюджетного финансирования организаций культуры г. Москвы. Создать постоянную городскую комиссию с участием представителей Москомзема, Москомимущества, Комитета по культуре Москвы, Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры, префектур, которой поручить рассмотреть вопросы выделения нежилого фонда и земельных участков для размещения учреждений культуры с последующим вынесением их на правительство Москвы. 3. Научное обеспечение Необходимость создания новой концепции культурного досуга подтверждается сегодня тем фактом, что просветительско-пропагандистская направленность прежней концепции в настоящее время себя уже исчерпала. Неадекватность ее происходящим изменениям лежит в основе кризиса, в котором оказались многие культурно-досуговые учреждения столицы. Реальность развития культурной сферы сегодня отчетливо выявляет: - значительные сдвиги в механизме распространения культуры, - радикальные изменения в сфере культурного потребления, - существенные перемены в характере и формах художественной культуры. Изменение социальных механизмов функционирования культуры связано со сменой типа социального регулирования общественных процессов, с переходом от коллективистского типа к индивидуализированному, имеющему в своей основе личность, получившую возможность выбора стратегии поведения. В такой ситуации неизмеримо возросли роль и значение постоянного глубокого изучения и прогнозирования культурно - досуговых потребностей населения, с одной стороны, и процессов в самой сфере культуры и досуга - с другой. В быстро меняющихся условиях необходимо создание и постоянное корректирование новой модели развития культурно-досуговой сферы, что позволит более обоснованно определять культурную политику, поможет в практике культурного строительства. Конкретные программы развития сферы досуга с учетом местных особенностей должен иметь каждый округ, каждый микрорайон. Эти программы должны распадаться на подпрограммы организации досуга конкретных групп населения - дошкольников, учащихся, молодежи, занятого населения, пенсионеров, семей. Работа культурно-досуговых учреждений в режиме оперативного реагирования на изменение конъюнктуры и спроса позволит выявлять все новые потребности и специфические с этой точки зрения группы потребителей, что в свою очередь повлечет внедрение новых форм организации культурного досуга. 4. Социальное обеспечение В период перехода к рыночным отношениям особого внимания требуют вопросы социальной защиты работников культуры и искусства. В этой связи представляется необходимым: - создать правовую основу для внедрения контрактной системы найма работников учреждений культуры и искусства, - обеспечить достижение и поддержание размера средней заработной платы работников государственных учреждений культуры и искусства на уровне не ниже ставок работников образования, - оказать содействие коммерческим структурам в деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей работников культуры и искусства, - ежегодно по заявкам Комитета по культуре предусматривать выделение жилья для улучшения жилищных условий очередников бюджетных городских организаций культуры, в том числе: из муниципального жилищного фонда - на уровне обеспечения жильем граждан по месту жительства, - во вновь формируемых ЖСК - с опережением общегородской очередности на два года, - продолжить работу по социально-правовой защите творчества художников: установление льгот в оплате за пользование мастерскими, эксплуатационных расходов и т.д. - обеспечить желающих работников культуры земельными участниками в ближнем Подмосковье. V. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ Придавая важное значение развитию международных связей в сфере культуры, целесообразно сосредоточить внимание на следующих вопросах: 1. Укрепление между Московскими учреждениями культуры и учреждениями культуры зарубежных городов (прежде всего столиц) как на основе заключения соответствующих прямых договоров, так и в рамках выполнения международных муниципальных программ. 2. Осуществление сотрудничества московских учреждений культуры с учреждениями культуры стран ближнего зарубежья на основе соглашений, которые были заключены правительством Москвы, а также на основе прямых договоров, предусмотрев проведение как разовых культурных мероприятий, так и мероприятий долговременного перспективного характера. Регулярно проводить Дни культуры Москвы в зарубежных странах и соответствующие Дни этих стран в Москве. 3. Совершенствование и развитие работы по паспортно-визовому оформлению работников и деятелей культуры, командированных за рубеж. 4. Более широкое привлечение дополнительных финансовых средств коммерческих структур, спонсоров для проведения культурных мероприятий в Москве и за рубежом. 6. Обеспечить широкое участие театров, музеев, парков, других учреждений культуры в осуществлении программы правительства Москвы по развитию международного туризма. Разработать соответствующие программы и технико-экономические обоснования. * * * Реализацию программы развития культуры Москвы целесообразно осуществить в два этапа. Первый рассчитан на период до 1996 года и состоит из комплекса первоочередных мер по сохранению культурного потенциала столицы в условиях становления рыночной экономики. Второй предполагает наращивание этого потенциала, что представляется возможным реализовать к 2000 году. В связи с очевидными осложнениями в осуществлении ранее намеченных программ развития материально-технической базы культуры Москвы из - за объективных причин, вызванных продолжающимся экономическим кризисом, представляется необходимым наметить реально возможные этапы ее развития в ближайшие годы и на перспективу. Даже с учетом указанных неблагоприятных обстоятельств необходимо не допускать ослабление бюджетных инвестиций в развитие материально-технической базы учреждений культуры независимо от их ведомственной принадлежности. Главная задача на 1993 - 1995 гг. - поддержать состояние в основном на существующем уровне. Вместе с тем найти возможности сконцентрировать усилия на строительстве и реконструкции ряда важнейших объектов культуры, расположенных в центре города и являющихся национальной гордостью: осуществить реконструкцию Государственного Большого театра России, Российской государственной библиотеки, Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Немировича - Данченко, Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова, Центрального выставочного зала и т.д.; начать строительство новых зданий театров "Ромэн" и Оперетты; завершить реконструкцию Московского зоопарка, помещений ряда новых, но уже зарекомендовавших себя театров: "Школа драматического искусства", "На Спартаковской площади" (последние два объекта с привлечением средств инвестора). В период с 1996 по 2000 год направить усилия на завершение в основном строительства и реконструкции объектов культуры в историческом центре Москвы. Активизировать в этих целях привлечение сторонних инвестиций, в т.ч. иностранных. Кроме того, сосредоточить особое внимание на преодолении сложившейся диспропорции в развитии материально-технической базы культуры на территории различных административных округов. С 2000 года приступить к реализации задач, которые необходимо будет корректировать более детальными программами в условиях окончательной стабилизации экономической ситуации и более активного функционирования рыночных структур и отношений. Указанные этапы развития материально-технической базы разрабатываются более предметно в Схеме развития и размещения объектов культуры г. Москвы до 2000 года. Реализация программы в целом позволит обеспечить более высокий уровень культурной жизни населения Москвы, углубить контакты различных социально-демографических групп населения с ценностями культуры, лучше организовать полноценный, разнообразный и содержательный досуг. Значительно расширится разнообразие форм культурной деятельности населения, усилится ориентация на активный индивидуальный групповой и семейный отдых, на неформальное общение на основе совместных культурно-досуговых интересов. Совершенствование сферы культуры требует перестройки форм и методов работы всех ее звеньев на основе точного определения их роли и месте в процессах культурного воспроизводства. Решение этой задачи возможно лишь при активном участии творческих союзов и различных общественных организаций. Преодолеть межведомственные барьеры в культурном обслуживании населения позволит создание районных комплексов, объединяющих различные учреждения культуры, туризма и отдыха, физической культуры и спорта. Будут обеспечены самые широкие возможности для показа лучших достижений культуры народов нашей страны и мира для обмена культурными ценностями и взаимообогащения национальных культур. Настоящая программа должна создать материальные и организационные предпосылки для широкого развертывания такой работы в Москве. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|