Расширенный поиск

Постановление Правительства Москвы от 13.04.1999 № 300

 



                            М О С К В А

                       ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


 О проекте закона города Москвы "О государственных и муниципальных
              общедоступных (публичных) библиотеках"

     В  целях  развития  библиотечного  дела  и  в  соответствии  с
Законом  города  Москвы  "О законодательных актах города Москвы" от
14 декабря 1994 года N 22 Правительство Москвы постановляет:
     1.  Одобрить  проект закона города Москвы "О государственных и
муниципальных общедоступных (публичных) библиотеках" (приложение).
     2.  Внести  проект  закона  города Москвы "О государственных и
муниципальных  общедоступных  (публичных) библиотеках" (приложение)
в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3.  Поручить  председателю  Комитета  по культуре Бугаеву И.Б.
представлять  проект  закона  города  Москвы  "О  государственных и
муниципальных  общедоступных  (публичных) библиотеках" в Московской
городской Думе.
     4.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М. Лужков


                                                         Приложение
                               к постановлению Правительства Москвы
                                       от 13 апреля 1999 года N 300


                                                             Проект


                         ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ

                  О государственных и муниципальных
                общедоступных (публичных) библиотеках

     Настоящий  Закон является правовой базой сохранения и развития
государственных    и    муниципальных   общедоступных   (публичных)
библиотек,  имущество  которых  находится  в  собственности  города
Москвы,     устанавливает    принципы    деятельности    библиотек,
гарантирующие  права  человека  на  свободный  доступ к информации,
духовное  развитие,  приобщение  к ценностям национальной и мировой
культуры,   а  также  на  культурную,  научную,  образовательную  и
досуговую деятельность.
     Настоящий  Закон  регулирует  вопросы организации деятельности
общедоступных  (публичных) библиотек, их взаимоотношения с органами
государственной    власти,    органами   местного   самоуправления,
гражданами  и  юридическими  лицами  в  соответствии с Конституцией
Российской  Федерации,  законодательством  Российской  Федерации  и
Уставом города Москвы.

                 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Основные  понятия

     Используемые в настоящем Законе понятия означают:
     библиотека  -  информационное,  культурное  и  образовательное
учреждение,   располагающее  организованным  фондом  тиражированных
документов   и   предоставляющее   их   во   временное  пользование
физическим и юридическим лицам;
     общедоступная  (публичная)  библиотека  -  библиотека, которая
предоставляет   возможность   пользования   ее  фондом  и  услугами
гражданам   независимо   от   пола,  расы,  национальности,  языка,
происхождения,    образования,    имущественного   и   должностного
положения,   отношения   к  религии,  убеждений,  принадлежности  к
общественным  объединениям, а также юридическим лицам независимо от
их организационно-правовых форм и форм собственности;
     государственная   общедоступная   (публичная)   библиотека   -
общедоступная  (публичная)  библиотека, учрежденная органами власти
города  Москвы,  являющаяся  юридическим  лицом  и финансируемая из
городского бюджета;
     муниципальная    общедоступная    (публичная)   библиотека   -
общедоступная  (публичная)  библиотека, учрежденная органами власти
района  города Москвы, являющаяся юридическим лицом и финансируемая
за счет финансовых ресурсов районов города Москвы;
     центральная     городская     государственная    общедоступная
(публичная)  библиотека  -  ведущая  государственная  общедоступная
(публичная)  библиотека города, являющаяся главным книгохранилищем,
научно-методическим,   справочно-библиографическим,  информационным
центром  и центром межбиблиотечного абонемента сети государственных
публичных библиотек;
     централизованная    библиотечная    система   -   добровольное
объединение      государственных     общедоступных     (публичных),
муниципальных     общедоступных     (публичных)     библиотек     в
структурно-целостное образование;
     государственная,   муниципальная   общедоступная   (публичная)
библиотека,  отнесенная  к  культурному  достоянию города Москвы, -
библиотека,  включенная  в  установленном порядке в Реестр объектов
культурного достояния города Москвы;
     фонды     и     коллекции    государственных,    муниципальных
общедоступных    (публичных)   библиотек,   являющиеся   культурным
достоянием  города  Москвы,  -  это  фонды  и  коллекции библиотек,
внесенные  в  установленном  порядке  в Реестр объектов культурного
достояния   города   Москвы   на  основе  положения,  утверждаемого
постановлением Правительства Москвы;
     правила  пользования  библиотекой - правовой акт, утверждаемый
государственной,     муниципальной     общедоступной    (публичной)
библиотекой  по  согласованию  с учредителем, определяющий взаимные
права  и  обязанности  пользователей  библиотеки  и ее работников в
процессе библиотечного обслуживания;
     пользователь  библиотеки  -  физическое  или юридическое лицо,
пользующееся услугами библиотеки;
     документ  -  материальный  объект  с  зафиксированной  на  нем
информацией   в   виде   текста,   звукозаписи   или   изображения,
предназначенный  для  передачи  во  времени  и пространстве в целях
хранения и общественного использования.

     Статья  2.  Правовые  акты  о  государственных и муниципальных
общедоступных (публичных) библиотеках в городе Москве

     Правовые  акты о государственных и муниципальных общедоступных
(публичных)   библиотеках  города  Москвы  состоят  из  федеральных
законов,  Устава  города  Москвы,  настоящего Закона и иных законов
города  Москвы,  а  также  иных  нормативных  правовых актов города
Москвы.

     Статья   3.   Основные   виды  государственных,  муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек

     1.   В   систему   государственных  общедоступных  (публичных)
библиотек,   учрежденных  органами  государственной  власти  города
Москвы,  входят  библиотеки,  финансируемые  из  средств городского
бюджета:   центральные   городские   государственные  общедоступные
(публичные)  библиотеки;  государственные общедоступные (публичные)
библиотеки,    в   том   числе   государственные   централизованные
библиотечные системы.
     2.  В  городе Москве в установленном порядке могут создаваться
муниципальные  общедоступные  (публичные)  библиотеки,  в том числе
муниципальные централизованные библиотечные системы.

     Статья  4. Центральные городские государственные общедоступные
(публичные) библиотеки

     1.  Статус центральной городской государственной общедоступной
(публичной)   библиотеки   устанавливается   Правительством  Москвы
городской  государственной общедоступной (публичной) библиотеке, на
которую возлагаются следующие основные функции:
     -   формирование,   хранение  и  предоставление  пользователям
наиболее  полного  универсального  собрания  документов по истории,
культуре  и  современному  общественно-политическому  и  социально-
экономическому развитию города Москвы;
     -  библиотечно-информационное обслуживание населения и органов
власти города Москвы;
     - организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;
     - оказание методической помощи библиотекам.
     2.   Центральные   городские   государственные   общедоступные
(публичные)   библиотеки  обеспечиваются  обязательным  экземпляром
всех   опубликованных   и   неопубликованных  документов,  принятых
органами  власти г. Москвы, за исключением документов, составляющих
государственную и служебную тайну.
     3.   Государственным  общедоступным  (публичным)  библиотекам,
выполняющим  полностью  или  частично функции центральных городских
государственных   общедоступных   (публичных)   библиотек,  целевым
порядком  обеспечивается  дополнительное  финансирование из бюджета
города.

     Статья   5.   Государственные,   муниципальные   общедоступные
(публичные)   библиотеки,   их  фонды  и  коллекции,  отнесенные  к
объектам культурного достояния города Москвы

     Отнесение    государственных,    муниципальных   общедоступных
(публичных)   библиотек,   их   фондов   и   коллекций  к  объектам
культурного  достояния  города Москвы осуществляется в соответствии
с порядком, установленным правовыми актами города Москвы.

     Статья   6.   Взаимодействие   государственных,  муниципальных
общедоступных  (публичных)  библиотек  с  библиотеками федерального
значения,    библиотеками    иных   форм   собственности,   другими
организациями

     Государственные,   муниципальные   общедоступные   (публичные)
библиотеки   г. Москвы   являются   составной  частью  библиотечно-
информационной  системы  России  и  взаимодействуют  с библиотеками
федерального  значения,  иными  библиотеками  независимо от их форм
собственности,  органами  научно-технической  информации, архивами,
другими  организациями, имеющими информационные ресурсы. Содержание
и  характер  этого  взаимодействия  определяются законодательством,
государственными  городскими  и муниципальными программами, а также
договорами, заключенными между этими организациями.

          ГЛАВА 2. ПРАВА ГРАЖДАН НА БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

     Статья   7.   Права   граждан   на  библиотечное  обслуживание
государственными,    муниципальными   общедоступными   (публичными)
библиотеками

     1.   Каждый   житель   Москвы   независимо   от   пола,  расы,
национальности,   языка,   возраста,   происхождения,  образования,
имущественного  и  должностного  положения,  отношения  к  религии,
убеждений,   принадлежности   к   общественным  объединениям,  иных
обстоятельств   имеет   право   на   библиотечное   обслуживание  в
государственных,     муниципальных     общедоступных    (публичных)
библиотеках на территории города.
     2.  Лица,  не  имеющие  постоянного места жительства в Москве,
обслуживаются   в   государственных,   муниципальных  общедоступных
(публичных)  библиотеках  в  соответствии  с  Правилами пользования
библиотеками.
     3.    Все    пользователи    государственных,    муниципальных
общедоступных  (публичных)  библиотек имеют право свободного выбора
библиотек  в  соответствии  со  своими  потребностями и интересами.
Порядок  доступа в библиотеки, перечень основных услуг и условия их
предоставления  библиотеками  устанавливаются  уставами и Правилами
пользования библиотеками.

     Статья  8.  Права  на  библиотечное  обслуживание особых групп
населения

     1.   Пользователи   библиотеки  -  жители  города  детского  и
юношеского  возраста  имеют  право  на  библиотечное обслуживание в
специализированных     государственных    детских    и    юношеских
библиотеках,  в других государственных, муниципальных общедоступных
(публичных) библиотеках города.
     2.  Лица,  которые  не  могут  посещать  библиотеку  по  месту
жительства  в  силу  физических  недостатков,  имеют право получать
документы  из  фондов  государственных, муниципальных общедоступных
(публичных)  библиотек  через  нестационарные  формы  обслуживания,
действующие в структуре соответствующих библиотек.
     3.  Слепые и слабовидящие граждане имеют право на библиотечное
обслуживание  документами  на  специальных носителях информации как
специализированными,     так     и     другими    государственными,
муниципальными общедоступными (публичными) библиотеками.
     4.  Граждане,  для  которых  русский  язык не является родным,
имеют   право   на   получение   документов   на   родном  языке  в
специализированных  подразделениях  государственных,  муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек.

         ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ,
                  МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ (ПУБЛИЧНЫМИ)
                  БИБЛИОТЕКАМИ

     Статья  9.  Условия пользования государственной, муниципальной
общедоступной (публичной) библиотекой

     1.  Граждане  имеют  право  стать пользователями библиотеки по
предъявлении   документа,   удостоверяющего   их  личность,  а  для
граждан,    не    достигших    четырнадцати   лет,   -   документа,
удостоверяющего   личность   родителей   или   иных   их   законных
представителей.
     Пользователю  библиотеки  выдается  читательский билет, дающий
пользователю  право  на  получение  услуг  данной библиотеки. Формы
читательского   билета   устанавливаются   в  Правилах  пользования
библиотекой.
     При  записи  в библиотеку пользователь библиотеки принимает на
себя  обязательство  о  выполнении правил пользования библиотекой с
удостоверением  этого обязательства личной подписью на читательском
билете   (формуляре).  За  малолетних  пользователей  обязательство
подписывают родители (законные представители).
     2. Пользователи имеют право:
     -   бесплатно  получать  в  библиотеке:  полную  информацию  о
составе   ее  фондов  и  наличии  в  фонде  конкретного  документа;
консультационную  помощь  в  поиске и выборе источников информации;
документ  из ее фонда для временного использования по абонементу, в
читальных  залах  и иных обслуживающих подразделениях; консультации
по  использованию  компьютерных,  аудиовизуальных  материалов, иных
машиночитаемых носителей информации и необходимого оборудования;
     -   участвовать   в   мероприятиях,   проводимых  библиотекой:
литературных    вечерах,    дискуссиях,    конференциях    и   иных
мероприятиях, проводимых в рамках основной деятельности библиотеки;
     -  пользоваться  другими  видами  услуг,  в том числе платных,
перечень которых определяется Правилами пользования библиотекой.
     3.  Пользователь  библиотеки  не  имеет  права передавать свой
читательский  билет  другому  лицу, пользоваться чужим читательским
билетом.

     Статья   10.  Ответственность  пользователей  государственных,
муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

     1.    Пользователи    библиотеки   несут   гражданско-правовую
ответственность  при  нарушении  ими договорных условий пользования
библиотечным  фондом  и иным имуществом, предусмотренных в Правилах
пользования библиотекой.
     2.  Пользователи, нарушившие Правила пользования библиотекой и
причинившие  библиотеке  убытки, компенсируют причиненные ей убытки
в   формах   и   размере,   установленных   Правилами   пользования
библиотекой.    В   случаях,   предусмотренных   законодательством,
пользователи  библиотеки  несут  административную, уголовную и иную
ответственность.
     Ответственность  за убытки, причиненные библиотеке малолетними
пользователями, несут их родители (законные представители).
     Ответственность     за    убытки,    причиненные    библиотеке
несовершеннолетними  пользователями  в  возрасте  от  14 до 18 лет,
несут  сами пользователи или их родители (законные представители) в
соответствии с законодательством.
     3.  Пользователи  библиотеки  обязаны  при  нанесении убытков,
выразившихся   в   повреждении  или  утрате  (утере)  документа  из
библиотечного   фонда,   возместить   убытки   по   согласованию  с
администрацией библиотеки любым из следующих способов:
     -  заменой  утраченного  экземпляра  идентичным документом или
признанным библиотекой равноценным;
     -  оплатой изготовления копии утраченного документа;
     -  выплатой    денежной   компенсации   в   размере,   который
устанавливается  оценочной  комиссией,  создаваемой  администрацией
библиотеки,  в  соответствии  с  рыночной  стоимостью  документа  и
учетом социального статуса пользователя библиотеки.

     Статья  11. Правила пользования государственной, муниципальной
общедоступной (публичной) библиотекой

     Каждая     государственная,     муниципальная    общедоступная
(публичная)  библиотека  утверждает  по  согласованию с учредителем
Правила  пользования  библиотекой,  в которых определяются взаимные
обязательства   библиотеки   и  ее  пользователей,  порядок  записи
пользователей,   режим   их   обслуживания,   условия   и   порядок
пользования    библиотечным   фондом,   справочно-библиографическим
аппаратом,  оборудованием  и помещениями библиотеки, а также виды и
размеры    компенсации   при   нанесении   пользователями   убытков
библиотеке,  суммы  залога при предоставлении редких и особо ценных
документов из библиотечного фонда, в других необходимых случаях.

          ГЛАВА 4. ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ,
                   МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ (ПУБЛИЧНЫХ)
                   БИБЛИОТЕК

     Статья  12. Основные цели и виды деятельности государственных,
муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

     1.  Государственные,  муниципальные  общедоступные (публичные)
библиотеки  создаются  и действуют в целях обеспечения прав граждан
на  свободное  творческое  развитие  и  самореализацию  личности на
основе  удовлетворения  информационных, образовательных, культурных
и   досуговых  потребностей  жителей  Москвы  путем  предоставления
тиражированных документов, информации и иных библиотечных услуг.
     2.  Для  достижения  этих целей государственные, муниципальные
общедоступные  (публичные)  библиотеки  осуществляют следующие виды
основной деятельности:
     -  формируют  и сохраняют фонд документов, включающий издания,
аудиовизуальные  материалы, электронные и иные документы на русском
и других языках;
     -     организуют    библиотечно-информационное    обслуживание
пользователей  библиотек, выявляют и способствуют удовлетворению их
интересов и потребностей, повышают комфортность библиотечной среды;
     -  осуществляют  культурно-просветительскую  работу, досуговую
деятельность,   развивая  различные  формы  общения  и  объединений
читателей по интересам;
     -  сотрудничают  с другими образовательными, информационными и
культурными учреждениями;
     -  обеспечивают  специализированное  библиотечное обслуживание
особых   групп  пользователей,  в  том  числе  детей  и  юношества,
престарелых и лиц с физическими недостатками и др.;
     -  повышают  профессиональный уровень библиотечных работников,
в том числе на основе непрерывного образования.
     Государственные,   муниципальные   общедоступные   (публичные)
библиотеки  собирают  в  своих фондах и предоставляют пользователям
документы,     отражающие    деятельность    федеральных    органов
государственной  власти,  органов  власти  города  Москвы,  органов
власти районов города Москвы.
     Государственные,   муниципальные   общедоступные   (публичные)
библиотеки   комплектуют   и   предоставляют   пользователям  фонды
краеведческих    документов,   отражающие   московские   культурные
традиции,  историю  и  достижения  столицы;  они  являются центрами
информации  о  жизни  Москвы  и  москвичей, содействующими развитию
общественных   связей   и   инициатив,  осуществляемых  московскими
общественными  объединениями, государственными и иными учреждениями
и организациями.

     Статья  13.  Обязанности  и  ответственность  государственных,
муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

     1.   В   своей   деятельности  государственные,  муниципальные
общедоступные  (публичные)  библиотеки обеспечивают реализацию прав
граждан,    установленных    Конституцией   Российской   Федерации,
Федеральным  законом  Российской  Федерации "О библиотечном деле" и
настоящим  Законом. Библиотеки обслуживают граждан в соответствии с
законодательством,  иными  нормативными  правовыми  актами, а также
своими уставами и правилами пользования.
     Не    допускается    государственная    или    иная   цензура,
ограничивающая   право   пользователей   на   свободный   доступ  к
библиотечным  фондам,  а  также требование сведений о пользователях
библиотеки,   их   запросах,  за  исключением  случаев,  когда  эти
сведения    используются    для   научных   целей   и   организации
библиотечного обслуживания.
     2.  Государственные,  муниципальные  общедоступные (публичные)
библиотеки  должны  в  своей  деятельности  отражать  сложившееся в
обществе  идеологическое,  политическое,  культурное  и религиозное
многообразие.
     3.  Государственные,  муниципальные  общедоступные (публичные)
библиотеки,  имеющие  в  своих фондах ценные и редкие книги, ценные
коллекции,  отнесенные  к  памятникам истории и культуры Российской
Федерации,   а   также  внесенные  в  Реестр  объектов  культурного
достояния  города  Москвы,  обеспечивают  их  сохранность  и  несут
ответственность  за  их  своевременный учет в сводных каталогах, за
регистрацию   как  части  культурного  достояния  города  Москвы  и
Российской  Федерации, а также за их включение в автоматизированные
базы  данных  в  рамках федеральной и городской программ развития и
сохранения культуры.
     4.  Государственные,  муниципальные  общедоступные (публичные)
библиотеки  устанавливают  режим  обслуживания  населения  с учетом
потребностей  большинства  своих  пользователей  по  согласованию с
учредителем.
     5.  Государственные,  муниципальные  общедоступные (публичные)
библиотеки  отчитываются перед учредителем, органом государственной
статистики  и  другими  органами в соответствии с законодательством
Российской    Федерации,    предоставляют    информацию   о   своей
деятельности    попечительским,   читательским   советам   и   иным
объединениям пользователей библиотек по их просьбе.

     Статья  14. Права государственных, муниципальных общедоступных
(публичных) библиотек

     1.  Государственные,  муниципальные  общедоступные (публичные)
библиотеки имеют право самостоятельно:
     -  определять и осуществлять свою творческую, производственную
и  экономическую  деятельность  в  соответствии  со своим уставом и
законодательством;
     -    осуществлять   предусмотренную   уставом   библиотеки   и
законодательством предпринимательскую деятельность;
     - определять  источники комплектования своих фондов;
     -   в   соответствии   с   порядком   исключения   документов,
согласованным  с  учредителем  библиотеки, на основании нормативных
правовых  актов  изымать и реализовывать документы из своих фондов,
за  исключением  документов,  отнесенных  к  памятникам  истории  и
культуры   Российской  Федерации,  а  также  являющихся  культурным
достоянием  города  Москвы,  режим хранения и использования которых
определяется законодательством;
     -   определять   в   соответствии   с   Правилами  пользования
библиотекой   виды   и   размеры   залога  и  компенсации  убытков,
нанесенных пользователями библиотеке;
     -  осуществлять  сотрудничество с отечественными и зарубежными
библиотеками,  иными юридическими и физическими лицами, в том числе
вести    международный   книгообмен,   вступать   в   международные
библиотечные организации, участвовать в международных программах;
     -  участвовать  на  конкурсной  или  иной  основе в реализации
федеральных,   региональных,  городских  и  муниципальных  программ
развития библиотечного дела.
     Библиотеки имеют право:
     -  вступать  в  библиотечные  и  информационные  объединения и
выходить из них в соответствии с законодательством;
     -  образовывать  и (или) вступать в объединения некоммерческих
организаций   в   форме   ассоциаций,   союзов   и  других  формах,
предусмотренных законодательством;
     -  создавать  попечительские,  читательские, иные общественные
советы  (объединения),  общества  друзей  библиотеки;  положения об
этих    советах,    обществах,   иных   общественных   объединениях
утверждаются    руководителем    библиотеки   по   согласованию   с
учредителем.
     Библиотеки   имеют   право   совершать   иные   действия,   не
противоречащие законодательству.

          ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
                   ОБЩЕДОСТУПНЫМИ (ПУБЛИЧНЫМИ) БИБЛИОТЕКАМИ

     Статья   15.  Обязанности  органов  власти  города  Москвы  по
организации     и     развитию    государственных,    муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек

     1. Органы власти города Москвы обеспечивают:
     -    реализацию    прав   жителей   города   на   библиотечное
обслуживание;
     -  гарантированное финансирование комплектования и обеспечения
сохранности  фондов  государственных,  муниципальных  общедоступных
(публичных) библиотек;
     -  создание  и  развитие  сети  государственных, муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек;
     -  обеспечение  гарантированных  условий  для комплектования и
сохранности  фондов  государственных,  муниципальных  общедоступных
(публичных) библиотек;
     -    разработку    и   реализацию   городских,   муниципальных
библиотечных     программ,     направленных     на    развитие    и
совершенствование     системы     государственных,    муниципальных
общедоступных  (публичных)  библиотек,  их  оснащение  современными
техническими   средствами   и   оборудованием,   необходимыми   для
осуществления их функций;
     -   условия   для   систематической   подготовки  и  повышения
квалификации   библиотечных   кадров,   занятости,   оплаты  труда,
социальных  гарантий, льгот по материальному обеспечению работников
государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек;
     -   финансирование   научных   исследований   и  методического
обеспечения     деятельности     государственных,     муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек;
     -     ведение     государственного    статистического    учета
государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек.
     2.  Органы  власти города Москвы обеспечивают реализацию права
государственных,  муниципальных общедоступных(публичных) библиотек,
находящихся   на   бюджетном  финансировании,  на  безвозмездное  и
бессрочное  пользование  земельными  участками, а также гарантируют
передачу   в  оперативное  управление  библиотекам  занимаемых  ими
помещений в установленном порядке.
     3.  Органы  власти  города Москвы и должностные лица не вправе
принимать  решения  и  осуществлять  действия,  влекущие  ухудшение
материального  и технического обеспечения библиотек, находящихся на
бюджетном    финансировании,    их    перевод   в   помещения,   не
соответствующие    требованиям    охраны    труда   и   сохранности
библиотечных  фондов.  При  передаче  помещения  библиотеки  другим
учреждениям    (организациям)    органы   власти   города   Москвы,
осуществляющие   передачу,   обязаны   предварительно  предоставить
библиотеке равноценное помещение.

     Статья    16.    Учредители   государственных,   муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек

     1.   Государственные   общедоступные   (публичные)  библиотеки
создаются   органами   власти   города   Москвы  в  соответствии  с
законодательством.
     2.    Муниципальные   общедоступные   (публичные)   библиотеки
создаются  органами  власти  районов города Москвы в соответствии с
законодательством.
     3. В  функции учредителя входит:
     -  финансирование  деятельности  библиотеки,  обеспечение всех
материальных  ресурсов,  необходимых  для осуществления ее основной
уставной   деятельности,   контроль   за   этой   деятельностью   в
соответствии с законодательством и уставом библиотеки;
     -   назначение   на  должность  и  освобождение  от  должности
руководителя библиотеки;
     -  утверждение  устава  библиотеки,  в  котором  определяются:
наименование  и  место нахождения библиотеки, источники постоянного
финансирования,  предмет  и  цели  деятельности библиотеки, порядок
имущественных  взаимоотношений  библиотеки  и  учредителя,  порядок
управления  библиотекой, условия участия учредителей в деятельности
библиотеки,  порядок реорганизации и ликвидации библиотеки, а также
внесения   изменений   и   дополнений   в   ее   устав.   В  уставе
централизованной  библиотечной  системы  также указывается: наличие
библиотек  - структурных подразделений, условия и порядок вхождения
в  централизованную  библиотечную  систему и выхода из нее, порядок
контроля за деятельностью библиотек - структурных подразделений.

     Статья    17.   Органы   управления   сетью   государственных,
муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

     Управление  сетью  государственных  общедоступных  (публичных)
библиотек     осуществляют     уполномоченный    орган    городской
администрации   и  его  подразделения  в  административных  округах
города;  управление  сетью  муниципальных общедоступных (публичных)
библиотек - органы власти районов города Москвы.

     Статья   18.   Управление   государственными,   муниципальными
общедоступными (публичными) библиотеками

     1.  Управление государственными, муниципальными общедоступными
(публичными)   библиотеками   осуществляется   в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации,  правовыми  актами города
Москвы и уставом соответствующей библиотеки.
     2.  Управление  государственной,  муниципальной  общедоступной
(публичной)   библиотекой  строится  на  принципах  единоначалия  и
самоуправления.
     Формами   самоуправления   могут   являться:   общее  собрание
работников  библиотеки,  совет  библиотеки,  попечительский  совет,
читательский  совет, другие объединения членов трудового коллектива
и  читателей  библиотеки.  Конкретные  формы органов самоуправления
библиотеки,  порядок  их  формирования  и  компетенция определяются
уставом библиотеки.
     Общественные  объединения  библиотечных работников участвуют в
самоуправлении библиотек в соответствии с законодательством.
     3.  Непосредственное управление государственной, муниципальной
общедоступной   (публичной)   библиотекой   осуществляет   директор
соответствующей  библиотеки, а управление библиотекой - структурным
подразделением  централизованной  библиотечной системы - заведующий
библиотекой - структурным подразделением.
     4.   Директор   государственной,  муниципальной  общедоступной
(публичной)    библиотеки   назначается   учредителем;   заведующий
библиотекой    -    структурным   подразделением   централизованной
библиотечной   системы   назначается   директором  централизованной
библиотечной системы по согласованию с учредителем.
     5.   Директор   государственной,  муниципальной  общедоступной
(публичной)   библиотеки   без   доверенности  действует  от  имени
библиотеки,   представляет   ее   интересы  во  взаимоотношениях  с
юридическими  и  физическими  лицами,  в пределах своей компетенции
распоряжается  имуществом  библиотеки,  заключает  договоры,  в том
числе  трудовые,  выдает доверенности, открывает в банках расчетный
и   другие   счета,   пользуется  правом  распоряжения  средствами,
утверждает  штатное  расписание и устанавливает должностные оклады,
надбавки,   доплаты  и  другие  выплаты  стимулирующего  характера,
издает  приказы  и дает указания, обязательные для исполнения всеми
работниками,   несет  персональную  ответственность  за  результаты
деятельности библиотеки.

          ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ
                   (ПУБЛИЧНЫХ) БИБЛИОТЕК

     Статья     19.     Статус    государственных,    муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек и порядок их создания

     1.  Государственная,  муниципальная  общедоступная (публичная)
библиотека,  в  том  числе  централизованная  библиотечная система,
является    юридическим    лицом    в   форме   учреждения,   имеет
самостоятельный  баланс  или  смету, счета (в том числе расчетный и
валютный)   в   банках   и  других  кредитных  учреждениях,  печать
установленного  образца, а также иные необходимые для осуществления
ее деятельности печати, штампы и бланки, собственную символику.
     В   соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации
библиотека   может  от  своего  имени  приобретать  и  осуществлять
имущественные  и  личные  неимущественные права, нести обязанности,
быть  истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, в
установленном    порядке    нести    ответственность    по    своим
обязательствам.
     2.  Государственная,  муниципальная  общедоступная (публичная)
библиотека  финансируется  учредителем  в  объеме,  необходимом для
покрытия  расходов  на  ведение  основной  уставной деятельности, и
пользуется имуществом учредителя на праве оперативного управления.
     3.  Государственная,  муниципальная  общедоступная (публичная)
библиотека  считается  учрежденной и приобретает права юридического
лица    со    дня   ее   регистрации   в   порядке,   установленном
законодательством.

     Статья  20.  Предпринимательская деятельность государственной,
муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки

     1.     Помимо     основной    деятельности    государственная,
муниципальная    общедоступная    (публичная)    библиотека   может
осуществлять  иную,  не  противоречащую законодательству Российской
Федерации   и   города   Москвы  деятельность,  предусмотренную  ее
уставом, в том числе предпринимательскую.
     2.    Библиотека    может   осуществлять   предпринимательскую
деятельность   лишь  постольку,  поскольку  это  служит  достижению
целей,  ради  которых  она  создана,  и соответствующую этим целям.
Виды  и формы предпринимательской деятельности определяются уставом
библиотеки.
     3.    Библиотека    самостоятельна   в   осуществлении   своей
творческой,   производственной   и   экономической  деятельности  в
пределах,  установленных  законодательством  Российской  Федерации,
правовыми актами города Москвы и своим уставом.
     4.    Органы   власти   города   Москвы   не   вмешиваются   в
профессионально-творческую  деятельность  библиотек, за исключением
случаев,  когда  такая  деятельность  ведет к агитации и пропаганде
порнографии,  социального,  расового,  национального,  религиозного
или   языкового   превосходства,  возбуждает  социальную,  расовую,
национальную, религиозную ненависть и вражду.

     Статья    21.    Имущество    государственной,   муниципальной
общедоступной (публичной) библиотеки

     1.  В целях обеспечения уставной деятельности государственная,
муниципальная   общедоступная   (публичная)   библиотека   обладает
следующим имуществом:
     - закрепленным за ней учредителем;
     -   приобретенным   библиотекой   за   счет  имеющихся  у  нее
финансовых  средств,  в  том  числе  за счет доходов, получаемых от
предусмотренной уставом деятельности;
     -  полученным  в  форме  дарения,  пожертвования юридических и
физических  лиц,  а  также  по  завещанию,  договору  или  на  иных
основаниях.
     2.  Здания,  сооружения, имущественные комплексы, оборудование
и    другое    имущество,    переданное   библиотеке   учредителем,
закрепляются за ней на праве оперативного управления.
     Закрепление   за  библиотекой  зданий,  сооружений,  природных
комплексов  и  иных  объектов,  отнесенных  к  памятникам истории и
культуры,  производится специально уполномоченными государственными
органами  на основе акта приема-передачи и охранного обязательства,
заключаемого  библиотекой  с  указанными государственными органами,
на праве оперативного управления.
     3.   Библиотека   самостоятельно   распоряжается   имуществом,
приобретенным   за  счет  доходов,  получаемых  от  предусмотренной
уставом    деятельности,   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и в целях, определенных уставом библиотеки.
     4.   Имущество   библиотеки,   переданное  ей  в  форме  дара,
пожертвования  или  по  завещанию,  приобретенное  за счет средств,
выделенных  по  смете,  а также по договору или на иных основаниях,
поступает в оперативное управление.
     5.  Библиотечный  фонд  и справочно-библиографический аппарат,
являющиеся    частью    общероссийских    библиотечных   фондов   и
Государственного  архивного  фонда  и представляющие собой предметы
особого  режима хранения, закрепляются за библиотекой собственником
на праве оперативного управления.
     Предметы,      представляющие      историческую,      научную,
художественную    или    иную   ценность,   включаются   в   состав
библиотечного  фонда  независимо  от  источников  их  приобретения.
Пределы  оперативного управления указанными фондами устанавливаются
регламентирующими документами уполномоченного органа.
     6.   Контроль  за  использованием  имущества,  находящегося  в
оперативном   управлении   библиотеки,   осуществляет   собственник
соответствующего   имущества,   а   также   соответствующие  органы
исполнительной   власти   города   Москвы,   на  которые  возложено
регулирование деятельности библиотеки.
     Библиотека  обязана  обеспечить  сохранность  закрепленного за
ней  имущества  и  эффективное  использование  его  по назначению в
соответствии с целями, определенными уставом.
     7.  Земельный участок, занимаемый библиотекой, предоставляется
ей   в   безвозмездное   пользование   в   порядке,   установленном
законодательством  Российской  Федерации  и правовыми актами города
Москвы.
     8.  Библиотека отвечает по своим обязательствам находящимися в
ее   распоряжении  денежными  средствами.  При  их  недостаточности
субсидиарную    ответственность    по   ее   обязательствам   несет
собственник соответствующего имущества.

     Статья   22.   Финансирование  государственных,  муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек

     1.    Финансовые   средства   государственных,   муниципальных
общедоступных (публичных) библиотек образуются за счет:
     - бюджетных  ассигнований и других поступлений от учредителя;
     -     доходов     от     предпринимательской     деятельности,
соответствующей   целям  работы  библиотеки  и  предусмотренной  ее
учредительными документами;
     -  платежей  за  оказание  услуг по договорам с юридическими и
физическими лицами;
     -   добровольных   пожертвований,   средств,   полученных   по
завещаниям;
     - кредитов банков и иных кредитных учреждений;
     -    других   доходов   и   поступлений   в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации  и правовыми актами города
Москвы.
     2.  Размеры бюджетного финансирования библиотек рассчитываются
по  нормативам, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих
принципов,  предусмотренных  законодательством Российской Федерации
и правовыми актами города Москвы.
     3. Бюджетные средства выделяются на:
     -   оплату  труда  в  соответствии  с  заключенными  трудовыми
договорами  и  правовыми  актами,  регулирующими  размер заработной
платы работников библиотек;
     -    перечисление    страховых   взносов   в   государственные
внебюджетные фонды;
     -   трансферты   населению,  выплачиваемые  в  соответствии  с
федеральными законами и иными правовыми актами города Москвы;
     -  командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     -    оплату    товаров,   работ   и   услуг   по   заключенным
государственным или муниципальным контрактам;
     -   оплату   товаров,   работ   и   услуг   в  соответствии  с
утвержденными    сметами   без   заключения   государственных   или
муниципальных контрактов.
     Расходование  бюджетных  средств  библиотеками на иные цели не
допускается.
     4.  Поступление средств из внебюджетных источников не является
основанием    для   уменьшения   размера   бюджетных   ассигнований
библиотеки.
     5.  Поступающие  из различных источников средства, в том числе
доходы  библиотеки  от  предусмотренной ее уставом деятельности, за
исключением     средств,    полученных    от    предпринимательской
деятельности,   ассигнований  на  капитальный  ремонт,  реставрацию
памятников  истории  и  культуры, содержание природных комплексов и
объектов,  оснащение  техническими  средствами  и  оборудованием, а
также  добровольных пожертвований целевого назначения, включаются в
общий  доход  библиотеки  и  образуют  ее  единый  фонд  финансовых
средств.
     6.    Из   единого   фонда   финансовых   средств   библиотека
осуществляет    возмещение    материальных   затрат,   расчеты   по
обязательствам  с  юридическими  и  физическими лицами, выплачивает
проценты  за  кредит,  заработную плату, надбавки, доплаты и другие
выплаты  стимулирующего характера, начисления на заработную плату и
иные текущие расходы.
     Оставшиеся    средства    направляются   в   фонд   творческо-
производственного и социального развития библиотеки.
     7.    Отчисления    в   фонд   творческо-производственного   и
социального  развития  производятся  ежеквартально  (ежемесячно)  и
учитываются   в   общей   сумме  затрат  по  основной  деятельности
библиотеки.
     В  фонд  творческо-производственного  и  социального  развития
направляются также:
     -  бюджетные  ассигнования,  выделяемые на капитальный ремонт,
реставрацию,  содержание природных комплексов и объектов, оснащение
техническими средствами и оборудованием;
     -  средства, полученные от реализации излишнего, устаревшего и
изношенного оборудования и других материальных ценностей;
     - целевые взносы физических и юридических лиц.
     Средства   фонда   творческо-производственного  и  социального
развития  расходуются  на творческое, производственное и социальное
развитие  библиотеки  и не могут быть использованы на оплату труда,
выплату материальной помощи и других денежных вознаграждений.
     Положение  о  фонде  творческо-производственного и социального
развития  разрабатывается и утверждается библиотекой самостоятельно
в  соответствии  с  настоящим  Законом и в порядке, предусмотренном
уставом библиотеки.
     8.  Не  использованные  в  отчетном  периоде средства не могут
быть   изъяты   у  библиотеки  или  зачтены  учредителем  в  объеме
финансирования следующего года.

     Статья   23.   Регулирование   деятельности   государственной,
муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки

     1.   Уполномоченный   орган   исполнительной  власти  ежегодно
доводит  до  государственной  общедоступной  (публичной) библиотеки
данные   о   размерах   ассигнований   и  лимитах  централизованных
капитальных   вложений,   выделяемых  за  счет  средств  городского
бюджета;  до  муниципальной  общедоступной (публичной) библиотеки -
за счет финансовых ресурсов районов города Москвы.
     2.  Библиотека,  основываясь  на  данных учредителя о размерах
ассигнований,   учитывая   имеющиеся   творческие  и  экономические
ресурсы,  запросы  населения и заказы юридических и физических лиц,
самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности.
     3. План включает в себя:
     -   мероприятия,   направленные   на   реализацию   творческо-
производственной   и  самостоятельной  хозяйственной  деятельности,
укрепление   материально-технической  базы  и  социальное  развитие
библиотеки;
     -   объемы   основной  деятельности,  определяемые  спецификой
библиотеки и местными условиями;
     -  объем  финансовых  средств и направления их использования в
соответствии    с   уставом.   В   планах   центральных   городских
государственных       общедоступных      (публичных)      библиотек
предусматриваются    бюджетные    ассигнования    для   обеспечения
выполнения  функций,  указанных  в  пункте  1  статьи  4 настоящего
Закона.
     В   плане  могут  предусматриваться  единовременные  бюджетные
ассигнования  для  выполнения  целевых социально-творческих заказов
учредителя и проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).
     Заказ    оформляется    посредством    договора,   в   котором
определяются  объем,  структура  и  сроки  выполнения  мероприятий,
порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.
     4.  План утверждается руководителем библиотеки в месячный срок
со дня принятия городского бюджета и подлежит уточнению.
     5.  Планирование предпринимательской деятельности библиотеки и
учет средств, полученных от ее осуществления, ведутся обособленно.
     6.  В  соответствии с законодательством Российской Федерации и
правовыми  актами  города  Москвы  системы оплаты труда работников,
виды  и  размеры  надбавок,  доплат  и других выплат стимулирующего
характера,  а  также  структура и штаты устанавливаются библиотекой
самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.
     7.  Библиотека  самостоятельно  устанавливает цены (тарифы) на
платные  услуги  и  продукцию,  включая  цены на входные билеты при
проведении    платных   театрально-зрелищных   мероприятий,   кроме
случаев,     когда     законодательством    Российской    Федерации
предусматривается  государственное  регулирование  цен (тарифов) на
отдельные виды продукции, товаров и услуг.

     Статья   24.  Социальная  защита  работников  государственных,
муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

     1.     Трудовые    отношения    работников    государственных,
муниципальных   общедоступных  (публичных)  библиотек  регулируются
законодательством Российской Федерации о труде.
     2.  Органы  власти  города  Москвы  в  соответствии  со  своей
компетенцией   могут   за  счет  городских  ресурсов  предоставлять
работникам     государственных,     муниципальных     общедоступных
(публичных)   библиотек  дополнительные  льготы,  не  установленные
законодательством Российской Федерации.

     Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Закона

     Должностные  лица  и  граждане,  юридические  лица, нарушившие
положения  настоящего  Закона, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

            ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий  Закон  города  Москвы  вступает  в  силу со дня его
официального опубликования.


     Статья   27.   Приведение   правовых   нормативных   актов   в
соответствие с настоящим Законом

     1.   Нормативные   правовые   акты   городской   администрации
приводятся  в  соответствие  с  настоящим  Законом  в течение шести
месяцев со дня его вступления в силу.
     2.  Нормативные правовые акты города Москвы до приведения их в
соответствие   с   настоящим   Законом   применяются  в  части,  не
противоречащей настоящему Закону.


     Верно:



Информация по документу
Читайте также