Расширенный поиск
Постановление Городской Думы Москвы от 15.10.1997 № 72М О С К В А МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" (В редакции Постановления Городской Думы Москвы от 06.06.2001 г. N 79) В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Московская городская Дума постановляет: 1. Направить в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (приложение). 2. Поручить представление проекта Федерального закона в Государственной Думе депутату Московской городской Думы Платонову В.М. (В редакции Постановления Городской Думы Москвы от 06.06.2001 г. N 79) 3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы. (В редакции Постановления Городской Думы Москвы от 06.06.2001 г. N 79) П.п.Заместитель Председателя Московской городской Думы А.Н.Крутов Приложение к постановлению Московской городской Думы от 15 октября 1997 г. N 72 ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" В целях укрепления конституционного строя Российской Федерации, исходя из Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", согласно которому "Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории", принимается настоящий федеральный закон. Статья 1. О внесении дополнения в статью 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" Дополнить часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" словами "отрицание либо оправдание фашистских преступлений, а также использование в любой форме и (или) пропаганда нацистской символики", идущими в тексте статьи 16 сразу после слов "разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни". Статья 2. О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" Заменить в тексте части 4 статьи 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" фразу: "Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суде в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе" фразой: "Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после одного письменного предупреждения, если это предупреждение не было обжаловано в суде в установленном порядке или не признано судом не основанным на законе". Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль "___"_________ 199__ года ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" I. Необходимость принятия данного законопроекта Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" "Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории". Среди этих мер на первое место должны быть поставлены меры в сфере законодательства: никакие действия исполнительной власти против фашистских организаций и движений не могут быть эффективными, если они не имеют правовой основы. Равным образом оказывается без такой основы бессильной и судебная власть. Между тем Федеральный закон "Об общественных объединениях", вступивший в силу в мае 1995 года, далеко не в полной мере позволяет решить поставленную задачу - не допустить создания и деятельности общественных объединений фашистского толка на территории России. Из более чем сотни праворадикальных организаций, действующих в России, около двадцати являются фашистскими. В своей деятельности они обнаруживают признаки фашизма, указанные в определении, разработанном Российской академией наук в апреле 1995 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года. Примерно десять организаций сами называют себя фашистами или национал-социалистами. Они используют и пропагандируют нацистскую символику, издают газеты и агитационные материалы, в которых открыто восхваляют Гитлера и других фашистских преступников, оправдывают, восхваляют либо отрицают преступления германского фашизма и ему подобных режимов. В этой связи достаточно упомянуть такие общественные объединения, как "Русское национальное единство" Баркашова А., "Национально-республиканскую партию" Беляева Ю., "Русский национальный союз" Вдовина А. и Касимовского К., "Национал-большевистскую партию" Лимонова Э. и ряд других (см. "Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр. 44). Ряд этих объединений зарегистрирован органами юстиции, имеет структуры не только в Москве, но и во многих регионах России, издает газеты, официально зарегистрированные органами Роскомпечати, участвует в выборах. И при этом они регулярно помещают свастику в своих изданиях (как, например, это делает "Русское национальное единство", утверждающее, что свастика - это "русский национальный символ") либо дают этим изданиям характерные названия, направленные на пропаганду нацизма (так, "Русский национальный союз" издает газету "Штурмовик", где помещает портреты Гитлера, плакаты с нацистской символикой, непрерывно пропагандирует идеи фашизма). Все вышеизложенное означает, что торжественно взятое на себя Россией обязательство не допускать "создания и деятельности фашистских организаций на своей территории" не выполняется, и важная причина этого - несовершенство российского законодательства. Федеральный закон "Об общественных объединениях" не приведен в соответствие с Федеральным законом "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", что мешает пресечению деятельности откровенно фашистских общественных объединений. В статье 16 Федерального закона "Об общественных объединениях", устанавливающей, по каким основаниям создание и деятельность общественных объединений запрещаются, не упомянуто "использование в любой форме нацистской символики", хотя в Федеральном законе "Об увековечении Победы..." прямо сказано, что "в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах". С целью пресечения деятельности фашистских общественных объединений было бы целесообразно дополнить статью 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" формулировкой, предусматривающей запрет не только на использование, но и на пропаганду нацистской символики, а также на отрицание либо оправдание фашистских преступлений. Такие запреты существуют в законодательстве многих европейских стран. В Германии использование нацистской символики и отрицание либо оправдание фашистских преступлений (геноцида евреев, убийств в газовых камерах и т.д.) рассматриваются как уголовно наказуемые деяния. Например, за использование нацистской символики параграф 86-а Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии предусматривает лишение свободы сроком до трех лет. С учетом всего вышеизложенного статью 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" предлагается дополнить словами "отрицание либо оправдание фашистских преступлений, а также использование в любой форме и (или) пропаганда нацистской символики", идущими в тексте статьи 16 сразу после слов "разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни" (концовка части 1 статьи 16). Понятие "нацистская символика", используемое в настоящем законопроекте, фигурирует не только в Федеральном законе "Об увековечении Победы...", но и в Законе города Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы", вступившем в силу в феврале 1997 года. В статье 1 этого Закона понятие "нацистская символика" детально охарактеризовано (см. газету Правительства Москвы "Тверская, 13", 1997 г., 6-12 февраля, N 6). В статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" ("Приостановление деятельности общественных объединений") предлагается внести изменение с целью упростить процедуру приостановления деятельности общественных объединений органами юстиции, регистрирующими общественные объединения. В настоящее время эти органы, согласно Закону, могут приостановить деятельность общественных объединений в судебном порядке после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суде. Таким образом, только после двух предупреждений (каждое из которых может быть обжаловано) органы юстиции вправе обратиться в суд, который и решает вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения. Между тем органам прокуратуры, согласно Закону, достаточно внести одно представление в руководящие органы общественного объединения с требованием устранить нарушения статьи 16 Федерального закона "Об общественных объединениях". Обжалование прокурорского представления Законом не предусмотрено. Если отмеченные нарушения не устраняются в установленный прокуратурой срок, органы прокуратуры немедленно обращаются в суд, решающий вопрос о приостановлении деятельности общественного объединения. Таким образом, органы юстиции, осуществляющие, согласно Закону, контроль за деятельностью зарегистрированных общественных объединений, поставлены в более трудные для выполнения своих функций условия, чем органы прокуратуры. Целесообразность такого неравенства в Федеральном законе "Об общественных объединениях" никак не мотивирована. При этом следует учесть, что "как прокуратура, так и органы юстиции постоянно высказывают недовольство чрезмерно усложненным порядком приостановления и ликвидации экстремистских общественных объединений" (см. "Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр. 29). В Италии, например, общественные объединения, нарушающие принцип национального, расового или религиозного равноправия, призывающие к дискриминации и насилию по этническим или религиозным мотивам, могут быть распущены, а их имущество - конфисковано на основании приказа министра внутренних дел, утверждаемого затем Советом министров (см. параграф 5 Закона Итальянской Республики N 654 от 13 октября 1975 года). Аналогичный порядок действует и в Германии (он предусмотрен Законом "О радикальных партиях"). В России было бы нецелесообразно отказаться от судебного порядка решения вопросов о приостановлении деятельности общественных объединений. Однако соответствующую процедуру, безусловно, можно упростить и, в частности, предоставить органам юстиции право обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности общественного объединения после одного, а не двух письменных предупреждений, подобно тому как органам прокуратуры достаточно сделать одно представление о нарушениях в деятельности данного общественного объединения. Внесение соответствующего изменения в статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" и предусматривает настоящий законопроект. II. Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования Настоящий законопроект регулирует ту же сферу общественных отношений, что и Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях". В случае его принятия соответствующие дополнения и изменения будут внесены в статьи 16 и 42 вышеуказанного Федерального закона. Отмены, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов и нормативных правовых актов принятие настоящего законопроекта не влечет. Реализация настоящего законопроекта не требует материальных и иных затрат. Координатор направления деятельности Московской городской Думы по национальной политике, проблемам политического экстремизма Е.В. Прошечкин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|