Расширенный поиск

Постановление Городской Думы Москвы от 15.10.1997 № 72

 



                            М О С К В А

                     МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


 О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О ПРОЕКТЕ
  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ
                           ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

          (В редакции Постановления Городской Думы Москвы
                      от 06.06.2001 г. N 79)

     В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Московская городская Дума постановляет:
     1. Направить в Государственную Думу проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  от
19  мая  1995  года  N   82-ФЗ   "Об   общественных   объединениях"
(приложение).
     2.   Поручить  представление  проекта  Федерального  закона  в
Государственной  Думе  депутату Московской городской Думы Платонову
В.М. (В    редакции    Постановления    Городской    Думы    Москвы
от 06.06.2001 г. N 79)
     3. Настоящее постановление  вступает  в  силу  с  момента  его
принятия.
     4.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы. (В              редакции
Постановления Городской Думы Москвы от 06.06.2001 г. N 79)


П.п.Заместитель Председателя
    Московской городской Думы                            А.Н.Крутов



                                          Приложение
                                          к постановлению
                                          Московской городской Думы
                                          от 15 октября 1997 г.
                                          N 72


          ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

     В   целях   укрепления   конституционного   строя   Российской
Федерации, исходя  из  Федерального  закона  от  19  мая  1995 года
N 80-ФЗ  "Об увековечении  Победы  советского  народа   в   Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", согласно которому "Российская
Федерация берет на себя  обязательство  принимать  все  необходимые
меры  по  предотвращению   создания   и   деятельности   фашистских
организаций и движений на своей территории", принимается  настоящий
федеральный закон.

     Статья 1. О внесении дополнения в статью 16 Федерального
               закона "Об общественных объединениях"

     Дополнить  часть  1  статьи   16   Федерального   закона   "Об
общественных  объединениях"  словами  "отрицание  либо   оправдание
фашистских преступлений, а также  использование  в  любой  форме  и
(или) пропаганда нацистской символики", идущими в тексте статьи  16
сразу после слов "разжигание социальной, расовой, национальной  или
религиозной розни".

     Статья 2. О внесении изменения в статью 42 Федерального закона
               "Об общественных объединениях"

     Заменить в тексте части 4 статьи 42  Федерального  закона  "Об
общественных   объединениях"    фразу:    "Орган,    регистрирующий
общественные  объединения,  вправе  подать  заявление   в   суд   о
приостановлении деятельности общественного объединения  после  двух
письменных  предупреждений,  если  эти   предупреждения   не   были
обжалованы в суде в установленном законом порядке или  не  признаны
судом не основанными  на  законе"  фразой:  "Орган,  регистрирующий
общественные  объединения,  вправе  подать  заявление   в   суд   о
приостановлении деятельности общественных объединений после  одного
письменного  предупреждения,  если  это  предупреждение   не   было
обжаловано в суде в установленном порядке или не признано судом  не
основанным на законе".


                                                          Президент
                                               Российской Федерации
                                                          Б. Ельцин


Москва, Кремль
"___"_________ 199__ года



                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                   К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
  "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОТ 19 МАЯ 1995 ГОДА N 82-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"

          I. Необходимость принятия данного законопроекта

     Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N  80-ФЗ  "Об
увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов" "Российская Федерация берет на себя  обязательство
принимать  все  необходимые  меры  по  предотвращению  создания   и
деятельности   фашистских   организаций   и   движений   на   своей
территории".
     Среди этих мер на первое место должны быть поставлены  меры  в
сфере  законодательства:  никакие  действия  исполнительной  власти
против  фашистских   организаций   и   движений   не   могут   быть
эффективными, если они не имеют  правовой  основы.  Равным  образом
оказывается без такой основы бессильной и судебная власть.
     Между тем Федеральный закон  "Об  общественных  объединениях",
вступивший в силу  в  мае  1995  года,  далеко  не  в  полной  мере
позволяет решить  поставленную  задачу - не  допустить  создания  и
деятельности  общественных   объединений   фашистского   толка   на
территории России. Из более чем сотни праворадикальных организаций,
действующих в России, около двадцати являются фашистскими. В  своей
деятельности  они  обнаруживают  признаки  фашизма,   указанные   в
определении, разработанном Российской академией наук в апреле  1995
года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от  23
марта 1995 года.
     Примерно десять организаций сами называют себя  фашистами  или
национал-социалистами. Они используют и  пропагандируют  нацистскую
символику,  издают  газеты  и  агитационные  материалы,  в  которых
открыто  восхваляют  Гитлера  и  других  фашистских   преступников,
оправдывают,  восхваляют  либо  отрицают  преступления  германского
фашизма и ему подобных режимов. В этой связи  достаточно  упомянуть
такие общественные объединения, как "Русское национальное единство"
Баркашова  А.,  "Национально-республиканскую  партию"  Беляева  Ю.,
"Русский  национальный  союз"  Вдовина  А.   и   Касимовского   К.,
"Национал-большевистскую партию" Лимонова  Э.  и  ряд  других  (см.
"Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр. 44). Ряд этих
объединений зарегистрирован органами юстиции,  имеет  структуры  не
только в Москве, но и во многих  регионах  России,  издает  газеты,
официально зарегистрированные органами  Роскомпечати,  участвует  в
выборах. И  при  этом  они  регулярно  помещают  свастику  в  своих
изданиях  (как,  например,   это   делает   "Русское   национальное
единство", утверждающее, что свастика - это  "русский  национальный
символ") либо дают этим изданиям характерные названия, направленные
на пропаганду нацизма  (так,  "Русский  национальный  союз"  издает
газету  "Штурмовик",  где  помещает  портреты  Гитлера,  плакаты  с
нацистской символикой, непрерывно пропагандирует идеи фашизма).
     Все вышеизложенное означает, что торжественно взятое  на  себя
Россией  обязательство  не  допускать  "создания   и   деятельности
фашистских организаций  на  своей  территории"  не  выполняется,  и
важная причина этого - несовершенство российского законодательства.
     Федеральный закон "Об общественных объединениях" не приведен в
соответствие  с  Федеральным  законом   "Об   увековечении   Победы
советского народа в Великой Отечественной войне  1941-1945  годов",
что   мешает   пресечению   деятельности   откровенно    фашистских
общественных объединений.  В  статье  16  Федерального  закона  "Об
общественных объединениях", устанавливающей,  по  каким  основаниям
создание и деятельность общественных  объединений  запрещаются,  не
упомянуто "использование в любой форме нацистской символики",  хотя
в Федеральном законе "Об увековечении Победы..." прямо сказано, что
"в Российской Федерации запрещается  использование  в  любой  форме
нацистской символики как  оскорбляющей  многонациональный  народ  и
память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах".
     С  целью  пресечения  деятельности   фашистских   общественных
объединений было бы целесообразно дополнить статью 16  Федерального
закона    "Об     общественных     объединениях"     формулировкой,
предусматривающей запрет  не  только  на  использование,  но  и  на
пропаганду  нацистской  символики,  а  также  на   отрицание   либо
оправдание фашистских  преступлений.  Такие  запреты  существуют  в
законодательстве многих европейских стран. В Германии использование
нацистской  символики  и  отрицание  либо   оправдание   фашистских
преступлений (геноцида евреев, убийств в газовых  камерах  и  т.д.)
рассматриваются  как  уголовно  наказуемые  деяния.  Например,   за
использование нацистской символики параграф 86-а Уголовного кодекса
Федеративной Республики Германии  предусматривает  лишение  свободы
сроком до трех лет.
     С учетом всего вышеизложенного статью 16  Федерального  закона
"Об  общественных  объединениях"  предлагается  дополнить   словами
"отрицание  либо  оправдание  фашистских  преступлений,   а   также
использование  в  любой  форме  и   (или)   пропаганда   нацистской
символики", идущими в тексте статьи 16 сразу после слов "разжигание
социальной, расовой, национальной или религиозной розни"  (концовка
части 1 статьи 16).
     Понятие  "нацистская  символика",  используемое  в   настоящем
законопроекте,  фигурирует  не  только  в  Федеральном  законе  "Об
увековечении  Победы...",  но  и  в  Законе   города   Москвы   "Об
административной ответственности за изготовление, распространение и
демонстрацию нацистской символики  на  территории  города  Москвы",
вступившем в силу в феврале 1997 года.  В  статье  1  этого  Закона
понятие  "нацистская  символика"  детально  охарактеризовано   (см.
газету Правительства Москвы "Тверская, 13", 1997 г., 6-12  февраля,
N 6).
     В статью 42 Федерального закона "Об общественных объединениях"
("Приостановление    деятельности    общественных     объединений")
предлагается  внести  изменение   с   целью   упростить   процедуру
приостановления  деятельности  общественных  объединений   органами
юстиции,  регистрирующими  общественные  объединения.  В  настоящее
время эти органы, согласно Закону, могут приостановить деятельность
общественных объединений в судебном порядке после  двух  письменных
предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в  суде.
Таким образом, только после двух предупреждений (каждое из  которых
может быть обжаловано) органы  юстиции  вправе  обратиться  в  суд,
который   и   решает   вопрос   о   приостановлении    деятельности
общественного объединения.
     Между тем органам  прокуратуры,  согласно  Закону,  достаточно
внести  одно  представление  в  руководящие  органы   общественного
объединения   с   требованием   устранить   нарушения   статьи   16
Федерального закона  "Об  общественных  объединениях".  Обжалование
прокурорского  представления   Законом   не   предусмотрено.   Если
отмеченные нарушения не устраняются  в  установленный  прокуратурой
срок, органы прокуратуры  немедленно  обращаются  в  суд,  решающий
вопрос о приостановлении  деятельности  общественного  объединения.
Таким образом, органы  юстиции,  осуществляющие,  согласно  Закону,
контроль   за   деятельностью    зарегистрированных    общественных
объединений,  поставлены  в  более  трудные  для  выполнения  своих
функций условия, чем органы  прокуратуры.  Целесообразность  такого
неравенства в Федеральном  законе  "Об  общественных  объединениях"
никак  не  мотивирована.  При  этом  следует   учесть,   что   "как
прокуратура,   так   и   органы   юстиции   постоянно   высказывают
недовольство  чрезмерно  усложненным  порядком  приостановления   и
ликвидации   экстремистских    общественных    объединений"    (см.
"Политический экстремизм в России", М., 1996 г., стр. 29).
     В  Италии,  например,  общественные  объединения,   нарушающие
принцип  национального,  расового  или  религиозного   равноправия,
призывающие к дискриминации и насилию по этническим или религиозным
мотивам, могут быть распущены, а их  имущество  -  конфисковано  на
основании приказа  министра  внутренних  дел,  утверждаемого  затем
Советом министров (см. параграф  5  Закона  Итальянской  Республики
N 654 от 13 октября 1975 года). Аналогичный порядок действует  и  в
Германии (он предусмотрен Законом "О радикальных партиях").
     В России  было  бы  нецелесообразно  отказаться  от  судебного
порядка   решения   вопросов   о    приостановлении    деятельности
общественных   объединений.   Однако   соответствующую   процедуру,
безусловно, можно упростить и, в  частности,  предоставить  органам
юстиции право обращаться  в  суд  с  заявлением  о  приостановлении
деятельности общественного объединения  после  одного,  а  не  двух
письменных предупреждений, подобно  тому  как  органам  прокуратуры
достаточно сделать одно представление о нарушениях  в  деятельности
данного  общественного   объединения.   Внесение   соответствующего
изменения  в  статью  42  Федерального  закона   "Об   общественных
объединениях" и предусматривает настоящий законопроект.

       II. Справка о состоянии законодательства в данной сфере
           правового регулирования

     Настоящий законопроект регулирует  ту  же  сферу  общественных
отношений,  что  и  Федеральный  закон  Российской  Федерации   "Об
общественных объединениях". В случае его  принятия  соответствующие
дополнения  и  изменения  будут  внесены   в   статьи   16   и   42
вышеуказанного Федерального закона. Отмены,  изменения,  дополнения
или принятия иных федеральных законов и нормативных правовых  актов
принятие настоящего законопроекта не влечет.
     Реализация настоящего законопроекта не требует материальных  и
иных затрат.


                               Координатор направления деятельности
                                          Московской городской Думы
                                по национальной политике, проблемам
                                          политического экстремизма
                                                     Е.В. Прошечкин


Информация по документу
Читайте также