Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 30.07.2002 № 599-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 30 июля 2002 N 599-ПП О проекте закона города Москвы "О радиационной безопасности населения города Москвы" В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и распоряжением Мэра Москвы от 21 декабря 2001 года N 1143-РМ "О плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2002 год" Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить представленный проект закона города Москвы "О радиационной безопасности населения города Москвы" (приложение). 2. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект закона города Москвы "О радиационной безопасности населения города Москвы" на рассмотрение Московской городской Думы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 30 июля 2002 года N 599-ПП ПРОЕКТ ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О радиационной безопасности населения города Москвы Настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения в городе Москве радиационной безопасности населения. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Закона города Москвы применяются следующие основные понятия: - радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; - ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков; - источник ионизирующего излучения - (в рамках данного Закона) радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, на которое распространяется действие норм и правил в области радиационной безопасности; - источник излучения природный - (в рамках данного Закона) источник ионизирующего излучения природного происхождения, на который распространяется действие норм и правил в области радиационной безопасности; - источник излучения техногенный - (в рамках данного Закона) источник ионизирующего излучения, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности, на который распространяется действие норм и правил в области радиационной безопасности; - естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; - техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека; - эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных поcледствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности; - работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений; - радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды; - локальное радиоактивное загрязнение - загрязнение территорий города (объектов) радиоактивными веществами техногенного характера, которое может повлечь дополнительное облучение населения; - радиоэкологический мониторинг (в рамках данного Закона) комплекс работ, осуществляемый по систематическому исследованию, контролю, оценке и прогнозу состояния объектов, подлежащих наблюдению; - радиоактивные отходы - не предназначенные для дальнейшего использования вещества в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает установленные уровни. Особые территории: - санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; - зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль. Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности 1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Законы и иные нормативные правовые акты города Москвы не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности населения и гарантиям их обеспечения, установленные федеральными законами. 3. В случае, если в федеральных законах будут установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами города Москвы в области радиационной безопасности населения, применяются правила федеральных законов. Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: - принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; - принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным, к естественному радиационному фону, облучением; - принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. 2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения города Москвы основывается на следующих принципах: - предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; - виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной; - принцип готовности - наличие современной системы радиационного контроля, сил и средств, способных обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационной аварии. 3. При ликвидации радиационных аварий, локальных радиоактивных загрязнений территорий система мер радиационной безопасности определяется критериями, установленными действующими нормами и правилами. Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность обеспечивается: - проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, экономического, воспитательного и образовательного характера; - осуществлением исполнительными органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; - информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; - обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 5. Полномочия города Москвы в области обеспечения радиационной безопасности К полномочиям города Москвы в области обеспечения радиационной безопасности относятся: - участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности; - определение перспективных концепций обеспечения радиационной безопасности населения; - разработка в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", законов и иных нормативных правовых актов города Москвы в области радиационной безопасности; - участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; - разработка, принятие и реализация программ города Москвы в области обеспечения радиационной безопасности города Москвы; - изучение и контроль за радиационной обстановкой на территории города Москвы, учет и анализ доз облучения населения; - ведение радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды; - введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; - организация мероприятий по ликвидации локальных радиоактивных загрязнений территорий; - реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории; - организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; - обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности; - проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности; - участие в принятии решений о размещении и определении особых территорий на территории города для организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; - удаление с территории города радиоактивных отходов; - контроль за ввозом источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом; - информирование населения города Москвы о радиационной обстановке на соответствующей территории города; - другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ Статья 6. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности. 1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется органами государственной власти города Москвы во взаимодействии со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. 2. Государственное регулирование, надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности проводятся уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Деятельность этих органов определяется законодательством Российской Федерации. Статья 7. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности 1. Органы государственной власти города Москвы участвуют в планировании и осуществлении мероприятий федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Программы в области обеспечения радиационной безопасности населения города Москвы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти города Москвы в порядке, установленном законодательством города Москвы. Статья 8. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и не должны противоречить положениям, определенным статьей 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения". 2. На территории города Москвы действуют основные гигиенические нормативы облучения персонала и населения, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. 3. Стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы города Москвы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий и не могут противоречить федеральным нормативно-правовым актам в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и радиационной безопасности. Статья 9. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения 1. Виды деятельности, в том числе научно-исследовательские и опытно конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения и обращения с радиоактивными отходами, осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. 2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения и обращения с радиоактивными отходами осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы. Статья 10. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности 1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (природных, техногенных), по обращению с радиоактивными отходами и отходами производства проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. 2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. 3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений. Статья 11. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности Общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы. ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 12. Оценка состояния радиационной безопасности 1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в данной области, анализе эффективности указанных мероприятий органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности. 2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям: - характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды; - характеристика среды проживания человека; - характеристика производственной среды; - характеристика пищевых продуктов и пищевого сырья; - характеристика строительных материалов, производственного сырья и отходов; - анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов в области радиационной безопасности: - вероятность радиационных аварий и их масштаб; - степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий; - эффективность ликвидации локальных очагов радиоактивного загрязнения территории; - анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения; - число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения. Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территории города Москвы. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Порядок ведения радиационно-гигиенического паспорта города Москвы определяется Правительством Москвы. Статья 13. Радиоэкологический мониторинг окружающей природной среды Правительство города Москвы: - устанавливает в пределах своей компетенции порядок ведения радиоэкологического мониторинга на территории города Москвы; - организовывает разработку и обеспечивает выполнение целевых программ по радиоэкологическому мониторингу, определяет источники их финансирования; - координирует деятельность органов государственного управления, местного самоуправления, уполномоченных организаций по ведению радиоэкологического мониторинга на территории города; - обеспечивает взаимосвязь единой городской системы экологического мониторинга с системой радиоэкологического мониторинга, действующей на территории города Москвы; - определяет порядок использования информационных ресурсов радиоэкологического состояния города Москвы. Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: - соблюдать требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы и федерального законодательства в области обеспечения радиационной безопасности; - планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; - проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека; - осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения (при их наличии), а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ, временным хранением и удалением радиоактивных отходов согласно установленным нормам и правилам; - проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения в зонах наблюдения (при их наличии); - проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения по вопросам обеспечения радиационной безопасности; - организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала); - регулярного информировать работников (персонал) и население (в зонах наблюдения, при их наличии) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; - своевременно информировать органы исполнительной власти города Москвы, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование, надзор и контроль в области радиационной безопасности при аварийных ситуациях, локальных радиоактивных загрязнениях территорий, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности населению города; - выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; - обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 15. Требования к обеспечению радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов 1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы. 2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться: - выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня гамма-излучения и выделения радона из почвы, определенных действующими нормами и правилами; - проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; - проведение производственного контроля сырья, строительных материалов, изделий, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов; - эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов. 3. При невозможности выполнения нормативов путем мероприятий по снижению уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования. 4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям, установленным нормативами, или не имеющие документов, подтверждающих это соответствие. Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности производства и потребления пищевых продуктов и питьевой воды Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации, материалы и изделия должны отвечать требованиям, установленным нормами, правилами, стандартами и подлежат производственному контролю, государственному надзору и контролю. Оценка содержания радионуклидов в пищевых продуктах, изделиях, материалах и воде осуществляется по нормам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур 1. В лечебно-профилактических учреждениях города Москвы могут применяться лучевые методы профилактики, диагностики и терапии, аппараты и установки, средства защиты, разрешенные к применению федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. 2. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам, правилам и нормативам. 3. По требованию гражданина (пациента) лечебно-профилактическое учреждение обязано предоставлять ему полную информацию об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. 4. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. Статья 18. Удаление радиоактивных отходов из организаций Образующиеся в организациях радиоактивные отходы должны удаляться в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы в области обеспечения радиационной безопасности населения. Обеспечение радиационной безопасности при удалении отходов возлагается на администрацию организации, удаляющей отходы, и на администрацию организации, принимающей эти отходы для последующего их обезвреживания. Статья 19. Контроль и учет индивидуальных доз облучения 1. На территории города Москвы осуществляется контроль и учет доз облучения граждан: - персонала - при работе с источниками ионизирующего излучения; - персонала и населения - при ликвидации радиационных аварий; - пациентов - при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур; - населения - при воздействии природных источников излучения и техногенно измененного естественного фона в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Ведение контроля и учета индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляется в порядке, определенном Правительством города Москвы. Статья 20. Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Порядок организации системы государственного учета и контроля определяется Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ И ЛИКВИДАЦИИ РАДИОАКТИВНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ Статья 21. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: - перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и радиационной обстановки; - критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; - план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления и (или) органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности; - средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; - медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; - аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала). Статья 22. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана: - обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий; - проинформировать о радиационной аварии органы исполнительной власти города Москвы и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, населения территорий, на которых возможно повышенное облучение. Статья 23. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии 1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего их облучения. Облучение граждан, привлекаемых к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения". 2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз в период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. 3. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Статья 24. Ликвидация локальных радиоактивных загрязнений территорий При обнаружении радиоактивного загрязнения территорий ограничение облучения осуществляется защитными мероприятиями, применяемыми к окружающей среде и населению. Масштабы и характер мероприятий определяются интенсивностью радиационного воздействия и критериями вмешательства в области радиационной безопасности, установленными действующими нормами и правилами. ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 25. Право граждан на радиационную безопасность Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории города Москвы, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнение гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Статья 26. Право граждан и общественных объединений на получение информации Жители города Москвы и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Статья 27. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и города Москвы. Статья 28. Социальная защита граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения Жители города Москвы, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Законом основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законодательством Российской Федерации и города Москвы. Статья 29. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных убытков Жители города Москвы имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных аварией и (или) облучением ионизирующим излучением сверх установленных основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 30. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности Жители города Москвы, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории города обязаны: - соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности; - проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; - выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, исполнительных органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности. ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 31. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон города Москвы вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|