Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 22.07.2003 № 568-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22 июля 2003 N 568-ПП Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита В целях реализации постановления Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите", а также повышения экологической безопасности и эффективности охраны окружающей среды города Москвы и активизации предпринимательской деятельности в сфере выполнения природоохранных работ (услуг) Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: - Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве (приложение 1); - Критерии отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита (приложение 2); - Временный порядок проведения экологического аудита (приложение 3). 2. Согласиться с предложением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о возложении на ГУП города Москвы "Экология московской промышленности" функций Центрального органа Системы экологического аудита в городе Москве в соответствии с Временным положением о Системе экологического аудита в городе Москве, утвержденным настоящим постановлением. 3. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в IV квартале 2003 года утвердить: - состав Совета по экоаудиторской деятельности; - порядок проведения аттестации на право осуществления экологического аудита, аккредитации учебно-методических центров по обучению экологических аудиторов. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А. П.п.Исполняющий обязанности В.П. Шанцев Мэра Москвы Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 22 июля 2003 года N 568-ПП Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве 1. Общие положения 1.1. Временное положение (далее - Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите" в целях реализации государственной экологической политики в городе Москве, развития экологического аудита и экологической сертификации организаций, предпринимательских видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 1.2. Положение основывается на следующих нормативных правовых актах: 1) в области экологического аудита как правового механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: - федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха"; - Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р; - Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы"; - стандарты ГОСТ Р ИСО: 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой. 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь. 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования. 2) в области обеспечения безопасности населения и территории города Москвы: - федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; "О безопасности гидротехнических сооружений", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О техническом регулировании"; - Закон города Москвы от 11.04.2001 N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 05.02.2002 N 104-ПП "Об утверждении Временного порядка разработки, согласования, утверждения и состава предпроектной документации (обоснований инвестиций) и оценки компенсационных затрат при реформировании, перебазировании промышленных предприятий в г. Москве"; - распоряжение Мэра Москвы от 21.05.99 N 517-РМ "Об утверждении Перечня предприятий и организаций на территории исторического центра Москвы, подлежащих перебазированию, реформированию, ликвидации". 1.3. Настоящее Положение: 1.3.1. Вводит принципы организации и функционирования Системы экологического аудита в городе Москве, определяет ее структуру. 1.3.2. Устанавливает: 1) состав, цели, задачи функционирования Системы экологического аудита в городе Москве; 2) виды экологического аудита; 3) участников экоаудиторских проверок; 4) основы организации экоаудиторской деятельности; 5) функции уполномоченного органа государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве; 6) функции Совета по экоаудиторской деятельности при уполномоченном органе государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве; 7) функции Центрального органа Системы; 8) направления развития Системы экологического аудита в городе Москве. 1.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным) за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Состав, цели, задачи и принципы организации и функционирования Системы экологического аудита в городе Москве 2.1. Система экологического аудита в городе Москве (далее - Система) - это организационно-функциональное объединение, включающее: уполномоченный орган государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве и органы координации экоаудиторской деятельности, создаваемые при нем; экоаудиторские организации; организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность; профессиональные экоаудиторские объединения; аккредитованные учебно-методические центры по подготовке экоаудиторов, и имеющее целью внедрение и развитие экоаудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности. 2.2. Целями Системы являются: 1) организация и внедрение в практику хозяйственной и природоохранной деятельности в городе Москве: а) экологического аудита в качестве: - организационно-правового механизма независимой оценки природоохранной деятельности организаций, являющихся потенциальными источниками негативного воздействия на окружающую среду, - финансово-экономического механизма, способствующего повышению финансовой устойчивости деятельности и инвестиционной привлекательности аудируемых лиц, а также направленного на снижение риска материально-финансовых потерь Правительства Москвы при бюджетном финансировании деятельности организаций; б) экоаудиторской деятельности как одного из видов предпринимательской деятельности, осуществляемого в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; в) сопутствующих экологическому аудиту услуг, оказываемых экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами организациям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 2) содействие повышению качества и обоснованности комплекса мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности города Москвы; 3) развитие экоаудиторской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, снижения экологических и инвестиционных рисков, повышение эффективности использования бюджетных средств города Москвы, инвестиционной привлекательности организаций. 2.3. В Систему входят: 1) Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, являющийся уполномоченным органом государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве (далее - уполномоченный орган), согласно постановлению Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите"; 2) Совет по экоаудиторской деятельности при уполномоченном органе; 3) Центральный орган Системы, утверждаемый Правительством Москвы; 4) аккредитованные при уполномоченном органе учебно- методические центры по подготовке экоаудиторов, имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности; 5) экоаудиторские организации, внесенные в Реестр экоаудиторских организаций, который ведется уполномоченным органом; 6) индивидуальные экоаудиторы, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, и внесенные в Реестр индивидуальных экоаудиторов, который ведется уполномоченным органом; 7) организации, отнесенные к числу экоаудируемых в соответствии с Критериями отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита (далее - Критерии). 2.4. Система предназначена для решения следующих задач: 2.4.1. Унификации правил экологического аудита и контроль за их соблюдением. 2.4.2. Формирования условий снижения экологических рисков при принятии финансовых, хозяйственных и управленческих решений в городе Москве. 2.4.3. Повышения качества экоаудиторских услуг и ведение Реестров экоаудиторских организаций. 2.4.4. Организации проведения экологического аудита организаций. 2.4.5. Формирования предложений в целевые программы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности города Москвы. 2.4.6. Организации и проведения работ по совершенствованию методологических и правовых основ экологического аудита и подготовке экоаудиторов. 2.5. Система при решении перечисленных задач осуществляет взаимодействие по организационным и методологическим вопросам экоаудиторской деятельности: - с Некоммерческим партнерством "Экологический аудит "Экологическая аудиторская палата" и его региональными филиалами; - с региональными учебно-методическими центрами по обучению экоаудиторов; - с Некоммерческим партнерством "Московская аудиторская палата" (с Комитетом по экологическому аудиту); - с Некоммерческим партнерством "Аудиторская палата России" (с Комитетом по экологическому аудиту) и другими организациями. 2.6. Основные принципы организации и функционирования Системы: 1) обеспечение государственного регулирования организации и функционирования Системы; 2) обеспечение решения практических задач Правительства Москвы по экологической безопасности, снижению экологических и инвестиционных рисков, повышению эффективности использования бюджетных средств города Москвы; 3) информационно-функциональное взаимодействие Системы с системами добровольной экологической сертификации в городе Москве; 4) развитие экологического аудита по направлениям: - экологический аудит страхователей (природопользователей) при подготовке договоров страхования ответственности за вред, наносимый загрязнением окружающей среды; - экологический аудит при проведении экологической сертификации. 3. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность: участники и правовое регулирование 3.1. Основные понятия и определения Экологический аудит (экоаудит)- независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Экоаудиторская деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая экоаудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором, по независимой проверке соответствия деятельности организации требованиям законодательства и международным стандартам в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения промышленной и экологической безопасности. Объект экоаудита - хозяйственная и иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, событие, условие, система управления и/или информация об этих предметах. Критерии экоаудита - политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита. Требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования нормативных правовых актов или регламентов. Аудиторские данные - проверяемые сведения, записи или заявления, касающиеся фактов воздействия на окружающую среду. Аудиторские данные могут быть качественными и количественными; используются аудитором для сопоставления с критериями аудита и основываются на интервью, изучении документов, наблюдениях за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений, испытаний или сведениях, полученных иным путем в рамках аудита. Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предприниматель, чья деятельность подвергается экологическому аудиту. Заказчик экологического аудита - субъект, заказавший экологический аудит. Экоаудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный аттестат экоаудитора. Ведущий экологический аудитор (ведущий экоаудитор) - лицо, демонстрирующее хорошие знания и личные качества и навыки, которые необходимы для обеспечения эффективного управления и руководства процессом экологического аудита, удовлетворяющее требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и квалифицированное руководить экологическим аудитом и проводить его. Экоаудиторская организация - организация, осуществляющая экоаудиторские проверки и оказывающая сопутствующие экоаудиту услуги. Сопутствующие экологическому аудиту услуги - отдельные услуги (работы) по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, оказываемые экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами: - аудируемому лицу в рамках программы экологического аудита или по договору о возмездном оказании услуг с учетом положений п. 4.3.2 Временного порядка проведения экологического аудита; - лицу, экологический аудит которого не проводился. Под сопутствующими экологическому аудиту услугами понимаются следующие по: - составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за природопользование; - консультированию по финансовым, хозяйственным и правовым вопросам природопользования; - анализу финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности; - консультированию по оценке и управлению экологическими рисками; - правовому консультированию при решении экологических споров; - разработке и анализу инвестиционных проектов в части экологических рисков, - проведению маркетинговых исследований; - проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с экоаудиторской деятельностью, и распространение их результатов; - обучению в установленном законодательством порядке специалистов в областях, связанных с деятельностью по обеспечению использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности; - разработке и внедрению системы управления окружающей средой (СУОС) организациями в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001; - экологической паспортизации; - оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности; - разработке раздела "охрана окружающей среды" в проектной документации; - разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов размещения отходов, допустимых уровней воздействия на окружающую среду, обоснования лимитов природопользования; - экологическому мониторингу. 3.2. Аттестация на право осуществления экологического аудита 3.2.1. Аттестация на право осуществления экологического аудита (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих осуществлять экоаудиторские проверки. Аттестация проводится уполномоченным органом в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат экоаудитора без ограничения срока его действия. 3.2.2. Претенденты на получение квалификационного аттестата экоаудитора должны удовлетворять следующим обязательным требованиям: - наличие документа о высшем экономическом и/или юридическом образовании либо в экологически ориентированных отраслях (экономики природопользования, либо промышленной экологии и т.д.), полученном в российских организациях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании в перечисленных выше областях знаний, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании; - наличие стажа работы в областях деятельности, связанных с природопользованием, охраной окружающей среды, обеспечением промышленной и экологической безопасности, не менее трех лет. 3.2.3. Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата экоаудитора, а также порядок проведения аттестации на право проведения экоаудиторских проверок, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, типовая форма аттестата, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным органом Правительства Москвы. 3.2.4. Экоаудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждых двух календарных лет, начиная со второго года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным органом Правительства Москвы. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. 3.2.5. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата экоаудитора. 3.2.5.1. Квалификационный аттестат экоаудитора аннулируется в случаях, если: 1) установлен факт получения квалификационного аттестата экоаудитора с использованием подложных документов; 2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься экоаудиторскими проверками в течение определенного срока; 3) установлен факт систематического нарушения экоаудитором при проведении экоаудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или правилами (стандартами) экоаудиторской деятельности, в т.ч. настоящим Положением; 4) установлен факт подписания экоаудитором экоаудиторского заключения без проведения экоаудиторской проверки; 5) экоаудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации. 3.2.5.2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата экоаудитора принимает уполномоченный орган. Экоаудитор, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным пп. 1),3),4) пункта 3.2.5.1, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления экоаудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата экоаудитора. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным п. 2) пункта 3.2.5.1, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления экоаудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда. 3.2.5.3. Квалификационные аттестаты экоаудиторов, выданные в установленном порядке до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоящим Положением, в порядке, определяемом уполномоченным органом. 3.3. Экоаудиторская организация: 3.3.1. Может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. 3.3.2. В ее штате должно состоять не менее трех экоаудиторов. 3.3.3. Осуществляет экологический аудит после внесения ее в Реестр экоаудиторских организаций и получения соответствующего свидетельства. 3.4. Экоаудитор осуществляет экоаудиторские проверки в качестве работника экоаудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого экоаудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. 3.5. Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предприниматель, экологический аудит которых осуществляется: - либо по договору, который им заключается самостоятельно с экоаудиторской организацией (экоаудитором), - либо по договору собственника или учредителя аудируемого лица с экоаудиторской организацией (индивидуальным экоаудитором). 3.6. Организация и контроль за проведением экоаудиторских проверок 3.6.1. Экоаудиторские организации и индивидуальные экоудиторы (экоаудиторы) проводят экологический аудит на основании свидетельства о внесении их в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов, выдаваемых уполномоченным органом. 3.6.2. Контроль качества работы экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов. 3.6.2.1. Экоаудиторские организации обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими экоаудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются правилами (стандартами) экоаудиторской деятельности и стандартами ГОСТ Р ИСО 14000 и настоящим Положением. 3.6.2.2. Система проверки качества работы экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов внешними проверяющими устанавливается уполномоченным органом, который может проводить такие проверки. 3.6.2.3. Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для приостановления действия свидетельства о внесении в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов. 3.6.2.4. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы экоаудиторских организаций (экоаудиторов) фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или правил (стандартов) экоаудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата экоаудитора, а также свидетельства о внесении в реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов. 4. Функции уполномоченного органа государственного регулирования в области экологического аудита в городе Москве Основными функциями уполномоченного органа являются: - организация разработки и утверждение правил (стандартов) и иных документов, регламентирующих экоаудиторскую деятельность в городе Москве; - организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации экоаудиторов в городе Москве, организация аккредитации учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов; - аттестация физических лиц на право проведения экоаудита; - аккредитация учебно-методических центров по подготовке экоаудиторов; - организация системы контроля за соблюдением экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами требований и условий осуществления экоаудиторской деятельности в городе Москве; - контроль за соблюдением экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоудиторами правил (стандартов) экоаудиторской деятельности; - определение объема и разработка порядка представления уполномоченному органу отчетности экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами; - ведение Реестров аттестованных экоудиторов, экоаудиторских организаций, индивидуальных экоаудиторов и аккредитованных учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении указанных Реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также предоставление информации, содержащейся в Реестрах, всем заинтересованным лицам; - выдача свидетельств экоаудиторским организациям и индивидуальным экоаудиторам о включении их в Реестры. 5. Совет по экоаудиторской деятельности 5.1. В целях учета мнения профессиональных участников рынка экологического аудита и сопутствующих ему услуг создается Совет по экоаудиторской деятельности (далее - Совет) при уполномоченном органе. Положение о Совете утверждается руководителем уполномоченного органа. 5.2. Совет: - принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов экоаудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного органа; - участвует в разработке правил (стандартов) экоаудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного органа; - рассматривает обращения и ходатайства экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного органа; - осуществляет иные функции в соответствии с Положением о Совете. 5.3. Состав Совета утверждается руководителем уполномоченного органа по представлению экоаудиторских организаций, включенных в Реестр экоаудиторских организаций, органов исполнительной власти города Москвы, научных организаций и высших учебных заведений. В состав Совета включаются представители органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, рекомендованных для проведения экологического аудита, в соответствии с Критериями. 5.4. Представительство экоаудиторских и аудиторских (имеющих подразделение по экологическому аудиту) организаций в Совете должно составлять не менее 51 процента от общего состава Совета. 6. Центральный орган Системы экологического аудита в городе Москве 6.1. Центральный орган Системы экологического аудита в городе Москве (далее - Центральный орган Системы) определяется Правительством Москвы. 6.2. Основными функциями Центрального органа Системы являются: - разработка проектов нормативных и инструктивно-методических документов, регулирующих деятельность Системы, подготовка информационных материалов Системы; - обеспечение проведения процедуры аттестации, обучения и повышения квалификации экоаудиторов, аккредитации учебно- методических центров по подготовке экоаудиторов в городе Москве; - подготовка заключений для принятия решения об отнесении организаций к числу рекомендованных для проведения экологического аудита в соответствии с Критериями; - ведение Реестра организаций, отнесенных к числу рекомендованных для проведения экоаудита, и предоставление информации о них экоаудиторским организациям и индивидуальным экоаудиторам; - подготовка предложений в программы и планы деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; - взаимодействие с участниками Системы в части обеспечения организации их деятельности в рамках данной Системы; - организация взаимодействия Системы с системами добровольной сертификации по экологическим требованиям и с участниками страховой деятельности по страхованию гражданской ответственности за вред вследствие загрязнения окружающей среды. 6.3. Центральный орган Системы действует в соответствии с Положением о Центральном органе Системы, утверждаемом уполномоченным органом. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 22 июля 2003 года N 568-ПП Критерии отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита 1. Настоящий документ устанавливает общие признаки (критерии) деятельности организаций, в процессе осуществлении которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, и основываясь на которых должностными лицами принимаются решения о проведении экологического аудита. 2. Проведение экологического аудита рекомендуется организациям вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляющим деятельность на территории города Москвы и оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, либо создающим вероятность экологических рисков для природной среды города Москвы. 3. Рекомендуется также проведение экологического аудита организациям: - включенным в программу приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, либо в программу участия города в хозяйственных обществах; - подлежащих реформированию и перебазированию в установленном порядке. 4. Под негативным воздействием на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Под экологическим риском понимается вероятность неблагоприятных последствий для природной среды, вызываемых негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности. 5. Характеристиками отдельных видов хозяйственной деятельности, связанных с негативным воздействием на окружающую среду и вероятностью экологических рисков, являются: - наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - наличие сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; - образование и размещение отходов производства и потребления; - наличие физических воздействий (теплового, электромагнитного и ионизирующего излучений, шума, вибрации и др.), осуществляемых с превышением установленных нормативов. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 22 июля 2003 года N 568-ПП Временный порядок проведения экологического аудита 1. Общие положения 1.1. Временный порядок (далее - Порядок) разработан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002 N 693-ПП "Об экологическом аудите". 1.2. Настоящий порядок устанавливает основы регулирования правовых отношений, возникающих между заказчиком экологического аудита (далее - заказчик), аудируемым лицом и экоаудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором на этапе заключения договора о проведении экологического аудита, в процессе экоаудиторской проверки, на этапе оформления и сдачи экоаудиторского отчета (далее - отчет) и экоаудиторского заключения (далее - заключение) заказчику, а также права, обязанности и ответственность аудируемых лиц, экоаудиторских организаций и экоаудиторов. 2. Цель, задачи и принципы проведения и организация экологического аудита 2.1. Цель и основные задачи экологического аудита 2.1.1. Цель экологического аудита - оценка деятельности организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности: - содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики; - формирование приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение экологических требований; - создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития. 2.1.2. Основные задачи экологического аудита: - обоснование экологической стратегии и политики организации; - определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности аудируемого лица, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; - проверка соблюдения аудируемым лицом природоохранного законодательства, экологических норм и правил; - снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с экологическими аспектами деятельности аудируемого лица; - подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности аудируемого лица в области обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности. 2.2. Принципы осуществления экологического аудита 2.2.1. Объективность и независимость экоаудиторов от проверяемой хозяйственной деятельности и третьих лиц при проведении экологического аудита; 2.2.2. Профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования, экологической и промышленной безопасности, специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности; 2.2.3. Достоверность и полнота информации, на которой базируются выводы экологического аудита (заключение); 2.2.4. Комплексность экологического аудита (охват всех экологических аспектов деятельности субъекта хозяйственной деятельности); 2.2.5. Ответственность экоаудиторов. 2.2.6. Конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита. 3. Регламент проведения экологического аудита 3.1. Выбор экоаудиторской организации, индивидуальных экоаудиторов, привлекаемых для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком из числа экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов, внесенных в соответствующие Реестры уполномоченным органом. 3.2. Экологический аудит организаций, в проверяемой документации которой содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.3. Экологический аудит проводится на основании гражданского договора между заказчиком и экоаудиторской организацией либо индивидуальным экоаудитором. 3.4. Экологический аудит является инициативным (добровольным) за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3.5. Инициативный экологический аудит осуществляется по решению заказчика, который самостоятельно определяет цели, задачи, критерии и объем проведения экологического аудита. 3.6. Перед проведением проверки экоаудитором составляется и документально оформляется план проведения экоаудита. 3.7. При составлении плана учитываются: - деятельность аудируемого лица; - система внутреннего контроля; - сроки проведения проверки; - необходимость привлечения других экоаудиторов и экспертов к проверке; - объемы работ и наличие обособленных структурных подразделений аудируемого лица; - другие обстоятельства. 3.8. Экоаудитором составляется и документально оформляется программа экологического аудита, определяющая характер, сроки и объем запланированных процедур экологического аудита. 3.9. При проведении экологического аудита в зависимости от решаемых задач проверяются: - учредительные документы аудируемого лица; - разрешительные документы на осуществление основной деятельности и воздействие на окружающую среду; - документация о движении сырья и материалов; - документация по существующей системе контроля соблюдения природоохранных требований, экологической и промышленной безопасности; - документация на природопользование; - документация по учету и списанию расходов на осуществление мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды; - техническая документация аудируемого лица (технологический регламент, другие документы); - документальное и фактическое состояние систем оборудования по очистке выбросов, сбросов загрязняющих веществ, переработке, утилизации, транспортировки и размещению отходов; - документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям. 3.10. Экоаудиторский отчет и экоаудиторское заключение. 3.10.1. Составление экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения основывается на принципе существенности, а именно: - обязательности учета всех существенных обязательств, установленных в процессе экологического аудита; - обязательности изложения всех существенных обстоятельств, приведших к составлению экоаудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного. 3.10.2. Экоаудиторский отчет включает вводную, аналитическую и итоговую часть (выводы, рекомендации). 3.10.3. Информация по экоаудиту, которая в обязательном порядке включается в экоаудиторский отчет: 3.10.3.1. В вводную часть: юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в экологическом аудите, реквизиты удостоверений экоаудиторов; перечень рассылки заключения экологического аудита. 3.10.3.2. В аналитическую часть: - наименование аудируемого лица, период его деятельности, за который проводился экологический аудит; - согласованные цели и объем экологический аудита; - согласованные критерии, по которым проводится экологический аудит; - срок проведения экологического аудита; - результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее требованиям природоохранного законодательства; - факты выявленных в ходе экологического аудита существенных нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения. В состав аналитической части могут быть включены: - оценка имеющейся отчетности по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности; - наличие разрешений на выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, лицензии на водопользование и результаты проверки выполнения их условий; - анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушения природоохранного законодательства; - анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений; - анализ состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду; - анализ собранной документации, результатов обследования, их соответствие согласованным критериям аудита согласно разделам программы проведения экологического аудита; - оценка эффективности производственного экологического контроля; - оценка вреда, нанесенного окружающей среде в процессе деятельности аудируемого лица. 3.10.3.3. В итоговую часть: - обоснованные выводы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, экологического учета и отчетности организации, а также о соблюдении аудируемым лицом требований законодательства; нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов. - обоснование отнесения аудируемого лица к определенному классу экологической опасности (пункт вводится в действие с момента установления классов экологической опасности организаций Правительством Москвы); - рекомендации по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду; - последствия неприятия организацией соответствующих мер. 3.10.4. Экоаудиторское заключение: - имеет структуру, аналогичную структуре экоаудиторского отчета; - содержит обобщенную информацию о результатах экологического аудита и выводы о соответствии деятельности аудируемого лица требованиям законодательства, нормативам и нормативным документам в области охраны окружающей среды, требованиям международных стандартов. - не должно содержать конфиденциальной информации. 3.10.5. Экоаудиторское заключение и экоаудиторской отчет является собственностью заказчика. 3.11. Типовые решения, принимаемые экоаудитором в процессе экоаудиторской проверки: 3.11.1. Формирование перечней оцениваемых показателей исходя из анализа законодательства, регулирующего деятельность аудируемого лица. 3.11.2. Согласование перечня оцениваемых показателей (критериев) заказчиком с экоаудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором с использованием решающего правила: - если соответствующие экологические требования, ограничения (предписания), закрепленные в виде количественных или качественных показателей юридическими нормами, стандартами, правилами, инструкциями, существенны в смысле величины потенциального риска воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, то они включаются в перечень оцениваемых показателей. 3.11.3. Фиксация соответствий (либо несоответствий) оцениваемых показателей и характеристик деятельности аудируемого лица, полученных при его обследовании и анализе информации о его деятельности, их установленным значениям. Принятие решения с использованием решающего правила: - если значение оцениваемого показателя (характеристики) деятельности аудируемого лица не соответствует установленному, то делается вывод о наличии несоответствия. 3.11.4. Установление значительности или малозначительности несоответствий. Принятие решения об отнесении несоответствий к одной из категорий - значительные или малозначительные - осуществляется с использованием решающего правила: - если риск, обусловленный выявленным несоответствием, превышает допустимое значение, установленное нормативным правовым актом, либо декларацией промышленной безопасности производственного объекта, то несоответствие определяется как "значительное", в противном случае - как "малозначительное". 3.11.5. Принятие решения о соответствии деятельности аудируемого лица нормам, правилам, инструкциям, стандартам: а) деятельность признают соответствующей требованиям при отсутствии значительных несоответствий или при наличии не более 10 малозначительных несоответствий; б) деятельность признают несоответствующей требованиям при наличии одного значительного или более 10 малозначительных несоответствий. 3.11.6. Форма экоаудиторского заключения: Экоаудиторское заключение может содержать: - либо безоговорочно положительное мнение по результатам проверки, - либо содержать мнение с оговоркой (модифицированное экоаудиторское заключение). 3.11.7. В Системе могут быть введены внутренние правила (стандарты) экоаудиторской деятельности. 3.11.8. Экоаудиторские организации вправе устанавливать собственные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности, которые не могут противоречить правилам (стандартам) экоаудиторской деятельности, принятым Правительством Москвы в установленном порядке. 4. Права и обязанности участников экоаудиторских проверок 4.1. Права и обязанности экоаудиторских организаций и индивидуальных экоудиторов: При проведении экоаудиторской проверки экоаудиторские организации и индивидуальные экоудиторы: 4.1.1. Вправе: 1) самостоятельно определять формы и методы проведения экологического аудита; 2) проверять в полном объеме документацию, связанную с деятельностью аудируемого лица в соответствии с п. 3.9. настоящего Порядка; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, возникшим в ходе экоаудиторской проверки; 4) отказаться от проведения экоаудиторской проверки или от выражения своего мнения о соответствии природоохранной деятельности законодательству в экоаудиторском заключении в случаях: - непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; - выявления в ходе экоаудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение экоаудиторской организации или индивидуального экоаудитора о степени достоверности представленной документации аудируемого лица; 5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг и не противоречащие законодательству; 6) экоаудитор вправе осуществлять проведение экоаудиторских проверок и оказание сопутствующих экологическому аудиту услуг только при наличии у него действующего квалификационного аттестата (удостоверения) государственного образца, выданного уполномоченным органом, либо ранее выданного Госкомэкологией России, Министерством природных ресурсов Российской Федерации. После введения типовой формы квалификационного аттестата в Системе ранее выданные удостоверения экоаудиторов могут быть заменены (без дополнительного обучения и повторной аттестации) с взиманием сборов только за оформление документа; 7) Экоаудиторские организации и индивидуальные экоаудиторы, получившие ранее в установленном порядке лицензии на осуществление экологического аудита, срок действия которых незакончен, могут быть внесены в Реестры экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов; 4.1.2. Обязаны: 1) осуществлять экоаудиторскую проверку в соответствии с настоящим Порядком. При проведении экологического аудита организаций города Москвы, предусмотренных Критериями, экоаудиторская проверка должна быть комплексной, охватывающей все сферы деятельности организации, все виды имущества, оценку деятельности филиалов, подразделений и представительств аудируемого лица. 2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения экоаудиторской проверки, а также о нормативных правовых актах Российской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской организации и индивидуальных экоаудиторов; 3) в срок, установленный договором оказания экоаудиторских услуг, передать экоаудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания экоаудиторских услуг; 4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе экоаудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания экоаудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. 4.2. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания экоаудиторских услуг. При проведении экоаудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания экоаудиторских услуг: 4.2.1. Вправе: 1) получать от экоаудиторской организации или индивидуального экоаудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской организации и индивидуальных экоаудиторов; 2) получить экоаудиторское заключение в срок, определенный договором оказания экоаудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг и не противоречащих законодательству. 4.2.2. Обязано: 1) создавать экоаудиторской организации и индивидуальным экоаудиторам условия для своевременного и полного проведения экоаудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления экоаудита, давать по устному или письменному запросу индивидуальных экоаудиторов или экоаудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения экоаудиторской проверки сведения у третьих лиц; 2) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении экоаудиторской проверки; 3) своевременно оплачивать услуги экоаудиторских организаций и индивидуальных экоаудиторов в соответствии с договором оказания экоаудиторских услуг, в том числе в случаях, когда выводы экоаудиторского заключения не согласуются с позицией работников экоаудируемой организации, а также в случае неполного выполнения экоаудиторами работы по независящим от них причинам; 5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству. 4.2.3. Заказчик обязан: - определить цели экологического аудита; - обеспечить выбор экологической аудиторской организации или экоаудитора; - осуществлять взаимодействие с аудируемой организацией для достижения согласованности действий в процессе экологического аудита; - обеспечить экоаудиторам осуществление прав в соответствии с п. 4.1.1 настоящего Положения. 4.3. Независимость экоаудиторов, экоаудиторских организаций 4.3.1. Экоаудит не может осуществляться: 1) экоаудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности в части природопользования, и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия; 2) экоаудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природопользования аудируемого лица, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия; 3) экоаудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природопользования, и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия; 4) экоаудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе в части природопользования, и лицами, несущими ответственность за производственную деятельность и обеспечение экологической безопасности предприятия; 5) экоаудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), для которых эти экоаудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экоаудиторской организацией учредителей (участников); 4.3.2. Экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами, оказывающими аудируемому лицу в течение последних трех лет, непосредственно предшествующих проведению экологического аудита, услуги по подготовке исходно-разрешительной и проектной документации осуществляемой деятельности: - проектов размещения, в т.ч. разделов "охрана окружающей среды"; - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); - предельно допустимых выбросов, сбросов, лимитов размещения отходов; - расчетов платы за природопользование; - другой документации, являющейся объектом экоаудиторской проверки. 4.3.3. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения экоаудиторским организациям за проведение экоаудита и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания экоаудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате экоаудита. 5. Особые положения 5.1. Установление уполномоченным органом факта подготовки экоаудиторского заключения без проведения экоаудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для экоаудиторской проверки и рассмотренных экоаудиторской организацией в ходе ее проведения, предусматривает: - аннулирование у индивидуального экоаудитора или экоаудиторской организации свидетельства о включении в соответствующие Реестры; - аннулирование у экоаудитора и индивидуального экоаудитора, подписавшего такое заключение, квалификационного аттестата экоаудитора. 5.2. Экоаудиторские организации, экоаудиторы и индивидуальные экоаудиторы обязаны сохранять конфиденциальность в отношении сведений об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие экоаудиту услуги. 5.3. Экоаудиторские организации, экоаудиторы и индивидуальные экоаудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении экоаудиторской проверки, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие экоаудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 5.4. Уполномоченный орган, Центральный орган Системы и иные лица, получившие доступ к сведениям об операциях аудируемых лиц, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|