Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 24.03.2009 № 214-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 марта 2009 года N 214-ПП О проекте закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" В целях совершенствования подготовки и издания правовых актов города Москвы, формирования и совершенствования системы правовых актов города Москвы и механизма их мониторинга, повышения контроля за исполнением законов и иных правовых актов города Москвы, устранения противоречий и дублирований в правовых актах различной юридической силы Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить проект закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" (приложение). 2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект (п.1) на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Виноградова В.Ю. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. N 214-ПП Проект ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ Настоящий Закон определяет понятие и систему правовых актов города Москвы, устанавливает общие требования по их подготовке, опубликованию, вступлению в силу, реализации, учету и систематизации, регулирует проведение экспертизы и осуществление правового мониторинга в городе Москве. Настоящий Закон не распространяется на правовые акты органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) правовые акты города Москвы (далее - правовые акты) - официальные юридические документы, принятые государственным органом или должностным лицом города Москвы, содержащие положения нормативного и/или индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений; 2) нормативные правовые акты города Москвы (далее - нормативные правовые акты) - правовые акты, изданные в установленном порядке уполномоченным государственным органом города Москвы, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовым актом; 3) подзаконные правовые акты города Москвы (далее - подзаконные правовые акты) - правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов города Москвы; 4) законодательство города Москвы - совокупность законов города Москвы; 5) правотворчество в городе Москве - деятельность по подготовке, принятию (изданию), изменению, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене правовых актов; 6) должностное лицо города Москвы (далее - должностное лицо) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные функции в государственном органе города Москвы и наделенное в соответствии с Уставом города Москвы полномочиями по осуществлению правотворчества; 7) пакет нормативных правовых актов - совокупность взаимосвязанных по тематике проектов правовых актов. Статья 2. Общие принципы правотворчества в городе Москве Правотворчество в городе Москве осуществляется исходя из следующих принципов: 1) соответствие правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации; 2) соответствие содержания и формы правового акта компетенции принявшего (издавшего) его государственного органа (должностного лица) города Москвы; 3) верховенство правовых актов большей юридической силы; 4) планомерность и своевременность принятия (издания) правовых актов; 5) обязательность создания механизмов реализации нормативных правовых актов; 6) открытость и доступность информации о принятых нормативных правовых актах. Статья 3. Субъекты правотворчества в городе Москве 1. Субъектами правотворчества в городе Москве являются: жители города Москвы, обладающие правом на участие в референдуме; государственные органы города Москвы и должностные лица. 2. Жители города Москвы непосредственно принимают участие в референдумах по принятию нормативных правовых актов, проводимых на территории города Москвы, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Жители города Москвы имеют право на осуществление гражданской законодательной инициативы, также иным образом участвуют в принятии нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы. 3. Государственные органы города Москвы, должностные лица принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции, определенной соответственно федеральным законодательством, законодательством и иными нормативными правовыми актами. Статья 4. Система правовых актов города Москвы 1. Правовые акты образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов большей юридической силы. 2. Правовые акты подразделяются на законодательные акты города Москвы и подзаконные акты города Москвы. 3. Законодательными актами города Москвы являются: 1) Устав города Москвы - основной закон города Москвы, устанавливающий полномочия города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти города Москвы, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления; 2) законы города Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений. 4. Подзаконные акты органов исполнительной власти города Москвы и их должностных лиц по юридической силе располагаются в следующем порядке: 1) указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции; 2) постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции; 3) распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые по оперативным и другим текущим вопросам Мэром Москвы; 4) распоряжения Правительства Москвы - правовые акты, издаваемые по оперативным и другим текущим вопросам Правительством Москвы; 5) распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, иных должностных лиц - правовые акты, издаваемые по оперативным и другим текущим вопросам заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы, иными должностными лицами в пределах их компетенции; 6) приказы и распоряжения руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, подписываемые руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы, а также руководителями отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы (далее - органы исполнительной власти) по вопросам, связанным с непосредственным выполнением задач, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти. 5. Юридическая сила постановлений Московской городской Думы определяется Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы". 6. Юридическая сила решений Уставного суда города Москвы определяется Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы". 7. Юридическая сила договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы определяется Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы". 8. Юридическая сила правовых актов иных государственных органов города Москвы определяется федеральным законодательством и законодательством города Москвы. ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 5. Стадии правотворчества Основными стадиями правотворчества в городе Москве являются: 1) планирование правотворчества; 2) подготовка проекта правового акта; 3) рассмотрение проекта правового акта и его принятие; 4) подписание и опубликование правового акта; 5) правовой мониторинг правового акта. Статья 6. Планирование правотворческой деятельности 1. Рассмотрение в Московской городской Думе проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы осуществляется в соответствии с планом Московской городской Думы, который утверждается в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. 2. Планирование правотворчества не исключает возможности разработки и рассмотрения проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы вне планов. 3. Разработка проектов законов города Москвы в органах исполнительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с планом законопроектных работ, который утверждается Мэром Москвы. 4. Органы исполнительной власти города Москвы ежегодно не позднее 1 октября текущего года представляют в Правительство Москвы предложения по формированию (корректировке) плана законопроектных работ. 5. Разработка и принятие (издание) указов и распоряжений Мэра Москвы могут осуществляться на плановой основе в порядке и случаях, установленных Мэром Москвы. 6. Разработка и принятие (издание) постановлений и распоряжений Правительства Москвы могут осуществляться на плановой основе в порядке и случаях, установленных Правительством Москвы. 7. Разработка и принятие (издание) правовых актов иных государственных органов города Москвы могут осуществляться на плановой основе в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 7. Порядок подготовки проектов правовых актов 1. Порядок подготовки проектов правовых актов в государственных органах города Москвы определяется этими органами самостоятельно с учетом требований федерального законодательства и законодательства города Москвы. 2. Порядок подготовки проектов законов города Москвы в органах исполнительной власти города Москвы, порядок подготовки проектов правовых актов органов исполнительной власти и их должностных лиц устанавливаются Правительством Москвы. 3. Государственные органы города Москвы вправе на договорной основе в порядке, установленном федеральным законодательством, привлекать к подготовке проектов нормативных правовых актов организации, в том числе научные, отдельных ученых и специалистов. 4. Правила подготовки проектов законов города Москвы утверждаются Мэром Москвы. Статья 8. Особенности подготовки пакета нормативных правовых актов 1. Подготовка пакета проектов нормативных правовых актов осуществляется в случае: 1) подготовки взаимосвязанных проектов нормативных правовых актов, в том числе в случае, если для принятия нормативного правового акта будет необходимо одновременно внести изменения в иные правовые акты либо признать их утратившими силу; 2) подготовки проекта закона города Москвы и проектов подзаконных правовых актов, предлагаемых к принятию, изменению, признанию утратившими юридическую силу в целях их реализации. 2. В случае, указанном в пункте 2 части 1 настоящей статьи, в Московскую городскую Думу вносится проект закона города Москвы, к которому прилагаются проекты подзаконных правовых актов, предлагаемых к принятию в целях его реализации. Депутаты Московской городской Думы вправе направлять Правительству Москвы или редактору проекта закона города Москвы носящие рекомендательный характер предложения по доработке проектов подзаконных правовых актов, предлагаемых к принятию в целях его реализации. 3. Порядок рассмотрения и принятия пакета нормативных правовых актов устанавливается нормативными правовыми актами. Статья 9. Публичные слушания проекта нормативного правового акта 1. Публичные слушания проекта нормативного правового акта представляют собой его общественное обсуждение. Публичные слушания проекта реализуются посредством распространения соответствующего проекта нормативного правового акта через средства массовой информации города Москвы. 2. Публичные слушания проекта нормативного правового акта проводятся в обязательном порядке в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы. 3. Публичные слушания проекта нормативного правового акта в случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, проводятся на основании решения государственного органа (должностного лица) города Москвы. 4. Проведение публичных слушаний рекомендуется по проектам: 1) законов города Москвы о принятии, изменении, отмены Устава города Москвы; 2) законов города Москвы, необходимость принятия которых вытекает из Устава города Москвы; 3) систематизированных законов города Москвы; 4) законов города Москвы, устанавливающих юридический приоритет своих положений перед иными законами города Москвы, содержащими нормы той сферы законодательства, к которой принадлежит подготавливаемый проект; 5) правовых актов о городских целевых программах города Москвы по наиболее актуальным и социально значимым для населения вопросам жизнедеятельности города Москвы. 5. Результаты публичных слушаний проекта нормативного правового акта учитываются в процессе его подготовки и (или) принятия (издания). 6. В случае если после принятия решения о проведении публичных слушаний проекта нормативного правового акта по нему проведена общественная экспертиза, то результаты учитываются по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона. ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Статья 10. Структура правовых актов 1. Законы города Москвы, за исключением законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы и законов города Москвы о признании утратившими силу иных законов города Москвы, имеют преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о круге общественных отношений, регулируемых данным законом. 2. Законы города Москвы состоят из статей, имеющих названия и порядковый номер. Законы города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы или признании утратившими силу законов города Москвы могут не иметь названий статей. 3. Статьи закона города Москвы, связанные между собой содержанием, могут объединяться в главы, имеющие названия. Статьи закона города Москвы могут состоять из частей, части статьи могут состоять из пунктов, пункты могут состоять из подпунктов, имеющих нумерацию или буквенное обозначение. 4. Подзаконные правовые акты в зависимости от своего объема и содержания могут состоять из преамбулы, а также разделов, пунктов, подпунктов, имеющих нумерацию или буквенное обозначение. 5. Правовые акты могут иметь приложения, если необходимо утверждение правил, регламентов, графических изображений, перечней, таблиц и иных материалов. Приложения являются неотъемлемой частью правовых актов и имеют равную с ними юридическую силу. Статья 11. Основные правила юридической техники, предъявляемые к правовым актам 1. Правовые акты излагаются на русском языке с соблюдением официально-делового стиля и юридической терминологии. Положения правовых актов должны быть лаконичными и содержательно согласованными, исключающими неоднозначное толкование, декларации и повторы. 2. При изложении текста правовых актов сначала размещаются общие, а затем конкретные положения. 3. В правовых актах необходимо избегать дублирования норм, содержащихся в федеральных законах и иных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных правовых актах города Москвы, за исключением случаев, когда их воспроизведение обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений правовых актов. 4. В правовых актах используются понятия, являющиеся общепринятыми или определенные в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы. 5. При использовании в правовых актах ранее не определенных понятий, а также технических и других специальных понятий необходимо давать их определения в самих правовых актах. В правовых актах следует избегать использования иностранных понятий. Одни и те же понятия в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. 6. В случае если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать их дублирования в правовых актах возможно использование ссылок на другие положения этих правовых актов, иные правовые акты, правовые акты Российской Федерации либо их отдельные положения. В законах города Москвы могут даваться ссылки только на федеральные законы и законы города Москвы, их отдельные положения. 7. Другие технико-юридические требования к правовым актам определяются нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 12. Реквизиты правовых актов Правовые акты должны иметь следующие реквизиты: 1) обозначение вида правового акта; 2) наименование органа государственной власти, должностного лица, принявшего (издавшего) правовой акт; 3) название правового акта; 4) дату принятия (издания) правового акта; 5) номер правового акта; 6) место принятия (издания) правового акта; 7) подпись должностного лица, включающую полное наименование его должности, фамилию и инициалы. ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЕЕ ВИДЫ Статья 13. Понятие экспертизы проектов правовых актов и ее виды 1. Экспертиза проектов правовых актов - исследование, проводимое лицами, обладающими специальными познаниями, с целью оценки качества проектов правовых актов, их соответствия федеральному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники, правилам русского языка, иным требованиям, установленным федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. В зависимости от предмета исследования могут проводиться правовые, лингвистические, антикоррупционные, экологические, финансовые, криминологические и иные виды экспертиз проектов правовых актов, а также комплексные экспертизы проектов правовых актов с участием лиц, обладающих познаниями в различных областях научного знания. Порядок проведения таких экспертиз устанавливается государственными органами города Москвы в пределах их компетенции. 3. В зависимости от субъекта исследования проводятся внутренние, внешние и общественные экспертизы проектов правовых актов. Статья 14. Внутренняя и внешняя экспертиза 1. По всем проектам правовых актов проводятся внутренние лингвистические, правовые, антикоррупционные, финансовые экспертизы. 2. Внутренняя экспертиза проектов правовых актов проводится в государственных органах города Москвы, их подразделениях. 3. Внешнюю экспертизу проектов нормативных правовых актов проводят эксперты, не принимавшие участия в их разработке. Внешняя экспертиза проектов нормативных правовых актов может быть как комплексного, так и специального характера. Государственные органы города Москвы, их должностные лица вправе за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством привлекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации для проведения внешней, в том числе научной, экспертизы проектов правовых актов. 4. Результаты внутренних и внешних экспертиз проектов правовых актов учитываются при доработке этих проектов. Статья 15. Общественные экспертизы проектов правовых актов 1. Граждане, их объединения, юридические лица вправе в установленном законодательством порядке за счет собственных или привлеченных средств проводить экспертизы проектов правовых актов, распространенных через официальные средства массовой информации города Москвы, и представлять их результаты в государственные органы города Москвы не позднее трех месяцев со дня опубликования или распространения соответствующих проектов правовых актов. 2. Результаты общественных экспертиз проектов правовых актов обязательны для рассмотрения государственными органами города Москвы и носят рекомендательный характер. 3. Итоги рассмотрения результатов общественной экспертизы проектов правовых актов, в том числе неучтенные замечания с обоснованием их отклонения, излагаются в пояснительной записке к проекту соответствующего правового акта либо в иных материалах, прилагаемых к нему. Статья 16. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов 1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов - это исследование, направленное на выявление и устранение положений проектов нормативных правовых актов, способствующих проявлению или распространению коррупции. 2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы устанавливается указом Мэра Москвы с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона. 3. Результаты антикоррупционных экспертиз, в том числе внешних и общественных, рассматриваются государственными органами города Москвы. 4. Замечания, сделанные по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, учитываются при доработке этих проектов. 5. Итоги рассмотрения результатов антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе неучтенные замечания с обоснованием их отклонения, излагаются в пояснительной записке к соответствующему проекту. ГЛАВА 5. ПРИНЯТИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ОПУБЛИКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ИЗМЕНЕНИЕ, ОТМЕНА И УТРАТА СИЛЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 17. Порядок принятия правовых актов 1. Принятие Устава города Москвы, законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы осуществляется в порядке, установленном Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы". 2. Принятие решений Уставного суда города Москвы осуществляется в порядке, установленном Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы". 3. Принятие (издание) указов Мэра Москвы, постановлений Правительства Москвы, распоряжений Правительства Москвы и распоряжений должностных лиц, приказов и распоряжений органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", иными правовыми актами города Москвы. 4. Принятие правовых актов иных государственных органов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 18. Официальное опубликование правовых актов 1. Нормативные правовые акты (за исключением правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию не позднее 15 календарных дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом, если иное не установлено законом города Москвы. 2. Днем официального опубликования правового акта является дата первой публикации его полного текста в официальном издании государственного органа. Если текст правового акта публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. В случае, если правовой акт вступает в силу через определенный срок с момента его официального опубликования, в указанный срок включается день официального опубликования правового акта. 3. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы публикуются в официальном издании Московской городской Думы - журнале "Ведомости Московской городской Думы", а законы города Москвы, кроме того, - в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы, указанных в части 4 настоящей статьи. Законы города Москвы, принятые на референдуме города Москвы, также публикуются в журнале "Вестник Московской городской избирательной комиссии". 4. Указы Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения органов и должностных лиц исполнительной власти публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13". 5. Решения Уставного суда города Москвы подлежат официальному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти, а также в официальном издании Уставного суда города Москвы - журнале "Бюллетень Уставного суда города Москвы" в порядке, установленном Законом города Москвы "Об Уставном суде города Москвы". 6. Решения Московской городской избирательной комиссии публикуются в официальных изданиях Московской городской избирательной комиссии, а также в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - газете "Тверская, 13". 7. Правовые акты иных государственных органов города Москвы подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. 8. В случае, если при официальном опубликовании правового акта допущены ошибки или иные неточности по сравнению с подлинником правового акта, то в десятидневный срок со дня их обнаружения в том же издании должно быть опубликовано официальное извещение органа государственной власти, должностного лица, принявшего (издавшего) правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений. 9. Исправление ошибок и опечаток в подлинниках правовых актов осуществляется путем внесения изменений в данный правовой акт. Статья 19. Порядок вступления в силу правовых актов 1. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. 2. Закон города Москвы вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. 3. Решения Уставного суда города Москвы вступают в силу немедленно после его провозглашения. 4. Постановления Московской городской Думы вступают в силу не ранее, чем со дня их официального опубликования, если иное не указано в тексте самого правового акта. 5. Указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы вступают в силу не ранее, чем со дня их официального опубликования либо не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования в случае, указанном в части 1 настоящей статьи. 6. Распоряжения Правительства Москвы и должностных лиц, приказы и распоряжения органов исполнительной власти вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в тексте самого правового акта. 7. Распоряжения Правительства Москвы и должностных лиц, приказы и распоряжения органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом правовом акте. 8. Правовые акты государственных органов города Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами или не указано в тексте самого правового акта. 9. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, вступают в силу со дня их подписания. 10. Если отдельные положения правового акта вступают в силу в ином порядке или с иной даты, чем основная часть правового акта, такой порядок или дата должны быть указаны в тексте самого правового акта. 11. Если правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи. 12. Правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Статья 20. Действие правовых актов 1. Действие правовых актов распространяется на территорию города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами города Москвы. 2. Правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории города Москвы, если иное не указано в соответствующем правовом акте. 3. Правовые акты действуют неопределенное время, если иной срок не установлен в самом правовом акте. Действие отдельных положений правовых актов может быть ограничено определенным сроком или событием. 4. Действие правовых актов не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим правовым актом не установлено иное. 5. Придание правовым актам обратной силы не допускается: 1) если правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность; 2) если правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет города Москвы либо иным образом ухудшает положение налогоплательщиков и (или) иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, снижает уровень социальных и иных гарантий либо иным образом ухудшает положение граждан; 3) в случаях, установленных федеральным законодательством или законодательством города Москвы. 6. Государственные органы города Москвы и их должностные лица обязаны привести правовые акты в соответствие с принятым (изданным) правовым актом более высокой юридической силы в течение шести месяцев со дня вступления его в силу, если иное не предусмотрено соответствующим правовым актом. Статья 21. Принципы разрешения коллизий правовых актов 1. Коллизиями правовых актов являются противоречия между действующими правовыми актами, изданными в целях урегулирования одних и тех же правоотношений, и между положениями одного и того же правового акта. 2. В случае возникновения коллизий правовых актов действует правовой акт более высокой юридической силы в соответствии со статьей 4 настоящего Закона. 3. При коллизии правовых актов одинаковой юридической силы применяется правовой акт, принятый позднее. 4. При коллизии между общими и специальными положениями правовых актов (отдельными положениями правовых актов) действуют специальные правовые акты (отдельные положения), за исключением случаев, когда иное не установлено правовыми актами города Москвы. Специальным положением признается положение правового акта, содержащее изъятие из общего правила. 5. В случае коллизии между правовыми актами, принятыми органами исполнительной власти города Москвы одного уровня, приоритетное значение будет иметь правовой акт органа исполнительной власти города Москвы, специально уполномоченного Правительством Москвы на регулирование определенной области общественных отношений. Статья 22. Внесение изменений в правовой акт, приостановление его действия 1. В правовые акты вносятся изменения правовыми актами того же вида и того же государственного органа, должностного лица, принявшего (издавшего) правовые акты, в которые необходимо внести изменения. 2. В закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, могут вноситься изменения другим законом города Москвы, принятым на референдуме города Москвы, но не ранее чем через два года после принятия соответствующего закона. 3. В закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, могут вноситься изменения другим законом города Москвы, но не ранее чем через пять лет после принятия соответствующего закона, если иной порядок внесения изменений не установлен законом города Москвы, принятым на референдуме города Москвы. 4. Действие правовых актов или их отдельных положений может быть приостановлено правовыми актами того же вида и того же государственного органа, должностного лица, принявшего (издавшего) правовые акты, в которые необходимо внести изменения, за исключением случаев, указанных в части 6 настоящей статьи, на определенный срок, до наступления определенного события или на неопределенный срок. 5. Действие закона города Москвы, принятого на референдуме города Москвы, или его отдельных положений может быть приостановлено путем принятия закона города Москвы на референдуме города Москвы, но не ранее чем через два года после принятия соответствующего закона города Москвы. Действие закона города Москвы, принятого на референдуме города Москвы, или его отдельных положений может быть приостановлено законом города Москвы, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего закона города Москвы на референдуме города Москвы, если иной порядок приостановления действия не указан в законе города Москвы, принятом на референдуме города Москвы. 6. Действие распоряжений Правительства Москвы, распоряжений заместителей Мэра Москвы, руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, приказов и распоряжений органов исполнительной власти, их отдельных положений может быть приостановлено распоряжением Правительства Москвы. 7. Если действие правовых актов или их отдельных положений было приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события, то правовые акты или их отдельные положения вступают в силу на следующий день после окончания определенного срока, после наступления определенного события соответственно. Если действие правовых актов или их отдельных положений было приостановлено на неопределенный срок, то правовые акты или их отдельные положения вводятся в действие путем издания соответствующего правового акта. 8. Если при подготовке правовых актов выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый правовой акт. В проект такого правового акта включаются новые положения, а также положения, содержащиеся в ранее изданных правовых актах и сохраняющие свою силу. Статья 23. Признание утратившим силу правового акта, его отмена 1. Правовые акты или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях: 1) истечения срока действия правовых актов или их отдельных положений; 2) вступления в силу новых правовых актов, содержащих положения, регулирующие идентичные действующим правовым актам вопросы; 3) вступления в законную силу решения суда о признании правовых актов либо их отдельных положений противоречащими Конституции Российской Федерации, Уставу города Москвы; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. При наступлении перечисленных в части 1 настоящей статьи случаев признание правовых актов или их отдельных положений утратившими силу осуществляется правовыми актами того же вида и того же государственного органа, должностного лица, принявшего (издавшего) исходные правовые акты, за исключением случаев, установленных частью 4 настоящей статьи. 3. Закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, может быть признан утратившим силу решением референдума города Москвы, но не ранее чем через два года после его принятия. Закон города Москвы, принятый на референдуме города Москвы, может быть признан утратившим силу законом города Москвы, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего закона города Москвы на референдуме города Москвы, если иной порядок признания его утратившим силу не указан в законе города Москвы, принятом на референдуме города Москвы. 4. Распоряжения Правительства Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, приказы и распоряжения органов исполнительной власти могут быть отменены указом Мэра Москвы. Распоряжения заместителей Мэра Москвы, приказы и распоряжения органов исполнительной власти могут быть отменены постановлением Правительства Москвы. 5. В случае признания утратившими силу правовых актов одновременно должны признаваться утратившими силу правовые акты или их отдельные положения, которыми вносились изменения в правовые акты, признанные утратившими силу. 6. Признание утратившими силу правовых актов или их отдельных положений, которыми были признаны утратившими силу иные правовые акты или их отдельные положения, не влечет восстановление действия последних. 7. В случае, если правовые акты не вступили в силу, они могут быть отменены в порядке, установленном настоящей статьей. Правовые акты отменяются также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. ГЛАВА 6. УЧЕТ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ Статья 24. Учет правовых актов 1. Правовые акты подлежат государственному систематизированному учету, который включает в себя централизованный сбор и регистрацию правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и официальную централизованную информацию о правовых актах. 2. В целях осуществления государственного систематизированного учета правовых актов ведется Реестр нормативных правовых актов города Москвы, содержащий сведения о: 1) дате принятия нормативного правового акта, дате и источниках его официального опубликования, дате вступления нормативного правового акта в силу; 2) каждом изменении нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым внесено изменение; 3) дате утраты юридической силы нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено действие; 4) действующей редакции нормативного правового акта, а также о его редакции на любой день за весь период его действия; 5) судебных решениях по делам об оспаривании нормативного правового акта. 3. Реестр нормативных правовых актов города Москвы ведется в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 25. Систематизация правовых актов 1. Правовые акты подлежат систематизации, которая представляет собой деятельность по упорядочению правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему на основании утвержденного Мэром Москвы классификатора правовых актов города Москвы. 2. В целях систематизации правовых актов нормативные правовые акты и отдельные нормативные положения правовых актов включаются в Собрание действующего законодательства города Москвы. 3. Государственные органы города Москвы и должностные лица регулярно проводят анализ правовых актов и определяют меры по их совершенствованию. 4. В правовые акты вносятся изменения либо они должны быть признаны утратившими силу в случаях обнаружения: 1) фактически утративших силу правовых актов; 2) невостребованных и неприменимых на практике правовых актов (или их норм); 3) правовых актов, которые по результатам мониторинга признаны неэффективными; 4) правовых актов, не соответствующих федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам более высокой юридической силы. Статья 26. Хранение подлинников правовых актов 1. Подлинники правовых актов хранятся в архивах государственных органов города Москвы, в которые они передаются в течение 30 календарных дней со дня их официального опубликования. 2. Правила и сроки хранения подлинников правовых актов определяются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. ГЛАВА 7. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ Статья 27. Информирование граждан о правовых актах 1. Граждане и юридические лица вправе получать информацию о нормативных правовых актах (за исключением правовых актов, содержащих государственную тайну и иную конфиденциальную информацию), а также о правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в письменной, электронной и устной формах в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Тексты законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы размещаются на официальном сайте Московской городской Думы. 3. Тексты нормативных правовых актов Правительства Москвы размещаются на официальном сайте Правительства Москвы. 4. Тексты иных нормативных правовых актов размещаются на официальных сайтах принявших (издавших) их государственных органов. 5. Государственные органы города Москвы вправе давать разъяснения правовых актов по вопросам, относящимся к их компетенции. Статья 28. Обеспечение реализации правовых актов 1. Государственные органы города Москвы и должностные лица обеспечивают правильную и последовательную реализацию правовых актов, соблюдение принципа законности в применении правовых актов. 2. В случае если правовыми актами прямо предусмотрено принятие (издание) в его развитие иных правовых актов, то они должны быть приняты (изданы) в течение шести месяцев со дня вступления в силу правового акта, если иное не предусмотрено соответствующими правовыми актами. 3. Одновременно с введением в действие закона города Москвы формируется перечень мероприятий по реализации данного закона с указанием конкретных сроков и их исполнителей. Статья 29. Понятие, цели и способы осуществления правового мониторинга 1. Правовой мониторинг - систематический анализ и оценка реализации правовых актов, состояния отдельных сфер правового регулирования в городе Москве. 2. Правовой мониторинг осуществляется государственными органами города Москвы с привлечением общественных объединений, научных организаций, граждан в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 3. Правовой мониторинг проводится в целях: 1) совершенствования законов и иных правовых актов; 2) совершенствования процесса правотворчества в городе Москве; 3) обеспечения реализации законов и иных правовых актов, выявления невостребованных или неприменимых на практике положений законов и иных правовых актов; 4) изучения мнения государственных органов, граждан, юридических лиц по вопросам актуальности, реализации и применения законов и иных правовых актов. 4. Правовой мониторинг осуществляется путем: 1) проведения экспертиз правовых актов; 2) аналитического обобщения данных правоприменительной и судебной практики о действии правовых актов; 3) проведения опросов общественного мнения по поводу действия правовых актов, а также относительно необходимых и избыточных положений правовых актов; 4) аналитического обобщения обращений физических лиц и их объединений в государственные органы города Москвы по вопросам, затрагивающим действие правовых актов; 5) обмена между государственными органами города Москвы информацией (сведениями) о действии правовых актов; 6) анализа и ведения учета судебных актов по делам об оспаривании правовых актов; 7) иных способов, не противоречащих федеральному законодательству и нормативным правовым актам города Москвы. 5. Государственные органы города Москвы осуществляют мониторинг принимаемых (издаваемых) ими правовых актов непосредственно или путем делегирования полномочий. Статья 30. Результаты правового мониторинга 1. По результатам проведения правового мониторинга государственными органами готовятся информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства города Москвы, необходимости принятия новых правовых актов, внесения изменений в правовые акты или признании их утратившими силу. 2. Указанные в части 1 настоящей статьи материалы публикуются в официальных изданиях Московской городской Думы, Мэра и Правительства Москвы, а также размещаются на официальных сайтах Московской городской Думы, Правительства Москвы и иных государственных органов города Москвы. 3. Результаты проведения правового мониторинга учитываются при планировании правотворческой деятельности и разработке проектов законов и иных правовых актов. 4. Результаты проведения правового мониторинга в городе Москве, осуществленного гражданами, их объединениями и юридическими лицами, переданные в государственные органы города Москвы, носят рекомендательный характер для этих государственных органов (должностных лиц). ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 31. Изменение и признание утратившими силу правовых актов ликвидированных органов государственной власти города Москвы советского периода Правовые акты, принятые исполнительным комитетом Моссовета, а также принятые (изданные) территориальными органами исполнительной власти, действовавшими в период с 1918 по 1992 год, могут быть изменены или признаны утратившими силу постановлениями Правительства Москвы. Статья 32. Правопреемство в отношении принятых (изданных) правовых актов 1. В случае реорганизации органа исполнительной власти города Москвы, наделенного правом принимать (издавать) правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать (издавать) правовые акты переходят полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) правовых актов. 2. В случае ликвидации органа исполнительной власти города Москвы (упразднения соответствующей должности) или такой реорганизации органа исполнительной власти города Москвы, при которой правопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствующие правовые акты, полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) правовых актов переходят к вышестоящему либо иному уполномоченному Правительством Москвы органу или должностному лицу. 3. Изменение статуса органа исполнительной власти (должностного лица) города Москвы, который принимает (издает) соответствующие правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых (изданных) правовых актов. 4. В случае переименования органа исполнительной власти города Москвы или его реорганизации путем слияния, присоединения, преобразования, которые влекут изменение наименования этого органа, правовые акты, содержащие прежнее наименование, подлежат изменению в части переименования данного органа. До внесения таких изменений действие нормативных правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованный (вновь образованный) орган исполнительной власти города Москвы в полном объеме. 5. В случае разделения или выделения органа исполнительной власти города Москвы в решении о реорганизации должно предусматриваться четкое разделение полномочий, позволяющее определить, какие правовые акты и в каком объеме распространяются на вновь созданные органы исполнительной власти города Москвы. 6. Информирование соответствующих государственных органов города Москвы об устаревших наименованиях, сохранившихся в соответствующих правовых актах, осуществляется Аппаратом Мэра и Правительства Москвы. Статья 33. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2009 года, но не ранее чем через 3 месяца после его официального опубликования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|