Расширенный поиск

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 539н

 



                              ПРИКАЗ

    МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    от 4 августа 2014 г. N 539н


  Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)"

        Зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2014 г.
                      Регистрационный N 33924

     В соответствии с пунктом 22 Правил разработки,  утверждения  и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  22 января  2013 г.   N 23
(Собрание  законодательства  Российской   Федерации,   2013,   N 4,
ст. 293), приказываю:
     Утвердить прилагаемый профессиональный  стандарт  "Экскурсовод
(гид)".


     Министр                                            М.А.Топилин


                          ______________

                                                         Приложение


                     ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

                         Экскурсовод (гид)

                                            |---------------------|
                                            |           162       |
                                            |Регистрационный номер|
                                            |---------------------|

                         I. Общие сведения
                                                      |-----------|
Экскурсионная деятельность                            |  04.005   |
__________________________________________________    |-----------|
(наименование вида профессиональной деятельности)         Код

     Основная цель вида профессиональной деятельности:

|-----------------------------------------------------------------|
|Оказание экскурсионных услуг                                     |
|-----------------------------------------------------------------|

     Группа занятий:

|-----------|-------------------|--------|------------------------|
|  4221     |Служащие бюро      |  1210  |Руководители учреждений,|
|           |путешествий        |        |организаций и           |
|           |(туристических и   |        |предприятий             |
|           |транспортных       |        |                        |
|           |агентств)          |        |                        |
|-----------|-------------------|--------|------------------------|
(код ОКЗ<1>)   (наименование)    (код ОКЗ)      (наименование)

     Отнесение к видам экономической деятельности:

|-----------|-----------------------------------------------------|
|  63.30    |Деятельность туристских агентств                     |
|-----------|-----------------------------------------------------|
(код ОКВЭД<2>)   (наименование вида экономической деятельности)
     ___________
     <1> Общероссийский классификатор занятий.
     <2> Общероссийский    классификатор    видов     экономической
деятельности.

                II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
                     (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

|---------------------------------|---------------------------------------------------------------|
|  Обобщенные трудовые функции    |                         Трудовые функции                      |
|---|--------------------|--------|-------------------------------------------|------|------------|
|код|    наименование    | уровень|                наименование               |  код |  уровень   |
|   |                    |квалифи-|                                           |      |(подуровень)|
|   |                    | кации  |                                           |      |квалификации|
|---|--------------------|--------|-------------------------------------------|------|------------|
|А  |Вспомогательная     |    4   |Прием и обработка заказов на экскурсии     |А/01.4|     4      |
|   |деятельность по     |        |-------------------------------------------|------|------------|
|   |реализации          |        |Координация работы по реализации заказа    |А/02.4|     4      |
|   |экскурсионных услуг |        |                                           |      |            |
|---|--------------------|--------|-------------------------------------------|------|------------|
|В  |Организационное     |    5   |Организация экскурсий                      |В/01.5|     5      |
|   |обеспечение         |        |-------------------------------------------|------|------------|
|   |экскурсионных услуг |        |Разработка экскурсионных программ          |В/02.5|     5      |
|   |                    |        |обслуживания                               |      |            |
|---|--------------------|--------|-------------------------------------------|------|------------|
|С  |Проведение экскурсий|    6   |Разработка экскурсий                       |С/01.6|     6      |
|   |                    |        |-------------------------------------------|------|------------|
|   |                    |        |Проведение экскурсий                       |С/02.6|     6      |
|---|--------------------|--------|-------------------------------------------|------|------------|
|D  |Руководство         |    7   |Определение концепции и стратегии развития |D/01.7|     7      |
|   |экскурсионной       |        |экскурсионной организации                  |      |            |
|   |организацией        |        |-------------------------------------------|------|------------|
|   |                    |        |Организация деятельности по реализации     |D/02.7|     7      |
|   |                    |        |экскурсионных услуг                        |      |            |
|   |                    |        |-------------------------------------------|------|------------|
|   |                    |        |Формирование и реализация кадровой политики|D/03.7|     7      |
|   |                    |        |экскурсионной организации                  |      |            |
|---|--------------------|--------|-------------------------------------------|------|------------|

          III. Характеристика обобщенных трудовых функций

                 3.1. Обобщенная трудовая функция

             |----------------------------|     |---|         |---|
Наименование |Вспомогательная деятельность| Код | А | Уровень | 4 |
             |по реализации экскурсионных |     |   | квали-  |   |
             |услуг                       |     |   | фикации |   |
             |----------------------------|     |---|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Возможные           |Агент по приему и обработке заказов         |
|наименования        |                                            |
|должностей          |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|

|--------------------|--------------------------------------------|
|Требования к        |Среднее профессиональное образование -      |
|образованию и       |программы подготовки специалистов среднего  |
|обучению            |звена                                       |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Требования к опыту  |                        -                   |
|практической работы |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Особые условия      |                        -                   |
|допуска к работе    |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|--------------|-----------|--------------------------------------|
| Наименование |    Код    |Наименование базовой группы, должности|
|классификатора|           |    (профессии) или специальности     |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
|ОКЗ           |   4221    |Служащие бюро путешествий             |
|              |           |(туристических и транспортных         |
|              |           |агентств)                             |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
|ЕКС<1>        |     -     |Агент по приему заказов на экскурсии  |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
|ОКСО<2>       |  100201   |Туризм                                |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
     ____________
     <1> Единый     квалификационный     справочник      должностей
руководителей, специалистов и служащих.
     <2> Общероссийский     классификатор     специальностей     по
образованию.

                      3.1.1. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Прием и обработка       | Код|А/01.4|   Уровень   |4|
             |заказов на экскурсии    |    |      | (подуровень)| |
             |                        |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------------|----------------------------------------------|
|Трудовые действия |Осуществление приема заказов на экскурсии     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Проверка наличия реквизитов заказа            |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Идентификация вида заказа                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Направление заказа в соответствующие          |
|                  |структурные подразделения экскурсионного      |
|                  |бюро (туристских фирм)                        |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые умения|Осуществлять индивидуальное консультирование  |
|                  |клиентов по правилам приема и предмету        |
|                  |заказа                                        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Информировать клиентов об изменении           |
|                  |параметров заказа                             |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Формировать экскурсионные группы в            |
|                  |соответствии с поступившими заказами          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Корректировать сроки и условия выполнения     |
|                  |заказов                                       |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые знания|Законы и иные нормативные правовые акты       |
|                  |Российской Федерации в сфере туризма          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Нормативные документы организаций,            |
|                  |регламентирующие осуществление экскурсионной  |
|                  |деятельности                                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Функции структурных подразделений             |
|                  |экскурсионного бюро                           |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Содержание и правила проведения экскурсий     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Требования к оформлению и учету заказов на    |
|                  |экскурсии                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Порядок контроля прохождения и выполнения     |
|                  |заказов на экскурсии                          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Технология компьютерной обработки заказов на  |
|                  |экскурсии                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Основы делопроизводства                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Этика делового общения                        |
|------------------|----------------------------------------------|
|Другие            |Соблюдать нормы профессиональной этики по     |
|характеристики    |отношению к туристам, туроператорам и         |
|                  |коллегам                                      |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Индивидуальная ответственность за             |
|                  |эффективное, качественное экскурсионное       |
|                  |обслуживание                                  |
|------------------|----------------------------------------------|

                      3.1.2. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Координация работы по   | Код|А/02.4|   Уровень   |4|
             |реализации заказа       |    |      | (подуровень)| |
             |                        |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------------|----------------------------------------------|
|Трудовые действия |Анализ поступивших заказов                    |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Координация работы подразделений по реализации|
|                  |заказов                                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Контроль выполнения поступивших заказов       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Ведение информационной базы (архив) о         |
|                  |поступивших и выполненных заказах             |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Составление отчетности о поступивших и        |
|                  |выполненных заказах                           |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые умения|Изучать потребности экскурсантов в            |
|                  |экскурсионных услугах                         |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Контролировать прохождение и выполнение       |
|                  |заказов на экскурсии                          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Использовать технологию компьютерной обработки|
|                  |заказов                                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Работать с документами, составлять отчеты по  |
|                  |итогам выполнения заказов                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Хранить и обрабатывать персональные данные    |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые знания|Законы и иные нормативные правовые акты       |
|                  |Российской Федерации в сфере туризма          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Нормативные документы организаций,            |
|                  |регламентирующие осуществление экскурсионной  |
|                  |деятельности                                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Функции структурных подразделений             |
|                  |экскурсионного бюро                           |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Содержание и правила проведения экскурсий     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Требования к оформлению и учету заказов на    |
|                  |экскурсии                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Порядок контроля прохождения и выполнения     |
|                  |заказов на экскурсии                          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Технология компьютерной обработки заказов на  |
|                  |экскурсии                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Основы делопроизводства                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Этика делового общения                        |
|------------------|----------------------------------------------|
|Другие            |Соблюдать нормы профессиональной этики по     |
|характеристики    |отношению к туристам, туроператорам и коллегам|
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Индивидуальная ответственность за эффективное,|
|                  |качественное экскурсионное обслуживание       |
|------------------|----------------------------------------------|

                 3.2. Обобщенная трудовая функция

             |----------------------------|     |---|         |---|
Наименование |Организационное             | Код | B | Уровень | 5 |
             |обеспечение                 |     |   | квали-  |   |
             |экскурсионных услуг         |     |   | фикации |   |
             |----------------------------|     |---|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------------|----------------------------------------------|
|Возможные         |Организатор экскурсий                         |
|наименования      |                                              |
|должностей        |                                              |
|------------------|----------------------------------------------|

|------------------|----------------------------------------------|
|Требования к      |Среднее профессиональное образование -        |
|образованию и     |программы подготовки специалистов среднего    |
|обучению          |звена                                         |
|                  |Дополнительные профессиональные программы -   |
|                  |программы повышения квалификации              |
|------------------|----------------------------------------------|
|Требования к опыту|Практический опыт не менее одного года        |
|практической      |                                              |
|работы            |                                              |
|------------------|----------------------------------------------|
|Особые условия    |                       -                      |
|допуска к работе  |                                              |
|------------------|----------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|--------------|---------------|----------------------------------|
| Наименование |      Код      |   Наименование базовой группы,   |
|классификатора|               |     должности (профессии) или    |
|              |               |           специальности          |
|--------------|---------------|----------------------------------|
|ОКЗ           |     4221      |Служащие бюро путешествий         |
|              |               |(туристических и транспортных     |
|              |               |агентств)                         |
|--------------|---------------|----------------------------------|
|ЕКС           |       -       |Организатор экскурсий             |
|--------------|---------------|----------------------------------|
|ОКСО          |    100201     |Туризм                            |
|--------------|---------------|----------------------------------|

                      3.2.1. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Организация экскурсий   | Код|B/01.5|   Уровень   |5|
             |                        |    |      | (подуровень)| |
             |                        |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------------|----------------------------------------------|
|Трудовые действия |Определение потребностей экскурсантов в       |
|                  |экскурсионных услугах                         |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Планирование экскурсионных маршрутов          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Обеспечение экскурсоводов информацией о новых |
|                  |планируемых маршрутах                         |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Анализ программ экскурсий                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Формирование программ экскурсий               |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Формирование групп с учетом совместных        |
|                  |интересов экскурсантов (туристов)             |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые умения|Анализировать состояние экскурсионного рынка  |
|                  |на современном этапе                          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Составлять программы обслуживания             |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Осуществлять взаимодействие с экскурсоводом   |
|                  |при подготовке экскурсионных маршрутов        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Информировать экскурсоводов и экскурсантов об |
|                  |экскурсиях, о правилах поведения на объекте   |
|                  |показа                                        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Оформлять документацию к экскурсионным        |
|                  |маршрутам                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Контролировать экскурсионное сопровождение,   |
|                  |соблюдение программ экскурсий, качество       |
|                  |проведения экскурсий, соблюдение протокольных |
|                  |мероприятий                                   |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые знания|Законы и иные нормативные правовые акты       |
|                  |Российской Федерации в сфере туризма          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Нормативные документы организаций,            |
|                  |регламентирующие осуществление экскурсионной  |
|                  |деятельности                                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Требования к оформлению программ экскурсий    |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Функции структурных подразделений             |
|                  |экскурсионного бюро                           |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Содержание и правила проведения экскурсий     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Правила обслуживания на пешем, транспортном и |
|                  |комбинированном маршрутах                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Правила поведения экскурсантов (туристов) на  |
|                  |транспортных средствах                        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Технология компьютерной обработки заказов на  |
|                  |экскурсии                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Основы делопроизводства                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Этика делового общения                        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Основы психологии                             |
|------------------|----------------------------------------------|
|Другие            |Соблюдать нормы профессиональной этики по     |
|характеристики    |отношению к туристам, туроператорам и коллегам|
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Индивидуальная ответственность за эффективное,|
|                  |качественное экскурсионное обслуживание       |
|------------------|----------------------------------------------|

                      3.2.2. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Разработка экскурсионных| Код|B/02.5|   Уровень   |5|
             |программ обслуживания   |    |      | (подуровень)| |
             |                        |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------------|----------------------------------------------|
|Трудовые действия |Анализ программ экскурсий                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Планирование программ экскурсий               |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Разработка экскурсионных программ обслуживания|
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Разработка форм и методов проведения экскурсий|
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые умения|Учитывать потребности экскурсионных групп и   |
|                  |индивидуальных туристов                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Разрабатывать методические основы для         |
|                  |проведения экскурсии                          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Разрабатывать новые формы и методы для        |
|                  |проведения пешеходной экскурсии, обзорной и   |
|                  |тематической автобусной экскурсии, экскурсии  |
|                  |по рекам, каналам                             |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организовывать протокольные мероприятия в     |
|                  |начале и по завершении экскурсии              |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые знания|Законы и иные нормативные правовые акты       |
|                  |Российской Федерации в сфере туризма          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Нормативные документы организаций,            |
|                  |регламентирующие осуществление экскурсионной  |
|                  |деятельности                                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Функции структурных подразделений             |
|                  |экскурсионного бюро                           |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Формы и методы проведения экскурсий           |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Содержание и правила проведения экскурсий     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Технология компьютерной обработки заказов на  |
|                  |экскурсии                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Основы делопроизводства                       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Этика делового общения                        |
|------------------|----------------------------------------------|
|Другие            |Соблюдать нормы профессиональной этики по     |
|характеристики    |отношению к туристам, туроператорам и коллегам|
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Индивидуальная ответственность за эффективное,|
|                  |качественное экскурсионное обслуживание       |
|------------------|----------------------------------------------|

                 3.3. Обобщенная трудовая функция

             |----------------------------|     |---|         |---|
Наименование |Проведение экскурсий        | Код | C | Уровень | 6 |
             |                            |     |   | квали-  |   |
             |                            |     |   | фикации |   |
             |----------------------------|     |---|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Возможные           |Экскурсовод                                 |
|наименования        |Гид-переводчик                              |
|должностей          |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|

|--------------------|--------------------------------------------|
|Требования к        |Высшее образование - бакалавриат или в      |
|образованию и       |отдельных случаях - среднее профессиональное|
|обучению            |образование - программы подготовки          |
|                    |специалистов среднего звена                 |
|                    |Повышение квалификации экскурсоводов - один |
|                    |раз в три года, гидов-переводчиков - один   |
|                    |раз в пять лет                              |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Требования к опыту  |Практический опыт не менее трех лет         |
|практической работы |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Особые условия      |Экскурсоводом (гидом), гидом-переводчиком   |
|допуска к работе    |могут быть граждане Российской Федерации,   |
|                    |прошедшие аттестацию экспертных советов     |
|                    |субъектов Российской Федерации и            |
|                    |соответствующие квалификационным требованиям|
|                    |профессиональных стандартов                 |
|--------------------|--------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|--------------|-------------|------------------------------------|
| Наименование |    Код      |    Наименование базовой группы,    |
|классификатора|             |      должности (профессии) или     |
|              |             |             специальности          |
|--------------|-------------|------------------------------------|
|ОКЗ           |    4221     |Служащие бюро путешествий           |
|              |             |(туристических и транспортных       |
|              |             |агентств)                           |
|--------------|-------------|------------------------------------|
|ЕКС           |     -       |Экскурсовод, гид-переводчик (в сфере|
|              |             |туризма)                            |
|--------------|-------------|------------------------------------|
|ОКСО          |   100200    |Туризм                              |
|              |-------------|------------------------------------|
|              |   100201    |Туризм                              |
|--------------|-------------|------------------------------------|

                      3.3.1. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Разработка экскурсий    | Код|C/01.6|   Уровень   |6|
             |                        |    |      | (подуровень)| |
             |                        |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Трудовые действия   |Определение цели и выбор темы экскурсии     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Составление экскурсионных программ          |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Подготовка текста экскурсии и составление   |
|                    |методической разработки                     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Составление технологической карты экскурсии |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Определение методических приемов            |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Выбор программы экскурсий для экскурсионных |
|                    |групп или индивидуальных туристов           |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Отбор экскурсионных объектов для будущей    |
|                    |экскурсии                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Подборка литературных источников по тематике|
|                    |экскурсии                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Комплектование "портфеля экскурсовода"      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Объезд (обход) экскурсионного маршрута      |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые умения  |Разрабатывать различные экскурсионные       |
|                    |маршруты                                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Разрабатывать экскурсионные программы       |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Рассчитывать стоимость экскурсионных        |
|                    |маршрутов                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Составлять технологическую карту экскурсии с|
|                    |учетом вида туризма, транспорта,            |
|                    |продолжительности и мест остановок, основных|
|                    |тем информационно-экскурсионной деятельности|
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Осуществлять контроль предоставления        |
|                    |экскурсионных услуг                         |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Оформлять экскурсионную документацию        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Определять методические приемы проведения   |
|                    |экскурсии                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Определять технику ведения экскурсии        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Корректировать экскурсионную программу в    |
|                    |связи с непредвиденными обстоятельствами    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Применять знания психологии в работе с      |
|                    |группой                                     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Выбирать правильные направления продвижения |
|                    |экскурсионных программ потребителя          |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые знания  |Законы и иные нормативные правовые акты     |
|                    |Российской Федерации в сфере туризма        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Нормативные документы организаций сферы     |
|                    |туризма, устанавливающие правила проведения |
|                    |экскурсий                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Принципы организации и методики проведения  |
|                    |экскурсий                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы туристской индустрии                 |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Туристские ресурсы Российской Федерации     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Историко-культурные и географические        |
|                    |достопримечательности региона               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Объекты показа                              |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Социальные основы туризма                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Деловой протокол и этикет                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Теория формирования потребностей и          |
|                    |межличностного общения                      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы психологии                           |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Иностранный язык                            |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила обслуживания на пешеходном,         |
|                    |транспортном и комбинированном маршрутах    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила поведения экскурсантов (туристов) на|
|                    |транспортных средствах                      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила оформления коммерческой документации|
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Стандарты делопроизводства                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Методы обработки информации с использованием|
|                    |современных технических средств коммуникации|
|                    |и связи, компьютеров                        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Современные информационные технологии в     |
|                    |сфере туризма                               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Техника публичных выступлений               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы экономики и управления, организации  |
|                    |труда                                       |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы трудового и миграционного            |
|                    |законодательства                            |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Другие              |Соблюдать нормы профессиональной этики по   |
|характеристики      |отношению к туристам, туроператорам и       |
|                    |коллегам                                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Индивидуальная ответственность за           |
|                    |эффективное, качественное экскурсионное     |
|                    |обслуживание                                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Принимать самостоятельные решения,          |
|                    |руководствуясь квалификационными            |
|                    |требованиями и должностными обязанностями   |
|--------------------|--------------------------------------------|

                      3.3.2. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Проведение экскурсий    | Код|C/02.6|   Уровень   |6|
             |                        |    |      | (подуровень)| |
             |                        |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Трудовые действия   |Выбор приемов информационно-экскурсионной   |
|                    |работы                                      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Использование "портфеля экскурсовода"       |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Соблюдение маршрута экскурсий               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечение безопасности экскурсантов во    |
|                    |время экскурсий                             |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечение возвращения экскурсантов        |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые умения  |Использовать методические приемы показа и   |
|                    |рассказа во время проведения экскурсии      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Использовать прием движения в экскурсии     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Пользоваться методикой применения наглядных |
|                    |пособий                                     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Пользоваться "портфелем экскурсовода"       |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Разрешать конфликтные ситуации, возникающие |
|                    |на маршрутах                                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организовывать выход экскурсантов из        |
|                    |транспорта                                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организовывать передвижение экскурсантов от |
|                    |транспорта к объекту, от объекта к          |
|                    |транспорту                                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Осуществлять расстановку группы у объектов  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организовывать возвращение экскурсантов в   |
|                    |транспорт                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Использовать технические средства           |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые знания  |Законы и иные нормативные правовые акты     |
|                    |Российской Федерации в сфере туризма        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Нормативные документы организаций сферы     |
|                    |туризма, устанавливающие правила проведения |
|                    |экскурсий                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы туристской индустрии                 |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Туристские ресурсы Российской Федерации     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Принципы организации и методики проведения  |
|                    |экскурсий                                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Историко-культурные и географические        |
|                    |достопримечательности региона               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Объекты показа                              |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Деловой протокол и этикет                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Теория формирования потребностей и          |
|                    |межличностного общения                      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы психологии                           |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Иностранный язык                            |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила обслуживания на пешеходном,         |
|                    |транспортном и комбинированном маршрутах    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила поведения экскурсантов (туристов) на|
|                    |транспортных средствах                      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила оформления коммерческой документации|
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Современные информационные технологии в     |
|                    |сфере туризма                               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Техника публичных выступлений               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила оказания первой помощи              |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Схема действий при наступлении чрезвычайных |
|                    |ситуаций                                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы трудового и миграционного            |
|                    |законодательства                            |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Другие              |Соблюдать нормы профессиональной этики по   |
|характеристики      |отношению к туристам, туроператорам и       |
|                    |коллегам                                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Индивидуальная ответственность за           |
|                    |эффективное, качественное экскурсионное     |
|                    |обслуживание                                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Принимать самостоятельные решения,          |
|                    |руководствуясь квалификационными            |
|                    |требованиями и должностными обязанностями   |
|--------------------|--------------------------------------------|

                 3.4. Обобщенная трудовая функция

             |----------------------------|     |---|         |---|
Наименование |Руководство экскурсионной   | Код | D | Уровень | 7 |
             |организацией                |     |   | квали-  |   |
             |                            |     |   | фикации |   |
             |----------------------------|     |---|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Возможные           |Директор                                    |
|наименования        |Управляющий                                 |
|должностей          |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|

|--------------------|--------------------------------------------|
|Требования к        |Высшее образование - специалитет,           |
|образованию и       |магистратура                                |
|обучению            |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Требования  к  опыту|Опыт работы по оказанию экскурсионных услуг |
|практической работы |не менее трех лет                           |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Особые       условия|                      -                     |
|допуска к работе    |                                            |
|--------------------|--------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|--------------|-----------|--------------------------------------|
| Наименование |    Код    |Наименование базовой группы, должности|
|классификатора|           |    (профессии) или специальности     |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
|ОКЗ           |    1210   |Руководители учреждений, организаций и|
|              |           |предприятий                           |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
|ЕКС           |     -     |Директор (управляющий) экскурсионного |
|              |           |бюро                                  |
|--------------|-----------|--------------------------------------|
|ОКСО          |   100400  |Туризм                                |
|--------------|-----------|--------------------------------------|

                      3.4.1. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Определение концепции и | Код|D/01.7|   Уровень   |7|
             |стратегии развития      |    |      | (подуровень)| |
             |экскурсионной           |    |      | квалификации| |
             |организации             |    |      |             | |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Трудовые действия   |Определение концепции развития экскурсионной|
|                    |организации                                 |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Разработка  стратегии   и   плана   развития|
|                    |экскурсионной организации                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечение    реализации     проектов     в|
|                    |соответствии   с   утвержденной   стратегией|
|                    |развития экскурсионной организации          |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые умения  |Определять     перспективные     направления|
|                    |деятельности экскурсионной организации      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организовывать   работу   по    рациональной|
|                    |организации труда экскурсионной организации |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечивать    реализацию    проектов     в|
|                    |соответствии   с   утвержденной   стратегией|
|                    |развития экскурсионной организации          |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые знания  |Законодательные и  иные  нормативно-правовые|
|                    |акты  Российской   Федерации,   регулирующие|
|                    |деятельность в сфере туризма                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Приоритетные направления развития туризма  в|
|                    |Российской Федерации                        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Специализация   и   особенности    структуры|
|                    |экскурсионного подразделения                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организация          финансово-хозяйственной|
|                    |деятельности экскурсионной организации      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Культура межличностного общения             |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы психологии и конфликтологии          |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы  экономики,   организации   труда   и|
|                    |управления                                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы делопроизводства                     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организация труда                           |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организация маркетинговой и рекламной       |
|                    |деятельности                                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Трудовое и гражданское законодательство     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила внутреннего трудового распорядка    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила по охране труда и пожарной          |
|                    |безопасности                                |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Другие              |Соблюдать нормы профессиональной этики по   |
|характеристики      |отношению к туристам, туроператорам и       |
|                    |коллегам                                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Индивидуальная ответственность за           |
|                    |эффективное, качественное экскурсионное     |
|                    |обслуживание                                |
|--------------------|--------------------------------------------|

                      3.4.2. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Организация деятельности| Код|D/02.7|   Уровень   |7|
             |по реализации           |    |      | (подуровень)| |
             |экскурсионных услуг     |    |      | квалификации| |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------------|----------------------------------------------|
|Трудовые действия |Осуществление  общего  руководства   основной,|
|                  |административно-хозяйственной                и|
|                  |финансово-экономической          деятельностью|
|                  |экскурсионного подразделения                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Утверждение  текущих  и  перспективных  планов|
|                  |работы и контроль их выполнения               |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организация     разработки     программ      и|
|                  |технологических    документов    экскурсионных|
|                  |маршрутов                                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организация  работы  по  выявлению  и  анализу|
|                  |проблем в работе экскурсионного подразделения,|
|                  |рассмотрению замечаний и предложений клиентов,|
|                  |управлению и разрешению конфликтных ситуаций  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Формирование      маркетинговой      стратегии|
|                  |экскурсионной организации                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Прогнозирование   и    планирование    объемов|
|                  |реализации услуг                              |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Руководство    маркетингом     и     продажами|
|                  |экскурсионных услуг                           |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые умения|Организовывать   работу    и    взаимодействие|
|                  |экскурсионных подразделений                   |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Определять  условия  и   заключать   договоры,|
|                  |связанные   с   деятельностью    экскурсионной|
|                  |организации                                   |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Контролировать выполнение условий договоров   |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Руководить разработкой маркетингового плана  и|
|                  |программ маркетинга экскурсионной организации |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Определять  маркетинговую  ценовую   стратегию|
|                  |экскурсионного подразделения                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Разрабатывать  маркетинговую  коммуникационную|
|                  |стратегию экскурсионного подразделения        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Разрабатывать маркетинговую сбытовую стратегию|
|                  |экскурсионного подразделения                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Осуществлять контроль маркетинговой           |
|                  |деятельности экскурсионной организации        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организовывать работу и контролировать        |
|                  |качество предоставляемых экскурсионных услуг  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организовывать и проводить деловые переговоры |
|                  |и рекламные кампании                          |
|------------------|----------------------------------------------|
|Необходимые знания|Законодательные и иные нормативно-правовые    |
|                  |акты Российской Федерации, регулирующие       |
|                  |деятельность в сфере туризма                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Приоритетные направления развития туризма в   |
|                  |Российской Федерации                          |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Специализация и особенности структуры         |
|                  |экскурсионной организации                     |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организация финансово-хозяйственной           |
|                  |деятельности экскурсионной организации        |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Культура межличностного общения               |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Основы психологии, этики, эстетики            |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Экономика экскурсионной организации           |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организация труда                             |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Организация маркетинговой и рекламной         |
|                  |деятельности                                  |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Трудовое и гражданское законодательство       |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Правила внутреннего трудового распорядка      |
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Правила по охране труда и пожарной            |
|                  |безопасности                                  |
|------------------|----------------------------------------------|
|Другие            |Соблюдать нормы профессиональной этики по     |
|характеристики    |отношению к туристам, туроператорам и коллегам|
|                  |----------------------------------------------|
|                  |Индивидуальная ответственность за эффективное,|
|                  |качественное экскурсионное обслуживание       |
|------------------|----------------------------------------------|

                      3.4.3. Трудовая функция

             |------------------------|    |------|             |-|
Наименование |Формирование и          | Код|D/03.7|   Уровень   |7|
             |реализация кадровой     |    |      | (подуровень)| |
             |политики экскурсионной  |    |      | квалификации| |
             |организации             |    |      |             | |
             |------------------------|    |------|             |-|

              |----------|------------|--------|------------------|
Происхождение |Оригинал X|Заимствовано|        |                  |
трудовой      |          |из оригинала|        |                  |
функции       |----------|------------|--------|------------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|--------------------|--------------------------------------------|
|Трудовые действия   |Утверждение       штатного        расписания|
|                    |экскурсионной организации                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Утверждение  сметы  расходов   экскурсионной|
|                    |организации                                 |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечение  правил  внутреннего   трудового|
|                    |распорядка                                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Соблюдение требований по охране труда       |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые умения  |Принимать    меры     по     укомплектованию|
|                    |экскурсионного                 подразделения|
|                    |квалифицированными кадрами                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Создавать  условия   для   материального   и|
|                    |морального       поощрения       работников,|
|                    |эффективного использования  знаний  и  опыта|
|                    |работников экскурсионной организации        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Способствовать повышению квалификации       |
|                    |работников                                  |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Способствовать созданию здоровых и          |
|                    |безопасных условий труда                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечивать укрепление трудовой и          |
|                    |производственной дисциплины                 |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Обеспечивать соблюдение правил по охране    |
|                    |труда и пожарной безопасности               |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Необходимые знания  |Законодательные и иные нормативно-правовые  |
|                    |акты Российской Федерации, регулирующие     |
|                    |деятельность в сфере туризма                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Приоритетные направления развития туризма в |
|                    |Российской Федерации                        |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Специализация и особенности структуры       |
|                    |экскурсионной организации                   |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организация финансово-хозяйственной         |
|                    |деятельности экскурсионной организации      |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Культура межличностного общения             |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Основы психологии, этики, эстетики          |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Экономика экскурсионного бюро               |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организация труда                           |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Организация маркетинговой и рекламной       |
|                    |деятельности                                |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Трудовое и гражданское законодательство     |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила внутреннего трудового распорядка    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Правила по охране труда и пожарной          |
|                    |безопасности                                |
|--------------------|--------------------------------------------|
|Другие              |Соблюдать нормы профессиональной этики по   |
|характеристики      |отношению к туристам, туроператорам и       |
|                    |коллегам                                    |
|                    |--------------------------------------------|
|                    |Индивидуальная ответственность за           |
|                    |эффективное, качественное экскурсионное     |
|                    |обслуживание                                |
|--------------------|--------------------------------------------|

  IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального
                             стандарта

            4.1. Ответственная организация-разработчик

|-----------------------------------------------------------------|
|Федеральное    государственное     бюджетное      образовательное|
|учреждение    высшего   профессионального образования "Московский|
|государственный университет культуры и искусств", город Москва   |
|И.о. ректора                         Кузнецова Татьяна Викторовна|
|-----------------------------------------------------------------|

            4.2. Наименования организаций-разработчиков

|--|--------------------------------------------------------------|
|1.|Общественная организация "Ассоциация гидов-переводчиков,      |
|  |экскурсоводов и турменеджеров", город Москва                  |
|--|--------------------------------------------------------------|
|2.|АНО ВПО "Московский гуманитарный университет", город Москва   |
|--|--------------------------------------------------------------|
|3.|ГБОУ ВПО Москвы "Московский городской педагогический          |
|  |университет", город Москва                                    |
|--|--------------------------------------------------------------|
|4.|ООО "Спринг", город Москва                                    |
|--|--------------------------------------------------------------|
|5.|НО "Российский союз предприятий (учреждений, организаций)     |
|  |туристской индустрии", город Москва                           |
|--|--------------------------------------------------------------|


                           ____________

Информация по документу
Читайте также