Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 01.06.1993 № 532М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 358-ПП Об утверждении программы и основных направлений совершенствования архивного дела (В редакции Постановления Правительства Москвы от 01.02.2000 г. N 81) Роль и значение архивного дела существенно возросли в современный период. Архивный фонд города представляет собой многосторонний комплекс источников по истории Москвы с 16 века по настоящее время и включает в себя около 8,5 млн.дел, которые в силу своей уникальности являются государственными раритетами, имеют огромную историческую, культурную, материальную ценность и выступают важнейшей составной частью достояния города. Главная задача сегодня состоит в вовлечении мощного информационного и духовного потенциала архивного фонда Москвы в развитие научно-технического, культурного и других направлений общественного прогресса. В последние годы проведена определенная работа по совершенствованию архивного дела. В 1991-1992 гг. принята серия распоряжений мэрии и правительства Москвы, благодаря которым увеличены государственные инвестиции в развитие отрасли, начато оснащение МГО архивов современной компьютерной, видео-, аудиотехникой, улучшены условия труда и быта работников, несколько стабилизировано состояние ведомственной архивной службы. Распоряжением мэра Москвы от 14 декабря 1992 г. N 556-РМ "Об организационных мероприятиях в области архивного дела" созданы три новых Центральных архива Москвы, утверждено обновленное положение о МГО архивов, проведена реорганизация внутренней структуры объединения. Активизировалась научная, издательская деятельность МГО архивов: в содружестве с ведущими учеными Российской Академии наук начат выпуск первой в стране серии публикаций ранее секретных документов из архивов ЦК КПСС и КГБ ("Неизвестная Россия. ХХ век"). Вместе с тем состояние архивного дела еще не отвечает объективным потребностям общества. В укреплении нуждается материально-техническая база государственных архивов. Их хранилища заполнены на 96%, строительство второй очереди зданий не ведется. Архивные технологии обработки и поиска информации пока не базируются на современной компьютерной технике, не создано эффективного программного обеспечения, далеко не полностью удовлетворены потребности МГО архивов в совершенном электронном и другом оборудовании. Несмотря на некоторые издательские успехи, не в полной мере задействованы другие формы документальной пропаганды. - выставочная, лекционная работа, историко-краеведческая деятельность. Пополнение архивного фонда ведется в основном за счет документов действующих учреждений, организаций, предприятий, в то время как не полностью реализованы возможности поступления в городской фонд исторически ценных личных архивов, документальных и книжных коллекций. До сих пор не передан МГО архивов значительный комплекс документов по истории архмтектуры и градостроительства за 19-20 века, находящийся в ведении Москомархитектуры. Требует активизации делопроизводственная и архивная работа с негосударственными организациями, деятельность по инициативному созданию современной видео-аудиолетописи по истории Москвы. В неудовлетворительном состоянии находится ведомственная архивная служба. Большинство архивов размещается в неприспособленных подвальных, полуподвальных помещениях с водопроводными, канализационными коммуникациями. Имеют место случаи изъятия у архивов занимаемых площадей в угоду коммерческим организациям, установления арендных платежей по рыночным расценкам. Как правило, ведомственные архивы не оборудованы современными системами охранной, противопожарной сигнализации, недостаточны штаты архивных работников, низок уровень их заработной платы. Все это приводит, в частности, к недопустимым фактам утрат документов. В результате повышается процент граждан, не получивших подтверждения трудового стажа, обостряется социальная напряженность в обществе. Рассмотрев положение архивного дела в городе и на основании постановления правительства Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 266 "О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ", распоряжения премьера правительства Москвы от 25 июня 1992 г. N 1554-РП "О мерах государственной поддержки архивного дела в период экономических реформ", правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить программу и основные направления совершенствования архивного дела города (приложения 1, 2). 2. Заместителям премьера, министрам, префектам административных округов, руководителям департаментов, комитетов и других структур управления городом: 2.1. Принять программу и основные направления совершенствования архивного дела города к руководству и исполнению; 2.2. Считать развитие архивного дела приоритетной сферой государственной политики и оказывать ей эффективное практическое содействие. 3. Московскому городскому объединению архивов не реже одного раза в полугодие информировать правительство Москвы о ходе реализации программы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей премьера правительства Москвы, в целом - на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 1 июня 1993 г. N 532 Программа совершенствования архивного дела города ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Современная общественно-политическая ситуация в стране требует эффективных мер по развитию архивного дела. Коренные изменения политической, экономической организации общества побуждают широкие слои населения к глубокому осмыслению, переоценке исторического прошлого, привлекая тем самым внимание к архивам - огромному невостребованному потенциалу достоверных исторических знаний. Интерес к архивам вызван и развернувшейся дискуссией о дальнейших путях развития общества, в значительной мере ориентированной на возрождение дореволюционного опыта России, освоение богатых традиций государственного устройства, экономики, городской жизни, сельского хозяйства и т.п. Постоянно возрастает социальная значимость архивного дела: сохраняя документацию по личному составу учреждений, архивная служба выступает гарантом социальной защищенности граждан, их пенсионного обеспечения. Все в большей мере архивной информацией обеспечивается активная перестройка городского хозяйства, связанная с изменениями форм собственности муниципальных объектов, перераспределением земельных участков, реконструкцией старой Москвы и т.п. Диаграмма роста запросов к архивному фонду со стороны мэрии, служб правительства Москвы, организаций, предприятий города (См. подлинник) Своеобразным катализатором интереса к архивам послужила сама возможность их широкого использования, появившаяся в последнее время. Благодаря демократическим преобразованиям общества, устранению идеологических барьеров познания, крупнейшие комплексы документов, ранее недоступные общественности, относящиеся, например, к деятельности КПСС, КГБ, открываются для беспрепятственного исследования, становятся предметом широкой гласности. Названные причины вызывают неуклонный рост целевых обращений к архивному фонду. Так, если в 1987 г. их совокупный объем приближался к 12 тыс., то в 1992 г. достиг практически 39 тыс. За тот же период по отдельным направлениям потребность в документах увеличилась в 4-8 раз. Несмотря на временный характер отдельных причин массового спроса на архивную информацию, ее активное использование в общественно-политической практике не должно стать сиюминутным явлением, принадлежностью только сегодняшнего дня. Проявившийся широкий интерес к истории Отечества, его документальному наследию необходимо закрепить и подвергнуть всестороннему развитию как важнейший фактор нравственного воспитания, повышения культурного, образовательного уровня населения, активизации научно-исторических исследований. Фундаментальная документная база московских архивов в значительной мере способна обеспечить реализацию этих задач. Архивный фонд города сегодня представляет собой многосторонний комплекс источников по истории Москвы с 16 века по настоящее время и включает в себя около 8,5 млн. дел, которые в силу своей уникальности являются государственными раритетами, имеют огромную историческую, культурную, материальную ценность и выступают важнейшей составной частью достояния города. В 1991 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации документальный фонд пополнился партийным архивом Москвы, ранее практически закрытым для научного использования, приняты нормативные документы о передаче городским архивам комплекса документов бывшего УКГБ по Москве и Московской области. В последние годы осуществлены эффективные организационные мероприятия по развитию архивного дела города. Благодаря принятым в 1990-1992 гг. нормативным документам московских органов власти, существенно улучшено целевое финансирование архивной отрасли, ее материально-техническое обеспечение, несколько стабилизировано состояние ведомственной архивной службы. Распоряжением премьера правительства Москвы от 25 июня 1992 г. N 1554-РП "О мерах государственной поддержки архивного дела в период экономических реформ" архивное дело города признано приоритетной сферой государственной политики, определена необходимость разработки и принятия программы его совершенствования. Важным этапом в развитии архивной службы явилась ее реорганизация, предпринятая в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 14 декабря 1992 г. N 556-РМ "Об организационных мероприятиях в области архивного дела". Распоряжением утверждены обновленные положение и структура МГО архивов, существенно расширена сеть архивных учреждений города. Созданы Центральный архив научно-технической документации Москвы, Центральный архив литературы и искусства Мрсквы, Центральный архив документальных коллекций Москвы, 3 новых функциональных центра. Задачам дальнейшего совершенствования отрасли отвечает настоящая программа, построенная по основным напралениям деятельности московских городских архивов. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ Возросший общественный спрос на архивную информацию, широкие возможности документального фонда города выдвигают на первый план задачу интенсификации использования документов, всемерного вовлечения их в решение приоритетных проблем развития общества. В этой, как и в других областях архивной деятельности, сегодня назрел поворот от пассивной, обслуживающей роли архивов к инициативной, опережающей работе на выявление и своевременное удовлетворение общественных потребностей в архивных документах. Задачам введения в научный оборот новых источников, пропаганды истории страны в наибольшей степени отвечает практика систематического, целенаправленного издания архивных документов, в первую очередь - ранее недоступных общественности. 1990-1992 гг. издательское направление в МГО архивов подверглось значительному организационному укреплению. При объединении создано издательство "Историческое наследие", сформирован его редакционный совет во главе с академиком-секретарем Отделения истории Российской Академии наук. По инициативе МГО архивов распоряжением мэр и Москвы принята общегородская программа издания исторической литературы. Вокруг выполнения программы удалось сплотить крупные научные силы. В активе МГО архивов работают в настоящее время около 15 научных коллективов, объединяющих ведущих отечественных и зарубежных историков. Благодаря принятым мерам, архивами Москвы в 1992 г. начата беспрецедентная серия историко-архивных публикаций под общим названием "Неизвестная Россия. ХХ век." Вышел тиражом 50 тыс.экз. и реализован через торговую сеть первый том, подготовлены следующие пять выпусков. Все они построены на ранее секретных источниках из архивов КПСС, КГБ, публикуемых впервые. Новейшие материалы положены в основу сборников "Есенин. Материалы к биографии.", периодического издания "Люди и власть", которые увидят свет в текущем году. Большинство публикаций МГО архивов включены в федеральную программу книгоиздания на 1993 г., утвержденную Министерством печати и информации Российской Федерации. К ним относится, например, полный неопубликованный текст воспоминаний Н.С.Хрущева, названная серия книг "Неизвестная Россия" и др.. В прошедшем году со стороны Мининформпечати РФ объединению архивов предоставлено неограниченное право издания литературы. Продолжение и активизация издательской деятельности остается одним из приоритетов в работе городских архивов. Решающим условием дальнейшего развития направления является укрепление его материально-технической базы. Для расширения выпуска книг, прежде всего тиражами до 10 тыс.экз. необходимо малое полиграфическое оборудование, более устойчивым должно стать ресурсное обеспечение, финансовые инвестиции. Эффективным средством включения городских архивов в развитие социально-культурной сферы является выставочная, историко-краеведческая деятельность. В последние годы архивы Москвы обеспечили документами или организовали ряд крупных выставок документов, в том числе зарубежных, а также на уровне Верховного Совета, Правительства РФ, мэрии Москвы. В то же время это направление пока не получило должного развития: слаба кооперация архивов с музеями, библиотеками, учреждениями образования, практически не используются передвижные экспозиции, достаточно кустарно и не отвечает необходимым требованиям выставочное оборудование, не внедряются современные методы изготовления сверхточных копий (муляжей) документов, ввиду чего выставки, подготовленные, как правило, на фотокопиях, незрелищны и малопривлекательны. Серьезной отдачи ждет общество от лекционно-пропагандистской работы архивов. К примеру, особую актуальность это приобретает в отношении школьного образования. В условиях неразработанности концепции преподавания истории в средней школе, отсутствия достаточного методического материала (учебные пособия, хрестоматии), лекции, подготовленные архивами на документальной базе, являются одним из немногих источников достоверных исторических знаний, выступают эффективным средством нравственного воспитания. Просветительная деятельность архивов может и должна послужить объединению вокруг них всех историко-краеведческих сил города, на сегодня разрозненных. Именно архивы Москвы, концентрирующие основную массу источников по москововедению, призваны стать центром исторического краеведения города, организатором и координатором всего многообразия научно-исследовательской деятельности в этой области. Развитие всех направлений использования документов приобретает особую значимость сегодня, в период начавшейся подготовки к 850-летию Москвы. Прежде всего требует коренного пересмотра выпущенная Академией наук СССР В 1952-1959 гг. шеститомная "История Москвы". Изменение методологии современного обществоведения и, главным образом, открытие доступа к значительному массиву документов возлагает на архивистов Москвы обязанность по созданию в содружестве с Российской Академией наук обновленной фундаментальной истории столицы, а также подготовке серии изданий, ориентированных на широкого читателя и популяризирующих историческое прошлое Москвы. Научно-практическое использование документов определяется не только работой архивных учреждений, но и набирающей силу обратной связью: общество - архив. Устойчиво и высокими темпами возрастает количество социально-правовых запросов населения города к архивному фонду. Так, за первый квартал текущего года в архивы Москвы обратилось граждан в 2,2 раза больше, чем за тот же период 1992 г. Тенденция роста в основном связана с постоянно меняющимся пенсионным законодательством, развивающейся системой льгот. Столь же быстро растет научное использование фонда. К документальным источникам сегодня активно обращаются профессиональные историки, правительственные аналитики, политологи, журналисты, писатели и др. Обозначился принципиально новый социальный слой потребителей архивной информации - зарождающиеся российские предприниматели, коммерсанты, банкиры, которые через изучение прошлого перенимают богатый опыт своих исторических предшественников. Не менее показателен существенный рост количества иностранных исследователей, генеалогических изысканий. Диаграмма по обслуживанию иностранных исследователей (См. подлинник) За прошедшие 15 лет в архивах Москвы работало исследователей из: США - 184, Англии - 20, Польши - 14, ФРГ - 13, Японии - 9, Франции - 6, Болгарии - 5, Канады - 5, Венгрии - 4, Финляндии - 4, Швейцарии - 3, Греции - 2 Вместе с тем нельзя не отметить ряд негативных моментов, характеризующих практику использования документов. Анализ показывает, что рост обращений к архивному фонду не адекватен углублению в его познании, исследовательском освоении. Изучение документов носит преимущественно прикладной характер и определяется либо сугубо практическими, хозяйственными потребностями каких-либо ведомств, граждан, либо узкоспециальными задачами (диссертации, дипломные работы и т.п.). Со снятием ограничений на пользование документами получили распространение скороспелые научные открытия, сенсационные разоблачения, построенные на материалах, вырванных из общего контекста источников. Такого рода действия наносят ощутимый урон объективному, взвешенному пониманию истории, дезориентируют общественнное сознание, обостряют политические противоречия в обществе. АВТОМАТИЗАЦИЯ АРХИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Во многом поверхностное, а зачастую и конъюнктурное использование документов в немалой мере обусловлено почти полной неразработанностью архивного фонда с точки зрения современных информационно-поисковых систем, позволяющих оперативно и в полном объеме получить необходимую информацию. К настоящему времени лишь 9% архивных дел полностью обеспечены научно-справочным аппаратом, и то в основном на карточных носителях. В результате, как показывают исследования, в настоящее время в обороте науки, практического использования находится не более 3-4% архивного фонда. Создается ситуация значительной нереализованности, невостребованности богатейших возможностей архивов. Главным фактором увеличения использования документов в общественно полезных целях является автоматизация архивной технологии, внедрение современных компьютерных средств обработки и поиска информации. Вместе с тем на сегодня введено только 2% требуемой информации, общее количество которой по приблизительным подсчетам составляет 200 гигабайт. Не полностью решена проблема создания специализированного, индивидуального для архивной отрасли программного обеспечения. По существу единое информационное пространство архивов осваивается на основе разрозненных персональных компьютеров, которые к тому же не отвечают задачам обработки гигантских массивов архивной информации. В подобных случаях, как показывает мировая практика, эффективны исключительно многопользовательские сетевые системы на базе мощного центрального сервера. Кроме того, средства ЭВМ обслуживают пока только справочные направления деятельности, решают частные, прикладные задачи и не нацелены на фундантальные научные разработки источнков, создание системных аналитических баз данных, обобщающих информацию важнейших групп документов. С этой точки зрения первоочередной и в то же время долгосрочной задачей является автоматизация тематического каталога архивов, создававшегося в течение 1960-х-1980-х гг. и систематизируещюго часть внутрифондовой информации документов на 2 млн. карточек. Проведение такой работы, ориентированной в первую очередь на ранее закрытые источники, позволит значительно обогатить науку информационными ресурсами архивов, будет способствовать повышению объективности современного обществознания. Внедрение современных информационных технологий должно вестись как по линии углубления в состав и содержание документов, так и в направлении расширения системы пользователей. Перспективой автоматизации выступает создание единой общегородской архивно-информационной сети, связывающей воедино архив, мэрию, службы правительства Москвы, объединенные ведомственные архивы. Учитывая, что такая система может работать на базе МГТС, ее внедрение не потребует значительных капиталовложений. Вместе с тем будет достигнута высокая оперативность получения информации органами управления городским хозяйством, населением, чем обеспечивается определенный экономический эффект, повышение уровня архивной работы в целом. КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРХИВНОГО ФОНДА Важнейшей областью деятельности архивов является пополнение архивного фонда города новыми документами. Широкий спектр документальных материалов, закладываемых в архивы, имеет целью отразить все многообразие исторического процесса. От того, насколько качественно выполнена эта работа, в конечном итоге зависит полнота и объективность понимания современности, которое будет складываться у будущих поколений. Исследования архивного фонда Москвы, проведенные по инициативе МГО архивов ведущими специалистами отделения истории Российской Академии наук, выявили определенные структурные перекосы в составе источников. Практически 90% фонда сформировано за счет учрежденческой документации, представляющей историю весьма однобоко, в основном с официально-бюрократической стороны. Констатировано недопустимо слабое внимание к социально ориентированным документам - исторически ценным личным архивам, коллекциям писем, дневников, воспоминаний и т.д. В то же время необходимым условием поступления в архивы такого рода источников является, в частности формирование достаточного денежного фонда для закупки у населения уникальных исторических источников, коллекций книг. Однако даже с учетом личной, социальной документации информационные бреши в воспроизведении исторического процесса сохраняются. Анализ показал, что около 30-35% основных событий, составляющих повседневную жизнь общества, либо вообще не документируется, либо отражаются в документах весьма косвенно. В этой связи особую актуальность приобретает налаживание архивами Москвы собственного, инициативного документирования определяющих событий городской жизни. Наиболее перспективными в этой области являются видео- и фотосъемка, фонозапись воспоминаний очевидцев основных событий истории. Развитие этого направления связано с обеспечением МГО архивов мобильными транспортными средствами, современным видео- и фонооборудованием. Совершенствование документальной базы города неотделимо от задачи воссоединения всех архивных источников по московской истории в рамках архивного фонда Москвы. Решение проблемы заключается в передаче городским архивам части документальных фондов их профиля, хранящихся, в основном, в федеральных архивных учреждениях. К этим документам прежде всего относятся фонд Моссовета за 1917-1930 гг., фонды свыше 20 московских театров, комплекс историко-градостроительной документации, находящийся ныне в ведении Москомархитектуры. РАБОТА С ВЕДОМСТВЕННЫМИ АРХИВАМИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В ГОРОДЕ Качество комплектования учрежденческой части архивного фонда зависит главным образом от уровня деятельности ведомственных архивов. В настоящее время в Москве действует 41 объединенный ведомственный архив, сохраняющий всю совокупность кадровой документации отраслей городского хозяйства, а также 830 архивов учреждений, организаций, предприятий. В их хранилищах в общей сложности сосредоточено около 15,5 млн.дел. Общественной значимости ведомственных архивов далеко не отвечает их современное материально-техническое состояние (см. таблицу). Практически все архивы размещаются в неприспособленных подвальных, полуподвальных помещениях с водопроводными, канализационными коммуникациями. Остро нуждаются в дополнительных площадях архивы Департамента промышленности и Департамента потребительского рынка услуг, Департамента образования, Москомархитектуры. Из-за аварий центральной отопительной системы дважды в течение зимы 1991-1992 гг. заливало архив Комитета по культуре. Со стороны городских и местных органов управления участились случаи изъятия помещений архивов в угоду различным коммерческим структурам, установления размеров арендных платежей за помещения по рыночным расценкам. Так, в 1991 г. был выселен из помещения архив бывшего Мосторга, под аналогичной угрозой в настоящее время находятся архивы Комитета по культуре, Главного медицинского управления. В этой ситуации закономерны факты утраты документов, которые зафиксированы, например, в бывшем объединении "Мосжилремэксплуатация", подведомственных организациях Главного медицинского управления, Департамента народного образования, Департамента промышленности, Департамента потребительского рынка и услуг, Москомархитектуры и других. Нарастание негативных явлений в работе с ведомствами в конечном итоге связано с коренными изменениями условий архивной деятельности, которые пока не нашли адекватных управленческих решений. Ранее абсолютное большинство учреждений, организаций, предприятий выступали субъектами государства и соответственно подпадали под четкое государственное регулирование. Тогда главными рычагами воздействия на состояние архивного дела являлись нормативно-распорядительные документы московских органов власти, которые определяли и в целом обеспечивали выполнение мер по поддержанию должного уровня работы. Сегодня сферу деятельности архивов все в большей степени составляют негосударственные организации. Во-первых, активизируется процесс разгосударствления подразделений правительства Москвы, учреждений, предприятий городского хозяйства, являющихся на протяжении многих лет источниками комплектования архивов Москвы. Во-вторых, бурно развиваются новые коммерческие структуры - банки, фирмы, акционерные общества и пр. Все более видная роль негосударственных организаций в жизни общества должна найти адекватное отражение в документальной истории города. Это достигается формированием на базе всей совокупности документов их репрезентативной выборки, систематическим изучением широкого разнообразия оргструктур. Кроме того, в каждой из организаций требуется наладить четкое ведение и хранение кадровой документации для последующего пенсионного обеспечения работающих. Активизация архивной работы, необходимая в этом положении, на практике сдерживается рядом объективных факторов. Количество организаций в негосударственной сфере уже сегодня достигает десятков тысяч при сохранении высоких темпов создания новых структур. Работа с каждой из них сопряжена с большими трудностями: прикрываясь коммерческой тайной деятельности, негосударственные организации крайне неохотно допускают к своим документам. Увеличение объема работы с ведомствами вызывается также частыми реорганизациями управленческих структур городского хозяйства, образованием большого числа ликвидированных организаций. В результате ситуация в архивном деле перестает полностью контролироваться, управляемость в этой области начинает утрачиваться, а работа МГО архивов - единственного государственного архивного учреждения, уже не носит всеобъемлющего характера. Назрела система мер, направленных на улучшение управления, усиление контроля за соблюдением государственной дисциплины в архивном деле. В первую очередь управление архивной службой, саму работу по собиранию и формированию документальных фондов необходимо приблизить к местам. Этим интересам отвечает создание окружных архивов, предусмотренных распоряжением мэра Москвы от 24 апреля 1992 г. N 106-РМ "Об утверждении Положений об административном округе (районе) в г. Москве." Функциями окружных архивов должна стать организация всех аспектов делопроизводственной и архивной работы, главным образом с негосударственными образованиями на территории того или иного административного округа. Требует нормативного закрепления обязанность коммерческих, общественных структур проводить соответствующую архивную работу. В этих целях целесообразно фиксировать в уставах создающихся организаций при их государственной регистрации обязательств по должному ведению делопроизводства, обеспечению сохранности документов по личному составу, передаче отдельных видов документации (не затрагивающих коммерческой тайны) в государственные архивы. И, наконец, необходимым элементом реформы управления должно стать усилие контроля за соблюдением нормативных требований в области архивного дела. В этих целях в структуре МГО архивов в прошедшем году создана городская архивная инспекция. Однако полноценное функционирование этого подразделения возможно лишь при условии примения штрафных санкций к нарушителям установленного порядка хранения и использования документов. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И СОЦИАЛЬНО-КАДРОВАЯ РАБОТА Задачи развития архивов самым непосредственным образом связаны с решением одной из глобальных проблем - обеспечения их новыми площадями для приема и хранения документов. Существующие здания архивов заполнены на 96%, что создает угрозу прекращения комплектования через 4-5 лет. В условиях значительного удорожания и замедления темпов промышленного строительства наиболее оперативным выходом из создавшейся ситуации представляется выделение МГО архивов нежилого здания, отвечающего требованиям хранения документов. Другие направления технической политики в городском архивном деле должны обеспечивать прежде всего решение задач автоматизации архивной технологии, создание устойчивых условий издательской деятельности, пополнения архивного фонда, улучшения условий труда сотрудников. Требуют внедрения также новейшие методы консервации, реставрации документов, специализированное оборудование для хранения видео-, машиночитаемой, научно-технической документации, современные средства пожарно-охранной сигнализации и др. Реализация этих задач связана с увеличением государственных инвестиций в архивное дело. Дополнительных ассигнований потребует и другая, не менее важная область - социально-бытовая и кадровая работа. На сегодня в МГО архивов работает 300 человек, из них 70% женщин, каждый четвертый работающий моложе 30 лет. Учитывая женский состав коллектива, относительно невысокий уровень заработной платы архивных работников, принципиальное значение приобретает развитие социально-бытовой сферы. Неотложного решения требует ввод в эксплуатацию собственной столовой, осуществление регулярных выплат на питание, транспортные расходы, материальную помощь и пр. Необходимым элементом системы материального поощрения должен стать устойчивый премиальный фонд в размере не менее полугодового объема выплат заработной платы. Даже частичная реализация названных мер в прошедшее пятилетие позволила добиться МГО архивов ощутимого эффекта. Текучесть кадров снижена с 4,1% в 1989г. до 3,3% в 1992 г. Удалось провести кадровое укрепление московских архивов: свыше 60% работающих имеют высшее образование, двое - ученую степень доктора и 14 - кандидата исторических наук. Осуществление мероприятий, составляющих программу, в конечном итоге способствует созданию фундаментальной информационной базы по истории столицы и отвечает общегородским интересам в области развития науки, культуры и духовной сферы. Таблица к приложению 1 постановления правительства Москвы от 1 июня 1993г. N 532 Материально-техническое обеспечение и условия хранения документов в объединенных ведомственных архивах ------------------------------------------------------------------------- Название объ- Количе- Край- Соот- На- Заг- На- На- На- На- Соот- единенного ство ние ветс- ли- ру- ли- ли- ли- ли- вет- ведомственно- дел в даты твие чие жен- чие чие чие чие ствие го архива объеди- доку- поме- ра- ность по- ох- ме- вен- темпе- ненном ментов щений бо- хра- жар ран тал ти- ратур- ведомс- храня- архи- чей ни- ной ной ли- ля- но- твенном щихся ва ком- лищ сиг сиг чес ции влаж- архиве в ар- нор- на- до- на- на- ких в ност- хиве мати- ты- ку- ли- ли- сте хра- ного (годы) вным мен- за- за- лла ни- режи- тре- тами ции ции жей ли- ма бова- щах норма ниям ес- (17- тес- 20 С тв. влаж- или ность ис- 50- кус- 60%) ст.) ------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ------------------------------------------------------------------------- 1.ОВА Муници- 5003301 1928- - + 80% - - + + + пальной ком- 1990 пании "Глав- мосстрой" 2.ОВА АО "Мо- 232271 1939- + + 80% + + + + + спромстрой" 1988 3.ОВА Ассоци- 1109605 1922- - + 98% + - + + + ации "Мосинж- 1992 строй" 4.ОВА АО "Мо- 63000 1909- - + 85% - - + + + смонтажспец- 1991 строй" 5.ОВА АО "Мо- 300000 1935- - + 100% + + + + + спромстройма- 1990 териалы" 6.ОВА АО "Мо- 3500 1947- - - 90% + + + + + скапстрой" 1991 7.ОВА Депар- 200457 1932- - - 100% - - + + + тамента инже- 1991 нерного обес- печения 8.ОВА АО 209000 1939- - + 98% - - + - - "Мосремстрой" 1992 9.ОВА Москов- 312750 1918- + + 95% - + + + + ского муници- 1991 пального предприятия "Мосводоканал 10. ОВА Акци- 101152 1929- - + 100% - - + + + онерного об- 1991 щества муни- ципальной транспортной компании "Мосавтотранс 11. ОВА МГТУ 86002 1937- - - 100% - - + + + "Мосдор" 1990 12. ОВА Муни- 177326 1917- - + 100% - - + + + ципальной 1991 компании "Мосгортранс" 13. ОВА Ассо- 30000 1932- + + 90% + + + + + циации "Мос- 1990 автолегтранс" 14. ОВА Депа- 174900 1935- + + 100% + - + + + ртамента пот- 1992 ребительского рынка и услуг (сектор быто- вого обслужи- вания) 15. ОВА Депа- 333354 1932- + + 100% + + + + + ртамента пот- 1932 ребительского рынка и услуг (сектор общ. питания) 16. ОВА Депа- 485913 1921- - + 100% - - + + + ртамента про- 1992 мышленности (сектор мест- ной промыш- ленности) 17. ОВА учре- 3500000 1930- + + 99,8 + + + + + ждений народ- 1932 ного образо- вания г.Моск- вы Московско- го департа- мента образо- вания 18. ОВА Глав- 1200000 1910- - + 100% - - - + - ного Медицин- 1992 ского управ- ления г.Моск- вы 19. ОВА Коми- 26380 1939- - + 100% - - + + + тета по куль- 1991 туре г. Моск- вы 20. ОВА МГПО 32800 1933- - + 85% - - + + + "Киновидео- 1991 прокат" 21. ОВА Упра- 31047 1930- + + 99% - - + + + вления гости- 1989 ниц Департа- мента Муници- пального жилья 22. ОВА Мос- 5560 1932- + + 80% - - + + + ковской горо- 1992 дской аптеч- ной палаты 23. ОВА МГПО 5815 1928- + + 96% - - + + + "Мосгорпе- 1991 чать" 24. ОВА ЗАГС 617849 1890- + + 90% + + + + + г.Москвы 1991 25. ОВА Кон- 100000 1927- - + 100% - - + + - церна "Мос- 1989 хлеб" 26. ОВА Ас- 16262 1970- + + 75% + + + + + социации пло- 1992 доовощного хозяйства г.Москвы 27. ОВА Уп- 75115 1935- - + 100% - - - - - равления Мос- 1985 ковского мет- рополитена Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 1 июня 1993 г. N 532 Основные направления совершенствования архивного дела города (В редакции Постановления Правительства Москвы от 01.02.2000 г. N 81) 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Передать подлинные документы историко-архитектурного архива Центра научной документации УГК ОИП Москомархитектуры в Центральный архив научно-технической документации МГО архивов. Москомархитектура, МГО архивов 1993 г. Ввести в практику взимание штрафов за нарушение порядка хранения и использования документов в соответствии с действующим законодательством. МГО архивов Начиная с 1993 г. Автоматизировать основные технологические процессы в деятельности МГО архивов, учетный и научно-справочный аппарат Центральных архивов Москвы. МГО архивов 1993-1995 гг. Создать автоматизированные информационные базы данных по нормативным документам Моссовета, Мосгорисполкома, правительства Москвы, землепользованию на территории города, истории архитектуры и градостроительства, документам по истории Москвы, хранящимся в федеральных и областных архивах. МГО архивов 1993-1996 гг. Обеспечить программное и научно-методическое единство работы компьютерных служб мэрии, правительства Москвы и МГО архивов, установить между ними модемную и телефаксную связь. При этом предусматривать перспективу формирования общегородской архивно-информационной сети с включением в нее объединенных ведомственных архивов органов управления городским хозяйством и архивных отделов префектур. Финансово-хозяйственное управление, МГО архивов 1993-1995 гг. Подготовить и издать единый путеводитель по фондам Центральных архивов Москвы. МГО архивов Москомпечать до 1995 г. Провести работу по передаче в Центральные архивы Москвы документов по истории города из федеральных и областных архивов, в первую очередь фонда Моссовета за 1917-1930 гг. В этих целях, в частности, подготовить и направить в соответствующие инстанции, организации необходимые письма, обращения, нормативные и другие документы. МГО архивов 1993-1994 гг. Обеспечить передачу на государственное хранение в архивы Москвы фото-, видео- и фономатериала по проведению сессий Моссовета, райсоветов, митингов, собраний, других мероприятий, сьемку и запись которых ведут соответствующие службы городского, окружного управления. Управление делами мэрии, префектур Постоянно Осуществлять мероприятия по формированию фото-, фоно- и видеолетописи истории Москвы. МГО архивов Постоянно Активизировать лекционно-пропагандистскую работу среди населения города по историко-краеведческой тематике с привлечением специалистов-московедов, широкой документальной базы архивов Москвы МГО архивов 1993-1994 гг. Организовать на базе МГО архивов работу по привлечению в город зарубежного научного историко-культурного туризма. С этой целью разработать программу рекламных мероприятий, выставок уникальных документов, музейных и художественных редкостей, проведения экскурсий по историческим местам Москвы и области, посещения театров, концертных залов, выделить МГО архивов лимиты на гостиничный сектор соответствующего уровня в количестве не менее 15 мест в год. МГО архивов, комитет по культуре Департамент внешних связей Начиная с 1994 г. Подготовить и представить на утверждение правительства Москвы организационные и нормативные документы по проведению архивной и научно-издательской работы в связи с подготовкой к 850-летию Москвы. МГО архивов 1993 г. Разработать план издания сборников архивных документов, научно-справочной и исторической литературы, предусмотрев в нем преобладание московской тематики, выпуск изданий, посвященных 850-летию Москвы. МГО архивов 1993 г. Провести работу по возможному рассекречиванию документов, хранящихся в Центральных архивах Москвы, обеспечив при этом приоритет отечественным исследователям в научном использовании ранее закрытых источников. МГО архивов, сектор спецработ 1993-1994 гг. Определить и в установленном порядке утвердить правила доступа к архивной информации, регламент лицензирования использования документов архивного фонда Москвы, информационных баз данных, основанных на архивных документах, в том числе с оплатой в валюте - для зарубежных исследователей. МГО архивов 1994 г. Активизировать в средствах массовой информации пропаганду документального наследия народа, освещение работы московских архивов, проблем и перспектив их развития, регулярно информировать москвичей о новых поступлениях документов, архивных находках. Пресс-центр мэрии 1993-1994 гг. 2. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ В пределах выделяемых МГО архивов ассигнований предусмотреть: - создание многопользовательской сети на базе современных ПЭВМ, высокопроизводительного головного компьютера; - оснащение малой типографией, звуко- и видеомонтажной аппаратурой; - приобретение аудио, фототехники,видеозаписывающего и воспроизводящего оборудования зарубежных образцов с необходимой периферией в количестве не менее 12 комплектов, 6 ксерокопировальных аппаратов средней и высокой мощности, а также расходных материалов к ним; - включение МГО архивов в телекоммуникационную сеть "Искра-2", "Инфотел" Департамент финансов, МГО архивов 1993-1994 гг. В пределах выделяемых МГО архивов ассигнований ежегодно предусматривать: - формирование денежного фонда для приобретения в государственные архивы Москвы редких документальных памятников истории и культуры, личных архивов, ценных книг, книжных собраний и др. - приобретение и реализацию через книгоиздательский процесс не менее 100 тонн бумаги высококачественных печатных сортов; - создание системы премирования и материального поощрения в объеме полугодового фонда заработной платы; Департамент финансов МГО архивов Постоянно Обеспечить на договорных условиях постоянное прикрепление не менее 50 работников МГО архивов к обслуживанию лечебно-санаторным объединением мэрии Москвы. Финансово-хозяйственное управление, Департамент финансов начиная с 1994 г. Выделить МГО архивов дополнительно 10 номеров телефонов для внедрения системы телефаксной и модемной связи, в первую очередь с мэрией и правительством Москвы, обеспечить подключение МГО архивов к телекоммуникационной сети "Искра-2" и "Инфотел". ГП МГТС 1993 г. Предоставить МГО архивов для размещения документов отдельное здание площадью не менее 7 тыс.кв.м., пригодное для изолированного хранения архивов, организации соответствующего режима охраны. Москомимущество 1993 - 1 половина 1994 г. (Раздел 2 утратил силу в части выделения Объединению "Мосгорархив" отдельного здания площадью не менее 7 тыс.кв.м. - Постановление Правительства Москвы от 01.02.2000 г. N 81) 3. РАЗВИТИЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ Возложить на одного из руководителей в органах управления, службах городского хозяйства ответственность за состояние архивного дела и делопроизводства, предусмотреть в штатных расписаниях аппарата управления и учреждений городского хозяйства должности работников, ответственных за архив и делопроизводство. Ввести объединенные ведомственные архивы в структуру аппарата управления. Заместители премьера, министры, префекты административных округов, руководители департаментов, комитетов и других структур управления городом 1993 г. Обеспечить сохранение действующей сети объединенных ведомственных архивов. Руководители департаментов, комитетов и других структур управления городом 1993 г. Создать в административных округах территориальные отделы МГО архивов, возложив на них организационное и научно-методическое руководство архивным делом в округе, осуществление контроля за упорядочением и хранением документов делопроизводства и по личному составу аппарата префектуры, учреждений, предприятий, подведомственных ей или входящих в систему городского управления, негосударственных организаций, действующих на территории округа, передачей в установленном порядке в Центральные архивы Москвы документов постоянного срока хранения. МГО архивов 1993 г. Предоставить объединенным ведомственным и окружным архивам, территориальным отделам МГО архивов, архивам учреждений, организаций, предприятий помещения, отвечающие требованиям, оснастить необходимым оборудованием, мебелью, современными средствами оргтехники, пожарно-охранной сигнализацией. Руководители департаментов, комитетов и других структур управления городом, префекты административных округов 1993 - 1994 гг. Разработать инструктивно-методические документы по ведению делопроизводства в департаментах, комитетах, других структурах управления городским хозяйством Москвы, положение об объединенном ведомственном архиве и окружном архиве префектуры. МГО архивов 1993 г. В целях оказания методической помощи работникам ведомственных архивов организовать лекции и семинары по вопросам делопроизводства и архивного дела МГО архивов начиная с 1993 г. Предусмотреть внесение в уставы негосударственных организаций при их регистрации обязательств по проведению необходимой архивной работы, установив ответственность за сохранность документов, в особенности по личному составу. Регистрационная палата начиная с 1993 г. Внедрять договорные отношения, предусматривающие оплату хранения документов, между МГО архивов и источниками комплектования - негосударственными предприятиями и организациями, коллективными и частными собственниками. МГО архивов начиная с 1993 г. Обеспечить микрофиширование копийного фонда нормативной документации Моссовета, Мосгорисполкома, правительства Москвы, хранящейся в ведомственном архиве мэрии, с целью последующего внедрения средств автоматизированного поиска необходимой информации. Управление делами мэрии 1993-1995 гг. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|