Расширенный поиск

Постановление Городской Думы Москвы от 04.06.2008 № 124

 



                            М О С К В А

                     МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                     от 4 июня 2008 года N 124

                                   Утратилo силу - Постановление
                                       Городской Думы Москвы
                                       от 07.10.2009 г. N 335

  О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 17
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

     В   соответствии   со   статьей   104  Конституции  Российской
Федерации и статьей 35 Устава города Москвы

     МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА  П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

     1. Внести  на  рассмотрение  Государственной Думы Федерального
Собрания  Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект  федерального  закона  "О  внесении  изменения  в  статью 17
Федерального    закона    "О    лицензировании    отдельных   видов
деятельности".
     2. Поручить  представление  указанного  законопроекта  на всех
этапах  его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы Т.А.Потяевой.
     3. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.
     4. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.


П.п.Председатель Московской
    городской Думы                                     В.М.Платонов


     Вносится Московской городской Думой


     Проект


                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

       О внесении изменения в статью 17 Федерального закона
          "О лицензировании отдельных видов деятельности"

     Статья 1

     Внести  в  пункт  1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа
2001  года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(Собрание   законодательства   Российской   Федерации,  2001, N 33,
ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169;
N 11,  ст. 956;  N 13,  ст. 1178;  2005,  N 13, ст. 1078; N 27, ст.
2719;  2006,  N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 7, 15; N 45, ст. 5427;
N 46, ст. 5554; N 50, ст. 6247) изменение, дополнив его  подпунктом
105 следующего содержания:
     "105)  деятельность,  связанная  с трудоустройством граждан на
работу  в  семьи  по  присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их
воспитанию.".

     Статья 2

     Настоящий  Федеральный  закон  вступает в силу с 1 января 2010
года.


     Президент Российской Федерации


                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  к проекту федерального закона
      "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона
          "О лицензировании отдельных видов деятельности"

     В  проекте  федерального закона "О внесении изменения в статью
17   Федерального   закона   "О   лицензировании   отдельных  видов
деятельности"  (далее  - законопроект) перечень видов деятельности,
на    осуществление   которых   требуются   лицензии,   дополняется
подпунктом    о    лицензировании    деятельности,    связанной   с
трудоустройством  граждан  на  работу в семьи для присмотра и (или)
ухода за детьми, и (или) их воспитания.
     Законопроект   разработан   с   учетом   положений   статьи  4
Федерального   закона   от   8   августа  2001  года  N  128-ФЗ  "О
лицензировании  отдельных видов деятельности", в которой говорится,
что    "к   лицензируемым   видам   деятельности   относятся   виды
деятельности,   осуществление   которых   может  повлечь  за  собой
нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан...".
     В    случае    лицензирования    деятельности,   связанной   с
трудоустройством  граждан  на  работу  в семьи по присмотру и (или)
уходу  за  детьми,  и  (или)  их  воспитанию,  речь  идет  о  риске
нанесения    ущерба    физическому    и    психическому    здоровью
несовершеннолетних   детей   гражданами,   которых  соответствующие
юридические  лица (далее - кадровые агентства) по заявкам родителей
трудоустроили на соответствующую работу в семьи (далее - няни).
     Меры  государственной  поддержки  семей с детьми, направленные
на  решение  демографической  проблемы,  увеличение  рождаемости, с
одной   стороны,   и  невозможность  обеспечения  в  полном  объеме
присмотром   и   уходом   в   государственной  системе  дошкольного
образования  всех  нуждающихся  в этом детей, а также невозможность
большого  числа  женщин  самостоятельно осуществлять обязанности по
присмотру,  уходу  и  воспитанию  ребенка  в связи с необходимостью
сохранения   рабочего  места  по  окончании  отпуска  по  уходу  за
ребенком,  с  другой стороны, привели к востребованности услуг нянь
(в   общей   доле   домашнего   персонала,   по  оценке  участников
соответствующего   рынка   услуг,  няни  составляют  от  50  до  70
процентов).
     В  связи  с  этим появились многочисленные кадровые агентства,
оказывающие   услуги  по  трудоустройству  домашнего  персонала  на
работу  с  особым  контингентом  -  детьми  (новорожденными  или  в
возрасте  от  1 года до 14 лет). Только на территории города Москвы
работают более 300 таких агентств.
     В  настоящее время няня - это не столько женщина, занимающаяся
уходом  за  детьми (согласно "Толковому словарю русского языка" под
редакцией  Д.Н.Ушакова),  сколько  работник,  за определенную плату
осуществляющий  деятельность,  связанную  с  присмотром,  уходом за
детьми   и   их   воспитанием.   Следовательно,  возникает  вопрос:
"Квалифицированный это работник или нет?".
     Специфика   данной  деятельности  заключается  в  том,  что  в
подавляющем  большинстве  случаев няня остается в течение всего дня
наедине  с  малолетним  ребенком  или детьми. И от ее физического и
психического  здоровья,  действий или бездействия зависит здоровье,
а   нередко   и  жизнь  маленького  человека.  Кроме  того,  помимо
специальных   знаний   и   опыта   работы   с  разными  возрастными
категориями  детей  требуются определенные личностные качества, так
как  не  любой,  даже  самый  талантливый,  учитель  или работник с
медицинским  (педагогическим) образованием может работать в семье с
детьми.
     В   настоящее  время  обучение  таким  профессиям,  как  няня,
домашний  воспитатель,  гувернер  (гувернантка),  в государственной
системе   образования   не   осуществляется,   поэтому   к   людям,
занимающимся   соответствующей   деятельностью,   не  предъявляются
требования   к  уровню  специального  образования  и  квалификации.
Зачастую  во  внимание принимаются конкретные пожелания родителей и
требования   к   кандидатуре  няни,  установленные  самим  кадровым
агентством.
     В  большинстве случаев родители подбирают няню для своих детей
не  самостоятельно  (объявления  в  газетах,  советы  знакомых),  а
обращаясь  в  кадровые  агентства.  Родители, заключившие договор с
кадровым  агентством  на  подбор  няни  для  своего  ребенка,  не в
состоянии  проверить  подлинность  и  достоверность  ее документов,
выявить  при  собеседовании отличительные личностные качества. Свой
выбор   родители   делают   из   числа  кандидатов,  предварительно
отобранных  сотрудниками  кадрового  агентства,  в  соответствии  с
индивидуальными предпочтениями.
     Безопасность  и  здоровье  ребенка  зависят от того, насколько
тщательно  в  кадровом  агентстве проверили документы няни, провели
психологическое  тестирование  для  оценки  ее  профессиональных  и
личностных  качеств, в случае выявления недостаточности специальных
знаний   посоветовали   получить   профессиональную  подготовку.  В
противном  случае  работу  в  семье  с  детьми может получить любой
человек  без  специальной подготовки и образования, даже психически
неуравновешенный или с криминальным прошлым.
     Ответственность  кадрового  агентства  за действия конкретного
работника,  предлагаемого  для  работы  с детьми, законодательством
Российской   Федерации   не   предусмотрена,   поэтому  нет  прямой
заинтересованности    таких   агентств   в   качественном   подборе
кандидатов   для   работы   в  семьи  с  детьми,  их  тщательной  и
всесторонней   проверке.   Исключение  составляют  немногочисленные
кадровые  агентства,  длительное время работающие на рынке кадровых
услуг, которые дорожат своей деловой репутацией.
     В   связи  с  этим  риск  нанесения  ущерба  здоровью  ребенка
непрофессиональными  действиями няни значительно выше, чем в других
сферах  деятельности.  За  ошибки  кадровых агентств расплачиваются
своим здоровьем и жизнью дети и их родители.
     Официальной  статистики  по  количеству детей, пострадавших от
действий  нянь,  нет.  Однако,  по  данным специализированных фирм,
осуществляющих  по  поручению  родителей  проверку  нянь  с помощью
видео-   и  аудиозаписи,  в  70  случаях  из  100  заказчики  после
соответствующей  проверки  отказываются  от  услуг  нянь по причине
жестокого  и  грубого  обращения  с детьми (рукоприкладство, крики,
нецензурные  выражения)  или  недобросовестного  отношения  к своим
обязанностям   (отсутствие  должного  присмотра  и  ухода,  пропуск
кормления,  нарушение  правил  гигиены),  а  также  в  ряде  других
случаев.
     Кроме  того,  жестокое и грубое обращение оказывает негативное
воздействие на неокрепшую психику ребенка.
     В  подпункте  83  пункта  1  статьи  17 Федерального закона "О
лицензировании    отдельных   видов   деятельности"   предусмотрено
лицензирование  деятельности,  связанной с трудоустройством граждан
Российской   Федерации   за   пределами   Российской  Федерации,  а
Правительством   Российской   Федерации   принято   соответствующее
положение.
     Однако  деятельность,  связанная  с  трудоустройством  граждан
Российской   Федерации   на   ее   территории,   в   том   числе  с
трудоустройством  домашних  воспитателей (нянь) в семьи с детьми, в
России   законодательно   не  урегулирована.  Кроме  того,  следует
отметить,  что кадровые агентства повсеместно предоставляют в семьи
для  работы в качестве нянь граждан других государств (например, из
стран СНГ).
     В   подавляющем   большинстве   случаев   кадровые   агентства
отказываются  нести ответственность за действия рекомендованных ими
нянь,  поскольку  такие  работники  не  состоят  в их штате, а сами
агентства   работают   исключительно   как   посредники.  В  случае
недовольства   работником   кадровое   агентство   предложит  новую
кандидатуру,  не  возмещая  нанесенный ущерб. В особых случаях няню
могут   занести  в  "черный  список"  и  больше  не  предлагать  ее
кандидатуру.  К  сожалению,  такие  списки  не являются источниками
объективной информации для родителей.
     Законодательство  о защите прав потребителей также не защищает
родителя  от  нерадивого  работника.  Деятельность  няни в отличие,
например,  от  индивидуальной трудовой педагогической деятельности,
которая  сопровождается  получением  доходов  и рассматривается как
предпринимательская, не подлежит государственной регистрации.
     Регулирование   деятельности,   связанной  с  трудоустройством
граждан   на   работу   в   семьи   с  детьми,  иными  методами  не
осуществляется.  Решить  данную  проблему,  на  наш  взгляд, сможет
институт лицензирования.
     Установление  четких  критериев  и  требований  к деятельности
кадровых  агентств  в  данной  сфере  должно привести к созданию на
рынке   соответствующих   услуг   нового   вида  специализированных
профессиональных  кадровых агентств по подбору персонала для работы
в семьях с детьми.
     Отсутствие  методов  государственного регулирования и контроля
в  данной  сфере  деятельности,  которая  имеет  важное  социальное
значение   и   затрагивает   интересы   граждан,  в  целом  снижает
эффективность принимаемых государством мер по защите прав детей.


     Московская городская Дума



                                  Приложение 1
                                  к проекту федерального закона
                                  "О внесении изменения в статью 17
                                  Федерального закона "О
                                  лицензировании отдельных видов
                                  деятельности"


                             ПЕРЕЧЕНЬ

     актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с
   принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в
  статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
                           деятельности"

     В  связи  с  принятием проекта федерального закона "О внесении
изменения   в  статью  17  Федерального  закона  "О  лицензировании
отдельных  видов  деятельности"  потребуется принятие постановления
Правительства  Российской  Федерации  "Об  утверждении  положения о
лицензировании  деятельности,  связанной с трудоустройством граждан
на  работу в семьи по присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их
воспитанию".


     Московская городская Дума



                                  Приложение 2
                                  к проекту федерального закона
                                  "О внесении изменения в статью 17
                                  Федерального закона "О
                                  лицензировании отдельных видов
                                  деятельности"


                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

   проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

     Принятие   данного   проекта   федерального  закона  потребует
дополнительных  расходов  из  федерального  бюджета с 1 января 2010
года    на    функционирование   органа   государственной   власти,
уполномоченного    (в    случае    его    создания)    осуществлять
лицензирование,   а  также  на  проведение  других  мероприятий  по
лицензированию  деятельности,  связанной с трудоустройством граждан
на  работу в семьи по присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их
воспитанию.
     В    случае    передачи    соответствующих    полномочий    по
лицензированию  субъекту  Российской Федерации затраты, связанные с
предоставлением  лицензий, составят в городе Москве 900 тыс. рублей
в год.


     Московская городская Дума


Информация по документу
Читайте также