Расширенный поиск

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2014 № 1041н

 



                              ПРИКАЗ

    МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                   от 15 декабря 2014 г. N 1041н


            Об утверждении профессионального стандарта
            "Специалист в области медиации (медиатор)"

        Зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2014 г.
                      Регистрационный N 35478

     В соответствии с пунктом 16 Правил разработки,  утверждения  и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  22 января  2013 г.   N 23
(Собрание  законодательства  Российской   Федерации,   2013,   N 4,
ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
     Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист  в
области медиации (медиатор)".


     Министр                                            М.А.Топилин


                           _____________


                                                         Приложение


                     ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

             Специалист в области медиации (медиатор)

                                            |---------------------|
                                            |         307         |
                                            |---------------------|
                                             Регистрационный номер

                         I. Общие сведения
                                                        |---------|
Медиация (урегулирование споров с помощью процедуры     | 07.001  |
медиации) _________________________________________     |---------|
     (наименование вида профессиональной деятельности)     Код

     Основная цель вида профессиональной деятельности:

|-----------------------------------------------------------------|
|Урегулирование споров с помощью процедуры медиации с участием в  |
|качестве посредника независимого лица - медиатора                |
|-----------------------------------------------------------------|

     Группа занятий:

|---------|--------------------|----------|-----------------------|
|  2429   |Специалисты в       |   2446   |Специалисты в сфере    |
|         |области права, не   |          |социальных проблем     |
|         |вошедшие в другие   |          |                       |
|         |группы              |          |                       |
|---------|--------------------|----------|-----------------------|
(код ОКЗ<1>)  (наименование)     (код ОКЗ)    (наименование)

     Отнесение к видам экономической деятельности:

|----------|------------------------------------------------------|
| 66.29.9  |Прочая   вспомогательная    деятельность    в    сфере|
|          |страхования,    кроме    обязательного     социального|
|          |страхования                                           |
|----------|------------------------------------------------------|
|  70.22   |Консультирование по вопросам коммерческой деятельности|
|          |и управления                                          |
|----------|------------------------------------------------------|
|  82.99   |Деятельность по предоставлению прочих  вспомогательных|
|          |услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки |
|----------|------------------------------------------------------|
|  96.09   |Предоставление   прочих   персональных    услуг,    не|
|          |включенных в другие группировки                       |
|----------|------------------------------------------------------|
(код ОКВЭД<2>)   (наименование вида экономической деятельности)
     ___________
     <1> Общероссийский классификатор занятий.
     <2> Общероссийский   классификатор     видов     экономической
деятельности.

                II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
                      (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

|------------------------------|----------------------------------------------------------------|
|  Обобщенные трудовые функции |                        Трудовые функции                        |
|---|------------------|-------|------------------------------------------------|------|--------|
|код|   наименование   |уровень|                   наименование                 |  код |уровень |
|   |                  |квали- |                                                |      |(под-   |
|   |                  |фикации|                                                |      |уровень)|
|   |                  |       |                                                |      |квали-  |
|   |                  |       |                                                |      |фикации |
|---|------------------|-------|------------------------------------------------|------|--------|
| А |Ведение процедуры |   6   |Организационно-техническое и документарное      |А/01.6|    6   |
|   |медиации (без     |       |обеспечение процедуры медиации                  |      |        |
|   |специализации)    |       |------------------------------------------------|------|--------|
|   |                  |       |Подготовка к процедуре медиации                 |А/02.6|    6   |
|   |                  |       |------------------------------------------------|------|--------|
|   |                  |       |Ведение процесса выработки, согласования условий|А/03.6|    6   |
|   |                  |       |медиативного соглашения и завершения процедуры  |      |        |
|   |                  |       |медиации                                        |      |        |
|---|------------------|-------|------------------------------------------------|------|--------|
| В |Ведение процедуры |   7   |Подготовка к процедуре медиации в               |В/01.7|    7   |
|   |медиации в        |       |специализированной сфере                        |      |        |
|   |специализированной|       |------------------------------------------------|------|--------|
|   |сфере<1>          |       |Ведение процесса выработки, согласования условий|В/02.7|    7   |
|   |                  |       |медиативного соглашения и завершение процедуры  |      |        |
|   |                  |       |медиации в специализированной сфере             |      |        |
|---|------------------|-------|------------------------------------------------|------|--------|
| С |Супервизия в      |   7   |Разбор практических случаев в специализированной|С/01.7|    7   |
|   |специализированной|       |сфере медиации                                  |      |        |
|   |сфере медиации    |       |------------------------------------------------|------|--------|
|   |                  |       |Анализ и корректировка профессиональных умений  |С/02.7|    7   |
|   |                  |       |супервизируемого специалиста                    |      |        |
|   |                  |       |------------------------------------------------|------|--------|
|   |                  |       |Развитие умений профессионального самоанализа   |С/03.7|    7   |
|   |                  |       |супервизируемого специалиста                    |      |        |
|---|------------------|-------|------------------------------------------------|------|--------|
     _____________
     <1> К  специализированным  сферам  относятся:  семейная,  коммерческая медиация,  медиация в
трудовой  сфере,  медиация  в   сфере   образования,   в   восстановительном   правосудии   и   с
несовершеннолетними  правонарушителями,  медиация в спорах,  связанных с защитой интеллектуальной
собственности и  в  публичной  сфере,  многосторонняя  медиация,  медиация  в  финансовой  сфере,
этномедиация  (медиация  в этнических,  конфессициональных и межнациональных спорах),  медиация в
международной сфере (проведение процедуры медиации в трансграничных и/или  межкультурных  спорах,
возникших  в  конкретной  сфере - либо семейной,  либо коммерческой,  либо в другой).  Соискатель
подтверждает  свою  квалификацию   для   каждой   сферы   отдельно.   Квалификационный   документ
(сертификат/свидетельство) выдается на каждую специализированную сферу.

          III. Характеристика обобщенных трудовых функций

                 3.1. Обобщенная трудовая функция

             |------------------------------|    |---|        |---|
Наименование |Ведение процедуры медиации    | Код| А | Уровень| 6 |
             |(без специализации)           |    |   | квали- |   |
             |                              |    |   | фикации|   |
             |------------------------------|    |---|        |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Возможные    |Медиатор общего профиля (не имеющий специализации) |
|наименования |                                                   |
|должностей   |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

|-------------|---------------------------------------------------|
|Требования к |Высшее образование - бакалавриат                   |
|образованию и|Дополнительное профессиональное образование -      |
|обучению     |программы повышения квалификации в области медиации|
|-------------|---------------------------------------------------|
|Требования к |                           -                       |
|опыту        |                                                   |
|практической |                                                   |
|работы       |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Особые       |Возраст не менее 25 лет<1>                         |
|условия      |                                                   |
|допуска к    |                                                   |
|работе       |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|-------------|------|--------------------------------------------|
|Наименование | Код  |    Наименование базовой группы, должности  |
|  документа  |      |        (профессии) или специальности       |
|-------------|------|--------------------------------------------|
|ОКЗ          | 2429 |Специалисты в области права, не вошедшие в  |
|             |      |другие группы                               |
|             |------|--------------------------------------------|
|             | 2446 |Специалисты в сфере социальных проблем      |
|-------------|------|--------------------------------------------|
|ОКСО<2>      |  -   |Все направления подготовки и специальности  |
|-------------|------|--------------------------------------------|
     ____________
     <1> Федеральный   закон   от    27 июля    2010 г.    N 193-ФЗ
"Об альтернативной  процедуре  урегулирования  споров  с   участием
посредника   (процедуре   медиации)"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4162; 2013,  N 27,  ст. 3477;
N 30, ст. 4066).
     <2> Общероссийский    классификатор      специальностей     по
образованию.

                      3.1.1. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Организационно-техническое | Код|A/01.6| Уровень | 6 |
            |и документарное            |    |      | (под-   |   |
            |обеспечение процедуры      |    |      | уровень)|   |
            |медиации                   |    |      | квали-  |   |
            |                           |    |      | фикации |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Трудовые     |Разъяснение сути процедуры медиации сторонам и их  |
|действия     |консультантам в общем виде                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление сути спора в целях понимания пригодности |
|             |его для разрешения в рамках процедуры медиации     |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Установление правосубъектности лиц, предполагающих |
|             |участие в процедуре медиации                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование кандидатуры медиатора для проведения  |
|             |конкретной процедуры медиации                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование организационных вопросов, касающихся  |
|             |проведения процедуры медиации                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование финансовых расходов на проведение     |
|             |процедуры медиации                                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Подготовка проектов документов, используемых в ходе|
|             |подготовки, организации, проведения процедуры      |
|             |медиации и по ее завершении                        |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование проектов документов, используемых в   |
|             |ходе подготовки, организации, проведении процедуры |
|             |медиации и по ее завершении, со сторонами процедуры|
|             |медиации                                           |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Оценивать применимость медиации для конкретного    |
|умения       |случая/спора                                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Осуществлять профессиональное взаимодействие с     |
|             |участниками процедуры медиации                     |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Устанавливать полномочия лиц, участвующих в        |
|             |процедуре медиации                                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Рассчитывать и обосновывать финансовые расходы по  |
|             |проведению процедуры медиации                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Составлять организационно-распорядительные и       |
|             |справочно-информационные документы                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Пользоваться офисной техникой (компьютер, принтер, |
|             |сканер, факс)                                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Пользоваться основными офисными программами        |
|             |(текстовые редакторы и программы составления       |
|             |презентаций)                                       |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Принципы медиации                                  |
|знания       |---------------------------------------------------|
|             |Последовательность процедуры медиации              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Роль медиатора и участников в процедуре медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Кодекс профессиональной этики медиатора            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы гражданского права                          |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Законодательство Российской Федерации о медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Ограничения, социальные нормы и стандарты,         |
|             |традиции, обычаи и их роль в разрешении конфликтов |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Статьи расходов на проведение процедуры медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы социальной коммуникации                     |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Правила составления и ведения                      |
|             |организационно-распорядительных и                  |
|             |справочно-информационных документов                |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Особенности применения основных офисных программ   |
|             |(текстовые редакторы и программы составления       |
|             |презентаций)                                       |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Другие       |Следовать положениям кодекса профессиональной этики|
|характеристи-|медиатора                                          |
|ки           |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

                      3.1.2. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Подготовка к процедуре     | Код|A/02.6| Уровень | 6 |
            |медиации                   |    |      | (под-   |   |
            |                           |    |      | уровень)|   |
            |                           |    |      | квали-  |   |
            |                           |    |      | фикации |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------|----------------------------------------------------|
|Трудовые    |Разъяснение сторонам сути процедуры медиации        |
|действия    |----------------------------------------------------|
|            |Выявление ожиданий сторон в отношении процедуры     |
|            |медиации                                            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формирование и согласование со сторонами правил     |
|            |проведения конкретной процедуры медиации            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формирование и согласование со сторонами временного |
|            |регламента проведения конкретной процедуры медиации |
|------------|----------------------------------------------------|
|Необходимые |Налаживать взаимодействие с каждой из сторон и      |
|умения      |участниками процедуры медиации                      |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Налаживать взаимодействие между сторонами и         |
|            |участниками процедуры медиации                      |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Анализировать информацию                            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формулировать, уточнять, прояснять, разъяснять      |
|            |высказывания участников и сторон в процедуре        |
|            |медиации                                            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Обобщать и резюмировать высказывания участников     |
|            |процедуры медиации                                  |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Содействовать сторонам в анализе выгод, издержек,   |
|            |последствий и возможностей событий/состояний        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Распознавать и корректировать эмоциональное         |
|            |состояние участников процедуры медиации             |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Структурировать цели участников процедуры медиации  |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Организовать процесс взаимодействия участников      |
|            |процедуры медиации                                  |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Поддерживать баланс времени и сил в процессе        |
|            |высказывания сторон и отстаивания ими своих точек   |
|            |зрения                                              |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Сохранять нейтральность, беспристрастность в        |
|            |отношении сторон и предмета спора                   |
|------------|----------------------------------------------------|
|Необходимые |Принципы медиации                                   |
|знания      |----------------------------------------------------|
|            |Последовательность процедуры медиации               |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Кодекс профессиональной этики медиатора             |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Техники и приемы оказания медиативной помощи        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Законодательство Российской Федерации о медиации    |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы гражданского права                           |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы психологической коррекции установок и        |
|            |восприятия                                          |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы социальной психологии                        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Виды эмоционального реагирования                    |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы гуманистической психологии                   |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы когнитивной психологии                       |
|------------|----------------------------------------------------|
|Другие      |                           -                        |
|характерис- |                                                    |
|тики        |                                                    |
|------------|----------------------------------------------------|

                      3.1.3. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Ведение процесса выработки,| Код|A/03.6| Уровень | 6 |
            |согласования условий       |    |      | (под-   |   |
            |медиативного соглашения и  |    |      | уровень)|   |
            |завершения процедуры       |    |      | квали-  |   |
            |медиации                   |    |      | фикации |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Трудовые     |Прояснение содержания спора между сторонами        |
|действия     |процедуры медиации                                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление вопросов, возникших в связи со спором и  |
|             |требующих обсуждения в ходе процедуры медиации     |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Формирование повестки обсуждения вопросов,         |
|             |требующих рассмотрения в ходе процедуры медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Проведение обсуждения вопросов повестки с целью    |
|             |обеспечения понимания сторонами процедуры медиации |
|             |своих интересов и интересов другой стороны         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление истинных потребностей сторон, в том числе|
|             |относительно результата процедуры медиации         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выработка вариантов разрешения спора по итогам     |
|             |обсуждения вопросов принятой повестки              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обсуждение со сторонами процедуры медиации         |
|             |исполнимости и реалистичности медиативного         |
|             |соглашения                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование со сторонами процедуры медиации       |
|             |алгоритма выполнения медиативного соглашения       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование действий сторон процедуры медиации в  |
|             |случае невыполнения ими или одной из сторон        |
|             |медиативного соглашения                            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Составление и обеспечение подписания итогового     |
|             |медиативного соглашения                            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление отношения сторон к ходу и результатам    |
|             |процедуры медиации                                 |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Анализировать информацию                           |
|умения       |---------------------------------------------------|
|             |Формулировать, уточнять, прояснять, разъяснять     |
|             |высказывания участников и сторон медиативного      |
|             |соглашения                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обобщать и резюмировать высказывания               |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Анализировать выгоды, издержки, последствия и      |
|             |возможности событий/состояний                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Распознавать и корректировать эмоциональное        |
|             |состояние участников процедуры медиации            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Структурировать цели участников процедуры медиации |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Организовывать процесс взаимодействия участников   |
|             |процедуры медиации                                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Сохранять нейтральность, беспристрастность в       |
|             |отношении сторон и предмета спора                  |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выделять существенное в высказываниях              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Анализировать эмоциональные реакции сторон         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Организовывать поиск совместных решений            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Содействовать критическому конструктивному анализу |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Содействовать формулированию решений               |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Поддерживать баланс времени и сил между сторонами  |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обеспечивать оптимальный уровень конкретизации     |
|             |решений                                            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Работать со средствами визуализации информации     |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Принципы медиации                                  |
|знания       |---------------------------------------------------|
|             |Последовательность процедуры медиации              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Техники работы медиатора                           |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы гражданского права                          |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Законодательство Российской Федерации о медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы теории переговоров                          |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы формальной логики                           |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Кодекс профессиональной этики медиатора            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы гуманистической психологии                  |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы когнитивной психологии                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы психологической коррекции установок и       |
|             |восприятия                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Виды эмоционального реагирования                   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основные приемы и средства визуализации информации |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Способы поиска совместных решений                  |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Другие       |                           -                       |
|характеристи-|                                                   |
|ки           |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

                 3.2. Обобщенная трудовая функция

             |------------------------------|    |---|        |---|
Наименование |Ведение процедуры медиации в  | Код| B | Уровень| 7 |
             |специализированной сфере      |    |   | квали- |   |
             |                              |    |   | фикации|   |
             |                              |    |   |        |   |
             |------------------------------|    |---|        |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Возможные    |Медиатор в специализированной сфере                |
|наименования |                                                   |
|должностей   |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

|-------------|---------------------------------------------------|
|Требования  к|Высшее образование - специалитет, магистратура     |
|образованию и|Дополнительные профессиональные программы -        |
|обучению     |программы повышения квалификации в области медиации|
|-------------|---------------------------------------------------|
|Требования  к|Не менее двух лет работы в сфере специализации     |
|опыту        |                                                   |
|практической |                                                   |
|работы       |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Особые       |Возраст не менее 25 лет                            |
|условия      |                                                   |
|допуска к    |                                                   |
|работе       |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|------------|---------|------------------------------------------|
|Наименование|   Код   |   Наименование базовой группы, должности |
| документа  |         |       (профессии) или специальности      |
|------------|---------|------------------------------------------|
|ОКЗ         |  2429   |Специалисты в области права, не вошедшие в|
|            |         |другие группы                             |
|            |---------|------------------------------------------|
|            |  2446   |Специалисты в сфере социальных проблем    |
|------------|---------|------------------------------------------|
|ОКСО        |    -    |Все направления подготовки и специальности|
|------------|---------|------------------------------------------|

                      3.2.1. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Подготовка к процедуре     | Код|B/01.7| Уровень | 7 |
            |медиации в                 |    |      | (под-   |   |
            |специализированной сфере   |    |      | уровень)|   |
            |                           |    |      | квали-  |   |
            |                           |    |      | фикации |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------|----------------------------------------------------|
|Трудовые    |Разъяснение сторонам конфликта сути процедуры       |
|действия    |медиации                                            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Выявление ожиданий сторон в отношении процедуры     |
|            |медиации                                            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формирование и согласование правил проведения       |
|            |конкретной процедуры медиации                       |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формирование и согласование временного регламента   |
|            |проведения конкретной процедуры медиации            |
|------------|----------------------------------------------------|
|Необходимые |Налаживать взаимодействие с каждой из сторон и      |
|умения      |участниками процедуры медиации                      |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Налаживать взаимодействие между сторонами и         |
|            |участниками процедуры медиации                      |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Анализировать информацию, переформулировать         |
|            |высказывания                                        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формулировать, уточнять, прояснять, разъяснять      |
|            |высказывания                                        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Обобщать и резюмировать высказывания                |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Содействовать сторонам в анализе выгод, издержек,   |
|            |последствий и возможностей событий/состояний        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Распознавать и корректировать эмоциональное         |
|            |состояние участников процедуры медиации             |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Структурировать цели участников процедуры медиации  |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Организовывать процесс взаимодействия участников    |
|            |процедуры медиации                                  |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Поддерживать баланс времени, сил, власти в процессе |
|            |высказывания сторон и отстаивания ими своих точек   |
|            |зрения                                              |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Сохранять нейтральность, беспристрастность в        |
|            |отношении сторон и предмета спора                   |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Применять специальные техники ведения процедуры     |
|            |медиации в соответствии со специализированной сферой|
|------------|----------------------------------------------------|
|Необходимые |Принципы медиации                                   |
|знания      |----------------------------------------------------|
|            |Последовательность процедуры медиации               |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Техники работы медиатора в специализированной сфере,|
|            |инструменты вмешательства знания                    |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Кодекс профессиональной этики медиатора             |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Законодательство Российской Федерации о медиации    |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы гражданского, семейного, трудового права     |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Предметные знания в специализированной сфере        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы психологической коррекции установок и        |
|            |восприятия                                          |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы социальной психологии                        |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Виды эмоционального реагирования                    |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы гуманистической психологии                   |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы когнитивной психологии                       |
|------------|----------------------------------------------------|
|Другие      |                           -                        |
|характерис- |                                                    |
|тики        |                                                    |
|------------|----------------------------------------------------|

                      3.2.2. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Ведение процесса выработки,| Код|B/02.7| Уровень | 7 |
            |согласования условий       |    |      | (под-   |   |
            |медиативного соглашения и  |    |      | уровень)|   |
            |завершение процедуры       |    |      | квали-  |   |
            |медиации в                 |    |      | фикации |   |
            |специализированной сфере   |    |      |         |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Трудовые     |Прояснение   содержания   спора   между   сторонами|
|действия     |процедуры медиации                                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление вопросов, возникших в связи со  спором  и|
|             |требующих обсуждения в ходе процедуры медиации     |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Формирование    повестки    обсуждения    вопросов,|
|             |требующих рассмотрения в ходе процедуры медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Проведение обсуждения  вопросов  повестки  с  целью|
|             |обеспечения понимания сторонами процедуры  медиации|
|             |своих интересов и интересов другой стороны         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление истинных потребностей сторон, в том числе|
|             |относительно результата процедуры медиации         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Проведение выработки вариантов разрешения спора  по|
|             |итогам обсуждения вопросов повестки                |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Организация   тестирования    на    реалистичность,|
|             |структурирования и отбора вариантов решения  спора,|
|             |составляющих основу проекта медиативного соглашения|
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обсуждение   со   сторонами   процедуры    медиации|
|             |исполнимости   и   жизнеспособности    медиативного|
|             |соглашения                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование  со   сторонами   процедуры   медиации|
|             |алгоритма выполнения медиативного соглашения       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Согласование действий сторон процедуры  медиации  в|
|             |случае  невыполнения   ими   или   одной   из   них|
|             |медиативного соглашения (полностью или в части)    |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Составление  и  обеспечение  подписания   итогового|
|             |медиативного соглашения                            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выявление отношения сторон  к  ходу  и  результатам|
|             |процедуры медиации                                 |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Анализировать информацию, переформулировать        |
|умения       |высказывания                                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Формулировать, уточнять, прояснять, разъяснять     |
|             |высказывания                                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обобщать и резюмировать высказывания               |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Анализировать выгоды, издержки, последствия и      |
|             |возможности событий/состояний                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Распознавать и корректировать эмоциональное        |
|             |состояние участников процедуры медиации            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Структурировать цели участников процедуры медиации |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Организовывать процесс взаимодействия участников   |
|             |процедуры медиации                                 |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Сохранять нейтральность, беспристрастность в       |
|             |отношении сторон и предмета спора                  |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выделять существенное в высказываниях              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Анализировать эмоциональные реакции                |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Применять формальную логику                        |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Применять технологии совместного решения           |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Организовывать поиск совместных решений            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Содействовать критическому конструктивному анализу |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Содействовать формулированию решений               |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обеспечивать оптимальный уровень конкретизации     |
|             |решений                                            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Поддерживать баланс времени, сил, власти между     |
|             |сторонами                                          |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Применять специальные техники ведения процедуры    |
|             |медиации в соответствии со специализированной      |
|             |сферой                                             |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Работать со средствами визуализации информации     |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Принципы медиации                                  |
|знания       |---------------------------------------------------|
|             |Последовательность процедуры медиации              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Техники работы медиатора в специализированной сфере|
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы гражданского, семейного, трудового права    |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Законодательство Российской Федерации о медиации   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы теории переговоров                          |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы формальной логики                           |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Кодекс профессиональной этики медиатора            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Предметные знания в специализированной сфере       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы гуманистической психологии                  |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы социальной психологии                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы когнитивной психологии                      |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы психологической коррекции установок и       |
|             |восприятия                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Виды эмоционального реагирования                   |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основные приемы и средства визуализации            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы теории переговоров                          |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Способы поиска совместных решений                  |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Другие       |                           -                       |
|характеристи-|                                                   |
|ки           |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

                 3.3. Обобщенная трудовая функции

             |------------------------------|    |---|        |---|
Наименование |Супервизия в                  | Код| C | Уровень| 7 |
             |специализированной сфере      |    |   | квали- |   |
             |медиации                      |    |   | фикации|   |
             |                              |    |   |        |   |
             |------------------------------|    |---|        |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
обобщенной    |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
трудовой      |          |из оригинала|         |                 |
функции       |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Возможные    |Супервизор в специализированной сфере медиации     |
|наименования |                                                   |
|должностей   |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

|-------------|---------------------------------------------------|
|Требования  к|Высшее образование - специалитет, магистратура     |
|образованию и|Дополнительные профессиональные программы -        |
|обучению     |программы повышения квалификации в области медиации|
|             |в специализированных сферах                        |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Требования  к|Не  менее  семи  лет  работы  в  медиации  (ведение|
|опыту        |процедур медиации), из них не менее трех лет работы|
|практической |в специализированной сфере                         |
|работы       |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Особые       |                           -                       |
|условия      |                                                   |
|допуска к    |                                                   |
|работе       |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

     Дополнительные характеристики:

|-------------|-------|-------------------------------------------|
|Наименование |  Код  |   Наименование базовой группы, должности  |
|  документа  |       |        (профессии) или специальности      |
|-------------|-------|-------------------------------------------|
|ОКЗ          | 2429  |Специалисты в области права, не вошедшие в |
|             |       |другие группы                              |
|             |-------|-------------------------------------------|
|             | 2446  |Специалисты в сфере социальных проблем     |
|-------------|-------|-------------------------------------------|
|ОКСО         |   -   |Все направления подготовки и специальности |
|-------------|-------|-------------------------------------------|

                      3.3.1. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Разбор практических случаев| Код|C/01.7| Уровень | 7 |
            |в специализированной сфере |    |      | (под-   |   |
            |медиации                   |    |      | уровень)|   |
            |                           |    |      | квали-  |   |
            |                           |    |      | фикации |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Трудовые     |Сбор    информации    о     практическом     случае|
|действия     |супервизируемого специалиста                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Выделение сущностных аспектов практического  случая|
|             |супервизируемого специалиста                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Обсуждение    с    супервизируемым     специалистом|
|             |выделенных аспектов практического случая           |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Выявлять  проблемы  в   практической   деятельности|
|умения       |супервизируемого специалиста                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Определять  основные  цели  супервизии   конкретной|
|             |ситуации                                           |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Предлагать и следовать предложенному формату       |
|             |обсуждения                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Соотносить затруднения в профессиональной области с|
|             |умениями, необходимыми для их решения              |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Теория и практика медиативной деятельности         |
|знания       |---------------------------------------------------|
|             |Основы психологии обучения                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Технология супервизии                              |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Другие       |                           -                       |
|характеристи-|                                                   |
|ки           |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

                      3.3.2. Трудовая функция

            |---------------------------|    |------|         |---|
Наименование|Анализ и корректировка     | Код|C/02.7| Уровень | 7 |
            |профессиональных умений    |    |      | (под-   |   |
            |супервизируемого           |    |      | уровень)|   |
            |специалиста                |    |      | квали-  |   |
            |                           |    |      | фикации |   |
            |---------------------------|    |------|         |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|-------------|---------------------------------------------------|
|Трудовые     |Обсуждение с супервизируемым специалистом его      |
|действия     |действий                                           |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Демонстрация супервизируемому специалисту элементов|
|             |профессиональных умений                            |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Предоставление профессиональной информации         |
|             |супервизируемому специалисту                       |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Выявлять проблемы в практической деятельности      |
|умения       |супервизируемого специалиста                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Определять основные цели супервизии                |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Предлагать и следовать предложенному формату       |
|             |обсуждения                                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Соотносить проблемы в профессиональной области с   |
|             |умениями, необходимыми для их решения              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Применять формальную логику                        |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Анализировать действия супервизируемого специалиста|
|             |---------------------------------------------------|
|             |Проводить процедуры медиации                       |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Проводить наглядную демонстрацию профессиональных  |
|             |умений                                             |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Создавать наглядные проблемно-обучающие модели     |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Необходимые  |Теория и практика медиации                         |
|знания       |---------------------------------------------------|
|             |Основы психологии обучения                         |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Технология супервизии                              |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Формальная логика                                  |
|             |---------------------------------------------------|
|             |Основы обучения, строящегося на моделировании      |
|-------------|---------------------------------------------------|
|Другие       |                           -                       |
|характеристи-|                                                   |
|ки           |                                                   |
|-------------|---------------------------------------------------|

                      3.3.3. Трудовая функция

              |---------------------|       |------|          |---|
Наименование  |Развитие умений      |   Код |C/03.7|  Уровень | 7 |
              |профессионального    |       |      |  (под-   |   |
              |самоанализа          |       |      |  уровень)|   |
              |супервизируемого     |       |      |  квали-  |   |
              |специалиста          |       |      |  фикации |   |
              |---------------------|       |------|          |---|

Происхождение |----------|------------|---------|-----------------|
трудовой      |Оригинал X|Заимствовано|         |                 |
функции       |          |из оригинала|         |                 |
              |----------|------------|---------|-----------------|
                                          Код     Регистрационный
                                       оригинала       номер
                                                  профессионального
                                                     стандарта

|------------|----------------------------------------------------|
|Трудовые    |Обучение супервизируемого специалиста выбору        |
|действия    |предмета для самоанализа                            |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Предоставление рекомендаций супервизируемому        |
|            |специалисту по способам проведения самоанализа      |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Предоставление рекомендаций по оценке результатов   |
|            |развития самоанализа у супервизируемого специалиста |
|------------|----------------------------------------------------|
|Необходимые |Предлагать и следовать предложенному формату        |
|умения      |обсуждения                                          |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Соотносить проблемы в профессиональной области с    |
|            |умениями, необходимыми для их решения               |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Применять формальную логику                         |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Определять цели и ставить задачи по                 |
|            |самосовершенствованию                               |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Контролировать систематичность самостоятельных      |
|            |занятий                                             |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Планировать повышение профессиональной квалификации |
|------------|----------------------------------------------------|
|Необходимые |Теория и практика медиации                          |
|знания      |----------------------------------------------------|
|            |Основы психологии обучения                          |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Технология супервизии                               |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Формальная логика                                   |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы обучения, строящегося на моделировании       |
|            |проблемных ситуаций                                 |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Основы управления временем                          |
|            |----------------------------------------------------|
|            |Система повышения профессиональной квалификации в   |
|            |области медиации                                    |
|------------|----------------------------------------------------|
|Другие      |                           -                        |
|характерис- |                                                    |
|тики        |                                                    |
|------------|----------------------------------------------------|

  IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального
                             стандарта

            4.1. Ответственная организация-разработчик

|-----------------------------------------------------------------|
|АНО "Центр медиации и права", город Москва                       |
|                                                                 |
|Директор                           Кишиневский Аркадий Яковлевич |
|-----------------------------------------------------------------|

            4.2. Наименования организаций-разработчиков

|--|--------------------------------------------------------------|
|1 |АНО "Центр медиации и альтернативного разрешения споров  при  |
|  |Федеральной палате адвокатов", город Москва                   |
|--|--------------------------------------------------------------|
|2 |ГБОУ  ВПО   "Московский   городской   психолого-педагогический|
|  |университет",  факультет   юридической   психологии,   кафедра|
|  |медиации в социальной сфере, город Москва                     |
|--|--------------------------------------------------------------|
|3 |НП "Национальная организация медиаторов", город Москва        |
|--|--------------------------------------------------------------|
|4 |OOP "Российский союз промышленников и предпринимателей", город|
|  |Москва                                                        |
|--|--------------------------------------------------------------|
|5 |ФГБУ "Федеральный институт медиации", город Москва            |
|--|--------------------------------------------------------------|
|6 |ФГОУ  ВПО  "Московский   государственный   университет   имени|
|  |М.В.Ломоносова", факультет политологии, город Москва          |
|--|--------------------------------------------------------------|
|7 |ФГОУ ВПО "Московский государственный  юридический  университет|
|  |имени О.Е.Кутафина" (МГЮА), город Москва                      |
|--|--------------------------------------------------------------|


                          _______________

Информация по документу
Читайте также