Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 19.10.2010 № 958-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 19 октября 2010 года N 958-ПП О Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество) В целях более полной и эффективной реализации потенциала торгового и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в интересах устойчивого социально-экономического развития города Москвы, укрепления ее конкурентных позиций, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р и Основными направлениями стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренными постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 513-ПП, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество) (далее - Концепция) согласно приложению 1 к настоящему постановлению. 2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы на период 2011-2013 гг. (далее - План мероприятий) согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 3. Органам исполнительной власти города Москвы: 3.1. Руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. 3.2. До 31 декабря 2010 г. провести анализ действующих программ и планов и при необходимости по согласованию с Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы в установленном порядке внести предложения по приведению их в соответствие с положениями Концепции. 4. Установить, что планирование затрат на реализацию Плана мероприятий осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в пределах лимитов, установленных соответствующим органам исполнительной власти города Москвы на осуществление своей деятельности. 5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, начиная с 2011 года, ежегодно до 15 февраля направлять в Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы информацию о реализованных в предшествующем году в рамках координируемых целевых программ мероприятиях по поддержке экспорта и импортозамещения, включая сведения о планируемой и достигнутой внешнеэкономической результативности таких проектов. 6. Государственным заказчикам города Москвы совместно с Департаментом города Москвы по конкурентной политике обеспечивать размещение сведений об объемах и номенклатуре произведенных в рамках государственного заказа закупок продукции зарубежного производства в Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ) по согласованной с Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы форме. 7. Департаменту города Москвы по конкурентной политике, начиная с 2011 года, ежегодно до 15 февраля обеспечивать представление в Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы сводных данных об объемах и номенклатуре закупок продукции зарубежного производства (п.6), осуществленных в предшествующем году в рамках городского заказа. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Мурадова Г.Л. П.п.Временно исполняющий обязанности Мэра Москвы В.И.Ресин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 октября 2010 г. N 958-ПП КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество) 1. Общие положения Концепция развития внешнеэкономических связей города Москвы (далее - Концепция) направлена на реализацию Основных направлений стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 513-ПП, соблюдая при этом принцип подчиненности развития внешнеэкономических связей города Москвы (далее - ВЭС Москвы) интересам городской экономики, городского хозяйства и социальной сферы. Настоящая Концепция соответствует положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность. При разработке Концепции использовались данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, а также программные и аналитические материалы органов исполнительной власти города Москвы и Городской межведомственной рабочей группы по поддержке и развитию экспортной деятельности московских предприятий и организаций. 2. Цели Концепции 2.1. Целями Концепции являются: - повышение эффективности ВЭС Москвы, как фактора устойчивого социально-экономического развития города; - увеличение объемов прямых иностранных инвестиций, привлекаемых для модернизации и технического перевооружения обрабатывающей промышленности, внедрения отечественных инноваций и развития городского хозяйства и инфраструктуры; - повышение конкурентоспособности научно-промышленного комплекса города Москвы, развитие импортозамещения и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией; - повышение экспортного потенциала московской промышленности и развитие экспорта, в частности высокотехнологичной продукции и услуг; - расширение участия малых и средних предприятий города Москвы в торгово-инвестиционном сотрудничестве с зарубежными партнерами, как самостоятельно, так и совместно с крупными московскими предприятиями; - укрепление позиций города Москвы как национального центра высоких технологий, торговли, инвестиционно-финансовых услуг, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, способствующих ускоренному развитию экономики Российской Федерации. 3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей города Москвы Город Москва - один из основных участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правительство Москвы активно сотрудничает более чем со 150 зарубежными городами, регионами и международными организациями, а предприятия города и другие объекты городской экономики ведут торгово-инвестиционное взаимодействие с деловыми партнерами из большинства стран мира. В силу ряда причин, действующая система статистического учета не позволяет получить точную количественную оценку вклада предприятий города Москвы и других объектов городской экономики в формирование внешнеэкономических, особенно, экспортных показателей Российской Федерации. Прежде всего, потому, что таможенная статистика автоматически суммирует результаты внешнеэкономической деятельности всех участников ВЭД, зарегистрированных в регионе. Для города Москвы это означает, что ее внешнеэкономические показатели формируют не только предприятия города и другие объекты городской экономики, но и крупнейшие нефте- и газодобывающие корпорации, у которых в столице расположены только офисы, а вся производственная деятельность идет далеко от города Москвы. Как это отражается на объективности данных, видно из того, что согласно официальной статистике, столица считается крупнейшим в стране экспортером продукции топливно-энергетического комплекса. Учитывая вышесказанное, в Концепции приводятся скорректированные данные, отражающие, насколько это возможно, результаты торгово-инвестиционной деятельности только предприятий города и других объектов городской экономики. Город Москва занимает ведущее положение среди субъектов Российской Федерации, как по объемам иностранных инвестиций, привлекаемых предприятиями города, так и по количеству стран-инвесторов. Так, в 2006-2009 гг. в экономику столицы поступило 166,4 млрд. долларов США из 114 стран, что составляет 46% всех иностранных инвестиций, привлеченных в страну в этот период. Основной объем поступивших средств (85%) составили прочие инвестиции (кредиты и иные вложения, осуществляемые на возвратной основе), из которых более половины (50,4%) пошло в оптовую торговлю топливом (природный газ, сырая нефть). На долю портфельных инвестиций пришлось 0,5% поступивших средств, которые, в основном, распределились между финансовой деятельностью (61,3%) и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (35,1%). Остальные портфельные инвестиции (3,6%) малыми объемами распределялись среди других видов экономической деятельности. Прямые иностранные инвестиции составили 17,8% от общего объема средств, поступивших в городскую экономику в 2006-2009 гг., или 31,5 млрд. долларов США. В основном, эти средства распределились по следующим видам экономической деятельности - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (34,8%), оптовая и розничная торговля (37,4%), финансовая деятельность (16%) и обрабатывающие производства (4,1% или 1,3 млрд. долларов США). Кроме того инвестиции поступали в строительство (3,3%), а также транспорт и связь (2,8%). Остальные прямые инвестиции (1,6%) малыми объемами распределялись среди других видов экономической деятельности. Прямые инвестиции, привлеченные в обрабатывающие производства, поступили в производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов (31,6%), производство пищевых продуктов (25%), издательскую деятельность (8,7%), химическое производство (5,3%), производство машин и оборудования (4,9%), производство автомобилей (2,9%) и производство электрических машин и оборудования (2,3%). Кроме того инвестиции поступали в производство резиновых и пластмассовых изделий (3%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (3,4%), производство ювелирных изделий (2,4%), обработку вторичного сырья (1,7%) и производство кокса и нефтепродуктов (0,8%). Остальные прямые инвестиции (8%) малыми объемами распределялись среди других обрабатывающих производств. В настоящее время в городе Москве действуют свыше 3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, на которых работает около 500 тыс. сотрудников. В основном, эти предприятия занимаются торговлей, операциями с недвижимостью и оказанием услуг. Отмечая благоприятный инвестиционный климат города Москвы и высокие темпы роста объемов привлекаемых иностранных инвестиций, необходимо сказать о тех проблемах, которые существенно снижают эффективность инвестиционного процесса в городе Москве. Прежде всего, это - малая доля прямых инвестиций в общем объеме привлекаемых иностранных инвестиций. А также, низкая активность иностранных инвесторов в сфере обрабатывающих производств и географическая ограниченность основных источников прямых иностранных инвестиций (78% прямых инвестиций обеспечили за последние четыре года всего пять стран - Кипр, Германия, Британские Виргинские острова, Великобритания и Нидерланды). Не менее важна роль города Москвы во внешней торговле Российской Федерации, особенно в экспорте и импорте товарной продукции. Основной товарной группой московского экспорта является машиностроительная продукция. Наибольший объем ее экспорта достигнут в 2006 году, тогда он составил 2,61 млрд. долларов США или 14,9% российского экспорта машиностроительной продукции. В состав московского экспорта также входит продукция химической промышленности (наибольший объем экспорта - 0,91 млрд. долларов в 2007 году) и продовольственные товары и сырье (0,37 млрд. долларов также в 2007 году). Ведущий импортер московских товаров - Европейский союз. Среди стран СНГ активно импортирует московские товары Республика Беларусь. К основным проблемам московского экспорта относятся географическая ограниченность основных импортеров и постепенное снижение вклада города в российский экспорт машиностроительной продукции (в 1999 году этот вклад составлял 22,5%, а в 2008 году - менее 12%). Наибольший объем импорта товаров в город Москву был отмечен в 2008 году, он составил 115,5 млрд. долларов США или 43,2% от общероссийского импорта. Такой значительный вклад города Москвы объясняется не столько реальными потребностями города, сколько тем, что город Москва, являясь крупнейшим торговым и транспортным центром, обеспечивает импортные закупки и для остальных регионов страны. В частности, через Москву идет почти весь импорт фармацевтической продукции, две трети импорта легковых автомобилей, половина импорта одежды и обуви. В основном в московском импорте присутствует продукция с высокой степенью обработки: машино-техническая - 58,1%, химическая - 15%, продовольственные товары - 11,1%, текстиль, текстильные изделия и обувь, а также металлы и изделия, древесина, целлюлознобумажные изделия. Основные поставщики импортных товаров: Китай - 14,2%, Германия - 12,8%, Япония - 11,7%, США и Франция. В 2009 году оборот столичной внешней торговли услугами увеличился по сравнению с 2008 годом и достиг 4,6 млрд. долларов США. В экспорте услуг преобладают транспортные, строительные и финансовые услуги. Основные импортные услуги - транспортные, финансовые и строительные. Оценивая общий уровень развития внешнеэкономической деятельности, достигнутый в городе к настоящему времени, можно констатировать, что внешние экономические связи города Москвы, нарушенные в 90-е годы, не только восстановлены, но и расширены. Благодаря внешним экономическим связям в городе Москве проведена модернизация ряда промышленных предприятий, созданы тысячи новых рабочих мест, реализуются масштабные инвестиционные проекты, сформирована развитая инфраструктура торговли и сферы услуг. Созданы хорошие предпосылки для масштабных структурных и институциональных изменений, которые предстоит осуществить при переводе городской экономики на инновационный путь развития. К целевым индикаторам дальнейшего развития внешнеэкономических связей города Москвы относятся: - увеличение к 2020 году притока прямых иностранных инвестиций до 20 - 25 млрд. долларов США; - увеличение к 2020 году доли прямых иностранных инвестиций в средне- и высокотехнологичный сектор экономики в общем объеме прямых иностранных инвестиций до 10 - 12%; - снижение к 2020 году импортной зависимости московского рынка, путем создания в Москве предприятий с участием иностранного капитала, ориентированных на производство необходимой продукции, в 1,4 - 1,5 раза; - увеличение к 2020 году экспорта машиностроительной продукции до 6 - 8 млрд. долларов США; - повышение к 2020 году доли стран СНГ (с учетом стран Таможенного союза) во внешнеторговом товарообороте города Москвы до 15 - 16%; - увеличение к 2020 году экспорта услуг, прежде всего, интеллектуальных, финансовых, страховых и транспортных, до 8 - 10 млрд. долларов США. 4. Приоритеты развития внешнеэкономических связей города Москвы К общим приоритетам развития ВЭС Москвы относятся: - расширение государственно-частного партнерства в интересах развития ВЭС Москвы; - обеспечение комплексного подхода к развитию ВЭС Москвы, при котором достижение поставленных целей обеспечивается согласованным и сбалансированным развитием всех форм внешнеторговой и инвестиционной деятельности; - использование опыта зарубежных стран и их административнотерриториальных образований при разработке мероприятий по развитию ВЭС Москвы; - создание организационно-экономических механизмов привлечения иностранных инвестиций для внедрения отечественных инновационных научно-технических разработок; - обеспечение организационно-финансовой поддержки московского экспорта средне- и высокотехнологичных товаров и услуг, включая содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, международной сертификации продукции и патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом, а также созданию инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров за рубежом; - превращение города Москвы в международный финансовый центр, обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках на евразийском пространстве. К страновым приоритетам развития ВЭС Москвы относятся: - расширение торгово-инвестиционного сотрудничества с городами, областями и регионами стран СНГ, особенно с теми, которые являются членами Таможенного союза и ЕврАзЭС; - расширение торгово-инвестиционного взаимодействия с городами, областями и регионами стран Европейского союза, которые являются важнейшим источником инвестиций и технологий для развития высокотехнологичных секторов экономики; - развитие внешнеэкономических связей с городами, областями и регионами Японии, Республики Корея и США в целях получения доступа к передовым технологиям; - расширение присутствия на рынках быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии, развитие научно-технического сотрудничества с ними; - расширение торгово-инвестиционного сотрудничества с городами, областями и регионами стран Ближнего Востока, которые представляют собой емкие и исторически адаптированные рынки для российской машинотехнической продукции; - активизация внешнеторгового сотрудничества с городами, областями и регионами стран Африки, Латинской и Центральной Америки, направленного на обеспечение растущих потребностей этих стран в машинах, оборудовании и технологиях. 5. Основные направления развития внешнеэкономических связей города Москвы Основными направлениями развития ВЭС Москвы на среднесрочную перспективу являются: - направление иностранных инвестиций на модернизацию и переоснащение производственно-технологической базы московской промышленности; - оптимизация территориального размещения московской промышленности; - обеспечение создания и развития городских промышленных кластеров; - стимулирование и поддержка экспортной деятельности предприятий города; - содействие развитию импортозамещения с целью насыщения внутреннего рынка отечественными товарами; - создание благоприятных условий для модернизации и инновационного переоснащения материально-технической базы комплексов городского хозяйства, градостроительной политики и строительства, а также учреждений комплекса социальной сферы; - обеспечение продовольственной безопасности города; - расширение участия предприятий и организаций города в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; - совершенствование нормативно-правового обеспечения внешнеэкономической деятельности в городе Москве; - развитие организационно-методического обеспечения внешнеэкономической деятельности в городе Москве; - развитие информационно-аналитического обеспечения внешнеэкономической деятельности в городе Москве; - содействие формированию города Москвы как международного финансового центра; - развитие внешнеэкономических связей города Москвы с административно-территориальными образованиями зарубежных стран; - формирование репутации города Москвы как города привлекательного для бизнеса и открытого для взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества; - привлечение инвестиций в проекты по строительству и реконструкции учреждений комплекса социальной сферы. 6. Мероприятия по развитию внешнеэкономических связей города Москвы Планомерное и целенаправленное развитие ВЭС Москвы и их эффективное участие в социально-экономической жизни города может быть реализовано только при тесном сотрудничестве и четком взаимодействии федеральных органов государственной власти, Правительства Москвы, общественных организаций и объединений, московских предприятий и научных учреждений. В настоящее время на федеральном уровне идет совершенствование механизма предоставления экспортных кредитов и создание специализированного агентства по их страхованию от коммерческих и политических рисков. Экспортно-ориентированные предприятия смогут получать кредитную и финансовую поддержку по всему производственному циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Наряду со страхованием привлекаемых иностранных инвестиций, получат поддержку прямые инвестиции российских компаний за рубежом, осуществляемые с целью формирования зарубежных центров компетенции, интегрированных в сектора российской экономики. Планируется создание системы федеральных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу "одного окна". В дополнение к этому в городе Москве планируется реализовать комплекс мероприятий, отвечающих конкретным стратегическим задачам развития города. Правительство Москвы обладает полномочиями, достаточными для того, чтобы в рамках действующего законодательства решить широкий круг вопросов, связанных с развитием ВЭС Москвы. Вместе с тем, ряд вопросов законодательного, нормативного и налогового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации находятся в компетенции федеральных органов государственной власти. Для их решения Правительству Москвы потребуется инициировать соответствующие обращения на федеральный уровень. Таким образом, весь комплекс мероприятий, которые Правительству Москвы предстоит реализовать для развития ВЭС Москвы в среднесрочной перспективе, может быть разделен по двум направлениям: - Мероприятия, в ходе которых требуется решение проблем, относящихся к компетенции федеральных органов государственной власти. - Мероприятия, реализация которых находится в компетенции органов государственной власти города Москвы. 6.1. Мероприятия, в ходе которых требуется решение проблем, относящихся к компетенции федеральных органов государственной власти К проблемам, связанным с развитием ВЭС Москвы и находящимся в компетенции федеральных органов государственной власти, относятся: - совершенствование законодательной базы Российской Федерации в части внешнеэкономической деятельности (внешняя торговля, иностранные инвестиции); - совершенствование налоговой среды в интересах развития экспортной деятельности и совершенствования системы государственного регулирования иностранных инвестиций; - развитие и совершенствование государственно-частного партнерства, расширение участия предпринимательского сообщества в области внешнеэкономической политики; - создание и укрепление кадрового потенциала внешнеэкономической деятельности, в том числе совершенствование образовательных программ, расширение изучения иностранных языков, подготовка и переподготовка государственных гражданских служащих в сфере внешнеэкономической деятельности; - совершенствование государственной статистической отчетности в целях объективного отражения внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. В частности, планируется подготовить предложения по совершенствованию статистического учета региональной внешнеэкономической деятельности. В ходе решения указанных проблем необходимо шире использовать право законодательной инициативы города Москва, как одного из основных участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В целях повышения эффективности взаимодействия с федеральными органами государственной власти предполагается расширить участие Правительства Москвы в Межправительственных комиссиях по торговоэкономическому и научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, следует расширить взаимодействие городских органов исполнительной власти с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, а также посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом по вопросам торгово-инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами. Важную роль во взаимодействии с федеральными органами государственной власти будет играть Экспертный совет по внешнеэкономическим и международным связям при Мэре и Правительстве Москвы, созданный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2009 г. N 1011-ПП "Об Экспертном совете по внешнеэкономическим и международным связям при Мэре и Правительстве Москвы". 6.2. Мероприятия, реализация которых находится в компетенции органов государственной власти города Москвы Для дальнейшего развития ВЭС Москвы необходимы согласованные действия органов государственной власти города Москвы по реализации следующих мероприятий: 6.2.1. Обеспечение модернизации и переоснащения производственно-технологической базы московской промышленности, включая: - взаимодействие с организациями промышленности в разработке программ модернизации и переоснащения, проведении маркетинговых исследований, подготовке бизнес-планов и распространении инвестиционных предложений, поиске инвесторов и привлечении необходимых иностранных инвестиций. В первую очередь, это относится к производству высокотехнологичной продукции точного и электронного машиностроения, медицинской техники, электротехники и электроники, химической, фармацевтической и пищевой промышленности; - содействие организациям промышленности в приобретении за рубежом прогрессивных технологий (патентов, лицензий, ноу-хау, научных разработок и т.д.) и современного промышленного оборудования, способного обеспечить энергетически эффективное производство экологически чистой, конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости; - реализацию в установленном порядке мер государственной поддержки лизинговой деятельности; - содействие организациям промышленности в импорте технологий и оборудования, обеспечивающего повышение энергетической и экологической эффективности основного и вспомогательного производства, а также ресурсосбережение; - разработку перспективных предложений по формированию городских Программ привлечения иностранных инвестиций в модернизацию городского хозяйства, промышленности и социальной сферы, стимулирования и поддержки экспортной деятельности московских предприятий. 6.2.2. Обеспечение совершенствования территориального размещения московской промышленности, включая координацию, информационное и консультационное содействие располагающимся в промышленных зонах города Москвы организациям промышленности и науки в разработке программ и технико-экономических обоснований развития этих организаций (включая международную маркетинговую часть) с учетом видов экономической деятельности и производственной специализации, планируемых для той или иной промышленной зоны; 6.2.3. Обеспечение создания и развития городских промышленных кластеров, включая: - выработку мер по созданию и развитию в городе Москве городских промышленных кластеров (машиностроения, химических инноваций, медицинской техники, микроэлектроники, приборостроения, фармацевтики и др.); - организацию мониторинга эффективности кластеризации промышленности, в том числе оценку конкурентоспособности (бенчмаркинг) создаваемого кластера, маркетинг продукции, планируемой к выпуску, выбор каналов сбыта и товаропродвижения, прогноз сбыта продукции, исследование барьеров и возможностей развития; - содействие городским кластерам в кооперации с родственными кластерами за рубежом, а также в разработке и реализации программ делового сотрудничества. 6.2.4. Стимулирование и поддержка экспортной деятельности предприятий города, включая: - разработку городской системы стимулирования и поддержки экспорта (в рамках законодательства), дополняющей аналогичные федеральные программы и мероприятия и соответствующей мировым стандартам; - оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в создании предприятий с участием иностранного капитала, в том числе при крупных организациях промышленности, экспортирующих продукцию машиностроения; - содействие проведению сертификации московской продукции, особенно производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации (ИСО); - создание территориального бренда "Московское качество" и продвижение его на международные рынки. 6.2.5. Содействие развитию импортозамещения и насыщению внутреннего рынка отечественными товарами, включая: - планирование мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций для развития производства импортозамещающих расходных материалов для предприятий потребительского рынка и услуг; - содействие привлечению прямых иностранных инвестиций для развития структур товаропроводящей сети (современных торгово-распределительных центров и фирменных магазинов); - оказание поддержки организациям промышленности в поиске деловых партнеров и создании в городе Москве предприятий с участием иностранного капитала, ориентированных на производство импортозамещающей продукции; - содействие рационализации импорта машин и оборудования для машиностроительного производства за счет увеличения доли их поставок в общем объеме импорта машинотехнической продукции; - взаимодействие с московскими предприятиями в создании за рубежом собственного производства конкурентоспособных товаров. 6.2.6. Содействие развитию системы централизованных закупок импортных товаров и оборудования для городских нужд, включая: - повышение эффективности контроля импорта товаров и оборудования для городских нужд, особенно, продовольствия, лекарств и фармацевтических товаров, строительных материалов и оборудования; - мониторинг контрактов на импорт товаров для городских нужд в части их экономической обоснованности и условий выполнения. 6.2.7. Обеспечение модернизации и инновационного переоснащения материально-технической базы комплексов городского хозяйства, градостроительной политики и строительства, а также комплекса социальной сферы, включая: - выработка мер по привлечению прямых иностранных инвестиций, приобретению технологий и оборудования для развития производства продукции для коммунального хозяйства города; - содействие приобретению нового оборудования и материалов для эксплуатации объектов ЖКХ; - развитие и применение биотехнологий в городском хозяйстве на основе зарубежного опыта использования альтернативных источников энергии; - реализация энергоэффективных программ с учетом передового международного опыта в развитии программ энергоэффективности городов; - содействие привлечению иностранных инвестиций в строительный комплекс города Москвы с целью внедрения новых технологий; - создание инструментов для развития сотрудничества с крупными иностранными инвесторами в строительстве на основе частно-государственного партнерства; - содействие в разработке и внедрении в практику строительства проектов, учитывающих требования, опыт и достижения иностранных архитекторов; - оказание поддержки по привлечению инвестиций в проекты по строительству и реконструкции учреждений комплекса социальной сферы. 6.2.8. Обеспечение продовольственной безопасности города, включая: - планирование мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в сферу сельского хозяйства и пищеперерабатывающей промышленности города, а также для создания объектов оптовой торговли продовольствием, в том числе логистических распределительных центров в городе Москве; - содействие развитию товарооборота в продовольственной сфере. Привлечение зарубежных фирм к поставкам в город недостающих сырьевых ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности города Москвы; - поддержка импорта современных технологий, высокопроизводительной техники, лучших пород скота и птицы, семян высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур для агрохолдингов города Москвы. 6.2.9. Расширение участия предприятий и организаций города в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, включая: - мониторинг выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых за рубежом, анализ участия в них организаций промышленности и науки города Москвы; - развитие и совершенствование деятельности Конгрессного бюро Москвы; - расширение участия в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности предприятий города, включая организации продовольственного комплекса, жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения и т.д. 6.2.10. Совершенствование нормативно-правового обеспечения внешнеэкономической деятельности в городе Москве, включая: - разработку и внесение в проект закона города Москвы "О промышленной политике города Москвы" положений о внешнеэкономической деятельности организаций промышленности; - разработку предложений по организации бюджетного финансирования базовых услуг (общая информация) и мероприятий (публикации, выставки, конференции), направленных на развитие внешнеэкономической деятельности в городе Москве; - разработку и внедрение в практику новых схем привлечения частного иностранного капитала в инвестиционные проекты города Москвы, в том числе в строительство и эксплуатацию больниц, школ, дорог, мостов и других объектов городской инфраструктуры и городского хозяйства; - разработку предложений по упрощению процесса создания предприятий с участием иностранного капитала, сокращению административных процедур, реализации принципа "одного окна"; - разработку и внедрение в практику системы государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций; - разработку организационно-правовых механизмов защиты интеллектуальной собственности юридических лиц на зарубежных рынках. 6.2.11. Развитие организационно-методического обеспечения внешнеэкономической деятельности в городе Москве, включая: - содействие созданию современных испытательных лабораторий и организаций по сертификации продукции; - разработку перечня проектов в области высоких технологий и мероприятий по продвижению инновационно-ориентированных предприятий и выпускаемой ими продукции на внешние рынки; - расширение внешнеэкономической деятельности Домов Москвы за рубежом; - разработку предложений и рекомендаций по созданию и реализации "инвестиционных продуктов" в городе Москве; - разработку и внедрение комплекса мер по защите московских предприятий от поставок морально устаревших технологий и оборудования; - развитие системы повышения квалификации работников в сфере внешнеэкономической деятельности (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество); - содействие созданию сети ресурсных центров по подготовке кадров и повышению их квалификации. 6.2.12. Развитие информационно-аналитического обеспечения внешнеэкономической деятельности в городе Москве, включая: - мониторинг экспортной деятельности предприятий города, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, ведение Реестра московских предприятий - участников внешнеторговой деятельности; - актуализацию данных информационно-аналитической системы ИАС МЭКСИ (подсистемы "Инвестиционные ворота Москвы" и "Портал внешнеторговой информации"); - расширение базы данных информационной системы "Инвестиционные ворота Москвы" за счет новых инвестиционных проектов в сфере высоких технологий, разработку и реализацию комплекса мероприятий по продвижению московских инвестиционных проектов на международный инвестиционный рынок; - разработку, создание и регулярное обновление раздела "Совершенствование территориального размещения промышленности города Москвы" на городском интернет-портале для работы с иностранными инвесторами "Invest in Moscow" ("Инвестируйте в Москву"); - содействие развитию ИАС "Московская промышленность" в части анализа, планирования, мониторинга и оценки внешнеэкономической деятельности организаций промышленности и науки города; - организацию и проведение специализированных информационных кампаний по поддержке торгово-инвестиционного взаимодействия предприятий и организаций города (на зарубежную аудиторию); - содействие информационному взаимодействию и обмену опытом с зарубежными партнерами в интересах развития городской экономики и городского хозяйства; - разработку и реализацию мероприятий рекламно-информационной поддержки московских экспортеров, включая распространение экспортных предложений и поиск деловых партнеров через глобальную сеть "Product Map", поддерживаемую Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО. 6.2.13. Содействие формированию города Москвы как международного финансового центра, включая: - разработку и создание регионального блока информационной системы "Инвестиционные ворота Москвы", обеспечение его функционирования; - создание благоприятного административного режима для продвижения иностранных инвестиций через город Москву в субъекты Российской Федерации. 6.2.14. Развитие внешнеэкономических связей города Москвы с административно-территориальными образованиями зарубежных стран, включая: - содействие участию организаций промышленности и науки города в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки и техники; - изучение опыта европейских стран, имеющих схожие с городом Москвой климатические условия, в области построения систем финансирования капитального ремонта жилищного фонда, применения энергосберегающих технологий и функционирования энергосервисных компаний и саморегулируемых организаций; - расширение и укрепление внешних связей, интенсификацию обмена опытом и информационными материалами с природоохранными ведомствами регионов и стран, имеющих схожие с городом Москвой климатические условия. 6.2.15. Формирование репутации города Москвы как города привлекательного для бизнеса и открытого для взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, включая: - содействие улучшению инвестиционного климата города Москвы; - содействие формированию благоприятного инвестиционного имиджа города Москвы за рубежом; - активное продвижение за рубежом конкурентных преимуществ различных секторов городской экономики. 7. Механизмы реализации Концепции Учитывая подчиненность развития ВЭС Москвы интересам социально-экономического развития города, большинство указанных мероприятий целесообразно реализовать за счет финансовых ресурсов, предусмотренных в рамках действующих среднесрочных городских целевых программ. В первую очередь, это относится к программам промышленной деятельности, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, развития потребительского рынка и услуг, обеспечения продовольственной безопасности, развития рекламы, информации и оформления города Москвы, осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Основным преимуществом такого подхода является отсутствие необходимости выделения отдельного, дополнительного финансирования и, соответственно, возможность безотлагательного начала работы по нескольким направлениям. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 19 октября 2010 г. N 958-ПП План мероприятий по реализации Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы на период 2011-2013 гг. -------------------------------------------------------------------------------------------------------- N Наименование Цель Сроки Ответственные п/п мероприятий исполнения исполнители -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Институциональное и организационно-методическое обеспечение внешнеэкономической деятельности 1.1. Разработка и внесение в проект Развитие законодательной ба- II кв.2011 г. Департамент науки и закона города Москвы "О про- зы города Москвы, обеспече- промышленной полити- мышленной политике города ние согласованности внешнеэ- ки, Департамент внеш- Москвы" положений, вытекающих кономической и промышленной неэкономических и из приоритетов промышленной и политики. международных связей внешнеэкономической политики, города Москвы определенных в Основных нап- равлениях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года и в Концепции дол- госрочного социально-экономи- ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года. 1.2. Разработка предложений по фор- Улучшение инвестиционного I кв.2011 г. Департамент экономи- мированию городских инвестици- климата, повышение привлека- ческой политики и онных проектов и организации тельности городских проектов развития города Моск- взаимодействия с инвесторами за счет сокращения числа вы, органы исполни- по принципу "одного окна". согласований, продолжитель- тельной власти города ности прединвестиционного Москвы, входящие в этапа проекта и снижения ад- Комплекс градострои- министративных рисков. тельной политики и строительства 1.3. Привлечение положительного за- Улучшение инвестиционного Постоянно Департамент внешнеэ- рубежного опыта, в т.ч. касаю- климата, повышение привлека- кономических и между- щегося конкурсных процедур. тельности городских проектов народных связей горо- за счет сокращения числа да Москвы, Департа- согласований, продолжитель- мент города Москвы по ности прединвестиционного конкурентной политике этапа проекта и снижения ад- министративных рисков. 1.4. Подготовка предложений по реа- Ведение активного инвестици- I кв.2011 г. Департамент имущест- лизации политики города в сфе- онного маркетинга, ориенти- ва, Департамент эко- ре привлечения зарубежных ин- рованного, прежде всего, на номической политики и вестиционных ресурсов, предос- решение задач импортозамеще- развития, Департамент тавлению иностранным инвесто- ния и развития высокотехно- внешнеэкономических и рам информационных и консуль- логичного экспортного потен- международных связей тационных услуг, сопровождению циала, повышение привлека- города Москвы приоритетных городских проек- тельности городских проектов тов с иностранным участием. для иностранных инвесторов за счет снятия проблем дефи- цита информации о действую- щих нормах и процедурах. Обеспечение координации, мо- ниторинг зарубежного опыта привлечения прямых инвести- ций и инициирование его внедрения в городе Москве и России в целом. 1.5. Подготовка и внесение в Прави- Увеличение объемов и повыше- IV кв.2011 г. Департамент экономи- тельство Москвы предложений по ние эффективности прямых ин- ческой политики и введению дополнительных меха- вестиций, привлекаемых в со- развития, Департамент низмов стимулирования притока ответствии со стратегически- науки и промышленной прямых инвестиций (в т.ч. в ми интересами города. политики, Департамент форме передового производс- поддержки и развития твенного оборудования и техно- малого и среднего логий), в проекты, поддержива- предпринимательства, емые Правительством Москвы в Департамент продо- рамках городских целевых прог- вольственных ресур- рамм промышленной деятельнос- сов, Департамент ти, создания инновационной внешнеэкономических и системы, развития и поддержки международных связей малого и среднего предпринима- города Москвы тельства, продовольственной безопасности. 1.6. Разработка структуры и меха- Построение регионального III кв.2011 г. Департамент экономи- низмов городской системы фи- звена системы, являющейся ческой политики и нансовой поддержки экспортной ключевым фактором обеспече- развития, Департамент деятельности предприятий, пос- ния конкурентоспособности внешнеэкономических и тавляющих произведенную в экспортеров средне- и высо- международных связей, Москве продукцию с высокой котехнологичной продукции Департамент науки и степенью обработки и интеллек- обрабатывающих производств, промышленной полити- туально емкие услуги, дополня- в т.ч. относимых к малому и ки, Департамент под- ющих аналогичные федеральные среднему предпринимательст- держки и развития ма- программы. ву, и важным элементом общей лого и среднего программы стимулирования и предпринимательства поддержки экспортной дея- города Москвы тельности. 1.7. Разработка предложений по фор- Повышение конкурентоспособ- III кв.2011 г. Департамент внешнеэ- мированию городских концепций ности и устойчивости разви- кономических и между- и программ стимулирования и тия городской экономики за народных связей, Де- поддержки экспортной деятель- счет привлечения иностранных партамент экономичес- ности московских предприятий и инвестиций, расширения и кой политики и разви- содействия привлечению иност- роста эффективности московс- тия, Департамент нау- ранных инвестиций в модерниза- кого экспорта, особенно ки и промышленной по- цию городского хозяйства, про- средне- и высокотехнологич- литики, Департамент мышленности и социальной сферы ного, за счет включения ре- поддержки и развития города Москвы. сурса малых и средних предп- малого и среднего риятий. предпринимательства города Москвы 1.8. Расширение практики представи- Участие в формировании прог- Постоянно Департамент внешнеэ- тельства города Москвы в рамм двустороннего сотрудни- кономических и между- структурах межправительствен- чества России с зарубежными народных связей горо- ных комиссий по торгово-эконо- странами с учетом интересов да Москвы мическому и научно-техническо- города и столичных предприя- му сотрудничеству Российской тий, включение проектов с Федерации с зарубежными стра- московским участием в межп- нами. равительственные протоколы и соглашения, в т.ч. предпола- гающие централизованное фи- нансирование. 1.9. Разработка Положения о предс- Содействие товаропродвижению IV кв.2010г. Департамент внешнеэ- тавительствах (представителях) московской продукции, орга- кономических и меж- города Москвы при дипломати- низационная и информационная дународных связей ческих и торговых миссиях Рос- поддержка органов исполни- города Москвы сийской Федерации в зарубежных тельной власти города Москвы странах. и предприятий города во внешнеэкономической сфере. 1.10. Организация деятельности Экс- Выработка оценок и рекомен- По Департамент внешнеэ- пертного совета по внешнеэко- даций по развитию торго- плану работы кономических и меж- номическим и международным во-инвестиционного сотрудни- Совета дународных связей связям при Мэре и Правительст- чества в увязке с отраслевы- города Москвы ве Москвы. Рассмотрение на его ми программами, с привлече- заседаниях хода реализации нием компетентных представи- Концепции и результатов торго- телей деловых и научных кру- во-инвестиционного сотрудни- гов. чества города Москвы с зару- бежными странами по итогам очередного года. 1.11. Разработка комплекса мер по Содействие товаропродвижению II кв.2011 г. Департамент внешнеэ- развитию внешнеэкономической московской продукции, орга- кономических и меж- составляющей в деятельности низационная и информационная дународных связей Домов Москвы за рубежом. поддержка органов исполни- города Москвы тельной власти города Москвы и предприятий города во внешнеэкономической сфере. 1.12. Мониторинг хода реализации Подготовка предложений по 2011-2013 гг. Департамент внешнеэ- Концепции. Взаимодействие с возможной корректировке (при кономических и меж- федеральными органами госу- необходимости) нормативной дународных связей дарственной власти, осущест- базы внешнеэкономической де- города Москвы вляющими регулирование внешне- ятельности и/или Концепции. экономической деятельности. Мониторинг изменений в сфере общего регулирования внешнеэ- кономической деятельности в Российской Федерации и на тер- ритории таможенного союза. 2. Содействие инновационному развитию и совершенствованию территориального размещения московской промышленности, модернизации и развитию производственно-технологической базы отраслей городской экономики 2.1. Формирование и предоставление Повышение уровня координации 2011-2013 гг. Департамент науки и в Департамент внешнеэкономи- и организации работы по ежеквартально промышленной полити- ческих и международных связей продвижению приоритетных для ки, Департамент под- города Москвы обновляемых от- города проектов в среде по- держки и развития ма- раслевых перечней, а также тенциальных инвесторов, по- лого и среднего сведений по поддерживаемым иску поставщиков и оптимиза- предпринимательства, и/или планируемым к реализации ции условий сотрудничества. Департамент продо- Правительством Москвы проек- вольственных ресур- там, осуществление которых сов, Департамент пот- предполагает привлечение зару- ребительского рынка и бежных инвесторов, поставщи- услуг города Москвы ков, не имеющего отечественных аналогов оборудования, передо- вых технологий, материалов. По инвестпроектам, включаемым в отраслевые перечни, предос- тавляются сведения установлен- ного формата (п. 3.2.1 Плана мероприятий) на русском и анг- лийском языке (в т.ч. в элект- ронной форме), а также презен- тационные материалы (при нали- чии). 2.2. Проведение анализа проблемати- Повышение уровня координации II кв.2011г. Департамент науки и ки организации инновационного и организации работы по по- промышленной полити- процесса, формирования и функ- иску и отбору партнеров и ки, Департамент под- ционирования промышленных зон, решений по развитию городс- держки и развития ма- кластеров, технопарков, интег- ких промзон, кластеров, тех- лого и среднего рирования в зональные проекты нопарков, организации инно- предпринимательства профильных малых и средних вационного процесса. города Москвы предприятий. Постановка задач, к решению которых целесообраз- но привлекать зарубежный опыт и/или ресурсы. 2.3. Включение в планы развития Повышение привлекательности По мере Департамент науки и промышленных зон, кластеров, промзон, кластеров, техно- подготовки промышленной полити- технопарков мер, обеспечиваю- парков для потенциальных ре- планов ки, Департамент под- щих резидентам возможность по- зидентов, снижение предпри- держки и развития ма- лучения квалифицированного нимательских рисков и воз- лого и среднего внешнеэкономического сопровож- можных потерь при осущест- предпринимательства, дения их деятельности. влении резидентами экспорта Департамент внешнеэ- собственной продукции/услуг кономических и между- и/или импорта оборудования, народных связей горо- материалов. да Москвы 2.4. Продвижение проектов и реали- Привлечение зарубежных ин- 2011-2013 гг. Департамент внешнеэ- зация задач, определенных в весторов, поставщиков, не кономических и между- пп. 2.1 и 2.2 Плана мероприя- имеющего отечественных ана- народных связей горо- тий, включение их в рабочие логов оборудования, материа- да Москвы; сопредсе- программы международных мероп- лов, прогрессивных техноло- датели московских риятий экономической направ- гий, привлечение передового частей совместных ра- ленности, проводимых с участи- опыта к реализации приори- бочих групп и комис- ем Правительства Москвы, и тетных проектов и программ сий, действующих в профильных структур, подве- модернизации и инновационно- сфере экономического домственных Департаменту внеш- го развития городской эконо- сотрудничества по неэкономических и международ- мики, создание комфортных соглашениям Прави- ных связей города Москвы. Ор- условий для включения в эти тельства Москвы с ор- ганизация целевых бизнесмиссий процессы малых и средних ганами власти зару- с участием представителей ор- предприятий. бежных стран, регио- ганов исполнительной власти нов и городов города Москвы и предприятий- инициаторов проектов. 2.5. Расширение практики взаимо- Получение информационной и Постоянно Департамент внешнеэ- действия с торгпредствами Рос- организационной поддержки в кономических и между- сии в зарубежных странах, Мин- поиске, проверке и взаимо- народных связей горо- экономразвития России. действии с зарубежными парт- да Москвы нерами по реализации приори- тетных проектов и направле- ний развития внешних эконо- мических связей города Моск- вы. 3. Развитие информационно-аналитического обеспечения внешнеэкономической деятельности в Москве 3.1. Создание системы учета экспор- Получение достоверной инфор- IV кв.2011 г. Департамент науки и тоориентированных предприятий, мации о состоянии экспорта промышленной политики в том числе, малых и средних, продукции с высокой степенью города Москвы, Депар- и соответствующей отчетности переработки с целью повыше- тамент поддержки и об объемах продукции собствен- ния качества экономического развития малого и ного производства, отгруженной анализа и обоснованности уп- среднего предпринима- ими для экспорта, а также све- равленческих решений. тельства города Моск- дений об объемах и уровне цен вы, Департамент про- продукции, закупаемой по им- довольственных ресур- порту в разрезе стран. сов города Москвы 3.2. Обеспечение информационной Продвижение московских ин- поддержки работы по привлече- вестиционных проектов и де- нию прямых иностранных инвес- лового имиджа столицы в за- тиций в приоритетные городские рубежных инвестиционных кру- проекты: гах. 3.2.1.Разработка форматов представ- II кв.2011 г. Департамент внешнеэ- ления сведений о нуждающихся в кономических и между- привлечении иностранных инвес- народных связей горо- тиций городских и/или поддер- да Москвы живаемых Правительством Москвы проектах. 3.2.2.Развитие информационной базы и 2011-2013 гг. Департамент внешнеэ- обеспечение функционирования кономических и между- городского портала для работы народных связей горо- с иностранными инвесторами да Москвы "Invest in Moscow" ("Инвести- руйте в Москву"). Размещение на портале информации об ин- вестиционных проектах, упомя- нутых в п. 2.1 3.2.3.Плана мероприятий, также по 2011-2013 гг. Департамент внешнеэ- проектам городских промзон, кономических и между- кластеров, технопарков (п. 2.2 народных связей горо- Плана мероприятий). Предостав- да Москвы ление сведений о приоритетных городских инвестиционных про- ектах для размещения на едином федеральном Портале внешнеэко- номической информации (в кате- гориях "важнейшие реализован- ные" / "реализуемые" / "плани- руемые"). 3.3. Обеспечение подготовки, изда- Доведение до зарубежной об- 2011-2013 гг. Департамент внешнеэ- ния и распространения в зару- щественности и потенциальных кономических и между- бежных официальных и деловых партнеров города объективной народных связей горо- кругах ежегодного информацион- информации о деловом климате да Москвы но-аналитического справочника города Москвы и достижениях "Бизнес-путеводитель по Моск- ее экономики. ве". 3.4. Организация и проведение спе- Содействие предприятиям го- По Департамент внешнеэ- циализированных мероприятий и родской промышленности и на- отдельному кономических и между- информационных кампаний по уки, торговли, строительст- плану народных связей горо- продвижению экспортных и ин- ва, городского хозяйства, да Москвы вестиционных возможностей го- социальной сферы в решении рода Москвы (на зарубежную ау- задач развития с использова- диторию). нием потенциала зарубежных рынков и ресурсов. 4. Содействие формированию города Москвы как международного финансового центра 4.1. Разработка предложений по фор- Создание платформы для прив- III кв.2011 г. Департамент внешнеэ- мированию в составе информаци- лечения через город Москву кономических и между- онной системы "Инвестиционные иностранных, а также мос- народных связей горо- ворота Москвы" специального ковских инвестиций в субъек- да Москвы блока, посвященного продвиже- ты Российской Федерации. нию перспективных инвестицион- ных проектов российских регио- нов 4.2. Разработка мероприятий по Укрепление позиций города III кв.2011 г. Департамент экономи- продвижению иностранных инвес- Москвы как международного ческой политики и тиций через город Москву в финансового центра и разви- развития, Департамент субъекты Российской Федерации. тие взаимовыгодного сотруд- внешнеэкономических и ничества города с другими международных связей субъектами Российской Феде- города Москвы рации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|