Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 16.09.1997 № 684М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 28.06.2011 г. N 292-ПП О создании системы сертификации услуг торговли в г. Москве В целях повышения качества и безопасности услуг предприятий и организаций розничной торговли и в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140), "О стандартизации" от 10.06.93 N 5154-1, "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93 N 4871-1, "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1 Правительство Москвы постановляет: 1. Ввести с 1 октября 1997 года региональную систему сертификации услуг торговли в г. Москве, вхождение в которую осуществляется на добровольных началах. 2. Утвердить Правила сертификации услуг торговли в г. Москве (приложение). 3. Возложить функции центрального органа по сертификации услуг торговли в г. Москве на Департамент потребительского рынка и услуг с поручением организовать в г. Москве сертификацию услуг торговли. 4. Департаменту потребительского рынка и услуг, Российскому центру стандартизации и сертификации Госстандарта России (Центр "Ростест - Москва") зарегистрировать в установленном порядке систему сертификации услуг торговли в соответствии с действующими нормативными документами Госстандарта России. 5. Департаменту потребительского рынка и услуг с 1 октября 1997 года приступить к аккредитации в установленном порядке органов по сертификации услуг торговли. 6. Установить, что аккредитованные органы по сертификации услуг торговли в установленном порядке осуществляют работы по сертификации на основе договоров с предприятиями и организациями торговли и координационных планов с городскими контролирующими организациями. 7. Центру "Ростест - Москва", Центру Госсанэпиднадзора в г. Москве, Московскому городскому управлению Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Единой московской государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, префектам административных округов усилить контроль за обязательным наличием у заявителей-предприятий и организаций торговли разных форм собственности, а также граждан-предпринимателей, оказывающих услуги торговли или производящих торгово-технологическое оборудование, сертификатов соответствия и других документов, удостоверяющих надлежащее качество товаров. 8. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Пресс-центру Мэрии и Правительства Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг, префектами административных округов организовать работу по разъяснению и пропаганде целей, задач и результатов сертификации услуг торговли. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Малышкова В.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 684 Правила сертификации услуг торговли в г. Москве 1. Область применения Настоящий документ устанавливает правила и процедуру проведения сертификации (далее - сертификации) услуг торговли в г. Москве, дополнительных услуг для покупателя, проводимых органами по сертификации. Система сертификации услуг торговли в г. Москве не исключает возможность функционирования в городе аналогичной системы сертификации услуг торговли. 2. Общие положения В настоящем документе использованы термины, приведенные в следующих документах: Законы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1, "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 N 1034 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 02.06.93, Руководство ИСО/МЭК 2, Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности, Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995). 2.1. Сертификация услуг торговли осуществляется на соответствие требованиям к правилам продажи товаров, к контрольно-кассовому обслуживанию населения, к безопасности торгово-технологического оборудования, применяемого в торговле и общественном питании (отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей оборудования и перерабатываемой с его помощью продукции), рекламно-информационному обеспечению услуг, а также на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, строительных нормах и правилах (СНиП), санитарных нормах и правилах (СанПиН), Правилах по охране труда на предприятиях розничной торговли и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам. Вхождение в систему осуществляется на добровольных началах. 2.2. При сертификации услуг торговли в г. Москве должны проверяться показатели услуг, характеризующие их качество, культуру обслуживания, и использоваться методы, позволяющие: - полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение культуры обслуживания, соблюдение правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при сертификации; - провести идентификацию услуг на соответствие техническим документам; - подтвердить соответствие торгово-технологического оборудования основным показателям безопасности, включая технологические, физико-химические, биологические и микробиологические. 2.3. Перечни услуг торговли и торгово-технологического оборудования, показателей безопасности и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, приведены соответственно в приложениях 1 и 3. 2.4. Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг торговли в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг торговли. Эксперты должны иметь базовое образование по специальности в области торговли, пройти обучение по программе Московской региональной системы сертификации услуг торговли, согласованной с Госстандартом России, и быть аттестованными в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом по сертификации услуг торговли в г. Москве, или пройти обучение и аттестацию в Системе ГОСТ Р. 2.5. Сертификация услуг торговли и торгово-технологического оборудования в предприятиях иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий. 2.6. Сертификация услуг торговли и торгово-технологического оборудования распространяется на предприятия всех форм собственности. 3. Организационная структура и функции участников сертификации услуг торговли г. Москвы 3.1. Организационную структуру системы сертификации услуг торговли образуют (приложение 2): - центральный орган по сертификации услуг торговли; - методический центр системы сертификации услуг торговли; - органы по сертификации услуг торговли; - заявители. 3.2. Центральным органом по сертификации услуг торговли г. Москвы является Департамент потребительского рынка и услуг, который осуществляет следующие функции: - организация работ по формированию системы и руководство ею; - разработка правил и процедур сертификации; - аккредитация органов по сертификации; - ведение государственного реестра участников сертификации; - рассмотрение апелляций по вопросам сертификации; - координация деятельности органов по сертификации; - участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе. Для работы в центральном органе по сертификации услуг торговли на добровольной основе или в соответствии с заключенными соглашениями могут быть приглашены специалисты Центра "Ростест - Москва", Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, Московского союза потребителей, Технического комитета по стандартизации N 347 Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации "Услуги торговли и общественного питания" и других заинтересованных организаций. 3.3. Методический центр системы сертификации услуг торговли образуют Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и Всероссийский институт питания Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. Методический центр осуществляет: - разработку организационно-методических документов по сертификации услуг торговли и торгово-технологического оборудования в г. Москве; - формирование и ведение фонда нормативных документов для целей сертификации; - обеспечение нормативными и организационно-методическими документами участников системы. 3.4. Орган по сертификации услуг торговли осуществляет: - сертификацию услуг торговли и торгово-технологического оборудования, оформление и выдачу сертификата соответствия; - инспекционный контроль за сертифицированными услугами; приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов. 3.5. Органы по сертификации услуг торговли создаются при административных округах и муниципальных районах, научно-исследовательских и учебных институтах, ассоциациях, других предприятиях и организациях, подготовленных для этой деятельности и являющихся независимыми от исполнителей и потребителей услуг. Административная подчиненность и финансовое положение должны исключать возможность коммерческого, административного или какого-либо другого воздействия на персонал органа, способного влиять на результаты сертификации. 3.6. Органы по сертификации должны быть аккредитованы Департаментом потребительского рынка и услуг г. Москвы, иметь квалифицированный персонал и необходимую материально-техническую базу. 3.7. Заявители - юридические лица и граждане-предприниматели, оказывающие услуги торговли, производящие торгово-технологическое оборудование. 4. Номенклатура услуг торговли Номенклатура услуг торговли, подлежащих сертификации, определена Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. Номенклатура торгово-технологического оборудования общественного питания и торговли (приложение 4), подлежащего сертификации, определена коллегией Госстандарта России (протокол N 23 от 10 октября 1994 года), а также приказом ГТК России от 14 августа 1995 г. N 498 "О перечне товаров, подлежащих сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации". 5. Порядок проведения сертификации услуг 5.1. Подача и рассмотрение заявления - декларации 5.1.1. Для проведения сертификации услуг торговли и торгово-технологического оборудования заявитель - юридическое лицо и граждане-предприниматели, оказывающие услуги торговли, направляют заявление - декларацию в орган по сертификации услуг торговли. Форма заявления - декларации приведена в приложении 5. При наличии у юридического лица или частного предпринимателя нескольких территориально обособленных торговых объектов сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым объектом. 5.1.2. Заявитель дополнительно к заявлению - декларации заполняет анкету - вопросник, перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем. 5.1.3. Срок рассмотрения заявления - декларации и принятия решения о проведении (непроведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения органом по сертификации. 5.1.4. Орган по сертификации регистрирует заявление - декларацию и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги. Причиной отказа в рассмотрении заявления - декларации является наличие официальной информации от городских органов (Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве, Госпожнадзора, Госэнергонадзора) о несоответствии санитарным правилам и нормам, нормам пожарной и энергобезопасности и др. 5.1.5. Орган по сертификации при рассмотрении заявления - декларации на сертификацию услуги выполняет следующие функции: - выбирает схему сертификации услуги торговли и торгово-технологического оборудования; - определяет наименование торговых услуг и оборудования, количество и порядок отбора характеристик, подлежащих проверке; - запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность качества услуг, в том числе: заключения от городских органов Госсанэпиднадзора, Госторгинспекции, Госпожнадзора, Госэнергонадзора, Госгортехнадзора и других надзорных органов, сертификаты соответствия по качеству, гигиенические сертификаты от предприятий - изготовителей (или поставщиков) как продовольственных, так и непродовольственных товаров. 5.1.6. По результатам рассмотрения заявления - декларации и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявлению - декларации. Если решение по заявлению - декларации принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно сообщает заявителю (в письменном виде) о невозможности проведения сертификации. 5.1.7. При положительном решении по заявлению - декларации орган по сертификации направляет заявителю решение, оформленное в соответствии с приложением 6. 5.1.8. Одновременно с положительным решением по заявлению - декларации орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг торговли или торгово-технологического оборудования, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются: календарный план работы по этапам, калькуляция работ. 5.1.9. Работа органа по сертификации услуг торговли по рассмотрению заявления - декларации включается в договор. После получения от заявителя подписанного договора орган по сертификации приступает к сертификации услуг. 5.2. Проведение проверок при сертификации 5.2.1. Сертификационные проверки* проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг обязательным требованиям нормативных документов. 5.2.2. Сертификационные проверки услуг торговли выполняются комиссией органа по сертификации, в состав которой включаются эксперты по сертификации услуг и специалисты-консультанты (при необходимости). ______________ * Сертификационная проверка - независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов. 5.2.3. Порядок проведения сертификационных проверок определяется схемами сертификации. Нумерация схем дана в соответствии с документом "Система сертификации ГОСТ Р. Сборник документов. Основные положения и порядок проведения сертификации услуг". Схемы, применяемые при сертификации услуг торговли Номер Оценка Аттестация Выборочная Инспекционный схемы процесса рабочих мест проверка контроль оказания и предприятия, результата услуги организации услуги 2 + + + 4 + + + Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая выполнение всех составляющих ее элементов, в том числе соблюдения требований: - к размещению предприятия и отделов по специализации; - к продаже товаров и культуре обслуживания покупателей; - к контрольно-кассовому обслуживанию; - к рекламно-информационному обеспечению; - безопасности, в том числе наличие сертификатов соответствия на продовольственные и непродовольственные товары (если это предусмотрено законом и нормативной документацией); - санитарно-гигиенических и других требований в соответствии с перечнем услуг (приложение 1). Схема предусматривает инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги. Данная схема рекомендуется для сертификации всех услуг торговли. Схема 4 предусматривает аттестацию рабочих мест и предприятия, что включает проверку: - технико-технологического уровня; - рациональной планировки; - условий труда и техники безопасности; - наличия сертификатов на применяемое торгово - технологическое оборудование и реализуемые товары; - наличия нормативных документов; - соответствия требований к обслуживанию и производственному персоналу (если в магазине имеются мини-пекарни, гриль-бары, отделы "Соки", "Кулинария" и т.п. производственные участки). Схема применяется в предприятиях торговли, имеющих производственные участки (мини-пекарни, гриль- и сок-бары, кафетерии и т.п.). Схема предусматривает выборочную проверку качества производимых и реализуемых товаров (услуг). Все схемы сертификации предусматривают проверку наличия заключений городских надзорных органов (Госкомсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, Госпожинспекции, Госэнергонадзора и др.) о соответствии предприятия санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, электробезопасности и т.п., наличия сертификатов соответствия и гигиенических сертификатов на реализуемые товары и пищевые продукты, используемые на предприятиях торговли, а также сертификатов соответствия на используемое торгово-технологическое оборудование. 5.2.4. Сертификационные проверки проводятся в соответствии с аттестованными методиками и программами. Сертификационные проверки оформляются актами и протоколами. 5.2.5. Акты сертификационных проверок и протоколы направляются органу по сертификации, который принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата. Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок, а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации. При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг. 5.3. Оформление результатов сертификации Орган по сертификации на основании акта и протокола сертификационных проверок процесса оказания услуги оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю. Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре органа по сертификации. Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации с учетом предложений, содержащихся в заключении Госсанэпидемслужбы, но не более чем на два года. 5.4. Орган по сертификации может выдать дополнительно исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание. 6. Применение знака соответствия Заявители, сертифицировавшие услуги торговли и торгово-технологическое оборудование в системе, получают право использовать знак соответствия, которым устанавливаются обязательства заявителя при его использовании обеспечивать соответствие услуг требованиям нормативной документации. Знак соответствия вывешивается в предприятии торговли на видном для потребителей месте. Знак соответствия для сертифицированных услуг используют также при маркировке тары, упаковки, на квитанциях и другой сопроводительной документации, а также в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при участии в выставках, ярмарках. Маркировка должна выполняться при полном соответствии услуг и условий обслуживания требованиям нормативной документации, на соответствие которой они были сертифицированы. Маркировку знаком соответствия осуществляет заявитель услуг. Знак соответствия имеет графическое изображение. 7. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами 7.1. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами осуществляет орган, выдавший сертификат соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля осуществляется в соответствии с принятой для данной услуги схемой сертификации. 7.2. Инспекционный контроль проводится двух видов - плановый и внеплановый. Плановый контроль проводится по инициативе органа по сертификации, периодичность зависит от стабильности характеристик предоставляемых услуг, но не реже чем один раз в полгода. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях: - сообщений официальных государственных органов (Мосторгинспекции, Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора и других городских организаций), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг; - жалоб и претензий отдельных потребителей услуг; - внесения заявителем изменений в нормативную документацию, проведения ремонтных работ, переоснащения предприятия и т.д. 7.3. Инспекционный контроль содержит следующие этапы работ: - сбор и анализ информации о сертифицированных услугах и оборудовании; - разработка и утверждение программы инспекционного контроля; - организация комиссии для проведения инспекционной проверки; - проведение инспекционной проверки, контрольных испытаний и др. работ; - оформление результатов инспекционного контроля; - направление органу по сертификации официальных актов, протоколов, исполнителю услуг - их копий; - проведение органом по сертификации экспертизы документов и вынесение решения; - доведение до исполнителя услуг и всех участников системы информации о принятом решении. 7.4. Для участия в инспекционной проверке при необходимости привлекаются представители общества потребителей, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора, Госгортехнадзора, Госстандарта и других органов. 7.5. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может: 7.5.1. Аннулировать действие сертификата в случаях: - нарушения требований нормативных документов на услуги; - изменения требований нормативного документа или метода испытаний; - изменения организации предоставления услуги. 7.5.2. Приостановить действие сертификата соответствия в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие услуг нормативным документам. 7.6. Аннулирование вступает в силу с момента исключения из госреестра системы. Информация о приостановлении действия или аннулировании сертификата соответствия доводится до сведения исполнителя услуги, потребителей и всех участников системы. 7.7. Заявитель может подать апелляцию о несогласии с принятым решением в апелляционную комиссию. 8. Рассмотрение апелляций 8.1. Заявитель, несогласный с отказом или результатом проведения сертификации, подает апелляцию в орган по сертификации. 8.2. Если заявитель не удовлетворен решением по апелляции, принятым органом по сертификации, он может подать апелляцию в апелляционную комиссию при центральном органе. 9. Ответственность 9.1. При необоснованной выдаче сертификата органом по сертификации с него взимается штраф в соответствии с действующим законодательством. 9.2. В случае нарушения заявленных требований предприятием торговли действие сертификата и лицензии на знак соответствия может быть приостановлено или аннулировано. 9.3. При грубых нарушениях требований, повлекших нанесение вреда здоровью и жизни потребителей, заявитель привлекается к уголовной ответственности согласно действующему законодательству. Приложение 1 к Правилам ПЕРЕЧЕНЬ услуг розничной торговли и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация N Наименование Код Характеристики Обозначение нормативных документов на услуги, где п/пуслуг розничной ОКУН (показатели) услуг, установлены характеристики, подтверждаемые при торговли подтверждаемые при сертификации, на соответствие требованиям, сертификации по которым проводится сертификация 1 2 3 4 5 1. Реализация 1211011. Общие требования товаров кч 7 1.1. Размещение СНиП 2.08.02-89 предприятия и торговых отделов в соответствии с товарным профилем и специализацией 1.2. Требования Правила продажи отдельных видов продовольственных к продаже товара и и непродовольственных товаров. Постановления культуре обслуживания Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995, от 24.05.94 N 553 1.3. Требования к Положение по применению контрольно-кассовых машин контрольно-кассовому при осуществлении денежных расчетов с населением, обслуживанию утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином от 30.08.93 N 104 1.4. Требования к Правила продажи отдельных видов продовольственных информационно- и непродовольственных товаров. Постановление рекламному обеспечению Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995 покупателя (наличие ценников, обязательного ассортиментного перечня, маркировки, проспектов, паспортов, аннотаций и т.п.) 2. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94 "Правила по охране труда на предприятиях розничной торговли", раздел 1 2.1. Безопасность Сертификат соответствия. Гигиенический сертификат реализуемых товаров (выборочно с учетом обязательного ассортиментного перечня) Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1 Закон "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ Медико - биологические требования по критериям безопасности на сырье и пищевые продукты от 01.08.89 N 5061 2.2. Санитарно- Санитарные правила для предприятий продовольственной гигиенические торговли СанПиН 5781-91 "Правила по охране труда требования на предприятиях розничной торговли" ПОТ РО-95120-001-94, раздел 1 2.2.1. Микроклимат, Санитарные нормы микроклимата производственных шум, содержание вредных помещений, утв. Минздравом N 4088-86 от 31.03.86 веществ в воздухе СНиП 2.08.02-89 Санитарные нормы допустимых уровней торговых помещений шума на рабочих местах N 3232-85 СНиП П-12-77 Защита от шума. Нормы проектирования "Правила по охране труда на предприятиях розничной торговли", раздел 3 2.2.2. Освещение СНиП П-4-79 И-1-89 "Естественное и искусственное торговых залов, освещение. Нормы проектирования. СНиП 2.08.02-89 аварийное и И1-90. Общественные здания и сооружения. "Правила эвакуационное по охране труда на предприятиях розничной торговли", раздел 3 2.2.3. Санитарные Санитарные правила для предприятий продовольственной требования, в т.ч. торговли N 5781-91. Санитарные правила для бактериологический холодильников N 4695-88 СанПиН 42-123-5777-91 Мето- контроль, дические указания по санитарно - бактериологическому к содержанию помещений, контролю на предприятиях общественного питания и оборудования, торговли пищевыми продуктами инвентарю, таре 2.2.4. Требования к Правила по охране труда на предприятиях розничной пожарной безопасности торговли, раздел 6 ПОТ РО-95120-001-94 ГОСТ 12.1. предприятий торговли 004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования 2.2.5. Требования к ПОТ РО-95120-001-94 взрывобезопасности Правила пожарной безопасности в РФ ППБ-01-93 ГОСТ 12.1.010-76 И-1-У1-83 ССБТ Взрывобезопасность 2.2.6. Требования к Общие требования ГОСТ 12.1.019-79 И-1-1-86 ССБТ электробезопасности Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты ГОСТ 23833-79Е И-1-У1-82, И-2-1-84 И-3-1У-87 Оборудование холодильное торговое. Общие технические условия 3. Технологические Рекомендации по проведению работ по сертификации требования к процессу постоянных рабочих мест на торговых объектах оказания услуги 3.1. Требования к Рекомендации по проведению работ по сертификации транспортированию, постоянных рабочих мест на торговых объектах приему и хранению Медико-биологические требования по критериям продовольственных безопасности на сырье и пищевые продукты от 01.08.89 товаров N 5061 3.2. Требования к Правила по охране труда на предприятиях розничной транспортированию, торговли ПОТ РО-95120-001-94, разделы 5, 6 приему, хранению непродовольственных товаров 3.3. Требования к Рекомендации по примерным нормам технического техническому оснащению оснащения предприятий розничной торговли. Письмо предприятий розничной Комитета РФ по торговле N 11/8-16-2 от 26.01.95 торговли "О рекомендациях по примерным нормам технического оснащения" * Рекомендации включаются в область аккредитации органов по сертификации после их утверждения. 3.4. Требования к СанПиН 5781-91 Письмо Госкомитета РСФСР санитарно- персоналу, в т.ч. эпидемиологического надзора и МТ РСФСР от 10.10.91 гигиенические N 23-03/12-433/051 СанПиН 42-123-5777-91 п. 14 СанПиН 42-123-4117-86 ГОСТ "Требования к обслуживающему персоналу" 2. Упаковка 1211022.1. Санитарно-гигие- Сертификат соответствия. Гигиенический сертификат купленных нические требования, в Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции в магазине т.ч. бактериологический Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ товаров контроль: Санитарные правила для предприятий продовольственной - требования к упако- торговли, Медико-биологические требования по вочным материалам критериям безопасности на сырье и пищевые продукты - требования к содер- от 01.08.89 N 5061 жанию помещения - требования к обору- дованию, инвентарю, таре 2.2. Технологические СанПиН 5781-91 Рекомендации по примерным нормам требования к применя- технического оснащения предприятий розничной емому оборудованию торговли 2.3. Требования к СанПиН 5781-91 Рекомендации по примерным нормам обслуживающему технического оснащения предприятий розничной персоналу, в т.ч. торговли гигиенические 3. Прием (в т.ч. 1211033.1. Общие требования "Правила продажи товаров по заказам и на дому у по телефону) кч 8 3.2. Санитарно-гигие- покупателей" Постановление Правительства РФ от и оформление нические требования, в 20.02.95 N 169, Закон РФ "О защите прав потребителей" предварительных т.ч. бактериологический в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. заказов на товары контроль: N 2-ФЗ - требования к продаже товаров по заказам - требования к упако- вочным материалам, таре - требования к содер- жанию помещения, обо- рудования и инвентаря - требования к полноте и наглядности информа- ции для покупателей 3.3. Технологические Рекомендации по примерным нормам технического требования по приме- оснащения предприятий розничной торговли няемому оборудованию 4. Погрузка и 1211064.1. Общие требования Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции доставка тяжелых кч 4 к процессу оказания Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ и крупногабаритных услуги изделий автотранспортными 4.2. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной средствами безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 4 (если доставка не осуществляется 4.3. Санитарно-гигие- Правила по охране труда на предприятиях розничной "Трансагентством") нические требования к торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 4 содержанию помещения, инвентарю, оборудованию, персоналу 4.4. Технологические Рекомендации по примерным нормам технического требования к применя- оснащения предприятий розничной торговли емому оборудованию 5. Оценка и прием 1211075.1. Общие требования Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции на комиссию вещейкч 5 к процессу оказания Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ на дому услуги у комитента 5.2. Санитарно-гигие- СанПиН 42-123-5777-91 Правила скупки у населения нические требования: драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях - к оборудованию, и ломе. Постановление Правительства РФ от приборам, инвентарю 26.09.94 N 1089 - к обслуживающему персоналу (оценщику) 6. Консультативные 1211136.1. Общие требования Постановление Правительства РФ от 08.10.93 N 995 услуги специалис-кч 3 к процессу оказания "Правила продажи отдельных видов продовольственных тов о правилах и услуги и непродовольственных товаров" порядке пользова- ния технически 6.2. Технологические Рекомендации по примерным нормам технического сложными товара- требования к применя- оснащения предприятий розничной торговли ми - новинками емому оборудованию с демонстрацией их в действии 6.3. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 6 7. Консультации 1211147.1. Общие требования Постановление Правительства РФ от 08.10.93 N 995 диетологов, кч 8 к процессу оказания "Правила продажи отдельных видов продовольственных косметологов услуги и непродовольственных товаров" 7.2. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 6 7.3. Санитарно-гигие- Правила по охране труда на предприятиях розничной нические требования к: торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 3 - содержанию помещений - инвентарю - оборудованию - персоналу 8. Гарантированное 1211158.1. Общие требования Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции хранение кч 3 к процессу оказания Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ купленного услуги товара 8.2. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 1 8.3. Санитарно-гигие- СанПиН 42-133-5777-91 нические требования к: - содержанию помещений - инвентарю - оборудованию - персоналу 8.4. Технологические Технологический проект и оборудование вспомогательных требования к применя- помещений (сумочных, складов и т.п.) емому оборудованию 9. Прием на хранение 1211169.1. Общие требования Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции вещей покупателя к ч 3 к процессу оказания Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ услуги 9.2. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 1 9.3. Санитарно-гигие- СанПиН 42-133-5777-91 нические требования к: - содержанию помещений - инвентарю - оборудованию - персоналу 9.4. Технологические Технологический проект и оборудование вспомогательных требования к применя- помещений (сумочных, складов и т.п.) емому оборудованию 10. Послепродажное 12111810.1. Общие требования Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции обслуживание кч 5 к процессу оказания Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ услуги 10.2. Общие требования Постановление Правительства РФ от 08.10.93 N 995 безопасности "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", Правила по 10.3. Технологические охране труда на предприятиях розничной торговли требования к применя- ПОТ РО-95120-001-94, разделы 1, 3, 6 емому оборудованию 11. Прочие услуги 12150011.1. Общие требования Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции торговли: к ч 6 к процессу оказания Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ - раскрой тканей услуги Постановление Правительства РФ N 995 от 08.10.93 и подшивка штор "Правила продажи отдельных видов продовольственных - подгонка гото- и непродовольственных товаров" вого платья - демонстрация 11.2. Общие требования Правила по охране труда на предприятиях розничной новых товаров безопасности торговли ПОТ РО-95120-001-94, разделы 1, 2, 5 и т.п. 11.3. Санитарно- Правила по охране труда на предприятиях розничной гигиенические торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 3 требования к: - содержанию помещений - инвентарю - оборудованию - персоналу 11.4. Технологические Правила по охране труда на предприятиях розничной требования к применя- торговли ПОТ РО-95120-001-94, раздел 5 емому оборудованию Приложение 2 к Правилам Организационная структура системы сертификации услуг торговли в г. Москве Центральный орган по сертификации услуг торговли Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы Методический центр системы сертификации услуг торговли Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова Всероссийский институт питания Министерства внешних экономических связей и торговли РФ Органы по сертификации услуг торговли (общества защиты прав потребителей, бюро товарных экспертиз, торговые инспекции, органы санитарного надзора и другие организации, аккредитованные в установленном порядке) Заявители (юридические лица и граждане - предприниматели) Приложение 3 к Правилам ПЕРЕЧЕНЬ основных показателей безопасности оборудования для общественного питания и торговли и нормативных документов, на соответствии требованиям которых проводится сертификация N Наименование Код Характеристики Обозначение нормативных документов на показатели п/п показателей ОКП показателей безопасности оборудования, где установлены характе- безопасности безопасности, ристики показателей, подтверждаемые при сертифика- подтверждаемые ции, на соответствие требованиям которых при сертификации проводится сертификация 1 2 3 4 5 1. Безопасность про- 1.1. Наличие в продук- Допустимые количества миграции (ФКМ) химических изводимой, храни- ции посторонних вклю- веществ, выделяющихся из полимерных и других мой или реализу- чений материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, емой с помощью и методы их определения N 4240-86 оборудования Методические указания по санитарно-гигиеническому продукции контролю за применением чистящих средств для обработки изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, N 4548-87 Санитарные правила для предприятий общественного питания СанПиН 42-123-5777-91 Методические указания по контролю за остаточным количеством пестицидов в продуктах питания N 973-72 ГОСТ 23833-79Е ГОСТ 27440-87 1.2. Показатели доста- точности тепловой обработки (фосфатаза, пероксидаза) Показатели микробио- Нормативы и методы микробиологического контроля логические: продукции общественного питания количество: Методические указания по санитарно-бактериологи- - мезофильных, аэробных ческому контролю на предприятиях общественного и факультативно- питания и торговли пищевыми продуктами анаэробных Методическая инструкция по санитарно-микробио- микроорганизмов (КОЭ) логическому контролю производства кулинарных - бактерий группы изделий из рыбы и нерыбных объектов морского кишечной палочки промысла - коагулазоположитель- Методические указания по санитарно-микробио- ных стафилококков логическому контролю производства рыбы горячего - бактерий рода и холодного копчения Proteus Методические указания по проведению санитарно- - патогенных микроорга- бактериологических исследований на предприятиях, низмов, в том числе вырабатывающих кондитерские кремовые изделия бактерий рода Salmonella 2. Электрическая 2.1. Общие требования ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ безопасность и методы испытания 12.2.092-83, ГОСТ 23329-92, ГОСТ 10223-82, ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 12.2.007-83, ГОСТ 14087-80 и др. 2.2. Частные требования Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим кухонным плитам, шкафам и конфоркам для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.34-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим фритюрницам для предприятий общественного питания. ГОСТ 25570.35-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим аппаратам контактной обработки продуктов с одной и двумя греющими поверхностями для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.36-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим универсальным сковородам для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.37-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим шкафам с принудительной циркуляцией воздуха для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.38-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим пароварочным аппаратам для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.39-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим пищеварочным котлам для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.40-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим грилям и тостерам для предприятий общественного питания. ГОСТ 25570.41-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим тепловым шкафам для предприятий общественного питания. ГОСТ 27570.42-92 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к электрическим мармитам для предприятий общественного питания. ГОСТ 25570.43-92 Оборудование холодильное торговое. Общие технические условия. ГОСТ 23833-79 2.3. Нагрев ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 2.4. Электрическая ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, изоляция и ток ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, утечки ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 2.5. Влагостойкость ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 2.6. Сопротивление ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, изоляции и электри- ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ческая прочность ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 ГОСТ 27570.47-93, ГОСТ 12.2.057-81, ГОСТ 2933-83 2.7. Заземление ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 ГОСТ 27570.47-93, ГОСТ 12.2.057-81, ГОСТ 2933-83 2.8. Пути утечки тока, ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, воздушные зазоры и ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, расстояния по изоляции ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 ГОСТ 27570.47-93, ГОСТ 12.2.057-81, ГОСТ 2933-83 2.9. Присоединение к ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, источнику питания и ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, внешние гибкие кабели ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, и шнуры ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 ГОСТ 27570.47-93, ГОСТ 12.2.057-81, ГОСТ 2933-83 2.10. Подавление радио- ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, и телепомех ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 ГОСТ 27570.47-93, ГОСТ 12.2.057-81, ГОСТ 2933-83 ГОСТ 16842-82, ГОСТ 23511-79 2.11. Защита от пере- ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, грузки ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 23833-79Е, ГОСТ 28.107-89 ГОСТ 27570.47-93, ГОСТ 12.2.057-81, ГОСТ 2933-83 ГОСТ 16842-82, ГОСТ 23511-79 3. Механическая 3.1. Устойчивость и ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, безопасность механическая опасность ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 13837-79, ГОСТ 14254-80, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12.2.124-90, ГОСТ 12.27.003-75 3.2. Механическая ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, прочность ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 13837-79, ГОСТ 14254-80, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12.2.124-90, ГОСТ 12.27.003-75 3.3. Конструкция ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 ГОСТ 13837-79, ГОСТ 14254-80, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12.2.124-90, ГОСТ 12.27.003-75 4. Защита от других 4.1. Вибрация ГОСТ 16826-71, ГОСТ 12.1.012-90 опасностей для ГОСТ 27805-88, ГОСТ 25275-82 окружающей среды, 4.2. Шум ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.026-80 здоровья и жизни ГОСТ 12.1.028-80 4.3. Радиация и ГОСТ 27570.0-87, ГОСТ 27570.34-92, токсичность ГОСТ 27570.35-92, ГОСТ 27570.36-92, ГОСТ 27570.37-92, ГОСТ 27570.38-92, ГОСТ 27570.39-92, ГОСТ 27570.40-92, ГОСТ 27570.41-92, ГОСТ 27570.42-92, ГОСТ 27570.43-92 4.4. Электромагнитные ГОСТ 12.1.006-87 ТУ 10 МО.390.021 излучения 5. Применяемые при Перечень материалов, допустимых к контактам изготовлении обо- с пищевыми продуктами рудования материалы Приложение 4 к Правилам ПЕРЕЧЕНЬ отечественного и зарубежного оборудования для общественного питания и торговли, предусмотренного для сертификации Код ОКП КЧ Наименование продукции 51 5111 Шкафы холодильные 51 5112 Камеры холодильные 51 5113 Прилавки, прилавки - витрины холодильные 51 5114 Витрины холодильные 51 5115 Оборудование для заморозки и охлаждения жидкости 51 5100 Аппараты для раздачи охлажденных напитков для предприятий общественного питания 51 5121 Котлы пищеварочные на паровом и электрическом обогревах 51 5122 Плиты кухонные на электрическом обогреве 51 5123 Аппараты пищеварочные и жарочные тепловые 51 5124 Сковороды опрокидывающие, жаровни и фритюрницы на электрическом обогреве 34 6826 Электрошкафы СВЧ 51 5125 Кипятильники непрерывного действия 51 5126 Водонагреватели. Термостаты 51 5127 Мармиты 51 5129 Аппараты пароварочные. Шкафы тепловые расстоечные, сквозные, передвижные 51 5154 Оборудование для раздачи пищи 51 5150 Оборудование механическое для предприятий общественного питания 51 5133 Машины месильно-перемешивающие 51 5151 Машины посудомоечные 51 5161 Оборудование для фасовки и упаковки овощей и фруктов 51 5174 Оборудование фасовочно-упаковочное для предприятий торговли 40 1761 Машины электронные контрольно- регистрирующие 40 1752 Машины контрольно-кассовые 42 7400 Весы для статического взвешивания 42 7425 Весовые дозаторы дискретного действия 42 7431 Весы непрерывного действия 42 7451 Весовые дозаторы непрерывного действия 51 5146 Автоматы торговые Приложение 5 к Правилам Заявление - декларация на проведение сертификации услуг торговли и (или) оборудования для общественного питания и торговли 1. ____________________________________________________________ (наименование заявителя) __________________________________________________________________ (адрес, код ОКПО) в лице __________________________ заявляет, что __________________ (Ф.И.О. руководителя) (наименование ____________________________________________________ соответствует вида услуг, оборудования, код ОКУН) требованиям безопасности, установленным в нормативной документации, и просит провести сертификацию данной услуги и (или) оборудования. 2. Заявитель обязуется: - выполнять все условия сертификации; - обеспечивать стабильность характеристик сертификационных услуг; - оплатить все расходы по проведению сертификации независимо от полученных результатов. 3. Фамилия и телефон сотрудника, ответственного за связь ______ __________________________________________________________________ 4. Дополнительные сведения _______________________________________ Руководитель предприятия ________________ ______________________ (личная подпись) (расшифровка подписи) Печать Дата Приложение 6 к Правилам РЕШЕНИЕ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ - ДЕКЛАРАЦИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ТОРГОВЛИ N ____ от "____" ___________ 199 __ г. Рассмотрев заявление - декларацию ________________________________ __________________________________________________________________ (наименование заявителя) на сертификацию __________________________________________________ (наименование услуги, код ОКУН) _________________________________________________________________, сообщаем: 1. Сертификация будет проведена по схеме _______________________ (номер __________________________________________________________________ схемы сертификации) 2. Сертификация будет проведена на соответствие требованиям нормативных документов ___________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Инспекционный контроль будет осуществляться _________________ __________________________________________________________________ (наименование организации, адрес) путем проверки (испытаний) услуг с периодичностью один раз в шесть месяцев. 4. Работы проводятся на основе договора _______________________ Руководитель органа по сертификации _________________ _____________________ (личная подпись) (расшифровка подписи) Печать "_____"___________ 199 __ г. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|