Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 13.03.2001 № 241-ПППРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 марта 2001 г. N 241-ПП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 03.04.2012 г. N 132-ПП О Концепции проведения в г. Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 В связи с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2000 года N МК-П2-32725 о подготовке и представлении в Правительство Российской Федерации предложений по вопросу проведения в г. Москве в 2010 году на территории Всероссийского выставочного центра Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Концепцию проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 (далее - ЭКСПО-2010) в г. Москве в 2010 году, согласно приложению. 2. Определить государственным заказчиком по выполнению предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы. 3. Возложить на Департамент экономической политики и развития г. Москвы функции инвестора по выполнению предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010. 4. Возложить на Москомархитектуру функции генерального проектировщика по выполнению предпроектных работ по подготовке ЭКСПО-2010. 5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с 2001 года по заявкам государственного заказчика предусматривать в инвестиционных программах финансирование предпроектных работ. 6. Рекомендовать Дирекции ЭКСПО-2010 ГАО ВВЦ обеспечивать своевременное представление необходимых исходных материалов и документов государственному заказчику и генеральному проектировщику для выполнения предпроектных работ, связанных с подготовкой ЭКСПО-2010. 7. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы осуществлять финансирование предпроектных работ после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении ЭКСПО-2010 в г. Москве. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 марта 2001 года N 241-ПП КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ЭКСПО - 2010 в г. Москве. (ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ) Москва 2001 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПО-2010 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 4 Роль всемирных универсальных выставок ЭКСПО в международном экономическом и политическом процессе 4 Значение Выставки для России 5 Требования Международного Бюро Выставок 7 Место проведения Выставки 7 Тема выставки 9 Основные предполагаемые характеристики Выставки ЭКСПО-2010 10 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 12 Общие подходы к оценке эффективности 12 Предполагаемые затраты на подготовку и проведение ЭКСПО-2010 12 Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО 2010 13 Pазвитие городской инфраструктуры 16 Подготовка ВВЦ к проведению выставки ЭКСПО-2010 17 Операционные расходы в ходе подготовки и проведения 19 ЭКСПО-2010 Затраты, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 23 2010 Pазвитие инфраструктуры г. Москвы до 2010 г. 24 Расходы бюджета Российской Федерации 26 Предполагаемые источники финансирования 27 Бюджетные источники 29 Внебюджетные источники 31 Прогноз бюджетной эффективности ЭКСПО 2010 35 ГОТОВНОСТЬ МОСКВЫ К ПРИЕМУ ЭКСПО-2010 37 Оценка потребности в инфраструктуре 37 Гостиницы 38 Транспорт 39 Парковочные места 41 Коммунальное хозяйство 41 Характеристики ВВЦ 42 Примечания 43 Использованные источники: 46 ВВЕДЕНИЕ Настоящий прогноз составлен на основании Распоряжений Председателя Правительства Российской Федерации N МК-П2-32725 от 25.12.2000 г. и Премьера Правительства г. Москвы N РП-920 от 15.09.2000 г. Цель данного документа - представить основные характеристики и особенности Всемирной универсальной выставки и спрогнозировать ее возможные экономические параметры в объеме, достаточном для приема руководством страны политического решения о подаче в Международное Бюро Выставок (МБВ) официальной заявки от Российской Федерации на регистрацию ЭКСПО-2010 в Москве. На основании соответствующего решения Правительства Российской Федерации, данные, приведенные в настоящем документе, должны быть подвергнуты дополнительному анализу и уточнению в ходе подготовки к представлению их в МБВ. После принятия МБВ решения о регистрации, в соответствии с парижской конвенцией (1928 г.) о международных (всемирных) выставках, страна-организатор имеет возможность в течение последующих 4-х лет провести дополнительные исследования и в случае неблагоприятных выводов отказаться от проведения ЭКСПО. В случае приема позитивного для России решения МБВ на базе данного документа было бы целесообразно разработать соответствующую федеральную целевую программу "ЭКСПО 2010". В прогнозе учтены замечания, сделанные структурами Правительства Российской Федерации и Правительства г. Москвы и экспертами. Следует отметить, что большая часть данных, использованных в расчетах, является прогнозными на среднесрочную (9-10 лет) перспективу или оценками, основанными на опыте всемирных выставок за последние двадцать лет. Базовые показатели прогноза существенным образом не изменятся, если в течение указанного срока не произойдет каких-либо макроэкономических сдвигов радикального характера, не предусмотренных существующими прогнозами. При подготовке настоящего технико-экономического прогноза в качестве базовых источников были использованы материалы, список которых приведен в конце документа. ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПО-2010 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ РОЛЬ ВСЕМИРНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК ЭКСПО В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В последние десятилетия в мире все большую силу набирают процессы глобализации. Они снижают значение межнациональных и страновых барьеров и консолидируют региональные товарные и финансовые рынки в общемировые, доступ к которым открыт из любой страны. Объединение рынков повышает уровень конкуренции на них и вынуждает практически всех сколько-нибудь значительных производителей продукции ориентироваться на мировой рынок, диктующий стандарты и цены. Другой стороной глобализации является качественное увеличение объемов свободного капитала и его мобильности. Колоссальные финансовые ресурсы, которые могут быть в короткое время мобилизованы практически в любом месте и почти столь же быстро выведены оттуда, все больше определяют регионы и темпы экономического роста. Это заставляет национальные экономики конкурировать за межнациональные ресурсы. Важную роль здесь, как и на любом рынке играет способность представить свои преимущества потенциальному контрагенту и партнеру. В этом смысле в мировой экономике велика роль выставочной деятельности, которая осуществляет эти функции самым эффективным образом. Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы (в т.ч. США, Германия, Франция, Италия и др.) вкладывают все больше средств как в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса, так и в участие своих предприятий в выставках за рубежом. Среди многочисленных международных выставок особое место занимают Всемирные универсальные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами своих достижений и новейших разработок в самых различных областях человеческой жизни. С этой точки зрения, Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов. Существенной особенностью является то, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей Всемирных универсальных выставок достигает нескольких десятков миллионов человек, в них принимают участие более сотни стран мира и международных организаций. Особенно сильный эффект от решения политических, а также имиджевых задач достигается страной-организатором Всемирной универсальной выставки, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения Всемирной выставки страна завоевывает авторитет, который затем может быть трансформирован в завоевание позиций на мировых рынках. В этом контексте ЭКСПО можно рассматривать как глобальную рекламную кампанию, ориентированную на универсальную аудиторию. Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной коммерческой эффективности для организаторов не являются приоритетными. Статистика всех проведенных Всемирных универсальных выставок ЭКСПО свидетельствует, что расходы государства-организатора на создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе окупаются частично уже в ходе подготовки и проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном послевыставочном эффекте. ЗНАЧЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЛЯ РОССИИ. Рассматривая перспективу проведения выставки ЭКСПО-2010 в России, необходимо, прежде всего, понимать контекст, в котором она будет проходить, и те основные цели и задачи, которые ставят перед собой ее организаторы. К 2010 г. в России должен в основном завершиться процесс перехода к рыночной экономике, а также сопутствующие ему институциональные и политические изменения. В итоге Россия предстанет в облике страны, преодолевшей сложный переходный период и способной осуществлять крупные международные проекты. Проведение Всемирной выставки в нашей стране позволит продемонстрировать мировому сообществу результаты экономических преобразований, достижения демократии, многонациональную культуру, историю и традиции, разрушить сложившиеся сегодня стереотипы и укрепить престиж страны. Благоприятные экономические и политические последствия организации ЭКСПО будут ощущаться в течение примерно пятнадцати лет (с начала официального объявления о проведении выставки и спустя 5-7 лет после ее закрытия). Не случайно за право организовать Всемирные выставки идет напряженная борьба между государствами-претендентами, подобно борьбе за право принимать у себя Олимпийские игры. Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных достоинств страны в целом, создании конкурентных преимуществ, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей российской экономики или отдельных предприятий. В первую очередь проведение выставки ЭКСПО-2010 создаст прекрасный событийный повод для качественного роста туризма, который принесет наибольшие поступления в бюджет и в российскую экономику в целом. Позитивное влияние ЭКСПО-2010 на поток туристов проявится за несколько лет до проведения выставки и продлится далеко за 2010 г. Было бы непростительным упустить возможность одновременного стимулирования туризма, выставочно-ярмарочной деятельности и сопутствующих секторов экономики. Следует также помнить о большом положительном эффекте, который окажет реализация подобного проекта на инвестиционную привлекательность России. Уже в ходе подготовки Всемирной выставки для инвесторов открываются широкие возможности. Как показывает зарубежный опыт, особенно большое позитивное влияние ощущается в этот период в сфере строительства, производства стройматериалов и конструкций. Проведение выставки привлечет в страну дополнительный поток туристов, стимулируя легкую промышленность, производство продуктов питания и сферу услуг, которые становятся привлекательными объектами для инвестирования. Наконец, проведение в России Всемирной выставки является одним из наиболее эффективных средств демонстрация возможностей страны и ее экономического потенциала. Положительное воздействие окажет выставка и на Москву. Усовершенствуются транспорт, торговля, гостиничное хозяйство, расширится материально-техническая база выставочной деятельности, будут созданы тысячи рабочих мест. Объекты, построенные и реконструированные в ходе подготовки к проведению выставки, в дальнейшем, безусловно, будут использованы в интересах города и страны в целом. В результате проведения выставки ЭКСПО-2010 Россия получит в лице ВВЦ выставочный комплекс мирового класса, способный проводить выставки любого уровня и ежегодно приносящий в бюджет примерно 500 млн.долл. США. На базе реконструированных павильонов будут созданы тематический парк, расширена и наполнена новым содержанием рекреационная зона, все регионы России получат возможность демонстрировать свои достижения. Вместе с тем проведение ЭКСПО позволит получить максимальную отдачу от осуществленных капиталовложений, отдачу, которая позитивно повлияет не только на деятельность самого комплекса ВВЦ, где предполагается проведение Выставки, не только на экономический потенциал Москвы, но окажется заметной и для всей экономики России. ТРЕБОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО ВЫСТАВОК МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ Международное бюро выставок предъявляет следующие требования к определению места проведения Выставок: ? Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны максимально обеспечивать сокращение риска загрязнения окружающей среды, сохранение и приумножение зеленых насаждений, стать органичной частью программы развития градостроения, ? Выставочный комплекс и сфера инфраструктуры должны эффективно использоваться после выставки. За почти 150-летнюю историю Всемирные выставки ни разу не проводились в России. Проведение Всемирной выставки в Москве было бы весьма символично, ибо Москва - столица одного из крупнейших государств мира, расположенного на двух континентах: Европы - с ее экономическим, технологическим развитием, высоким уровнем жизни населения и Азии - с ее богатейшими ресурсами и населением, составляющим половину жителей планеты. Москва - это мегаполис с почти десятимиллионным населением, ежедневно принимающий дополнительно около 2 млн.чел. Столица России - крупнейший мировой центр образования, науки и культуры с богатейшей историей и традициями, развитой инфраструктурой. Москва имеет огромный опыт проведения различного рода массовых мероприятий, в т.ч. и мирового уровня. Она была столицей XXII Олимпийских игр, дважды принимала у себя Всемирные фестивали молодежи и студентов, различные международные форумы и фестивали с большим числом участников. Немаловажное значение имеет и тот факт, что Москва обладает уникальным (не только в России) выставочным комплексом ВВЦ, огромный потенциал которого при организации ЭКСПО-2010 может быть реализован ценой относительно небольших затрат. Территория ВВЦ является наиболее благоприятным во всех отношениях местом проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО. Удачное расположение территории ВВЦ вблизи центра Москвы с удовлетворительными на сегодня подъездными путями, а также с прилегающими к нему Государственным Ботаническим садом, Шереметьевским парком, телецентром эффективно решает задачу по дальнейшему развитию данной территории путем создания оригинального и многофункционального выставочно-рекреационного комплекса. Современный статус ВВЦ как государственного акционерного общества, в котором 69% акций является федеральной собственностью, а 31% принадлежит Москве, весьма удобен с учетом того, что бюджетные источники финансирования Выставки будут иметь решающее значение, особенно на начальном этапе ее подготовки. Существующие программы развития города предусматривают реконструкцию как самого комплекса ВВЦ, так и городской инфраструктуры, необходимой для проведения Всемирной выставки. Принятая распоряжением Правительства Москвы Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве [2] предусматривает развитие ВВЦ и его преобразование в центр международного значения. Мероприятия, запланированные в связи с этой программой, в существенной степени обеспечивают подготовку ВВЦ к проведению такого масштабного мероприятия, как Всемирная универсальная выставка ЭКСПО. В Программу развития туризма в г. Москве на период до 2010 г. [3] включены затраты на развитие городской инфраструктуры, гостиничного хозяйства, транспорта, которые в существенной степени могут обеспечить решение вопросов, связанных с подготовкой города к приему посетителей ЭКСПО-2010. Для обеспечения туристического обслуживания ЭКСПО2010 следует лишь незначительно увеличить мощности по сравнению с уже планируемым их развитием. Кроме того, расходы на развитие инфраструктуры Москвы так или иначе заложена и в других городских программах, в частности в Генеральном плане развития г. Москвы до 2020 г. По принятию решения о проведении ЭКСПО-2010 в Москве необходимо провести работу по согласованию и корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы с учетом мероприятий, необходимых для проведения ЭКСПО-2010. ТЕМА ВЫСТАВКИ Инициатива в отношении определения темы принадлежит стране, организующей Выставку, но решение принимается Международным бюро выставок, которому необходимо достаточное и убедительное обоснование выбранной темы. Международного бюро выставок сформулировало несколько предварительных требований, которые должны лежать в основе выбора и концептуальной цели Выставки. В частности, тема Выставки должна: - быть актуальной, а не связанной исключительно с прошлым, - вызывать большой интерес потенциальных участников и будущих посетителей, - обеспечивать простор для размышлений и современных предложений (Выставки только тогда значительны, когда они впитывают и выражают мысли и идеи, актуальные для соответствующего времени, отражают его специфику и связаны с будущим), - быть гибкой, предоставляя возможность найти формы своего участия как можно большему количеству стран разных по своему потенциалу, - связывать глобальную природу международной жизни с ее конкретными действиями в современности, - отражать прогресс в сфере экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, - вызывать интерес как специалистов самых разных направлений, так и широких масс. Предлагаемая тема, должна вызывать интерес как специалистов самых разных направлений, так и широких масс. Для этого необходимо создать, с одной стороны, поле для демонстрации своих достижений, а с другой, - с возможность для широких масс приобщиться к культуре и ценностям других людей. Для России эта тема должна давать возможность с одной стороны заявить о себе как о стране высочайших современных технологий, а с другой - представить реальные богатства страны во всем их многообразии и непреходящей ценности. В настоящее время тема выставки прорабатывается с политиками, учеными, представителями культуры. По поручению Правительства Российской Федерации соответствующие обоснованные предложения будут внесены в пакет документов, представляемых в МБВ. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСТАВКИ ЭКСПО-2010 В качестве основных прогнозных параметров приняты следующие : Площадь выставки - 238 га Выставочные площади брутто, из них: - 320 тыс. кв. м - существующие площади - 170 тыс. кв. м - по плану реконструкции ВВЦ - 150 тыс. кв. м Продолжительность - 180 дней Количество участников (стран и международных организаций) - 150-180 Численность обслуживающего персонала - примерно 20 000 чел.(1) Количество посещений - примерно 27 млн. Количество посетителей, из них: - 11,7 млн. чел.(2) - жители Москвы и близлежащих областей- 8,8 млн. чел. (75 %) - жители других регионов России и стран СНГ - 2 млн. чел. (17,5 %) - иностранцы - 0,9 млн. чел. (7,5 %) Среднее число посещений на одного человека - 2,32 (2) Среднее количество посещений - 150 тыс./день Максимальное количество посещений (последние дни перед закрытием)(2) - 450 тыс. в день Коэффициент отношения максимального числа посетителей к среднему(2) - 3 Средняя стоимость билета (3) - 20 долл. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Как отмечалось выше, коммерческая эффективность проведения ЭКСПО не является основным критерием при принятии решения о проведении выставки. Однако такой эффект, безусловно, существует и может быть спрогнозирован. Основная трудность такого прогнозирования заключается в сложности связей выставки и окружающей ее экономической среды государства-устроителя, и, как следствие, - в отсутствии универсальной методики по оценке экономической эффективности, проверенной на уже проведенных выставках. Вместе с тем проведение выставки означает и большую дополнительную нагрузку на инфраструктуру места проведения. Для подготовки выставки необходимо провести ряд работ, связанных как со строительством новых сооружений, так и с реконструкцией существующих зданий, сооружений, коммуникаций. Оценки требуемых мощностей можно получить, анализируя зарубежный опыт и основываясь на принятых выше основных параметрах выставки (сроки, площадь, число посетителей, максимальный дневной поток). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПО-2010. Анализ проведенных за рубежом выставок (см. [8]) показывает, что государство обеспечивает большую часть работ в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда государство заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать, в других, если эта заинтересованность меньше, - сокращаться. Кроме того государственные затраты могут быть снижены за счет привлечения внебюджетных средств (спонсоры, инвесторы и т.п.). Ниже приводится таблица, содержащая укрупненную структуру затрат, связанных с развитием инфраструктуры г. Москвы а также с проведением ЭКСПО 2010. Следует отметить, что подавляющая часть необходимых мероприятий по развитию инфраструктуры города и транспортных сетей уже запланирована в планах развития Москвы до 2010 года. Эти затраты не связаны непосредственно с проведением ЭКСПО 2010 и будут осуществляться независимо от него. Проведение Всемирной выставки потребует реализации некоторых специальных проектов, требующих финансирования из бюджета. Эти затраты отнесены к затратам, прямо связанным с проведением ЭКСПО 2010. ЗАТРАТЫ, ПРЯМО СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПО 2010. Таблица 1. Затраты, прямо связанные с проведением ЭКСПО 2010 (млн.долл. США) --------------------------------+-----------------+-------------+ Направление расходования средств| Объем затрат | Источник | | | финансиро | | | вания | --------------------------------+-----------------+-------------+ 1 | 2 | 3 | --------------------------------+-----------------+-------------+ Развитие городской инфраструктур до 2010 г., | Бюджет | включая ЭКСПО-2010 | г. Москвы | --------------------------------+-----------------+ | Инженерная инфраструктура | 58,5 | | --------------------------------+-----------------+ | Транспортная инфраструктура, | 230,0 | | в т.ч. | | | --------------------------------+-----------------+ | оборудование дорожной сети и | | | подъездных путей в районе ВВЦ| 200,0 | | --------------------------------+-----------------+ | обновление автобусного парка | 30,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Автостоянки и подъезды к ним | 300,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Выставочная деревня | 76,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Гостиницы | | | --------------------------------+-----------------+ | Непредвиденные расходы | 33,2 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ 1 | 2 | 3 | --------------------------------+-----------------+-------------+ ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА Г.МОСКВЫ | 697,7 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ Подготовка ВВЦ к проведению ЭКСПО-2010 | Бюджет | --------------------------------+-----------------+ Российской | Строительство новых выставочных | 225,0 | Федерации | площадей (150 000 кв. м) | | | --------------------------------+-----------------+ | Реконструкция существующих | | | сооружений (170 000 кв. м) | 187,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Инженерная подготовка территории| | | ВВЦ и площадок для массовых | | | мероприятий (130 000 кв. м) | 39,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Строительство таможенно-склад- | | | ского терминала (20 000 кв. м) | 15,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Реконструкция инженерных ком- | | | муникаций и сооружение допол- | | | нительной инфраструктуры для | | | ЭКСПО-2010 | 65,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Непредвиденные расходы | 26,5 | | --------------------------------+-----------------+ | ВСЕГО по ВВЦ | 557,5 | | --------------------------------+-----------------+ | Операционные расходы в ходе подготовки и | | проведения выставки | | --------------------------------+-----------------+ | Экспозиция Российской Федерации,| | | включая регионы | 61,5 | | | | | Тематические павильоны | 87,5 | | | | | --------------------------------+-----------------+-------------+ 1 | 2 | 3 | --------------------------------+-----------------+-------------+ Административные расходы | | | (на 10 лет) в т.ч. | 150,0 | | --------------------------------+-----------------+ | зарплата | 30,0 | | --------------------------------+-----------------+ | обеспечение деятельности | | | дирекции Выставки | 8,0 | | --------------------------------+-----------------+ | охрана и эксплуатация систем | | | (противопожарной, учета, | | | информационной) | 15,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Уборка территории и павильонов | 15,0 | | --------------------------------+-----------------+ | коммунальные услуги | 75,0 | | --------------------------------+-----------------+ | представительские расходы | 7,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Информационно-рекламные расходы | 200,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Культурная программа | 120,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Поддержка участия малых и | | | развивающихся стран | 70,0 | | --------------------------------+-----------------+ | Непредвиденные расходы | 34,5 | | --------------------------------+-----------------+ | ВСЕГО операционных расходов | 723,5 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА | | | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 1281 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ ИТОГО | 1 978,7 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ Ниже приведена расшифровка отдельных статей расходов, приведенных в этой таблице. Список объектов и ориентировочная стоимость работ получены из источников, перечисленных в конце доклада, а также указанных в сносках. 1. Pазвитие городской инфраструктуры. Инженерная Специально для проведения ЭКСПО-2010 необхо- инфраструктура(4) димо построить новые источники тепловой и 58,5 млн. долл. электрической энергии стоимостью 40 млн. долл. Для обеспечения нового источника тепла топливом требуется реконструкция ГГРП и прок- ладка газопровода общей стоимостью около 1,5 млн.долл. Для обеспечения объектов выставки средствами связи необходимо построить АТС и смонтировать линии оптоволоконной связи общей стоимостью 17 млн.долл. Транспортная Для проведения ЭКСПО-2010 понадобятся допол- инфраструктура(4) нительные по развитию транспортной инфраст- 230 млн. долл. руктуры Москвы работы, в том числе оборудова- ние подъездных путей и развитие дорожной сети в районе ВВЦ - 200 млн.долл., обновление ав- тобусного парка- 30 млн.долл.(5) Автостоянки и Проведение ЭКСПО-2010 потребует значительного подъезды к ним(4) развития сети автостоянок (наземных, многоя- 4300 млн.долл. русных и подземных) сверх запланированных. Стоимость дополнительных автостоянок и подъ- ездов к ним составит 300 млн.долл. Выставочная Выставочная деревня рассчитана на 10 тыс. деревня (6) проживающих. При соблюдении гигиенических 76 млн. долл. норм 16 кв. м на человека площадь деревни составит 160 тыс. кв. м. Себестоимость квад- ратного метра жилья с отделкой и необходимой мебелью равна примерно 475 долл., общая стои- мость строительства выставочной деревни в 76 млн.долл. 2. Подготовка ВВЦ к проведению выставки ЭКСПО-2010 Строительство Ориентировочная стоимость новых современных новых выставочных выставочных помещений с необходимой инфраст- площадей руктурой оценивается в 1 500 долл. за кв. м. (150 000 кв. м) Общая стоимость строительства - 225 млн. 225 млн. долл. долл. Реконструкция Стоимость реконструкции существующих павиль- существующих онов ВВЦ оценивается в 1 100 долл. за кв. м. сооружений Общая стоимость реконструкции - 187 млн. (170 000 кв.м) долл.(7) 187 млн.долл. Инженерная Открытые площадки планируется использовать подготовка для сооружения временных и постоянных строе- открытых площа- ний, в т.ч. точек питания, павильонов для док (130 000 кв.м) проведения культурных программ, что требует включая последующую подведения инженерных коммуникаций, часть рекультивацию земли площадок асфальтируется с последующей рекуль- (8) тивацией. 39 млн. долл. Средняя стоимость подготовки открытых площа- док оценивается в 300 долл. За кв. метр. Сум- марные затраты составят - 39 млн.долл. Строительство Таможенно-складской терминал, оборудованный таможенно-склад- современной техникой, должен обеспечить тамо- ского терминала женную обработку грузов стран-участниц ЭКС- (20000 кв. м)(9) ПО-2010 и в последствии будет использоваться в интересах ВВЦ и ГТК РФ. 15 млн. долл. По существующим в Москве аналогам, средняя стоимость строительства терминала с учетом необходимых механизмов и систем - 750 долл. за кв. м, что составляет 15 млн.долл. Реконструкция Большая часть инфраструктуры ВВЦ построена в инженерных 1935-37 гг. и амортизирована на 100 %. Для коммуникаций и проведения ЭКСПО-2010 требуется перекладка сооружение практически всех сетей и строительство ряда дополнительной новых. По оценке Управления технической экс- инфраструктуры для плуатации ВВЦ необходимо: ЭКСПО-2010 65 млн. долл. Реконструировать городскую питающую высоко- вольтную сеть, Реконструировать все внутренние инженерные коммуникации, построить собственный подземный водозабор. (10)Ориентировочная стоимость работ - 35 млн.долл. Качество связи на ВВЦ в настоящее время неу- довлетворительно. Сети и локальная АТС, зало- женные в 1936 г. и модернизированные в 1950 г., не в состоянии обеспечить необходимый трафик. Для обеспечения современного уровня связи на ВВЦ необходимо провести дополнитель- ные работы по развитию сети и внедрению новых технологий стоимостью в 10 млн. долл.(11) К расходам на развитие инфраструктуры также отнесено создание пресс-центра, местной сис- темы телевидения, оборудование электронных систем охраны и пожаротушения, пропуска посе- тителей - 20 млн. долл.(11) 3. Операционные расходы в ходе подготовки и проведения ЭКСПО-2010 Экспозиция Россий- В соответствии с традициями всемирных выста- ской Федерации, вок экспозиция страны-организатора состоит из включая регионы(12) двух частей: 61,5 млн. долл. павильон Российской Федерации в пределах 15 тыс. кв. м с учетом собственно экспозиции и мест проведения симпозиумов, конференций, протокольных и культурных мероприятий, павильоны федеральных округов и/или отдельных регионов Российской Федерации общей площадью в пределах 30 тыс. кв. м. Суммарная стоимость экспозиции Российской Фе- дерации и регионов - 61,5 млн.долл. Тематические Тематические павильоны раскрывают основное павильоны содержание темы выставки, акцентируют внима- 87,5 млн. долл.(19) ние на глобальных проектах страны-организато- ра и в соответствии с правилами проведения всемирных выставок создаются страной-органи- затором. Как показывает практика, для полноценного раскрытия темы и ее составляющих элементов необходимы площади в пределах 35 тыс. кв. м. При стоимости экспозиции 2 500 долл. за кв. м общая сумма затрат составит 87,5 млн.долл. Административные В административные расходы входит обеспечение расходы деятельности дирекции ЭКСПО-2010 в течение 10 150 млн. долл. лет (включая послевыставочные мероприятия), подбор, обучение и обеспечение персонала, ра- бота персонала в период выставки, в частнос- ти, обслуживание экспозиции Российской Феде- рации, тематических павильонов, деятельность различных служб. Число рабочих мест для подготовки и непос- редственного обслуживания ЭКСПО-2010 варьиру- ется от 30 в первый год подготовки до 20 000 в период проведения выставки. (13) Зарплата за весь период подготовки и проведения выс- тавки составит около 35 млн. долл. Техническое обеспечение деятельности дирекции (с учетом амортизации и обновления оборудова- ния и включая помещения, оргтехнику, связь и т.п.) составит в течение 10 лет примерно 10 млн. долл.(14) Затраты на охрану общественного порядка в настоящее время составляют в год 630 тыс. долларов США. При увеличении среднего потока посетителей до 150 тыс. чел. в день соответс- твующим образом должны возрасти и расходы по этой статье. В сумме затраты на мероприятия по охране общественного порядка, включая спецмероприятия на период работы ЭКСПО2010, составят 15 млн. долл.(15) Практика проведения ЭКСПО показывает, что расходы на уборку и содержание территории прямо пропорциональны потоку посетителей(16). Учитывая рост числа посетителей, затраты на уборку и содержание территории ВВЦ за весь период проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в 4 млн. долл. Уборка павильонов и административных зданий сегодня требует примерно 35 долларов на кв. м. в год.(17) С учетом роста числа посетите- требований ужесточения сроков уборки затраты лей и составят до 30 долларов на кв.м. закры- той экспозиционной площади за время проведе- ния ЭКСПО, что в сумме составит примерно 11 млн.долл. Коммунальные услуги, включая электроснабже- ние, канализацию и пр., требуют сегодня около 10 долл. на один кв. м площадей в год(16). Опыт проведения всемирных выставок показыва- ет, что стоимость подобных услуг за рубежом достигает 1,5-2 долл. за кв. м в день (18). Учитывая, что к 2010 г. стоимость коммуналь- ных услуг в России приблизится к мировым це- нам, следует ориентироваться на цифру 1 долл. за 1 кв. м в день. В результате получаем 65 млн.долл. Исходя из практики предыдущих ЭКСПО, предста- вительские и протокольные расходы оцениваются в 10 млн. долл. за весь период подготовки и проведения выставки (на 10 лет)(19). Информаци- Размах информационно-рекламной кампании су- онно-рекламные щественным образом влияет на посещаемость расходы выставки. Так, благодаря удачной рекламной 200 млн.долл. кампании число посетителей Всемирной выставки в Севилье поднялось с ожидавшихся 25 млн. че- ловек до 41 млн. человек. Согласно бюджетному отчету прямые и косвенные расходы на рекламу ЭКСПО-1992 составили около 1 млрд.долл.(20) Напротив того, недостаточное внимание к рек- ламной кампании организаторов ЭКСПО-2000 на- зывается в качестве одного из основных факто- ров, обусловивших двукратное против прогнози- руемого снижение числа ее посетителей. В рамках информационно-рекламной кампании проводятся презентации, симпозиумы и конфе- ренции, организуется публикация материалов в прессе, по радио и на телевидении, использу- ются современные системы распространения ин- формации, включая Интернет. В соответствии с прогнозом Ассоциации рекламных агентств для того, чтобы обеспечить прогнозируемое число посещений (до 30 млн.) необходимо затратить на информационно-рекламную кампанию 200 млн. долл. Поддержка По данным организаторов ЭКСПО-2000 на под- участия малых держку участия малых и развивающихся стран и развивающихся (50 стран) было затрачено около 50 млн. долл. стран(21). Можно ожидать, что число спонсируемых стран 70 млн.долл на ЭКСПО-2010 составит 70 и соответственно общие затраты - 70 млн.долл. Культурная По опыту проведения массовых мероприятий программа(22) (празднование 850-летия Москвы) стоимость 22 120 млн.долл. торжественных церемоний составляет 3-5 млн. долл. Ежедневные культурные мероприятия (кон- церты, шоу, дни культуры регионов и пр.) в процессе проведения ЭКСПО-2010 оцениваются в 500 тыс. долл.(22) Общая стоимость культурной программы ЭКСПО-2010, включая мероприятия, проводимые в ходе подготовки к выставке, сос- тавит около 120 млн.долл. (см. также [15]). Непредвиденные Непредвиденные расходы закладываются в раз- расходы мере 5% от общих сумм, что составляет пример- 94,2 млн. долл. но 94,2 млн.долл. Итоговая сумма прямых затрат на проведение ЭКСПО 2010 из бюджета Российской Федерации составляет 1281 млн.долларов, из бюджета г. Москвы - 697,7 млн.долл. ЗАТРАТЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСПО 2010 Таблица 2. Расходы, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010 (млн.долл. США) ---------------------------------+----------------+-------------+ Направление расходования средств | Объем затрат | Источник | | | финансиро | | | вания | ---------------------------------+----------------+-------------+ 1 | 2 | 3 | ---------------------------------+----------------+-------------+ Развитие городской инфраструктуры до 2010 г | Бюджет | | г.Москвы | ---------------------------------+----------------+ | Инженерная инфраструктура | 75,3 | | ---------------------------------+----------------+ | Транспортная инфраструктура, | 1290,0 | | в т.ч. | | | ---------------------------------+----------------+ | Автостоянки и подъезды к ним | 25,0 | | ---------------------------------+----------------+ | Гостиницы | 275 | | ---------------------------------+----------------+-------------+ ВСЕГО из бюджета г. Москвы | 1665,3 | | ---------------------------------+----------------+-------------+ Гостиницы | 8600,0 | Инвесторы | ---------------------------------+----------------+-------------+ ВСЕГО по городской инфраструктуре| 10265,3 | | ---------------------------------+----------------+-------------+ Развитие транспортной инфраструк-| | Бюджет | туры федерального значения | 415 | РФ | ---------------------------------+----------------+-------------+ --------------------------------+-----------------+-------------+ 1 | 2 | 3 | --------------------------------+-----------------+-------------+ ВСЕГО ИЗ БЮДЖЕТА | | | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 415 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ ИТОГО | 10680,3 | | --------------------------------+-----------------+-------------+ Общий объем затрат, не связанных непосредственно с проведением всемирной выставки ЭКСПО 2010, и направленных на развитие городской и транспортной инфраструктур равен 10,7 млрд.долл. Подавляющая (80%) часть из них приходится на коммерческих инвесторов и лишь 2080,3 млн.долл. поступают из бюджетов Москвы и Российской Федерации. Ниже дается расшифровка отдельных статей расходов. 1.Pазвитие инфраструктуры г. Москвы до 2010 г. Инженерная Согласно данным [5,14] Постановлениями Прави- инфраструктура тельства Москвы запланированы работы на Чер- 75,3 млн. долл. кизовской (в сумме 34 млн. долл.) и Измай- ловской (в сумме 28,3 млн. долл.) КНС, а так- же строительство отводящего канала от Любе- рецкой станции аэрации (8,6 млн. долл.) и очистного сооружения на Останкинском ручье (1,8 млн. долл.). Кроме того запланированы работы на водопро- водных магистралях Северной водопроводной станции (2,6 млн. долл.) Транспортная Согласно ППМ N 700 до 2005 г. должны быть за- инфраструктура(23) вершены строительные работы на северном 1290 млн. долл. участке 3-го транспортногокольца Москвы, стоимость 475 млн. долл., реконструкция Ярославского шоссе -100 млн. долл., строи- тельство монорельсовой дороги между станциями метро <Тимирязевская> и <Ботанический сад> с заходом на территорию ВВЦ - 140 млн. долл., развитие дорожно-уличной сети СВАО - 50 млн. долл. и сети автостоянок - 25 млн. долл. В период 2006-10 гг. в городских программах запланировано строительство ряда объектов, имеющих отношение к территории ВВЦ ориентиро- вочно 500 млн. долл. Всего, в планах реконструкции и развития транспортной инфраструктуры Москвы в 2001-10 гг. запланировано строительство объектов, включая объекты, имеющие отношение к ЭКС- ПО-2010 общей на 1 290 млн. долл. Гостиницы Программа развития туризма в г. Москве на пе- 275 млн. долл. риод до 2010 г (Cм. [3]) содержит базовые из бюджета Москвы, цифры наращивания мощностей туристского комп- 8,6млрд.долл. лекса, рассчитанные на предполагаемые потоки за счет инвесторов туристов.(24) В частности, запланировано строительство 28 тыс. гостиничных номеров разного класса общей вместимостью 47 тыс. че- ловек.(25) Запланированная стоимость строительства новых гостиниц - 83,7 млрд. рублей (2,9 млрд. долл.) Реконструкция и повышение классности существующих - 1,6 млрд. долл. Основная часть затрат планируется за счет коммерческих ин- весторов, но 275 млн. долл., направляемых в основном на разработку предпроектной докумен- тации и реконструкцию гостиниц, находящихся в собственности города, будет получена из бюд- жета Москвы (26). По оценкам МНИиП Генплана [5] для полного обеспечения гостиничными площадями на период проведения ЭКСПО 2010 нужно дополнительно построить (или повысить классность до уровня 4-5 звезд) 12 тыс. гостиничных номеров. Зат- раты на это строительство оцениваются в 4,1 млрд. долларов, которые будут получены за счет привлечения инвесторов. Согласно замечаниям экспертов (см. [14]) воз- можно использование гостиниц высшей катего- рии, расположенных в ближнем Подмосковье. Это позволит существенно снизить затраты на гос- тиницы. Таким образом, согласно планам развития города Москвы, средства, направляемые на объекты и программы, не имеющие прямого отношения к проведению Всемирной выставки ЭКСПО 2010, составляет примерно 10,3 млрд.долл., из которых бюджет Москвы выделяет 1665,3 млн.долларов. 2. Расходы бюджета Российской Федерации Развитие Качественное обслуживание дополнительного по- транспортной тока туристов, которые посетят Москву в пери- инфраструктуры од работы ЭКСПО, требует улучшения существую- федерального щих связей с основными международными аэро- значения портами - Шереметьево, Внуково и Домодедово. 415 млн. долл. Соответствующие затраты из расчета 80 км. до- рог со стоимостью 5 млн. долл. за километр автодороги (27), а с учетом подъездных путей и стоянок - 415 млн. долл. Итого, затраты бюджета Российской Федерации, не связанные непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, составят 415 млн.долл. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Следует отметить, что поступления от разных источников должны поступать в разное время. Так, очевидно, бюджетное финансирование строительства должно происходить за несколько лет до начала выставки, в то время как основная часть операционных расходов - непосредственно в процессе ее проведения. В то же время незадолго до начала и во время проведения выставки поступит существенная часть доходов (от билетов, услуг посетителям и экспонентам), что позволит снять нагрузку на бюджет. Согласно правилам МБВ, Правительство страны-организатора должно гарантировать, что необходимые для проведения ЭКСПО работы будут профинансированы. Поэтому общий объем гарантий Правительства Российской Федерации должен составить 2 млрд.долл., направляемых на затраты, непосредственно связанные с проведением ЭКСПО 2010. Реальные затраты из федерального бюджета окажутся существенно меньше за счет использования средств из бюджета Москвы (0,7 млрд.долл.), поступлений операционных доходов, средств спонсоров и инвесторов, а также за счет возврата части инвестированных средств через налоговые платежи. По предварительным расчетам все реальные затраты федерального бюджета по завершении выставки ЭКСПО в той или иной форме возвратятся в казну. В таблице 3 приведены прогнозные характеристики разных источников финансирования. Здесь отражены средства, привлекаемые для финансирования как работ, не связанных непосредственно с проведением ЭКСПО 2010, так и прямых затрат на выставку. Общий объем средств приведен во втором столбце. В третьем столбце приведены средства, которые останутся в собственности государства или города в капитализированном виде - как дороги, городская инфраструктура, выставочные павильоны и т.п. Большая часть из них заложена в планы строительства независимо от ЭКСПО. В крайний правый столбец отнесена доля средств, привлеченных непосредственно для проведения выставки, которые не будут капитализированы (например, будут использованы для финансирования операционных расходов). Таблица 3. Бюджетные источники финансирования --------------------------------+--------------------------------+ | Сумма (млн. долл.) | --------------------------------+---------+----------+-----------+ | Общая | Вложено в| Не | | сумма | активы | капитализи| | | | рованные | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Бюджет Российской Федерации, | 1696 | 907 | 789 | в т.ч. | | | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Транспортная инфраструктура | | 415 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Выставочные павильоны | | 412 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Инфраструктура ВВЦ и терминал | | 80 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Бюджет г. Москвы, в т.ч. |2362,7 | 2024,5 | 338,2 | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Инженерная инфраструктура | | 133,5 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Транспортная инфраструктура*) | | 1365 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Автостоянки*) | | 175 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Выставочная деревня | | 76 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ Гостиницы | | 275 | | --------------------------------+---------+----------+-----------+ ВСЕГО из бюджета: |4058,7 | 2931,5 |1127,2 | --------------------------------+---------+----------+-----------+ *) Предполагается, что половина втостоянок и подъездных путей будет носить временный характер и по окончани ЭКСПО 2010 будет демонтирована, а освободившаяся территория будет использована для городских нужд. . Вторая половина останется в собственности города, и на коммерческой основе будет обслуживать новый выставочный комплекс ВВЦ. Ниже приводится расшифровка статей таблицы. Бюджетные источники Федеральный бюджет Сумма составлена из затрат на подготовку ВВЦ 1,696 млрд. долл. к проведению ЭКСПО (0,56 млрд. долл.), расхо- дов на федеральную транспортную инфраструкту- ру (0,4 млрд. долл.) и операционных расходов (0,72 млрд. долл.), однако она может быть су- щественно уменьшена при условии своевременно- го поступления средств из других источников. Отметим, что из них 907 млн. долл. будет ка- питализировано в транспортную инфраструктуру (415 млн. долл.), выставочные павильоны (412 млн. долл.) таможенный терминал (15 млн. долл.) и инженерную инфраструктуру ВВЦ (65 млн. долл.). По окончании ЭКСПО 2010 часть из капитализи- рованных средств может быть возвращена путем продажи инвесторам. Бюджет Москвы Весь объем финансирования развития инфраст- 2,36 млрд.долл. руктуры Москвы в связи с проведением ЭКС- ПО-2010 в объеме 2363 млн. долл. ложится на городской бюджет. При этом часть затрат (не менее, чем 2024,8 млн. долл.) остается в собственности города в виде сооружений, дорог и т.п. Остальные (338,2 млн. долл.) состоят из непредвиденных затрат, затрат на строи- тельство временных автостоянок, подъездных путей и их последующего демонтажа. Точный объем этих средств можно будет установить только после детальной архитектурной прора- ботки схемы размещения автостоянок. В таблице 4 приведены средства, которые согласно прогнозу должны поступить из внебюджетных источников. Часть из них поступит еще в период подготовки к ЭКСПО (лицензионные и спонсорские платежи, часть оплаты за услуги экспонентам и посетителям, часть средств от инвесторов), другая часть - во время выставки, а остальные - при реализации имущества после окончания ЭКСПО (продажа выставочной деревни, часть средств инвесторов). Таблица 4. Внебюджетные источники финансирования ------------------------------+----------------------------------+ | Сумма (млн. долл.) | ------------------------------+---------+----------+-------------+ | Общая | Вложено | Операцион | | сумма | в активы | ные | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Билеты | 540 | | 540 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Услуги экспонентам | 100 | | 100 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Услуги посетителям и лицензии | 150 | | 150 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Реализация выставочной деревни| 80 | | 80 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Спонсоры | 200 | | 200 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Инвесторы, в т.ч. | 8800 | | | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Инвестиции в строительство | | | | гостиниц | | 8600 | | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Прочие инвестиции | | | 200 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ ИТОГО: | | 8600 |1270 | ------------------------------+---------+----------+-------------+ Расшифровка статей приведена ниже. Внебюджетные источники Билеты В прогнозе развития России до 2010 г. приво- 540 млн. долл. дятся базовые цифры, характеризующие ВВП и конечное потребление домашними хозяйствами, согласно которым конечное душевое потребление возрастет к 2010 г. по сравнению с 2000 г. примерно в 2,5 раза (28) в долларовом выраже- нии. Применительно к цене входного билета на Все- мирную выставку ЭКСПО-2010 такое изменение означает снижение цены с 20 до 8 долл. США, т.е. по текущему обменному курсу до 220 руб. Именно на такую цену следует ориентироваться применительно к сегодняшнему дню. Для сравне- ния отметим, что цена билета в кинотеатры, оборудованные на современном уровне, колеб- лется сегодня от 120-до200 руб(19).(за исклю- чением льготных дневных сеансов). При этом следует иметь в виду, что прогнози- руемая цена входного билета - 20 долл. явля- ется наиболее низкой по сравнению с ценой би- лета всех предыдущих всемирных выставок. Поступления от продажи билетов на ЭКСПО сос- тавят примерно 540 млн. долл. Услуги В соответствии с принципом проведения всемир- экспонентам ных выставок, их <участники - не клиенты, но 100 млн.долл. партнеры устроителей>, и взымание с них арендной платы за выставочные площади являет- ся чрезвычайно непопулярной мерой, снижающей шансы страны на победу в конкурсе за право организовать ЭКСПО-2010. Однако в ходе работы выставки с участников взимается плата за предоставление разнообраз- ных платных услуг, как то: коммунальных, ох- раны, сигнализации, связи, уборки территории и т.п. Плата за эти услуги по правилам не мо- жет быть выше их себестоимости для организа- тора, но вполне может полностью покрывать со- ответствующие расходы. Так за счет экспонентов может быть покрыта часть расходов на уборку территории и павиль- онов - 6 млн. долл., охрану - 3 млн. долл., коммунальные услуги - 35 млн. долл., услуги связи, включая мобильную, и доступ в Интернет - 1 млн. долл.(29) Арендная плата за проживание персонала в выс- тавочной деревне из минимального расчета 40 долл. на человека в день при заполняемости 70% позволит получить примерно 55 млн. долл. Услуги посетителям, Для организации обслуживания посетителей ком- продажа лицензий мерческие организации заключают договора кон- и прав(19) цессии или покупают лицензии на организацию 150 млн. долл. торговли и пунктов питания. Кроме того, ис- пользование символики ЭКСПО-2010 на товарах, сувенирной продукции, в магазинах, гостиницах и пунктах питания в городе, продажа прав те- летрансляции мероприятий ЭКСПО-2010 позволит собрать не менее 150 млн. долл. Спонсорские Традиционно всемирные выставки привлекают взносы(19) значительное число спонсоров. В частности, на 19 200 млн.долл. всех последних ЭКСПО главными спонсорами выс- тупали такие транснациональные компании как Coca-Cola, McDonalds, IBM, Microsoft, Shell, а также крупные национальные фирмы, корпора- ции, финансовые структуры. Спонсорские пакеты на прошлых выставках составляли от 400 до 900 млн. долл. (в частности, ЭКСПО-98 в Лиссабоне - около 680 млн. долл., ЭКСПО-2000 в Ганнове- ре - около 900 млн. долл.).(30) Как правило, за счет спонсоров покрываются расходы на создание и обслуживание тематичес- ких павильонов, культурную программу, часть расходов на павильон страны организатора ЭКС- ПО, поддержку участия малых и развивающихся стран. Принимая во внимание опыт проведения в Москве Детских и юношеских Олимпийских игр, празднования 850-летия Москвы, традиционных дней города, и с учетом значимости ЭКСПО-2010 как мероприятия всемирного масштаба можно спрогнозировать, что спонсорские взносы сос- тавят не менее 200 млн. долл. Инвесторы(19) Как указывалось выше, основные затраты на 8800 млн.долл. строительство гостиниц предполагается осу- ществлять за счет привлечения частных инвес- тиций. Их объем составляет 8,6 млрд. долл. и, как показывает сегодняшний опыт строительства и реконструкции гостиниц, привлечение таких средств в течение 7-8 лет вполне реально при условии официального объявления о проведении ЭКСПО 2010 в Москве. В случае поддержки МБВ кандидатуры России и решения имущественно-правовых вопросов, ВВЦ может провести работу по привлечению крупных российских и иностранных инвесторов для доле- вого участия в строительстве новых выставоч- ных площадей. Это позволит существенно сократить бюджетное финансирование строительства новых выставоч- ных площадей и реконструкцию существующих со- оружений, предприятий питания, торговли и развлечений. Суммарный объем сторонних инвес- тиций можно оценить в размере 200 млн. долл. Другой сценарий предусматривает получение этих средств после окончания выставки ЭКСПО в ходе реализации имущества, тогда они поступят в бюджет позднее и обеспечат возврат части вложенных средств. Если рассматривать баланс бюджетных затрат на выставку и поступлений в бюджет в результате ее проведения, мы получим следующие цифры: - суммарные не капитализированные затраты на проведение ЭКСПО составляют 1127,5 млн.долл. - поступления за счет внебюджетных источников с учетом реализации активов после окончания выставки составят 1270 млн.долл. Превышение поступлений над не капитализированными затратами составит 142,5 млн.долл. Помимо указанных выше прямых поступлений, в бюджеты всех уровней будет направлен значительный поток дополнительных налоговых и приравненных к ним платежей, которые будут поступать по мере расходования средств. Минимальная возможная оценка их составляет 20% (НДС) от дополнительных затрат, что дает поступления в бюджет в размере 1,3 млрд.долларов в течение 10 лет. Следует упомянуть еще один источник поступлений - поток налоговых платежей от эксплуатации новых выставочных площадей в период до и после проведения ЭКСПО 2010. Точную оценку этих платежей дать невозможно, т.к. она существенно зависит от графика ввода площадей (т.е. инвестиций в их строительство) и налогового режима в 2003-2010 г.г. и далее. Тем не менее, основываясь на существующем налоговом регулировании, можно сделать некоторые прогнозы. По данным экспертов выставочный павильон окупается примерно за 7-8 лет. Учитывая, что государство является владельцем ГАО ВВЦ, мы можем суммировать налоговый поток и прибыль, что позволяет уменьшить срок окупаемости по крайней мере в 2,5 раза - до 3-3,5 лет. Предполагая консервативный график ввода площадей - равномерный с 2003 по 2009 годы, получим что к 2010 году окупится свыше половины новых площадей, что в сумме составляет более 100 млн.долларов. К 2013 году окупятся все затраты на строительство новых площадей. ПРОГНОЗ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПО 2010 Помимо доходов непосредственно от выставки ЭКСПО, существенной статьей доходов являются доходы от использования объектов городской инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта. Расчет этих доходов приведен в следующей таблице. Таблица 5. Затраты посетителей и сотрудников ЭКСПО 2010 на городскую инфраструктуру -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ | Иностран|Граждане| Жители | Москвичи |ВСЕГО | | цы |стран | регионов| и Подмоск| | | |СНГ | России | овье | | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ Количество | | | | | | (в млн.) (31) | 0,9 |2,1 | 5,9 | 2,9 | 11,8 | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ Доходов, попадающих| | | | | | в экономику города | | | | | | (долл.на 1 | | | | | | человека) (32) | 560 |245 | 150 | 14 | | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ ВСЕГО (млн. долл.):| $504 |$514,5 | $885 | $40,6 |1944,1| -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ СОТРУДНИКИ | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ Количество (31) | 3000 |2000 | 5000 | 10000 |20000 | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ Доходов, попадающих| | | | | | в экономику города | | | | | | (долл. на | | | | | | 1 человека)(33) | 6600 |2900 | 1800 | - | | -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ ВСЕГО (млн. долл.):+ 19,8 +5,8 | 9 | - | 34,6| -------------------+---------+--------+---------+----------+------+ ИТОГО ПОСТУПЛЕНИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ: $1978,7 млн. | ------------------------------------------------------------------+ Таким образом, хозяйствующие субъекты города получат примерно 2 млрд.долларов США, а соответствующие поступления в бюджеты всех уровней могут быть оценены величинами порядка 500-600 млн.долл. Следует отметить, что эксплуатация вновь построенных выставочных площадей породит значительный бюджетный поток. Согласно оценкам, приведенным в концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве, динамика косвенной (включая поступления в бюджет от использования услуг городской инфраструктуры) бюджетной эффективности от деятельности ВВЦ (с учетом реконструкции) имеет такой вид: Таблица 6. Прогноз бюджетной эффективности деятельности ВВЦ (млн.долларов США) ----------+------------+---------------+-------------+-----------+ 1998 год | 2000 год | 2002 год | 2005 год | 2008 год| ----------+------------+---------------+-------------+-----------+ 78,57*) | 100*) | 120**) | 155**) | 435**) | ----------+------------+---------------+-------------+-----------+ *) Факт, см. [7] **) Прогноз Таким образом, только за счет прироста налоговых поступлений, от деятельности ВВЦ, к моменту проведения ЭКСПО 2010 бюджетные затраты на строительство и реконструкцию собственно ВВЦ уже окупятся. При финансовом планировании полезно учесть опыт проведения выставок ЭКСПО, например, выставок в Цукуба в 1985 г. и в Лиссабоне в 1998 г. В основу реализации проекта ЭКСПО - 1998 был положен принцип долгосрочного баланса между расходной и доходной частью на период с 1993 г. (начало реализации проекта) по 2009 г. Расходы на проведение выставки были произведены в течение 5 лет и удваивались ежегодно, достигая максимума в год проведения выставки. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|