Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 20.11.2001 № 1047-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 05.06.2012 г. N 262-ПП О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-Ф3) и Законом города Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве", с целью определения образовательной политики Правительства Москвы на 2002-2004 гг., дальнейшей консолидации усилий всех заинтересованных лиц и организаций в повышении роли образования как ведущей области социально-культурной сферы Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить городскую целевую программу "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" (приложение). 2. Определить государственным заказчиком городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" Московский комитет образования. 3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы включить программу "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города. 4. Префектурам административных округов до 01.02.2002 принять окружные целевые программы модернизации образования на 2002-2004 гг. 5. Департаментам, комитетам, главным управлениям, управлениям Правительства Москвы организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных городской целевой программой "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" и настоящим постановлением. 6. Департаменту финансов г. Москвы по предложению Управления бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы выделить дополнительно в 2002 году для Московского комитета образования ассигнования в сумме 158 007 500 рублей в соответствии с приложением к данному постановлению. Начиная с 2003 года предусматривать в бюджете для Московского комитета образования дополнительные ассигнования в соответствии с технико-экономическим обоснованием городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)". 7. Московскому комитету образования до 20.01.2002 согласовать с префектурами при подготовке программ социально-экономического развития административных округов вопрос по расходам из фондов финансовых ресурсов округов на реализацию программы "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)". 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" и об использовании ресурсов, выделенных на ее реализацию, докладывать Мэру Москвы ежегодно в IV квартале, начиная с 2002 года. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 20 ноября 2001 года N 1047-ПП ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Московский комитет образования Городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" Москва 2001 П А С П О Р Т городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" Наименование Программы городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" Основание для разработки Распоряжение Мэра Москвы от 27.04.2001 Программы N 425-РМ "О плане основных мероприятий по реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации" Государственный заказчик Московский комитет образования Программы Основные разработчики Московский комитет образования, Программы Московский институт открытого образования, Московский городской педагогический университет, Центр стратегического развития образования Российской академии образования, Государственный университет - Высшая школа экономики Цель Программы Сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления - модернизации образования Москвы в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности Задачи Программы: - создать необходимые условия для равного доступа москвичей к образованию; - сформировать механизмы повышения качества московского образования; - повысить эффективность педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе московского образования; - сохранить и укрепить здоровье обучающихся средствами образования; - сформировать и развить информационное пространство и информационные ресурсы московского образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса, окружающим обществом; - создать целостную систему оценки качества деятельности образовательного учреждения; - привести нормативную правовую базу и организационно-экономические механизмы в соответствие с Законом города Москвы "О развитии образования в городе Москве" Сроки и этапы реализации Базовый этап: 2002 г. Программы Проектно-разработческая деятельность и формирование основных нормативных правовых документов Основной этап: 2002 - 2003 гг. Переход на новую нормативно-правовую базу и организационно-экономические механизмы образования города Москвы. Завершающий этап: 2004г. Этап широкого развертывания программы. Перечень разделов Раздел I. Обеспечение государственных Программы гарантий доступности качественного образования; Раздел II. Создание условий для повышения качества образования; Раздел III. Создание условий для повышения качества профессионального образования; Раздел IV. Повышение эффективности кадрового обеспечения; Раздел V. Модернизация экономических отношений в столичном образовании; Раздел VI. Повышение эффективности управления образованием; Раздел VII. Нормативное правовое обеспечение модернизации образования. Исполнители Программы Органы исполнительной власти г. Москвы и органы местного самоуправления; Московский комитет образования; окружные управления образования; государственные образовательные учреждения различных типов и видов и негосударственные образовательные организации; институты и организации научной, социальной, культурной сферы. Объемы и источники 2002-2004 гг. финансирования Программы тыс.руб. Всего 934325,2 в том числе: текущее бюджетное финансирование 162724,4 дополнительные бюджетные средства 724419,5 внебюджетные средства 47181,3 Ожидаемые конечные - рационализация сети, обеспечивающей результаты реализации равные возможности получения Программы качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами москвичей; - оказание медико-психолого-педагогической помощи ребенку в зависимости от сложностей, которые он будет испытывать; - достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; - возрастание роли социально-гуманитарных дисциплин, русского и иностранного языков в содержании общего образования; - создание условий для базовой подготовки учащихся по основным направлениям коммуникационных и информационных технологий; - отработка региональной модели "Профильная старшая школа"; - расширение возможностей для самостоятельной, продуктивной деятельности обучающихся; - изменение системы оценки учебных достижений обучающихся; - создание механизма систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений; - отработка регионального компонента общего образования; - подготовка учебно-методической базы открытого образования; - отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях; - создание межведомственной системы дополнительного образования; - создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе; - разработка прорывных ("эталонных") направлений в содержании профессионального образования г. Москвы; - структурно-содержательная модернизация сети учреждений системы профессионального образования; - разработка механизмов соорганизации ресурсов учреждений профессионального образования и городской инфраструктуры; - формирование учебно-производственных структур, имеющих статус "социальных производств"; - модернизация курсовой подготовки, разработка механизмов интеграции с системой общего образования; - осуществление целенаправленного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров; - построение единой управленческой информационной среды; - отработка механизмов мониторинговой деятельности образовательных учреждений по доступности и качеству образования; - отработка моделей "горизонтального" построения систем управления образованием: межмуниципальных образовательных округов, университетских комплексов Система организации Московский комитет образования контроля за исполнением представляет в установленном порядке в Программы Правительство Москвы отчёты о ходе реализации Программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Об этом заявил Президент страны В.В.Путин на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященном образовательной политике. Общая направленность и многие положения доклада рабочей группы Госсовета "Образовательная политика России на современном этапе" созвучны с ценностями и практикой московского образования. Правительство Москвы неоднократно на деле доказывало свое приоритетное отношение к образованию. Начиная с 1994 года, в Москве реализуются межведомственные программы развития образования "Столичное образование - 1 и 2", городские целевые программы: "Дети сироты", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", развития этнокультурного национального образования и др. В настоящее время осуществляются: масштабная программа материально-технического обеспечения учреждений московского образования, комплексные городские программы "Образование и здоровье", "Москва на пути к культуре мира". В июне 2001 года вступил в силу Закон "О развитии образования в городе Москве", который закрепляет высокий социальный статус образования и педагога, гарантирует право на бесплатное среднее (полное) и начальное профессиональное образование всем москвичам, регулирует правовые и экономические отношения в образовательной сфере. В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани выживания, в Москве, благодаря усилиям городских властей, удалось не допустить стагнации столичного образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие. Вместе с тем, московское образование, также как и российское, все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни, от запросов сверхдинамично развивающегося столичного мегаполиса. Главные причины этого отставания: - крайнее несовершенство общефедеральных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его научно-методическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования; - недостаточная сконцентрированность потенциала самого московского образования на "прорывных" направлениях развития; - недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров московской системы образования. Таким образом, задачи комплексной и всесторонней модернизации образования, поставленные в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации приобретают для Москвы особую актуальность. Их решение в условиях столицы имеет свою ярко выраженную специфику, которая рельефно зафиксирована в Законе "О развитии образования в городе Москве". Но общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым - системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны. Городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" является: - системой действий по реализации основных положений образовательной политики России, принятой Госсоветом РФ; - системой практических мер по выполнению "Закона о развитии образования в городе Москве"; - следующим шагом в развитии московского образования, логично вытекающим из опыта реализации программ "Столичное образование - 1 и 2" и задач модернизации отечественного образования. В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основных направления модернизации московского образования - доступность, качество, эффективность. По этим направлениям в первой части пояснительной записки проведен краткий анализ ситуации в московском образовании. Во второй части записки формулируются цель и приоритетные задачи модернизации образования. И в третьей части раскрывается смысл предстоящих действий по основным направлениям модернизации. При этом направление "качество" разворачивается здесь в двух плоскостях - создание условий для повышения качества общего и профессионального образования; направление "эффективность" рассматривается в трех его основных аспектах - кадровом, экономическом и управленческом. В этой же логике выстроена программа конкретных действий и планируемых мероприятий по модернизации столичного образования (в форме таблицы с указанием сроков, исполнителей, источников и объемов финансирования). Технико-экономическое обоснование программы представлено. Часть I АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В стране постепенно нормализуется социально-экономическая жизнь, укрепляется государственность и международный статус России. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. В то же время, сохраняется множество негативных явлений и процессов, препятствующих выходу российского образования на уровень современных требований. Противоречия сегодняшнего российского общества особенно ярко проявляются в Москве, как в наиболее экономически мощном и динамично развивающемся субъекте Федерации. Социальное расслоение превращается здесь в резкую поляризацию общества. Полиэтничность, мультикультурность и многоконфессиональность России наиболее концентрированно представлена в столице. Намного выше в Москве скорость социально-экономических изменений, не говоря уже о ритме жизни горожан. Все это порождает дополнительные социальные проблемы, которые должна учитывать в том числе и система образования Москвы. За последние несколько лет в результате осуществления программ "Столичное образование 1 и 2" московское образование из достаточно изолированной ведомственной системы превратилось в сферу межведомственного сотрудничества, в инструмент сильной социальной политики. Идея образования как механизма социального и культурного развития является отличительной особенностью московского образования на рубеже веков и позволяет ему играть значительную роль в гармонизации столичного социума, в улучшении качества жизни москвичей. Открытость для партнерства, новаторства и индивидуализации развития; вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения; личностно-ориентированная направленность (представленная в совокупности 6 педагогических систем); нацеленность на гуманизацию - главные специфичные черты сегодняшнего образования в Москве. Вместе с тем, далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех москвичей качественного образования, само качество образования резко отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления. Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество, эффективность" позволит обоснованно и целенаправленно строить программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при реализации программы модернизации московского образования. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Достижения: - сделан переход от стихийной вариативности к культурному многообразию сферы образования Москвы; - здоровье детей стало приоритетным направлением "школы здоровья", ориентированные на поддержание здоровья и доступ к качественному обучению для детей с хроническими заболеваниями; разработаны и внедрены технические средства и методика мониторинга здоровья детей, обеспечивающие индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок; - созданы необходимые условия для образования детей, нуждающихся в государственной защите, для детей с проблемами в здоровье и развитии; - созданы условия для культурного самоопределения и обучения в области национальных и этнических проблем; в 68 образовательных учреждениях города содержание образования существенно учитывает язык, культуру и традиции различных народов, обеспечена возможность преподавания ряда предметов на национальном языке; - организована и развивается психологическая служба города, которая является механизмом психологической поддержки обучающихся, выявления социально-психологических проблем в школьных коллективах и коррекционной работы; - cоздана развернутая система и инфраструктура физического воспитания детей и подростков. Основные проблемы: - усиливающееся социальное расслоение общества, сопровождается поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части квалифицированных педагогов в другие сферы; - потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров, рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, неграмотности подростков, приход в молодежную среду наркотиков и других вредных привычек; - отсутствие полноценной системы учета детей школьного возраста и их образовательного пути, рост социальной безнадзорности детей и подростков; - недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм; - быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным знанием русского языка; - недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных образовательных учреждений и форм оказываемых ими образовательных услуг; - сеть образовательных учреждений порой формируется стихийно, не всегда соответствует городской демографической структуре, что приводит к снижению эффективности образовательной деятельности, к диспропорции спроса и предложения образовательных услуг; - система дополнительного образования слабо связана с образовательными учреждениями, не обеспечивает в полной мере реализацию запросов и интересов детей и подростков; - отсутствие государственных стандартов общего образования; При разрешении названных проблем нужно учитывать нарастание следующих объективных тенденций: - контингент первых классов общеобразовательной школы в ближайшие годы будет разновозрастным, возрастет процент первоклассников с низким уровнем развития, а также не владеющих русским языком; - повышение образовательного спроса приведет к увеличению сферы платных образовательных услуг; - расширение рынка квалифицированного труда и усиление конкуренции потребует существенно поднять уровень профессионального образования; - нарастание разрыва между количеством детей, требующих специального подхода и особых условий (в педагогическом и медико-психологическом плане), и возможностью увеличения ресурсов (материальных, организационных, кадровых) для обеспечения этих условий в системе образования. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Достижения: - преодолена опасность потери качества образования в результате стихийной вариативности при отсутствии государственного стандарта; обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых; - отработана модель регионального базисного учебного плана, который дает возможность образовательным учреждениям реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся; - создана система обеспечения учебниками образовательных учреждений в соответствии с их образовательными программами и потребностями; cистема анализирует потребность всех образовательных учреждений в учебниках, планирует и реализует издание и доставку учебников. - cоздана и развивается сеть городских экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров; апробированные новые элементы образовательного процесса переносятся в массовую образовательную практику; - разработаны и апробируются четыре модели изучения иностранных языков для общеобразовательных учреждений города, разработаны соответствующие учебно-методические комплекты; - сложилась система взаимодействия средней и высшей школы; более 800 общеобразовательных учреждений работают в режиме лицеев, школ, спрофилированных на вуз, обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению; - последовательно идет информатизация образования; все московские школы имеют возможность выхода в Интернет; в системе опорных образовательных учреждений отрабатываются модели применения информационных технологий в различных дисциплинах, модели формирования информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие "учащийся "учитель - администрация школы - родитель - органы власти -общественность"; - создана система обеспечения материальных условий процесса образования: учебного оборудования и средств информационных технологий; - развернуто международное и межрегиональное сотрудничество в области образования; используется опыт передовых российских учебных заведений, зарубежной школы и педагогики. Основные проблемы: - содержание образования в значительной мере устарело, не соответствует потребностям современного общества; оно предельно перегружено второстепенным информационным материалом и не несет в себе необходимого деятельностного, развивающего начала, не позволяет обеспечить необходимый уровень индивидуализации обучения; - общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество подготовки в коммуникативной сфере (в том числе - в русском, иностранном языках), в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса, в том числе занятия по физической культуре, не всегда соответствуют требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся; - система оценивания, уклад образовательных учреждений не всегда соответствуют требованиям современной жизни, задачам подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений; - образование, как и семья, в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащегося; cлабо формируется толерантность, способность к осознанному выбору, в частности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивление наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; - педагоги не всегда обеспечивают доступный уровень качества преподавания, во многих случаях не учитывают изменений, происходящих в жизни и в образовании; - большинство школ не обеспечено необходимым учебным оборудованием, информационными ресурсами, не всегда удовлетворяют санитарно-гигиеническим нормативам; фонды школьных библиотек недостаточно укомплектованы, практически не обновляются и не пополняются; - в материальном и кадровом отношении образовательные учреждения не готовы к реализации модели открытого образования, к широкому использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе; не создана инфраструктура информатизации, в частности, разработки электронных цифровых учебных изданий; - не решены многие проблемы, связанные с переходом между ступенями обучения, в том числе - при переходе от среднего образования к высшему; - не налажено должное взаимодействие общего среднего и профессионального (начального и среднего) образования; - содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует потребностям рынка труда, задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров; - недостаточен уровень работы с одаренными детьми, они не обеспечены необходимой педагогической и психологической поддержкой, информационной средой и учебным оборудованием; - не осуществляется комплексный мониторинг качества образования; нуждается в совершенствовании система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; При реализации программы обновления содержания образования и повышения его качества необходимо учитывать, что в современных условиях: - большинство знаний, умений и навыков в быстро меняющемся мире устаревают уже в момент их освоения; - образование, чтобы не отставать, должно соответствовать перспективным общественным потребностям; - традиционное, предметно организованное содержание образования находится в глубинном противоречии с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникационно компетентных и творчески мыслящих специалистов; - растущая социальная и профессиональная мобильность требуют от специалистов способности к быстрой и эффективной переквалификации; - рост влияния СМИ и потока неконтролируемой информации ставит перед системой образования совершенно новые задачи и проблемы, особенно в деятельности по формированию у подрастающего поколения идеалов и принципов, морально-нравственных критериев жизни и моделей достойного поведения. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Достижения: - отработаны и законодательно закреплены социальные гарантии и льготы работников образования; - лучшие учителя получают существенную материальную поддержку в форме грантов Правительства Москвы; - сохранена и развивается структура методической службы в городе; - сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки кадров; - создана система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров; - разработана и апробирована методика расчета нормативов потребности в финансовых средствах на обучающегося в разных типах и видах образовательных учреждений; - ведется текущий анализ (мониторинг) качества и результатов образования, состояния учебного оборудования и средств информационных технологий, здоровья учащихся; - осуществлен переход на программно-целевое управление образованием города; сфера образования объединила представителей всех ведомств социальной сферы с целью построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Основные проблемы: - недостаточный уровень оплаты труда в системе образования, продолжающееся падение престижа профессии педагога, сохраняющийся дефицит и старение педагогических кадров; - недостаточный профессиональный уровень работников образования, особенно в дошкольных учреждениях и в начальной школе, где значительная часть педагогов не имеет высшего образования; - низкий уровень готовности учителей к осуществлению необходимых изменений в области содержания образования, образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач; - недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях; - недостаточная эффективность деятельности методических служб в решении проблем обновления образования, их слабая технологическая оснащенность, крайне невысокий уровень использования современных информационных и коммуникационных технологий; - несформированность общегородской открытой системы высшего педагогического образования, отсутствие концептуальной основы ее деятельности, должной связи со школой, устаревшее содержание педагогического образования; - отсутствие статуса юридического лица и хозяйственной самостоятельности у значительной части образовательных учреждений; неподготовленность большинства их руководителей к ведению хозяйственной деятельности и профессиональному менеджменту в новых условиях; - несформированность единой информационной сети в системе управления образованием; отсутствие необходимых консультационных и справочно-информационных структур для работников образования и населения города. При решении отмеченных проблем необходимо иметь ввиду, что: - достижение нового качества образования возможно только при "новом качестве" педагога; - повышение эффективности системы образования, перевод ее в режим постоянного обновления и развития требует принципиально новой культуры и технологии управления. Часть II ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чтобы приобрести способность максимально точно и адекватно отвечать и соответствовать требованиям современности система образования Москвы должна сделать следующий шаг в своем поступательном движении. Концептуальные основания, заложенные в программах "Столичное образование - 1" и "Столичное образование - 2", являются отправной точкой для проектирования городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)". Вместе с тем, требования, предъявляемые к современному образованию, делают необходимым дальнейшее развитие этих оснований: - оставаясь сферой межведомственного взаимодействия, образование должно стать одним из лидеров общего процесса формирования комфортной для проживания культурной среды (обеспечивая ее развивающие и воспитывающие функции), в которой на основе социального партнерства всех субъектов образовательной политики будут созданы условия для жизни в столице на уровне, соответствующем мировым стандартам; - сохраняя свою роль инструмента социальной политики, образованию необходимо постепенно становиться системной социальной и одновременно экономической отраслью, обеспечивающей полноценную жизнедеятельность столицы. Таким образом, модернизация московского образования - это не внутриотраслевая, а общесистемная задача столичного социума, решаемая совместными усилиями всех структур городской власти совместно с общественностью столицы. Только объединение всех этих усилий позволит вывести московское образование на качественно новый уровень, обеспечить его необходимую доступность, высокое качество и эффективность. Цель модернизации московского образования - приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося столичного мегаполиса, создание механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства. Достижение обозначенной цели будет осуществляться за счет интенсивного включения в действие двух основных факторов: 1. Максимальной мобилизации внутренних ресурсов сферы образования; оптимизации его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм стимулирования обновления образования. 2. Более активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывания системы широкого социального партнерства в сфере образования (с использованием СМИ, телекоммуникационных сетей, Интернета, потенциала общественных объединений и организаций). Для реализации указанной цели модернизации московского образования необходимо решение прежде всего следующих основных задач: 1. Обеспечение государственных гарантий доступности и обязательности качественного образования. 2. Создание условий для повышения качества общего образования. 3. Создание условий для повышения качества профессионального образования. 4. Повышение эффективности кадрового обеспечения образования. 5. Модернизация организационно-экономических механизмов системы образования. 6. Повышение эффективности управления образованием. 7. Нормативное правовое обеспечение модернизации образования. В названном ряду основных задач, определяющих магистральные направления модернизации московского образования, первостепенной, ключевой задачей является кардинальное обновление содержания образования, в первую очередь - общего и педагогического образования. Содержание образования - это фундамент всей образовательной деятельности и одновременно главная цель и главный итог всех серьезных предпринимавшихся или предпринимаемых изменений и реформ в системе образования. Модернизация образования - это прежде всего и более всего модернизация содержания образования. Все остальное в конечном итоге - только изменения в инфраструктуре образования. В настоящее время задача кардинальной модернизации школьного и педагогического образования приобретает особую актуальность. Школьное образование существенно устарело, предельно перегружено, резко отстает от потребностей современной жизни. Это, по сути, не только парализует развитие школы, но и заведомо закладывает отставание страны, оказывая при этом серьезное негативное влияние на здоровье детей и молодежи. (Последний системный пересмотр содержания школьного образования был проведен в середине 1960-х годов). Педагогическое же образование в его существующем виде, в свою очередь, также является фактором торможения развития школы. Педагогические учебные заведения фактически продолжают готовить вчерашнего учителя для школы сегодняшнего и завтрашнего дня. В этой связи ведущим приоритетом городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" является кардинальное обновление содержания общего среднего и педагогического образования, создание "Московского стандарта общего среднего образования" и "Московского стандарта педагогического образования" - как модельных образцов для проведения общероссийских разработок в этой самой запущенной, самой трудной и самой ответственной сфере образования. В целом городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" нацелена не только на обновления образовательной системы столицы, но и на выработку моделей решения общероссийских образовательных проблем, затрудняющих дальнейшее качественное развитие отечественного образования. Часть III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в получении качественного образования, задача "качественное образование - каждому московскому ребенку" становится сегодня одной из важнейших и наиболее актуальных. Решение данной задачи предполагает, во-первых, выравнивание социальных возможностей и условий для получения качественного образования всеми детьми (в частности за счет адресной социальной помощи детям из малоимущих семей), а, во-вторых, выравнивание образовательных возможностей и условий. Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень качества не только деятельности отдельных, продвинутых образовательных учреждений, но всей массовой московской школы и, кроме того, таких структурных изменений в самой сети, в системе московского образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перспективным образовательным потребностям столицы и ее населения, специфическим образовательным запросам разных категорий московских детей. В этой связи на этапе модернизации московского образования наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности: 1) Обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта: - разработка и введение системы московских минимальных социальных нормативов в области образования, в том числе в соответствии с принятыми Правительством г. Москвы программами "Развитие материально-технической базы системы образования г. Москвы" и "Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением"; - создание на основе современных информационных технологий системы учета детей дошкольного и школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений и реализации принципа доступности среднего (полного) общего образования. Включение системы образования в программу Правительства Москвы "Карточка москвича"; - создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки; - проведение детального изучения причин всех случаев отсева обучающихся (в том числе, при аттестации образовательных учреждений); - введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второгодничества; - психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования; - оптимизация содержания и технологий проведения совмещенных экзаменов "школа-вуз"; - создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям; - разработка и создание разноуровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов кабельного телевидения и ТВЦ. 2) Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования: - анализ социально-демографических тенденций в столичном социуме, образовательных запросов населения, перспективных направлений развития образования и проектирование на этой основе оптимальной образовательной среды муниципального района и административного округа; - рационализация сети государственных образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями города; - отработка моделей "горизонтального построения" школ: формирование самостоятельных начальных школ, профильных школ старшей ступени и т.д.; - переосмысление традиционных задач вечерних (сменных) школ и их ориентация на решение таких вновь возникших проблем, как обучение детей подросткового возраста и так называемых "трудных" детей, контингента детей, оканчивающих 9-е классы специальных школ для детей с отклонениями в развитии, восстановление функциональной грамотности взрослого населения и т.д. 3) Оптимизация дошкольного образования: - развитие новых форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 6 лет, в том числе путем создания вариативных групп кратковременного пребывания; введение разных режимов работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей; - создание специализированных центров развивающих игр (библиотека игрушек, лекотека) для расширения возможностей развития ребенка; - создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 5 лет и проведение ранней диагностики развития ребенка; - отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей; - создание системы психологической помощи детям раннего возраста. 4) Сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся: - разработка регионального проекта санитарно-гигиенических и строительных норм, в том числе, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; - разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ; - оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка (перегруженность учебных программ, несовершенство педагогических технологий, режим работы школы, организация питания и т.д.); - создание на базе образовательных учреждений центров, содействующих укреплению здоровья обучающихся; - разработка нормативной правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность "школ здоровья" (для детей с хроническими заболеваниями); - разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей; - создание городской службы консультативной и экстренной психологической помощи детям и их родителям. 5) Обеспечение образовательных запросов особых категорий детей: - разработка и реализация системы социально-педагогической поддержки одаренных детей - победителей московских, российских, международных олимпиад и др. (грантовая поддержка, выделение компьютеров, система стажировок, тренировочных сборов и т.д.); - подготовка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений для больных детей и детей-инвалидов; - разработка и внедрение новых учебных планов, учебных программ, интегративных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей и детей-инвалидов в общеобразовательных школах; - создание центров дистанционного образования для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическим педагогическим воздействием; - разработка нормативных правовых документов по патронатному воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей; - отработка на базе детских домов города модели структурного подразделения органа опеки и попечительства по патронату; - создание межрайонных центров по социальной реабилитации детей и подростков и профилактике безнадзорности; - создание в каждом административном округе условий для обучения детей и подростков с девиантным поведением, в том числе путем открытия специальной общеобразовательной школы (открытого типа); cтроительство городской специальной общеобразовательной школы (закрытого типа) для детей и подростков, совершивших преступления; - создание условий для изучения русского языка по программе "Русский язык как иностранный" в общеобразовательных учреждениях с контингентом обучающихся, не владеющих или плохо владеющих русским языком. 2. Создание условий для повышения качества общего образования За предшествующие годы в городе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой. Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, созданные научные заделы, успешно действующие модели образовательных учреждений и модели новых организационно-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования - все это позволяет ставить задачу "каждому ребенку - полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями". Решение данной задачи предполагает: - обновление нормативной базы в области содержания образования, ориентирующей образовательные учреждения на достижение новых результатов обучения; - кардинальное обновление содержания общего образования, разработку нового поколения учебной литературы, в том числе, в электронной цифровой форме; - повышение эффективности и усиление активно-деятельностных форм организации учебного процесса, значительное увеличение объема двигательной нагрузки (спорт, физическая культура, пластические искусства и др.); - качественное обновление организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса, устранение перегрузки содержания образования, оптимизации учебной нагрузки, развитие деятельностных подходов, использование здоровьесберегающих технологий; - повышение роли воспитания в образовательном процессе, в социализации детей, в активном включении их в социальную практику, в общественно значимую деятельность (через реализацию программ "Мой школьный и детсадовский двор", "Мой дом - мой подъезд", "Экологический мониторинг" и других); - создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования; - совершенствование институциональных механизмов повышения качества общего образования, запуск механизмов непрерывного обновления содержания и повышения качества образования. В соответствии с этим выделяются ведущие направления модернизации качества общего образования. 1) Обновление содержания общего образования: - разработка базового уровня требований и ожидаемых конечных результатов для всех ступеней общего образования, с учетом специфики московского образования; - разработка базового содержания (обязательного минимума содержания) общего образования, исходя из ожидаемых конечных результатов, предусматривающих качественное обновление и ликвидацию перегрузки учебного процесса; проведение конкурса учебных программ по различным образовательным областям и учебным предметам; - проведение экспериментальной проверки и апробации разных подходов (компетентностный, деятельностный, культурологический, рефлексивно-творческий и др.) к формированию нового содержания образования; - формирование системы экспертизы и отбора учебников, учебных пособий, учебно-дидактических комплектов, отвечающих разработанным требованиям, ожидаемым результатам и специфике московского образования; - организация работы образовательных учреждений в широкомасштабном эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования; - разработка регионального компонента общего образования на основе компетентностной модели: информационно-коммуникативная компетентность, социально-экономическая компетентность и др.; - формирование нового содержания общего образования и новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии, моделей формирования и применения информационно-коммуникативной компетенции учащихся в учебной деятельности, учитывающих вариативность и индивидуализацию общего образования; - совершенствование содержания и педагогических технологий изучения иностранных языков, форм проведения итоговой аттестации по иностранным языкам, с учетом современных приоритетов российского образования и региональной специфики; - разработка программно-методического комплекта по использованию культурно-исторического наследия Москвы; - разработка программно-методического комплекта, обеспечивающего увеличение занятий физической культурой, расширение двигательной активности, в том числе на других занятиях; реализация программы профилактических мероприятий, а также дифференцированного подхода к физическому воспитанию обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам; - разработка и внедрение программно-методического комплекта по смягчению проблем перехода между различными ступенями обучения в системе непрерывного образования (дошкольное образование - начальная школа, начальная - основная школа, основная - старшая школа, общее и профессиональное образование); - формирование инновационных сетей для апробации результатов экспериментальной деятельности как одного из механизмов непрерывного обновления содержания и повышения качества образования; разработка моделей и механизмов переноса результатов, прошедших апробацию, в массовую практику. 2) Обновление организационных форм, технологий и институциональных механизмов повышения качества образования: - отработка модели старшей профильной школы; - разработка новых моделей структуры различных ступеней общего среднего образования (в том числе с существенным увеличением продолжительности начального образования); - создание учебно-научных объединений высших учебных заведений и общеобразовательных школ; - расширение форм профессионального взаимодействия государственного и негосударственного секторов образования; выработка единых требований к качеству образования; - создание системы мониторинга (четыре раза в год): психологический, здоровья, социологический, оценки качества образования; - разработка и внедрение организационно-методического и программно-аппаратного комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая добровольный мониторинг и самомониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки учащихся, культуру здоровья и сознательного выбора; расширение сети школ здоровья и школ культуры здоровья; - развитие форм открытого образования на всех уровнях с привлечением ресурсов Интернет и учебного телевидения; обеспечение ресурсами Интернет образовательных учреждений города. - разработка и реализация проекта "Школьная библиотека и медиатека", предусматривающего расширение фондов и возможностей для работы учащихся и учителей; - разработка и реализация новых форм взаимодействия системы общего образования, дополнительного образования и вузов, в том числе московского проекта "Молодой исследователь", проекта "Научная школа - школе", проекта "Музей занимательной техники" и др.; - развитие международных связей Комитета образования, окружных управлений и образовательных учреждений города как эффективного средства получения информации о зарубежном опыте в сфере образования, его уровне, современных технологиях; - разработка новых форм уклада школы, систем оценивания и аттестации (в том числе - безотметочных, накопительных), организации учебного процесса (в том числе - без домашних упражнений) и др.; - разработка инструментария автора, методиста и учителя, позволяющего формировать цифровые электронные учебно-методические комплексы (электронные учебные пособия и т. д.); - разработка и внедрение единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие "учащийся-учитель-родитель-администрация-общественность-власть" в московском образовании; - разработка и внедрение системы, обеспечивающей доступ к качественным информационным ресурсам московского образования (информационный портал московского образования в Интернете); - разработка и внедрение системы открытых заданий по математике для итоговой аттестации обучающихся; - использование потенциала города (музеи, театры, промышленные предприятия, учреждения и др.) в целях разработки и реализации новых форм образования. 3) Повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей. Дополнительное образование: - реализация программ, предусматривающих активное включение обучающихся и воспитанников в социальную практику, в общественно значимую, в том числе обслуживающую деятельность ("Мой школьный и детсадовский двор", "Мой дом - мой подъезд", "Экологический мониторинг" и др.); - проведение ежегодного открытого конкурса "Программы воспитания" (Панорама воспитательных систем); - отработка моделей и механизмов взаимодействия системы образования и образовательных учреждений с детскими общественными организациями; - создание на межведомственной основе открытой системы дополнительного образования, обеспечивающей удовлетворение разнообразных образовательных интересов и потребностей детей и молодежи; - создание на основе различных форм дополнительного образования (кружки, соревнования, конференции, выставки) целостной системы выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению; организация плодотворного взаимодействия этой системы с системой общего образования; - обеспечение доступности занятий спортом независимо от материального положения семьи; - проведение ежегодного смотра-конкурса проектов образовательных учреждений - участников движения "Москва на пути к культуре мира"; - оптимизация деятельности и расширение сети поликультурных центров для детей разных этнических групп на базе учреждений дополнительного образования; - экспериментальная апробация различных форм рационализации досуговой деятельности и каникулярного времени учащихся; формирование индустрии досуга в интересах личности ребенка; - разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, на воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к наркотикам и другим вредным привычкам. 3. Создание условий для повышения качества профессионального образования Стратегическая линия развития московского профессионального образования, принятая постановлением Правительства Москвы от 06.05.1997 г., N 318 "О состоянии и развитии профессионального образования в Москве" включала в себя следующие базовые основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункциональность деятельности учреждений, оперативное взаимодействие с инфраструктурой города и рынком труда. Данные принципы подтвердили свою конструктивность. Их актуальность в современной ситуации зафиксирована в докладе рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации "Образовательная политика России на современном этапе". В рамках реализации вышеуказанного постановления Правительства Москвы московская система профессионального образования была существенно перестроена. Обновлен перечень профессий, по которым ведется профессиональная подготовка. Реализована программа возрождения ремесленных производств. Отработаны механизмы межведомственного взаимодействия с реформируемым в настоящее время Комитетом труда и занятости Правительства Москвы в части организации совместных детско-взрослых производств, системы трудоустройства выпускников. Частично обновлена материально-техническая база учреждений. Сформирована система профессионального образования с различным спектром разноуровневых программ: от допрофессиональной подготовки до высшего образования, в которую входят 25 учреждений профессиональной ориентации, 154 учреждения начального профессионального образования, 44 - среднего профессионального образования, 4 - высшего образования, всего - 227 учреждений. Вместе с тем, анализ опыта реформирования системы профессионального образования и новые стоящие перед ней задачи, дают основания для внесения существенных корректив в стратегию и тактику ее развития. В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система профессионального образования остается недостаточно сориентированной на рынок труда, на перспективные потребности его развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. Нет отраслевой скоординированности взаимодействия учреждений профессионального образования одного профиля как внутри системы, так и с работодателями. Недостаточно обеспечена мобильность программ подготовки, обеспечивающих разноуровневые запросы и возможности учащихся. В этой связи становится необходимым решение двух главных задач: - структурно-содержательная модернизация системы профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда Московского региона; - превращение системы профессионального образования в равноправную, самостоятельную, востребованную на рынке труда и производства экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей городской инфраструктурой. Модернизация московской системы профессионального образования и решение названных задач предполагает приоритетную работу по следующим основным направлениям: 1) Разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросы рынка труда, а также формирующего у молодежи реальный опыт трудовых и производственных отношений и обеспечивающего учащихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг: - маркетинг отраслей городского хозяйства и рынка труда для определения востребованности выпускников и среднесрочных перспектив потребностей в кадрах; - разработка модели взаимодействия рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения; - разработка нового содержания профессионального образования по блоку профессий, востребованных городским хозяйством; - разработка окружных программ модернизации профессионального образования с учетом потребностей территориальных (окружных) рынков труда; - организация и проведение ежегодного конкурса предпринимательских проектов среди педагогов и учащейся молодежи на базе государственного образовательного оздоровительного центра "Рабочая смена"; - нормативное правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в выработке его стандартов, в формировании заказа учреждениям профессионального образования, в контрактной подготовке кадров и др. 2) Структурно-институциональная модернизация сети учреждений профессионального образования: - отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования; - формирование многофункциональных программно-отраслевых комплексов непрерывного профессионального образования, соорганизующих ресурсы учреждений профессионального образования, работодателей, представителей бизнеса, сферы науки, структур власти и широкой общественности, а также реализующих на своей базе программы высшего профессионального образования; - разработка механизма стажировок и практического обучения на базе профильных предприятий и организаций г. Москвы; - создание интегрированной информационной сети в профессиональных учебных заведениях; - развитие международного сотрудничества по организации совместных ремесленных производств на базе учреждений профессионального образования г. Москвы. 3) Формирование учебно-производственных структур, имеющих статус "социальных производств" и направленных на удовлетворение потребностей городского хозяйства (в том числе с привлечением труда инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей): - разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей статус и инвестиционную привлекательность "социальных производств" на базе учреждений профессионального образования; - оптимизация и расширение на базе учреждений профессионального образования учебных производств, удовлетворяющих потребностям московской системы образования и городского хозяйства. 4) Модернизация курсовой подготовки: - оптимизация и расширение сети курсовой подготовки, профориентационных служб и переподготовки кадров городского хозяйства, органов местного самоуправления, коммунальных служб на базе учреждений системы профессионального образования г. Москвы; - сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в городских учреждениях начального и среднего профессионального образования. 5) Взаимодействие системы профессионального образования с общеобразовательной школой: - разработка механизмов взаимодействия и интеграции системы профессионального образования со старшей профильной школой г. Москвы; - оказание содействия общеобразовательной школе в проведении профориентационной работы и допрофессиональной подготовки, в том числе на базе учреждений профессионального образования. 4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования Повышение социального статуса и улучшения материального положения работников образования на протяжении многих лет является устойчивым и традиционным приоритетом образовательной политики Правительства г. Москвы. Принятый в 2001 г. Закон "О развитии образования в городе Москве" закрепил положительные тенденции в данном направлении и определил пути дальнейшего усиления государственной поддержки педагогических кадров. Вместе с тем, задачи модернизации столичного образования, повышения его качества и эффективности резко актуализируют и другую проблему - повышение уровня профессионализма работников образования, что требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Москва предъявляет высокие требования к "стандарту столичного педагога". Высокий профессионализм педагогического корпуса Москвы - залог успешной модернизации столичного образования. Именно поэтому настоящая программа выдвигает как важнейшую цель не только дальнейшее усиление государственной поддержки педагогических кадров, но и существенное повышение их профессионального уровня. Достижение этих целей требует организации деятельности по следующим основным направлениям: 1) Повышение статуса педагогических работников и усиление их государственной поддержки: - разработка положения "О статусе работника образования города Москвы"; - разработка и реализация целевой программы "Государственная поддержка и стимулирование труда педагогических и управленческих работников образования г. Москвы"; - нормативное правовое обеспечение специальной системы надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам педагогическим и управленческим работникам государственных образовательных учреждений г. Москвы, в том числе: - доплат и надбавок стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.); - доплат в размере от 20 до 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам в течение трех лет работы; тем из них, кто имеет диплом с отличием - в размере 50 процентов; - надбавок в размере 50 процентов должностных окладов руководящим работникам образовательных учреждений; - доплат в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, имеющим отраслевые почетные звания, а также лауреатам премии Мэра Москвы в области образования; - ежемесячных поощрительных надбавок в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками; - повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев и гимназий, педагогическим работникам прогимназий, библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в число городских экспериментальных площадок; - введение и нормативное правовое обеспечение специальной системы льгот и государственных гарантий для педагогических работников государственных образовательных учреждений г. Москвы, в том числе на: - бесплатное пользование фондами городских государственных библиотек; - 50 процентную скидку при посещении государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их с группой детей; - 50 процентную скидку на установленную оплату содержания детей педагогических работников в государственных дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы; - получение материальной помощи для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплату проезда к месту лечения и отдыха; - улучшение жилищных условий работников образования г. Москвы: - при формировании ежегодных программ реализации жилой площади предусматривать выделение Московскому комитету образования жилой площади, в том числе: - по договорам социального найма в 2002-2003 г.г. с опережением общегородской очереди на три года, для обеспечения работников отрасли, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства; - по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа для обеспечения работников отрасли, одновременно состоящих на учете по улучшению жилищных условий по месту работы и жительства; - по договорам аренды в размере 10% от количества педагогических работников согласно штатному расписанию школ-новостроек для их укомплектования педагогическими кадрами. Жилая площадь предусматривается из объема жилой площади, находящейся в собственности г. Москвы. Объем площади определяется ежегодными программами реализации жилой площади, утверждаемыми распорядительными документами Правительства Москвы; - укрепление материальной базы оздоровительных учреждений для детей работников отрасли. 2) Модернизация городской системы педагогического образования: - разработка и реализация комплексной программы модернизации системы подготовки педагогических кадров в г. Москве; - разработка научно обоснованной методики расчета прогноза потребности Москвы в педагогических кадрах, определение этой потребности и формирование на ее основе городского заказа на подготовку педагогических кадров; организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений города; - разработка и экспериментальная апробация нового содержания среднего и высшего педагогического образования - "Московский стандарт педагогического образования"- с учетом необходимости кадрового обеспечения основных направлений модернизации столичного образования; - создание педагогических университетских комплексов как модели многоуровневого непрерывного педагогического образования с включением в них педагогических вузов и колледжей, общеобразовательных школ и закреплением кафедр вузов за базовыми дошкольными и общеобразовательными учреждениями (организация в них творческих мастерских, мастер-классов и др.); - модернизация содержания и повышение уровня подготовки специалистов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы с учетом основных задач и направлений модернизации данных образовательных учреждений; - интенсификация подготовки специалистов с высшим образованием из числа работающих учителей, имеющих среднее и среднее специальное образование; профессиональная переподготовка специалистов других отраслей с высшим образованием на педагогическую профессию; - создание и нормативное правовое обеспечение системы целевой контрактной подготовки педагогических кадров; - экспериментальная отработка системы единых государственных экзаменов при приеме в средние и высшие педагогические учебные заведения г. Москвы. 3) Модернизация городской системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров: - разработка и реализация комплексной программы обновления системы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, с учетом основных задач и направлений модернизации столичного образования; - развитие открытой городской системы методической поддержки, повышения квалификации, переподготовки педагогических и управленческих кадров с учетом приоритетов модернизации образования; - разработка и реализация модульных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, с учетом основных направлений модернизации дошкольного, школьного и педагогического образования; - разработка положения о целевой контрактной переподготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров. Переподготовка педагогических работников для получения ими квалификации координатора информационных технологий. 5. Модернизация экономических механизмов в столичном образовании Одной из основных позитивных тенденций в столичном образовании за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития его экономики, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Законом "О развитии образования в городе Москвы" еще раз зафиксирован государственный (а не муниципальный, как во всех других субъектах Федерации) статус учреждений, прежде всего общего образования. Это позволило, во-первых, избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений (субъект Федерации - муниципальные образования), и, таким образом, наиболее полно реализовать в сфере финансирования образования возможности ведущего донорского региона России. Во-вторых, свободное от многих проблем децентрализации образовательное пространство столицы имело и имеет объективные предпосылки для опережающей отработки различных новаций в нормативной правовой и экономической деятельности образовательных учреждений. К ним относятся, в частности, единые механизмы получения образовательным учреждением статуса юридического лица, единство принципов и методик нормативного финансирования образовательных учреждений разных типов и видов, что создает необходимые экономико-правовые условия для развития учебных заведений. В последние годы активное развитие получило повышение квалификации директоров образовательных учреждений различных типов и видов по финансово-экономическим и правовым вопросам, начата экспериментальная отработка различных форм подготовки новых для системы образования категорий специалистов - заместителей директоров по финансово-экономической деятельности. Перспективы социально-экономического развития столицы и задачи обновления столичного образования выдвигают проблему комплексной модернизации экономических механизмов в системе образования с опорой на полученные в области отраслевой экономики результаты. Решение это проблемы включает в себя: - завершение перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений; - создание адаптивных моделей финансово-экономической деятельности учреждений образования, с учетом как новых требований жизни, так и текущих трансформаций в сфере законодательства и нормативной правовой базы в целом; - формирование адекватного финансово-экономического менеджмента, способного к профессиональной деятельности в условиях, когда образовательные учреждения получают принципиально новый статус юридического лица; - проведение серьезных институционных преобразований в системе финансового обеспечения и обслуживания образовательных учреждений. Эти изменения должны адаптировать, в частности, деятельность централизованных бухгалтерий к изменениям в правах и полномочиях образовательных учреждений, а также к условиям реформирования бухгалтерского учета в России. Таким образом, на этапе модернизации экономики столичного образования наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности: 1) Завершение перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование: - разработка принципов и механизмов нормативного распределения бюджетных ассигнований (выделенных по гарантированной норме расходов городского бюджета) между учреждениями образования различных типов и видов; - разработка схем взаимодействия образовательных учреждений - бюджетополучателей с региональным управлением казначейства по исполнению сметы доходов и расходов; - разработка отраслевых форм смет доходов и расходов бюджетополучателей; - проведение эксперимента по переводу образовательных учреждений на нормативное финансирование в условиях казначейского исполнения бюджета; - отработка моделей финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета; - поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование. 2) Модернизация системы финансового обеспечения и обслуживания образовательных учреждений: - структурно-функциональная реорганизация централизованных бухгалтерий с целью усиления экономической составляющей их деятельности; - разработка нормативной правовой базы для перевода централизованных бухгалтерий в статус юридического лица; - отработка моделей взаимодействия образовательных учреждений и централизованных бухгалтерий на договорной основе; - разработка принципов и механизмов налогового учета в системе столичного образования. 3) Нормативное правовое и методическое обеспечение организации внебюджетной деятельности образовательных учреждений, создания и деятельности фондов попечителей и попечительских советов: - отработка положения о составе затрат образовательных учреждений, относимых к реинвестированию, при осуществлении внебюджетной деятельности; - разработка нормативного правового обеспечения организации платных дополнительных образовательных услуг; - подготовка нормативного правового обеспечения полномочий образовательных учреждений по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества; - отработка различных организационно-правовых форм создания фонда попечителей и попечительских советов; подготовка пакета типовых документов, регламентирующих их деятельность. 4) Формирование финансово-хозяйственного менеджмента в образовательных учреждениях: - организация системы специализированной подготовки финансово-хозяйственных менеджеров для образовательных учреждений, с последующей их сертификацией; - разработка минимума требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений и модульных учебных программ их специализированной экономической и правовой подготовки; - отработка моделей деятельности заместителя директора образовательного учреждения по финансам и экономике; - проведение систематической экономической и правовой учебы руководителей и хозяйственно-экономического персонала образовательных учреждений. 5) Разработка мер по реализации ресурсосберегающих технологий в сфере образования: - создание и реализация программ сбережения: - тепла; - воды; - электроэнергии; Установка теплосчетчиков 6. Повышение эффективности управления образованием Созданная в городе структура управления системой образования обеспечивает ее функционирование и дальнейшее развитие. В управлении образованием используется программно-целевой метод (городские комплексные программы "Столичное образование - 1", "Столичное образование - 2", целевые программы по различным направлениям деятельности, окружные программы и образовательные программы школ). Сложилась широкая практика межведомственного взаимодействия при решении наиболее сложных проблем образования города. Сфера образования объединила представителей всех ведомств социальной сферы, префектуры административных округов и районные Управы с целью построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Договорные отношения на основе разграничения компетенции и полномочий между Московским комитетом образования, префектурами, районными Управами и образовательными учреждениями способствуют дальнейшему совершенствованию социообразовательного пространства административных округов. В практику работы вошли совместные коллегии, подготовка вопросов на заседания Правительства Москвы. В течение последних лет в Москве складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (общественные советы на уровне Московского комитета образования, окружных управлений, образовательных учреждений). Созданы городские службы, обеспечивающие функции контроля: по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и педагогических кадров; по инспектированию, обеспечивающему контроль за деятельностью образовательных учреждений с позиции защиты прав детей. В городе создана структура сетевых учреждений, поддерживающая функционирование образовательных учреждений (городские и окружные дирекции по эксплуатации и содержанию зданий и сооружений). Отрабатываются механизмы оценки эффективности управленческой деятельности и мониторинг развития различных сегментов образования. В опережающем режиме по сравнению с федеральным уровнем в Москве отрабатывается нормативная правовая база деятельности образовательных учреждений. Вместе с тем, в настоящее время еще не созданы необходимые механизмы соорганизации управленческой деятельности по "вертикали и горизонтали"; не используются все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования; медленно формируется общественная составляющая управленческих структур, в том числе попечительские советы, советы родительской и ученической общественности; отсутствует единая информационная и коммуникационная сеть "школа - окружное управление - Комитет образования", а также городская информационная служба по вопросам образования для москвичей; не создана целостная система подготовки и повышения профессионального уровня управленческих кадров. Задачи модернизации столичного образования выдвигают новые требования к системе управления образованием. Она должна стать более гибкой и динамичной, особенно в нижних эшелонах управления, более открытой, информационно и технологически оснащенной, нацеленной на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. В системе управления московским образованием на всех уровнях должна быть весомо представлена общественная составляющая. Особого внимания требует проблема повышения профессионального уровня управленческих кадров. Решение названных проблем может быть достигнуто при концентрации усилий на следующих основных направлениях: 1) Оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управленческой деятельности: - отработка моделей "горизонтального" построения систем управления образованием: межмуниципальных образовательных округов, университетских комплексов и др.; - оптимизация и координация деятельности служб, осуществляющих функции контроля в системе образования; - расширение деятельности методических служб в соответствии с основными задачами и направлениям модернизации столичного образования; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга передовых образовательных практик; лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и др.; - разработка и реализация концепции эффективной московской школы - школы, оптимизирующей при достижении заданных образовательных результатов ресурсы: времени и нагрузки учащихся, педагога; ресурсы учебных материалов, сетей связи, помещений и др.; проведение комплексного мониторинга эффективности образовательных учреждений; - отработка системы диагностики профессионального уровня руководителей образовательных учреждений, государственных служащих системы образования, и мониторинга управленческой деятельности на уровне учебных округов и образовательных учреждений; - расширение открытости и гласности управленческой и образовательной деятельности; проведение систематических отчетов руководителей образовательных учреждений перед попечительскими советами, школьными советами. 2) Развитие государственно-общественных форм управления образованием: - создание городского общественного совета по образованию; - создание общественных советов по образованию в административных округах и районных Управах; - подготовка методических рекомендаций по работе попечительских советов и фондов попечителей, советов родительской и ученической общественности; - формирование и нормативное правовое обеспечение деятельности предметных советов г. Москвы: координация их деятельности, привлечение их к разработке и экспертизе новых учебных программ, учебников и учебных пособий. 3) Управление развитием образования: - создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы экспериментальных площадок как опорного механизма управления развитием московского образования; - разработка механизма выявления общественно-педагогических инициатив, проведения их экспертизы, проектного оформления и создания условий для их реализации; - создание системы постоянного мониторинга развития столичного образования; - проведение социологического мониторинга среди участников образовательного процесса для прогнозирования значимости изменений для системы образования. 4) Формирование независимой городской системы оценки качества образования - обновление содержания, механизмов и процедур аттестации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров, с учетом задач модернизации столичного образования; - создание независимой городской системы оценки качества образования (независимой службы по аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров). 5) Информатизация системы управления образованием и создание оптимальной сети информационно-справочных центров для работников образования и жителей г. Москвы: - формирование единой информационной сети московской системы образования; - создание справочно-информационной службы по вопросам образования для жителей города и ее отделений в административных округах города; - создание городского консультативно-информационного центра по образовательному менеджменту. 6) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих работников образования: - создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образовательных учреждений и государственных служащих сферы образования с введением соответствующей их сертификации; - разработка комплекса программ для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образования, обеспечивающих их финансово-экономическую, нормативную правовую, психолого-педагогическую и управленческую компетентность. 7) Оптимизация межведомственного и межотраслевого взаимодействия в системе управления московским образованием: - организация работы по заключению договорных отношений между образовательным учреждением и учредителем, образовательным учреждением и районной Управой, Московским комитетом образования и окружными управлениями образования, префектурами административных округов и Комитетами Правительства Москвы по укреплению и развитию социообразовательного пространства учебных округов; - проведение совместных коллегий комитетов Правительства Москвы по направлениям реализации городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)"; - проведение конкурса на разработку концепции городской целевой программы по развитию образования Москвы на 2005-2008 годы. 7. Нормативное правовое обеспечение модернизации образования Обозначенные в предшествующих разделах программы мероприятия по модернизации образования опираются на Закон г. Москвы "О развитии образования в городе Москве", принятый Московской городской Думой 20.06.2001 года, и вместе с тем, требуют разработки специальных нормативных механизмов их реализации. В целях совершенствования нормативного правового регулирования деятельности московской системы образования и обеспечения ее модернизации будут подготовлены соответствующие нормативные правовые акты по следующим основным позициям: - о социальных нормативах в системе московского образования и адресной социальной помощи различным категориям детей (в том числе детям, особо нуждающимся в государственной поддержке, детям-сиротам, одаренным детям и др.); - о статусе и государственной поддержке педагогических кадров; - о градостроительных и санитарных нормах в системе московского образования; - о различных типах и видах образовательных учреждений, формах дошкольного образования, организации семейного образования; - о городских экспериментальных площадках; - о новых организационно-экономических механизмах в системе московского образования; - о целевой контрактной подготовке педагогических кадров; о подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих работников в образовании; - о межмуниципальных образовательных округах и университетских комплексах; - о городской аттестационной службе, справочно-информационной службе по вопросам образования; - об общественно-государственном управлении в системе московского образования (в том числе о попечительских советах и фондах попечителей, о городском предметном совете и др.). Полный перечень нормативных правовых актов, которые будут подготовлены для обеспечения городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" представлен в табличной форме программы (раздел 7). Технико-экономическое обоснование городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" Сводная таблица финансового обеспечения (разделы 1 - 7) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- 2002-2004 в том числе гг. --------------------------------- 2002 2003 2004 ------------------------------------------------------------------- Всего 934325,2 225037,1 374463,4 334824,7 в том числе текущее бюджетное 162724,4 57214,6 62088,2 43421,6 финансирование дополнительные 724419,5 158007,5 300829,6 265582,4 бюджетные средства внебюджетные 47181,3 9815 11545,6 25820,7 средства ------------------------------------------------------------------- Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования (раздел 1) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- 2003-2004 в том числе гг. ----------------------- 2003 2004 ------------------------------------------------------------------- Всего 1176665,4 67569,4 109096 в том числе текущее бюджетное 0 0 0 финансирование дополнительные 1176665,4 67569,4 109096 бюджетные средства внебюджетные 0 0 0 средства ------------------------------------------------------------------- Создание условий для повышения качества образования (раздел 2) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- 2003-2004 в том числе гг. ----------------------- 2003 2004 ------------------------------------------------------------------- Всего 327191,3 155062,6 172128,7 текущее бюджетное 69240,5 42831 26409,5 финансирование дополнительные 256957,8 111749,5 145208,3 бюджетные средства внебюджетные 993 482,1 510,9 средства ------------------------------------------------------------------- Создание условий для повышения качества профессионального образования (раздел 3) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- 2003-2004 в том числе гг. ----------------------- 2003 2004 ------------------------------------------------------------------- Всего 84431,6 35435,5 48996,1 в том числе текущее бюджетное 34169,3 17657,2 16512,1 финансирование дополнительные 13889 6714,8 7174,2 бюджетные средства внебюджетные 36373,3 11063,5 25309,8 средства ------------------------------------------------------------------- Повышение эффективности кадрового обеспечения (раздел 4) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- 2003-2004 в том числе гг. ----------------------- 2003 2004 ------------------------------------------------------------------- Всего 12476,6 7872,7 4603,9 в том числе текущее бюджетное 2100 1600 500 финансирование дополнительные 10376,6 6272,7 4103,9 бюджетные средства внебюджетные 0 0 0 средства ------------------------------------------------------------------- Модернизация экономических отношений в столичном образовании (раздел 5) (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- 2003-2004 в том числе гг. ----------------------- 2003 2004 ------------------------------------------------------------------- Всего 108523,2 108523,2 0 в том числе текущее бюджетное 0 0 0 финансирование дополнительные 108523,2 108523,2 0 бюджетные средства внебюджетные 0 0 0 средства ------------------------------------------------------------------- Повышение эффективности управления образованием Нормативное правовое обеспечение модернизации образования (разделы 6, 7) ------------------------------------------------------------------- 2003-2004 гг. ------------------------------------------------------------------- Всего За счет средств текущего бюджетного финансирования ------------------------------------------------------------------- МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" РАЗДЕЛ 1 Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------- N Мероприятия программы Этапы и Сведения об объемах, источниках, формах и п/п сроки их механизмах привлечения финансовых, трудовых и выполнения материальных ресурсов для реализации программы --------------------------------------------------- Объем Источники Исполнители финансирования финансирования (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 2 3 4 5 6 ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта 1.1 Разработка и введение системы 1 этап 2002 г. - 380 Бюджетные МКО, ОУО, московских минимальных 2002 г. средства, ЦИиУО социальных нормативов в области (разработка) выделенные на образования, в том числе в содержание соответствии с принятыми учреждений Правительством г. Москвы образования программами "Развитие материально-технической базы системы образования г. Москвы" II этап и "Оснащение образовательных 2003-2004 гг. учреждений учебным оборудованием, (внедрение) компьютерной техникой и программным обеспечением" 1.2 Создание на основе современных 1 этап 2002 г. - 1 743 Бюджетные МКО, ОУО, информационных технологий 2002 г. средства, ИАЦ системы учета детей дошкольного выделенные на и школьного возраста, посещения 2 этап содержание ими соответствующих образова- 2003 г. 2003 г. - 900 учреждений тельных учреждений и реали- образования принципа обязательности среднего (полного) общего образования. Включение системы образования в программу Правительства Москвы "Карточка москвича" 1.3 Создание базы данных о детях, 2002-2004 Бюджетные МКО, КЗ, нуждающихся в социальной помощи гг. средства, КСЗН и медико-психолого-педагоги- (ежегодно) выделенные на ческой поддержке, и отработка содержание механизмов оказания такой учреждений помощи и поддержки образования 1.4 Проведение детального изучения 2002-2004 Бюджетные МКО причин всех случаев отсева гг. средства, обучающихся, в том числе при (ежегодно) выделенные на аттестации образовательных содержание учреждений учреждений образования 1.5 Введение технологии педагогичес- 2002-2004 Бюджетные МКО, койопеки как средства социально- гг. средства, МИОО, МГППИ педагогической адаптации, (ежегодно) выделенные на профилактики неуспешности содержание и второгодничеств учреждений образования 1.6 Разработка учебно-дидактического 2003 г. Бюджетные МКО, комплекта для средних общеобразо- средства, МИОО, вательных школ с классами, рабо- выделенные на МГПУ тающими по расширенной программе содержание подготовки и осуществления прак- учреждений тической трудовой деятельности образования обучающихся, знакомства с основами организации производства 1.7 Психолого-педагогическое и 2002 г. 1 950 Бюджетные МКО, методическое оснащение системы средства, МИОО, экстерната и семейного выделенные на МГППИ образования содержание учреждений образования 1.8 Оптимизация содержания и 2002 г. Бюджетные МКО, СРВ технологии проведения средства, совмещенных экзаменов "школа- выделенные на вуз" содержание учреждений образования 1.9 Создание и обеспечение 1 этап. 2002 г. - 500 Бюджетные МКО, деятельности справочно- 2002 г. средства, МГППИ, ПИРАО информационной службы по 2 этап. 2003 г. - 500 выделенные на оказанию социально- 2003 г. содержание педагогической помощи 3 этап. 2004 г. - 200 учреждений обучающимся и их родителям 2004 г. образования 1.10 Разработка и создание разноуров- I этап Бюджетные МКО, МЦНОВ, невой системы родительского все- 2002 г. 2002 г. - 620 средства, МГППИ обуча с использованием информаци- (разработка) выделенные на онных ресурсов кабельного теле- II этап 2003 г. - 401 содержание видения и ТВЦ 2003-2004 гг. учреждений Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|