Расширенный поиск

Приказ Федеральной таможенной службы от 18.08.2015 № 1677

 



                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     18 августа 2015 г.                                      N 1677


 Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления
рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и
 оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками
           (за исключением рисков в области ветеринарии,
   санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина
                             растений)

        Зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г.
                      Регистрационный N 40462

     В соответствии с частью 2 статьи 162  Федерального  закона  от
27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской  Федерации,  2010,
N 48,  ст. 6252;  2011,  N 27,  ст. 3873,  N 29,  ст. 4291,   N 50,
ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656,  N 26,
ст. 3207, N 27,  ст. 3477,  N 30  (ч. I),  ст. 4084,  N 49  (ч. I),
ст. 6340, ст. 6348, N 51, ст. 6681, ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098,
N 19, ст. 2318, ст. 2319, ст. 2320, N 23, ст. 2928, N 48, ст. 6646;
2015, N 1 (ч. I), ст. 34, N 10, ст. 1393, N 14, ст. 2010, ст. 2013,
ст. 2022, N 29 (ч. I), ст. 4339) в  целях  определения  стратегии и
тактики применения системы  управления  рисками,  порядка  сбора  и
обработки  информации,  проведения   анализа   и   оценки   рисков,
разработки и реализации мер по управлению рисками  (за  исключением
рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора
и обеспечения карантина растений) п р и к а з ы в а ю:
     Утвердить прилагаемую стратегию и тактику  применения  системы
управления  рисками,  порядок   сбора   и   обработки   информации,
проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер  по
управлению рисками (за исключением рисков  в  области  ветеринарии,
санитарно-эпидемиологического  надзора  и   обеспечения   карантина
растений).
     Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
     Настоящий приказ вступает в силу по истечении  30  дней  после
дня его официального опубликования.


     Руководитель
     действительный государственный советник
     таможенной службы Российской Федерации          А.Ю.Бельянинов


                         _________________


                                                Приложение
                                           к приказу ФТС России
                                       от 18 августа 2015 г. N 1677


Стратегия и тактика применения системы управления рисками, порядок
 сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков,
 разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением
рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора
                 и обеспечения карантина растений)

                        I. Общие положения

     1. Стратегия и тактика применения системы управления  рисками,
порядок сбора и обработки информации, проведения анализа  и  оценки
рисков, разработки и  реализации  мер  по  управлению  рисками  (за
исключением       рисков       в        области        ветеринарии,
санитарно-эпидемиологического  надзора  и   обеспечения   карантина
растений) (далее -  Стратегия)  разработаны  в  целях  установления
единых   подходов   к   управлению,   реализации   и    дальнейшему
совершенствованию  системы  управления  рисками  (далее -  СУР)   в
таможенных  органах  Российской   Федерации   (далее -   таможенные
органы).
     2. Стратегия разработана  на  основании  части  2  статьи  162
Федерального закона от  27 ноября  2010 г.  N 311-ФЗ  "О таможенном
регулировании в Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011,  N 27,  ст. 3873,
N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608;  2013,
N 14,  ст. 1656,  N 26,  ст. 3207,  N 27,  ст. 3477,  N 30  (ч. I),
ст. 4084,  N 49  (ч. I),  ст. 6340,   ст. 6348,   N 51,   ст. 6681,
ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098, N 19, ст. 2318, ст. 2319, ст. 2320,
N 23, ст. 2928, N 48, ст. 6646; 2015,  N 1  (ч. I),  ст. 34,  N 10,
ст. 1393,  N 14,  ст. 2010,  ст. 2013,   ст. 2022,   N 29   (ч. I),
ст. 4339).

        II. Стратегия применения системы управления рисками

     3. Стратегия применения СУР в таможенных органах направлена на
достижение следующих целей:
     1) обеспечение соблюдения  права  Евразийского  экономического
союза  и  законодательства  Российской   Федерации,   контроль   за
исполнением  которых  возложен  на   таможенные   органы   (далее -
Законодательство),  на  основе   реализации   процесса   управления
рисками;
     2) обеспечение  эффективного   выбора   объектов   таможенного
контроля,  форм  таможенного   контроля   и   мер,   обеспечивающих
проведение  таможенного  контроля  (далее -  меры  по   минимизации
рисков), а также определения  степени  их  применения  в  отношении
таких   объектов,   достаточных    для    обеспечения    соблюдения
Законодательства;
     3) создание  условий  для  ускорения  проведения   таможенного
контроля  и  упрощения   перемещения   через   таможенную   границу
Таможенного союза товаров, по которым не выявлены риски.
     4. Достижение указанных целей осуществляется путем определения
и реализации тактики применения СУР в таможенных органах.

        III. Тактика применения системы управления рисками

     5. Тактика применения СУР предусматривает реализацию  процесса
управления рисками на всех уровнях  системы  таможенных  органов  и
основывается на:
     1) планировании и организации деятельности таможенных  органов
по управлению  рисками  с  учетом  приоритетных  целей  таможенного
контроля, предусмотренных пунктом 3 Стратегии;
     2) постоянном  совершенствовании  порядка  сбора,  хранения  и
обработки информации, необходимой для оценки рисков;
     3) реализации  комплексного,  системного   и   результативного
процесса оценки рисков  в  таможенных  органах  на  основе  методов
оценки рисков  и  использовании  специальных  аппаратно-программных
комплексов;
     4) выявлении объектов таможенного контроля с признаками рисков
и эффективном применении мер по минимизации рисков;
     5) оптимальном распределении ресурсов таможенных  органов  для
организации  воздействия  на  риски  в  зависимости  от  таможенных
операций и этапов таможенного контроля;
     6) контроле за правомерным и единообразным применением мер  по
минимизации рисков в целях  достижения  прогнозируемых  результатов
таможенного контроля;
     7) осуществлении   мониторинга   и   оценки   результативности
процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и  выбора
наиболее эффективных методов оценки рисков и мер по их минимизации;
     8) распределении участников  внешнеэкономической  деятельности
(далее - участники ВЭД) по категориям уровней риска  в  зависимости
от  оценки  вероятности  нарушения  ими  Законодательства  (далее -
риск-категорирование участников ВЭД) в целях обеспечения соблюдения
при  проведении   таможенного   контроля   принципа   выборочности,
предусмотренного  пунктом   1   статьи   94   Таможенного   кодекса
Таможенного союза (Федеральный закон  от  2 июня  2010 г.  N 114-ФЗ
"О ратификации Договора о  Таможенном  кодексе  Таможенного  союза"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2010,   N 23,
ст. 2796),  Федеральный  закон  от  22 декабря   2014 г.   N 420-ФЗ
"О ратификации  Договора  о  присоединении  Республики  Армения   к
Договору о Евразийском экономическом  союзе  от  29 мая  2014 года"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52 (ч. I),
ст. 7531) (далее - Кодекс);
     9) оптимальном распределении ФТС России полномочий в  процессе
управления рисками  между  подразделениями  таможенных  органов,  к
компетенции которых относятся вопросы (далее - субъекты СУР):
     а) организации и координации   управления   рисками   (далее -
координирующие субъекты СУР);
     б) проведения   оперативно-розыскной   и   связанной   с   ней
информационно-аналитической          деятельности          (далее -
правоохранительные субъекты СУР);
     в) организации и проведения таможенного контроля после выпуска
товаров (далее - субъекты СУР на этапе после выпуска);
     г) организации и  проведения  административных  расследований;
организационно-аналитической   деятельности   таможенных   органов;
валютного   контроля;   экспертно-криминалистического   обеспечения
деятельности таможенных органов, а также организации  и  проведения
таможенного контроля товаров в пределах  установленной  компетенции
(далее - специализированные субъекты СУР) по следующим направлениям
деятельности:
     - контроля таможенной стоимости;
     - контроля правильности классификации товаров в соответствии с
единой  Товарной  номенклатурой  внешнеэкономической   деятельности
Евразийского экономического союза;
     - контроля за применением ставок таможенных  пошлин,  налогов,
специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
     - контроля за правильностью определения  страны  происхождения
товаров;
     - контроля за исчислением и взиманием  таможенных  платежей  и
иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
     - контроля за обеспечением уплаты таможенных пошлин,  налогов,
обеспечением уплаты специальных, антидемпинговых и  компенсационных
пошлин;
     - контроля  за  предоставлением  льгот  по  уплате  таможенных
платежей, а также тарифных преференций;
     - контроля   за   соблюдением    запретов    и    ограничений,
установленных в соответствии с Законодательством;
     - контроля за соблюдением  прав  на  объекты  интеллектуальной
собственности;
     - организации  совершения  таможенных   операций,   таможенных
процедур и проведения таможенного контроля;
     - контроля за таможенной процедурой таможенного транзита;
     - таможенного  контроля   за   делящимися   и   радиоактивными
материалами;
     - координации и контроля деятельности  таможенных  органов  по
использованию инспекционно-досмотровых комплексов.
     6. Достижение прогнозируемых результатов таможенного  контроля
и   оптимального   использования   ресурсов   таможенного    органа
достигается за счет  осуществления  руководителем  ФТС  России  (на
уровне ФТС России) и первыми заместителями  начальников  таможенных
органов (на уровне  таможенных  органов,  подчиненных  ФТС  России)
(далее - руководители СУР)  планирования,  организации  и  контроля
процесса  управления  рисками  в  таможенном  органе,   организации
взаимодействия  субъектов  СУР  и  иных  структурных  подразделений
таможенных органов в ходе функционирования СУР,  а  также  контроля
единообразного применения тактики СУР.
     7. Координирующими субъектами СУР осуществляется:
     1) методологическое руководство и  обеспечение  единообразного
применения тактики СУР в таможенном органе;
     2) обеспечение  деятельности  по  планированию,   организации,
контролю и оценке  эффективности  применения  таможенными  органами
СУР;
     3) проведение оценки рисков;
     4) разработка, применение и актуализация профилей рисков;
     5) контроль эффективности применения профилей рисков;
     6) реализация риск-категорирования  участников  ВЭД,  а  также
актуализация категорий уровней риска участников ВЭД;
     7) проведение сопоставительного анализа сведений о совершенных
таможенных операциях и результатах проведения таможенного  контроля
с  индикаторами  рисков,  содержащимися  в   профилях   рисков,   в
результате применения которых достигнуты результаты, для подготовки
предложений по применению мер по минимизации рисков при  проведении
таможенного контроля  после  выпуска  товаров  и  их  представление
субъекту СУР на этапе после выпуска;
     8) управление применением программных средств,  обеспечивающих
функционирование СУР, и  подготовка  предложений  по  их  созданию,
модернизации и сопровождению.
     8. Правоохранительными субъектами СУР осуществляется:
     1) реализация   процесса   управления   рисками   на    основе
информации,    полученной    в    ходе    оперативно-служебной    и
информационно-аналитической     деятельности     правоохранительных
субъектов СУР;
     2) подготовка предложений по созданию  программных  средств  и
внесению   изменений   в   программные   средства,   обеспечивающие
функционирование СУР, и их представление  координирующему  субъекту
СУР;
     3) контроль   эффективности   применения   профилей    рисков,
разработанных  по   направлению   деятельности   правоохранительных
субъектов СУР;
     4) подготовка      предложений      по       совершенствованию
риск-категорирования   участников   ВЭД    и    их    представление
координирующему субъекту СУР.
     9. Субъектами СУР на этапе после выпуска осуществляется:
     1) реализация процесса управления рисками на этапе таможенного
контроля после выпуска товаров;
     2) подготовка предложений по созданию  программных  средств  и
внесению   изменений   в   программные   средства,   обеспечивающие
функционирование СУР, и их представление  координирующему  субъекту
СУР;
     3) подготовка      предложений      по       совершенствованию
риск-категорирования   участников   ВЭД    и    их    представление
координирующему субъекту СУР;
     4) проведение  оценки  подконтрольных  рисков  для  подготовки
предложений по разработке профилей  рисков  на  этапах  до  выпуска
товаров и их представление координирующему субъекту СУР;
     5) подготовка   предложений   по    разработке,    применению,
актуализации профилей рисков  и  их  представление  координирующему
субъекту СУР.
     10. Специализированными субъектами СУР осуществляются:
     1) сбор  и  обработка  информации  об   объектах   таможенного
контроля,  в  том  числе  о  совершенных  таможенных  операциях   и
результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и  после
выпуска товаров;
     2) проведение  оценки   рисков   по   своему   направлению   и
представление   результатов   этой   деятельности   координирующему
субъекту СУР;
     3) мониторинг и контроль качества принятых мер по  минимизации
рисков;
     4) контроль   эффективности   применения   профилей    рисков,
разработанных  по   направлению   деятельности   специализированных
субъектов СУР;
     5) подготовка предложений по созданию  программных  средств  и
внесению   изменений   в   программные   средства,   обеспечивающие
функционирование СУР, и их представление  координирующему  субъекту
СУР;
     6) подготовка      предложений      по       совершенствованию
риск-категорирования   участников   ВЭД    и    их    представление
координирующему субъекту СУР;
     7) подготовка   предложений   по    разработке,    применению,
актуализации профилей рисков  и  их  представление  координирующему
субъекту СУР.

  IV. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и
 оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками

     11. Порядок сбора и обработки информации  определяет  действия
должностных  лиц  таможенных  органов,  направленные  на  получение
информации об объектах таможенного контроля, учет,  систематизацию,
преобразование, а также хранение  информации  в  целях  обеспечения
проведения анализа.
     Сбор информации осуществляется должностными лицами  таможенных
органов  с  использованием  сведений,  содержащихся  в  документах,
имеющихся   в   распоряжении   таможенных   органов,    информации,
содержащейся в информационных  ресурсах  Единой  автоматизированной
информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС  таможенных
органов),  а  также  информации,  полученной  от  таможенных  служб
иностранных государств, представительств ФТС России за  рубежом,  в
том числе иных федеральных органов исполнительной власти.
     Обработка информации в целях  проведения  анализа  включает  в
себя ее учет, систематизацию, преобразование и хранение.
     При  учете  информации  должностные  лица  таможенных  органов
осуществляют регистрацию  и  обобщение  информации,  поступившей  в
таможенный орган.
     Преобразование информации осуществляется  должностными  лицами
таможенных органов путем приведения полученной информации к формату
и виду, используемым  в  информационно-программных  средствах  ЕАИС
таможенных органов.
     При  систематизации  информации  должностные  лица  таможенных
органов производят ее группирование и объединение  по  определенным
параметрам и критериям.
     Должностные  лица  таможенных  органов  осуществляют  хранение
информации, которое заключается в поддержании полученной информации
в неизменном состоянии, обеспечивающем возможность ее  последующего
использования субъектами СУР при оценке рисков.
     Способ хранения информации определяется  таможенными  органами
исходя из состава входящих в нее сведений, формата, а также вида ее
представления и формализации.
     Учет, систематизация, преобразование  и  хранение  информации,
составляющей государственную, коммерческую,  банковскую,  налоговую
или  иную  охраняемую  законом  тайну,  и  другую  конфиденциальную
информацию, а также совершение с такой  информацией  иных  операций
осуществляются в соответствии с требованиями Законодательства.
     Доступ к информации,  содержащейся  в  программных  средствах,
обеспечивающих функционирование СУР, предоставляется  исключительно
субъектам СУР.
     12. В целях  определения  возможности  возникновения  риска  и
последствий нарушений Законодательства в случае  его  возникновения
таможенными органами на основе информации, полученной в  результате
сбора и обработки, проводятся анализ и оценка риска.
     При     анализе      и      оценке      риска      применяются
информационно-программные   средства   ЕАИС   таможенных   органов,
включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том
числе  визуальной)   разработки   алгоритмов   проведения   анализа
информации,  а  также  общесистемное   и   прикладное   программное
обеспечение.
     Анализ и  оценка  рисков  осуществляются  должностными  лицами
таможенных  органов  с  использованием  методов  оценки  рисков   и
алгоритмов определения областей и индикаторов риска,  разработанных
таможенными    органами    с     использованием     математических,
статистических и вероятностных  методов  анализа  (далее -  целевые
методики анализа рисков).
     С помощью  целевых  методик  анализа  рисков  автоматизируется
процесс проведения таможенными органами оценки рисков.
     Результат оценки риска является основой для разработки профиля
риска или  принятия  решения  о  необходимости  применения  мер  по
минимизации рисков после выпуска товаров.
     Виды рисков классифицируются ФТС России исходя из нарушений  и
правонарушений, наиболее часто совершаемых участниками ВЭД в  целях
уклонения от соблюдения требований Законодательства.
     ФТС России определяет  области  рисков,  в  отношении  которых
таможенные органы в обязательном порядке утверждают профили  рисков
и применяют меры по минимизации рисков.
     13. Порядок разработки и реализации мер по управлению  рисками
предусматривает:
     1) определение   мер   по   минимизации   рисков,   а    также
последовательности и порядка их применения;
     2) разработку и утверждение профилей рисков.
     Профиль риска разрабатывается  таможенными  органами  в  целях
выявления объекта таможенного  контроля  на  основании  индикаторов
риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков.
     Профили рисков классифицируются ФТС России исходя из  срока  и
региона их действия, методов,  использованных  при  оценке  рисков,
срока разработки, а также способа доведения и применения;
     3) выбор   объектов   таможенного   контроля   на    основании
индикаторов риска.
     Выбор объектов таможенного контроля осуществляется таможенными
органами как самостоятельно исходя из индикаторов риска,  так  и  с
использованием информационно-программных  средств  ЕАИС  таможенных
органов.
     Автоматизированный выбор  объектов  таможенного  контроля  для
применения мер по минимизации рисков в соответствии с утвержденными
профилями  рисков  обеспечивается  при  таможенных  операциях,  для
которых Законодательством предусмотрена  подача  участником  ВЭД  в
электронном виде сведений о  перемещаемых  товарах  и  транспортных
средствах через таможенную границу Таможенного союза.
     При проведении  таможенного  контроля  после  выпуска  товаров
выбор   объектов   таможенного   контроля   может    осуществляться
таможенными органами без разработки и утверждения профилей рисков;
     4) воздействие на риски.
     Воздействие на риски  осуществляется  путем  непосредственного
применения уполномоченными должностными лицами  таможенных  органов
мер по минимизации рисков, в том числе с участием  должностных  лиц
иных федеральных органов исполнительной  власти  и  организаций,  в
случаях,  предусмотренных  Законодательством,  а  также  проведения
контроля за правомерностью  и  результативностью  применения  таких
мер.
     В целях дифференцированного воздействия  на  риски  таможенные
органы применяют риск-категорирование участников ВЭД.
     Риск-категорирование участников ВЭД предусматривает  выявление
в ходе совершения таможенных операций объектов таможенного контроля
с признаками рисков, а также использование сведений об уровне риска
участников ВЭД при применении мер по минимизации рисков.
     По результатам  риск-категорирования  все  лица,  в  отношении
деятельности которых проводился анализ, группируются  по  следующим
категориям уровня риска участника ВЭД:
     - низкий уровень риска;
     - средний уровень риска;
     - высокий уровень риска.
     Риск-категорирование участников ВЭД и  актуализация  категорий
уровней риска участников ВЭД осуществляется на основе регулярного и
всестороннего анализа находящихся в распоряжении таможенных органов
сведений  о  деятельности  участников  ВЭД,  а  также   результатах
совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля  в
отношении товаров, ими  перемещаемых,  в  том  числе  документов  и
сведений,  самостоятельно   представляемых   участниками   ВЭД,   и
находящимися в информационных ресурсах таможенных органов;
     5) мониторинг и анализ результатов воздействия на риски;
     6) актуализацию (отмену) профилей рисков.
     Предложения  об  актуализации  или  отмене   профилей   рисков
разрабатываются на основании  анализа  результатов  воздействия  на
риски, а также в  случае  изменения  правовых  актов,  определяющих
порядок совершения таможенных  операций  и  проведения  таможенного
контроля.
     Результаты   применения   профилей   рисков   учитываются    в
информационных ресурсах таможенных органов.
     Оценка и контроль эффективности применения мер по  минимизации
рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляются  ФТС  России
на основе контрольных показателей, а также  методик  их  расчета  и
оценки.
     При оценке и контроле применения  мер  по  минимизации  рисков
таможенными  органами   используется   классификатор   результатов,
сформированный исходя из необходимости учета нарушений и совершения
таможенными органами, а также  участниками  ВЭД  наиболее  значимых
действий,   предусмотренных   Законодательством,   по   результатам
применения мер по минимизации рисков.
     14. Таможенные органы при оценке и управлении рисками, а также
реализации   риск-категорирования   участников    ВЭД    используют
информационные системы и информационные технологии,  основанные  на
электронных способах передачи, хранения и обработки  информации,  а
также средства их обеспечения.


                         ________________

Информация по документу
Читайте также