Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 27.12.2006 № 1054-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 27 декабря 2006 N 1054-ПП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 10.07.2012 г. N 324-ПП О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы Эффективное развитие туристско-гостиничного комплекса Москвы предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров для туристской индустрии столицы. Для формирования в Москве конкурентоспособного кадрового потенциала необходимо обеспечить развитие многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров для туриндустрии, предусматривающей: - профессиональное обучение молодежи в учреждениях среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, связанным с туристским и гостиничным бизнесом; - регулярное обязательное повышение квалификации работников туриндустрии и преподавателей московских специализированных учебных заведений с прохождением практики; - дальнейшее расширение и развитие учебно-производственной тренинговой базы; - формирование и постоянную актуализацию отраслевого заказа на потребность в специалистах разного уровня образования с учетом реализации городских целевых программ развития туризма, расширения и модернизации его материально-технической базы; - совершенствование образовательных стандартов к должностям работников туриндустрии; - использование зарубежного опыта по внедрению новейших методов обучения. Кроме этого, следует учитывать, что развитие гостиничного хозяйства столицы, осуществляемое в соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года, предусматривает увеличение почти в три раза номерного фонда к 2010 году. Количество рабочих мест в гостиничном хозяйстве также увеличится и с учетом значительного расширения сектора высококлассных отелей составит около 200 тысяч человек. Возможности учебных заведений, готовящих специалистов для гостиничных предприятий, уже сегодня с трудом обеспечивают потребности отрасли в кадрах среднего и низшего звена надлежащей квалификации. В этой связи требуются безотлагательные меры по расширению материально-технической базы существующих колледжей, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена для гостиничных предприятий, и увеличению их количества за счет оптимизации сети уже существующих образовательных учреждений, а также открытия новых. В целях развития в Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристской индустрии Правительство Москвы постановляет: 1. Согласиться с Основными концептуальными положениями развития в городе Москве системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы (приложение). 2. Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям в целях координации работы по развитию в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы в двухмесячный срок в рамках Координационного совета по туризму при Правительстве Москвы создать Комиссию по подготовке и повышению квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса, предусмотрев включение в ее состав представителей органов исполнительной власти города Москвы, учебных заведений города Москвы и отраслевых некоммерческих организаций. 3. Принять предложение Комитета по туризму города Москвы, осуществляющего от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы функции учредителя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" (далее - ГОУ ВПО МАТГР), о создании на базе ГОУ ВПО МАТГР учебно-производственного подразделения по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии (далее - учебно-производственное подразделение). 4. Комитету по туризму города Москвы: 4.1. Выступить государственным заказчиком по разработке бизнес-плана создания учебно-производственного подразделения (далее - бизнес-план). 4.2. Организовать и провести в установленном порядке конкурс по выбору исполнителя разработки бизнес-плана. 4.3. Предусмотреть при разработке бизнес-плана наряду с бюджетным финансированием привлечение внебюджетных источников финансирования на создание и развитие учебно-производственного подразделения. 4.4. Осуществить финансирование проведения конкурса и разработки бизнес-плана за счет средств, предусмотренных в Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2005-2007 гг. 4.5. Предусмотреть при разработке Городской целевой программы развития туризма в городе Москве на 2008-2010 гг. финансирование мероприятий по информационно-рекламному обеспечению туристской деятельности. 5. Комитету по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с ОАО "ГАО "Москва", являющимся исполнителем Городской целевой программы развития туризма в городе Москве на 2005-2007 гг. в части реализации мероприятий по техническому переоснащению, инвестиционному развитию гостиничного хозяйства и развитию туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы": 5.1. В трехмесячный срок подготовить прогноз потребности в специалистах для гостиниц с учетом ввода в эксплуатацию новых гостиниц в рамках реализации Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года на среднесрочную и долгосрочную перспективу для дальнейшего направления в Департамент образования города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы и использования другими заинтересованными организациями. 5.2. Ежегодно вносить на рассмотрение Координационного совета по туризму при Правительстве Москвы вопросы, связанные с повышением квалификации работников гостиничных предприятий города Москвы, согласования программ повышения квалификации, разработанных учебными заведениями, и организационных мер по вовлечению в данный процесс работников отрасли. 6. Департаменту образования города Москвы: 6.1. Направлять ежегодно до 1 августа в Комитет по туризму города Москвы и Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы информацию за истекший учебный год о количестве выпускников учреждений среднего и начального профессионального образования города Москвы, осуществляющих подготовку специалистов для туристской индустрии, с указанием их специальностей. 6.2. До 1 марта 2007 г. подготовить и в установленном порядке представить в Комитет по туризму города Москвы предложения по повышению качества подготовки конкурентоспособных специалистов для туристской индустрии с учетом усиления взаимодействия между средним профессиональным и высшим образованием, а также интеграции в Европейскую систему образования. 6.3. В трехмесячный срок провести анализ деятельности средних школ города Москвы, в которых имеются специализированные классы, ориентированные на дальнейшее обучение профессиям, связанным с туристским и гостиничным бизнесом, подготовить предложения для создания таких классов в других московских школах и совместно с Комитетом по туризму города Москвы организовать эту работу. 6.4. Обеспечить увеличение набора учащихся в учебные заведения среднего профессионального образования города Москвы, специализирующиеся на подготовке кадров для гостиничного хозяйства города Москвы, в соответствии с прогнозом потребности в специалистах (п.5.1) прежде всего для укомплектования кадрами существующих и вновь вводимых в эксплуатацию гостиниц, принадлежащих хозяйствующим субъектам с государственной и муниципальной долей собственности. 6.5. Совместно с Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом имущества города Москвы, ОАО "ГАО "Москва" в IV квартале 2007 г. разработать бизнес-план развития Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Колледжа гостиничного хозяйства "Царицыно" N 37 с целью создания учебного заведения среднего специального образования, которое станет эталоном по подготовке кадров для гостиничной отрасли города Москвы, с формированием в Москве сети подобных отраслевых учебных заведений, осуществляющих тесную связь с гостиницами города. 6.6. Предусматривать с учетом прогноза потребности в специалистах (п.5.1) направление бюджетных средств, выделяемых Департаменту образования города Москвы на среднее и высшее профессиональное образование, на реализацию мероприятий по формированию сети отраслевых учебных заведений среднего специального образования, обеспечивающих подготовку кадров для гостиничного хозяйства города Москвы, включая комплексное развитие материально-технической базы существующих, открытие новых и перепрофилирование действующих неукомплектованных учащимися учебных заведений. 6.7. Осуществлять финансирование расходов на содержание учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку кадров для гостиничного хозяйства города Москвы, за счет и в пределах средств, определенных бюджетом города Москвы на 2007 год и перспективным финансовым планом города Москвы на 2008-2009 гг. 7. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы по заявкам Комитета по туризму города Москвы и Комитета по внешнеэкономической деятельности города Москвы организовать, начиная с 2007 года, в рамках Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. за счет бюджетных средств подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников гостиниц, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства города Москвы. 8. Принять к сведению согласие: 8.1. Московской ассоциации гостиниц и туристских организаций "Мостуротель", Российской Гостиничной Ассоциации осуществлять совместно с ОАО "ГАО "Москва" работу, направленную на формирование прогноза потребности в кадрах и профессионально-квалификационных рекомендаций к подготовке персонала и качеству гостиничного менеджмента. 8.2. Московской ассоциации гостиниц и туристских организаций "Мостуротель" активизировать работу по привлечению на основе заявок учебных заведений, специализирующихся на подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса, высококлассных специалистов-практиков для проведения мастер-классов и чтения лекций для преподавателей, студентов и учащихся. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Орджоникидзе И.Н. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы во втором полугодии 2007 г. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. N 1054-ПП Основные концептуальные положения развития в городе Москве системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы Постановка проблемы. Цель. Задачи. Туризм - одна из ведущих и наиболее развивающихся отраслей мировой экономики, признанная экономическим феноменом минувшего столетия. По мнению экспертов Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в последующие 20 лет темпы роста международного туризма превысят 4% в год. Мировая туристская индустрия использует труд 212 млн. человек. Это составляет 10,6% от численности занятых во всех областях экономики. В мировой индустрии туризма занят каждый десятый работник. В России в настоящее время также большое количество рабочих мест создается в туристско-гостиничном комплексе (ТГК). Интенсивное развитие туризма в Москве характеризуется стабильным ростом численности иностранных гостей столицы. Так, по данным Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации через пункты пропуска московской воздушной зоны в 2001 году столицу посетили 1 млн. 715 тыс. иностранных граждан, а в 2005 году количество зарубежных гостей столицы выросло до 3 млн. 487 тыс. человек. Неотъемлемая часть туристской индустрии - московское гостиничное хозяйство, которое представлено 187 отелями с объемом номерного фонда на 68 140 мест (сентябрь 2006 года). Доход московских гостиниц составляет более 20% от результатов экономической деятельности всего российского гостиничного хозяйства. По данным НИИ статистики Росстата в доходной части бюджета города Москвы доля доходов от туристско-гостиничного комплекса составляет около 7%. Функционирование отрасли обеспечивает состав специалистов и персонала, сформировавшийся в последние 10-15 лет. Отели Москвы в настоящее время укомплектованы кадрами в удовлетворительной мере. По профессиональным категориям почти половина персонала занята в двух основных службах: в управлении номерным фондом (24%) и в службе питания (23%). В службах приема и размещения занято 8,5% работающих в гостиничном хозяйстве, в экономических подразделениях, включая бухгалтерию, - 5%, 14% персонала относятся к инженерно-техническим службам. Во всех остальных многочисленных службах отелей трудится 25,5% рабочей силы всего более, чем по 70 специальностям. Образовательный уровень персонала московских гостиниц в сравнении с другими отраслями достаточно высок. 43% сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование, среди них 19% - высшее. Среднее образование имеют 50% работников, незаконченное среднее - около 7%. Большую часть кадрового состава гостиничной отрасли составляют работники в возрасте старше 40 лет (59%), из них 27% переступили возрастной рубеж в 50 лет. Наибольшее число работников (43%) занято в гостиницах категории 1- 2 звезды, где кадровый состав в течение длительного времени практически не обновляется. Приток молодых специалистов происходит преимущественно в отелях категории 4-5 звезд, доля которых в Москве не превышает 18% (по доле гостиничных мест). Оценка потребности в специалистах и персонале работников ТГК, прежде всего гостиниц, на перспективу, а также анализ текущего состояния системы подготовки и переподготовки персонала дают основание для вывода, что в существующем виде структура подготовки специалистов и персонала не готова воспроизвести требуемое количество подготовленных работников отрасли. Дальнейшее эффективное развитие ТГК невозможно обеспечить без принятия мер по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров. Основные направления единой системы управления кадровым потенциалом туриндустрии охватывают: 1. Разработку научно-обоснованной потребности туриндустрии в специалистах, способных обеспечить перспективное развитие столичной туриндустрии, что предполагает учет наличия работающих специалистов, постоянное повышение их квалификации, формирование "отраслевого заказа" на подготовку специалистов, который должен обеспечить кадрами вновь вводимые предприятия и пополнять трудовой потенциал уже действующих предприятий. 2. Непосредственную организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов, подготовку научных работников-отраслевиков на базе высших и средних профессиональных учебных заведений, которые фактически являются исполнителями заказа ТГК на выполнение всех видов образовательной деятельности. Цель развития системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы: - формирование в Москве высококвалифицированного кадрового потенциала ТГК; - создание условий для постоянного роста профессионального мастерства кадрового потенциала ТГК; - определение проблем, требующих государственной поддержки и создание условий для системного решения вопросов обеспечения ТГК квалифицированными специалистами и персоналом; - стимулирование деятельности всех участников рынка гостиничных услуг в направлении качественного улучшения подготовки работников и их соответствия реалиям индустрии гостеприимства на современном этапе. Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач: 1. Анализ состояния подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса города Москвы. 2. Анализ и формирование отраслевой научно-обоснованной потребности в специалистах с учетом задач и перспектив развития ТГК Москвы, в том числе на основе Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года. Разработка профессиональных стандартов для работников организаций ТГК. 3. Выявление современных проблем в трудоустройстве молодых специалистов и определение путей их решения. 4. Анализ возможности использования зарубежного опыта в подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса. 5. Оценка эффективности действующих образовательных стандартов, целесообразности их обновления, разработки и внедрения новых образовательных стандартов по профессиям работников ТГК. 6. Укрепление материально-технической базы московских учебных заведений, прежде всего начального и среднего специального образования, готовящих специалистов для ТГК. 7. Развитие сотрудничества учебных заведений с представителями туристского и гостиничного бизнеса. 8. Обоснование расширения учебно-тренинговой базы и создания на базе ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" учебно-производственного подразделения по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии. 1. Анализ состояния подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса города Москвы. В настоящее время активно формируется современный туристско-гостиничный комплекс Москвы. В соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года в предстоящие 5-6 лет, начиная с 2005 года, ожидается прибавление 248 новых и реконструируемых объектов, рассчитанных на дополнительные 98 000 мест. Уже в течение 2005 года открыто 8 новых гостиниц общей вместимостью 2 754 места, до конца 2006 года будут построены и реконструированы еще 13 отелей, емкость гостиничного фонда возрастет на 3 212 мест. Проводится модернизация музейно-выставочной базы; решение вопросов, связанных с туристским транспортом; создание в административных округах столицы туристско-рекреационных зон и т.д. При этом далеко не всегда планы развития и модернизации туристско-гостиничного комплекса Москвы подкреплены адекватными мерами по обеспечению количественного прироста нужных специалистов. В таких условиях особое значение приобретает формирование высокопрофессионального трудового потенциала отрасли. Перед системой подготовки кадров для ТГК столицы особенно остро встают задачи, связанные с удовлетворением текущих потребностей экономики города в квалифицированных специалистах, подготовленных с учетом интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) приведет к необходимости учета дополнительных требований к функционированию туристской индустрии, уже принятых международным сообществом. Вместе с тем, система отраслевого профессионального образования оказалась не вполне готовой к решению новых отраслевых задач. До 1993 года в России основным звеном подготовки и повышения квалификации работников туристской сферы были 1-2 месячные курсы Института повышения квалификации (ИПК) работников туристско-экскурсионных организаций Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а также ИПК "Интуриста". Данное обстоятельство привело к тому, что в российской системе не было создано ни научно-методических основ, ни специальных учебных заведений, ни образовательных программ довузовского, вузовского и послевузовского туристского образования. Начиная с 1992 года осуществляется работа по созданию системы непрерывного профессионального туристского образования. Однако сегодня сделаны лишь первые шаги по созданию полноценной системы профессионального туристского образования. Система непрерывного профессионального образования включает в себя: - довузовское (школьное профильное) образование; - начальное профессиональное образование; - среднее профессиональное образование; - высшее профессиональное образование; - дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки всех уровней, повышения квалификации сотрудников туристской отрасли); - послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура). Структура подготовки специалистов для сферы туризма складывалась стихийно, исходя из потребностей отрасли в период перехода страны к рыночной экономике. По неофициальным данным в настоящее время в Москве осуществляют подготовку специалистов различного уровня образования для туристско-гостиничного комплекса более ста учебных заведений. При этом следует отметить, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) не может предоставить исчерпывающие данные обо всех учебных заведениях, готовящих специалистов для ТГК, поскольку база данных Рособнадзора формируется на основе Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО), который предусматривает кодификацию специальностей без указания специализаций. Довузовская подготовка (школьная) носит, в основном, профориентационный характер и включает в себя формирование профильных классов. Цель довузовского образования - сформировать ориентацию на профессиональную деятельность и выявить у школьников предрасположенность к выбираемой профессии. Сегодня лишь несколько школ в Москве имеют профильные классы, ориентированные на дальнейшее получение выпускниками профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства. Однако, учитывая перспективы развития туриндустрии, их недостаточно, и для развития профориентации у школьников необходимо создание дополнительных профильных классов. Около 50 московских учебных заведений (государственных и негосударственных) осуществляют подготовку кадров начального и среднего образования для ТГК столицы, из них программы начального образования по профессиям "Администратор", "Горничная", "Официант, бармен", "Повар" и т.п. в Москве реализуют более 20-ти учебных заведений, из которых 16 колледжей подведомственны Департаменту образования города Москвы. В 2006 году эти учебные заведения выпустили более 4 тыс. молодых специалистов. По предварительным данным 15% выпускников, как правило, продолжают обучение по родственным специальностям, остальные работают по полученным профессиям. Следует отметить, что часть выпускников (около 40%), работающих по полученным специальностям, вскоре увольняется, т.к. не соответствует требованиям работодателя, поскольку не в полной мере владеют необходимыми знаниями и навыками. Не лучше обстоят дела и со средним профессиональным образованием в сфере туризма и гостеприимства. В Москве специалистов для ТГК по программам среднего образования готовят около 50 учебных заведений (14 из них - государственные образовательные учреждения города Москвы). Процент увольнения специалистов со средним профессиональным образованием по причине профессиональной некомпетентности составляет около 30%. Одновременно 22% персонала выполняют работы, где не требуется среднее профессиональное образование. Основными задачами подготовки кадров начального и среднего профессионального образования является увеличение количества специалистов, повышение качества их подготовки за счет развития материально-технической базы учебных заведений, освоения новых методов обучения и повышения уровня подготовки преподавательского состава. Развитие высшего образования для туристской индустрии шло постепенно. Крупные вузы Москвы, проводившие подготовку специалистов по управленческому, экономическому профилю, сервисной, внешнеэкономической деятельности, в достаточно короткие сроки освоили основы туристской (операторской и агентской) деятельности и начали подготовку специалистов для туриндустрии в рамках уже имеющихся аккредитованных у них специальностей (как специализацию). Сложнее было с подготовкой специалистов для гостиничной сферы, которая требовала преподавателей узкого профиля, знающих теоретические основы и практику гостиничного бизнеса. Несколько позднее подготовкой специалистов с высшим образованием начали заниматься бывшие институты повышения квалификации системы. ЦСТЭ ВЦСПС, ВАО "Интурист", которые имели преподавателейотраслевиков, связи с туристской индустрией, но лишь набирали опыт подготовки специалистов по программам высшего образования. Как говорилось ранее, основой их деятельности были образовательные программы повышения квалификации и переподготовки. В настоящее время рынок высших учебных заведений, готовящих специалистов для туристско-гостиничной индустрии Москвы, практически уже сложился. У большинства вузов выявилась определенная "специализация" такой подготовки, наработан опыт педагогической деятельности, создана собственная учебно-методическая база. Сегодня высшее профессиональное образование для туристской индустрии представлено в 68 городах РФ. Специалистов готовят более 250 вузов, причем 80% из них - непрофильные. В Москве около ста вузов готовят специалистов для ТГК с высшим образованием и ежегодно выпускают около 4-5 тыс. специалистов. Качество подготовки не всегда соответствует современным требованиям развития туриндустрии, а именно: - отсутствуют практические навыки; - отмечается недостаточное знание иностранных языков; - имеет место низкая профессиональная подготовка и т.д. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно максимально приближено к требованиям жизни и, в большинстве случаев, непродолжительно. Учитывая, что значительное число специалистов туристской индустрии не имеют базового отраслевого образования, краткосрочное дополнительное образование позволяет оперативно получить знания, не отвлекаясь от практической деятельности. За последние годы профессиональная переподготовка и повышение квалификации стали пользоваться спросом и активно развиваться. Рост числа слушателей, прошедших переподготовку и (или) повысивших свою квалификацию, наблюдался сразу после экономического кризиса 1998 года, и с тех пор ежегодно количество слушателей программ дополнительного образования увеличивается. Наибольшим спросом в последние годы пользуются образовательные программы в области менеджмента, маркетинга, финансов, психологии. Причем представители туристского бизнеса представляют наиболее активную аудиторию. Подобная ситуация отражает мировые тенденции в спросе на образовательные услуги, а также обусловлена внедрением новых методов организационной работы на предприятиях туриндустрии. На сегодняшний день система дополнительного образования достаточно хорошо проработана и представлена рядом образовательных программ различной продолжительности и ориентированных на различный контингент обучающихся. При Департаменте образования города Москвы в настоящее время аккредитованы 11 образовательных учреждений (в т.ч. средние учебные заведения, курсы и центры по повышению квалификации и переподготовке кадров и т.п.), которые реализуют программы отраслевого дополнительного образования. Кроме этого повышением квалификации и переподготовкой кадров для ТГК занимается также ряд высших учебных заведений: МГУ им. М.В.Ломоносова, ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" и др. Количество лиц, прошедших повышение квалификации и обучение по программам профессиональной переподготовки в сфере туризма и гостеприимства в городе Москве согласно экспертным оценкам составляет около 1 500 человек. В то же время, специалисты туристской отрасли отмечают недостаточную проработанность таких форм дополнительного профессионального образования как краткосрочные тренинги, стажировки, мастер-классы. Существенным пробелом в системе дополнительного профессионального образования является незначительное количество программ, ориентированных на лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование (поваров, барменов, администраторов и т.д.). Также представляется целесообразным более широкое применение модульной системы повышения квалификации, которая позволяет работодателю обучать своих сотрудников без отрыва от производства и формировать учебные программы для своих работников в соответствии с потребностями конкретного предприятия, включая в них только необходимые темы. Послевузовское образование - подготовка кандидатов и докторов наук реализуется в высших учебных заведениях по указанным выше специальностям. Значительное количество кандидатских диссертаций по туристской проблематике защищается по экономическим и педагогическим специальностям. Подготовленные ученые-отраслевики должны пополнить профессорско-преподавательский состав учебных заведений, привлекаться к научным исследованиям. Вместе с тем, такие пожелания не всегда реализуются на практике. В значительной части ученые-отраслевики устраиваются на работу в другие секторы экономики города, которые предлагают более перспективный карьерный рост и уровень заработной платы. Таким образом, анализ состояния подготовки кадров для ТГК позволяет сделать выводы о необходимости: - увеличения количества профильных классов для развития профориентации у школьников; - увеличения количества специалистов начального и среднего профессионального образования и повышение качества их подготовки; - включения в программы подготовки специалистов высшего образования большего количества часов практических занятий, а также увеличения количества часов на изучение иностранных языков; - более широкого использования в дополнительном профессиональном образовании краткосрочных тренингов, стажировок, мастер-классов, модульной системы формирования учебных программ, а также увеличения количества программ, ориентированных на лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование. 2. Анализ и формирование отраслевой научно-обоснованной потребности в специалистах с учетом задач и перспектив развития ТГК Москвы, в том числе на основе Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года. Разработка профессиональных стандартов для работников организаций ТГК. По данным НИИ статистики Росстата по состоянию на 1 января 2006 г. в туристских организациях России было занято более 35 тыс. человек, из них 7 100 человек работали в московских турфирмах. В коллективных средствах размещения России (включая гостиничные предприятия) работали 418 800 человек, из них в Москве - 28 400 человек. На современном рынке образовательных услуг туристской индустрии сложились резкие количественные диспропорции в подготовке профессиональных кадров разного уровня. Около 80% от общего количества выпускников - специалисты с высшим образованием. По существу, мы имеем эффект перевернутой пирамиды, когда наиболее востребованная часть профессиональных кадров (повара, официанты, горничные и т.д.) готовится в меньшем объеме, чем требуется. По экспертным оценкам потребность в профильных кадрах начального и среднего профессионального образования в 4-5 раз выше имеющегося количества специалистов. И потребность в кадрах этого уровня в Москве будет возрастать. При этом следует отметить, что обозначенные проблемы в большей степени относятся к гостиничному хозяйству города. В соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года в предстоящие 5-6 лет планируется увеличение гостиничного фонда более чем в 2,5 раза, что составит 165 100 мест. Только новые реконструированные гостиничные объекты потребуют в ближайшей перспективе подготовки как минимум 30-40 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием. Согласно данным мониторинга на различных стадиях реализации инвестиционного проекта (предпроектная проработка, проектирование, строительство, сдача в эксплуатацию) уже находятся 243 гостиничных объекта. Это позволяет с высокой долей вероятности определить потребность в персонале на предстоящий период. Прогноз ввода гостиниц и номерного фонда по категориям на период до 2010 года: +---------------------------------------------------------------+ | Показатель | ВСЕГО | | |до 2010 года| +--------------------------------------------------+------------| |Количество гостиниц 1-2 звезды | 4 | |Суммарное количество мест в гостиницах 1-2 звезды | 1 900 | +--------------------------------------------------+------------| |Количество гостиниц 3 звезды | 172 | |Суммарное количество мест в гостиницах 3 звезды | 69 375 | +--------------------------------------------------+------------| |Количество гостиниц 4 звезды | 59 | |Суммарное количество мест в гостиницах 4 звезды | 16 194 | +--------------------------------------------------+------------| |Количество гостиниц 5 звезд | 8 | |Суммарное количество мест в гостиницах 5 звезд | 5 540 | +--------------------------------------------------+------------| |Всего гостиниц | 243 | |Всего мест | 93 009 | +---------------------------------------------------------------+ Таким образом, прогноз прироста вместимости столичной гостиничной базы более чем на 93 тыс. мест по-новому ставит вопрос обеспечения этих гостиниц кадрами. Согласно экспертным расчетам общее число занятых в гостиничном комплексе города Москвы может в данном случае увеличиться на 152 200 работников. +--------------------------------------------------------------+ | Категория | Средний расчетный | Общее проек- | Расчетная | | гостиницы | коэффициент персо- | тируемое | численность| | | нала на 1 гости- | число мест | персонала | | | ничное место | | | +-------------+--------------------+--------------+------------| | 5 звезд | 2,5 | 5 540 | 13 850 | | 4 звезды | 2 | 16 194 | 32 388 | | 3 звезды | 1,5 | 69 375 | 104 062 | | 1-2 звезды | 1 | 1 900 | 1 900 | +-------------+--------------------+--------------+------------| | Всего | | 93 009 | 152 200 | +--------------------------------------------------------------+ По отдельным категориям прогноз, рассчитанный по средним нормативам, при планируемой категорийности гостиниц таков: до 2010 года потребуется заполнить вакансии на 36 500 работников и персонала служб управления и содержания номерного фонда, включая горничных, на 12 200 работников служб приема и размещения, включая службы бронирования; подобрать более 35 тыс. специалистов и персонала в гостиничные службы питания. Наряду со специфическими гостиничными специальностями в новые отели потребуется 21 300 специалистов и персонала инженерно-технических служб и 7 600 работников экономических подразделений, бухгалтеров, которые также должны знать и применять специфические знания гостиничного дела. Потребность гостиничной отрасли в работниках и менеджерском звене общехозяйственных гостиничных служб, таких как инженерно-техническая служба, экономический отдел и бухгалтерия, отдел маркетинга, транспортная служба и др. в настоящее время полностью удовлетворяется за счет работников с высшим и средним непрофильным образованием. До начала интенсивного строительства гостиниц (2009 год) гостиничный комплекс не будет испытывать острой потребности в целевой подготовке персонала данных категорий. Вместе с тем, система переподготовки и повышения квалификации персонала общехозяйственных гостиничных служб должна быть расширена и переведена на плановую основу. Следует принять во внимание, что более 50% работников гостиниц находятся в возрасте 40-59 лет, в ближайшие 5-7 лет часть работающего сейчас персонала достигнет пенсионного рубежа. Закладываемые показатели должны учитывать и предстоящую замену еще 8-10 тыс. работающих ныне кадров. Наиболее остро потребность в персонале в период с 2006 по 2010 год будут испытывать новые гостиницы категории 3 звезды, которые составляют наибольшую долю гостиничных объектов Генеральной схемы. Для обеспечения гостиниц категории 3 звезды потребуется подготовить почти 104 тыс. единиц персонала. Сегодняшний дефицит в рабочих профессиях отражается в структуре спроса на выпускников. Согласно данным Центра занятости в городе Москве лишь 10% вакансий в сфере туризма и гостеприимства касаются лиц, имеющих высшее профессиональное образование. Потребности туристской отрасли в специалистах различного уровня распределены неравномерно. Так, сотрудники туроператорских и турагентских компаний - преимущественно люди с высшим образованием (около 90%), но профильное образование имеют лишь 30-40% специалистов. Оставшиеся 10% штатных сотрудников туристских компаний (шоферы, курьеры, администраторы, кассиры и т.д.) представлены людьми, имеющими профильное начальное или среднее образование. Не лучше ситуация и в ресторанном бизнесе. Согласно данным Федерации рестораторов и хотельеров ежегодно индустрии питания и гостеприимства РФ требуется более 13 тыс. специалистов с начальным и средним профессиональным образованием и лишь 10 тыс. специалистов с высшим образованием. Основной причиной сложившейся ситуации на рынке образовательных услуг туристкой индустрии является отсутствие научно-обоснованной потребности ("заказа") в специалистах, что порождает диспропорции в количестве специалистов по уровням подготовки и, соответственно, не позволяет сформировать требуемый кадровый потенциал отрасли. Молодой специалист нередко оказывается невостребованным, хотя на близкие по направлениям специальности существует дефицит. Разработка отраслевой потребности в кадрах должна учитывать как количественные, так и качественные параметры, что является основой профессионального уровня кадрового потенциала. Основным рычагом управления качеством подготовки специалистов для туриндустрии является совершенствование образовательных стандартов, в которых приводится набор профессиональных знаний, умений, навыков, требований, предъявляемых к специалистам различных профессий отрасли. Разработка таких стандартов уже давно актуальна. В 1997-1999 гг. в рамках реализации проекта ЕС/ТАСИС были разработаны квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Эти стандарты содержат далеко не полный перечень специальностей ТГК, не утверждены в установленном порядке и не в полной мере соответствуют современным требованиям туриндустрии. Эффективность образовательных стандартов напрямую зависит от качества профессиональных стандартов. Только их полная сопряженность может быть основой для подготовки современных специалистов. Обновление действующих и введение новых образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающих качественное и содержательное улучшение подготовки кадров для туристской индустрии на основе изменения соотношения теоретических и практических блоков, а также усиления языковой и информационной подготовки, изучения современных мировых технологий организации турбизнеса позволит повысить качество подготовки кадров для туриндустрии. 3. Выявление современных проблем в трудоустройстве молодых специалистов и определение путей их решения. На современном этапе большинство молодых специалистов при устройстве на работу сталкивается с целым рядом проблем. Маркетинговые исследования организаций туриндустрии и кадровых агентств позволили выявить основные проблемы: 1. Уровень знаний и навыков, полученных в процессе обучения, не соответствует требованиям предприятий ТГК. Это вызвано тем, что содержание и качество преподавания во многих специализированных учебных заведениях, и особенно в непрофильных, не корреспондируются с интересами работодателей. Сеть специализированных и имеющих профильные кафедры учебных заведений ориентируется преимущественно на свои собственные цели и ведомственные результаты. Учебные программы и подготовка преподавателей не учитывают многих реальностей гостиничного опыта, преподаватели не связаны с деятельностью гостиниц. Как правило, требуется доучивание специалистов на рабочих местах по соответствующим должностям. Молодые специалисты направляются на специальные курсы повышения квалификации и другие тренинговые образовательные программы, которые нередко создаются самими предприятиями туриндустрии или их ассоциациями (учебный центр "Туриндустрия" при РСТ, учебные структуры при Ассоциации рестораторов, хотельеров и др.). Нередко только после прохождения соответствующего обучения молодой специалист может качественно и в полном объеме выполнять должные обязанности, предусмотренные квалификационными требованиями. 2. Отсутствие достаточно полной и оперативной информации о наличии вакансий в различных секторах туриндустрии (туристские компании, гостиничные предприятия и др.). 3. Наличие высокой конкуренции среди выпускников высших учебных заведений и заполненность штатных мест специалистами с непрофильным образованием. Пути решения указанных проблем: 1) Формирование и актуализация отраслевого заказа (количественного и качественного) на потребность в специалистах разного уровня образования с учетом развития туризма, расширения и модернизации его материально-технической базы. 2) Создание кадровых центров при образовательных заведениях или тесное взаимодействие с существующими кадровыми агентствами для более эффективного трудоустройства молодых специалистов. 3) Обеспечение взаимосвязи образовательного процесса и практики, что позволит в ходе учебного процесса отрабатывать производственные навыки непосредственно на рабочих местах. 4) Создание отраслевых молодежных советов, основными направлениями деятельности которых являются: - содействие трудоустройству студентов и выпускников профильных учебных заведений; - содействие обучению и карьерному развитию молодых специалистов туристской индустрии; - информационно-координационная деятельность. 4. Анализ возможности использования зарубежного опыта в подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса. В настоящее время существуют две основные общепризнанные системы туристского образования: европейская и американская. Европейская система профессионального туристского образования. Разнообразию европейского туризма соответствует и разнообразие образовательных школ и программ. Анализ форм профессиональной подготовки показывает, что при всем видимом разнообразии довольно легко определяется их постепенное сближение по нескольким основным направлениям, что позволяет вести речь о сильных сторонах европейского профессионального туристского образования. 1. Сильной стороной европейского образования является чередование теоретических и практических занятий, которые могут реализовываться как в тренинговых центрах при образовательных учреждениях, так и непосредственно на производстве в форме ученичества или стажировок, предусмотренных учебной программой. Соотношение теории и практики по времени на всем протяжении обучения - от начального до высшего уровня - варьируется. Например, продолжительность практического курса для подготовки служащего и технического персонала в учебных заведениях Великобритании, Бельгии, Франции составляет 30% всего бюджета времени образовательной программы, в Германии - от 60% до 90% в зависимости от специальности. Продолжительность практики сокращается по мере повышения уровня обучения. Так, при подготовке руководящего персонала количество практических занятий сокращается в среднем до 10%. 2. Важной особенностью европейской системы профессионального туристского образования является сосредоточение при образовательном учреждении специализированных учебно-практических подразделений или тренинговых центров, характеризующихся наличием специально оборудованных и предназначенных как для обучения, так и для реальной работы баров, ресторанов, гостиниц, туристских компаний. 3. Для европейской системы образования характерна тесная взаимосвязь туристской индустрии с образовательными учреждениями. 4. В европейской образовательной системе осуществляется непрерывное расширение и обновление преподаваемых дисциплин, адаптированных для каждого уровня профессиональной подготовки. Принципиальное отличие европейской образовательной системы от американской состоит в том, что приоритет отдается базовой профессиональной практической подготовке. В настоящее время получили распространение интенсивные курсы, летние школы, тренинг-семинары и др. виды образовательных услуг. 5. Для европейской системы профессионального образования характерна гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обучение, обучение в форме накапливаемых "кредитов", неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.). В профессиональном образовании в настоящее время делается ставка не только на обучение эффективному управлению для получения прибыли организацией туриндустрии, но и на осознание роли "гостей" и "хозяев" и обучение формированию атмосферы гостеприимства на предприятиях отрасли. Американская система профессионального туристского образования имеет схожие черты с европейской системой профессионального туристского образования, а также некоторые отличия. 1. Сильной стороной американской образовательной системы является тесная интеграция с общественными профессиональными организациями. 2. Традиционными формами американского образования являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, а также система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков. 3. Особенностью профессионального туристского образования в США является формирование на базе образовательных учреждений специализированных отделов (кадровых агентств), занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые соединены единой информационной системой с организациями туриндустрии. Таким образом, образовательное учебное заведение постоянно имеет возможность реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного образовательного уровня. Анализ основных зарубежных систем туристского образования позволяет сделать вывод о необходимости: - тесного взаимодействия российских и зарубежных учебных заведений и образовательных центров с целью обмена опытом, методиками и современными технологиями подготовки кадров; - сотрудничества учебных заведений и предприятий туриндустрии с целью усиления практической направленности в подготовке кадров; - проведения отраслевых научных исследований и внедрения их результатов в практическую деятельность предприятий туриндустрии, формирования образовательных программ с учетом достижений науки. Как известно, Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для повышения конкурентоспособности российского образования, а также принимая во внимание, что в Федеральной целевой программе развития образования в России на 2006-2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском (в области высшего образования) и Копенгагенском (в области среднего и начального образования) процессах, при подготовке специалистов для туриндустрии следует учитывать методы, предусмотренные этими процессами. Оба эти процесса направлены на создание к 2010 году европейской системы высшего, среднего и начального профессионального образования, которая позволит гражданам Европы свободно выбирать высшие учебные заведения, работу, сферу деятельности и страны. Совместное заявление европейских министров образования было подписано в 1999 году в Болонье и предусматривает построение Зоны европейского высшего образования путем реализации следующих мероприятий: - принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней образования для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан в любой европейской стране; - внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачетов одним учебным заведением дисциплин, сданных в другом учебном заведении; - содействие мобильности студентов и обеспечение доступности образования и практической подготовки; - сотрудничество в разработке сопоставимых критериев оценки знаний и методологий, совместных программ обучения и т.п. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. В 2002 году в Копенгагене была принята Декларация о развитии сотрудничества в области начального и среднего профессионального образования в Европе. Основными задачами Копенгагенского процесса являются повышение качества и привлекательности профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования, обеспечение эквивалентности и взаимного признания документов об образовании. Особенность Копенгагенского процесса состоит в том, что любые инновации в сфере профессионального образования осуществляются при участии социальных партнеров (работодателей) и представителей гражданского общества (учащихся и их родителей). 5. Оценка эффективности действующих образовательных стандартов, целесообразности их обновления, разработки и внедрения новых образовательных стандартов по профессиям работников ТГК. Первым опытом создания образовательного стандарта высшего профессионального образования, наиболее приближенного к требованиям сферы туризма, явилось открытие в 1992 году специальности 230500 "Социально-культурный сервис и туризм" (сейчас код специальности по ОКСО - 100103). Большинство вузов, готовящих специалистов для туристской индустрии, реализуют указанный стандарт. Помимо этого образовательного стандарта подготовка кадров для туристской индустрии осуществляется в рамках ряда специальностей: 080507 "Менеджмент организации"; 100102 "Организация обслуживания в сфере сервиса"; 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"; 080112 "Маркетинг" (по отраслям)" и некоторые другие. Однако опыт подготовки по названным стандартам свидетельствует об общих недостатках в подготовке специалистов. Недостаточные знания географических дисциплин, иностранных языков, компьютерных технологий, отсутствие практических навыков потребовали разработки нового образовательного стандарта, которым и стал утвержденный в 2004 году образовательный стандарт по специальности высшего профессионального образования 100201 "Туризм". В соответствии с этим образовательным стандартом начали подготовку специалистов 10 московских вузов. В новом стандарте в определенной степени учтены недостатки вышеназванных стандартов. Он аккумулировал в себе идеи сочетания фундаментальной и практической подготовки, знания языков и информационных технологий и формирования компетентного подхода выпускника к решению возникающих проблем. Компетентный подход ориентирует специалиста на необходимость постоянного пополнения знаний с учетом инноваций, активно внедряемых в различные сферы деятельности общества. Давать оценку эффективности принятого образовательного стандарта преждевременно, т.к. еще не было ни одного выпуска. Однако, уже сейчас можно отметить необходимость его обновления. Прежде всего, это касается объема времени на изучение и совершенствование иностранных языков, профессиональных дисциплин, практики. По такой профессии, как гид-переводчик, а это ведущая профессия для въездного туризма, нужна очень серьезно разработанная программа специализации. Кроме того, необходимо разработать по меньшей мере два новых образовательных стандарта с большей специализацией по гостиничному и ресторанному бизнесу. Подготовка специалистов среднего профессионального образования осуществляется по специальностям: 100201 "Туризм", 100105 "Гостиничный сервис", а также в рамках специальностей: 080112 "Маркетинг (по отраслям)", 080501 "Менеджмент (по отраслям)", 100102 "Организация обслуживания в сфере сервиса" и некоторым другим. Со стандартами среднего образования ситуация лучше, чем с высшим образованием. Соотношение лекционных и практических занятий приближается к оптимальному и составляет соотвтетственно 60% и 40%. В рамках этих специальностей предусматривается изучение 2-х иностранных языков. В то же время, говоря о качестве подготовки специалистов, кроме современных образовательных стандартов важной проблемой является подготовка и постоянное повышение квалификации преподавательского состава. 6. Укрепление материально-технической базы московских учебных заведений, прежде всего начального и среднего специального образования, готовящих специалистов для ТГК. Материально-техническое оснащение многих образовательных учебных заведений находится на низком уровне. В лучшем случае в учебных заведениях имеются дисплейные классы, дающие общее знакомство с информационными технологиями. Устаревшая материально-техническая база образовательных заведений и отсутствие тесных связей с организациями ТГК не позволяют обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации, владеющих новейшими технологиями в сфере обслуживания. В настоящее время в Москве отдельные учебные заведения располагают определенной тренинговой базой. Так, в ГОУ СПО Колледж гостиничного хозяйства "Царицыно" N 37 (далее - Колледж "Царицыно") для проведения практических занятий имеются учебно-действующий гостиничный номер, стойка рецепции, технологическая лаборатория, 2 тренинговых ресторанных зала, 3 компьютерных класса. В ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" (ГОУ ВПО МАТГР) существуют специализированные классы по ресторанному и гостиничному хозяйству, компьютерные классы с современными, действующими в организациях туриндустрии, программами. Однако даже в этих учебных заведениях отсутствует современное оборудование, что серьезно затрудняет обучение новейшим технологиям обслуживания. В связи с недостатком площадей тренинговой базы практические занятия проходят в несколько смен и это не позволяет увеличить количество часов практики для всех учащихся. Обоснование создания эталонной модели учебного заведения среднего профессионального образования и формирования в Москве сети подобных учебных заведений Вместе с тем следует отметить, что наиболее остро сегодня ощущается потребность в кадрах среднего и низшего звена основных гостиничных служб. С учетом роста показателей вместимости номерного фонда гостиничного хозяйства, определенных Генеральной схемой размещения гостиниц в Москве до 2010 года, основная нагрузка по подготовке вышеуказанных специалистов гостиничных служб ляжет на существующие профильные учебные заведения среднего специального образования. В настоящее время таких заведений в Москве - около 50-ти. Среди профильных учебных заведений среднего специального образования наибольший вклад в подготовку персонала среднего звена гостиничного комплекса вносит Колледж "Царицыно", который ежегодно выпускает порядка 230 специалистов, прошедших обучение по трем образовательным программам: 260502 "Технология продукции общественного питания"; 100106 "Организация обслуживания в общественном питании"; 100105 "Гостиничный сервис". По экспертным оценкам к 2010 году потребуется подготовить около 136 тыс. специалистов и персонала среднего звена гостиниц. С учетом сегодняшних показателей выпуска 2 100 человек в год необходимо увеличение количества подготавливаемых специалистов в 16 раз. Если в качестве базового выпуска по количеству рассматривать выпуск Колледжа "Царицыно" (около 230 специалистов в год), то таких учебных заведений потребуется 148. На начальном этапе без расширения существующих и в дальнейшем открытия новых учебных заведений среднего специального образования справиться с задачей своевременной подготовки кадров для гостиничного хозяйства невозможно. Учитывая накопленный опыт и наработанные образовательные технологии Колледжа "Царицыно" по подготовке специалистов среднего звена для гостиничного комплекса города Москвы, предлагается создать на его базе эталонное учебное заведение, способное удовлетворить потребности отрасли в персонале среднего звена основных гостиничных служб. При этом предусматривается поэтапное наращивание мощностей Колледжа "Царицыно" при целевой государственной поддержке по следующей схеме: +----------------------------------------------------------------+ | | Преподавательский | Создание материально- | | Годы | состав | технической базы | | | (коэффициент рас- | | | | ширения штатного | | | | расписания) | | +-------------+-------------------+------------------------------| | 2006 | - | Принятие распорядительного | | | | документа | +-------------+-------------------+------------------------------| | 2007 | 1,25 | Предпроектный этап, получе- | | | | ние АРИ (актов разрешенного | | | | использования) | +-------------+-------------------+------------------------------| | 2008 | 1,6 | Проектирование, начало | | | | строительства | +-------------+-------------------+------------------------------| | 2009 | 1,6 | Строительство и приобретение| | | | оборудования | +-------------+-------------------+------------------------------| | 2010 | 2 | Ввод новых мощностей с | | | | удвоением существующих | | | | площадей | +----------------------------------------------------------------+ При запуске проекта дальнейшего развития Колледжа "Царицыно" целесообразно расширение специальностей, по которым ведется подготовка персонала. Требуется включение дополнительных специальностей, разработка и утверждение учебных планов по подготовке следующих специалистов: администратор гостиницы, делопроизводитель в сфере гостиничного сервиса со знанием информационных технологий, работник службы приема и размещения гостей и др. Необходимо расширение учебных программ и обеспечение преподавателями по программам: общая компьютерная подготовка; языковая подготовка; основы маркетинга, менеджмента, информационных технологий, управления персоналом. Одновременно требуется организация систематической практики учащихся Колледжа "Царицыно" в объеме не менее 1/3 всего учебного курса, с ее прохождением и стажировкой (предвыпускной) на конкретных рабочих местах в гостиницах. До выпускников этого колледжа должна быть доведена согласованная с ведущими профильными вузами квота поступления на льготных условиях на учебу после отработки по специальности в гостинице не менее 1,5-2 лет. Целесообразно рассмотреть возможность расширения практики предоставления Грантов Москвы на среднее профессиональное образование. Дальнейшее создание сети подобных учебных заведений в городе Москве позволит обеспечить растущие потребности гостиничного хозяйства в подготовке специалистов среднего звена. Объемы финансовых затрат на создание учебного заведения среднего профессионального образования, которое станет эталоном по подготовке кадров для гостиничной отрасли города Москвы, и формирование в Москве сети подобных учебных заведений будут определены при разработке бизнес-плана. 7. Развитие сотрудничества учебных заведений с представителями туристского и гостиничного бизнеса. Формирование многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования предусмотрено Городской целевой программой развития туризма в городе Москве на 2005-2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 515-ПП, и предполагает, в первую очередь, интеграцию образования и практики. Международная практика свидетельствует, что наряду со специализированными учебными центрами, интегрированными в крупные гостиничные цепи, имеются иные формы связей между гостиницами и центрами подготовки и переподготовки персонала. Для подготовки персонала гостиниц, находящихся в частной собственности, их владельцы пользуются услугами лицеев и колледжей, входящих, как правило, в систему местного территориального управления. Эти учебные заведения находятся под методическим руководством соответствующих министерств образования. Тем не менее, они самостоятельно с учетом потребностей своих клиентов - организаций-заказчиков из числа сложившейся клиентуры - готовят проекты программ обучения, которые затем проходят конкурсную апробацию на местном (региональном) уровне и утверждаются уполномоченным государственным образовательным органом. Данные программы также получают экспертное заключение о соответствии программ принятым квалификационным требованиям к специалистам-профессионалам. Наиболее последовательными контролерами выполнения программ обучения кадров являются профсоюзные организации конкретных предприятий, которые включают требования по обучению персонала в коллективный договор с администрацией. Условия профессионализации персонала через обучение рассматриваются профсоюзами как форма борьбы за права трудящихся, защиты их основных прав, гарантия от возможной потери рабочего места. Данная тенденция особенно ощутима на предприятиях гостиничных цепей. На основе зарубежного и уже имеющегося отечественного опыта можно выделить основные направления формирования интеграционных связей между образованием, наукой и представителями профессиональных сообществ ТГК: 1. Внедрение новых форм, структуры и содержания профессиональной туристкой подготовки, разработки и использования обновляемого информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. 2. Активное привлечение преподавательского состава и научных кадров к практическим разработкам и исследованиям. 3. Взаимодействие учебных заведений с работодателями и объединением собственников предприятий гостиничного и туристского бизнеса как отраслевым заказчиком на подготовку персонала и специалистов посредством : - организации целевого заказа на подготовку специалистов (формирование четких требований к знаниям и навыкам выпускников со стороны работодателя; определение потребности в специалистах определенного профиля; стимулирование открытия новых специальностей, направлений); - привлечения работодателей к отбору выпускников через участие представителей гостиничного бизнеса в дипломных советах и экзаменационных комиссиях вузов, взаимодействие с отделами по трудоустройству студентов, участие в ярмарках вакансий, днях карьеры; - вовлечения работодателей в процесс получения студентами практических навыков через прием на практику студентов, предоставление базы для защиты дипломов, подготовки курсовых работ; - участия работодателей в процессе обучения студентов и подготовки преподавателей: преподавание специальных предметов профессионалами гостиничного бизнеса, приглашение преподавателей вуза на стажировку в гостиничные предприятия и участие представителей гостиничного бизнеса в формировании учебных планов. 4. Организация международного сотрудничества в научной и образовательной сферах, реализация совместных образовательных программ с зарубежными учебными заведениями, включая стажировки преподавателей, студентов и аспирантов, повышение квалификации специалистов туристской индустрии. 5. Организация совместной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей решение проблем обеспечения ТГК подготовленным персоналом и специалистами. Указанные направления интеграции будут способствовать эффективному взаимодействию индустрии туризма и гостеприимства с образовательными и научными учреждениями. 8. Обоснование расширения учебно-тренинговой базы и создания на базе ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" учебно-производственного подразделения по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии. В настоящее время гостиничная отрасль не испытывает потребности в увеличении количества административно-управленческого персонала. Количество менеджерских позиций во вновь открывающихся отелях на порядок меньше, чем число выпускников вузов с профильным высшим образованием, которое вправе на них претендовать. Ситуация не изменится вплоть до 2009 года, когда начнется интенсивное строительство и ввод в эксплуатацию новых гостиничных объектов. Это означает, что в ближайшие несколько лет острой необходимости в расширении материально-технической базы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для гостиничного хозяйства не имеется. Однако с учетом перспективы значительного увеличения номерного фонда московских гостиниц очень остро стоит вопрос подготовки специалистов низшего и среднего звена. В Москве функционируют всего две специализированные организации, которые имеют условия для обучения практическим навыкам в сфере гостеприимства. ОАО "Учебно-тренинговая гостиница" служит учебно-технологической базой для студентов и молодежи, которые проходят обучение по специализации "Гостиничный и туристский бизнес". В период с февраля 2003 года по июль 2006 года была организована краткосрочная практика для 3 717 студентов. Количество заявок от учебных заведений превышает технологические возможности ОАО "Учебно-тренинговая гостиница" и не может быть удовлетворено в полном объеме. Полностью специализируется на переподготовке и повышении квалификации работников гостиничных предприятий некоммерческое образовательное учреждение "Городской учебный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично-туристского комплекса" (далее - НОУ "ГУЦ ГТК"). На его базе с февраля 2000 года по июль 2006 года повышение квалификации прошли 5 500 человек. Однако и это предприятие испытывает потребность в расширении базы переподготовки персонала общехозяйственных служб гостиниц. +----------------------------------------------------------------+ | Основные направления | Потребность в переподготовке и | | деятельности | повышении квалификации персо- | | | нала общехозяйственных гости- | | | ничных служб к 2010 году, чел. | +------------------------------+---------------------------------| |Инженерно-техническая служба | 14 877 | +------------------------------+---------------------------------| |Бухгалтерия и экономический | | |отдел | 5 314 | +------------------------------+---------------------------------| |Прочие общехозяйственные | | |гостиничные службы | 27 629 | +------------------------------+---------------------------------| |Всего: | 47 820 | +----------------------------------------------------------------+ В настоящее время технологические возможности НОУ "ГУЦ ГТК" позволяют обучать 916 человек в год. Начиная с 2007 года, образовательную базу данного учебного центра целесообразно расширять пропорционально росту потребности отрасли в переподготовке и повышении квалификации персонала общехозяйственных служб. +----------------------------------------------------------------+ | Годы | Потребности в пере-| Технологически | Прогнозный коэф-| | | подготовке персона-| возможности | фициент необхо- | | | ла, чел. | НОУ "ГУЦ ГТК", | димого прироста | | | | чел. | учебной базы | +--------+--------------------+----------------+-----------------| | 2006 | 1 865 | 917 | - | | | | | | | 2007 | 2 675 | 917 | 2,92 | | | | | | | 2008 | 7 712 | 2 678 | 2,88 | | | | | | | 2009 | 12 331 | 7 713 | 1,60 | | | | | | | 2010 | 23 237 | 12 341 | 1,88 | +----------------------------------------------------------------+ Таким образом, ни одно из московских учебных заведений не имеет полноценного учебно-производственного подразделения, на базе которого можно было бы отрабатывать практические навыки уже в ходе самого учебного процесса, как это делается в большинстве зарубежных учебных заведений. Освоение новых технологий может осуществляться только на современной тренинговой базе для проведения практических занятий студентов и специалистов ТГК. Функции тренинговых центров полноценно могут выполнять тренинговые гостиницы, в которых на регулярной основе можно проводить практические занятия для студентов и работников предприятий ТГК, обучать их новейшим технологиям обслуживания гостей столицы на современной материально-технической базе с учетом требований международных стандартов. Формирование современной многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования невозможно без интеграции образования и практической деятельности, о чем уже говорилось выше. На начальной стадии эта задача может быть решена путем создания учебно-производственного подразделения по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии (УПП) на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" (ГОУ ВПО МАТГР). ГОУ ВПО МАТГР в 2006 году отмечает 40-летие. Сорок лет назад это был единственный в стране учебный и научно-методический центр в сфере международного туризма, где осуществлялись повышение квалификации, переподготовка специалистов, проводились международные конференции. В 2000 году данное учебное заведение было преобразовано в ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы", функции учредителя которого от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы осуществляет Комитет по туризму города Москвы. За время существования ГОУ ВПО МАТГР были освоены программы среднего, высшего и дополнительного отраслевого профессионального образования. Все имущество ГОУ ВПО МАТГР находится в собственности города Москвы. Полномочия собственника осуществляет Департамент имущества города Москвы. За ГОУ ВПО МАТГР закреплены в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы. В этой связи строительство здания, в котором будет размещаться учебно-производственное подразделение, целесообразно осуществлять на земле, находящейся в собственности города. Также логично вкладывать бюджетные средства на расширение материальной базы объекта московского подчинения. В УПП должны функционировать учебные гостиничные номера различных категорий (3,4,5 звезд), учебные кафе, бар, ресторан и т.п. В задачи УПП входит активное внедрение последних новейших технологий в области гостеприимства и апробация инновационных проектов, организация на постоянной основе практических занятий студентов и работников предприятий ТГК, тренинговых семинаров, мастер-классов, привлечение к проведению стажировок научных сотрудников, преподавателей различных образовательных учреждений, а также представителей предприятий ТГК. Важным моментом во взаимодействии производственного подразделения с образовательным является разработка системы постоянного повышения профессионального уровня как сотрудников предприятий туриндустрии, так и научно-педагогических кадров. Функционирование учебно-производственного подразделения позволит обеспечить подготовку кадров в соответствии с международными требованиями и с учетом отраслевых потребностей. По предварительным расчетам сумма затрат на создание и функционирование учебно-производственного подразделения составит около 410 млн. рублей (реконструкция здания ГОУ ВПО МАТГР и строительство нового корпуса для размещения УПП, затраты на их оснащение и эксплуатационные расходы). Уточненные объемы финансовых затрат и сроки создания учебнопроизводственного подразделения будут определены при разработке соответствующего бизнес-плана. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|