Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 29.08.2006 № 646-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 29 августа 2006 N 646-ПП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 04.12.2012 г. N 701-ПП О ходе реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) и о концепции городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) (В редакции Постановления Правительства Москвы от 23.12.2008 г. N 1179-ПП) Продолжается реализация городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.), объединившей в себе теоретические подходы и конкретные мероприятия органов исполнительной власти города Москвы, общественных организаций, молодежных движений и благотворительных организаций, направленные на решение приоритетных проблем молодых граждан. В рамках программы осуществляются меры по социальной поддержке молодежи и студентов. Продолжены выплаты грантов Правительства Москвы, ежемесячных дотаций остронуждающимся студентам вузов и дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям. Анализ результатов проведенных конкурсов показал не только количественный и качественный рост предлагаемых программ, расширение территорий их реализации (район, округ, город), но и увеличение количества общественных организаций, участвующих в конкурсах. Создав достаточно эффективно работающую систему решения текущих задач молодежной политики, необходимо закрепить и повысить достигнутые результаты, выстраивая схему "задачи - мероприятия - результат" в целях решения приоритетной задачи - целенаправленного воспитания самостоятельной, образованной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в мегаполисе. Это потребует определенной корректировки подходов к содержанию программного метода осуществления молодежной политики, создания и укрепления ее инфраструктуры, выстраивания механизмов реальной и прозрачной связи молодежи с органами государственной власти города Москвы всех уровней. В целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности реализации государственной молодежной политики города Москвы, создания развитой инфраструктуры и материально-технической базы сферы молодежной политики, обеспечения кадровым потенциалом, усиления общественного контроля за решениями, затрагивающими интересы молодежи, а также в соответствии с Законом города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи" Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию о ходе реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) (приложение 1). 2. Одобрить концепцию городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) (приложение 2). 3. Считать главными задачами и приоритетами городской молодежной политики: - создание равных стартовых возможностей для молодых граждан по вхождению во взрослую жизнь; - создание системы, позволяющей формировать активную жизненную позицию молодежи, ее постоянное ответственное участие во всех направлениях жизнедеятельности города; - оказание поддержки молодежи в сфере здоровья, физической культуры и спорта, предпринимательства; - содействие духовному, нравственному и интеллектуальному развитию молодежи, формированию гражданского самосознания и патриотизма молодых граждан; - информирование молодежи о потенциальных возможностях развития города и вовлечение ее в социальную практику (систему общественных отношений); - развитие инновационной активности молодежи, стремления к овладению современными технологиями, научно-техническому творчеству; - включение молодежи в систему производственных и управленческих отношений, стимулирование к участию в трудовой деятельности, содействие приобретению базового образования и дополнительных профессиональных навыков; - разработка и внедрение новых форм работы с молодежью, предусматривающих предоставление возможности молодым людям проявить свою активность в общественной жизни и освоить навыки самореализации; - привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной молодежной политики, представителей различных социальных слоев и групп, учащейся и работающей молодежи. 4. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы: 4.1. Разработать на основании концепции проект городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) (далее - программа "Молодежь Москвы") и представить в IV квартале 2006 г. на рассмотрение Правительства Москвы. 4.2. Совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в I квартале 2007 г. разработать и внести на рассмотрение руководителя Комплекса социальной сферы города Москвы проект схемы размещения дополнительных объектов сферы молодежной политики на территории города. 4.3. Совместно с Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы в первом полугодии 2007 г. подготовить и представить на рассмотрение руководителя Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по совершенствованию подготовки, повышению квалификации и переподготовке кадров сферы молодежной политики (государственные служащие, руководители и сотрудники государственных учреждений и молодежных организаций), формированию кадрового резерва. 4.4. Осуществлять координацию деятельности молодежных советов отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, окружных и районных молодежных советов, советов молодых специалистов в отраслях городского хозяйства, общественных молодежных палат при муниципальных собраниях. 4.5. Обеспечить начиная с января 2007 г. работу общественных приемных для проведения индивидуального приема молодых граждан. 4.6. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и Комитетом по культуре города Москвы во втором полугодии 2006 г. провести работу по определению поставщиков услуг для молодежи, исключающих продажу спиртного и табачных изделий, табакокурение, предлагающих спектр информационных социально ориентированных услуг, предусмотрев систему стимулирования их деятельности. 4.7. Совместно с Советом ректоров вузов Москвы и Московской области и Региональной общественной организацией - Московской городской организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации во втором полугодии 2006 г.: 4.7.1. Подготовить и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по созданию единой информационной базы по организации летнего и зимнего отдыха и оздоровления студентов и эффективному использованию существующих баз отдыха. 4.7.2. Создать единую информационную сеть в вузах и колледжах, расположенных на территории города Москвы, с обеспечением соответствующего контроля и анализа распространяемых в них печатных материалов и средств массовой информации. 4.7.3. Организовать работу по установке в фойе вузов доски почета особо отличившихся студентов с целью пропаганды их достижений в учебе, научной, трудовой и социальной деятельности. 4.8. Совместно с Департаментом имущества города Москвы во втором полугодии 2006 г. провести анализ наличия в городе объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, в которых размещены культурно-досуговые организации, предоставляющие услуги молодежи и студентам на льготной или безвозмездной основе, в целях проведения культурно-массовых развлекательных мероприятий, предотвращающих асоциальные проявления и формирующих позитивные тенденции в молодежной среде. 4.9. В трехмесячный срок представить в Правительство Москвы предложения по развитию молодежного и студенческого туризма, в том числе по созданию молодежно-студенческого туристического бюро. 4.10. Совместно с ОАО "ГТК "ТВ Столица" в трехмесячный срок подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по созданию и обеспечению регулярных трансляций социально ориентированных телепрограмм для молодежи на телеканале "Столица", организации молодежного телевизионного канала и информационному сопровождению молодежных проектов в печатных средствах массовой информации для включения в проект программы "Молодежь Москвы". 4.11. В трехмесячный срок подготовить и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по выделению площадей в печатных средствах массовой информации и времени на радио и телевидении (не менее 10% от дотируемых городским бюджетом). 5. В целях пропаганды молодежных проектов и программ, создания информационных терминалов: 5.1. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы: 5.1.1. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы в трехмесячный срок подготовить и представить на рассмотрение руководителя Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по рекламно-информационному сопровождению молодежной политики в городе Москве для включения в программу "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.). 5.1.2. Оказать содействие в размещении информации по утвержденной рекламно-информационной программе с освобождением рекламных фирм, участвующих в реализации программы, от оплаты по договору за право размещения средств наружной рекламы и информации в соответствии с действующими правовыми актами города Москвы. 5.2. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы и ГУП "Московский метрополитен" в трехмесячный срок подготовить с целью включения в программу "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) и представить на рассмотрение руководителя Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по выделению мест на станциях и в вестибюлях метрополитена для пропаганды молодежных проектов и программ и размещения информации для молодежи. 6. (Утратил силу - Постановление Правительства Москвы от 23.12.2008 г. N 1179-ПП) 7. (Утратил силу - Постановление Правительства Москвы от 23.12.2008 г. N 1179-ПП) 8. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы в трехмесячный срок подготовить с целью включения в программу "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по экспериментальному внедрению технологии "Арендный дом для молодежи" и специальных доступных для молодежи схем кредитования при приобретении жилья. 9. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области совместно с ректорами вузов в трехмесячный срок подготовить и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по выделению в помещениях, находящихся в собственности города Москвы и арендуемых вузами на условиях льготной ставки арендной платы, площадей (20 - 30 кв. м) для размещения полномочных представителей Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы из числа студенческого актива по реализации основных направлений государственной молодежной политики на территории вуза. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во II квартале 2007 года. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. N 646-ПП ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) Современный город, в особенности такой мегаполис как Москва, с одной стороны, представляет практически неограниченные возможности для социально-культурной реализации молодежи, ее участия в общественной, политической, экономической, производственной, культурной жизни, в занятиях спортом обучении и повышении квалификации. С другой стороны, в молодежной среде существует значительное число проблем, которые обусловлены такими факторами, как смена жизненных ориентиров, снижение ценностей патриотизма, материальное неблагополучие и другие. Актуальность проблем в молодежной среде отчасти отражает социально-экономическую ситуацию в стране в целом, поскольку именно молодежь является основной эволюционной силой нашего общества, во многом обуславливающей его дальнейшее развитие, демографическую и общественно-политическую составляющие. Включение молодежи в созидательную деятельность, привлечение ее к практической реализации реформ и поддержке экономической политики государства является одной из важнейших задач нашего общества. В Москве, как и в России в целом, молодежь составляет примерно пятую часть всего населения и должна играть большую роль в социальных переменах и реализации курса реформ. Всего в Москве на 01.01.2004 проживало более 2 млн. молодежи и студентов в возрасте до 30 лет, из них 256 тыс. молодых семей. Москва - студенческий город, в высших учебных заведениях которого обучается более 1 млн. студентов, в том числе более 360 тысяч на дневном отделении государственных вузов. Москва имеет положительный опыт в реализации государственной молодежной политики. За последние годы Правительством Москвы принят целый ряд принципиальных решений, направленных на реализацию основных направлений государственной молодежной политики. Вступил в силу Закон города Москвы "О молодежи", действуют городские целевые программы "Молодежь Москвы", "Молодой семье - доступное жилье", учреждены гранты Правительства Москвы студентам высших учебных заведений, установлены льготы на проезд, осуществляются выплаты молодым семьям при рождении детей, дотации остронуждающимся студентам и др. В мае 2004 года, на основании Закона города Москвы "О молодежи", была разработана и утверждена Правительством Москвы городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.)". Главные цели программы: - содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан; - создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений; - помощь молодым гражданам в решении социальных проблем; - профилактика негативных проявлений в молодежной среде; - воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу. Основные задачи программы: - Оказание государственной поддержки молодым гражданам: - в сфере образования и профессиональной ориентации; - в сфере здоровья, физической культуры и спорта; - в сфере противостояния антиобщественным проявлениям, таким как наркомания, экстремизм, национальная нетерпимость; - в сфере организованного досуга и отдыха; - в сфере труда, трудоустройства и развития предпринимательской инициативы; - в социальной сфере. - Оказание государственной поддержки молодежным организациям: - организационная поддержка молодежных организаций и молодых граждан; - ресурсная поддержка молодежных организаций; - информационная и кадровая поддержка молодежных организаций. - Оказание государственной поддержки молодым семьям: - в решении задачи роста рождаемости; - в социальной и жилищной сферах. - Воспитание молодых граждан и профилактика негативных проявлений в молодежной среде Программа "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) направлена на развитие в молодежной среде приоритета активной жизненной позиции, воспитание потребности у молодых граждан в самостоятельном решении задач роста материального благополучия и духовного совершенствования. Позволила систематизировать молодежные мероприятия, проводимые структурными подразделениями Правительства Москвы и городскими общественными организациями и обеспечить межведомственный подход при их организации. Выполнение городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) осуществлялось органами исполнительной власти города Москвы совместно с государственными учреждениями города Москвы, молодежными и студенческими общественными и профсоюзными организациями. Проведение мероприятий по реализации молодежной политики в административных округах города Москвы проводилось на основе окружных молодежных программ, разработанных и утвержденных префектурами административных округов с использованием средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов города Москвы. Реализация мероприятий городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) и финансирование расходов по их проведению из средств городского бюджета осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Перечнем мероприятий, объединенных в одиннадцать подпрограмм (блоков мероприятий): 1. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни молодых граждан. Проводится постоянная работа по обеспечению установленного объема и качества всех видов медицинской помощи молодежи (в том числе подросткам, студентам и учащимся средних специальных учебных заведений), а также вопросам совершенствования системы ранней диагностики и профилактики заболеваний у данной категории населения. В рамках целевой диспансеризации ежегодно профилактически осматриваются около 300 тыс. юношей и девушек. Внедренная компьютерная программа по обобщению данных диспансеризации дает возможность проанализировать ее результаты в каждом лечебно-профилактическом учреждении города. Охват углубленным медицинским осмотром студентов и подростков составил 98,4%. Продолжила работу студенческая медицинская служба, представленная 7 студенческими поликлиниками и 10 студенческими отделениями, которые обеспечивают медицинской помощью студентов 45 вузов (более 250 000 человек), основными критериями деятельности которой являются показатели качества углубленных медицинских осмотров, выявление лиц, страдающих какими-либо заболеваниями, динамическое наблюдение за больными, профилактика заболеваний, санитарно-гигиеническая работа и пр. В целях обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в настоящее время в городе функционируют 16 центров и 50 отделений социальной помощи семье и детям, 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 11 социальных приютов для детей и подростков, а также Центр психолого-педагогической помощи семье и детям. Кроме того, в 2005 году создан Кризисный центр помощи женщинам и Государственное учреждение для содержания иностранных граждан с несовершеннолетними детьми "Канатчиково". Работу по профилактике безнадзорности, преступности, наркомании, алкоголизма и СПИДа среди несовершеннолетних осуществляют городской и межрайонные центры "Дети улиц" в 8 административных округах города. Созданная на базе центров "Дети улиц" Служба уличной социальной работы, регулярно осуществляет патрулирование по местам скопления беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Только в 2005 году 968 специалистов центров "Дети улиц" и 220 студентов - волонтеров московских ВУЗов провели 2142 рейда по местам скопления несовершеннолетних. Было выявлено 134 беспризорных и 1266 безнадзорных подростков, часть из которых были направлены в приюты города. Одним из условий здоровья молодежи является развитие и поддержка молодежного спорта. Проводится организационная работа по подбору существующих городских спортивных объектов и созданию новых с целью обеспечения условий студентам и молодежи для занятий физкультурой и спортом. Определен механизм предоставления молодежи и студентам на безвозмездной основе залов для занятий физкультурой и спортом. Продолжена реализация городской студенческой спортивной программы, основой которой являются Московские студенческие игры и Спартакиада средних специальных учебных заведений. В высших учебных заведениях работают спортивные отделения, секции и группы оздоровительной направленности по 50 видам спорта с охватом более 63 тысяч студентов и аспирантов. В финальном этапе Московских студенческих игр принимают участие более 18 тысяч студентов из 120 вузов Москвы и ближнего Подмосковья. В соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий "Спорт для всех" ежегодно организуется около 4000 мероприятий районного, окружного и городского уровней. В рамках городского движения "Московский двор - спортивный двор" летом и осенью реализуется цикл массовых детско-подростковых и молодежных мероприятий под лозунгом "Выходи во двор, поиграем!". Проводятся традиционные турниры и соревнования по различным видам спорта, такие как "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Московская лыжня", "Московская правда", "Русский богатырь", ежегодный международный фестиваль каскадеров "Прометей" и др. В целях дальнейшего развития в Москве детского и юношеского спорта, создания современной материально-технической базы спорта высших достижений, привлечения к занятиям спортом людей с ограниченными физическими возможностями Правительством Москвы утверждена среднесрочная городская целевая программа развития объектов физической культуры "Спорт в Москве" на период 2005-2007 гг. 2. Социальная защита молодых граждан, укрепление молодой семьи, содействие в решении ее жизненных проблем. Осуществлялись меры по социальной поддержке студентов и молодежи, такие как: - назначение, с ежегодной индексацией, грантов Правительства Москвы (на 01.01.2006 - 470 руб. в месяц на человека при контингенте получателей - 10.3 тыс. чел.); - выплата, с ежегодной индексацией, ежемесячных дотаций остронуждающимся студентам вузов (на 01.01.2006 - 350 руб. в месяц на человека при контингенте получателей - 30,5 тыс. чел.); В соответствии с Законом города Москвы "О молодежи" с 1 января 2004 года введено и выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка. Размер пособия зависит от очередности рождения детей: при рождении 1-го ребенка - пятикратная, 2-го ребенка - семикратная, 3-го и последующих детей - десятикратная величина прожиточного минимума, установленная Правительством Москвы и действующая на дату рождения ребенка. Завершена реализация первого этапа Московской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье", по итогам которого молодым семьям было предоставлено 7,7 тыс. квартир общей площадью более 462 тыс.кв.м, построенных за счет средств бюджета города. Утвержден второй этап программы. Размер выплат на одного студента из городского бюджета по системе "Гранты Мэра Москвы" составил более 67 тыс.руб. Студенты по результатам экзаменационной сессии получают академическую стипендию, а также социальную стипендию в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Положение семей и детей, уровень и устойчивость показателей их социального благополучия объявлены одним из основных критериев социально ориентированного государства. Это определяет перспективы развития страны, ее социально-экономическую безопасность, возможность прогресса. В послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию поставлена задача повышения престижа материнства и отцовства: создания условий, благоприятствующих рождению детей В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ перераспределены полномочия в области социальной поддержки населения, финансирование ряда мер передано на региональный уровень. В этих условиях Москве удалось сохранить все меры социальной поддержки граждан (бесплатный проезд, льготное лекарственное обеспечение, жилищно-коммунальные льготы). Одним из важных документов, принятых в 2005 году, является Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", устанавливающий систему мер социальной поддержки семей с детьми, осуществляемых за счет средств бюджета города. В законе обобщен весь комплекс мер социальной поддержки семей с детьми, осуществляемых за счет бюджета города, и объединены нормы, содержащиеся в ранее издававшихся нормативных правовых актах города Москвы, регулирующих данные отношения. 3. Стимулирование действий молодежных организаций, направленных на воспитание у молодых граждан нравственных принципов, гражданской ответственности и профилактику экстремизма в молодежной среде. В рамках программы проводилась работа по дальнейшему развитию сети государственных учреждений, ведущих социально-воспитательную и досуговую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Их деятельность приоритетно направлена на создание среды общения подростков, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, социально-педагогическое сопровождение процесса социализации юных москвичей, создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, консультационно-профилактической работы, продуктивного досуга и творческого труда детей и молодежи. На 1 января 2006 года действуют 120 таких учреждений, деятельностью которых охвачено свыше 48 тысяч детей, подростков и молодежи. Им предоставлена возможность заниматься в 425 различных кружках, студиях, секциях, объединениях и т.д. В системе социально-воспитательной и досуговой работы по месту жительства занято 1537 руководителей, методистов, педагогов, в том числе 925 человек, имеющих высшее образование. Молодые специалисты до 28 лет составляют примерно треть от общего числа работающих. Молодежными организациями при поддержке органов исполнительной власти города Москвы реализуются целевые мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, развитию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, подготовке их к военной службе, среди которых, ставшие уже традиционными: - молодежно-патриотическая акция "Георгиевская ленточка", посвященная Дню Победы; - туристические походы, игры "Зарница", полевые лагеря по историческим местам и местам боевой славы; - полевые военно-археологические экспедиции по поиску и перезахоронению останков погибших воинов в рамках реализации целевых мероприятий по увековечению памяти погибших, развитию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, подготовки их к службе в армии "Вахта памяти"; - московский международный фестиваль армейской песни; - выездной сбор курсантов военно-патриотических клубов и допризывной молодежи Москвы "День призывника"; - молодежно-патриотическая акция "Вахта Памяти - Вечный огонь" (в ночь с 21 на 22 июня) и многое другое. Принято постановление Правительства Москвы от 26 июля 2005 г. N 549-ПП "О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы". С целью воспитания гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде организовано проведение городского факультатива "Гражданская смена" в вузах Москвы, который представляет систему постоянно действующих мероприятий, в том числе: - публичных лекций в вузах; - циклов углубленных трехдневных семинаров; - постоянно действующего молодежного образовательно-досугового городского клуба. Задачей городского факультатива "Гражданская смена" является воспитание и формирование у молодых граждан чувства ответственности за судьбу страны и обеспечение их активного участия в развитии демократического, общественного и экономического потенциалов России, вовлечение молодежи в систему общественных отношений. 4. Правовое воспитание молодых граждан, повышение экономической культуры и стимулирование предпринимательской инициативы молодых граждан. Активное и приоритетное привлечение молодежи к участию в предпринимательской деятельности, эффективное использование на эти цели организационных, методических, финансовых и других необходимых ресурсов, стимулирование городом предпринимательских инициатив молодежи, путем создания системы льгот и преференций, дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов, возможностей частичного кредитования молодежи в малом бизнесе дает дополнительный импульс в развитии города. Не менее важна работа по созданию в административных округах территориально-отраслевых комплексов по ускоренной подготовке молодых рабочих на базе крупных промышленных предприятий и закреплению молодых специалистов в организациях и предприятиях города, дальнейшему развитию системы подготовки и переподготовки молодых рабочих кадров. При решении поставленных задач активно используется программно-целевой метод; в структуру учебных планов вузов включается учебная дисциплина "Основы малого предпринимательства"; формируется проект программы "Молодой рабочий"; активизирована работа по выполнению программных мероприятий "Развитие системы подготовки и переподготовки кадров" с акцентом на молодежь и многое другое. Проведены ежегодные конкурсы на лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи. Продолжена реализация проекта "Молодежный социально-производственный холдинг", проводится молодежный конкурс "Виктория - лучший в бизнесе, лучший в профессии". Правительством Москвы утверждена городская целевая программа по поддержке и развитию малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы, содержащая отдельный раздел по поддержке молодежного предпринимательства. Проводится работа по созданию бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях. К 2008 году прогнозируется увеличение рабочих мест в малом предпринимательстве на 300-400 тысяч. Одним из факторов, который позволит достичь этих цифр, является решение вопросов адаптации молодых москвичей к рыночной экономике. 5. Повышение востребованности и конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда. Проводилась работа по поддержке и созданию молодежно-социальных производств, по трудоустройству в рамках программы временной занятости. Продолжил свою деятельность Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов. Молодежно-студенческие отряды, входящие в состав штаба, активно работают в Москве и регионах России, принимают непосредственное участие в выполнении московских городских программ. Так, в рамках программы "Мой двор, мой подъезд", за истекший период силами молодежно-студенческих отрядов благоустроено 260 дворовых территорий нашего города. На базе профкомов вузов, общественных молодежных организаций функционируют 29 штабов молодежно-студенческих отрядов. Завершена работа по созданию филиалов штаба в административных округах города. Общее количество бойцов МСО за период реализации программы увеличилось в 2 раза и составляет 40 тыс. человек. В административных округах города и столичных вузах открыты филиалы центра вторичной занятости "Студенческая инициатива", содействие в трудоустройстве оказано более 65 тыс. человек. Большой популярностью среди молодежи и работодателей города пользуются общегородские и локальные ярмарки вакансий для молодежи, проведение иных общегородских акций в сфере трудоустройства, среди которых Международный форум "Карьера", Московский международный форум "Образование, Занятость, Карьера", а также цикл тренингов "Технология поиска работы". В 2006 году проведено 170 ярмарок вакансий, в которых приняло участие 155 тыс. человек, из которых, по оценкам организаторов, почти каждый 7-й - 8-й нашел себе работу. Продолжена организация работы молодых граждан в городских и загородных трудовых объединениях молодежи в период летних каникул. Проводятся городские акции для подростков и молодежи: "Завтра - трудовая жизнь", "Старт трудового лета" и др. 6. Молодежная культура и творчество, поддержка талантливых и одаренных молодых граждан. В целях культурного воспитания молодежи, развития у студентов творческой активности, популяризации студенческого творчества органами исполнительной власти города Москвы ежегодно организуются фестивали, концерты, различные культурно-массовые программы. На межведомственной основе проводится Московский городской фестиваль студенческого творчества "Фестос". В марте-апреле 2006 года состоялся XIII Московский фестиваль студенческого творчества "Фестос - 2006", в котором приняли участие 18900 человек в составе 2112 студенческих творческих коллективов из 211 высших учебных заведений столицы, а также представители 28 регионов России и стран зарубежья. Реализованы традиционные культурные акции, среди которых: - V фестиваль - конкурс молодых драматургов "Премьера"; - Фестиваль детского творчества "Новые имена Москвы"; - Московская выставка-конкурс "Золотая кисточка"; - Всероссийский фестиваль визуальных искусств "Орленок"; - Кинофестиваль фильмов для детей "Сказка" и др. Проработаны вопросы по выделению молодежи и студентам на льготной (безвозмездной) основе билетов на театрально-концертные мероприятия, проводимые в городе. 7. Поддержка студенчества. Проводится Всероссийский конкурс научных работ по экономическим проблемам "Экономический рост России" для студентов и слушателей высших учебных заведений, аспирантов, молодых ученых и учащихся общеобразовательных и экономических школ. В 2006 году в конкурсе приняли участие представители 77 регионов России. Наибольшее количество участников представили: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Курск, Псков, Челябинск и другие города. Общее количество участников превысило 4 800 человек. Реализованы целевые мероприятия программы "Столичное студенчество", среди которых: - Международный форум "Карьера"; - Парад московского студенчества; - межвузовские фестивали "Импульс", "Паруса надежды"; - Фестиваль "День Европы в Москве"; - выпуски общегородской газеты для студентов "Твоя Вертикаль" и студенческого журнала "Твой факультет"; - Городская школа студенческого актива и др. Осуществлены мероприятия, посвященные празднику студентов "Татьянин день", "Дню молодежи", Международному дню студента в которых принимают активное участие студенческие организации и сами студенты, а также традиционные городские молодежные и студенческие акции: Бал выпускников московских вузов "Молодые львы", Московский фестиваль творческой молодежи "Молодежь - за культуру мира", Молодежный Новогодний бал и т. д. Проведены студенческие акции и конкурсы: - Международная студенческая школа-семинар "Новые информационные технологии"; - Международная студенческая спортивно-экологическая экспедиция "Верхняя Волга"; - конкурсы "Студенческий профсоюзный лидер", "Молодая студенческая семья" и др. Организованы и проведены выездные семинары и школы профсоюзного студенческого актива. Одной из поставленных задач, уже выполняемых в настоящий период, является реализация проекта "Студенческое Правительство". Решение о создании в Москве Студенческого Правительства дублеров было принято с целью привлечения студентов к наиболее важным вопросам экономического и социального развития города, обучения основам участия молодежи в государственном управлении. Студенческое Правительство осуществляет взаимодействие молодых граждан с органами исполнительной власти города Москвы в целях учета потребностей и интересов молодежи при формировании и реализации государственной политики города Москвы, обеспечения практических навыков и непосредственного участия молодых граждан в управлении городом. Студенческое Правительство призвано обеспечить согласование общественно значимых интересов молодых граждан, молодежных организаций и органов исполнительной власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития путем: 1) привлечения молодых граждан к реализации государственной политики города Москвы в отношении молодежи; 2) проведения молодежной экспертизы проектов общественно значимых законодательных и нормативных правовых актов города Москвы; 3) выработки рекомендаций органам исполнительной власти города Москвы с учетом интересов молодых граждан, молодежных и студенческих организаций. 8. Научно-техническое творчество молодых граждан. Продолжено проведение конференций молодых ученых "Шаг в будущее". Достойным результатом реализации программы "Шаг в будущее" стало проведение в Москве в сентябре 2005 года Соревнования молодых ученых Европейского Союза. Ежегодно на территории ВВЦ проводится Всероссийская выставка молодежных научно-технических проектов. В 2006 году в работе выставки приняли участие более 1 тыс. представителей студенческой и учащейся молодежи, представляющих более 100 вузов из 48 регионов России. К защите на научный комитет выставки было представлено более 700 проектов. На выставку было выделено 20 президентских премий для вручения лучшим участникам. 9. Молодежное международное и межрегиональное сотрудничество. В рамках выполнения договоров о международном сотрудничестве Москвы состоялся обмен молодежными делегациями с Берлином, Веной и Венгрией. Реализованы совместные мероприятия по развитию межрегионального молодежного сотрудничества (Костромская область, Краснодарский край, Московская область, Тверская область, Томская область, Республика Крым, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский, Чеченская Республика и др.). Был организован обмен информацией и опытом работы по реализации основных направлений государственной молодежной и семейной политики. Разработан пилотный проект по организации деятельности молодежных интерклубов на базе государственных учреждений, ведущих социально-воспитательную и досуговую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. В ходе проведения Дней Москвы в различных городах стран дальнего зарубежья реализуются молодежные программы: проведение выставок, круглых столов, молодежных встреч. В рамках Дней Берлина в Москве была проведена большая программа в продолжение мероприятий Дней Москвы в Берлине с участием немецкой молодежи: - Молодежный клуб культуры; - Выездной молодежный лагерь "Молодежная республика". Студенческая делегация Москвы приняла участие в выставке "YOU", молодежная делегация приняла участие в проведении компьютерных дней "NetDays" в Берлине. Ежегодно проводились обмены группами специалистов Москвы и Берлина по различным аспектам реализации молодежной политики. Кроме того, Правительством Москвы поддерживается участие молодых мастеров (кулинары, парикмахеры, журналисты, программисты) в международных конкурсах профессионального мастерства. В течение всего отчетного периода проходили встречи молодежи с делегациями стран дальнего зарубежья. Развиваются партнерские взаимоотношения между учебными заведениями Москвы и городами дальнего зарубежья. В рамках III Международной конференции мэров городов мира "Дипломатия городов" состоялось заседание международного молодежного парламента. Представители 40 стран прибыли в российскую столицу для обсуждения с московскими сверстниками наиболее волнующих вопросов современности. 10. Информационное обеспечение молодежной политики. В полной мере была осуществлена работа по материально-техническому обеспечению терминальных станций АИС "Молодежь" в вузах Москвы. Проведена комплексная проверка работы станций, по итогам которой осуществлена реорганизация сложившейся системы в целях повышения качества предоставляемых ими услуг. На текущий момент действуют 32 терминальных станции Информационной системы Мэрии "Молодежь", обеспечивая студентов информацией в области вторичной занятости, образования, досуга, спорта. На московских теле- и радиоканалах широко обсуждались проблемы молодежи. Осуществлялась финансовая поддержка молодежных и детских изданий (журнал "Студенческий меридиан", газета "Пионерская правда") за счет бюджетных ассигнований. Проведены балы молодежной прессы "Ступень к успеху" и конкурсы студенческих изданий "Хрустальная стрела". На базе Государственного учреждения города Москвы "Центр правовой и информационной помощи молодежи "Выбор" создана экспертная комиссия по анализу средств массовой информации, ориентированных на молодежь. Организовано ежемесячное проведение встреч с редакторами студенческих печатных изданий. Информационные материалы по вопросам организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан размещались в печатных СМИ, на студиях кабельного телевидения демонстрировался рекламный ролик о временной занятости молодежи и информационные сюжеты о занятости несовершеннолетних в Москве. Издавались различные брошюры, буклеты, плакаты и методические пособия по вопросам трудоустройства. На страницах газеты "Солидарность" периодически публиковалась информация о деятельности комиссий по работе с молодежью профсоюзных комитетов и молодежных советов предприятий, организаций и учреждений отраслей, о работе с молодежью отраслевых городских объединений профсоюзов. На регулярной основе осуществлялся выпуск дайджеста, посвященного проблемам молодежи "Молодежь Москвы". Проводится мониторинг различного рода информации о молодежных организациях и опыте реализации молодежной политики. Продолжается работа по созданию молодежной информационной сети по распространению печатных средств массовой информации (информационные стенды, мобильные информационные точки), которая на сегодняшний день включает 30 вузов города. На конкурсной основе поддержано создание новых 10 разноплановых тематических интернет-ресурсов, 12 газет и 8 журналов для молодежи и студентов. Совместно с ОАО "ГТК "ТВ Столица" подготовлены предложения по созданию молодежных программ на телеканале "Столица" (с сентября месяца будет ежедневно выделяться 60 минут - 3 передачи в день). Информация о политике, проводимой в городе Москве в отношении молодежи и студентов, регулярно размещается в окружных и районных средствах массовой информации. 11. Формирование инфраструктуры, кадровое обеспечение молодежной политики. Продолжили свою деятельность городские молодежные центры. Проводится работа по паспортизации и созданию банка данных объектов, предназначенных для работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. На базе 17 библиотек города созданы интеллект-центры - постоянно действующие дискуссионные молодежные клубы. Расширена тематика и периодичность проведения Городских школ студенческого актива. На базе Московского городского университете управления Правительства Москвы проводилась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, работающих с молодежью. При формировании кадрового резерва особое внимание уделялось кандидатурам молодых перспективных специалистов. В среднем, количество молодых сотрудников в возрасте до 35 лет в департаментах и комитетах составляет от 15 до 35%. В целях построения вертикальной модели управления молодежной политикой в городе в административных округах города Москвы созданы окружные управления Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы с выделением помещений для организации их работы. Созданы окружные и районные молодежные советы, молодежные советы при отраслевых и функциональных органах исполнительной власти. Продолжается работа по созданию молодежных палат при муниципальных собраниях с правом совещательного голоса. Общий объем финансирования Городской целевой программы "Молодежь Москвы" в 2004 - 2005 годах из средств городского бюджета составил 8,4 млрд. руб., в том числе более 700 млн. рублей из средств бюджета Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы. В целом можно отметить, что намеченные программой результаты достигнуты. Реализация программы способствовала созданию и развитию городской инфраструктуры для подростков и молодежи, формированию системы улучшения жилищных условий молодых семей, совершенствованию законодательной базы в области городской молодежной политики. Выполнение поставленных задач способствовало решению проблем молодежи и студентов, активизации их в сфере решения общегородских проблем, политической и общественной жизни города, противодействию распространения влияния деструктивных политических сил в молодежной среде, установлению прямого диалога власти и молодежи. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. N 646-ПП КОНЦЕПЦИЯ городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) 2006 год Оглавление Введение...................................................3 Адресаты...................................................7 Основание для разработки...................................7 Цели и задачи программы....................................7 Основные принципы построения программы.....................9 Основные направления концепции.............................10 Приоритеты программы.......................................10 1. Обеспечение для каждого молодого человека равных стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса..............10 1.1. В области образования.................................10 1.2. В области здоровья....................................11 1.3. В области жилищной политики...........................11 1.4. В области занятости...................................11 1.5. В области социальной поддержки........................12 1.6. Молодая семья.........................................12 1.7. Информационное сопровождение молодежной политики......13 1.8. Кадровое обеспечение..................................13 1.9. Досуг и культурная среда, инфраструктура для молодежи.13 2. Защита молодых граждан (подростков и молодежи) от деструктивных влияний, негативных проявлений...............14 3. Развитие инициативы и общественной активности молодежи..16 Система возможных целевых индикаторов программы............17 Возможные целевые индикаторы программы.....................18 Введение Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. В Москве, благодаря принятию Закона города Москвы "О молодежи", реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004 - 2006 гг.) создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых москвичей потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развития гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для программного закрепления наметившихся положительных тенденций. Ситуацию в области развития молодежной политики можно охарактеризовать как начало нового этапа - этапа устойчивого развития. В современных условиях разные сферы городской молодежной политики требуют углубления и дальнейшего развития, на осуществление которых должна быть направлена данная концепция и далее - сама городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.). Программа должна строиться на обоснованном учете потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, должна быть направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды, привлечение молодежи к практической реализации реформ и поддержке экономической политики государства. Именно молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодежи является одной из наиболее приоритетных задач развития города. В Москве 2,5 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4% от общей численности населения города, из которых около 1 млн. - студенты, из них обучающихся на очной форме обучения более 450 тыс., 300 тыс. молодых семей, более 36 тыс. молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности в условиях мегаполиса Москвы. В городе работают многие программы, направленные на решение проблем молодежи. Необходимо скоординировать эти усилия, и тем самым помочь молодежи Москвы "войти во взрослую жизнь". Каждый молодой москвич, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образование, инициативу, желание участвовать в социально значимых проектах, инициативах должен иметь возможность реализовать свой потенциал. Москва - признанный лидер российского образования и науки, с развитой социальной инфраструктурой, позволяющей получить достойное образование, современное медицинское обслуживание, включающее всеобщую диспансеризацию и своевременную иммунизацию. Реализуются жилищные программы для молодых семей, работников социальной бюджетной сферы, ничтожно мал (0,6%) общий уровень безработицы в городе. Перечисленные меры, безусловно, можно отнести к достижениям в области молодежной политики. Вместе с тем необходимо учитывать, что реализация данных мер во многом зависит от преломления их в сознании самого молодого человека, который зачастую имеет возможность, но не хочет проходить диспансеризацию и иммунизацию, получать даже базовое среднее образование, не достаточно серьезно относится к институту семьи. В области профилактики здоровья созданы возможности для занятий профессиональным и любительским спортом, вместе с тем спортивный образ жизни, забота о собственном здоровье еще далеки от общепринятых норм. Растет количество браков, но и много молодых пар разводятся, почти 20% детей рождаются вне брака. Развитая система лидерских школ и проектов для активной молодежи не в полной мере решает вопросы кадровой преемственности в городских организациях и структурах. Искаженное представление рядом СМИ образа Российской армии на фоне действительно существующих нерешенных проблем вызывает отторжение и страх будущих призывников. Решение этих и многих других задач продолжит позитивную практику взаимодействия власти и молодежи. В Москве - городе большой политики, быстрее всего городское сообщество откликается на решения государства, молодежь также все чаще высказывается как по крупным проблемам, так и по конкретным вопросам, особенно напрямую затрагивающим ее интересы, поэтому наиважнейшим является вопрос установления партнерских взаимоотношений власти и молодежи. В городе активно действуют сотни молодежных организаций, объединенных по различным интересам, политическим и иным задачам. Многие из них давно зарекомендовали себя как надежные партнеры органов власти, защитники интересов молодежи и проводники городской молодежной политики, и способны не только получить и качественно исполнить социальный заказ от города, но и выступить уполномоченными Правительством Москвы организациями, осуществляющими анализ и общественный контроль направлений и блоков программы "Молодежь Москвы". Принятие постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве" дало новый импульс во взаимодействии власти и молодежи. Во всех административных округах созданы окружные и районные молодежные советы, создаются молодежные советы при отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, предприятиях и учреждениях. Проводится работа по созданию молодежных палат при муниципальных собраниях с правом совещательного голоса. Успешно работает "Студенческое Правительство дублеров", разрабатывается проект "Молодежная палата" при Московской городской Думе. Правительством Москвы утверждена Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., содержащая в отдельном разделе мероприятия по развитию малого предпринимательства в молодежной среде. Интересы работающей молодежи будут отражены в комплексе мероприятий "Молодой рабочий". Все органы исполнительной власти города Москвы призваны поддерживать на конкурсной основе инициативы молодежных общественных организаций, создаются новые СМИ и интернет-ресурсы, внедряются инновационные информационные технологии в вузах (инфоматы, интерактивные стенды, "Wi Fi" устройства). Программа на очередной трехлетний период должна максимально учитывать и откликаться на различные тенденции, существующие и возникающие в молодежной среде, среди которых, согласно последним опросам, следует отметить: - стремление к получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему получить гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста; - стремление быть самостоятельными, освободиться от опеки родителей, как можно раньше получить собственное жилье; - стремление к получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в городских программах; - стремление решать самостоятельно свои проблемы внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе; - стремление работать и зарабатывать (в том числе, без отрыва от учебы), быть информированными о возможностях дополнительного заработка; - стремление к освоению новых знаний путем современных образовательных технологий; - желание сохранить здоровье, появление популярных (модных) спортивных увлечений (ролики, сноуборд, велотриал и др.); - стремление к общению и владению информацией посредством технологий мобильной связи (SMS, MMC) и Интернет (форум, блоги, сетевые игры, ICQ, IRC); - стремление работать на государственной службе; - стремление к развитию и совершенствованию своих лидерских способностей; - желание участвовать в походах, путешествиях. Молодое общество далеко шагнуло в своих мотивах и мечтах в сравнении даже с периодом пятилетней давности. Сейчас получение качественного, престижного образования с последующим трудоустройством на достойную высокооплачиваемую работу является устойчивым желанием молодых. Образ успешного, обеспеченного, самостоятельного молодого человека активно проецируется через информационные технологии и, несомненно, создает новые молодежные жизненные установки. Вместе с тем, значительная часть молодежи своими жизненными приоритетами считает добросовестное служение городу и его жителям. Сегодняшние выпускники московских вузов в отличие от своих сверстников выпуска 90-х годов уже не стремятся покинуть страну в поисках высокооплачиваемой работы за рубежом. Тем не менее, их значительная часть все еще придерживается мнения о том, что реализовать свои цели проще и легче в другой стране. Большинство учащейся молодежи работает и зарабатывает, и уже к 4 - 5 курсам количество студентов, совмещающих учебу с работой, составляет 72%. Адресаты - молодые граждане в возрасте 14-30 (35 лет); - молодые семьи, в том числе семьи с детьми; - молодежные общественные организации; - молодежные советы (отраслевые, функциональные, территориальные, при муниципальных собраниях, организаций и учреждений); - органы местного самоуправления; - молодежные политические партии и движения; - детские организации (движения); - профсоюзные организации; - родительская общественность. Основание для разработки - федеральное законодательство; - Закон города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи"; - постановление Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. N 339-ПП "О городской целевой программе "Молодежь Москвы" (2004-2006гг.); - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве"; - общественные слушания по вопросу: "Об итогах выполнения городской целевой программы "Молодежь Москвы" в 2005 году и разработке проекта концепции программы "Молодежь Москвы" на 2007-2009 годы" 25 апреля 2006 года с участием членов Студенческого Правительства дублеров. Законом города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи" определены цели молодежной политики. Разработанная концепция расширяет и конкретизирует направления работы на ближайший трехлетний период. Цели и задачи программы Выбор целей программы определен приоритетами социально-экономического развития города Москвы, Законом города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи" и постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве". Основными приоритетами молодежной политики на ближайший 3-летний период предлагается установить: - развитие системы регулярного мониторинга молодежной среды и информированности молодежи; - включение молодежи в систему производственных и управленческих отношений, содействие приобретению дополнительных профессиональных навыков, профилактика социальной ответственности молодого человека за свою судьбу; - увеличение акцента молодежной политики на потребности различных групп молодежи, привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной молодежной политики, не только социально активной части молодежи, но и всех других ее представителей, социальных слоев и групп (работающая молодежи, армейская молодежь, маргиналы, неформалы, молодые люди разного вероисповедания, вернувшиеся из мест лишения свободы и др.); - усиление взаимодействия территориальных органов исполнительной власти с молодежными организациями и молодыми гражданами; - создание действенной и прозрачной системы оценки эффективности и результативности мероприятий молодежной политики; - развитие студенческого самоуправления в вузах; - радикальное обновление материально-технической базы для реализации государственной молодежной политики. Формирование программных мероприятий необходимо осуществлять с учетом следующих задач: - развитие инфраструктуры и материально-технической базы сферы молодежной политики на базе существующих и вновь создаваемых объектов, в том числе путем включения объектов сферы молодежной политики в адресную городскую инвестиционную программу и социального обременения инвестора при заключении инвестиционных контрактов; - обеспечение координации деятельности молодежных советов всех уровней и участия их представителей в разработке и реализации городских целевых программ; - организация работы общественных молодежных приемных и проведение на регулярной основе встреч представителей органов исполнительной власти с молодежью города; - обеспечение общественного контроля за ходом выполнения городских целевых программ со стороны молодежи; - совершенствование подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров сферы молодежной политики, формирование кадрового резерва. Фундаментальным положением проекта концепции программы является выстраивание схемы "задачи - мероприятия - результат" в целях решения приоритетной задачи - создания равных стартовых возможностей для молодых граждан по вхождению во "взрослую" жизнь путем создания системы, позволяющей формировать активную жизненную позицию молодежи, ее постоянное ответственное участие во всех направлениях жизнедеятельности города. Основные принципы построения программы Основными принципами для создания системы мер участия государственных и общественных институтов в процессе социализации молодежи являются: - единство государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривающее блочное построение программы (город, округ, район); - приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного, нравственного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно-значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и студенческих общественных объединений; - признание молодежи в качестве равноправного партнера при формировании и реализации городских целевых программ; - осуществление координации деятельности и обеспечение взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и профильных молодежных организаций. Данные принципы составят основу развития позитивных направлений и максимального использования потенциала активности молодых граждан. В целях совершенствования городской молодежной политики перечень программных мероприятий предполагается объединить в три основных блока: I. Городские мероприятия, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы в отношении молодежи, проводимые при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы. II. Мероприятия, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы в отношении молодежи, проводимые территориальными органами исполнительной власти города Москвы (префектуры административных округов и управы районов). III. Городские мероприятия, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы в отношении молодежи, проводимые отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы в рамках действующих городских целевых программ. Основные направления концепции - укрепление здоровья молодых граждан; - социальная поддержка студентов и молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - укрепление молодой семьи; - получение основного базового и дополнительного образования; - развитие информационного пространства для молодежи; - стимулирование предпринимательской инициативы молодежи; - повышение востребованности и конкурентоспособности на рынке труда; - поддержка талантливых и одаренных молодых граждан; - развитие научно-технического творчества молодежи и студентов; - поддержка социальных инициатив молодых граждан и молодежных общественных организаций; - социальная поддержка молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Приоритеты программы 1. Обеспечение для каждого молодого человека равных стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса 1.1. В области образования Необходимо не только нормативно обеспечить, но и заинтересовать каждого молодого гражданина в получении полного среднего, средне - специального и высшего образования. Развитие различных типов образовательных учреждений, поддержка образовательных проектов и программ, новых форм и методов обучения - все это позволит сделать образование более доступным. Кроме того, в условиях растущей доли платного образования в государственных вузах и увеличения числа негосударственных образовательных учреждений, реформирования в целом системы образования существует опасность потери возможности поступления в вуз талантливой, но недостаточно обеспеченной материально молодежи. 1.2. В области здоровья Необходимо прививать навыки здорового образа жизни, собственное здоровье должно быть предметом постоянного внимания. Молодежь должна понимать иммунизацию и диспансеризацию как заботу о собственном здоровье. Необходимо создание системы специализированных стационаров, межвузовских поликлиник, центров репродуктивного здоровья (для обоих полов), планирования семьи, специализированных баз для оздоровления в каникулярный период. Активное участие в занятиях физической культурой и спортом должно стать нормой и стилем жизни современной молодежи. 1.3. В области жилищной политики Необходимо ввести новые формы обеспечения жильем молодых граждан, предусмотрев, кроме молодых семей, категорию перспективных и талантливых молодых специалистов, окончивших вуз, с целью закрепления их в отраслях городского хозяйства. Создать условия для увеличения материальных возможностей молодых семей по приобретению или получению жилья, обеспечить рост объемов жилых площадей для молодых семей. Экспериментально внедрить технологию "Арендный дом для молодежи", где аренда жилья была бы ниже рыночной. Приоритетным остается предоставление жилья детям - сиротам, молодым семьям, с внедрением новых специальных схем кредитования. Предстоит решить проблему оснащения жилищного фонда города специальным оборудованием для беспрепятственного перемещения молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. 1.4. В области занятости Создание молодежных советов в отраслях городского хозяйства и на предприятиях города должно найти свое смысловое продолжение в создании молодежных трудовых коллективов (бригад) на предприятиях и учреждениях города, в первую очередь в организациях, посещаемых молодежью (предприятия потребительского рынка и услуг, библиотеки, клубные учреждения), с обеспечением соответствующей атрибутики и проектного продвижения. Необходимо организовать профориентационную работу по обоснованному выбору молодежью профессии и вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда, включая трудовую адаптацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Создать условия для обеспечения приоритетной возможности молодого человека после получения высшего (среднего) образования получить работу. Важно предложить каждому молодому гражданину рабочее место в соответствии с его индивидуальными потребностями, возможностями, специальностью и квалификацией с обязательным воспитанием уважения к человеку труда. Осуществить комплекс мер по поддержке и развитию движения молодежно-студенческих отрядов города Москвы, в том числе строительных и волонтерских, в целях обеспечения поддержки молодых граждан в сфере труда и трудоустройства, практического использования социального, трудового и творческого потенциала молодежи и студентов в интересах городского сообщества. Шире привлекать молодежно-студенческие отряды к реализации городских программ ("Мой двор, мой подъезд", восстановление инфраструктуры детских садов и др.). 1.5. В области социальной поддержки Существующие выплаты молодым гражданам в связи с рождением детей, молодым гражданам с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся категориям молодежи, семьям, имеющим детей-инвалидов до 23 лет, необходимо увеличивать с опережающими инфляцию темпами. Должны развиваться такие формы как: адресная мобильная социальная работа с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; группы самопомощи и взаимоподдержки молодежи; реализация программ получения навыков и умений самостоятельной жизни для молодежи, испытывающей трудности в интеграции. 1.6. Молодая семья Необходимо формирование и укрепление в сознании молодежи авторитета семьи, уважения к институту семьи и семейным ценностям, не допущению агрессии внутри семьи, агрессии по отношению к детям. Учитывая, что 2007 год объявлен в Москве Годом ребенка, более пристальное внимание ко всей проблематике работы с молодыми семьями, в том числе стимулирование рождаемости в молодых семьях, создание инфраструктуры детских садов, яслей, групп продленного дня и временного пребывания, способствующей, в частности, созданию условий для того, чтобы оба родителя работали, становится особенно своевременным и актуальным. 1.7. Информационное сопровождение молодежной политики Существующий информационный вакуум в сфере молодежной политики тормозит и искажает меры, направленные в адрес молодежи. Большинство молодых людей не обладает своевременной, а соответственно актуальной информацией о городских программах и мероприятиях. Создание единого информационного пространства, с применением инновационных технологий, обеспечение должного внимания к средствам массовой информации и информационным материалам, распространяемым в местах скопления молодежи, позволит ознакомить максимальное количество молодых москвичей с городской молодежной политикой. 1.8. Кадровое обеспечение Молодежь надо готовить к участию в государственных делах. Этому способствует внедрение форм и способов развития молодежного лидерства, включая формы специального образования, обеспечивающие формирование навыков эффективного лидерства и самоорганизации молодежи в округах и районах города Москвы, таких как: лидерские школы, тренинговые программы, сборы, форумы и т.д. И здесь важно учесть потребность в кадрах как в сфере молодежной политики (Государственные учреждения, молодежные центры), так и в самой молодежной среде (молодежные организации). Создание вертикальной модели реализации молодежной политики с развитием соответствующих органов управления в округах позволит построить единую систему взаимодействия районных, окружных, отраслевых и городских структур. 1.9. Досуг и культурная среда, инфраструктура для молодежи Необходимо постоянно расширять и обновлять предоставляемый молодежи, в том числе на безвозмездной основе, комплекс услуг (городские спортивные площадки для занятия физкультурой и спортом, фитнесом; сеть мобильных спортивных интерактивных площадок). Развивать молодежный и студенческий туризм путем регулярной организации на льготной основе поездок для молодежи и студентов. В городе катастрофически не хватает современных молодежных центров. Альтернативой выступают коммерческие клубы и учреждения, в большей степени ориентированные на детей и подростков. Необходимо проработать механизм создания такой молодежной инфраструктуры, где могли бы реализовать собственные проекты молодежные организации и движения. 2. Защита молодых граждан (подростков и молодежи) от деструктивных влияний, негативных проявлений По состоянию на 01.04.2006 на диспансерном и профилактическом наблюдении в наркологических диспансерах состояло 6 132 человека в возрасте до 18 лет (324,6 на 100 000 детского населения). Это составляет 5,3% от общего количества больных наркологическими заболеваниями в городе Москве. За период с 2001 по 2005 год произошло снижение числа детей и подростков, состоящих на диспансерном и профилактическом наблюдении по всем видам наркологических заболеваний. В 2005 году основную долю среди несовершеннолетних, состоящих под наблюдением в наркологических диспансерах, составляли школьники (62%), на втором месте находились учащиеся ПТУ и техникумов (22%), на третьем месте - неорганизованные дети (не учатся и не работают) - 11%. Доля работающих составила 4%, а студентов вузов - 1%. В течение 2001 - 2005 гг. стабилизировалась ситуация по заболеваемости наркологическими расстройствами среди детей и подростков в городе Москве. Целесообразно усилить взаимодействие заинтересованных ведомств и учреждений по вопросам раннего и своевременного выявления несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, в первую очередь в образовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования. Также необходимо активизировать работу по информированию населения о деятельности наркологических служб, профилактике наркологических заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. Возможная социальная опасность для общества кроется сегодня в тотальном эгоизме, часто выдаваемом как позитив самоорганизованного общества. Навязываемые молодым гражданам западные "модные" стереотипы, массовое подражание псевдо-идеалам, пропаганда безответственного единоличного образа жизни, привитие вредных привычек, преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм, искажение исторических фактов - в комплексе выступают тормозом в динамике развития молодежного сообщества. Задача города состоит не в констатации существования деструктивного влияния, а в активной защите молодежи от негативных проявлений путем развития и стимулирования инициатив, как самих молодых граждан, так и молодежных общественных организаций. Негативные влияния в молодежной среде: - искажение реальных фактов истории Отечества; - деятельность оккультных религиозных сект; - насаждение культа насилия, вседозволенности; - нагнетание социальных межнациональных противоречий; - навязывание стандартов субкультуры; - равнодушное отношение к вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, табакокурение, игромания); - навязывание свободных и нетрадиционных сексуальных отношений; - внедрение стереотипов асоциального поведения (бродяжничество, проституция); - вовлечение молодежи в политический экстремизм; - проявление национальной нетерпимости. Меры защиты от негативных проявлений: - привитие уважения, гордости к истории своей страны и города; - просвещение молодежи, ее гражданское становление и нравственное воспитание; - пропаганда здорового образа жизни; - приобщение к лучшим традициям отечественной культуры; - развитие толерантности не только к другим национальностям, религиям, конфессиям, но и к своим сверстникам; - включение общественных институтов, влияющих на сознание молодых граждан, для активного позитивного влияния в области общественного поведения; - осуществление анализа СМИ и информационных материалов в городе Москве на предмет выявления асоциальных материалов с привлечением информационных технологий; - создание новых учреждений, занимающихся проблемами общественного мнения; - развитие психологических служб; - снижение напряженности в среде болельщиков. 3. Развитие инициативы и общественной активности молодежи Молодежный общественный сектор Москвы сегодня - это динамично развивающаяся система. В Москве сложилась система общественного взаимодействия, социального партнерства - это и объединение усилий государства и общества в решении проблем людей, и разделение ответственности, и совместное принятие решений, и совместная реализация этих решений на практике. Выстраивается система взаимополезного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями, как равноправными партнерами, которые на общественных началах помогают решать те или иные проблемы города. Для дальнейшей эффективной реализации молодежной политики необходимо направить усилия государства и общества на: - развитие детского, молодежного, студенческого и волонтерского общественного движения; - поддержку организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью; - обеспечение участия общественных и иных некоммерческих организаций в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде; - организацию досуга молодых москвичей; - популяризацию здорового образа жизни, физкультуры и спорта; - развитие студенческого самоуправления; - расширение участия общественных и иных некоммерческих организаций в воспитании толерантного сознания жителей, в работе по профилактике экстремизма и ксенофобии, укреплению межэтнической стабильности и социальной безопасности москвичей; - привлечение общественных молодежных и студенческих организаций к решению проблем занятости; - содействие общественным молодежным организациям в сфере реализации молодежной политики на международном и межрегиональном уровнях. Это должно быть реализовано через эффективный открытый диалог между общественными организациями и структурами органов городской власти посредством системы межпрофильных и межотраслевых соглашений, договоров, постоянно действующих общественных и государственно-общественных советов, городских и окружных собраний общественного актива, рабочих и экспертных групп, форумов, совещаний, "круглых" столов, встреч руководителей департаментов, комитетов города Москвы с представителями общественных молодежных организаций, конкурсов социально значимых и грантовых программ. В данном взаимодействии необходимо активно использовать средства открытых коммуникаций - радио, ТВ, печатные СМИ, вести диалог посредством понятных и близких нынешнему поколению молодежи инструментов - интернет-сайтов, интернет-форумов, блогов. Формы и методы реализации: - стимулирование активности молодежных организаций по включению в городские программы; - создание банка идей молодежных организаций для последующей реализации; - формирование молодежного лидерского потенциала в городе совместно с молодежными организациями; - предоставление имеющейся городской материально - технической базы для поддержки проектов молодежных организаций; - поддержка конкретных молодежных проектов всеми органами исполнительной власти города Москвы. Система возможных целевых индикаторов программы Для оценки эффективности реализации программы будет создана система измерителей, в состав которой войдут статистические показатели, система прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических замеров. В результате будет создана независимая от органов управления система измерения эффективности реализации молодежной политики. Целевые индикаторы и показатели для оценки хода реализации целей программы будут разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с российской статистикой (рождаемость в молодых семьях; состояние здоровья; молодежная смертность; количество общественно значимых программ, реализуемых молодежью; обеспечение жильем молодых семей; доступность для молодежи услуг в сфере культуры, досуга и отдыха, туризма, физкультуры и спорта). Поскольку программа носит комплексный характер, ориентируется, в основном, на социально-экономическое развитие города, то создание системы измерителей, несомненно, должно коррелироваться и с общими показателями развития города. Проблемой в данном случае может быть вычленение эффекта реализации программы от эффектов, полученных при реализации других социальных программ. Возможные целевые индикаторы программы - Рождаемость в молодых семьях (состоящих в официальном браке); - Количество молодых семей с одним, двумя или тремя детьми - получатели пособий; - Количество заключенных браков (оба супруга до 30 лет); - Снижение числа разводов в молодых семьях; - Число рождений у несовершеннолетних матерей; - Молодежная и детская смертность; - Диспансеризация, вакцинация молодых граждан; - Число подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Количество молодежных организаций асоциальной направленности; - Количество трудоустроенных молодых граждан в рамках городских целевых программ; - Количество студентов, участвующих в самоуправлении; - Количество молодежных малых предприятий; - Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия; - Количество молодых граждан, участвующих в программах города по молодежному и студенческому туризму. Система измерителей даст возможность не только судить о ситуации в молодежной среде, но и давать прогноз ее развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Окончательный выбор конкретных индикаторов должен быть определен при разработке программы "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) и определении объема финансовых средств на ее реализацию. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|