Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 25.08.1998 № 646М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 26.12.2012 г. N 839-ПП Об утверждении программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы Рассмотрев подготовленный Московским комитетом образования и Комитетом общественных и межрегиональных связей во исполнение пункта 2 постановления Правительства Москвы от 12 мая 1998 г. N 382 "О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействии с национальными объединениями в Москве" проект программы этнокультурного (национального) образования на 1998-2000 гг., в которой обозначены цели развития этнокультурного образования, межнационального взаимодействия и интернационального, поликультурного воспитания и просвещения широкой общественности, предусмотрена оптимальная структура и механизмы реализации этих целей, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Программу этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы (приложение). 2. Принять к сведению, что финансирование программы будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 мая 1998 года N 382 п. 14. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 августа 1998 г. N 646 ПРОГРАММА развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы Раздел 1 1.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ Возврат к национальным формам образования как культурно-исторической традиции многонационального города Москвы потребовал от Комитета образования проведения тщательного анализа социокультурной ситуации, проработки концептуальных основ, привлечения крупного научно-методического потенциала. В соответствии с программой "Столичное образование - 1", утвержденной Правительством Москвы в 1994 году, Комитетом образования были разработаны концепции и программы развития национального образования на 1995-1998 гг. В системе столичного образования была выстроена образовательная подсистема, которая начала удовлетворять насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей столицы. В основе концепции заложено представление о том, что содержание образования учебного заведения такого вида включает в себя три взаимосвязанных компонента: - компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции; - компонент, создающий условия для включения личности в общероссийский, общемосковский контекст образования; - компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые (евразийские) цивилизации. Комитет образования, организуя работу данного направления, определяя социокультурную среду и выполняя запросы населения в этнокультурном образовании, активно сотрудничает с национально-культурными автономиями, обществами и ассоциациями, посольствами и постпредствами, фондами, а также Министерством региональной и национальной политики РФ, Комитетом по делам национальностей Государственной Думы, Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы. Этнокультурное (национальное) образование в Москве получило свое воплощение в разных формах и видах. Это дошкольные учреждения, учебно-воспитательные комплексы (УВК), общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования, лицеи, колледжи, культурно-образовательные центры (КОЦ), факультативы. Начиная с 1980 г. прослеживается следующая динамика процесса формирования в Москве учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования: 1980198819901992199419961997 Дошкольные образовательные - 2 2 4 6 5 4 учреждения Учебно - воспитательные - - - 1 5 6 7 комплексы (УВК) Общеобразовательные школы - - - 3 7 8 15 Культурно - образовательные - - - - - 9 10 центры Факультативное обучение 1 2 2 2 2 3 2 Лицеи, колледжи - - - - - 4 4 Негосударственные учреждения - - - - - 5 5 Итого 1 4 4 10 20 40 47 Постановлением Правительства Москвы (N 377 от 20.05.97 и N 653 от 19.08.97) учреждения этнокультурного (национального) образования получили самостоятельный статус, утверждены Положения о них. Тем самым в Москве создается нормативно-правовая база, позволяющая перейти к новому этапу в развитии этнокультурного образования в городе, определяющими стратегическими задачами которого являются: дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы, научно-методическое, кадровое и финансовое обеспечение. С целью научно-методической поддержки учреждений этнокультурного (национального) образования Комитетом образования созданы научные подразделения: в Московском институте развития образовательных систем - лаборатория этнокультурных проблем образования, в Московском институте повышения квалификации руководящих кадров - Центр межнационального образования и поддержки международных программ. Этими научно-методическими подразделениями совместно с образовательными учреждениями этнокультурной специализации ведется разработка индивидуальных учебных планов и программ, учебных и методических пособий для учащихся и учителей. Одним из основных направлений деятельности учреждений национального образования является привитие детям любви к истории, культуре и традициям своего народа. Ряд школ с этнокультурным содержанием образования (татарская, русская, еврейская, корейская) наряду с обучением детей ведут углубленную просветительскую работу среди родителей и взрослого населения, приобщая старшее поколение жителей Москвы к своей культуре, национальным традициям, празднествам, обрядности, языку и истории народов, населяющих мегаполис, формируя вокруг своих учреждений поликультурную образовательную среду и толерантные отношения между представителями различных этносов. Стимулирующее влияние на развитие этнокультурного образования в системе оказывают постоянно расширяющиеся межрегиональные связи Москвы с российскими субъектами Федерации, ближним и дальним зарубежьем. Только в 1997 г. московское образование передало в другие регионы России учебников и учебно-методической литературы на сумму около 9 млрд. рублей. В свою очередь территории обеспечивают московские школы своей национальной литературой, символикой, образцами изделий народных ремесел и промыслов. В настоящее время можно выделить последовательность действий (алгоритм), которые были осуществлены органами управления образованием Москвы по созданию системы этнокультурного (национального) образования: - анализ потребностей учащихся, родителей, национально-культурных объединений, ассоциаций и автономий на социообразовательные услуги; - предоставление возможностей для реализации социокультурных потребностей; - определение целей и задач организуемых учебных учреждений; - определение учебных предметов этнокультурного цикла в общей системе базового компонента с учетом интегрированных курсов; - определение перечня учебных предметов этнокультурной направленности и программ их обеспечивающих за счет школьного компонента; - подключение учреждений дополнительного образования и разработка мероприятий, направленных на развитие этнокультурного образования в городе; - формирование поликультурной образовательной среды. На новом этапе развития подсистемы этнокультурного (национального) образования в столице Московский комитет образования определяет для себя следующую целевую установку: максимальное удовлетворение формирующихся и развивающихся культурно-образовательных запросов населения столицы средствами дальнейшего совершенствования подсистемы этнокультурного образования по ключевым направлениям ее развития. Разделы настоящей программы (кроме концептуальных положений) отражают ключевые направления и основные задачи развития этнокультурного образования на предстоящий период. 1.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности столицы является система образования. Большинство народов планеты, согласно данным ЮНЕСКО, билингвально или полилингвально, в особенности население больших городов. При этом практически для всех мегаполисов характерно наличие противоречия, встающего перед представителями населяющих их этносов: с одной стороны, это стремление сохранить свой язык, культурное наследие и самобытность, а с другой стороны, стремление сохранить и обеспечить свою включенность в общегосударственный и мировой социокультурный контекст. Выходом из этого противоречия в специфических условиях многонациональной и поликонфессиональной Москвы является создание в системе столичного образования подсистемы, которая с максимально возможной полнотой в реальном масштабе времени удовлетворяла бы самые насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей столицы. Такой подсистемой в столичном образовании являются учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования. Основным направлением деятельности за прошедшие пять лет явилось создание относительно небольшого круга учебных заведений с этнокультурным компонентом. Практика показала, однако, недостаточность такого подхода. Во-первых, в относительно небольшом числе школ, специализирующихся на этнокультурном подходе, этот процесс не может реализоваться только в узких рамках "школьного компонента". Этнокультурный компонент должен охватывать более широкий круг предметов, как бы проникая в ткань образовательного процесса. Такой подход вытекает не только из положений современной педагогической науки, но и из опыта развития национальных школ как в нашей стране, так и за рубежом, а также из практических задач, встающих перед школами столицы в связи с притоком инонационального населения. Во-вторых, этнокультурный компонент в образовательных программах не может сводиться лишь к изучению культуры собственного народа, а должен ориентироваться на межкультурное обучение, то есть на ознакомление с культурами различных народов, с представителями которых школьнику предстоит общаться, преимущественно с народами России. Особо следует отметить, что в связи с продолжающимися изменениями этнодемографической ситуации в столице национальный аспект образования касается не только учреждений национального образования. Практически все школы являются многонациональными по составу учащихся. И в дальнейшем, по прогнозам ученых, этот процесс будет продолжаться, что потребует соответствующего отражения в содержании учебно-воспитательного процесса во всех учреждениях образования, принятия новых управленческих решений. Предлагаемая программа рассчитана прежде всего на расширение информационной базы удовлетворения этнокультурных запросов населения Москвы. Предполагается не только вести постоянный мониторинг этих запросов, но и расширить нормативно-правовую базу, лицензирование и аккредитацию, экспертизу авторских программ, содержащих этнокультурный компонент, расширить практику популяризации наиболее удачного опыта разработки национально-культурного компонента. Важное место занимает информирование широкой общественности о задачах и специфике национального образования в городе. Нельзя оставить без внимания тот факт, что учащиеся русской национальности в Москве, подобно учащимся других национальностей, нуждаются в адекватных способах самоидентификации, и в воспитании и реализации конструктивного межнационального взаимодействия, и в формировании навыков межэтнической толерантности, и в расширении этнокультурного кругозора. Предполагается более подробная проработка содержания работы русской школы как национальной - ее задач, соотношения с другими школами. Намечается продолжить изучение и применение зарубежного опыта развития межкультурного образования, включения этих учреждений в международные проекты. В качестве центральной практической задачи выделяется оптимизация межнациональных отношений в Москве через формирование у школьников культуры межэтнического взаимодействия как через посредство учебных предметов гуманитарного профиля, так и путем введения в школьную практику специальной учебной дисциплины - народоведение (этнология, этнография). Одной из основных задач является совершенствование системы повышения квалификации работников образования. Проведение этой работы предполагается не только через систему курсовой подготовки, но и через организацию семинаров, "круглых столов", тематических встреч с участием ведущих ученых, специалистов, деятелей культуры, представителей национальной общественности Москвы. Расширение кругозора в области национальной проблематики, истории и культуры многонациональной Москвы будет служить надежной основой предотвращения межнациональных конфликтов средствами образования, сохранения в столице атмосферы межнационального согласия и гражданского мира. * * * Условные сокращения: МКО - Московский комитет образования МИРОС - Московский институт развития образовательных систем МИПКРО - Московский институт повышения квалификации работников образования МГПУ - Московский городской педагогический университет РАО - Российская академия образования. ПИ РАО - Психологический институт РАО МГППИ - Московский городской психолого-педагогический институт Раздел 2 УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 2.1. Провести комплексный мониторинг 1998- МКО, МИРОС, МГПУ, МКО, окружные Научное проблем этнокультурного 1999 МИПКРО, МГППИ, управления прогнозирование образования, включающий опрос Комитет образования, потребностей в руководителей, учителей, учеников и общественных и Комитет этнокультурном родителей, а также общественности межрегиональных общественных и образовании города связей межрегиональных связей 2.2. Во взаимодействии с 1998- МКО, окружные Организация новых национально-культурными 2000 управления учреждений с автономиями, общественными образования этнокультурным объединениями, посольствами и содержанием постпредствами согласно планам образования окружных управлений образования открыть следующие образовательные учреждения: Поликультурный центр образования 1999 МКО, Северное Северное окружное окружное управление управление образования образования Культурно-образовательный центр 1998 МКО, Северное Северное с изучением русской отечественной окружное окружное культуры на базе школы N 208; управление управление образования образования Учебно-воспитательный комплекс МКО, Юго- Юго- N 1873 с этнокультурным русским Восточное Восточное компонентом образования окружное окружное управление управление образования образования Культурно-образовательный 1998 МКО, Восточное Восточное татарский центр на базе окружное окружное школы N 1167 управление управление образования образования Культурно-образовательный 1999 МКО, Южное Южное таджикский центр; окружное окружное управление управление образования образования Детский сад с этнокультурным 1998 МКО, Южное Южное русским компонентом образования окружное окружное управление управление образования образования Общеобразовательная школа с 1999 МКО, Северо- Северо- этнокультурным татарским Восточное Восточное компонентом управление управление образования образования Детский сад с этнокультурным 1999 МКО, Северо- Северо- башкирским компонентом Восточное Восточное образования окружное окружное управление управление образования образования 2.3. Совместно с руководителями 1999 МКО, окружные МКО, окружные Выработка учреждений, представителями управления управления оптимальной национально-культурных автономий образования, образования стратегии и тактики разработать типологию учебных МИПКРО, МИРОС, в отношении заведений с этнокультурным МГППИ национального содержанием образования образования с учетом интересов детей, родителей, общества, государства 2.4. Оказать помощь в работе по 1998- МКО, окружные Окружные Создание подготовке к аккредитации и 2000 управления управления оптимальных лицензированию образовательных образования образования экономических учреждений с этнокультурным условий для содержанием образования функционирования учреждений этнокультурного образования 2.5. Разработать рекомендации по 1999- МКО, МИПКРО, МКО Содействие прогнозированию и разрешению 2000 Центральное гармонизации этнических противоречий в системе отделение РАО, межнациональных образования ПИ РАО, МГПУ отношений в учреждениях образования Раздел 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛАХ МОСКВЫ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 3.1. Внести коррективы в концепцию 1998 МКО, МИРОС, МКО, Комитет Дальнейшая этнокультурного (национального) Комитет общественных и разработка научных образования с учетом имеющегося общественных и межрегиональных подходов к развитию опыта межрегиональных связей системы связей национального образования 3.2. Провести учебно-методический 1999- МКО, МИПКРО и МКО Приобретение опыта эксперимент по преподаванию 2000 кафедра этнологии преподавания; курсов "Народоведение" и "Москва исторического создание программ и многонациональная" (в рамках факультета МГУ, проектов, учебников школьного регионального МИРОС, МГПУ для учащихся и компонента) учебных пособий для учителей средних учебных заведений 3.3. Подготовить и выпустить для 1998- МКО, МИРОС, МКО, Создание базы широкого использования в 2000 МИПКРО и АО "Московские учебных и педагогической практике кафедра учебники и методических учреждений образования города этнологии МГУ картолитография" пособий, внедрение серию материалов хрестоматийного этнокультурных характера по культуре этносов и дисциплин в историко-культурным памятникам практику школ Москвы 3.4. Продолжить работу семинаров по 1998- МКО, Комитет МКО, Комитет Повышение уровня проблемам многонационального 2000 общественных и общественных и знаний учащихся и наследия на базе межрегиональных межрегиональных учителей в области историко-культурных ансамблей связей, МИРОС, связей, этнокультуры и Москвы и Подмосковья МИПКРО, МГПУ, привлеченные этнографии МГППИ средства 3.5. Создать временные 1998- МКО, МИРОС, МКО, Комитет Экспертиза научно - методические коллективы по 2000 МИПКРО, МГПУ, общественных и авторских программ экспертизе учебных материалов, МГППИ межрегиональных и учебных пособий, авторских программ и учебных связей, их популяризация пособий по этнокультурной привлеченные тематике средства 3.6. Обеспечить ежемесячное издание 1998- МКО, Комитет Совместное Распространение аналитического и просветительского 2000 общественных и целевое знаний и информации журнала по национальной межрегиональных финансирование среди руководителей проблематике "Этносфера" связей, Комитет по МКО и Комитета учреждений и телекоммуникациям общественных и органов и СМИ, МИПКРО межрегиональных образования, (Центр связей учителей, широкой "Этносфера") общественности по вопросам национальных отношений и развития этнокультурного образования 3.7. Организовать систему совместных 1998- МКО, Комитет МКО, Комитет Взаимообогащение национальных образовательных 2000 общественных и общественных и народов России в проектов учреждений образования межрегиональных межрегиональных области образования Москвы, регионов РФ и стран связей, МИПКРО, связей, ближнего и дальнего зарубежья окружные привлеченные управления средства образования, при содействии Министерства региональной и национальной политики РФ 3.8. Совершенствовать вариативные 1998- МКО, МИРОС, МИПКРОМКО Сборники материалов учебные планы и программы по 2000 МГППИ для использования в этнической культуре для образовательных учреждений с этнокультурным учреждениях содержанием образования 3.9. Осуществить тестирование уровня 1998- МИПКРО МКО Выявление уровня освоения русского языка как 1999 владения русским средства обучения и языком учащимися в межнационального общения в школах учреждениях с этнокультурного образования этнокультурным г. Москвы (национальным) компонентом образования 3.10.Разработать вариативные программы 1998- МИПКРО МКО Удовлетворение по изучению русского языка в 2000 потребностей учреждениях этнокультурного учреждений образования (для детей, национального слабовладеющих русским языком) образования в методическом обеспечении 3.11.Вести работу по включению 1998- МКО, МИРОС, Привлеченные Обогащение опытом учреждений этнокультурного 2000 МИПКРО, МГПУ, средства, работы по развитию образования в международные МГППИ, окружные национального проекты и межкультурное окружные управления образования образование по линии ЮНЕСКО управления образования и Совета Европы образования 3.12.Изучить возможности подключения 1999- МКО, МИПКРО Привлеченные Организация информационной базы МКО по 2000 средства постоянной этнокультурному образованию к оперативной связи с системе ИНТЕРНЕТ действующими международными проектами, инициирование новых международных проектов 3.13.Подготовить и провести в Москве 2000 МКО, Комитет МКО, Комитет Взаимообогащение международную конференцию общественных и общественных и опытом работы по "Совершенствование межнациональных межрегиональных межрегиональных развитию отношений в Москве" связей, МГПУ, связей, этнокультурного при содействии привлеченные образования Министерства средства региональной и национальной политики РФ, Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ, российских представительств, ЮНЕСКО и Совета Европы 3.14.Создать на базе городского Дома 1998- МКО, Комитет Привлеченные Укрепление и учителя интернациональный клуб 1999 общественных и средства развитие "Мы - москвичи" межрегиональных неформальных связей связей между детьми, учителями, родительской общественностью многонациональной Москвы 3.15.Создать этнографический 1999 МКО, МИПКРО МКО Расширение музей - кабинет кругозора работников системы образования в области этнологии и этнопедагогики 3.16.Оказывать консультативную помощь 1998- МКО Совершенствование руководителям учреждений 2000 преподавания этнокультурного образования в этноконфессиональ- выборе предметов религиоведческого ных, цикла в строгом соответствии с религиоведческих и законом "Об образовании" и других законодательными актами по мировоззренческих вопросам свободы вероисповедания учебных курсов 3.17.Организовать курсовую подготовку 1998- МКО, Комитет Привлеченные Сохранение и по изучению национальных языков 2000 общественных и средства, развитие для взрослого населения межрегиональных дополнительные национального языка связей, платные услуги и культуры в Московский дом условиях столичного национальностей мегаполиса Раздел 4 РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 4.1. Совершенствовать механизмы 1998- МКО, окружные Улучшение использования учреждениями с 2000 управления экономического этнокультурным компонентом образования состояния образования привлеченных учреждений финансовых средств образования 4.2. Укреплять материально-техническую 1998- МКО, окружные Окружные Обеспечение условий базу работающих и вновь 2000 управления управления работы учреждений открывающихся учебных заведений образования образования, образования с этнокультурным содержанием привлеченные образования (лабораторное средства оборудование, мебель, технические средства обучения и т.д.) 4.3 Ввести в действие пристройку 1999 МКО, Центральное Городские Обеспечение условий общеобразовательной школы N 1247 с окружное источники работы учреждений этнокультурным литовским управление образования компонентом содержания образования образования Закончить ремонтные работы 1998 МКО, Юго- Юго-Восточное общеобразовательной школы N 1186 с Восточное окружное этнокультурным татарским окружное управление компонентом образования управление образования образования Предусмотреть: 1999- МКО, Юго- Городские строительство блока начальных 2000 Западное источники классов для общеобразовательной окружное школы N 1086 с этнокультурным управление корейским компонентом образования образование Пристройки столовой школы N 184 с 1999- МКО, Северное Городские этнокультурным грузинским 2000 окружное источники компонентом образования управление образования Произвести капитальный ремонт 1999- МКО, Центральные Городские второго здания учебно- 2000 окружное источники воспитательного комплекса N 1680 с управление грузинским компонентом образования образования по адресу: Краснопролетарская, 6 Выделить отдельное помещение под 1998 МКО, Восточное Восточное функционирующий культурно- окружное окружное образовательный Центр управление управление "Преображенское" образования образования Раздел 5 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 5.1. Организовать целевые и 1998- МИПКРО МКО Создание единой тематические курсы для 2000 системы руководителей и преподавателей непрерывного (воспитателей) учреждений совершенствования этнокультурного образования по педагогического основам этнопедагогики, мастерства и этнопсихологии, народоведения, переподготовки истории мировых религий, кадров языкознания, культурологии 5.2. Разработать и реализовать на базе 1999- МКО, МИПКРО, МКО Обеспечение ВНМК "Этнос-1" комплексную систему 2000 ВНМК "Этнос-1" высокого уровня повышения этнологической педагогической квалификации руководителей и деятельности преподавателей гуманитарных сотрудников дисциплин учреждений этно- образовательных культурного образования, средней учреждений Москвы с общеобразовательной школы в многонацио- Москве в форме курсовой нальным подготовки, круглых столов, контингентом семинаров и конференций учащихся и родителей 5.3. Разработать программу 1998- МИПКРО, кафедра МКО, МИПКРО Создание в переподготовки педагогических 2000 этнологии образовательной кадров для обеспечения учебного исторического системе Москвы процесса в московских школах по факультета МГУ атмосферы предмету "Народоведение" межнационального доверия и гражданского мира средствами образования 5.4. Организовать курсовую подготовку 1999- МКО, Центр МКО, МИПКРО Повышение работников образования города на 2000 "Преображенское", квалификации базе Центра "Преображенское" по МИПКРО педагогов по повышению квалификации декоративно- преподавателей прикладному декоративно-прикладного искусству искусства и народных ремесел 5.5. Разработать и издать комплект 1999- МИРОС, МГПУ, МКО, АО Учебно- учебно-методической литературы 2000 МИПКРО "Московские методическое для руководителей образовательных учебники и обеспечение учреждений с этнокультурным картолитография" руководителей компонентом образования учреждений образования 5.6. Открыть лабораторию по развитию 1998 МКО, Юго-Западное Научно- этнокультурного (национального) Юго-Западный окружное методическое образования Юго-Западного округа учебный округ управление обеспечение образования учреждений национального образования округа Раздел 6 РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 6.1. Обобщить опыт работы администрации 1998 МКО, МИПКРО, МИРОС Выработка школ Москвы для выявления типичных рекомендаций по затруднений, возникающих при оптимальному создании и функционировании управлению учебных заведений с этнокультурным национальным содержанием образования образованием 6.2. Создать систему информационного 1999- МКО, МИПКРО, МИРОСМКО Обмен опытом обеспечения деятельности 2000 педагогического руководителей школ с процесса, выработка этнокультурным компонентом, рекомендаций по кураторов окружных управлений, оптимальной его специалистов окружных методических организации центров 6.3. Определить базовые 1998- МКО, окружные МКО Расширение обучения профессиональные учебные заведения 1999 управления учащихся народным по организации обучения образования промыслам традиционным национальным промыслам, ремеслам, декоративно-прикладному искусству 6.4. Создать банк данных учреждений с 1998 МКО, МИРОС МКО Развитие и этнокультурным компонентом координация образования деятельности учреждений этнокультурного образования 6.5. Создание временных 1999- МКО, МИПКРО, МИРОСМКО Повышение уровня научно-методических коллективов 2000 научного и (ВНМК) с участием ведущих ученых и организационно- специалистов по разработке методического организационно-управленческих обеспечения вопросов этнокультурного этнокультурного образования образования в Москве Раздел 7 ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 7.1. Проводить пресс-конференции по 1998- МКО, Комитет Информирование вопросам развития системы 2000 общественных и общественности о этнокультурного (национального) межрегиональных развитии системы образования в Москве связей национального образования в Москве 7.2. Оказать содействие Комитету по 1998- МКО, Комитет Подготовка телекоммуникациям и СМИ в 2000 общественных и подрастающего организации на каналах межрегиональных поколения к жизни в телерадиовещания образовательных связей условиях программ, направленных на многонационального воспитание подрастающего поколения города в духе мира и этнической толерантности 7.3. Принимать участие в работе 1998- МКО, Комитет Совместная Московского межнационального 2000 общественных и деятельность с совещания по проблемам развития межрегиональных национально- национального образования и связей культурными воспитания культуры автономиями и межнациональных отношений объединениями Москвы 7.4. Систематически проводить смотры, 1998- МКО, Комитет МКО, Комитет Воспитание фестивали, выставки 2000 общественных и общественных и дружественных изобразительного и межрегиональных межрегиональных отношений между декоративно-прикладного искусства связей связей, окружные школьниками воспитанников и учащихся управления различных учреждений этнокультурного образования, национальностей, образования привлеченные развитие творческих средства способностей учащихся учреждений этнокультурного образования Раздел 8 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ Мероприятия Сроки Организаторы работ Источники Ожидаемые реали- финансирования результаты зации 1 2 3 4 5 6 8.1.Принять участие в разработке 1998 МКО, Комитет Правительство Разработка проекта Закона Москвы об основах общественных и Москвы, Комитет законодательной и национальных отношений (название межрегиональных общественных и нормативной базы условное) и в общественных связей межрегиональных национальных слушаниях по отработке связей отношений в Москве законопроекта с учетом специфики столичного мегаполиса 8.2. Разработка нормативно-правовой 1998- МКО, МИПКРО, МКО Совершенствование документации развития 2000 МИРОС, МГПУ правовых норм этнокультурного образования деятельности учреждений этнокультурного образования 8.3. Организация правового просвещения 1998- МКО, Комитет МКО, Комитет Повышение правовой в области национальной 2000 общественных и общественных и квалификации проблематики в рамках системы межрегиональных межрегиональных работников повышения квалификации связей, МИПКРО, связей образования в МГПУ, МИРОС области национальных отношений, создание правовой основы воспитания культуры межнационального общения в Москве 8.4. Организация "круглых столов", 1998- МКО, Комитет МИПКРО, Комитет То же семинаров, посвященных правовым 2000 общественных и общественных и аспектам национальных отношений, межрегиональных межрегиональных этнокультурного воспитания и связей, МИПКРО, связей образования МГПУ Программа подготовлена отделом международных, межрегиональных связей и национального образования Московского комитета образования при участии сотрудников отдела межнациональных отношений Комитета общественных и межрегиональных связей, МИПКРО, МИРОС, руководителей учреждений образования, представителей общественности. Координатор Программы Кузнецов Г.Д., заместитель председателя Московского комитета образования. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ (ТЫС. РУБ.) Мероприятия по разделам 1999 2000 Программы Раздел 1 Научно-методическая работа 40, в т.ч. Комитет общественных и межрегиональ- ных связей - 15, МКО - 25 Открытие новых этнокультурных 800 учреждений Аккредитация и лицензирование 6 6 учреждений с этнокультурным содержанием образования Раздел 2 Учебно - экспериментальная работа 140 140 Приобретение учебно - методической 10 10 литературы Проведение семинаров, 500, в т.ч. международной конференции Комитет общественных и межрегиональ- ных связей - 250, МКО - 250 Создание временных научно- 130 130 методических коллективов Выпуск журнала "Этносфера" 1,920, в т.ч. 1,920, в т.ч. (ежемесячно) Комитет Комитет общественных иобщественных и межрегиональ- межрегиональ- ных связей - ных связей - 960, МКО - 960960, МКО - 960 Создание вариативных программ 100 100 и учебных планов Проведение тестирования 120 Раздел 3 Укрепление материально- 3000 3000 технической базы Ввод новостроек, капитальный 26000 15000 ремонт Раздел 4 Организация тематических курсов 150 150 переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Раздел 5 Проведение экспериментальной 100 100 работы Раздел 6 Организация и проведение смотров, фестивалей, выставок 150 150 32666, в т.ч. 21206, в т.ч. МКО - МКО - Итого: 31706 20246 В том числе ввод новостроек и 26000 15000 капитальный ремонт Авторский коллектив Программы Кузнецов Г.Д. - заместитель председателя Комитета образования - координатор Программы Новичков В.В. - заместитель директора МИРОС по научной работе, кандидат педагогических наук Ушакова В.Г. - начальник отдела международных, межрегиональных связей и национального образования Комитета образования Горячев Ю.А. - научный руководитель Центра межнационального образования и международных проектов МИПКРО, кандидат исторических наук Савченко Т.В. - заместитель руководителя Центра межнационального образования и международных проектов МИПКРО, кандидат филологических наук Коман Э.И. - заместитель начальника отдела межнациональных отношений Комитета общественных и межрегиональных связей Жулева А.С. - заведующая лабораторией этнокультурных проблем образования МИРОС, кандидат педагогических наук Авторский коллектив благодарит за участие в работе над Программой Басову И.Г., Аракелян О.В., Погодину Л.Н., Русакомского И.К., Валаткайте С., Перекрест - Кереселидзе А.К., Скляного В.И., Липман Т.И., Эм Н.Н., Никоненко Е.В. Программа обсуждена и получила одобрение на общественном координационном совете по проблемам развития этнокультурного (национального) образования. Приложение 1 к Программе (схема 1) 1. РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОСКВЫ Социальный заказ Результативность обучения как Диагностика возможностей учащихся на услуги в национальном общего, так и национального (языковой уровень, нравственное, образовании образования физическое воспитание) Анализ и постановка проблем Определение направлений, постановка целей и задач Индивидуальный Базовый компонент Вариативный Дополнительное Учебно - методическая учебный план (инвариантная <>этнокультурный <>этнокультурное база этнокультурного учреждения часть) (национальный) образование (национального) компонент компонента Формы и методы этнокультурного (национального) образования, режим, структура учреждения Приложение 2 к Программе (схема 2) 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ Московский комитет образования МИПКРО Отдел международных, МИРОС Центр межнационального <межрегиональных связей и >Лаборатория проблем образования "Этносфера" национального образования этнокультурного образования Экспертный совет по экспертизе программ и Координационный совет по учебников Окружные управления образования проблемам развития этнокультурного образования в Москве Учреждения с этнокультурным Московский городской (национальным) компонентом Московский психолого - педагогический образования окружного педагогический институт университет подчинения Общественные связи Учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом Московский комитет образования образования городского подчинения Национально - культурные <Отдел международных, межрегиональных>Посольства, постпредства автономии, общества ассоциации связей и национального образования Комитет общественных и НИИ и вузы Москвы межрегиональных связей Регионы Приложение 3 к Программе (схема 3) 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОМ КОМИТЕТЕ ОБРАЗОВАНИЯ Председатель Комитета образования Городская служба Отдел международных, Центр инноваций в педагогике лицензирования и <> межрегиональных связей и <> аттестации национального образования Отдел общего среднего образования Управление Управление Отдел Отдел Отдел Отдел экономической профессионального инновационной Юридический взаимодействия внешкольного дошкольного финансовой образования деятельности и отдел с высшей дополнительного образования деятельности негосударственных школой образования образовательных учреждений Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|