Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 13.06.2000 № 449М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 26.12.2012 г. N 839-ПП Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой Состояние оборудования в образовательных учреждениях города в целом за последнее десятилетие существенно ухудшилось. Во многих образовательных учреждениях не хватает лабораторного и демонстрационного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, спортивного инвентаря и снарядов, крайне бедна развивающая и игровая среда для начальной школы, отсутствуют химические реактивы и другие расходные материалы. В связи с этим не выполняются минимальные требования по преподаванию многих предметов. Особо следует отметить низкий уровень оснащенности образовательных учреждений средствами информационных технологий, необходимых для преподавания различных предметов на современном уровне. Техника, установленная в 1986-1992 годах, в большинстве своем не пригодна к эксплуатации и не соответствует гигиеническим требованиям. На сегодня в 75% образовательных учреждений необходимо заменить имеющиеся компьютеры. Неблагополучно обстоит дело с оснащением учреждений профессионального, дошкольного и дополнительного образования учебным оборудованием. По основным видам оборудования уровень обеспеченности учреждений московского образования не превосходит 20%. Отсутствие учебного оборудования приводит к существенному снижению качества преподавания, невозможности достижения важнейших образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья, углублению социального неравенства в возможностях получения качественного образования. В целях обеспечения современного уровня оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием, наглядными пособиями, средствами информационных и коммуникационных технологий и дальнейшего развития системы образования города Правительство Москвы постановляет: Утвердить: 1.1. Программу оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением (приложение 1). 1.2. Программу оснащения образовательных учреждений Москвы учебным оборудованием (приложение 2). 2. Утвердить состав Координационного совета по реализации программ, утвержденных настоящим постановлением (далее - Совет) (приложение 3). 3. Координационному совету по реализации вышеуказанных программ до 01.07.2000 представить в Правительство Москвы на утверждение Положение о Совете. 4. Управлению бюджетного планирования городского заказа при распределении средств, выделяемых Комплексу социальной сферы, ежегодно начиная с 2001 года предусматривать расходы на оснащение общеобразовательных школ учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой в объемах, установленных программами. 5. Префектам административных округов по заявкам окружных управлений образования, согласованным с Московским комитетом образования и районными Управами, при формировании смет расходов по целевым бюджетным фондам развития территорий предусматривать средства на оснащение школ учебным оборудованием и компьютерной техникой. 6. Московскому комитету образования, префектам административных округов, Управлению бюджетного планирования городского заказа изыскивать внебюджетные источники финансирования на реализацию программ, в том числе в рамках инвестиционных проектов. 7. Руководителю Комплекса социальной сферы по результатам выполнения городского бюджета в 2000 году внести на рассмотрение Правительства Москвы предложения по использованию сверхплановых поступлений в бюджет города Москвы на оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием и компьютерной техникой. 8. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в г. Москве, совместно с Московским комитетом образования подготовить и представить до 01.11.2000 в Управление бюджетного планирования городского заказа предложения по проведению конкурса на размещение городского заказа на промышленных предприятиях по оснащению образовательного процесса средствами информационных технологий и учебным оборудованием, а также о мерах по выполнению этого заказа, в том числе льготах по налогам, коммунальным платежам, льготным кредитам в 2001 г. 9. Управлению бюджетного планирования городского заказа совместно с Московским комитетом образования, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом науки и промышленной политики и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" проводить конкурсы производителей и поставщиков продукции и услуг по программам. 10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства содействовать оснащению образовательных учреждений учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой в соответствии с образовательными проектами, предусмотренными Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства на 2000 г. и 2001-2003 гг. 11. Комитету труда и занятости: 11.1. Обеспечить поддержку создания рабочих мест на предприятиях по производству учебного оборудования, технических средств и компьютерной техники. 11.2. Обеспечить поддержку создания рабочих мест в образовательных учреждениях по производству, использованию и обслуживанию учебного оборудования, технических средств и компьютерной техники. 12. Комитету труда и занятости, Московскому комитету образования совместно с префектом Юго-Западного административного округа обеспечить использование производственных возможностей завода "Чайка" для ремонта оборудования учреждений образования с использованием труда учащихся и студентов. 13. ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заказу сформировать и представить по согласованию с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы на утверждение в установленном порядке до 01.10.2000 городскую программу разработки и адаптации специализированного программного обеспечения и образовательных информационных ресурсов для московского образования, а также проект предоставления всем образовательным учреждениям высокоскоростного доступа к сети Интернет, создания центрального вычислительного центра, городского сервера информационных ресурсов для методической работы, повышения квалификации московских учителей и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. 14. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы в 2000 году разработать порядок списания устаревшего и не подлежащего ремонту учебного оборудования, технических средств и компьютерной техники в системе образования. 15. Префекту Центрального административного округа совместно с министром Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политических связей Музыкантским А.И., Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Московским комитетом образования до 01.07.2000 проанализировать выполнение фирмой ООО "ИБМ Восточная Европа/Азия Лтд." условий договора аренды здания по улице Бахрушина, д. 18 для решения задачи оснащения компьютерной техникой школ города. 16. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с Московским комитетом образования по мере высвобождения вычислительной техники в городских организациях готовить проекты распоряжений Мэра Москвы о передаче данной техники в образовательные учреждения и обеспечении необходимого финансирования и оформления работ по инвентаризации, тестированию, ремонту, дооснащению и усовершенствованию передаваемой техники, комплектации ее программным обеспечением. 17. Согласиться с предложениями Министерства образования Российской Федерации о проработке основных направлений совместной работы Правительства Москвы и Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. с совместным финансированием из федерального бюджета и бюджета города Москвы. 18. Московскому комитету образования: 18.1. Постоянно вести паспортизацию и мониторинг состояния имеющегося и передаваемого оборудования для оснащения образовательных учреждений. 18.2. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области проработать вопрос использования потенциала вузов в решении задач информатизации образования. 18.3. Создать в 2000 году на ВВЦ постоянно действующую выставку "Москва-образованию регионов". 18.4. Создать до 01.01.2001 производственно-ремонтные участки в учреждениях профессионального образования для обслуживания и ремонта оборудования с привлечением труда учащихся и студентов. 18.5. Организовать текущее обслуживание и модификацию компьютеров всех образовательных учреждений через производственно-ремонтные участки в учреждениях профессионального образования. 18.6. При проведении реконструкции и капитального ремонта зданий образовательных учреждений предусматривать расходы на оснащение учебным оборудованием в рамках утвержденных программ. 18.7. Создать в 2000-2001 гг. межшкольные компьютерные инфоцентры, как ядро городской школьной компьютерной сети, на базе Северного, Юго-Западного, Юго-Восточного, Северо-Восточного, Зеленоградского и других административных округов с использованием межшкольных учебных комбинатов. 18.8. Запретить образовательным учреждениям приобретение, получение и эксплуатацию компьютерной техники, не имеющей гигиенического заключения учреждений Госсанэпиднадзора о соответствии санитарным правилам. 18.9. Ежегодно пересматривать и утверждать в установленном порядке технологические характеристики минимального уровня оснащенности образовательных учреждений. 18.10. Обеспечить соблюдение гигиенических требований при реализации программ в части разработки нормативной базы, аттестации образовательных учреждений, развития производственной базы, повышения квалификации преподавателей (гигиенического обучения). 18.11. Обеспечить постоянный производственный контроль за выполнением санитарных правил при эксплуатации оборудования, технических средств и компьютерной техники в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил". 19. Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве обеспечить надзор за выполнением санитарных правил при вводе в эксплуатацию и последующей эксплуатации оборудования, технических средств и компьютерной техники в образовательных учреждениях. 20. Московскому комитету образования доложить в декабре 2000 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления. 21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449 ПРОГРАММА ОСНАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ 2000 г. Оглавление 1. Паспорт программы 2. Характеристика проблемы 2.1 Введение 2.2 Обоснование проблемы 3. Основные задачи программы 4. Основные цели и принципы программы 4.1 Цели программы 4.2 Принципы программы 5. Механизмы реализации 5.1 Уровни оснащения учреждений 5.2 Учебно-методическое обеспечение 5.3 Программное обеспечение 5.4 Кадровое обеспечение 5.5 Организационное и техническое обеспечение 6. Этапы и сроки реализации программы 6.1 Обеспечение оснащения учреждений по уровням 6.2 Оснащение по необходимому количеству классов 6.3 Дооснащение высвобождающейся техникой 7. План мероприятий 7.1 Материально-техническое обеспечение 7.2 Методическое обеспечение 7.2.1 Программное обеспечение 7.2.2 Повышение квалификации 7.2.3 Обеспечение эксплуатации 8. Оценка эффективности программы и ожидаемый результат 9. Содержание работ по обеспечению уровней оснащенности 10. Финансовый расчет и обоснование оснащения 10.1 Потребность в финансовых ресурсах образовательных учреждений г. Москвы на оснащение компьютерными классами (тыс. руб.) 10.2 Смета расходов по программе оснащения компьютерной техникой 1. Паспорт программы Наименование программы Программа оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением. Основание разработки Поручение Премьера правительства Москвы от 29.09.1999г; Программа "Столичное образование-2". Государственный заказчик Правительство Москвы. Разработчик программы Комитет образования. Цель программы Обеспечить образовательные учреждения компьютерной техникой и телекоммуникационными средствами в объеме, необходимом для реализации образовательных задач. Задачи программы Вывод всех образовательных учреждений города к 2001 году на минимальный уровень оснащения, а к 2005 году на оптимальное оснащение по различным уровням. Вывод образовательных учреждений на уровень, соответствующий образовательным задачам каждого учреждения. Создание системы комплексного формирования информационнообразовательной среды. Обеспечение развития образовательной системы города в соответствии с технологическим прогрессом общества. Сроки реализации 2001 - 2005 гг. программы Исполнители основных Комитет образования; мероприятий Окружные управления образования; Префекты административных округов. Объемы и источники Финансовые затраты на реализацию финансирования программы в 2001-2005 году составят Программы 1803,0 млн.руб. Бюджетное финансирование Комитетов и Управлений. Внебюджетные источники финансирования Ожидаемые конечные Оснащение учреждений образования результаты программы необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникаций и обеспечение их эффективного использования. Контроль за исполнением Контроль за реализацией Программы Программы осуществляет Правительство Москвы. 2. Характеристика проблемы 2.1 Введение Городская программа "Столичное образование - 2" в качестве высших целей образования провозглашает: "Профессиональная компетентность, предприимчивость, многоискуссность, упорство в достижении цели, гражданская ответственность - качества личности, в которых нуждается современное российское общество", что определяет приоритетные направления развития московского образования. Условием решения новых образовательных и воспитательных задач, безусловно, является развитие образовательной инфраструктуры. Для реализации основных задач программы необходимо сосредоточение сил. На сегодня информационные технологии становятся средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Москва обязана занимать ведущее место в создании и развитии информационной инфраструктуры в образовании. 2.2 Обоснование проблемы Важнейшим механизмом решения задач столичного образования является региональный базисный учебный план, разработанный московским Комитетом образования с учетом федерального базисного учебного плана (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.98 N 322) и в соответствии с действующими СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", раздел 2.9. Наряду с другими предметами и образовательными областями, региональный компонент представлен информатикой и информационными технологиями, введенными в образовательную область "Технология". При этом обучающийся имеет право выбора предметов и видов деятельности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образовательной программы. Современная образовательная практика требует комплексного формирования информационной образовательной среды. Техническое оснащение рассматривается не просто как обеспечение компонента образовательной области информатики, а как способ решения всего комплекса образовательных задач обучения, воспитания, развития, задач управления образовательным процессом. Современная информационная инфраструктура школы (локальная сеть, доступ в Интернет), решая задачи учебного, воспитательного и административного процессов, должна являться прообразом той современной информационной среды, с которой выпускники сталкиваются уже сегодня. Школа должна иметь возможность обеспечивать и технологически поддерживать учащихся, находящихся на домашней форме обучения. По результатам анализа реальной ситуации на сентябрь 1999 года более 1000 учреждений нуждаются в установке или замене компьютерных классов. Существенно уменьшился срок жизни поколений техники, быстро обновляются типовые программные среды. В большинстве школ города невозможно вести преподавание типовой среды Windows 95, на которой работает подавляющее большинство пользователей персонального компьютера в России. В настоящее время ситуацию со средствами вычислительной техники в школах Москвы можно считать критической (см. информационноаналитические материалы). Техника, установленная в учреждениях образования в 1986-1992 годах, практически непригодна к эксплуатации. Существующие темпы оснащения школ не закрывают растущую потребность в оборудовании. 3. Основные задачи программы Программа рассчитана на выправление сложившейся ситуации к 2001 году и на решение задач максимального проникновения информационных технологий в педагогический процесс к 2005 году. Средства информационных технологий по общемировой тенденции занимают все более весомое место в преподавании всех предметов, и в целом, в жизни школы. Многие развитые страны (например, Великобритания, Дания) зафиксировали норматив оснащенности средствами вычислительной техники как 7-12 учащихся на 1 компьютер. В США уже несколько лет успешно реализуется федеральная программа по подключению всех школ к сети Интернет. В каждой столичной школе должен быть современный компьютерный класс, обеспечивающий работу по всем педагогическим системам. Полноценное использование компьютерного класса предполагает решение задач внеклассной, кружковой работы, дополнительного, в частности, дистантного образования, развития индивидуальных образовательных траекторий, проведение интегрированных курсов. При определении стратегии оснащения необходимо найти эффективный компромисс между равномерным и целевым распределением ресурсов, выделяемых на информатизацию. В соответствии с современными тенденциями развития образования при оценке оснащенности образовательных учреждений средствами информационных технологий необходимо говорить не о количестве в школе компьютеров неопределенного качества, а об уровне оснащенности учреждения. В области информационных технологий тот или иной уровень оснащенности означает не только количество компьютерных классов, но и оснащение других, не менее важных компонентов образовательной среды - предметных кабинетов, образовательных областей, воспитательного и административного компонента. В соответствии с этим подходом можно выделить: минимальный (1), оптимальный (2), перспективный (3) уровни информационно-образовательной оснащенности учреждения (см. информационно-аналитические материалы). На настоящий момент в более 70% учреждений Москвы техника либо совсем отсутствует, либо установлена отечественная или зарубежная техника, которая давно исчерпала свои ресурсы и не соответствует уровню, обеспечивающему образовательный процесс. Выход на минимальный уровень и выше требует не только оборудования или переоборудования дополнительного компьютерного класса, но и обеспечения школьной информационной среды во всех ее компонентах. Это требует оснащения рабочих мест учителя-предметника,администратора, библиотекаря; в перспективе - оборудования школьной медиатеки и актового зала, создания внутришкольной сети и подключения к скоростному Интернету (см. информационно-аналитические материалы). Разработка плана оснащения образовательных учреждений средствами информационных технологий требует тщательного анализа текущей ситуации. Приоритетные направления развития системы образования определяют оптимальную стратегию оснащения, которая в кратчайшие сроки с минимальными затратами позволит вывести учреждения образования на уровень оснащенности, соответствующий образовательным задачам каждого учреждения, обеспечивающий эффективное развитие образовательной системы в темпе, соответствующем технологическому прогрессу общества. 4. Основные цели и принципы программы 4.1 Цели программы Массовая школа Обеспечение равных прав ученикам - обеспечение минимального уровня оснащенности для всех учреждений Воспитание Оторвать детей от улицы - обеспечение технических условий для внеклассной работы (Интернет, мультимедиа) Обеспечение и развитие экспериментальной деятельности Поддержать экспериментальную работу - поддержать перспективной техникой активных педагогов и учеников Обеспечение учебного процесса Обеспечение технической базой, минимально достаточной для преподавания обязательного минимума содержания предметов согласно приказу N 56 от 30.06.99 г. Министерства образования РФ. По уровням оснащенности К 2001 году выйти на уровень оснащенности, удовлетворяющий нормам обеспечения учебного процесса - обеспечить наличие компьютерного класса минимального уровня в каждой школе к 2005 году обеспечить: - перспективный уровень оснащения не менее в 30% школ - оптимальный уровень оснащения не менее в 40% школ - удовлетворительный уровень оснащения не менее 30% школ (см. информационно-аналитические материалы) 4.2 Принципы программы В столичной школе должен быть компьютер. Основные современные функции применения компьютерного класса в школе: - индивидуальная траектория образовательного пути учащегося; - мониторинг (срезы знаний, тестирование); - административные задачи; - поддержка шести педагогических систем (дистантное образование, дети-инвалиды, надомники); - предмет информатика; - компьютерная поддержка преподавания предметов; - система внешних коммуникаций школы - электронная почта, Интернет; - разработка новых интегрированных курсов с использованием компьютерных технологий; - кружки, факультативы, творческие мастерские; - повышение квалификации учителей-предметников. Основные подходы к организации оснащения: - сочетание равномерного и целевого оснащения ; - отличия в требованиях к уровням оснащенности по сравнению с федеральными - в Москве более высокие требования; 9 - оснащение рассматривается как ресурс для решения всех педагогических и управленческих задач учреждения; - для современной организации педагогического процесса одного компьютерного класса в школе недостаточно; - наличие второго компьютерного класса в школе обязательно должно приводить к вводу компьютерной поддержки преподавания предметов; - оснащение компьютерными классами должно дополняться оснащением единичными компьютерами предметных лабораторий (физика, химия, история), администрации, библиотеки. 5. Механизмы реализации 5.1 Уровни оснащения учреждений Уровень оснащения учреждения - это соответствие имеющейся техники существующим на данный момент образовательным нормам и стандартам (см. информационно-аналитические материалы). Поколение оснащения - это совокупность технических средств и программных платформ, поставлявшаяся в определенное время. Каждое поколение имеет свой срок жизни, образовательные, информационно-технологические и эксплуатационные критерии (см. информационно-аналитические материалы). Первым шагом в построении схемы действий по оснащению является определение уровня информатизации, исходя из конкретных социально-экономических условий, стратегических и текущих целей системы образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности. Отсутствие компьютеризации не обеспечивает режима функционирования образовательного учреждения в части выполнения федерального учебного плана и обеспечения образовательных норм в области информационных технологий. Выход на минимальный уровень информатизации учреждения соответствует его функционированию в режиме развития; он обеспечивает преподавание информационных технологий в рамках базисного компонента регионального учебного плана. К этому уровню можно отнести экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой образовательных учреждений. Одновременно, на этом уровне намечается формирование основ информационной культуры учащихся, а также начало компьютерного освоения имеющихся информационных фондов в образовании. Оптимальный уровень обеспечивает развитие учреждения в режиме функционирования, он предполагает обеспечение школьного компонента регионального учебного плана в области информатизации, его можно свести к персонализации информационного фонда образовательного учреждения, что связано с интенсивным применением вычислительной техники в различных предметных областях, с переводом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности как учащихся, так и педагогов, школьной администрации, технических служащих. Перспективный уровень соответствует развитию учреждения в режиме развития, его можно обозначить как обеспечение социализации информационных образовательных ресурсов, приводящее к возникновению высокого уровня информационной культуры всех субъектов образовательного процесса, созданию интегрированных компьютерных информационных баз знаний с удаленным доступом и при последующем развитии к полному удовлетворению растущих информационных потребностей педагогической системы. Ниже приведена технологическая характеристика оснащения учреждений, соответствующая каждому из перечисленных уровней. Технологическая характеристика уровней оснащенности образовательных учреждений Москвы на 2000-2001 гг. ----------------------------------------------------------------- N | Описание уровня | Технологическая характеристика | |оснащения -----+------------------------+---------------------------------- 1 | Минимальный |Один класс III или IV поколения, | Удовлетворяет |локальная сеть в пределах класса; | региональным |базовое периферийное оборудование | нормам, не |(модем,2-3 принтера); | обеспечивает |доступ к электронной почте на один | общеучебного и |адрес; | воспитательного |доступ к Интернет по коммутируемой | компонентов |телефонной линии -----+------------------------+---------------------------------- 2 | Оптимальный |2-3 класса IV или V поколения; | Обеспечение |локальная сеть в пределах нескольких | учебных планов, |классов; | поддержка |сервер развитое периферийное | общеобразова- |оборудование (сканер, принтер | тельных |цветной печати,видео-проектор, | областей, |электронная фото/видеокамера); | обеспечение |2-3 рабочих места администратора, | персонализации |бухгалтера,секретаря; | образовательного |2-3 рабочих места педагога- | информационного |предметника,библиотекаря; | ресурса |доступ к электронной почте на | |несколько адресов; | |доступ к Интернет по выделенной | |или нескольким номерам | |коммутируемой телефонной линии -----+------------------------+---------------------------------- 3 | Перспективный |3 и более классов уровня IV,V | Обеспечение |поколений; структурированная | условий |локальная (общешкольная) сеть, | саморазвития и |сервер данных; | стабильности |развитое периферийное оборудование | технологического |(сканер,принтер цветной печати, | потенциала |видео-проектор,электронная фото/ | образования в |видеокамера, пишущий CD-ROM); | режиме |2-3 рабочих места администратора, | социализации |бухгалтера,секретаря; | образовательных |3 и более рабочих мест педагога- | ресурсов. |предметника,библиотекаря; | Обеспечение |видеопроекционная система; | работы в экспери- |школьная медиатека; | ментальном и |многопользовательский доступ к | инновационном |электронной почте и Интернет по | режимах |оптоволоконной или выделенной | |линии; | |информационные киоски; | |видеопроекционное | |оборудование актового зала ----------------------------------------------------------------- Механизмы реализации программы предполагают решение задач учебно-методического, программного,кадрового и организационно- технологического обеспечения. Поскольку основной целью настоящей программы является выход на уровень не ниже удовлетворительного, то при анализе механизмов реализации будут рассмотрены лишь три старших уровня информационно-технологической оснащенности учреждения образования. 5.2 Учебно-методическое обеспечение Предполагает отработку базы преподавания образовательных областей на соответствующем уровне оснащенности и требует: На минимальном уровне - учебно-методические комплексы обеспечения базисного компонента регионального учебного плана. На оптимальном уровне - дополнительных учебно-методических комплексов сопровождения образовательных областей, работы с электронной почтой, Интернетом. На перспективном уровне дополнительных учебно-методических комплексов сопровождения групповой, проектной экспериментальной и исследовательской деятельности, библиотек и баз знаний образовательных областей. 5.3 Программное обеспечение Является основой эффективной эксплуатации вычислительной техники с использованием современных программно-методических разработок на базе лицензионных комплектов системного программного обеспечения, программных сред и обучающих пакетов программного обеспечения. Стоимость программного обеспечения закладывается в общую стоимость программно-аппаратных комплексов. Программное обеспечение предполагает: На минимальный уровне базового программного обеспечения курса информационных технологий. На оптимальном уровне - дополнительного сетевого ПО в компьютерных классах, комплексов программ сопровождения образовательных областей, автоматизированного библиотечного комплекса, АПК "Директор", Интернет и электронной почты. На перспективном уровне - дополнительного ПО общешкольной сети, программ поддержки почтового и файлового серверов, серверов баз данных, школьного Интранет сервера и программного оснащения медиатеки. 5.4 Кадровое обеспечение Предполагает формирование соответствующего педагогического, управленческого и технического кадрового потенциала, способного в полной мере реализовать в учреждении образовательные программы соответствующего уровня. Кадровое обеспечение должно быть включено в систему мероприятий по своевременной аттестации и переподготовке педагогических и административных кадров: Минимальный уровень - наличие одного или двух учителей информатики, администратора, грамотного в области информационных технологий. Оптимальный уровень - наличие 2-3 преподавателей информатики, координатора информационных технологий, 2-3 грамотных в информационных технологиях администраторов, педагогов, секретаря, библиотекаря, персонала технологического обеспечения. Перспективный уровень - наличие трех и более преподавателей информационных технологий, администратора школьной сети, координатора информационных технологий, трех и более грамотных в области информационных технологий администраторов, педагогов, зав. медиатекой, библиотекаря, персонала технологического обеспечения. 5.5 Организационное и техническое обеспечение При организации оснащения образовательных учреждений необходимо отработать процедуру получения, подготовки к эксплуатации, распространения и последующей технической и методической поддержки использования техники. В информационно-анатических материалах приведен список необходимых мероприятий и содержание работ по дооснащению и вводу в эксплуатацию передаваемой в Московский комитет образования высвобождаемой техники. Организационные и методические задачи сформулированы в разделе 7 данного документа - Плане мероприятий. 6. Этапы и сроки реализации программы 6.1 Обеспечение оснащения учреждений по уровням Обеспечить образовательные учреждения компьютерной техникой и телекоммуникационными средствами в объеме необходимом для реализации образовательных задач. Вывод всех образовательных учреждений города к 2001 году на уровень оснащения соответствующий минимальному, а к 2005 году - на равномерное оснащение по различным уровням, обеспечивающим создание системы комплексного формирования информационно-образовательной среды и обеспечивающим эффективное развитие образовательной системы в темпе, соответствующем технологическому прогрессу общества. Диаграмму см. в подлиннике. +-----------------------------------------------+ | Уровень/Годы|2001г.|2002г.|2003г|2004г.|2005г | | оснащения | | | | | | +-------------+------+------+-----+------+------| |Перспективный| 2% | 9% | 16 %| 23% | 30% | |Оптимальный | 13% | 20% | 27% | 33% | 40% | |Минимальный | 85% | 71% | 58% | 44% | 30% | +-----------------------------------------------+ (Дополнительно см. информационно-аналитические материалы) 6.2 Оснащение по необходимому количеству классов +-----------------------------------------------------------------+ |Уровень/Годы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |оснащения | | | | | | +--------------+---------+----------+---------+----------+--------| | | | | | | | |Минимальный | 1058 | 0 | 0 | 0 | 0 | +--------------+---------+----------+---------+----------+--------| |Оптимальный | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | +--------------+---------+----------+---------+----------+--------| |Перспективный | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | +-----------------------------------------------------------------+ 6.3 Дооснащение высвобождающейся техникой В связи с модернизацией информационных систем в подразделениях Правительства Москвы в настоящее время идет высвобождение средств вычислительной техники 1995-1997 годов выпуска. Данная техника может быть передана в систему образования для оснащения учреждений. При проведении ряда дополнительных работ, в том числе с привлечением как сторонних организаций, так и учреждений профессионального образования, данная техника может быть доведена до уровня "минимальный", скомплектована в классы и установлена в образовательные учреждения. Список необходимых мероприятий и работ приведен в информационно-аналитических материалах. В случае передачи компьютерной техники из подразделений Правительства Москвы в объеме 470 компьютерных классов в образовательные учреждения города, возможно вывести часть учреждений на минимальный уровень оснащения. По мере уточнения объемов передаваемой техники общая смета оснащения подлежит корректировке. 7. План мероприятий 7.1 Материально-техническое обеспечение ----------------------------------------------------------------- Тема | | | ------------------------| | | Оснащение новыми | Исполнители | Сроки | Результат компьютерными классами | | | ------------------------+-------------+-----------+-------------- Оснащение учреждений (не| Комитет | 2001-2003 | 1058 классов имеющих классов) одним | образования | | компьютерным классом | | | ------------------------+-------------+-----------+-------------- Перевод учреждений с | Комитет | 2002-2005 | 400 классов минимального на опти- | образования | | мальный уровень | | | ------------------------+-------------+-----------+-------------- Перевод учреждений с | Комитет | 2002-2005 | 400 классов оптимального на перспек-| образования | | тивный уровень | | | ----------------------------------------------------------------- 7.2 Методическое обеспечение 7.2.1 Программное обеспечение ----------------------------------------------------------------- Тема | Исполнитель | Результат ------------------------+-------------------+-------------------- Организация оснащения |Учебно-методический|Создание защищенной и лицензионным системным |центр по информаци-|эффективной системы програмным обеспечением|онно-аналитической |обеспечения пользова- |работе |телей современными | |лицензированными | |программными | |средствами ------------------------+-------------------+-------------------- Подбор существующих |Московский институт|Создание системы программных средств |повышения квалифи- |программной поддер- поддержки преподавания |кации работников |жки компьютерных предметов и методическ-|образования, |обучающих курсов ая поддержка |Московский город- | |ской педагогический| |университет | ------------------------+-------------------+-------------------- Подбор и внедрение |Учебно-методический|Создание системы программных средств для|центр по информа- |автоматизации руководителей |ционно-аналитичес- |информационного учреждений образования|кой работе |обеспечения | |руководителей | |образования ----------------------------------------------------------------- 7.2.2 Повышение квалификации ----------------------------------------------------------------- Повышение квалификации |Московский институт|Создание системы учителей информатики |повышения квали- |обеспечения учреж- и учителей-предметников |фикации работников |дений квалифициро- |образования |ванными педагоги- | |ческими кадрами ------------------------+-------------------+-------------------- Повышение квалификации |Учебно-методический|Создание системы руководителей учреждений|центр по информаци-|обеспечения учреж- образования |онно-аналитической |дений квалифици- |работе, Московский |рованными управ- |городской психолого|ленческими кад- |педагогический инс-|рами и резервом |титут, Московский | |городской педагоги-| |ческий университет,| |Высшая школа эконо-| |мики | ------------------------+-------------------+-------------------- Повышение квалификации |Учебно-методический|Создание системы методистов |центр по информа- |обеспечения учреж- |ционно-аналитичес- |дений квалифициро- |кой работе, Москов-|ванными методичес- |ский институт повы-|кими кадрами |шения квалификации | |работников образо- | |вания | ----------------------------------------------------------------- 7.2.3 Обеспечение эксплуатации ----------------------------------------------------------------- Организация школьных |Управление науки и |Обеспечение эффек- производств по поддержке|профессионального |тивной экплуата- экплуатации средств |образования МКО |ции компьютерной вычислительной техники | |техники, создание | |ученических рабочих | |мест в системе | |профессионального | |образования ------------------------+-------------------+-------------------- Оказание учреждениям |Учреждения профес- |Обеспечение эффек- дополнительных услуг по |сионального образо-|тивной системы экс- доукомлектации и рас- |вания, Учебно-мето-|плуатации вычисли- ширению возможностей |дический центр по |тельной техники вычислительной техники |информационно-ана- |на современном |литической работе |уровне ------------------------+-------------------+-------------------- Организация городского |Учебно-методический|Обеспечение беспере- центра эксплуатации |центр по информа- |бойной работы |ционно-аналитичес- |средств вычисли- |кой работе |тельной техники ----------------------------------------------------------------- 8. Оценка эффективности программы и ожидаемый результат Реализация программы позволит: - оснастить все образовательные учреждения вычислительной техникой и образовательными программами на минимальном уровне для преподавания обязательного минимума содержания предметов; - обеспечить равномерное распределение между минимальным, оптимальным и перспективным уровнем оснащенности учреждений различной категории, достаточный темп обновления оборудования; - реализовать передачу в учреждения образования высвобождающейся по "проблеме 2000" техники необходимого эксплуатационного уровня; - повысить качество преподавания, обеспечить вхождение столичной школы в мировое информационное пространство, реализовать равенство прав на получение образования. 9. Содержание работ по обеспечению уровней оснащенности +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | Уровни | Минимальный | Оптимальный | Перспективный | +----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------| | Характеристика | Обеспечение регионального|Обеспечение школьного | Развитие содержания обра- | | уровня |компонента учебного плана |компонента регионально-|зования с поддержкой инно- | | |в области информационных |го учебного плана в об-|вационных процессов и | | |технологий |ласти информатизации |экспериментальной деятель- | | | | |ности | +----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------| |Учебно-методическое |Учебно-методические компле-|Дополнительно-учебно- |Дополнительно - учебно- | |обеспечение |ксы обеспечения базисного |методические комплексы |методические комплексы | | |компонента регионального |сопровождения обра- |сопровождения групповой, | | |учебного плана |зовательных областей, |проектной экпериментальной | | | |работы с электронной |и исследовательской дея- | | | |почтой, Интернет. |тельности библиотеками и | | | | |базами знаний образователь-| | | | |ных областей | +----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------| |Программное обеспече- |Базовое программное обеспе-|Дополнительно-сетевое |Дополнительно-ПО общешколь-| |ние |чение курса информационных |ПО в компьютерных клас-|ной сети, почтовый и файло-| | |технологий |сах,комплексы программ |вый сервера, сервер баз | | | |сопровождения несколь- |данных, школьный Интранет | | | |ких образовательных |сервер и программное | | | |областей, автоматизи- |оснащение медиатеки | | | |рованный библиотечный | | | | |комплекс, | | | | |АПК "Директор", Интер- | | | | |нет и электронная | | | | |почта | | +----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------| |Кадровое обеспечение |Наличие одного или двух |Наличие 2-3 препод.инф.|Наличие 3 и более препо- | | |учителей информатики, | координатора |давателей информационных | | |грамотного* администратора |информационных техно- |технологий, администратора | | | |логий, 2-3 грамотных* |школьной сети, координатора| | | |администраторов, педа- |информационных технологий, | | | |гогов, секретаря, биб- |3 и более грамотных* | | | |лиотекаря, персонала админ-ов,педагогов, | | |технологического обес- |зав. медиатекой, библиоте- | | | |печения |каря, персонала технологи- | | | | |ческого обеспечения | +----------------------+---------------------------+-----------------------+---------------------------| |Информационно-техноло-|Один класс III или IV поко-|2-3 класса IV или V |3 и более классов III, IV, | |гическое обеспечение |ления, локальная сеть в |поколения локальная |V поколения структурирован-| | |пределах класса, базовое |сеть, сервер в пределах|ная общешкольная сеть, | | |периферийное оборудование, |классов, развитое пери-|сервер данных, почтовый | | |доступ к электронной почте,|ферийное оборудование, |сервер, высоко-технологич- | | |доступ к Интернет по комму-|2-3 рабочих места педа-|ное периферийное оборудова-| | |тируемой телефонной линии |гога-предметника, биб- |ние, 2-3 рабочих места | | | |лиотекаря, электронная |администратора, 3 и более | | | |почта, доступ к Интер- |рабочих мест педагога-пред-| | | |нет по выделенной линии|метника, видеопроекционная | | | |или нескольким номерам |станция, школьная медиатека| | | | |многопользовательский | | | | |доступ к электронной почте | | | | |и Интернет по скоростным | | | | |каналам; информационные | | | | |киоски,видеопроекционное | | | | |оборудование актового зала | +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 10. Финансовый расчет и обоснование оснащения Смета расходов по программе оснащения новой техникой компьютерных классов (тыс. руб) +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ |Уровень | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |оснащения +----------------+----------------+----------------+-----------------+----------------| | |кол-во | сумма |кол-во | сумма |кол-во | сумма |кол-во | сумма |кол-во | сумма | | | |тыс.руб.| |тыс.руб.| |тыс.руб.| |тыс. руб.| |тыс.руб.| +----------------+-------+--------+-------+--------+-------+--------+-------+---------+-------+--------| | 1 | 1058 | 395000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | | | | | | | | | | | | 2 | 0 | 0 | 100 | 151000 | 100 | 151000 | 100 | 151000 | 100 | 150000 | | | | | | | | | | | | | | 3 | 0 | 0 | 100 | 200000 | 100 | 200000 | 100 | 200000 | 100 | 205000 | +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ИТОГО 395000 351000 351000 351000 355000 10.1 Потребность в финансовых ресурсах образовательных учреждений г. Москвы на оснащение компьютерными классами (тыс.руб.) +---------------------------------------------------------------------------+ | Округ | Всего | 2001 год| 2002 год |2003 год|2004 год|2005 год | +--------------+----------+----------+----------+--------+--------+---------| | Городское | | | | | | | | подчинение | 152000 | 40000 | 28000 | 28000 | 28000 | 28000 | | Восточный | 169400 | 45000 | 31000 | 31000 | 31000 | 31400 | | Северный | 154400 | 30000 | 31000 | 31000 | 31000 | 31400 | | Южный | 190400 | 42000 | 37000 | 37000 | 37000 | 37400 | | Западный | 190400 | 42000 | 37000 | 37000 | 37000 | 37400 | | Юго-Западный | 190400 | 42000 | 37000 | 37000 | 37000 | 37400 | | Юго-Восточный| 176400 | 36000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 | | Северо- | | | | | | | | Восточный | 176400 | 36000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 | | Северо- | | | | | | | | Западный | 176400 | 36000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 | | Центральный | 175400 | 35000 | 35000 | 35000 | 35000 | 35400 | | Зеленоград | 51400 | 11000 | 10000 | 10000 | 10000 | 10400 | +---------------------------------------------------------------------------+ ИТОГО 1803000 395000 351000 351000 351000 355000 10.2. Смета расходов по программе оснащения компьютерной техникой +-------------------------------------------------------------------------+ |Годы/ | | | | | | | |Финансы | Всего | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |(млн.руб.)| | | | | | | +----------+----------+----------+----------+---------+---------+---------| | | 1803 | 395 | 351 | 351 | 351 | 355 | +-------------------------------------------------------------------------+ Заместитель Председателя Московского комитета образования Ю.И. Семичастнов Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449 Оснащение образовательных учреждений Москвы учебным оборудованием Оглавление Паспорт Программы "Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием" Роль оборудования в образовательном процессе Уровни оснащения Состояние проблемы и необходимость Программы Цели Программы, важнейшие программные показатели Сроки и этапы реализации Программы (2001 - 2005 гг.) Основные задачи и механизмы реализации Программы Паспорт Программы "Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием" +----------------------------------------------------------------+ | Наименование Программы| Оснащение образовательных учреждений | | | учебным оборудованием | +-----------------------+----------------------------------------| | Основание для разра- | Городская программа "Столичное образо- | | ботки Программы | вание 2" | +-----------------------+----------------------------------------| | Государственный | Правительство Москвы | | заказчик | | +-----------------------+----------------------------------------| | Основные разработчики | Московский комитет образования | | Программы | | +-----------------------+----------------------------------------| | Цели и задачи | Цель: | | Программы, важнейшие | Обеспечить качество образовательной | | программные показатели| среды учреждений московского обра-| | | зования, необходимое для их нормаль-| | | ного функционирования и дальнейшего | | | развития системы образования города | | | Задачи: | | | Разработка нормативной базы оснаще- | | | ния, распределения, передачи и спи- | | | сания учебного оборудования; | | | Проведение аттестации образователь- | | | ной среды учреждений; | | | Планирование развития образователь- | | | ной среды; | | | Оснащение оборудованием образова- | | | тельных учреждений, обслуживание и | | | ремонт оборудования; | | | Методическая поддержка, повышение | | | квалификации, подготовка и перепод- | | | готовка кадров, обобщение опыта по | | | вопросам использования оборудования | +-----------------------+----------------------------------------| | Сроки реализации | 2001-2005 годы | | Программы | | +-----------------------+----------------------------------------| | Объемы и источники | Финансирование Программы осуществляется| | финансирования | из городского бюджета в течение пяти | | | лет общим объемом 5,5 млрд. рублей | +----------------------------------------------------------------+ +----------------------------------------------------------------+ | Ожидаемые конечные | Ежегодно формируется городской заказ на| | результаты реализации | оборудование образовательных учрежде- | | Программы | ний. | | | Общеобразовательные учреждения обеспе- | | | чиваются: | | | - обслуживанием и текущим ремонтом | | | образовательного оборудования, | | | - расходными материалами для образо-| | | вательного процесса, | | | - все выходящие из реконструкции и | | | капитального ремонта общеобразова-| | | тельные учреждения оснащаются по | | | минимальному уровню. | | | К моменту завершения Программы все мос-| | | ковские общеобразовательные учреждения | | | будут оснащены по минимальному уровню. | +-----------------------+----------------------------------------| | Контроль за исполне- | Контроль за исполнением Программы осу- | | нием Программы | ществляет Правительство Москвы | +----------------------------------------------------------------+ Роль оборудования в образовательном процессе Оборудование является столь же необходимым для обеспечения качественного образования, как учебная литература и квалифицированные педагогические кадры. Действительно эффективный образовательный процесс, обеспечивающий полноценные знания, высокую заинтересованность учащихся, требует аудио-визуальных форм представления информации и активной учебной деятельности самих учащихся, не только с информационными, но и, что особенно важно, с материальными объектами. Поэтому федеральные и региональные образовательные программы накладывают особые требования на учебное оборудование. Выполнение этих требований необходимо для лицензирования деятельности учреждения. Традиционно необходимое оборудование присутствовало в школьных кабинетах и в советский период. Для современного образования характерен переход к более активной роли учащегося, к большим возможностям для индивидуализации образования. Эти тенденции повышают роль оборудования в образовании. Однако и традиционные подходы, методики, содержание образования требуют соответствующего оснащения. Все это приводит к необходимости наличия обязательного минимума оборудования в кабинетах и классах: - естественно-математических дисциплин Это - лабораторные установки, измерительные приборы, приборы наблюдения образцы и коллекции - для наглядного иллюстрирования научных положений и демонстрации явлений и эффектов, а также и самостоятельного экспериментирования школьников; - обществознания, географии, филологии и других гуманитарных дисциплин Таблицы, карты, репродукции, проекционное и аудио-видео оборудование, устройства записи зрительной и звуковой информации делают понятными и запоминающимися для учащихся самые сложные темы этих курсов, позволяют им самим создавать творческие работы; - иностранного языка Аудио-видео, компьютерное оборудование обеспечивают "погружение" учащегося в среду изучаемого языка, облегчают и делают более прочным запоминание; - материальных технологий К ним относятся учебные обрабатывающие станки, машины и инструменты, которые обеспечивают навыки работы с основными технологиями обработки различных типов материалов: металлов, дерева, ткани, пищевых продуктов; конструкторы, в том числе управляемые компьютером, для изучения основ моделирования, проектирования, технологии управления, дизайна и конструирования; - изобразительного искусства и музыки Музыкальные инструменты, мольберты, скульптуры, репродукции, аудио-видео оборудование используются для знакомства учащегося с наиболее значительными или важными с учебной точки зрения образцами искусства, обеспечивают возможность творчества для самих учащихся; - начальной школы Разнообразный счетный и азбучный материалы, плакаты и таблицы, конструкторы, музыкальные инструменты, простейшие приборы и инструменты для наблюдения, измерения, исследования окружающего мира, аудио-видео системы обеспечивают игровой и развивающий компонент, во многом сглаживают переход от семьи и детского сада к школе, сенсорно обогащают образовательный процесс и обуславливают дальнейшее развитие ребенка; - спортивного зала Спортивные снаряды, игровой и другой инвентарь обеспечивает возможность индивидуальных и групповых занятий и укрепление здоровья учащихся вне зависимости от их спортивных показателей. Наглядные пособия - таблицы, плакаты, карты, глобусы, аудиовизуальные средства - слайд-проекторы, кодоскопы, эпидиаскопы в последние годы все чаще заменяются универсальным мультимедийным проектором, позволяющим демонстрировать всему классу видеофильм, компьютерную программу, страницу учебника, ход естественно-научного эксперимента и т. п. Ряд кабинетов и видов оборудования требует обеспечения расходными материалами (химические реактивы, лампы для проекторов, картриджи для принтеров и др.). Воспитательный компонент, естественно сочетающийся с учебным в образовательном процессе, предполагает оборудование актового зала, медиатеки аудиовизуальным оборудованием, в том числе проекционным, и наличие аудио- и видео- аппаратуры, доступной для использования в классе и вне школы, наличие музыкальных инструментов, оборудование игровых помещений для групп продленного дня. Некоторые из этих компонентов оснащения школы играют основную техническую роль во взаимодействии школы с общественностью и родителями. Библиотеки и создаваемые на их базе медиатеки приобретают все большую роль в жизни современной школы, являясь центрами информационных ресурсов и самостоятельной работы с информацией для учителей и учащихся по всем предметам. Общешкольные нужды также требуют средств информационных технологий: компьютеров, принтеров, множительной техники, модемов, факса, системы записи и расшифровки речи. Мониторинг здоровья учащихся - важнейшее направление городской Программы "Образование и здоровье" требует соответствующей аппаратуры, которая должна использоваться и в рамках изучения естественнонаучных дисциплин. Материальная и информационная среды для дошкольного образовательного учреждения так же важны как и для школы. В детском саду особенно важно создать игровую и развивающую среду, предполагающую все формы детской активности и включение "всех органов чувств". Системы начального профессионального и дополнительного образования нуждаются в оборудовании в неменьшей степени. Многие предметы оборудования для образовательных учреждений (измерительные приборы, аудио- и видео- аппаратура) должны обладать повышенными характеристиками по надежности и устойчивости к жестким условиям эксплуатации, аналогичными характеристикам оборудования для использования в вооруженных силах. Уровни оснащения Существующие требования, программы и учебники различных дисциплин, документы Министерства образования, рекомендации РАО и международный опыт позволяют выделить следующие уровни оснащения школы по различным дисциплинам и направлениям деятельности: Базовый (минимальный) - позволяющий обеспечивать образовательный процесс в соответствии с требования программ с некоторыми ограничениями на эффективность (число учащихся, работающих с одним прибором, уровень демонстрационной наглядности и т. д.) Оптимальный - расширение базового, дающее максимальную эффективность образовательного процесса Перспективный - ориентированный на будущее развитие содержания образования и образовательных технологий Состояние проблемы и необходимость Программы В течение последних лет в Москве и других регионах России, финансирования оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием было недостаточным даже для поддержания уровня оснащенности постоянным. Исключение составляют школы-новостройки, уровень оснащения которых, во многих случаях выше минимального и даже приближался к оптимальному. Институт новых технологий образования (ИНТ) осуществлял комплектацию, отслеживание производства, сопровождение продукта, контакты со строителями и архитекторами, разработку новых нормативов и спецификаций, повышение квалификации учителей школ-новостроек, получивших современное оборудование. По основным видам оборудования уровень обеспеченности учреждений московского образования не превосходит 25%. Приведем типичные данные о наличии оборудования по 2000 г. Уровень оснащения демонстрационным оборудованием по физике: для 7 класса - 23%, для 8 класса - 18%, для 9 класса - 26%, для 10 и 11 - 22% . Только в 11% школ есть оборудование для проведения всех необходимых лабораторных работ по физике. Уровень оснащения демонстрационным оборудованием (скелет человека, модель цветкового растения и пр.) по биологии: Ботаника (5-6 классы) - 18%, Зоология (7 класс) 12%, Анатомия (9 класс) - 21%, Общая биология (10-11 классы) - 12%. Оборудование для практических работ (микроскопы,лупы, препаравальные инструменты и пр.) имеется в 14% школ. Положение дел с химическим оборудованием еще хуже. Демонстрационным оборудованием укомплектовано 19% школ, лабораторным - всего 7%. Однако, и это оборудование не может быть полноценно использовано, поскольку химические реактивы остались лишь в 9% школ. Нехватка компонентов образовательной среды ведет к существенному снижению качества преподавания в целом, невозможности достижения важнейших образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья, углублению социального неравенства в возможностях получения образования. Объем содержания основных учебных предметов, обеспеченный учебным оборудованием +----------------------------------------------------------------+ |ОКРУГ |Учреждения|СВО|СО|ЦО|СЗО|ЮО|Зел|ЮВО|ЮЗО|ВО|ЗО|В среднем| | |городского| | | | | | | | | | |по городу| | |подчинения| % |% |% | % |% | % | % | % |% |% | % | +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Кабинет | | | | | | | | | | | | | |физики | | | | | | | | | | | | | +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Демостр.| | | | | | | | | | | | | |оборуд. | | | | | | | | | | | | | |в т.ч. | 10| 18|16|26| 10|57| 27| 32| 12|23| 5| 21| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |7 класс | 9| 14|15|23| 11|68| 29| 34| 13|24|10| 23| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |8 класс | 7| 12|11|26| 6|45| 24| 29| 12|19| 6| 18| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |9 класс | 16| 26|23|24| 14|61| 29| 36| 15|27|11| 26| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |10 класс| 9| 16|14|32| 7|59| 29| 33| 13|24| 7| 22| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Лабора- | | | | | | | | | | | | | |торное | | | | | | | | | | | | | |оборуд. | 11| 5| 8|12| 5|10| 17| 29| 11|12| 3| 11| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Информа-| | | | | | | | | | | | | |ционные | | | | | | | | | | | | | |ресурсы | 1| 1| 2|40| 5|11| 12| 25| 9|11| 3| 11| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Рабочее | | | | | | | | | | | | | |место | | | | | | | | | | | | | 10 |учителя | 13| 5| 1|14| 13| 5| 3| 9| 4| 7| 2| 7| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Кабинет | | | | | | | | | | | | | |химии | | | | | | | | | | | | | +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Демонст-| | | | | | | | | | | | | |рацион- | | | | | | | | | | | | | |ное | | | | | | | | | | | | | |оборудо-| | | | | | | | | | | | | |вание | 6| 8| 5|12| 10|68| 25| 36| 13|20| 9| 19| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Лабора- | | | | | | | | | | | | | |торное | | | | | | | | | | | | | |оборудо-| | | | | | | | | | | | | |вание | 1| 1| 3|12| 10| 6| 9| 17| 7| 7| 3| 7| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Химреак-| | | | | | | | | | | | | |тивы | 7| 3| 1| 7| 8|12| 3| 25| 8| 8|12| 9| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Информа-| | | | | | | | | | | | | |ционные | | | | | | | | | | | | | |ресурсы | 5| 4| 6|30| 10|14| 11| 28| 10|13|16| 13| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Рабочее | | | | | | | | | | | | | |место | | | | | | | | | | | | | |учителя | 1| 1| 2| 5| 10| 7| 1| 9| 4| 4| 9| 5| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Кабинет | | | | | | | | | | | | | |биологии| | | | | | | | | | | | | +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Демонст-| | | | | | | | | | | | | |рацион- | | | | | | | | | | | | | |ное | | | | | | | | | | | | | |оборудо-| | | | | | | | | | | | | |вание | | | | | | | | | | | | | |в т.ч. | 8| 16| 9|10| 7|37| 19| 34| 12|17| 8| 16| 11 +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Ботаника| | | | | | | | | | | | | | 5-6 кл | 10| 16| 8|12| 5|45| 23| 38| 13|19| 5| 18| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Зоология| | | | | | | | | | | | | | 7 класс| 3| 5| 4| 3| 6|30| 20| 29| 11|12|16| 12| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Анатомия| | | | | | | | | | | | | | 8-9 кл | 16| 29|20|14| 11|45| 20| 40| 13|23| 4| 21| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Общая | | | | | | | | | | | | | |биология| | | | | | | | | | | | | |10-11 кл| 3| 14| 6|13| 6|30| 12| 27| 10|13| 2| 12| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Лабора- | | | | | | | | | | | | | |торное | | | | | | | | | | | | | |оборудо-| | | | | | | | | | | | | |вание | 4| 5|22| 8| 11|31| 11| 25| 9|14|15| 14| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Информа-| | | | | | | | | | | | | |ционные | | | | | | | | | | | | | |ресурсы | 2| 16| 2|30| 10|32| 1| 12| 5|12|15| 12| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Рабочее | | | | | | | | | | | | | |место | | | | | | | | | | | | | |учителя | 9| 11| 6|23| 29|16| 5| 20| 7|14|18| 14| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Кабинет | | | | | | | | | | | | | |иностран| | | | | | | | | | | | | |ного | | | | | | | | | | | | | |языка | | | | | | | | | | | | | |(линга- | | | | | | | | | | | | | |фонный | | | | | | | | | | | | | |кабинет)| 31| 41|12|15| 14|25| 6| 36| 12|21|10| 20| +--------+----------+---+--+--+---+--+---+---+---+--+--+---------| |Обще- | | | | | | | | | | | | | |школьные| | | | | | | | | | | | | |техничес| | | | | | | | | | | | | |кие | | | | | | | | | | | | | 12 |средства| 11| 11| 7| 8| 12| 7| 8| 14| 6| 9|10| 9| +----------------------------------------------------------------+ Резкое снижение финансирования образования по России привело к фактическому прекращению производства многих видов образовательного оборудования и закрытию предприятий, работавших в этой области в советское время. Большая номенклатура изделий при низкой их стоимости и относительно малых количественных объемах потребности делает невозможным развертывание производства специализированного образовательного оборудования на больших предприятиях. Подробная информация о положении дел с производством учебного оборудования, необходимого московским школам содержится в соответствующих таблицах Информационно-аналитическического материала. Осознание серьезности положения привело Министерство образования РФ к необходимости запуска программы "Образовательная индустрия". Однако до сих пор нет ясности ни с содержанием, ни с финансированием этой федеральной программы. Цели Программы, важнейшие программные показатели Потребность в обеспечении оборудованием по минимальному уровню для образовательных учреждений указана в таблице: +----------------------------------------------------------------+ |Кабинет |Всего |Осна-|Осна-|Необхо-|Стоимость|Всего | | |кабинетов|щены |щены |димо |одного |стоимость| | |в городе | |в % |обору- |(тыс.руб)|(тыс.руб)| | | | | |довать | | | +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Физика | 2134| 249| 17| 1885| 483| 910349| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Химия | 1466| 161| 11| 1305| 124| 161788| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Биология | 1466| 220| 15| 1246| 89| 110903| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Начальная | | | | | | | |школа (4 каби-| | | | | | | |нета:1,2,3 и 4| | | | | | | |классы | 2134| 396| 19| 1738| 661| 1148818| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Лингафонный | | | | | | | |кабинет | 1466| 293| 20| 1173| 572| 671312| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Технология | 2932| 255| 9| 2677| 232| 621064| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |География | 2134| 412| 19| 1722| 128| 220416| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Математика | 3600| 144| 4| 3456| 45| 155520| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |История | 2932| 723| 25| 2209| 103| 226423| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Словесность | 3600| 756| 21| 2844| 10| 28440| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Искусство | 1466| 211| 14| 1255| 202| 253510| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Общешкольные | | | | | | | |технические | | | | | | | |ресурсы | 1466| 341| 23| 1125| 148| 166500| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Медиатека | 1466| 78| 5| 1388| 284| 394192| +--------------+---------+-----+-----+-------+---------+---------| |Актовый зал | 1466| 122| 8| 1344| 350| 470400| +----------------------------------------------------------------+ Для обеспечения потребностей образовательных округов и учреждений городского подчинения в оборудовании образовательного процесса необходимо следующее финансирование: +----------------------------------------------------------------+ |Администра-| ЦО| СО| ЮО| СВО| СЗО| ЗО| ЮЗ| ВО| ЮВО| Зел| Учреж-| |тивные | | | | | | | | | | | дения | |округа | | | | | | | | | | | город | | | | | | | | | | | | | подчи-| | | | | | | | | | | | | нения | +-----------+----+---+---+----+----+---+---+---+----+----+-------| |Финансирова| | | | | | | | | | | | 14 |ние в млн. | | | | | | | | | | | | |рублей | 556|491|654| 617| 363|596|583|605| 570| 170| 334| +----------------------------------------------------------------+ Распределение по годам средств, необходимых для реализации Программы: +----------------------------------------------------------+ | | 2001| 2002| 2003| 2004| 2005| +-------------+--------+--------+--------+--------+--------| |Финансирова- | | | | | | |ние в мил. | 1108| 1108| 1108| 1108| 1108| |рублей | | | | | | +----------------------------------------------------------+ Сроки и этапы реализации Программы (2001 - 2005 гг.) С 2001 года постоянное обеспечение образовательных учреждений расходными материалами (химреактивы и т. д.). С 2001 года оснащение всех школ-новостроек и школ, выходящих из капитального ремонта, по минимальному уровню. С 2002 года обеспечение стабильного (неухудшающегося) состояния образовательной среды во всех учреждениях. К началу 2004 года обеспечение минимального оснащения учреждений специальных педагогических систем (дети с проблемами здоровья, дети с повышенной мотивацией и т. д.). К началу 2005 года обеспечение оборудованием всех школ с углубленным изучением отдельных дисциплин, по оптимальному уровню в отношении этих дисциплин, а также всех школ, реализующих специальные педагогические системы, образовательным оборудованием оптимального уровня в соответствии с их профилем. К началу 2006 года - минимальный уровень оснащения всех образовательных учреждений города. Основные задачи и механизмы реализации Программы +----------------------------------------------------------------+ | Наименование |Сроки |Исполнители|Источники | Результат | | |периодич-| |финанси- | | | |ность | |рования | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Разработка, | I кв. |Московский |За счет |Комплект норма-| |согласование и | 2001 г. |комитет |средств |тивной докумен-| |утверждение | |образования|Московс- |тации, в том | |нормативной | |органы |кого ко- |числе: по сос- | |базы оснащения | |Госсанэпид-|митета |таву оснащения,| |для уровней | |надзора |образова- |стоимости обс- | |оснащения: | | |ния, АО |луживания, спи-| | Минимальный | | |МКНТ |санию, гигиени-| |(базовый) | | | |ческому режиму | | Оптимальный | | | |и т.д. | | Перспективный+---------| +----------+---------------| |для различных |Ежегодно | | |Обновленные | |педагогических | | | |комплекты | |систем, на базе| | | |документации | |анализа прог- | | | | | |рамм и требова-| | | | | |ний по учебным | | | | | |предметам, | | | | | |воспитательной | | | | | |работе, админи-| | | | | |стративной дея-| | | | | |тельности и де-| | | | | |лопроизводству,| | | | | |санитарно-гиги-| | | | | |енических,стро-| | | | | |ительных и дру-| | | | | |гих необходимых| | | | | |нормативов | | | | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Проведение |II кв. |Московский |за счет |Документально | |паспортизации |2001 г. |комитет |средств |оформленные | 16 |среды образова-| |образова- |Московско-|результаты ин- | |тельных учреж- | |ния |го комите-|вентаризации | |дений. | | |та образо-| | |Инвентаризация | | |вания, АО | | |оборудования | | |МКНТ | | |образовательных+---------| +----------+---------------| |учреждений. |ежегодно | | |Документально | |Проведение экс-| | | |оформленные | |пертизы соотве-| | | |результаты | |тствия среды | | | |инвентаризации | |нормативам, ра-| | | | | |ботоспособности| | | | | |оборудования. | | | | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Формирование |IV кв. |Управление |За счет |Документы | |городского за- |2000 г, |планирова- |средств |на городской | |каза по обору- |Далее - |ния городс-|Московско-|заказ | |дованию образо-|ежегодно |кого заказа|го комите-| | |вательных учре-| |Московский |та образо-| | |ждений: | |комитет об-|вания | | | Формирование| |разования | | | |заявок на ре- | | | | | |монт, дооснаще-| | | | | |ние и расходуе-| | | | | |мые материалы. | | | | | | Проведение | | | | | |конкурсов зая- | | | | | |вок образовате-| | | | | |льных учрежде- | | | | | |ний на оснаще- | | | | | |ние. | | | | | | Согласование| | | | | |и утверждение | | | | | |заявок. | | | | | | Формирование| | | | | |и утверждение | | | | | |городского за- | | | | | |каза на продук-| | | | | |цию и услуги | | | | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Проведение ме- |Ежегодно |Управление | За счет |Выделение и | |роприятий по |в IV кв. |бюджетного |средств |подключение | |реализации го- | |планирова- |Московско-|к Программе | |родского заказа| |ния город- |го комите-|наиболее | | Проведение | |ского за- |та образо-|надежных и | |конкурсов прои-| |каза, |вания |эффективных | |зводителей и | |Московский | |производителей | |поставщиков | |комитет | | | | Размещение| |образования| | | |заказов на пре-| |Госстандарт| | | |дприятиях и | | | | | |производствен- | | | | | |ных участках, | | | | | |контроль качес-| | | | | |тва производс- | | | | | |тва и готовых | | | | | |изделий | | | | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Реализация го- |Ежегодно |Московский |Городской |Обеспечение об-| |родского заказа| |комитет |бюджет |разовательных | |на поставку и | |образования| |учреждений | |ремонт оборудо-| |предприятия| |качесвтенным | |вания и расхо- | |включенные | |оборудованием | |дуемые материа-| |в Программу| | | |лы для образо- | | | | | |вательных | | | | | |учреждений | | | | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Проведение ме- |Постоянно|Московский | За счет |Увеличение | |роприятий по | |комитет |средств |срока службы | |повышению | |образования|Московско-|оборудования, | |эффективности и| | |го |повышение | |экономичности | | |комитета |качества | |использования | | |образова- |образователь- | |оборудования: | | |ния |ного | |Технологическая| | | |процесса, | |аттестация ра- | | | |экономия | |ботников обра- | | | |ресурсов, | |зовательных уч-| | | |материальная | |реждений. | | | |поддержка | | Заключение | | | |наиболее | |договоров на | | | |квалифициро- | |обслуживание с | | | |ванных и | |работниками и | | | |инициативных | |временными тру-| | | |работников | |довыми коллек- | | | |образования | |тивами в систе-| | | | | |ме образования | | | | | |на обслуживание| | | | | |и текущий ре- | | | | | |монт. | | | | | | Повышение | | | | | |квалификации и | | | | | |переподготовка | | | | | |кадров в облас-| | | | | |ти использова- | | | | | |ния оборудова- | | | | | |ния. | | | | | | Запуск процес-| | | | | |сов аренды и | | | | | |лизинга. | | | | | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Утилизация выс-|Ежегодно |Московский |За счет |Ускорение про- | |вобождающегося | |комитет об-|средств |цесса оснащения| |оборудования | |разования, |Московско-|образовательных| | Приемка, | |предприятия|го комите-|учреждений, | |тестирование, | |включенные |та образо-|экономия ресур-| |ремонт, доуком-| |в Программу|вания |сов, включение | |лектование | | | |в систему обра-| | | | | |зования совре- | | | | | |менных техноло-| | | | | |гий | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Создание и за- |Постоянно|Московский |За счет |Экономия | |пуск работ про-| |комитет |средств |средств програ-| |изводственно- | |образования|Московско-|ммы, повышение | |ремонтных учас-| | |го комите |долговечности | |тков в учрежде-| | |та образо-|оборудования, | |ниях профессио-| | |вания |вовлечение | |нального обра- | | | |молодежи в про-| |зования (учеб- | | | |изводственную | |ное оборудова- | | | |деятельность, | |ние) | | | |социальная под-| | | | | |держка учащихся| | | | | |и работников | | | | | |системы профес-| | | | | |сионального | | | | | |образования | +---------------+---------+-----------+----------+---------------| |Создание и со- | III кв. |Московский |За счет |Эффективность | |провождение | 2001 г. |комитет |средств |процессов | |Информационной | |образования|Московско-|управления, | |базы программы | |Госстандарт|го комите-|экономия | |по изделиям, | | |та образо-|ресурсов | |учреждениям, | | |вания, АО | | |производителям,| | |МКНТ | | |кадрам. | | | | | +----------------------------------------------------------------+ +----------------------------------------------------------------+ |Исследования и|постоянно|Предприятия,|За счет |Прототипы и конс-| |перспективные | |включенные в|средств |трукторская доку-| |разработки. | |программу, |АО МКНТ |ментация на новые| |Приобретение | |ВНИКи разра-|и орга- |виды оборудования| |лицензий. | |ботчиков в |низаций,| | | | |системе об- |включен-| | | | |разования, |ных в | | | | |НИИ, вузах и|Програм-| | | | | др. | | | +--------------+---------+------------+--------+-----------------| | - Проведение|постоянно|Московский |За счет |Повышение инфор- | | московских, | |комитет об- |средств |мированности пе- | | выездных | |разования, |Московс-|дагогической об- | | межрегио- | |Департамент |кого ко-| | | нальных, фе-| |межрегио- |митета | | | деральных и | |нальных и |образо- | | | международ- | |общественных|вания, | | | ных выста- | |связей, Ми- |привле- | | | вок, семина-| |нистерство |ченных | | | ров, конфе- | |образования |средств | | | ренций | | |участни-| | | | | |ков и | | | | | |соорга- | | | | | |низато- | | | | | |ров | | +----------------------------------------------------------------+ Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449 Состав Координационного совета по реализации Программ оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением и учебным оборудованием Шанцев Вице-мэр Москвы, первый заместитель Валерий Павлинович Премьера Правительства Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития, председатель Координационного совета. Швецова Первый заместитель Премьера Людмила Ивановна Правительства Москвы, заместитель председателя Координационного совета. Бирюков Префект Северного административного Петр Павлович округа. Дегтев Префект Центрального административного Геннадий Валентинович округа. Егоров Министр Правительства, руководитель Евгений Владимирович департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Жданов Председатель Комитета по труду и Александр Иванович занятости Правительства Москвы. Кезина Председатель Московского комитета Любовь Петровна образования. Ковриго Председатель Комитета по реформированию Франтишек Петрович оборонных предприятий, расположенных в г. Москве. Музыкантский Министр Правительства Москвы по Александр Ильич вопросам информации и общественно- политическим связям. Пантелеев Министр Правительства Москвы, Евгений Алексеевич руководитель Департамента науки и промышленной политики. Рабер Префект Северо-Восточного Ирина Яковлевна административного округа. Росляк Заместитель премьера Правительства Юрий Витальевич Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы. Систер Генеральный директор ОАО "Московский Владимир Григорьевич комитет по науке и технологиям" "МКНТ". Смирнов Префект Зеленоградского Анатолий Николаевич административного округа Филатов Главный врач Центра государственного Николай Николаевич санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве Бунимович Депутат Московской городской Думы (с Евгений Абрамович правом совещательного голоса) Васильев Депутат Московской городской Думы (с Владимир Алексеевич правом совещательного голоса) Орлов Депутат Московской городской Думы (с Степан Владимирович правом совещательного голоса) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|