Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Москвы от 11.02.2008 № 260-РПМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 11 февраля 2008 N 260-РП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 30.01.2013 г. N 37-ПП Об утверждении Концепции городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г. Москве" (2009-2011 гг.) В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 1285-РП "О плане работы Правительства Москвы на второе полугодие 2007 года" и в целях формирования единой городской политики в области развития телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве: 1. Утвердить Концепцию городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г. Москве" (2009-2011 гг.) (приложение). 2. Возложить функции государственного заказчика городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г. Москве" (2009-2011 гг.) на Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. 3. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы разработать городскую целевую программу "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г. Москве" (2009-2011 гг.) и представить ее на утверждение Правительства Москвы во II квартале 2008 г. 4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма Виноградова В.Ю. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 11 февраля 2008 г. N 260-РП КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г.МОСКВЕ" (2009-2011 гг.) 1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Москва в силу столичных функций, а также существенного экономического потенциала представляет собой ключевой в Российской Федерации центр производства и потребления информации независимо от способов ее передачи и распространения. При этом уровень интереса к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфической продукции существенно уступает уровню интереса к телевидению, радио, Интернету как способам передачи информации. Сложившаяся ситуация меняет структуру воспринимаемой потребителем информации. Концепция вещания телевидения и радио сегодня ориентируется преимущественно на экономический результат (прежде всего, рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты), что приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просветительским передачам, адресованным телезрителю и слушателю, желающему повысить свой образовательный и культурный уровень. В результате у потребителя существенно снижается интерес и потребность в чтении полиграфической продукции, особенно среди детей и молодЕжи, так как смотреть и слушать то, что развлекает приятнее и легче, чем читать и вникать в смысл прочитанного. Максимальная степень независимости телевидения и радиовещания от потребностей конкретного региона, в данном случае это Москва, закрепляет вышеназванную модель теле- и радиовещания. Влияние органов власти региона на концепции вещания федеральных каналов практически отсутствует, так как полномочия по лицензированию и контролю за электронными СМИ закреплены за федеральными органами исполнительной власти. Поэтому поддержка производства и распространения информационных продуктов (программ, телефильмов), соответствующая спросу на них в городе, а также создание и распространение контента, содержание и качество которого представляется оптимальным для жителей города, является задачей Правительства Москвы и не может полностью оставаться в ведении федеральных органов исполнительной власти. Международный опыт наиболее успешных средств массовых телекоммуникаций и СМИ с точки зрения качества и разнообразия получаемой гражданами информационной продукции показывает, что используемые в них модели регулирования поддержки массовых коммуникаций, выбора программной политики принципиально децентрализованы (Германия, Бельгия и т.д.). Кроме того, вопросы регулирования находятся преимущественно в компетенции общественных структур (Франция, Германия, Великобритания). Москва является центром развития СМИ в России. Здесь самый высокий среднегодовой доход у населения, именно Москва определяет образ России в целом, следовательно, город может и должен ориентироваться в показателях развития телекоммуникаций и СМИ не на среднероссийские значения, а на позиции крупнейших мировых мегаполисов. При этом роль и потенциал СМИ в обеспечении имиджа города трудно переоценить. Государственная политика сегодня учитывает общемировые тенденции развития электронных массовых коммуникаций (ключевой из которых является отделение производства контента от способов его передачи) и начинает ориентироваться на принцип технологической нейтральности - отсутствие зависимости способов регулирования от технической возможности передачи информации. Сейчас сложно прогнозировать развитие технологий, но можно определиться с политикой относительно содержания информационных продуктов, передаваемых в наиболее доступных сетях - эфирном, кабельном вещании, печатных СМИ. Именно содержание играет решающую роль в воздействии на сознание жителей города, их образованность, способность к обучению, социальной и экономической мобильности, способность самореализации, на качество их жизни в целом. Сейчас во многом развитие телекоммуникаций и СМИ воспринимается как задача, самостоятельно решаемая посредством рынка, а также федерального регулирования. Это создает ситуацию, при которой электронные массовые коммуникации - ключевой элемент современного информационного общества, недостаточно ориентированы на выполнение задач Правительства Москвы в части информирования граждан, обеспечения их образовательной, новостной, иной значимой информацией в соответствии с политикой города в сфере воздействия на различные социальные группы. Технологически Москва остается лидером в сфере развития телекоммуникаций и СМИ по отношению к регионам России; основные частные игроки (как операторы, так и производители контента) находятся именно в Москве. Однако некоторые субъекты Российской Федерации самостоятельно, без федеральной поддержки, уже начинают переход на цифровое вещание; в ряде регионов характеристики развития электронных СМИ превышают московские (по темпам роста отдельных показателей). Политика органов власти города Москвы по отношению к СМИ и телекоммуникациям часто носит нескоординированный характер, что приводит к дублированию финансирования, в частности, поддержке СМИ, чьи возможности по охвату аудитории и концепции содержания не в полной мере соответствуют потребностям города. В то же время сохраняется особый уровень доверия населения к неэлектронным, печатным средствам массовой информации. Информирование населения о политике, проводимой Правительством Москвы, общественное обсуждение социальных проектов, диалог, обратная связь с жителями города возможны на страницах регулярно издаваемых газет и журналов. Основа технологии, обеспечивающей беспрепятственную коммуникацию печатных СМИ с обществом - стабильный выход периодики, качественные услуги типографий и распространителей. Современные технологии печати и распространения прессы требуют значительных инвестиций в материально-технические средства. Предприятия участники отрасли не обладают собственными оборотными средствами для самостоятельного развития технологий на современном уровне. Участие города в функционировании полиграфической базы, системы распространения печатных СМИ, экспедиционно-логистической системы позволяет сохранить общий темп развития отрасли и в некоторой мере сдерживать рост стоимости печатного слова для читателей. Целью программы является создание в городе Москве условий для развития СМИ и телекоммуникаций, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим международным образцам при выполнении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города, а также содействие формированию благоприятного образа Москвы посредством проведения целенаправленной информационной политики Правительства Москвы. Соответствие приоритетным целям развития. С точки зрения развития экономики города темпы развития отрасли телекоммуникаций превышают темпы развития экономики в целом. С точки зрения качества и доступности государственных услуг телекоммуникации и СМИ выполняют не столько роль информирования, сколько во многом формирования общественного мнения, в том числе по отношению к детям, молодежи, пожилым людям. В этой ситуации создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до москвичей становится принципиальной задачей города особенно в условиях давления информационного потока со стороны иностранных производителей. Кроме этого, необходимость совершенствования механизмов информирования жителей города о деятельности Правительства Москвы, связана также с реализацией в городе национальных проектов, иных значимых программ, что в целом влияет на образ Москвы (как экономики города, так и его социального фона). 2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ Проблема создания благоприятных условий для развития отрасли массовых коммуникаций в Москве характеризуется следующими особенностями: - системность характера проблемы; - актуальность развития СМИ и телекоммуникаций для каждого жителя города ежедневно и напрямую; - недостаточный уровень межведомственного взаимодействия; - невозможность решения проблемы простым увеличением финансирования при текущей системе управления; необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы. Разработка программы развития отрасли средств массовых коммуникаций, обеспечение максимально эффективного освещения деятельности Правительства Москвы в средствах массовой информации, а также реализация поставленных задач, возможны только при значительной межведомственной координации и требуют вовлечения органов власти города Москвы. Преимущества достижения поставленных задач программно-целевым методом обусловлены: - необходимостью и возможностью оценки мероприятий по созданию условий для развития отрасли телекоммуникаций и СМИ и формированию имиджа Москвы в терминах конечных результатов и закрепления ответственности за значения показателей; - необходимостью выстраивания программы работ, как минимум, на среднесрочную перспективу, поскольку решение задач по созданию условий для развития отрасли массовых коммуникаций связаны с развитием инфраструктуры и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА Прогноз развития отрасли средств массовых коммуникаций и СМИ в Москве в условиях отсутствия программно-целевого метода отражает тенденцию к последовательному снижению темпов роста ключевых показателей развития отрасли. Так, последние два года последовательно снижается количество ежегодно регистрируемых в Москве печатных и электронных СМИ. Темп снижения тиражей газет практически в три раза выше, чем в среднем по России. В соответствии с общероссийской тенденцией последовательно снижается интерес жителей города к чтению и полиграфической продукции в целом (книги, газеты, журналы). Не используются в полной мере возможности Правительства Москвы по позитивному информационному воздействию на жителей города с целью реализации социально-экономической политики через наиболее эффективный канал коммуникаций - печатные и электронные СМИ. При отсутствии программно-целевого метода может произойти утрата лидерства Москвы в сфере развития СМИ среди других субъектов Российской Федерации (по таким показателям, как рост отрасли), прежде всего за счет перемещения компаний в иные регионы с более активной государственной политикой в данной сфере. Размытость полномочий в условиях отсутствия программы с определением ответственности за результат приведет к фрагментарности освещения деятельности Правительства Москвы и отдельных органов власти, отсутствию ясного и четкого понимания скоординированной работы органов исполнительной власти города в сфере телекоммуникаций и СМИ. 4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Существуют следующие альтернативные варианты развития телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве: 1. Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации всеми органами исполнительной власти города Москвы при номинальном закреплении данной сферы за Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы (далее - Комитет) или сохранение статус-кво. Основным преимуществом данного варианта является отсутствие необходимости увеличения средств, выделяемых на развитие отрасли. Основные риски данного варианта связаны с: - отсутствием конкретных измеряемых результатов деятельности, связанных с развитием отрасли телекоммуникаций и средств массовой информации; - замедлением темпов развития отрасли в связи с отсутствием системных, комплексных мероприятий, скоординировано реализуемых несколькими органами исполнительной власти города Москвы; - дублированием расходов на одинаковые по целевой аудитории и содержанию средства массовой информации. 2. Комплексное решение проблемы в рамках единой городской целевой программы. Можно выделить следующие основные преимущества данного варианта решения проблемы: - наличие четких и измеримых результатов оценки реализации программных мероприятий; - повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет их скоординированной реализации несколькими органами исполнительной власти города Москвы; - расширение спектра реализуемых мероприятий (воздействие на новые целевые аудитории, а также расширение спектра используемых инструментов) за счет их скоординированной реализации несколькими органами исполнительной власти города Москвы. Основные риски данного варианта связаны с необходимостью администрирования процесса реализации программы, а также с необходимостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий. 5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, МЕРОПРИЯТИЯМ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ Для достижения поставленной в Концепции цели требуется выделить следующие направления деятельности, соответствующие решаемым задачам: 1. Создание условий для развития отрасли печатных средств массовой информации. 2. Создание условий для развития электронных средств массовой информации. 3. Поддержка чтения. 4. Развитие инфраструктуры книжного рынка. 5. Развитие легального рынка аудиовизуальной и программной продукции. 6. Производство и распространение отечественных телефильмов. 7. Кадровая поддержка развития отрасли. 8. Информационная поддержка деятельности Правительства Москвы. 5.1. Создание условий для развития отрасли печатных средств массовой информации Ситуация с производством и распространением печатных СМИ в Москве характеризуется значительным разнообразием продаваемых СМИ при неравномерности распределения точек распространения по районам города, а также неравномерным распределением социально значимых СМИ (включая издаваемые при поддержке города) по стационарным и нестационарным точкам продаж. Несмотря на принятие ряда нормативных правовых актов в данной сфере (постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы", от 27 февраля 2007 г. N 122-ПП "Об утверждении Регламента подготовки в режиме "одного окна" Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы разрешения на размещение объекта мелкорозничной сети для распространения печатной продукции с рук") доступность точек продаж печатных СМИ существенно ниже европейских норм. Правовая база требует дальнейшего развития и для достижения эффекта шаговой доступности печатных СМИ для различных районов города, в том числе в местах нового строительства. Данная задача не решается исключительно рыночными механизмами. Установка киосков и тем более обеспечение решения задачи ее социально значимыми печатными СМИ, требует значительных издержек. В данный момент апробируются механизмы конкурсного распределения мест для строительства киосков с включением в требования к победителю по распространению социально значимых СМИ, однако это конструктивное направление необходимо распространять на все новые объекты строительства, развивать правовые и экономические механизмы. Целью по данному направлению является увеличение доступности печатных СМИ для жителей города. Задачи: 1. Создание условий для расширения сети распространения печатной продукции и сокращение логистических издержек. 2. Расширение сети распространения социально значимой периодической печатной продукции. 3. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подведомственных полиграфических предприятий. Для решения поставленных проблем Комитет располагает следующими инструментами. 1. Создание условий для расширения сети распространения печатной продукции и сокращение логистических издержек. Для решения данной задачи Комитет: - выдает разрешения на размещение нестационарных объектов ("ручников"). Представляется целесообразным с целью повышения удобства заявителей и эффективности исполнения административных процедур разработать административный регламент исполнения функции по выдаче таких разрешений; - определяет конкурсные условия и проводит конкурс по распределению возводимых стационарных точек распространения печатной продукции. Целесообразно включить во все инвестиционные конкурсы по распределению земельных участков под строительство офисов или жилых домов обязательство застройщика по возведению площадей для размещения стационарных точек распространения печатной продукции; - взаимодействует с префектурами административных округов города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаментом имущества г. Москвы, Москомархитектурой по выделению участков для создания киосков мелкорозничной торговли печатной продукции в районах существующей застройки, а также под логистические комплексы распространения печатной продукции; выдаче разрешений на торговлю; - заключает соглашения совместно с крупнейшими сетями супермаркетов или магазинов шаговой доступности об обязательном включении в ассортимент печатной продукции совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы; Для повышения эффективности деятельности Комитета по данному направлению представляется целесообразным создать постоянно действующий координационный совет, объединяющий представителей крупнейших издательств периодической печатной продукции, логистических компаний, владельцев и арендаторов точек распространения, общественных организаций отрасли, а также представителей Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка, ГУП "Московский метрополитен", ГУП "Гормост", префектур административных округов города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы. Цель данного координационного совета состоит в выработке правил регулирования рынка распространения печатной продукции. 2. Расширение сети распространения социально значимой периодической печатной продукции. Для решения данной задачи Комитет включает в конкурсные условия пункт о получении точек для торговли печатной продукцией и перечень требований по распространению социально значимой продукции. Необходимо расширить взаимодействие с почтой, ТСЖ, транспортными предприятиями, студенческими отрядами по распространению печатной продукции. 3. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подведомственных полиграфических предприятий. К основным полиграфическим предприятиям Правительства Москвы относятся: ОАО "Полиграфический комплекс "Пушкинская площадь", ИПК "Московская правда", ГУП "Вымпел", ГУП Типография "На Люсиновской" и ряд других. Все предприятия, за исключением ОАО "Пушкинская площадь", нуждаются в технической модернизации, в некоторых случаях достаточно значительной. Однако, следует отметить, что полиграфические предприятия во всем мире традиционно является самым неблагоприятным звеном в цепочке создания добавленной стоимости при производстве любой полиграфической продукции. Иными словами, доля стоимости (и прибыли), приходящаяся на полиграфические предприятия минимальна. Кроме того, отрасль, с одной стороны, испытывает разрушающее влияние конкуренции из-за низких входных барьеров (при оборудовании низкого качества и обеспечиваемым им спектром услуг). С другой стороны, приобретение качественного оборудования при техническом перевооружении (например, при переходе на цветную печать) требует существенных инвестиций, срок окупаемости которых (в силу малой прибыли) достаточно велик. Мировые тенденции развития полиграфической отрасли, а также политика, реализуемая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям по отношению к подведомственным предприятиям, состоят в консолидации предприятий и создании многопрофильных холдингов, оказывающих максимально широкий спектр услуг. Правительство Москвы уже располагает одним полиграфическим холдингом - ОАО "Пушкинская площадь", максимально конкурентоспособным в условиях России. Следовательно, расходовать средства на обширную инвестиционную программу других полиграфических предприятий нецелесообразно. Говоря о политике по отношению к частным полиграфическим предприятиям, следует сосредоточить усилия на взаимодействии с общественными объединениями отрасли и, в случае необходимости, на административной и законодательной поддержке выдвигаемых ими инициатив. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Количество точек распространения печатной продукции (стационарных и нестационарных) на 1000 жителей по различным районам города Москвы. 2. Количество точек распространения печатной продукции (стационарных и нестационарных) в городе. 3. Количество точек распространения печатной продукции (стационарных и нестационарных) на 1 кв.км по различным районам города. 4. Доля точек распространения печатной продукции, в которых присутствует социально значимая продукция; 5. Тираж печатных СМИ, издаваемых при поддержке Комитета, а также тираж печатных СМИ, издаваемых при поддержке органов исполнительной власти города Москвы и объемом бюджетного финансирования отрасли. 5.2. Создание условий для развития электронных средств массовой информации Основной целью московских телерадиокомпаний является максимальное удовлетворение потребностей аудитории, в первую очередь Московского региона, в обеспечении конституционного права граждан на получение социально значимой информации, а также информации о различных сферах жизни города, государства и общества в целом. Москва традиционно является центром притяжения для компаний, работающих в сфере телекоммуникаций и электронных средств массовой информации. В настоящее время существуют устойчивые мировые тенденции в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. Первая из них - использование цифровых технологий и переход к цифровому вещанию. В Европе переход от аналогового к цифровому наземному эфирному вещанию запланирован к 2012, в России - к 2015 году. Использование цифровых методов обработки сигналов позволяет существенно увеличить емкость существующих частотных каналов, приводит не только к совершенно новому набору и качеству предоставляемых услуг, но и ставит новые задачи по созданию условий для адаптации сферы массовых коммуникаций и пользователей к рыночным условиям, а также нормативно-правовому обеспечению. Активно развивается телевидение высокой четкости (ТВЧ), на которое уже ориентируется значительное число производителей телевизионных приемников. Вторая тенденция - развитие новых видов услуг, обеспечивающих распространение телерадиоконтента по мультисервисным сетям, домовым компьютерным сетям, по сетям фиксированной и мобильной телефонной связи. Многие субъекты Российской Федерации в инициативном порядке (а также при поддержке федеральных органов) проводят собственные работы в данном новом и комплексном направлении развития электронных СМИ. Крупнейшим оператором сетей кабельного телевидения в городе Москве является ОАО "Мостелеком", сети которого охватывают 9 административных округов города Москвы (кроме Юго-Восточного административного округа города Москвы). В настоящее время ОАО "Мостелеком" ведет строительство новой широкополосной мультисервисной сети, отвечающей требованиям современных технологий. Создание указанной сети позволит существенно повысить техническое качество телевещания, обеспечить распространение 27-ми и более ТВ каналов, включая спутниковые (в открытом аналоговом доступе). Срок окончания работ - 2009 год. Мультисервисная сеть даст возможность организовать общегородскую инфраструктуру сбора телеметрических данных с жилого фонда и повысить эффективность работы общегородских коммунальных служб. Кроме того, пользователи сети получат дополнительную возможность доступа в Интернет. Другим крупным сетевым оператором является ЗАО "Комкор-ТВ" (торговая марка AKADO). Оператор ведет активное строительство сетей, обеспечивающих жителей качественным телевизионным вещанием и дополнительными услугами. В зоне охвата сети полностью находятся четыре административных округа города Москвы: Центральный, Северо-Восточный, Северо-Западный и Зеленоградский. Кроме того, сеть охватывает большие участки территории в Западном, Юго-Западном и Южном административных округах города Москвы. Для информирования населения о различных сферах жизни города, государства и общества в целом Правительством Москвы учреждены телерадиокомпании "ТВ Центр", "ТВ Столица", "ТВ Столица плюс", Концерн "Радио-Центр" и "Школьник ТВ". Сегодня телеканал "ТВ Центр" по охвату аудитории далеко вышел за рамки регионального. Его передачи смотрят более чем в 460 городах и населенных пунктах 76 регионов России. Аудитория канала - свыше 90 миллионов зрителей (62% населения страны). Сохранив в качестве определяющей социальную направленность вещания, телеканал в условиях резко обострившейся конкуренции увеличил постоянную аудиторию в Москве на 9,5%, в России - на 13,8%. Завершилось принципиальное формирование сетки вещания, подготовлены и вышли в эфир 15 новых цикловых телепроектов, большинство которых хорошо приняты аудиторией, получили признание телевизионного сообщества. Телеканал "ТВ Столица" является городским кабельным информационным круглосуточным каналом, осуществляющим вещание на всей территории города. Полноценно функционирует созданный в 2006 году кабельный телеканал "Столица плюс" на 11 специальном канале. Телекомпания "Школьник ТВ" производит школьные учебные программы и образовательные фильмы для московских школ, которые распространяются также в других регионах России в пакете телеканалов компании "Космос ТВ". Концерн "Радио-Центр" формирует программы радиостанций "Говорит Москва" и "Общественное Российское Радио". В настоящее время аудитория радиостанции "Говорит Москва" составляет 900 тыс. человек. Радиостанция "Общественное Российское Радио" за период 2006-2007 гг. на треть расширила сеть городов вещания и в настоящее время осуществляет трансляцию радиопрограмм в эфире 33 регионов России, потенциальная аудитория радиослушателей составляет 20 млн. человек. В связи с развитие цифровых технологий вещания и производства контента стоит острейшая проблема технической модернизации оборудования телекомпаний, находящихся в ведении города ("ТВ Центр", "ТВ Столица", "Столица Плюс",), создание собственной производственной базы телеканала "ТВ Столица". Сегодня физический износ технологического оборудования ОАО "ТВ Центр" составляет около 70%, устарело программное обеспечение, требуется модернизация комплекса подготовки и выдачи в эфир информационных программ канала. Стоит задача обеспечить доставку программ "ТВ Столица" и "Столица Плюс" до каждой московской квартиры. Говоря о развитии инфраструктуры и техническом оснащении электронных СМИ, необходимо отметить потребности кабельных телеканалов "ТВ Столица" и "Столица плюс" в выделении дополнительных помещений для размещения и строительстве новых студий. В настоящее время технологическое оборудование телеканала "ТВ Столица" морально и физически устарело, а телеканал "Столица плюс", не имея собственного оборудования, арендует его у Департамента имущества города Москвы. Требует выхода на качественно новый уровень городское радиовещание. Особым вопросом является содержательное наполнение теле-, радиоканалов. Московские теле- и радиоканалы несут большую общественную нагрузку. Широко освещается деятельность Правительства Москвы по реализации программ социальной направленности. При этом одной из основных задач является наглядная информационная поддержка реализации в Москве приоритетных национальных проектов, ежегодных программ социально-экономического развития города. Цели: создание в городе условий для развития электронных СМИ и телекоммуникаций, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим международным образцам при соблюдении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города. Задачи: 1. Разработка технической политики, направленной на развитие электронных СМИ и телекоммуникаций. 2. Обеспечение всех жителей города многоканальным качественным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных теле- и радиоканалов и предоставление дополнительных услуг. 3. Техническое обеспечение распространения контента, созданного при поддержке Правительства Москвы. 4. Выработка и апробация механизмов перехода от аналогового на цифровое вещание. 5. Совершенствование нормативно-правовой базы развития электронных СМИ. Для решения поставленных проблем Комитет располагает следующими инструментами: 1. Разработка программной и технической политики, направленной на развитие электронных средств массовой информации. Основное направление развития технической инфраструктуры - модернизация оборудования компаний, поддерживаемых Правительством Москвы ("ТВЦ", "ТВ Столица", "Столица Плюс"), создание аппаратно-студийного комплекса Концерна "Радио-Центр", обеспечивающего производство и трансляцию с помощью современных средств телекоммуникаций, необходимого количества специализированных (тематических) радиоканалов. Одним из направлений развития регионального вещания канала "ТВ Центр" должно стать создание проектов спутникового распространения совместных программ, где программа канала "ТВ Центр" используется в качестве "несущей". С переходом окружных студий кабельного телевидения на отдельный канал, "ТВ Столица" становится городским круглосуточным каналом, а телеканал "Столица Плюс" - территориальным каналом окружного и районного уровня. В связи с этим остро стоит задача полноценного содержательного наполнения телеканалов. Необходимо более конструктивное, тесное взаимодействие держателя лицензии - телеканала "Столица Плюс" с окружными студиями кабельного телевидения в целях более значительного обеспечения его содержательного наполнения, включая подготовку регламентов взаимодействия, определение требований к окружным студиям кабельного телевидения, условий софинансирования в зависимости от допуска к эфиру районных и окружных студий на определенное время. В части кабельного телевидения, наиболее значимого для города способа доставки сигнала до конечного потребителя, требуется развитие конкуренции и обеспечение полного охвата жителей вещанием. Рост тарифов и особенности продажи услуги (пакеты каналов) на кабельное телевидение, особенно для социально незащищенных групп граждан, приводит к увеличению доли затрат жителей на телевидение в общем доходе. Условием поддержки кабельных каналов должно быть проведение ими определенной политики, ориентированной на клиента, а также предоставление определенного времени вещания для целей, определяемых органами государственной власти города Москвы. Требуется разработка механизмов поддержки социально незащищенных слоев населения в части доступа к телеканалам (прежде всего, отсутствие ущемления данных категорий населения при доступе к пакетам каналов), а также при переходе к цифровому вещанию. 2. Разработка методологии и организация на постоянной основе мониторинга объема и качества услуг электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и связи, распространение телерадиоконтента на территории города Москвы и стоимости услуг указанных операторов, а также мониторинга программного наполнения городских телеканалов. Полномочия органов власти субъекта Российской Федерации не позволяют осуществлять функцию контроля за работой электронных средств массовой информации. В этой связи актуальным является организация на постоянной основе в городе мониторинга объема и качества услуг электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и связи, занимающихся распространение телерадиоконтента на территории города Москвы и стоимости услуг указанных операторов, а также мониторинга программного наполнения городских телеканалов. В целях систематизации этой работы необходимо также создать постоянно обновляемую городскую базу данных электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и связи. В ней будет аккумулироваться техническая информация, в первую очередь, данные по социально-экономическим аспектам отрасли: тарифная политика, доступность тех или иных услуг по территориальному и социальному принципам, доля затрат на получение по телекоммуникационным сетям теле- и радиопрограмм в бюджете жителей города и иные значимые параметры. Создание (в том числе во взаимодействии с действующими системами мониторинга зрительской аудитории телеканалов) системы мониторинга и базы данных по телекоммуникационным операторам и электронным СМИ позволит городу взять на себя оперативное реагирование на низкое качество вещания (как правило, население обращается именно в городские органы власти, не делая разницу между федеральными, региональными и муниципальными полномочиями), участвовать в формировании тарифной политики операторов и электронных СМИ за счет участия города в программах развития сетей, системно организовать работу с жалобами населения. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Количество электронных СМИ и телекоммуникационных операторов, их перечень и объемы их бюджетного финансирования. 2. Перечень предоставляемых услуг. 3. Качество предоставляемых услуг, качество трансляции, количество каналов и т.п. 4. Доля аналогового и цифрового вещания. 5. Социально-экономические показатели: охват, стоимость по различным видам услуг, доля затрат на получение по телекоммуникационным сетям теле- и радиопрограмм в среднем доходе жителей города и т.д. 6. Охват аудитории телеканалов "ТВ Центр", "ТВ Столица", "Столица плюс" и радиостанции "Говорит Москва" 7. Возможность выбора абонентом пакета каналов 8. Объем бюджетного финансирования в расчете на одного пользователя (абонента). 5.3. Поддержка чтения Миссия, направленная на поддержку чтения состоит в том, чтобы сформировать у москвичей ясное понимание того, что их социальный статус, профессиональный рост, возможности самореализации напрямую связаны с уровнем их литературной грамотности, со степенью освоения мирового и отечественного литературного наследия. В настоящий момент книжная отрасль в России функционирует на рыночных принципах и, следовательно, основным ориентиром для участников рынка является извлечение прибыли. Между тем традиционно книга выполняет важнейшие культурные, социальные, образовательные и просветительские функции, для реализации которых, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка. В рамках политики Правительства Москвы по отношению к жителям города, базирующейся на принципах социальной ответственности, совершенно необходимо создание равного культурного и социального пространства, обеспечение высоких стандартов жизни каждого москвича в данной сфере. Между тем, для России характерно сокращение доли активно читающих людей, составляющей сейчас в России приблизительно 23%, тогда как в развитых странах - приблизительно 52 - 56%. Доля систематически читающей молодежи в Российской Федерации снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной, и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде. С одной стороны, падение интереса к книгам обусловлено объективным снижением значимости книг как источников информации. С другой стороны, данная ситуация усугубляется следующими негативными тенденциями развития книжного рынка в городе Москве: - падение качества производимой продукции; - недостаточное количество книжных магазинов; - сокращение ценовой доступности книжной продукции. Следует подчеркнуть, что реализация программы поддержки чтения состоит не в попытке замены рыночных отношений в книжной отрасли города Москвы административными мерами, а представляет собой лишь мягкую корректировку рыночных стимулов рыночными же методами. Цель данного направления - увеличение числа активных читателей среди жителей Москвы. Задачи: 1. Увеличение тиражей и количества названий качественной литературы, в том числе выпуск аудиокниг; 2. Расширение сети распространения литературы; 3. Обеспечение равных возможностей доступа к качественной литературе для различных категорий жителей города Москвы; 4. Информационная поддержка реализуемых мероприятий. Для решения поставленных проблем Комитет располагает следующими инструментами. 1. Увеличение тиражей и количества названий качественной литературы. Инструментом Правительства Москвы, направленным на решение задачи по увеличению тиражей и количества названий качественной литературы является книгоиздательская программа Правительства Москвы, реализуемая Городским советом по книгоизданию и Комитетом. Требуется изменить систему формирования программы. Целесообразно сформировать тематические направления качественной литературы, издание которой поддерживается Правительством Москвы, и предоставлять средства тем издательствам, продукция которых в большей степени соответствует приоритетам, установленным Городским советом по книгоизданию. Иными словами, необходимо перейти от характера формирования издательского портфеля, когда инициатива по формированию тематики принадлежит издательствам, к активной политике определения направлений и тематики литературных произведений. В первом приближении можно определить целевую нишу литературы, поддерживаемую в рамках издательской программы Правительства Москвы, как книги, направленные на формирование толерантного сознания и профилактику экстремизма в обществе, развитие межнационального общения, патриотическое воспитание граждан, проекты по истории города Москвы, посвященные его жителям, проекты по науке, культуре, книги, направленные на пропаганду здорового образа жизни, лучших достижений в сфере науки, культуры и искусства, проекты, посвященные памятным датам истории Отечества, проекты для детей и молодежи, классическую литературу. Более детальное определение должно быть разработано Городским советом по книгоизданию. При определении возможности и условий предоставления поддержки при отборе конкретных проектов, в качестве вспомогательных критериев при сравнении заявок различных проектов, кроме литературного содержания книги, целесообразно использовать такие критерии как качество издания, стоимость, включая стоимость печати и вознаграждение издательства, доля издательства по финансированию издания книги, возможности издательства по распространению тиража. 2. Расширение сети распространения литературы. Можно выделить следующие каналы распространения литературы и соответствующие им инструменты обеспечения продвижения качественной литературы: 1. Городские публичные библиотеки. Инструменты распространения: подготовка совместного проекта между Комитетом и Департаментом культуры города Москвы о направлении определенной доли тиража во все городские библиотеки. 2. Школьные библиотеки. Инструменты распространения: заключение соглашения между Комитетом и Департаментом образования города Москвы о направлении определенной доли тиража во все школьные библиотеки. 3. Подведомственные книжные магазины: "Московский дом книги" и "Эдельвейс". Инструменты распространения: установление требований по обязательному распространению определенной доли тиража всех книг в рамках программы. 4. Книжные магазины, неподведомственные Комитету. Инструменты распространения: - включение в условия поддержки проектов издательства обязательств издательства по распространению части тиража через книжные магазины и использование в качестве вспомогательного критерия поддержки издательства по распространению продукции; - активная информационная политика Комитета среди книжных магазинов по продвижению издаваемых книг. Более подробно проблема расширения инфраструктуры книжных магазинов рассматривается при описании следующего направления деятельности Комитета. 3. Обеспечение равных возможностей по доступу к качественной литературе для различных категорий жителей города Москвы. Подготовка совместного проекта Комитетом и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, предусматривающего возможность приобретения обладателями социальной карты москвича книжной продукции по льготным ценам. Подготовка совместного проекта Комитетом и рядом заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы (Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы), предусматривающего возможность распространения книжной продукции при получении гражданами каких-либо социальных услуг (например, при получении социальной ипотеки и т.п.). 4. Информационное сопровождение реализации Программы. Реализация данной Программы должна сопровождаться комплексом информационных мероприятий пропагандирующего характера: - организация проведения массовых мероприятий, пропагандирующих чтение, приобщающих детей к книге: разнообразные конкурсы, фестивали, школьные олимпиады, встречи с писателями; - заказ популяризирующих программ на телеканалах и радиостанциях, с которыми взаимодействует Комитет в рамках своей деятельности; - осуществление информирования о возможности использования социальной карты москвича для получения скидок при приобретении книг (размещение плакатов в поликлиниках, Собесах, организациях инвалидов и т.п.). 5. Проведение книжных выставок и ярмарок, в том числе совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. 6. Проведение совместно с крупнейшими издательствами специальных акций по продаже книг со скидкой определенным группам населения (студентам, пенсионерам). 7. Мониторинг книжной продукции, выпускаемой при поддержке других органов исполнительной власти города Москвы. Следует отметить, что реализация данной Программы должна сопровождаться информационной поддержкой, призванной представлять образ Москвы как одного из крупнейших в мире культурных центров и работать на имидж Правительства Москвы, четко придерживающегося принципов социальной и культурной ответственности перед жителями города. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Доля жителей города Москвы, являющихся активными читателями (по результатам опросов). 2. Общий выпуск книг в рамках программы на 1 тысячу населения в год, в том числе для семейного чтения. 3. Объем реализации литературы (в том числе бесплатной), изданной в рамках издательской программы. 4. Среднее количество выдач одной книги, изданной в рамках программы, в городских библиотеках Москвы за одной год (на основании выборки). 5.4. Развитие инфраструктуры книжного рынка Данное направление деятельности Комитета имеет вспомогательное значение по отношению к направлению "Программа поддержки чтения". Если "Программа поддержки чтения" больше концентрируется на вопросах содержания книжной продукции, то данное направление связано с инфраструктурой распространения книг. Основная проблема инфраструктуры распространения книг в Москве состоит в том, что количество книжных магазинов в Москве недостаточно и существенно отстает от количества магазинов в городах Европы (например, в Москве действует 300 книжных магазинов, а в Париже - около 3000). С одной стороны, данная ситуация является объективным следствием развития интернет-торговли и ростом стоимости приобретения или аренды недвижимости. Однако, учитывая большие территориальные размеры Москвы, а также тот факт, что для существенной части населения книжные магазины являются единственным способом приобретения книг, Правительство Москвы, в рамках создания единого культурного пространства города, должно способствовать увеличению количества книжных магазинов. Цель данного направления: увеличение количества книжных магазинов и их площади. Задачи: 1. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подведомственных книжных магазинов. 2. Создание условий для развития коммерческих книжных магазинов, в том числе малого и среднего бизнеса. Для решения стоящих задач Комитет располагает следующими инструментами. 1. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подведомственных книжных магазинов. Целесообразно реализовать в качестве одного из вариантов повышения эффективности - привлечение на конкурсной основе к управлению подведомственными предприятиями частных управляющих компаний, получающих процент от чистой прибыли управляемых предприятий. 2. Создание условий для развития коммерческих книжных магазинов. Разработка вариантов расширения площадей книжных магазинов. Привлечение участников рынка к созданию городской справочной службы, содержащей сведения об ассортименте и стоимости продукции в книжных магазинах города Москвы. Также может рассматриваться создание сети книжных интернет-магазинов с оперативной доставкой (в качестве поддержки малого предпринимательства молодежи), рекламой магазинов за счет бюджета Комитета. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Количество книжных магазинов в городе. 2. Площадь книжных магазинов в городе на душу населения. 3. Объем продаж печатной продукции (товарооборот) в расчете на душу населения. 4. Динамика прибыли подведомственных книжных магазинов на рынке Москвы по сравнению с динамикой книжного рынка города. 5. Отношение средней цены книги к среднему месячному доходу населения (используется исключительно в режиме мониторинга, а не постановки цели). 5.5. Развитие легального рынка аудио, видео и программной продукции Правительство Москвы, городские правоохранительные органы и судебная система активно работают по пресечению изготовления и распространения в городе контрафактной продукции, в том числе контрафактных CD и DVD дисков. При этом основное внимание уделяется обеспечению устойчивого функционирования потребительского рынка города, защите его от контрафактной и фальсифицированной продукции. Наиболее проблемными местами сегодня являются открытые розничные рынки и ситуация с лоточной торговлей. В отношении рынков Правительство Москвы города активно использует предоставленные последними изменениями в законодательстве права в области определения форм организации торговли в городе и контроля за деятельностью администраций рынков. В частности, принято решение о закрытии в Москве в течение 2007 года открытых рынков, специализирующихся на торговле промышленными товарами и замене их на торговые комплексы современных форматов. В таких комплексах используются не только кассовые аппараты, но и ведется электронный учет продаваемой продукции, обеспечивается ее полная сертификация. Таким образом, Правительство Москвы перекрывает доступ к потребителю основной части распространителей контрафактной продукции. В отношении работающих в городе открытых рынков, в соответствии с Федеральным законодательством, применяются меры для организации ответственной работы управляющих компаний, которые не должны допускать к торговле предприятия и предпринимателей, не прошедших установленных процедур регистрации или привлекающих к работе незаконных мигрантов. Исключение этих факторов обеспечит прозрачность работы продавцов и станет препятствием для продажи фальсифицированной и контрафактной продукции. Вместе с тем, новое законодательство об организации торговли нуждается в определенной доработке, особенно в части конкретизации мер по привлечению к ответственности управляющих компаний рынков за допущенные на рынках нарушения. Правоприменительная практика показала необходимость более четкого формулирования в законе условий и процедуры таких действий. Несколько иная ситуация складывается сегодня в сфере лоточной торговли. Правовым актом Российской Федерации с 27 марта 2007 г. лоточная торговля CD и DVD-дисками полностью запрещена. Учитывая, что она ведется стихийно, бороться с ней можно, только привлекая сотрудников органов внутренних дел, которые будут пресекать каждый подобный случай. Из-за высокой прибыльности лоточной торговли, существующие административные рычаги в виде штрафов и конфискации распространяемой продукции не приводят к неприемлемым для торговца контрафактной продукцией экономическим последствиям. Тем не менее, действия правоохранительных органов Москвы в этом направлении в последнее время заметно активизировались. В I квартале 2007 г. к ответственности за несанкционированную торговлю и распространение контрафактной продукции в городе привлечено около 2,5 тысячи нарушителей, что в три раза больше, чем за тот же период 2006 года. Однако основа проблемы заключается не в распространении, а в производстве контрафактной продукции. В Москве ощущается влияние массива "пиратских" оптических дисков, которые производятся в других регионах страны и за рубежом. В результате после введения полного запрета на лоточную торговлю, реализаторы контрафакта ищут ниши в других сегментах рынка, поскольку значительный объем производимой и ввозимой контрафактной продукции стимулирует постоянный поиск новых мест для сбыта пиратской продукции. Для противодействия изготовлению контрафактных дисков сегодня требуются системные меры. В этой связи, в тесном контакте с федеральными органами власти продолжается работа по двум важнейшим направлениям. Это создание системы, позволяющей эффективно определять производителя контрафактного диска, а также создание реестра объектов авторского права и смежных прав. В Москве разработана методика проведения трассологических экспертиз. Несменные части установленного оборудования по производству компакт-дисков оставляют на каждом диске, произведенном данной конкретной машиной, индивидуальные следы, по которым эта машина может быть идентифицирована. С учетом количества машин в России библиотека контрольных образцов на сегодняшний день составит более 150 дисков. В настоящее время идет создание электронного каталога образцов оптических носителей. Необходимость формирования реестра объектов авторского права и смежных прав вызвана практикой работы пиратских структур, которые заключают фиктивные авторские договоры с подставными лицами и компаниями и используют их для ухода от ответственности. Российское законодательство не предполагает обязательной государственной регистрации произведений и объектов смежных прав. Поэтому создается неправительственная структура с привлечением Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и объединений правообладателей, в которой заинтересованные авторы и владельцы прав могли бы закрепить свое правообладание, а пользователи - получить информацию о действительных владельцах того или иного объекта прав. На базе городского реестра легальной аудио-, видеопродукции создана информационная система, проведены консультации с региональными торгово-промышленными палатами, которые будут обеспечивать функционирование реестра по всей стране. Это обеспечит прозрачность оборота объектов авторских и смежных прав, даст возможность правоохранительным органам оперативно привлекать к ответственности производителей контрафактной продукции. Цель данного направления: увеличение количества лицензионной и ограничение доли контрафактной продукции в оптовых и розничных сетях города. Задачи: 1. Содействие правоохранительным органам в вопросах пресечения и профилактики распространения в городе контрафактной аудиовизуальной продукции. Взаимодействие с федеральными органами власти в вопросах пресечения производства контрафактной продукции. 2. Организация работы по формированию позитивного общественного мнения в вопросах легального использования интеллектуальной собственности и защиты авторских и смежных прав. 3. Социальная реклама в части использования легальной продукции. 4. Развитие технических средств борьбы с контрафактной продукцией. Инструменты: Ключевые мероприятия в сфере борьбы с контрафактной продукцией разбиваются на два блока: организационный и технологический. К организационному блоку относится создание устойчивого взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в части совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности, с контролирующими органами в части совершенствования надзорной и правоприменительной деятельности. Для повышения эффективности борьбы с контрафактной продукцией требуется активное использование в работе данных единого реестра объектов и обладателей авторского права и смежных прав. В целях совершенствования правоприменительной практики необходимо повышать квалификацию сотрудников подразделений правоохранительных органов, занимающихся борьбой с контрафактной продукцией, прокуратуры и судов. В этой связи необходимо организовать обучение указанных категорий сотрудников на базе имеющегося в городе специализированного учебного заведения - Российского государственного института интеллектуальной собственности. Необходимо продолжить совершенствование работы Комплекса по проведению экспертиз, исследований, хранению, транспортировке и уничтожению контрафактной продукции на базе Государственного унитарного предприятия города Москвы "Информзащита", в том числе созданной в его рамках трассологической лаборатории. В первую очередь необходимо решить вопрос с размещением Комплекса в помещениях, обеспечивающих его бесперебойную работу. Требуется обеспечить взаимодействие с участниками рынка, а также их объединениями для совершенствования системы распространения легальной продукции. Необходимо разработать систему поддержки распространения легально выпущенной аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей путем решения вопросов, связанных с размещением торговых точек, реализующих аудио- и видеопродукцию, в сети существующих и планируемых к открытию торговых центров, а также открытием в местах массовой торговли соответствующей продукцией магазинов-дискаунтеров, реализующих оптические диски по минимальным ценам. Требуется проведение мероприятий по формированию позитивного общественного мнения среди молодежи и студентов и неприемлемые отношения к использованию нелицензионной аудио-, видео- и программной продукции. В частности предлагается проведение открытых уроков по основам интеллектуальной собственности и ее защите в школах, колледжах и вузах города. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Объем рынка легальной аудиовизуальной продукции (в стоимостном выражении). 2. Объем легальной продукции, распространяемой через сеть Интернет и иные новые технологии (в стоимостном выражении). 3. Доля контрафактной продукции, реализуемой в городе (в процентном выражении). 5.6. Производство и распространение отечественных телефильмов В рамках Городской целевой программы создания отечественных телефильмов, действовавшей в 2005-2007 гг., успешно реализовано производство телефильмов, отвечающих интересам общества. Только в 2006 году выпущено 20 телефильмов и сериалов. В 2007 году планируется завершить работу над 32 игровыми и тремя документальными фильмами. В соответствии с Программой создания отечественных телефильмов на 2008-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы, основными тематическими направлениями поддержки являются следующие: - детское и юношеское; - военно-патриотическое; - документальное; - экранизация отечественной и зарубежной классики; - освещение проблем современной жизни. Опираясь на возможности государственного заказа при создании телефильмов, проводится активная политика с целью эффективного использования богатого культурного и литературного наследия. Московские программы предполагают государственное регулирование и стимулирование кинопроцесса. В этой связи очевидной представляется необходимость выработки определенных приоритетов. Принципиальная установка Программ состоит в ориентации на проекты нравственного и культурного содержания, отвечающие духовным запросам зрителей. Подобные произведения, требующие определенной работы зрителя при их восприятии, должны конкурировать на телеканалах с произведенной ими продукцией. Надо иметь в виду, что московская Программа телефильмов в первую очередь ставит задачу социальной рентабельности, а не экономической. Программа на 2008-2010 гг. сформирована таким образом, что учитывает на различные интересы и тенденции, существующие в обществе. Это, в первую очередь, отечественные телефильмы детской тематики, создание которых в настоящее время в кинематографе практически отсутствует, но актуальность данной тематики не вызывает сомнений, фильмы направленные на нравственное и патриотическое воспитание молодежи, экранизации литературных произведений отечественной и зарубежной классики, а также хронико-документальные фильмы. Сегодня на первое место выходит пропаганда телефильмов Программы, которая должна способствовать их продвижению в телеэфир. Это серьезная работа, успех которой принесет длительный положительный результат. Комитет приступил к созданию фонда качественных отечественных картин Программы, которые, будут неоднократно востребованы и оценены зрителями. Существуют такие моменты в жизни общества, когда появляется острая потребность в произведениях глубокого социального и культурного содержания. В целях продвижения телефильмов Программы целесообразно участие в международных и российских телерынках и телефестивалях, широкая информационная поддержка как готовых фильмов, так и на стадии их производства. В связи с тем, что постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1163-ПП утверждена Городская целевая программа создания отечественных телефильмов в городе Москве на 2008-2010 гг., во избежание дублирования мероприятий программ, представляется целесообразным включение мероприятий целевой программы создания отечественных телефильмов в городе Москве в 2009-2010 гг. в качестве подпрограммы Городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве". Цели: создание многообразных по тематике и жанрам телефильмов и телесериалов, ориентированных на широкую зрительскую аудиторию, высоко нравственного и художественного уровня, отвечающих духовным запросам зрителей. Задачи: 1. Создание фильмов, направленных на гражданское, нравственное, патриотическое и художественное воспитание россиян и повышение образовательного уровня молодежи. 2. Поддержка московских творческих кадров и столичных киностудий. 3. Расширение аудитории телефильмов, подготовленных в рамках программы Правительства Москвы. 4. Расширение сети распространения телефильмов, подготовленных в рамках программы Правительства Москвы. Инструменты: 1. Финансирование, в том числе софинансирование производства телефильмов. 2. Разработка системы оценки эффективности программы производства телефильмов, а также определение способов ее повышения, в том числе за счет оптимизации административных процедур. 3. Размещение телефильмов Программы на центральных и других телеканалах, а также распространение по кабельному и спутниковому телевидению, DVD и других носителях. 4. Оперативное взаимодействие с телевизионными и дистрибьюторскими компаниями по продвижению фильмов на телеканалы. Производство высокохудожественных фильмов не будет иметь никакого эффекта, если эти фильмы будут положены на полку. Следовательно, необходимо: - заключать соглашения с телевизионными каналами, получающими финансирование со стороны Правительства Москвы о показе (возможно не премьерном) ряда телевизионных фильмов, произведенных в рамках Программы создания отечественных телефильмов; - отдавать предпочтение телевизионным проектам тех режиссеров или продюсеров, которые предусматривают в дальнейшем содействовать организации показа снятых телевизионных фильмов. 5. Взаимодействие с профессиональным сообществом и общественными организациями при формировании Программы создания отечественных телефильмов. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Количество фильмов, произведенных в рамках Программы создания отечественных телефильмов, в том числе для семейного просмотра. 2. Общая и средняя аудитория показов телефильмов, снятых в рамках Программы создания отечественных телефильмов. 3. Участие фильмов, произведенных в рамках Программы создания отечественных телефильмов в международных конкурсах. 5.7. Кадровая поддержка отрасли Ситуация в отрасли средств массовых коммуникаций в городе Москве характеризуется не только чрезвычайным разнообразием печатных и электронных средств массовой информации, но и вовлечением в отрасль большого количества работников как творческого, так и управленческого профилей. Соответственно, важным элементом развития отрасли является повышение квалификации сотрудников СМИ, подготовка специалистов всех уровней для издательств, агентств, типографий, так как текущая ситуация с уровнем квалификации кадров, по мнению самих участников рынка, неудовлетворительная. Поскольку непосредственно повышением квалификации занимаются работники либо самостоятельно, либо в рамках корпоративных программ профессионального роста, то Комитету целесообразно сосредоточиться на решении общеотраслевых, системных задач, вырабатывая решения совместно с объединениями участников рынка. Цель: создание условий, способствующих повышению квалификации и профессиональному росту сотрудников отрасли средств массовых коммуникаций города Москвы. Задачи: 1. Проведение регулярного мониторинга рынка труда в отрасли. 2. Повышение качества профессиональных стандартов в сфере массовых коммуникаций. Для решения этих задач Комитет располагает следующими инструментами: 1. Проведение регулярного мониторинга рынка труда в отрасли (совместно с крупнейшими объединениями и предприятиями отрасли): - организация проведения мониторинга рынка труда в отрасли, предполагающее, в том числе, выявление специальностей, по которым наблюдается дефицит сотрудников нужной квалификации; - подготовка и регулярное издание сборника "Профессиональные работники медиаиндустрии города Москвы". 2. Повышение квалификации штатных сотрудников СМИ, учрежденных Комитетом, другими органами исполнительной власти города Москвы. 3. Поддержка учебных заведений отрасли, в первую очередь находящихся в сфере ведения Правительства Москвы. 4. Повышение качества профессиональных стандартов в отрасли (совместно с крупнейшими объединениями и предприятиями отрасли): - организация проведения исследования потребностей отрасли в учебных программах профессиональной подготовки и переподготовки кадров; - заключение соглашений с высшими учебными заведениями, расположенными в городе Москве, по совместной разработке программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров; - софинансирование выпуска образовательной и профессиональной литературы в рамках программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Количество лиц, прошедших обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки кадров, разработанных и внедренных при участии Комитета. 2. Тираж сборников по вопросам исследования кадрового потенциала отрасли, реализованный в текущем году. 5.8. Информационная поддержка деятельности Правительства Москвы Средства массовой информации играют здесь решающую роль - как в освещении деятельности органов исполнительной власти власти, так и в создании системы обратной связи, мониторинга общественного мнения и общественных настроений. Нет более чувствительного индикатора результативности деятельности власти, чем средства массовой информации. В 2006 году в рамках освещения деятельности Правительства Москвы организовано 46 пресс-конференций членов Правительства Москвы, руководителей органов исполнительной власти города Москвы. 19 из них транслировались в сети Интернет в режиме реального времени - на сайте Информационного центра Правительства Москвы. По итогам пресс-конференций опубликовано и вышло в эфире более трех тысяч материалов. Возрастает популярность интернет-портала Информационного центра Правительства Москвы. Он дает возможность знакомиться с важнейшими официальными документами Правительства Москвы, оперативными анонсами значимых городских мероприятий, актуальной информацией. В 2006 году его посетили свыше 650 тысяч пользователей, что в полтора раза больше, чем год назад. Показателен рост интереса пользователей к трансляциям пресс-конференций в режиме реального времени. Сейчас за их проведением следят в среднем около 1 тыс. посетителей сайта. Материалы сайта обновляются несколько раз в течение дня. Цель: освещение и разъяснение мероприятий по реализации программ социально-экономического развития, содействие формированию благоприятного образа Москвы посредством проведения целенаправленной информационной политики Правительства Москвы. Задачи: 1. Обеспечение максимально широкого представительства СМИ на мероприятиях, патронируемых или организуемых органами исполнительной власти города Москвы. 2. Планомерное, системное информирование о текущей деятельности Правительства Москвы. 3. Выявление отношения граждан и организаций к решениям Правительства Москвы. 4. Взаимодействие с органами исполнительной власти, оказывающими поддержку СМИ, а также непосредственно с учрежденными или финансируемыми органами исполнительной власти города Москвы средствами массовой информации. Для решения данных задач Комитет располагает следующими инструментами. 1. Обеспечение максимально широкого представительства СМИ на мероприятиях, патронируемых или организуемых органами исполнительной власти города Москвы. С этой целью Комитет: - рассылает в средства массовой информации (в том числе интернет-СМИ) сведения о таких мероприятиях; - заключает соглашения со средствами массовой информации, финансируемыми органами исполнительной власти города Москвы, о подготовке публикаций по итогам проведения мероприятий; - обеспечивает участие на мероприятиях представителей подведомственных СМИ ("Тверская, 13" и "Москвичка"). 2. Планомерное, системное информирование о текущей деятельности Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы. Для решения данной задачи Комитет: - ведет интернет-сайт Комитета, выполняющего функцию представительства в сети Интернет Информационного центра Правительства Москвы; - еженедельно организует пресс-конференции руководителей органов исполнительной власти города Москвы; - оказывает финансовую поддержку подготовки и выпуска крупнейшими общественно-политическими изданиями (в том числе интернет-изданиями) специальных тематических страниц, посвященных жизни города Москвы и деятельности Правительства Москвы. Целесообразно разработать систему оценки эффективности использования бюджетных средств в данной сфере с учетом ожидаемого среднего и суммарного тиража изданий или количества посетителей сайта (для интернет-СМИ), объема тематических страниц, периодичности выхода страниц, рубрикатора, ожидаемой стоимости; - финансирует издание отдельных тематических сборников, посвященных решениям Правительства Москвы в определенной области; - курирует деятельность подведомственных СМИ; - организует конкурсы на присуждение премий Москвы в области журналистики. Целесообразно активно развивать новые направления работы интернет-портала. Это - мобильная версия сайта, позволяющая пользователям мобильных устройств получать новостные материалы, это и технология SMS-вещания, при которой абонент "Новость дня" оперативно получает на мобильный телефон наиболее актуальные сообщения. При этом важно четкое и однозначное разграничение функций Комитета и Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. 3. Выявление отношения граждан и организаций к решениям Правительства Москвы. Для осуществления информационного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и жителей Комитет организует исследования общественного мнения, мнения представителей организаций о решениях Правительства Москвы. Прежде всего, это проведение мониторинга СМИ в части реакции общества на действия и решения органов государственной власти города Москвы, а также проведение социологических исследований и опросов общественного мнения. Тематика опросов общественного мнения в настоящий момент формируется по предложениям департаментов, комитетов и управлений города Москвы. В 2006 году было проведено 24 социологических исследований и опросов. Данное направление требует усиления в связи с необходимостью мониторинга качества и доступности бюджетных услуг (например, "одно окно", "колл-центр" с системой оперативного реагирования и т.п.). Следует отметить, что в настоящий момент данное направление существенно недофинансировано и требует кардинального увеличения количества опросов и улучшения их качества. Для обеспечения обратной связи граждан и организаций с органами исполнительной власти города Москвы предлагается создать систему оперативного определения мнения москвичей по актуальным вопросам. Например, в течение одного или двух дней накануне или после обсуждения того или иного вопроса на заседании Правительства Москвы получить данные о том, что думают граждане об этой проблеме. 4. Взаимодействие с органами исполнительной власти города Москвы, оказывающими поддержку СМИ, а также непосредственно с учрежденными или финансируемыми органами исполнительной власти города Москвы средствами массовой информации. В настоящий момент большинство органов исполнительной власти города Москвы выступают в качестве учредителей СМИ, освещающих проблематику развития отраслей, курируемых учредителями, и финансируют их деятельность. Важно подчеркнуть, что Комитет не ставит целью получить финансовый контроль над отраслевыми СМИ, учрежденными другими органами исполнительной власти города Москвы, однако как орган исполнительной власти города Москвы, отвечающий за освещение деятельности Правительства Москвы, Комитет считает необходимым реализацию следующих мероприятий: - осуществление систематического мониторинга всех СМИ (в том числе интернет-СМИ), учрежденных или финансируемых органами исполнительной власти города Москвы (определение выходных параметров: тираж, периодичность выхода, объем содержания, объем поддержки); - обеспечение единых подходов в освещении деятельности Правительства Москвы и иных органов государственной власти города Москвы. Поскольку Комитет не может и не ставит своей целью административное влияние на политику учредителей и редакций СМИ учрежденных или финансируемых органами исполнительной власти города Москвы, наиболее перспективной формой воздействия на СМИ является выделение средств на публикации, проведение специализированного конкурса среди изданий, учрежденных органами исполнительной власти города Москвы, дополнительная материальная поддержка победителей конкурса и т.п. Именно такая непрямая поддержка должна рассматриваться в качестве основного инструмента Комитета в обеспечении информационного единства в освещении политики Правительства Москвы. Возможно, в перспективе по инициативе учредителей Комитет будет организовывать конкурс на печать и распространение нескольких СМИ, учрежденных различными органами исполнительной власти города Москвы, добиваясь за счет увеличения заказа снижения себестоимости производства. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Среднее количество информационных сообщений в СМИ по результатам мероприятий, патронируемых или организуемых Правительством Москвы. 2. Средняя суммарная аудитория СМИ, освещающих деятельность Правительства Москвы на постоянной основе (по видам СМИ). 3. Среднее количество посетителей сайта Комитета. 4. Количество исследований мнений граждан и организаций города Москвы, проведенных на основании репрезентативной выборки за год. 5. Доля СМИ, учрежденных или финансируемых органами исполнительной власти города Москвы, полные сведения о которых присутствуют в базе данных Комитета. 6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Средства бюджета города Москвы на реализацию мероприятий городской целевой программы, внебюджетные источники финансирования. 7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ В формировании и реализации целевой программы предполагается участие следующих органов исполнительной власти города Москвы: - осуществляющих расходы на поддержку печатных и электронных СМИ (Департамент образования города Москвы, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы и т.д.); - обеспечивающих развитие инфраструктуры телекоммуникаций (Департамент транспорта и связи города Москвы, Управление информатизации города Москвы) во взаимодействии с органами местного самоуправления); - обеспечивающих информационную поддержку деятельности Правительства Москвы (Комитет общественных связей города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы). Контроль за реализацией Программы осуществляют: - Департамент экономической политики и развития города Москвы в рамках предоставленных полномочий; - Контрольно-счетная палата города Москвы; - Главное управление государственного финансового контроля города Москвы; - другие органы исполнительной власти города Москвы в рамках своей компетенции. 8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Государственный заказчик программы - Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. Основной разработчик программы - Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. 9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Управление программой базируется на следующих управленческих принципах: - мероприятия программы по каждому направлению носят неоднократный характер, то есть в обязательном порядке содержат разработку и утверждение нормативных правовых актов, проведение пилотного внедрения, мониторинг результатов внедрения, обучение вовлеченных служащих и должностных лиц; - результаты программы (промежуточные и конечные) в обязательном порядке ежеквартально публикуются в сети Интернет и печатных СМИ; - по каждому направлению формируются мероприятия по мониторингу результативности программы, обеспечиваемые государственным заказом на проведение статистических работ, социологических исследований и опросов общественного мнения (в зависимости от выбранных индикаторов результативности). Государственный заказчик программы: - обеспечивает согласованность действий органов исполнительной власти города Москвы по реализации программных мероприятий; - обеспечивает создание и взаимодействие с общественными структурами (общественными советами), участвующими в мониторинге исполнения программы; - несет ответственность за реализацию программы в целом; - готовит ежеквартальный и ежегодный отчет о ходе реализации программы; - организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом программных мероприятий; - организует размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации программы, проведении торгов и т.д.; - государственный заказчик программы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы два раза в год краткие отчеты о ходе выполнения программных мероприятий для обеспечения мониторинга хода реализации целевой программы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|