Расширенный поиск

Постановление Городской Думы Москвы от 03.10.2012 № 226

 



                            М О С К В А

                     МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 3 октября 2012 года N 226


Об отзыве на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании
                      в Российской Федерации"

     Рассмотрев   проект   федерального   закона   N  121965-6  "Об
образовании   в  Российской  Федерации",  внесенный  Правительством
Российской Федерации,

     МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА  П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

     1. Направить  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания
Российской   Федерации   отзыв   на   проект   федерального  закона
N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (приложение).
     2. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.


П.п. Председатель Московской
     городской Думы                                    В.М.Платонов



                                         Приложение
                                         к постановлению Московской
                                         городской Думы
                                         от 3 октября 2012 года
                                         N 226


                  Отзыв Московской городской Думы
     на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании
                      в Российской Федерации"

     В  Московскую  городскую  Думу  поступил  проект  федерального
закона  N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (далее -
законопроект).
     Законопроект  направлен  на совершенствование законодательства
Российской Федерации в области образования.
     Однако  заметим,  что  в  тексте законопроекта, на наш взгляд,
содержится  ряд  неточностей,  которые могут отрицательно сказаться
на возможности реализации отдельных его положений.
     В  частности,  требуется уточнить перечень полномочий субъекта
Российской  Федерации  в  области образования, исходя из содержания
других  статей  законопроекта,  а  также  действующего  в настоящее
время законодательства в области образования.
     Так,   часть   2   статьи  22  законопроекта  определяет,  что
государственной  является  образовательная организация, созданная в
том  числе  субъектом  Российской  Федерации.  Часть  2  статьи  10
законопроекта   предусматривает  осуществление  полномочий  органов
местного  самоуправления  в  сфере  образования,  в  том  числе  по
закреплению   образовательных   организаций   субъекта   Российской
Федерации  за  конкретными  территориями  в соответствии с законами
субъектов  Российской  Федерации  -  городов  федерального значения
Москвы   и   Санкт-Петербурга.   Таким   образом,  законопроект  не
исключает  возможность  существования  образовательных  организаций
субъектов  Российской  Федерации  и реализацию такими организациями
общеобразовательных  программ. Однако в перечне полномочий субъекта
Российской   Федерации,   устанавливаемом   в   части  1  статьи  9
законопроекта,    полномочие    по    организации    предоставления
общедоступного  и  бесплатного общего образования в образовательных
организациях  субъекта  Российской  Федерации отсутствует. Вместе с
тем  в статье 59 проекта федерального закона N 121975-6 "О внесении
изменений  в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи  с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации"  и  признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации",  излагающей в новой редакции подпункты
13 - 14-1 пункта 2 статьи 26-3 Федерального  закона  от  6  октября
1999  года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации",   исключается  соответствующее
полномочие  субъекта  Российской  Федерации,  в   настоящее   время
предусмотренное  подпунктом  13-1  пункта  2 статьи 26-3 указанного
Федерального закона.  Отсутствие такого полномочия влечет за  собой
невозможность  его финансового обеспечения за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации,  что  недопустимо  с  точки  зрения
обеспечения государственных гарантий конституционного права граждан
на общедоступное и обязательное общее образование.
     Представляется  также  целесообразным  конкретизировать, права
каких  граждан на получение бесплатного общедоступного дошкольного,
начального  общего,  основного  общего, среднего общего образования
должен  обеспечивать  субъект  Российской  Федерации.  Так, в целях
реализации   принципа  общедоступности  образовательных  учреждений
каждый  субъект Российской Федерации должен обеспечить прежде всего
их  территориальную  доступность,  а  именно  создать  условия  для
безопасного  перемещения  (проезда)  детей  от  места  проживания к
образовательной  организации  и  обратно.  При  формировании своего
бюджета   субъект   Российской   Федерации  предусматривает  в  нем
денежные  средства  в количестве, достаточном для обеспечения права
граждан,   проживающих   на   территории   субъекта,  на  получение
общедоступного   и   бесплатного  дошкольного,  начального  общего,
основного  общего,  среднего общего образования, руководствуясь при
этом  данными  регистрационного  учета,  который  в соответствии со
статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I
"О  праве  граждан  Российской  Федерации  на свободу передвижения,
выбор  места  пребывания  и  жительства   в   пределах   Российской
Федерации"  вводится  в  целях  обеспечения необходимых условий для
реализации  гражданином  Российской  Федерации  его   прав.   Таким
образом,  наряду  с  закреплением  обязанности  субъекта Российской
Федерации   по   финансовому   обеспечению   получения   гражданами
образования     и     обеспечению    территориальной    доступности
образовательных  организаций  необходимо  уточнить,  что  указанная
обязанность  возникает у субъекта Российской Федерации прежде всего
перед  гражданами,  имеющими   место   жительства   на   территории
конкретного субъекта Российской Федерации.
     Кроме  того,  следует более четко определить размер бюджетного
финансирования     муниципальных    и    частных    образовательных
организаций,  поскольку  формулировка  "в  размере,  необходимом  и
достаточном"  позволит  толковать  указанную  норму расширительно и
неоднозначно.
     В настоящее  время Федеральным законом от 28 февраля 2012 года
N 10-ФЗ "О внесении изменений  в  Закон  Российской  Федерации  "Об
образовании"  и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах
организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"
(далее - Федеральный закон N 10-ФЗ)  была  установлена  обязанность
субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальных  образований
оказывать содействие гражданам в получении дошкольного  образования
в  форме  финансового обеспечения негосударственных образовательных
организаций  в  размере,  необходимом   для   реализации   основной
общеобразовательной  программы  дошкольного  образования,  в  части
финансирования расходов на оплату труда педагогических  работников,
расходов   на   учебно-наглядные   пособия,   технические  средства
обучения,  игры,  игрушки,  расходные материалы  в  соответствии  с
нормативами,   установленными   для  муниципальных  образовательных
учреждений.
     Принимая   новый   законодательный   акт,   нельзя   допускать
ухудшения  существующего положения, кроме того, очевидно, что столь
быстрая    отмена    положений    Федерального   закона   N   10-ФЗ
свидетельствует  о нестабильности законодательства, о неустоявшейся
системе  регулирования  сферы  образования,  поэтому представляется
необходимым  учесть  в законопроекте вопрос финансового обеспечения
негосударственных образовательных организаций.
     Одновременно   предлагается  исключить  дублирование  гарантий
права  граждан  на получение дошкольного образования. Так, частью 2
статьи  66  законопроекта  предусмотрено,  что  размер  взимаемой с
родителей   платы   устанавливается   учредителем   образовательной
организации  с  учетом  материального положения родителей (законных
представителей)   обучающихся.   На   практике   это  выражается  в
частичном  (от  20  до  100  процентов)  освобождении  от  платы за
содержание  ребенка  в  дошкольной образовательной организации. При
этом  в части 4 указанной статьи предполагается выплата компенсации
в  размере  от  20  до  70  процентов среднего размера родительской
платы,   которая,  по  сути,  является  возвратом  части  внесенных
родительских   средств,   что  может  быть  однократно  учтено  при
установлении размера родительской платы.
     В  соответствии  со статьей 17 законопроекта образование может
быть  получено  и  в  организациях,  осуществляющих образовательную
деятельность,   и   вне   таких   организаций  (в  форме  семейного
образования  и  самообразования)  с правом последующего прохождения
промежуточной    и    государственной   (итоговой)   аттестации   в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
     Для   обучающихся,   получающих  образование  в  организациях,
осуществляющих    образовательную    деятельность,   законопроектом
устанавливаются  последствия  неосвоения содержания образовательных
программ  (статья  67).  Однако  последствия  неосвоения содержания
образовательных  программ  общего  образования  при  семейной форме
обучения или при самообразовании законопроектом не предусмотрены.
     В  связи  с  изложенным  предлагается  внести  в  законопроект
следующие изменения.
     1. В части 1 статьи 9:
     1)  пункт  3  после  слов  "прав граждан" дополнить словами ",
имеющих  место  жительства  на территории соответствующего субъекта
Российской   Федерации,",   слова  "и  достаточном  для  реализации
основных    общеобразовательных    программ    в   соответствии   с
федеральными    государственными    образовательными   стандартами"
заменить   словами  "для  реализации  основных  общеобразовательных
программ   в   части   финансирования   расходов  на  оплату  труда
работников  общеобразовательных  учреждений, расходов на учебники и
учебные   пособия,   технические   средства   обучения,   расходные
материалы   и  хозяйственные  нужды  (за  исключением  расходов  на
содержание   зданий  и  коммунальных  расходов,  осуществляемых  из
местных  бюджетов)  в  соответствии  с  нормативами, установленными
законами субъекта Российской Федерации";
     2)   пункт  4  после  слов  "получения  гражданами"  дополнить
словами
     ",  имеющими  место  жительства на территории соответствующего
субъекта   Российской   Федерации,",   слова   "и  достаточном  для
реализации  основных  общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными    государственными    образовательными   стандартами"
заменить   словами  "для  реализации  основных  общеобразовательных
программ   в   части   финансирования   расходов  на  оплату  труда
работников  общеобразовательных  учреждений, расходов на учебники и
учебные   пособия,   технические   средства   обучения,   расходные
материалы   и  хозяйственные  нужды  (за  исключением  расходов  на
содержание   зданий  и  коммунальных  расходов,  осуществляемых  из
местных  бюджетов)  в  соответствии  с  нормативами, установленными
законами субъекта Российской Федерации";
     3) дополнить пунктами следующего содержания:
     "__)   обеспечение   государственных  гарантий  прав  граждан,
имеющих  место  жительства  на территории соответствующего субъекта
Российской  Федерации,  на  получение  общедоступного и бесплатного
дошкольного,  начального  общего, основного общего, среднего общего
образования,  а также дополнительного образования в образовательных
организациях   субъекта   Российской  Федерации  в  соответствии  с
нормативами,    установленными    законами    субъекта   Российской
Федерации;
     __)   обеспечение   получения   гражданами,   имеющими   место
жительства   на  территории  соответствующего  субъекта  Российской
Федерации,  дошкольного  образования в негосударственных дошкольных
образовательных  учреждениях  в размере, необходимом для реализации
основной  общеобразовательной  программы  дошкольного образования в
части   финансирования  расходов  на  оплату  труда  педагогических
работников,  расходов  на  учебно-на-глядные  пособия,  технические
средства   обучения,   игры,   игрушки,   расходные   материалы   в
соответствии   с   нормативами,  установленными  законами  субъекта
Российской Федерации;".
     2. Часть 4 статьи 66 исключить.
     3. Статью      67      законопроекта     дополнить     нормой,
предусматривающей  последствия  неосвоения образовательных программ
обучающимися,    получающими    образование   в   форме   семейного
образования и самообразования.
     Московская  городская  Дума поддерживает законопроект с учетом
указанных замечаний.


Информация по документу
Читайте также