Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 30.01.1996 № 85М О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 19.08.2014 г. N 473-ПП Об инвестиционном проекте организации рынка молока и молочной продукции в Москве Молокоперерабатывающая отрасль Москвы испытывает серьезные экономические трудности, решение которых требует масштабной структурной перестройки, совершенствования экономических взаимоотношений с поставщиками сырья и ценовой политики. В нынешних условиях при сохранении традиционно высокого спроса на основные продукты питания, среди которых особую роль играют молоко и молочные продукты, произошел резкий спад их общего потребления и производства. Одновременно имеет место увеличение доли импорта указанных продуктов в общей структуре потребления. Повышение в 1995 году таможенных пошлин на импортные продукты питания ограничило объем импорта молочных продуктов и с учетом положения дел в животноводстве и перерабатывающей промышленности России может привести к заметному снижению потребления молочной продукции в Москве. Возможное ухудшение положения на рынке молокопродуктов усугубляется тем, что на протяжении последнего времени цены на товары молочной группы росли быстрее, чем на большинство других продуктов питания. Сокращение объемов производства молока и молочной продукции на молокоперерабатывающих предприятиях Москвы и областей центральной России обусловлено прежде всего снижающимся спросом. При этом биологическая потребность в молокопродукции в Москве удовлетворяется лишь на 58% при загрузке производственных мощностей московских предприятий в среднем на 42%. С учетом ввоза молочной продукции из других регионов потребности Москвы в настоящее время удовлетворяются за счет продукции российского производства только на 50%, а с учетом импорта - на 80%. Анализ сложившейся ситуации позволил выявить возможность предотвращения потерь городского бюджета, возникающих за счет сокращения производства на московских предприятиях и отсутствия необходимой инфраструктуры реализации продукции. Придавая исключительное значение снабжению Москвы высококачественной молочной продукцией, Правительство Москвы постановляет: 1. Поддержать концепцию организации рынка молока и молочной продукции в Москве, предложенную Департаментом внешних связей, и возложить на него координацию всех работ по реализации данной концепции (приложение). 2. Принять предложение Департамента внешних связей об организации специализированного открытого акционерного общества для реализации инвестиционной программы по организации рынка молока и молочной продукции в Москве. 3. Департаменту внешних связей и Комитету по управлению имуществом Москвы организовать работу по созданию акционерного общества открытого типа с уставным фондом 100 млрд. рублей. 4. Учитывая социальную значимость обеспечения города молоком и молочными продуктами, признать необходимым участие города Москвы в качестве учредителя акционерного общества в размере 25% уставного фонда. Изменение доли города в уставном фонде может производиться только на основании постановления Правительства Москвы. 5. Департаменту внешних связей: - предусмотреть в валютном фонде города на 1996 год эквивалент 25 млрд. рублей для внесения в уставный фонд акционерного общества; - привлечь других учредителей акционерного общества из числа российских и иностранных фирм и финансовых институтов; - при заключении договора о доверительном управлении долей города предусмотреть достижение обоснованных показателей по объемам продаж и доходности вложений. 6. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту промышленности, префектам административных округов оказывать содействие в реализации концепции. 7. Сопровождение инвестиционного проекта по организации рынка молока и молочной продукции в Москве поручить АО "Мосвнешинформ" на договорной основе. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Орджоникидзе И.Н. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 30 января 1996 г. N 85 КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В МОСКВЕ Москва - 1995 ВВЕДЕНИЕ Поводом для разработки представляемого проекта послужила ситуация, сложившаяся в середине 1995 года в молочном комплексе Москвы. Она характеризуется значительным сокращением производства молочной продукции на московских молокоперерабатывающих предприятиях (ММП), использованием в производстве молочной продукции большого количества сухого молока, частым отсутствием молочной продукции во многих торговых точках, неудовлетворительной организацией торговли цельным молоком. Все это происходит на фоне сохранения потребления молочных продуктов в Москве на уровне 1992 года, при этом московские предприятия постоянно снижают долю присутствия на рынке, что негативно сказывается также на налоговых поступлениях в бюджет города. Анализ сложившейся ситуации показал: потери городского бюджета за счет сокращения производства на московских предприятиях; затраты бюджета на закупки недостающей молочной продукции и, в первую очередь, сухого молока; социальную напряженность, возникающую в связи с ростом цен на молоко как продукт первой необходимости. Выполненная работа построена на анализе и обработке статических данных, а также на данных прямого обследования сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий. Анализ рынка Москвы и московских молокоперерабатывающих предприятий позволил сделать следующие выводы. Полная мощность всех ММП по переработке молока (сырье) составляет около 4500 т/сутки. В настоящее время ММП перерабатывают молоко в объеме около 1300 т/сутки, что составляет менее 35% от их полной мощности. С учетом ввоза молочной продукции из других регионов потребности Москвы в настоящее время удовлетворяются за счет продукции российского производства лишь наполовину, а с учетом импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья они удовлетворяются на 80%. Обследование молокоперерабатывающих предприятий рынка молочной продукции в Москве показало, что за последние 3 года имеет место неуклонное сокращение объемов производства молока и молочной продукции на ММП в среднем на 13,6% в год. К концу 1995 года имело место сокращение объемов производства на ММП по сравнению с 1992 г. в 1,9 раза. Это сокращение компенсируется продукцией региональных производителей из центральных областей России и импортом из стран ближнего и дальнего зарубежья. Неудовлетворительное состояние обеспечения Москвы молоком и молочной продукцией обусловлено тем, что на рынке сложился паритет платежеспособного спроса и предложения на высоком уровне цен, значительно превышающем платежеспособность основной части населения. Проведенные оценки показывают, что в настоящее время цена предложения на молоко в Москве, по крайней мере, в 1,5 раза превышает цену спроса. В этой ситуации простое увеличение загрузки ММП не дает эффекта увеличения потребления (реализации) молока и молочной продукции в Москве. Высокий уровень цен на молоко и молочную продукцию в Москве в значительной мере обусловлен неудовлетворительным состоянием платежей в молочном комплексе. Задержки в платежах хозяйствам -поставщикам сырья достигают нескольких месяцев (до полугода и более). В этих условиях хозяйства вынуждены закладывать в отпускные цены инфляционные потери. В результате превышения розничных цен над себестоимостью производства молочной продукции по всему молочному комплексу достигает от 1,65 до 3 раз. Из этого следует, что при вполне удовлетворительной рентабельности всех участников кооперации по производству, переработке и реализации молока на уровне 20% существует резерв для относительного снижения цен на молоко и молочную продукцию до 1,5 раз. Это обеспечило бы соответствующее увеличение платежеспособного спроса и оборота в молочном комплексе в целом в 1,3 раза, или на сумму около 1,0 трлн. рублей, из которых около 250 млрд. рублей составляют средства, поступающие в бюджет в виде налоговых выплат. Стихийная организация торговли стала другим фактором, ограничивающим развитие производства и потребления молока и молочной продукции в Москве. До 70% молочной продукции реализуется через мелкие коммерческие структуры, оборот которых достигает 5 трлн. рублей в год. Учитывая, что этот сектор торговли практически не контролируется налоговыми органами, потери бюджета, по нашим оценкам, могут достигать 800 млрд. рублей в год. При решении вопросов увеличения объемов производства молока и молочной продукции в Москве следует иметь в виду, что возможности транспорта Москвы для перевозки сырья ограничены. Для обеспечения ввоза на ММП дополнительного сырья, которое может быть поставлено Москве хозяйствами Центрального региона России в настоящее время, необходимо оснащение транспортного хозяйства города современными молоковозами разной емкости. Основными направлениями для развития рынка молока и молочной продукции в Москве являются: - совершенствование системы расчетов в молочном комплексе на основе создания специализированной банковской структуры, производящей взаиморасчеты в реальном масштабе времени и осуществляющей целенаправленный маневр оборотными средствами; - оказание в случае необходимости содействия в организации сбора и доставки молока из Московской области в летнее время; - организация сбора и доставки молока в Москву из центральных областей России в зимнее время, а также организация производства на местах молочной продукции с целью использования жидкого молока в период пиковых поставок из Московской области; - организация современной адаптированной к требованиям рынка структуры по реализации молока и молочной продукции. 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И ЦЕЛЬНОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В МОСКВЕ Настоящий раздел основан на результатах маркетинговых исследований по состоянию и перспективам развития рынка молока и ЦМП в Москве с учетом возможностей его совершенствования на основе осуществления предлагаемой концепции обеспечения города данной продукцией. Обследование молокоперерабатывающих предприятий и рынка молочной продукции в Москве показало, что за последние 3 года имеет место неуклонное сокращение объемов производства молока и ЦМП на ММП в среднем на 13,6% в год. На конец 1995 года ожидается сокращение объемов производства на ММП по сравнению с 1992 г. в 1,86 раза. Вместе с тем потребление молока и ЦМП в Москве в конце 1995 года ожидается приблизительно на уровне 1992 г., хотя и имеет тенденцию к медленному снижению. Сокращение производства продукции на ММП компенсируется ее притоком на московский рынок непосредственно от региональных производителей из центральных областей России (включая Московскую область) и импортом из стран ближнего и дальнего зарубежья. Развитие рынка молока и цельномолочной продукции в Москве в период с 1991 по 1995 гг. иллюстрируется графиками рис. 1.1. Рис. 1.1. Состояние рынка молока и ЦМП в Москве (Приводится рисунок, на котором обозначены: - усредненный график производства продукции на ММП; - нижняя и верхняя границы оценки уровня потребления (в суточных объемах) молока и ЦМП в Москве, соответственно; - полная мощность ММП по переработке молока; - уровень потребности в молочной продукции (молока и ЦМП) в Москве, определенный в соответствии с биологической нормой; - усредненный график производства цельного молока на ММП.) Все графики на рис. 1.1 представляют собой зависимости от времени суточных объемов продукции в пересчете на сырое молоко. Основные показатели, характеризующие московский рынок в 1994 и 1995 гг., представлены в табл. 1.1-1.3. Таблица 1.1 Показатели потребности Москвы в молоке и молочных продуктах N Наименование показателей Значение п/п показателя, тыс.т в год 1 Биологическая потребность в молочных продуктах в пересчете на сырое молоко, включая сыры, масло и промпереработку 3430,0 2 Минимальная физиологическая прожиточная потребность в молочных продуктах; с учетом сыра и масла 1872,0 3 Потребность (по нормам Института питания АМН) в молокопродуктах в пересчете на сырое молоко (без учета сыра, масла и промпереработки) 1829,0 4 Минимальная физиологическая прожиточная потребность в молочных продуктах (без учета сыра и масла) 1787,0 5 Реальная социально-биологическая потребность в цельном молоке 800,0 6 Минимальная физиологическая прожиточная потребность в цельном молоке 601,0 Таблица 1.2 Показатели производства и потребления молочной продукции в Москве N Наименование показателей Значение показателя, п/п тыс. т 1994 г. 1995 г. 1 Фактическое потребление в Москве молочной продукции в пересчете на сырое молоко, включая сыры, масло и промпереработку 2790 2751 2 Произведено на ММП и реализовано молока и молочной продукции в пересчете на сырое молоко (без учета сыров, масла и промпереработки) 616,5 512,8 3 Ввоз молока и ЦМП в пересчете на сырое молоко из регионов России 470,8 535,5 4 Общий объем потребления молока в Москве (2) + (3) 1087,3 1048,3 5 Произведено на ММП и реализовано цельного молока 321,0 226,0 6 Ввоз цельного молока из регионов России 245,0 236,0 7 Общий объем потребления цельного молока в Москве (5) + (6) 565,0 461,0 Таблица 1.3 Показатели степени удовлетворения потребности в молочных продуктах N Значение показателей, п/п Наименование Определение % показателей показателя 1994 г. 1995 г. 1 По биологической потреб- (1) табл.1.2 ности, включая сыры, мас- 81,3 80,2 ло и промпереработку (1) табл.1.1 2 По нормам Института пита- (4) табл.1.2 ния АМН без учета сыра, масла и промпереработки (3) табл.1.1 58,1 56,0 3 По минимальной потребно- (7) табл.1.2 сти в цельном молоке 94,0 76,7 (5) табл.1.1 4 По реальной потребности в (7) табл.1.2 цельном молоке 70,6 57,6 (4) табл.1.1 5 По нормам Института пита- ния АМН без учета сыра, (2) табл.1.2 масла и промпереработки 32,9 27,4 за счет продукции, произ- (3) табл.1.1 веденной на ММП 6 По реальной потребности в (5) табл.1.2 цельном молоке за счет 40,1 28,2 продукции ММП (4) табл.1.1 Из приведенных данных с очевидностью следует, что наряду с общим снижением производства молокопродукции на ММП имеет место значительно более резкое снижение производства цельного молока. Так, если с 1994 по 1995 г. снижение степени удовлетворения потребности в молочной продукции в Москве составило всего 2,1% (п. 2, табл. 1.3), то по цельному молоку этот показатель составил уже 13%. При этом в Москве не удовлетворяется даже минимальная физиологическая прожиточная потребность в цельном молоке (п. 3, табл. 1.3) и этот показатель снизился в период с 1994 по 1995 г. на 17,3%. В то же время степень удовлетворения минимальной физиологической потребности в молокопродуктах в целом составляет в 1994 г. - 152,5%, а в 1995 г. - 150,4%. Таким образом, может быть сделан вывод о том, что в настоящее время имеет место перекос рынка в сторону более дорогих молокопродуктов, недоступных по цене в необходимом количестве большей части населения города и особенно малообеспеченным. Учитывая распределение жителей Москвы по доходам, можно предположить, что серьезные трудности в приобретении молочных продуктов на уровне минимальных прожиточных норм испытывают до 60% москвичей. Обращает на себя внимание тот факт, что производство цельного молока на ММП сокращается более высокими темпами, чем вся молокопродукция в целом. Результатом этого является то, что возрастает стихийный поток цельного молока непосредственно из хозяйств Московской области. При этом возникают серьезные проблемы с качеством поставляемой продукции и с неконтролируемым наличным оборотом стихийной торговли. В результате такого развития рынка молочной продукции с марта по октябрь 1995 г., т.е. в период пика производства молока, Москва устойчиво входила в десятку городов России с самыми высокими ценами на нее. Сложившееся положение на московском рынке молока и ЦМП обусловлено паритетом платежеспособного спроса и предложения. Данный рынок является в достаточной степени конкурентным, так как на нем действуют, кроме 7 ММП, десятки региональных российских и зарубежных поставщиков. Следовательно, выход на него с дополнительными объемами продукции связан с нарушением сложившегося паритета и с соответствующей ценовой политикой. Определенный по результатам маркетинговых исследований примерный график изменения цен, соответствующий предполагаемым дополнительным объемам продукции, предлагаемой на рынке в результате осуществления проекта, представлен на рис. 1.2. Рис. 1.2. Прогнозируемый график изменения цен реализации молока Приведенные на рисунке графики определяют наиболее вероятный диапазон цен на молоко (средневзвешенных по номенклатуре молока, выпускаемого ММП), которые необходимо установить для обеспечения реализации продукции на рынке в ходе осуществления проекта. Разумеется, речь идет об относительном снижении цен на молочную продукцию. (Все стоимостные оценки приведены в постоянных ценах по состоянию на 13 июня 1995 г. Если говорить о текущих ценах, то речь идет об их росте с темпами не выше темпов инфляции, определяемой индексом цен на потребительские товары и услуги.) Проведенные маркетинговые исследования показали, что основными причинами резкого снижения производства молочной продукции на ММП являются: - крайне высокие цены на молочную продукцию, обусловленные высокими совокупными издержками на ее производство и переработку в сложившемся хозяйственном механизме молочного комплекса, особенно по цельному молоку; - недостаточная обеспеченность ММП сырым цельным молоком; - чрезмерное использование для производства продукции сухого молока; - неудовлетворительная организация реализации продукции. В определенной мере эти причины связаны с ограниченностью и высокой стоимостью ресурсов по сырому молоку Московской обл., которая, хотя и является самым крупным производителем молока, но в то же время - и самым крупным потребителем. С другой стороны, ММП не имеют достаточных средств и технических возможностей для организации доставки сырого молока из других областей Центрального региона. Третья причина, главным образом, является следствием первых двух. Показатели использования сухого молока на ММП приведены в табл. 1.3. Таблица 1.3 Показатели использования сухого молока на ММП Показатели Значение показателей N п/п Наименование Обозна- Размер- 1994 г. 1995 г. чение ность 1.Объем произведенной про- Q1 тыс.т 616,1 512,8 дукции ММП в пересчете на сырое молоко 2.Объем используемого сухого Qсух тыс.т 259,0 218,0 молока в пересчете на вос- становленное 3.Объем используемого сырого Qn тыс.т 357,1 294,8 молока 4.Коэффициент использования y=Qсух/Q1 отн.ед. 0,420 0,425 сухого молока по отношению к Q1 5.Коэффициент использования а=Qсух/Qn отн.ед. 0,725 0,739 сухого молока по отношению к Qn Одним из путей выхода из создавшегося положения является организация ритмичных поставок цельного пастеризованного молока из хозяйств Московской области непосредственно для реализации в Москве в летний период и привлечение дополнительных ресурсов цельного молока из других областей Центрального региона России в зимний период. В связи с тем, что такие поставки не затрагивают объемы закупаемого ММП в Московской и других областях сырого молока, следует ожидать заметного снижения объемов используемого ими сухого молока. В летний период, когда основные поставки цельного молока предполагается осуществлять из Московской области, в других областях цельное молоко будет направляться на выработку молочной продукции в цехах и на мини-заводах. Оснащение указанных производств необходимым оборудованием необходимо провести в рамках реализации данной концепции. 2. РЕСУРСЫ СЫРОГО НАТУРАЛЬНОГО МОЛОКА ОБЛАСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИИ В силу естественных причин источником дополнительных объемов молока выбран Центральный экономический регион России, включающий в себя 12 областей. Проведенные исследования базируются на детальном анализе сложившейся структуры производства, потребления и переработки молока в областях Центрального региона. Источниками информации в данном исследовании являлись данные статистических отчетов Госкомстата, областных статуправлений, а также прямое обследование специалистами 35 административных районов 4 областей, 74 разнопродуктивных хозяйств и 28 региональных молокоперерабатывающих заводов. Установленные в результате проведенных исследований показатели по производству и потреблению молока в 1994 году во всех областях Центрального экономического региона, кроме Московской области, приведены в табл. 2.1, данные которой характеризуют сложившийся паритет, обусловленный, в первую очередь, платежеспособным спросом. Таблица 2.1 Баланс производства и потребления молока в областях Центрального региона в 1994 г. ПРИХОД РАСХОД Показатель тыс.т Показатель тыс.т Валовое производство 6670,6 Пищевое потребление 6194,9 надоя молока Ввоз и импорт молочных 1201,7 Производственное потреб- 923,0 продуктов ление Вывоз за пределы областей 754,4 - в том числе в Москву 314,0 ИТОГО: 7872,3 ИТОГО: 7872,3 * Все показатели в пересчете на цельное молоко. На производственное потребление внутри областей (на корм скота и непищевые цели) израсходовано 923 тыс. т. Прямое обследование хозяйств показало, что эта цифра не характеризует необходимую потребность, а является невостребованными излишками и в значительной части может рассматриваться как дополнительный резерв поставок цельного молока. В ходе непосредственного изучения состояния производства в 74 хозяйствах, что составляет только 4,1% от всех сельхозпредприятий обследованных областей, установлено, что молокохозяйства и молокоперерабатывающие предприятия четырех областей Центрального региона: Калужской, Рязанской, Смоленской и Брянской - уже в настоящее время могут дополнительно поставлять в Москву более 1300 тонн цельного сырого молока в сутки в летний период или около 270 тысяч тонн в год, без значительного увеличения надоев и сокращения внутреннего потребления молока в этих областях. При определении действительных объемов поставок молока в течение года необходимо учитывать высокую степень сезонных изменений надоев. В зимний период уровень надоев составляет в среднем около 30% от летнего. График возможных закупок молока в обследованных хозяйствах Центрального региона представлен на рис. 2.1 (кривая 1). Рис. 2.1. Графики возможных закупок молока (Приводится график). В обследованных областях определены значительные резервы по переработке сырого молока. На шести предприятиях имеются мощности в объеме до 13 тыс. тонн в смену, в том числе до 300 т в смену по переработке в сухое молоко. Причем коэффициент загрузки этих предприятий в среднем составляет около 40%. Анализ ресурсов обследованных и других областей Центрального региона показал, что в их хозяйствах имеются реальные возможности сбора цельного молока для поставки его в Москву в объемах до 500 тысяч тонн в год. График возможных закупок молока для этого случая представлен на рис. 2.1 (кривая 2). Кроме того, в Центральном регионе в целом имеются производственные мощности по переработке сырого молока на уровне не менее 24 тыс.т в смену, т.е. свободные мощности составляют до 10 тыс. т в смену, которые могут быть задействованы для переработки избытка сырого молока в летний период. Для организации поставок цельного молока необходимо ряд хозяйств оснастить оборудованием для пастеризации молока и его подготовки к транспортировке. Учитывая тот факт, что на районных молокоперерабатывающих предприятиях недозагружено оборудование по пастеризации, охлаждению и хранению молока, эти предприятия рассматриваются с точки зрения взаимодействия для организации пунктов сбора молока от хозяйств района и его переработки. Имеющегося на предприятиях транспорта достаточно для доставки молока из этих хозяйств. 3. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Наряду с выводами по балансу сырьевых ресурсов, проведенные маркетинговые исследования позволяют сделать и другие выводы. Важнейшими среди них являются: 1. Стремление хозяйств к чрезмерному повышению отпускных цен связано с неудовлетворительным состоянием системы расчетов, в результате чего происходит перекладывание инфляционных потерь из-за задержки платежей на цену продукции, что при сложившейся ситуации вполне естественно. Задержка платежей, по существу, является товарным кредитом, процентную ставку по которому определяет структурный индекс инфляции, кстати, превышающий ее общий индекс (индекс цен на потребительские товары и услуги). Оплачивает проценты по этому кредиту конечный потребитель, реагируя на это снижением спроса. 2. Имеет место неудовлетворительное состояние торговли молоком и молочной продукцией в Москве. При сокращающихся объемах реализации предприятия торговли решают свои финансовые проблемы не за счет расширения ассортимента продукции для населения с разным уровнем доходов, а за счет увеличения доли продаж дорогостоящей продукции, доступной лишь ограниченному кругу покупателей. На последнем выводе следует остановиться подробнее. По данным молокоперерабатывающих предприятий, магазины Москвы неохотно берут молочную продукцию и реализуют ее в небольших количествах. Одна из причин - недостаточная оснащенность магазинов, особенно небольших, соответствующим холодильным оборудованием. Другая причина заключается в неудовлетворительной организации крупными торговыми предприятиями выездной торговли. В силу этого до 70% продукции ММП реализуется мелкими коммерческими структурами и индивидуальными предпринимателями, которые организуют торговлю в наиболее многолюдных точках города, приближая ее к путям ежедневной миграции населения. Цена на продукцию в этом случае оказывается значительно (до 10%) выше, чем в крупных магазинах, но выше также эффективность реализации. Естественно, что финансовый эффект от такой реализации полностью уходит из молочного комплекса. Кроме того, при этом возникает еще одна серьезная проблема, а именно - весьма слабая контролируемость налоговых поступлений от реализации молока и молочной продукции. Проведенные оценки показывают, что при существующих объемах реализации молока и молочной продукции в Москве на уровне около 3,4 трлн. руб. в год через стихийный сектор торговли проходит продукция на сумму около 2,4 трлн. руб. в год. Из этого объема ежегодные налоговые выплаты должны составлять до 960 млрд. руб. Вполне реально предположить, что в результате неконтролируемого наличного оборота в этой сфере бюджет недополучает до 80% налоговых выплат, его потери составляют около 770 млрд. руб. в год. Это достаточно большие средства для поддержки и развития молочного комплекса Москвы и решения других проблем. Установлено, что при разумной ценовой политике в виде налоговых поступлений за счет увеличения объемов реализации можно было бы получить еще около 250 млрд. руб. Таким образом, общая сумма налоговых поступлений за счет совершенствования организации молочного комплекса Москвы может составлять более 1 трлн. руб. в год (при курсе 4836 руб./долл. - $227 млн. в год) и более. Если реальную и вполне удовлетворительную рентабельность на каждом из этапов поддерживать на уровне 20%, то, с учетом транспортных расходов по доставке молока в Москву из центральных регионов России, его розничная цена в Москве могла бы составлять в среднем существенно меньше 3000 руб. за 1 литр. При этом объемы реализации молока и молочной продукции в Москве могли бы возрасти в 1,5 и более раз. Эти оценки показывают наличие организационных, финансово-экономических и производственно-технических резервов для существенного улучшения снабжения города молоком и молочной продукцией. Учитывая важность сделанного вывода, проанализируем возможности оптимизации цен на молоко по данным обследования предприятий и хозяйств. В таблице 3.1 приведены минимальные и максимальные стоимостные показатели (по состоянию на середину июня 1995 г.), характеризующие различные этапы на пути молока от производителя к конечному потребителю. Таблица 3.1 N Показатель Значение, руб./л п/п минималь- макси- ное мальное 1.Затраты на производство в хозяйствах 387 1020 2.Полная себестоимость в хозяйствах 487 1235 3.Закупочная цена при поставках на моло- козаводы, включая НДС и СН 1100 1500 4.Затраты на переработку (включая стои- мость доставки молока из хозяйств) 500 850 5.Полная себестоимость перерабатывающих предприятий 1600 2350 6.Отпускная цена молококомбинатов Москвы (без НДС и СН) 2055 2450 7.Розничная цена 1 литра пастеризованного молока (без НДС и СН) 2735 3100 Эти данные показывают, что на всех этапах имеет место существенное превышение цен реализации над производственными затратами и себестоимостью. В таблице 3.2 представлены соответствующие данные, полученные на основе предыдущей таблицы. Таблица 3.2 N Значение п/п Показатель минимальноемаксимальное руб./л % руб./л % 1.Превышение цены реализации над себестоимостью в хозяйствах 265 21,4 613 125,8 2.Превышение цены над себестоимостью на перерабатывающих предприятиях 100 4,2 455 28,4 3.Превышение розничной цены над отпускной ценой предприятия 650 26,5 680 33,0 Показываемая в отчетности рентабельность для всех участников кооперации по производству и реализации молока существенно ниже, чем следует из данных в таблице 3.2, и колеблется от убыточности в хозяйствах (в большинстве районов центральной России компенсируется дотацией) до 10-25% у остальных. Таблицы 3.1 и 3.2 составлены на основе анализа анкет предприятий и хозяйств. В анкетах хозяйств следует отметить большой разброс по статьям затрат в их калькуляции. Особенно это касается затрат на приобретение кормов (до 4-5 раз), отчислений на социальные нужды (до 5-6 раз) и общехозяйственных расходов (до 10 раз). При этом себестоимость производства молока имеет существенно более узкий диапазон изменений (около 30%). Отмеченные разбросы в показателях до определенной степени обусловлены различиями в учете затрат в отдельных хозяйствах. Однако столь большие разбросы указывают также на естественное стремление хозяйств завысить себестоимость (занизить рентабельность) производства молока. С одной стороны, в этом заинтересован любой хозяйствующий объект, а с другой - это отражает стремление хозяйств заложить в себестоимость инфляционные потери, связанные с неудовлетворительным состоянием платежей. В результате превышение розничной цены на цельное пастеризованное молоко над производственной себестоимостью в хозяйствах составляет от 3,7 до 8,6 раз. Это только за счет переработки "молока в молоко". На основании приведенных данных можно показать, что сложившийся хозяйственный механизм снабжения города цельным молоком требует серьезного совершенствования. Если предположить, что производство цельного пастеризованного молока осуществляется единой структурой (например, холдингом), включающей в себя молокохозяйство, переработчика молока, транспортное и торговое предприятия (или подразделения), то при уровне непроизводственных затрат 15% и рентабельности 20% получаем более приемлемую структуру цены на молоко - см. табл. 3.3. Таблица 3.3 N Показатель Значение, руб./л п/п минималь- макси- ное мальное 1.Затраты на производство в хозяйствах 387 1020 2.Затраты на переработку (включая транспортировку) 500 850 3.Затраты на реализацию 120 120 4.Всего затрат 1007 1970 5.Всего непроизводственных расходов 151 296 6.Полная себестоимость 1158 2266 7.Прибыль 231 453 8.Цена реализации без НДС и СН 1390 2719 Максимальное значение производственных затрат в хозяйствах, приведенное в табл. 3.1 и 3.3, не отражает минимально необходимые издержки, а скорее является следствием включения в них непроизводственных затрат, в том числе обусловленных задержками платежей. Поэтому наиболее вероятным и реальным значением этого показателя следует считать 500-600 руб. В этом случае при тех же условиях цены реализации составляют около 1800 руб./литр. Заметим, что для иллюстрации возможностей снижения розничных цен на молоко за счет внедрения рассматриваемого изменения сложившегося хозяйственного механизма в молочном комплексе показатели 2 в табл. 3.3 и 4 в табл. 3.1 приняты одинаковыми. В то же время себестоимость переработки на региональных предприятиях на 20-40% ниже, чем на ММП. В связи с этим резерв по совокупным издержкам, который может быть использован для оптимизации цен на молочную продукцию, оказывается на 5-10% выше, чем это следует из приведенной выше оценки цены реализации молока. Таким образом, проведенный анализ показывает, что существующий в настоящее время механизм ценообразования может быть изменен, что позволит снизить розничные цены при прочих равных условиях в 1,5-1,7 раза. Практическим примером, подтверждающим реальность такой возможности, является то, что хозяйства, доставляющие в Москву цельное молоко для реализации в розлив, обеспечивают уровень цен в 1,5 раза ниже по сравнению с ценами на аналогичную продукцию московских комбинатов. 4. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В МОСКВЕ По результатам проведенных в ходе выполнения работы маркетинговых исследований и с учетом предложений и замечаний, сделанных на заседании правительства Москвы 21.11.95, предлагается концепция обеспечения Москвы цельным молоком, основное содержание которой сводится к следующему: 4.1. Поставленные цели 4.1.1. Организация завоза в Москву цельного молока из хозяйств Московской области и других областей Центрального экономического региона России с целью его реализации населению по доступным ценам через существующую и специально созданную торговую сеть, максимально приближенную к путям ежедневной и сезонной миграции населения. 4.1.2. Организация переработки избытка сырого молока в летний период в областях Центрального экономического региона России в молочную продукцию длительного хранения (сыры, масло, сухое молоко) на существующих и специально создаваемых местных молокоперерабатывающих предприятиях и поставка ее для реализации в Москве. 4.2. Решаемые задачи 4.2.1. Организация кооперации с производителями и поставщиками молока в областях Центрального региона, включая Московскую область, и оснащение их необходимым оборудованием (сбор, охлаждение, пастеризация, расфасовка, переработка) для подготовки молока и молокопродукции к транспортировке в Москву. 4.2.2. Создание транспортных возможностей для обеспечения поставок молока из хозяйств, удаленных от Москвы на расстояние до 600 км. 4.2.3. Организация адаптированной к требованиям потребительского рынка структуры по реализации молока и молочной продукции в Москве, оснащенной современным торговым оборудованием, средствами доставки продукции потребителям, включая автомагазины. 4.2.4. Совершенствование системы расчетов среди участников кооперации по всей цепи от потребителей до производителей молока в хозяйствах на основе создания специализированной банковской структуры (на базе одного из уполномоченных банков), производящей расчеты в реальном масштабе времени и обеспечивающей целенаправленный маневр оборотными средствами в рамках кооперации. 4.3. Основные показатели концепции В соответствии со сложившимся состоянием рынка молока и цельномолочной продукции в Москве, а также ее производства на ММП в результате реализации проекта предполагается обеспечить следующие показатели: - на первом этапе, в течение 1996 г., решается задача доставки и реализации в Москве цельного молока за счет использования ресурсов Центрального региона и Московской области (в объеме до 300 тыс. т в год); одновременно предполагается организовать дополнительные поставки другой молочной продукции (сыр, масло, ЦМП) на уровне до 15-20% от существующих; - на втором этапе, в течение 1997-1998 гг., решается задача увеличения поставок цельного молока и его реализации в Москве (до 500 тыс. т в год) и расширение ассортимента молочной продукции, вырабатываемой в регионах. Тем самым предполагается увеличить реализацию цельного молока в Москве на первом этапе приблизительно в 1,2 раза, на втором этапе - в 1,4 раза. При достижении приведенных показателей и учитывая предусматриваемое настоящей концепцией существенное снижение совокупных издержек в молочном комплексе по всей цепи от производителя молока до потребителя будет обеспечено снижение розничных цен на цельное молоко до 20-30% относительно сложившегося уровня и их рост в последующем, не превышающий темпов инфляции. 4.4. Организационные принципы осуществления концепции Для осуществления концепции предлагается создание в Москве в 1996 г. акционерного общества (условное название "Молоко"), основными функциями которого станут: - закупка невостребованного сырого молока в хозяйствах Московской области в летний период, организация его пастеризации (или закупка уже пастеризованного молока), доставка и реализация в Москве через уже существующую и вновь организуемую торговую сеть; - закупка в хозяйствах областей Центрального региона России цельного молока и доставка его преимущественно в зимний период собственным транспортом для реализации в Москве; - организация в летний период переработки сырого молока в молочную продукцию на собственных (выкупаемых и специально создаваемых, включая мини-заводы) местных молокоперерабатывающих предприятиях в областях Центрального экономического региона России и ее реализация в Москве; - реализация в городе молочной продукции, прежде всего пастеризованного молока, в розлив и в дешевой упаковке (полиэтиленовые пакеты) через торговую сеть на базе существующих стационарных магазинов и вновь создаваемых специализированных торговых точек, включая киоски, павильоны и мобильные автомагазины; - управление и координация взаимодействия всех участников проекта, включая организацию системы взаиморасчетов в интересах обеспечения Москвы молочной продукцией по экономически обоснованным минимальным ценам. 4.5. Кооперация в рамках осуществления концепции Для достижения поставленных целей АО "Молоко" организует кооперацию со следующими предприятиями: - региональными производителями сырого молока (молокохозяйства Московской области и областей Центрального региона России); - региональными предприятиями по переработке сырого молока; - существующей и вновь создаваемой специализированной торговой сетью; - банковской структурой, обеспечивающей оперативные взаиморасчеты между участниками кооперации. Схема взаимодействия АО "Молоко" с участниками кооперации представлена на рис. 4.1. Рис. 4.1. Схема взаимодействия АО "Молоко" с участниками кооперации (См. подлинник) АО "Молоко" осуществляет свою деятельность следующим образом: 1. На основе долгосрочных договоров, заключенных с хозяйствами-производителями сырого молока, АО "Молоко" осуществляет его закупку в необходимых объемах. Закупка молока производится в летний период в хозяйствах Московской области. В период зимнего спада надоев дополнительные объемы пастеризованного молока завозятся из областей Центрального региона России. 2. Избыток произведенного в хозяйствах Центрального региона молока в летний период частично в пастеризованном виде доставляется для реализации в Москве в объемах, необходимых для покрытия дефицита между потребностью в нем и уровнем поставок из Московской области. Оставшаяся часть молока в летний период перерабатывается на собственных предприятиях (или предприятиях-участниках кооперации) в областях Центрального региона или Московской области в молочную продукцию, практически не производимую на ММП (сыры, масло, сухое молоко и т.д.), которая реализуется также в Москве. 3. В связи с тем, что в розничную продажу молоко должно поступать в пастеризованном виде, при необходимости хозяйства оснащаются соответствующим оборудованием, включая холодильное. Оборудование в хозяйствах устанавливается как собственность АО "Молоко" при использовании различных правовых форм (вклад в акционерный капитал, лизинг, хозяйственное распоряжение на согласованных условиях и т.д.). 4. Доставка цельного молока в Москву осуществляется собственным специализированным транспортом (молоковозами, рефрижераторами). Развоз молока по торговым точкам производится также собственным специализированным автотранспортом небольшой грузоподъемности. 5. Розничную торговлю цельным молоком и молочной продукцией предполагается организовать по следующим направлениям: - через существующую торговую сеть стационарных магазинов в расфасованном виде; - через вновь создаваемую сеть специализированных торговых точек в виде небольших палаток, киосков, павильонов, передвижных автомагазинов, прилавков, размещаемых в продовольственных и овощных магазинах, - в розлив и в расфасованном виде. При этом размещение торговых точек предлагается осуществлять в многолюдных местах на путях ежедневной и сезонной миграции населения, гибко реагируя на их изменения. Могут быть использованы и методы заказной торговли молоком и молочной продукцией с доставкой на дом или работу, ориентированные на высокодоходные слои населения. Предполагается рассмотреть возможность организации торговли цельным молоком с пониженным содержанием жира для малообеспеченных слоев населения. Существующий хозяйственный механизм снабжения Москвы цельным молоком требует своего совершенствования. Действительно, при себестоимости молока в хозяйствах Центрального региона в среднем 850 руб./л розничные цены на цельное пастеризованное молоко в Москве достигают 2900-3000 руб./л (без НДС и СН). Таким образом, только за счет переработки "молока в молоко" розничные цены превышают себестоимость молока в хозяйствах в 3,5 раз. Создание АО "Молоко" как единой структуры (типа холдинга), включающей в себя молочное оборудование хозяйств, молокоперерабатывающие заводы, транспортные и торговые предприятия, позволит значительно снизить цену на молоко в торговой сети за счет: 1) снижения себестоимости переработки молока на молокозаводах, т.к. последние будут перерабатывать молоко из давальческого сырья, закупаемого АО "Молоко" в хозяйствах; 2) снижение затрат торгового предприятия, включающего в них только издержки реализации. Как следствие этого, у каждого из указанных субъектов уменьшится и прибыль, которая является функцией себестоимости. Однако уменьшение прибыли, в частности у молокозаводов, будет компенсироваться, во-первых, гарантированными финансовыми расчетами с ними в течение двух дней, во-вторых, гарантированными долгосрочными договорами о закупке излишек сыра и масла в летний период. В табл. X приведено сопоставление двух схем ценообразования 1 литра пастеризованного молока при его реализации в Москве: первая схема - при существующем на сегодняшний день прохождении молока от производителя к потребителю; вторая - при организации АО "Молоко" в виде единой структуры. Как следует из табл. X, создание АО "Молоко" позволит снизить цену реализации молока на 30%. Кроме того, необходимо учесть, что затраты на переработку молока на региональных молокозаводах значительно ниже (на 20-40%), чем на ММП (в наших расчетах эти затраты приняты одинаковыми), что говорит о дополнительных резервах снижения цены реализации. Таблица X Схема ценообразования 1 литра пастеризованного молока при его реализации в Москве N Показатель Значение, руб./л п/п По существующей По схеме АО схеме "Молоко" 1 Отпускная цена при поставках 1000 1000 на молокозаводы, без НДС и СН 2 Затраты на переработку на 700 700 молокозаводах (включая стои- мость доставки молока из хозяйств) 3 Полная себестоимость на 1700 700 молокозаводах 4 Прибыль молокозаводов 550 140 5 Отпускная цена молокозаводов, 2250 840 без НДС и СН 6 Затраты на реализацию 150 150 7 Полные затраты торгового 2400 150 предприятия 8 Прибыль от реализации (рента- 500 30 бельность - 20%) 9 Цена реализации, без НДС и СН 2900 2020 Предложения по организации системы взаиморасчетов В настоящее время в молочном секторе Москвы и Центрального региона России сложилась крайне неблагоприятная ситуация по взаиморасчетам между производителями (хозяйствами) и переработчиками молока. Задержки платежей составляют до 6 месяцев. Система взаиморасчетов организуется с целью осуществления расчетов АО "Молоко" со всеми участниками кооперации в течение 2-х банковских дней за сданное молоко или отгруженную молочную продукцию. Систему взаиморасчетов целесообразно организовать на базе одного из московских банков, который должен иметь корреспондентские отношения с московскими и региональными банками, обслуживающими участников кооперации. Техническую основу должна составлять современная автоматизированная банковская система расчетов. В общих чертах такая система должна обеспечивать взаиморасчеты следующим образом. При приемке сырого молока в хозяйствах данные о его параметрах (жирность, кислотность, плотность), а также стоимость автоматически заносятся в компьютер молокозавода. После сдачи молока на переработку или реализацию и прибытия на базу данные из компьютера молоковоза переносятся в центральный компьютер диспетчерской, из которого по коммуникационным каналам передаются в уполномоченный банк для списания со счета АО "Молоко" и перечисления соответствующих сумм на счет сдатчика молока (хозяйства). В центральный компьютер заносятся также данные, полученные от предприятий, на которые доставлено сырое молоко. После получения продукции с предприятия-переработчика на реализацию соответствующие данные также заносятся в центральный компьютер для проверки соответствия полученной продукции (по количеству, качеству и стоимости) и передачи в уполномоченный банк информации для проведения расчетов с переработчиком. В случае пастеризации и расфасовки молока непосредственно в хозяйствах автоматизированная система контроля качества молока используется при его приемке на переработку и рассматриваемая схема взаиморасчетов действует таким же образом. Впоследствии целесообразно оснастить подобной системой и торговые предприятия, реализующие продукцию. В этом случае данные от торгового предприятия также передаются на центральный компьютер диспетчерской службы АО "Молоко" для оперативного отслеживания хода реализации, а также проведения взаиморасчетов. Реализация подобной системы позволит до минимума сократить время прохождения платежей, что является важным фактором упорядочения ценовой политики в молочном комплексе. 5. РЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ Решение поставленных в разделе 3 задач может быть осуществлено при оснащении АО "Молоко" необходимым оборудованием и предоставлении определенных оборотных средств на период развертывания производственно-коммерческой деятельности. На первом этапе осуществления концепции в период март-июль 1996 г. необходима закупка молоковозов, авторефрижераторов, автомобилей с изотермическим кузовом для развозки молока по торговым точкам в расфасованном виде и в цистернах для продажи в розлив. Кроме того, необходимо привлечение средств на оснащение необходимым оборудованием хозяйств и развертывание организационной структуры. В связи с тем, что в соответствии с рекомендациями Правительства Москвы переработка избытка молока в хозяйствах Центрального региона в летний период предполагается на предприятиях, принадлежащих АО "Молоко", инвестиционные средства должны быть направлены на дооснащение существующих предприятий (на уровне контрольного пакета акций). В отдельных хозяйствах - крупных производителях молока вполне целесообразно создание мини-комплексов по переработке молока в необходимый Москве ассортимент продукции. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос внесения вкладов в уставные фонды хозяйств необходимым оборудованием. Предварительные оценки показывают, что на этом этапе потребность в инвестиционных средствах составляет 100,0-120,0 млрд. руб. На втором этапе наращивание возможностей АО "Молоко" по увеличению объемов осуществляется на основе реинвестирования получаемой прибыли. Привлечение инвестиций на первом этапе проекта предлагается осуществить путем вложения средств в указанном объеме в уставный капитал АО "Молоко" его учредителями. Конкретные производственно-технические и финансово-экономические показатели должны быть определены при разработке детального бизнес-плана проекта. В ходе разработки проекта получен ряд предложений по участию в нем зарубежных и отечественных производителей оборудования, предлагающих как участие в уставном фонде, так и предоставление оборудования в лизинг на достаточно выгодных условиях. В частности, Московский машиностроительный завод молочного оборудования (МОЛМАШ) предлагает свое участие в проекте путем предоставления в качестве вклада в объеме 5 млрд. рублей оборудованием и технологиями; широкий спектр оборудования с организацией сервисного обслуживания предложен АО "Луг"; фирма "Схаап Дейрис" (Голландия) предлагает финансирование по предоставлению молоковозов и оборудования для охлаждения молока. В последнем случае возможно использование акционерных форм участия, лизинга и льготного кредитования, в том числе и по оборотным средствам. Подобные предложения поступили и продолжают поступать от других фирм: "Шварте" (Германия), "Пацовские заводы" (Чехия) и др. Проявляют интерес к участию в проекте российские коммерческие банки. Высокая финансовая эффективность и устойчивость проекта позволяет ориентироваться на привлечение солидных инвесторов на выгодных для Москвы условиях. Для определения круга возможных участников проекта и партнеров создаваемого акционерного общества, а также условий взаимодействия с ними после утверждения данной концепции и принятия решения о возможном участии правительства Москвы необходимо провести соответствующую технико-экономическую и конъюнктурную проработку. 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА Проведенные при разработке бизнес-плана технико-экономические расчеты включали в себя разработку производственного, коммерческого и финансовых планов. На базе имитационной модели выполнена оптимизация различных финансовых показателей проекта, в результате чего была выбрана схема его реализации, которая характеризуется следующими показателями коммерческой эффективности: Основные экономические показатели в период установившейся деятельности Показатель Значение Годовой оборот от реализации молочной продукции 1,2 трлн. руб. Годовая прибыль: - валовая 170 млрд. руб. - чистая 110 млрд. руб. Срок окупаемости уставного капитала 2,5 года Рентабельность основной деятельности: - по валовой прибыли 19,0% - по чистой прибыли 12,2% Рентабельность инвестиций 160,2% (по отношению к уставному капиталу) Социальный эффект Реализация проекта несет в себе социальный эффект, который заключается: - в поддержке российских сельхозпроизводителей путем прямых и косвенных инвестиций в эту отрасль; - в создании около 800 дополнительных рабочих мест; - в снижении цен на молочную продукцию и увеличении покупательной способности малообеспеченных слоев населения; - в увеличении загрузки московских перерабатывающих предприятий, что даст им возможность заработать значительные дополнительные средства. Бюджетная эффективность В результате реализации проекта доход бюджета Москвы будет складываться из дивидендов и налоговых поступлений от деятельности АО "Молоко". Показатели участия Правительства Москвы в проекте млрд. руб. Показатели Значение Вклад Правительства Москвы в уставный фонд 25,0 Среднегодовые поступления в бюджет Москвы: - за счет дивидендов 20,0 - за счет налогов 76,0 Всего поступлений 96,0 За 5 лет существования проекта объем поступления налогов в бюджет Москвы составит 380 млрд. руб., или в среднем около 76,0 млрд. руб. в год. Все стоимостные оценки приведены в постоянных ценах на 13 июня 1995 г. При их переводе в текущие цены последние изменяются (растут) с темпами не выше темпов инфляции на потребительские товары и услуги. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Разработанная в ходе проведенных исследований концепция направлена на совершенствование рынка молочной продукции в Москве и позволяет при ее осуществлении значительно улучшить снабжение города этой продукцией, а также упорядочить ценовую политику в молочном комплексе и сделать молоко доступным широким слоям населения. 2. Осуществление предложенной концепции обеспечивает высокую экономическую эффективность, в том числе и бюджетную. Кроме того, проектом предлагается создание около 800 новых рабочих мест в Москве и регионах. 3. По результатам рассмотрения предложенной концепции необходимо: - уточнить результаты маркетинговых исследований в части анализа московского рынка цельного молока, сыра и сливочного масла, а также рынка оборудования по переработке молока, торгового и транспортного оборудования; - разработать детальный бизнес-план проекта в соответствии с принятой концепцией; - провести конъюнктурную проработку предложений потенциальных участников (инвесторов и партнеров) проекта, определить состав учредителей и условия их участия, а также разработать схему финансирования проекта; - для рассмотрения результатов проработки проекта и подготовки решений о создании АО "Молоко" организовать рабочую группу, состоящую из представителей Правительства Москвы, разработчиков проекта (АО "Мосвнешинформ"), специалистов молочного комплекса, включая торговлю и наиболее крупных потенциальных инвесторов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|