Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 08.04.2015 № 168-ПППРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 апреля 2015 года N 168-ПП О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" в соответствие с Законом города Москвы от 19 ноября 2014 г. N 54 "О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" по состоянию на 1 января 2015 г., а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы постановляет: 1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 4 сентября 2012 г. N 454-ПП, от 16 июля 2013 г. N 467-ПП, от 22 апреля 2014 г. N 206-ПП): 1.1. В названии постановления слова "на среднесрочный период (2012-2018 гг.)" исключить. 1.2. Название постановления дополнить словами "на 2012-2018 годы". 1.3. В преамбуле постановления слова "и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы" исключить. 1.4. В пункте 1 постановления слова "на среднесрочный период (2012-2018 гг.)" исключить, слова "согласно приложению" заменить словами "на 2012-2018 годы согласно приложению". 1.5. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 апреля 2015 года N 168-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП По состоянию на 1 января 2015 г. Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 год П А С П О Р Т Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012-2018 годы |---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Наименование |Государственная программа города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" на 2012 - 2018 годы | |Государственной | | |программы города | | |Москвы | | |---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Цель Государственной |Создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы | |программы города | | |Москвы | | |---------------------|---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| |Конечные результаты |N п/п |Наименование конечного результата |Единица измерения |2010 |2011 |2012 |2013 |2014 |2015 год |2016 год |2017 год |2018 год | |Государственной | | | |год |год |год |год |год |прогноз |прогноз |прогноз |прогноз | |программы города | | | |факт |факт |факт |факт |факт | | | | | |Москвы с разбивкой |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| |по годам реализации |1 |0300000.01 Доля жителей города Москвы, давших |процентов |х |х |44 |47 |48 |49 |50 |51 |52 | |Государственной | |позитивную оценку работы сферы образования в ходе | | | | | | | | | | | |программы города | |социологического исследования "Образование Москвы", | | | | | | | | | | | |Москвы | |проводимого Центром мониторинга общественного мнения | | | | | | | | | | | | | |при Правительстве Москвы | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |2 |0300000.02 Доля образовательных организаций высшего |процентов |5 |7 |10 |15 |24 |25 |25 |25 |25 | | | |образования, осуществляющих образовательную | | | | | | | | | | | | | |деятельность в городе Москве, участвующих в реализации| | | | | | | | | | | | | |общеобразовательных программ и дополнительных | | | | | | | | | | | | | |образовательных программ, а также осуществляющих | | | | | | | | | | | | | |образовательную деятельность по имеющим | | | | | | | | | | | | | |государственную аккредитацию основным | | | | | | | | | | | | | |общеобразовательным программам и дополнительным | | | | | | | | | | | | | |образовательным программам | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |3 |0300000.03 Доля государственных общеобразовательных |процентов |50 |60 |80 |87 |94 |95 |96 |97 |98 | | | |организаций города Москвы, в которых средняя | | | | | | | | | | | | | |заработная плата педагогических работников не ниже | | | | | | | | | | | | | |средней по экономике города Москвы | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |4 |0300000.04 Доля государственных образовательных |процентов |20 |25 |40 |62 |75 |80 |100 |100 |100 | | | |организаций города Москвы, в которых созданы условия | | | | | | | | | | | | | |для обучения детей с особыми образовательными | | | | | | | | | | | | | |потребностями, обусловленными возможностями здоровья | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |5 |0300000.05 Доля государственных общеобразовательных |процентов |0 |0 |0 |27 |55 |80 |100 |100 |100 | | | |организаций города Москвы, реализующих федеральные | | | | | | | | | | | | | |государственные образовательные стандарты основного | | | | | | | | | | | | | |общего и среднего общего образования | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |6 |0300000.06 Позиция города Москвы по сравнению с |Место среди |Х |Х |2 |1 |1 |1 |1 |1 |1 | | | |другими городами - миллионниками России по результатам|городов-миллионников по | | | | | | | | | | | | |ЕГЭ |доле выпускников | | | | | | | | | | | | | |государственных | | | | | | | | | | | | | |образовательных | | | | | | | | | | | | | |организаций, освоивших | | | | | | | | | | | | | |программу среднего общего| | | | | | | | | | | | | |образования, набравших 63| | | | | | | | | | | | | |и более баллов по ЕГЭ по | | | | | | | | | | | | | |русскому языку | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | | | |Место среди |Х |Х |5 |2 |2 |2 |2 |2 |1 | | | | |городов-миллионников по | | | | | | | | | | | | | |доле выпускников | | | | | | | | | | | | | |государственных | | | | | | | | | | | | | |образовательных | | | | | | | | | | | | | |организаций, освоивших | | | | | | | | | | | | | |программу среднего общего| | | | | | | | | | | | | |образования, набравших 63| | | | | | | | | | | | | |и более баллов по ЕГЭ по | | | | | | | | | | | | | |математике | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |7 |0300000.07 Доля детей жителей города Москвы 35 лет, |процентов |83 |85 |90 |99,5 |100 |100 |100 |100 |100 | | | |получающих услуги дошкольного образования в | | | | | | | | | | | | | |государственных образовательных организациях города | | | | | | | | | | | | | |Москвы, реализующих образовательные программы | | | | | | | | | | | | | |дошкольного образования, среди числа детей, чьи | | | | | | | | | | | | | |родители - жители города Москвы изъявили желание на | | | | | | | | | | | | | |получение для них дошкольного образования | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |8 |0300000.08 Доля детей жителей города Москвы 57 лет, |процентов |87 |90 |93 |99,9 |100 |100 |100 |100 |100 | | | |получающих услуги дошкольного образования в | | | | | | | | | | | | | |государственных образовательных организациях города | | | | | | | | | | | | | |Москвы, реализующих образовательные программы | | | | | | | | | | | | | |дошкольного образования, среди числа детей, чьи | | | | | | | | | | | | | |родители - жители города Москвы изъявили желание на | | | | | | | | | | | | | |получение для них дошкольного образования | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |9 |0300000.09 Доля государственных общеобразовательных |процентов |5 |10 |25 |40 |60 |80 |100 |100 |100 | | | |организаций города Москвы, использующих | | | | | | | | | | | | | |социокультурную среду города Москвы и осуществляющих | | | | | | | | | | | | | |сетевое взаимодействие с организациями культуры, | | | | | | | | | | | | | |науки, образования, бизнеса, производственной сферы, | | | | | | | | | | | | | |расположенными в городе Москве, в реализации | | | | | | | | | | | | | |образовательных программ | | | | | | | | | | | | |---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| | |10 |0300000.10 Рост численности обучающихся взрослых, |процентов |90 |100 |140 |220 |240 |250 |270 |295 |320 | | | |осваивающих программы повышения квалификации и | | | | | | | | | | | | | |профессионального обучения в государственных | | | | | | | | | | | | | |профессиональных образовательных организациях города | | | | | | | | | | | | | |Москвы, в текущем периоде по отношению к началу | | | | | | | | | | | | | |программного периода | | | | | | | | | | | |---------------------|---------|------------------------------------------------------|-------------------------|----------|-----------|--------|---------|--------|------------|------------|-------------|------------| |Задачи |1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях. | |Государственной |2. Комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного. образования независимо от территории проживания и | |программы города |состояния здоровья обучающихся. | |Москвы |3. Максимальное удовлетворение запросов жителей города Москвы на образовательные услуги. | | |4. Внедрение современных инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества образования. | | |5. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, | | |медицинской и социальной помощи. | | |6. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы.| | |7. Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы. | | |8. Развитие государственно-общественного управления в системе образования | |---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Координатор |Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития | |Государственной | | |программы города | | |Москвы | | |---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Ответственные |Департамент образования города Москвы | |исполнители | | |подпрограмм | | |---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Соисполнители |Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, | |подпрограмм |Департамент культуры города Москвы, | | |Департамент социальной защиты населения города Москвы, | | |Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, | | |Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, | | |Департамент развития новых территорий города Москвы, | | |Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, | | |Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, | | |Департамент строительства города Москвы, | | |Департамент капитального ремонта города Москвы, | | |Департамент градостроительной политики города Москвы, | | |Департамент культурного наследия города Москвы, | | |Управление делами Мэра и Правительства Москвы, | | |Префектура Восточного административного округа города Москвы, | | |Префектура Западного административного округа города Москвы, | | |Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы, | | |Префектура Северного административного округа города Москвы, | | |Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы, | | |Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы, | | |Префектура Центрального административного округа города Москвы, | | |Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы, | | |Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, | | |Префектура Южного административного округа города Москвы, | | |Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы | |---------------------|-------------------|---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Объем финансовых |Наименование |Источники |Расходы (тыс.рублей) | |ресурсов по всем |Государственной |финансирования |--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|--------------|--------------|--------------|--------------|----------------| |источникам с |программы города | |2010 год факт |2011 год факт |2012 год факт |2013 год факт |2014 год факт |2015 год |2016 год |2017 год |2018 год |Итого | |разбивкой по годам |Москвы | | | | | | |прогноз |прогноз |прогноз |прогноз | | |реализации |-------------------|---------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|--------------|--------------|--------------|--------------|----------------| |Государственной |Государственная |Всего: |X |X |352 377 267,7 |383 276 912,6 |413 689 642,5 |449 597 330,1 |457 727 341,3 |458 062 236,8 |458 062 236,8 |2 972 792 967,8 | |программы города |программа города |---------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|--------------|--------------|--------------|--------------|----------------| |Москвы |Москвы "Развитие |бюджет города Москвы |175 893 594,3 |221 436 597,1 |248 668 804,1 |245 740 456,1 |251 927 237,2 |259 205 738,7 |264 584 083,6 |264 918 979,1 |264 918 979,1 |1 799 964 277,9 | | |образования города |---------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|--------------|--------------|--------------|--------------|----------------| | |Москвы ("Столичное |средства |X |X |53 753 559,0 |69 989 343,1 |76 575 785,3 |86 277 973,6 |96 203 301,5 |96 203 301,5 |96 203 301,5 |575 206 565,5 | | |образование")" на |федерального | | | | | | | | | | | | |2012 - 2018 годы |бюджета | | | | | | | | | | | | | |---------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|--------------|--------------|--------------|--------------|----------------| | | |средства юридических |X |X |49 954 904,6 |67 547 113,4 |85 186 620,0 |104 113 617,8 |96 939 956,2 |96 939 956,2 |96 939 956,2 |597 622 124,4 | | | |и физических лиц | | | | | | | | | | | |---------------------|-------------------|---------------------|--------------|--------------|--------------|--------------|---------------|--------------|--------------|--------------|--------------|----------------| |Этапы и сроки |Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012 | |реализации |Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013 | |Государственной |Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014 | |программы города |Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015 | |Москвы |Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016 | | |Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017 | | |Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018 | |---------------------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| 1. Характеристика текущего состояния сферы образования и ее основные проблемы Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы Состояние системы образования в городе Москве характеризуется следующими параметрами: - доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение; - качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных типов и форм собственности; - кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования. Доступность образовательных услуг и сеть государственных образовательных организаций К началу 2011 года на территории города Москвы действовало 4008 государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Однако эффективность их деятельности, качество предоставляемых услуг были различны. В деятельность по социализации детей и молодежи к началу реализации Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование") на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) были включены городские и федеральные организации культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Так, около четверти учащихся общеобразовательных организаций (далее - также школы) посещали музыкальные или художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию организаций различных ведомств мешали недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего образования города Москвы использовался далеко не в полной мере. Услуги дошкольного образования в 2010-2011 учебном году получали более 363 тыс. детей. Очередь в государственные дошкольные образовательные организации, составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тыс. человек, удалось снизить в мае 2011 года до 700 человек за счет создания дополнительных мест в действующих государственных дошкольных образовательных организациях города Москвы и мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. Однако эти резервы были практически исчерпаны. К началу программного периода в 1515 государственных и в 146 частных общеобразовательных организациях обучались свыше 770 тыс. человек. Однако серьезной проблемой являлось неравномерное распределение по районам города Москвы государственных образовательных организаций, реализующих на качественном уровне основные общеобразовательные программы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов. В этой связи была поставлена задача обеспечения жителей города Москвы в районе их проживания широким спектром образовательных услуг, соответствующих возрастающим запросам московских семей. Механизмом решения данной задачи стало объединение отдельных образовательных организаций в крупные образовательные комплексы, предоставляющие услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования. Таким образом, в городе Москве с целью обеспечения преемственности образовательных программ, успешной социализации детей, плавности и бесстрессовости перехода с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования на основе совместных заявок от государственных образовательных организаций города Москвы была проведена реорганизация государственных образовательных организаций города Москвы. С учетом проведенных преобразований к началу 2015 года создано 696 школ-комплексов. Шестьсот государственных общеобразовательных организаций города Москвы (86,2% всех государственных общеобразовательных организаций города Москвы) имеют в своей в структуре дошкольные группы. В 2011 году система дополнительного образования в городе Москве характеризовалась следующими параметрами. Более 500 государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе 155 организаций Департамента образования города Москвы, работали более чем с 340 тыс. обучающихся. По данным отчетности, более 600 тыс. обучающихся занимались по дополнительным общеобразовательным программам в государственных общеобразовательных организациях города Москвы. При этом, согласно данным мониторингов, более 50% обучающихся не посещали кружки и секции, другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, как правило, прерывают траектории дополнительного образования, переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные организации высшего образования (далее также - вуз, высшее учебное заведение). Сеть государственных организаций дополнительного образования характеризовалась неравномерным распределением по территории города Москвы - в 44 районах отсутствовали организации данного типа (показатель варьировался от 1 в Центральном административном округе города Москвы до 11 в Восточном административном округе города Москвы). В 2014-2015 учебном году по дополнительным образовательным программам в государственных организациях дополнительного образования и государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучается около 500 тыс. человек. Однако ведомственная разобщенность долгое время не позволяла создать общую систему учета обучающихся и образовательных программ, реализуемых различными организациями. В этой связи с 1 сентября 2015 г. в городе Москве вводится консолидированный учет обучающихся по программам дополнительного образования детей, а также занимающихся в учреждениях спортивной направленности в государственных, муниципальных, частных организациях. С 1 июля 2012 г. к городу Москве была присоединена значительная территория, столичная система образования пополнилась 105 образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы. Общая численность обучающихся системы образования города Москвы увеличилась более чем на 30 тыс. человек. Отсутствие на протяжении длительного времени капитальных и текущих ремонтов зданий, в которых расположены государственные образовательные организации города Москвы, расположенные на новых территориях, устаревшая материально-техническая база, невовлеченность ранее в процессы, направленные на повышение эффективности деятельности, сильно тормозят поступательное развитие государственных образовательных организаций города Москвы. Следует отметить, что город Москва - лидер среди субъектов Российской Федерации по масштабу системы среднего профессионального образования. В 2010-2011 учебном году в 145 государственных профессиональных образовательных организациях (далее также - колледжи) обучались более 110 тыс. человек, в том числе в 90 колледжах Департамента образования города Москвы - 80 тыс. человек. Укрепление материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового состава государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы позволили в условиях сокращения числа выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность выпускников общеобразовательных организаций, продолжающих обучение в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы. В 2012 году система среднего профессионального образования, подведомственная Департаменту образования города Москвы, пополнилась 13 федеральными колледжами, численность обучающихся выросла до 103,4 тыс. человек. К 2014-2015 учебному году с начала программного периода выросло количество профессий, по которым осуществляется обучение в 60 колледжах, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Так осуществляется обучение по 126 профессиям (включая программы профессиональной подготовки) и реализуются программы подготовки специалистов среднего звена по 103 специальностям для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы города Москвы. Профессиональные образовательные организации представляют собой многоуровневые и многопрофильные образовательные организации, реализующие широкий спектр непрерывных интегрированных образовательных программ. Развитие бизнеса и производства ставят перед системой среднего профессионального образования важную задачу приведения количества и профильного состава выпускников в соответствие с запросами рынка труда. Правительство Москвы принимает меры к увеличению доли выпускников, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей. С целью повышения качества образовательных услуг, востребованности выпускников и подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики создаются отраслевые учебно-производственные объединения, объединяющие потенциал колледжей, вузов, крупных работодателей. С начала реализации Государственной программы в системе профессионального образования активизировались интеграционные процессы, призванные вывести колледжи на новый уровень развития, сформировать предложение новых современных образовательных программ, повысить степень востребованности выпускников, обеспечить более тесное взаимодействие с работодателями. В сознание московских семей уже пришло понимание, что продолжение образования не в вузе, а в столичном колледже - достойный выбор траектории развития молодого москвича. Свидетельством тому является не только ежегодный рост желающих поступить в профессиональные образовательные организации, но и уже не единичные случаи реорганизации общеобразовательных организаций путем присоединения и получения статуса структурного подразделения наиболее сильных и успешных колледжей. Вместе с тем, в ближайшее время в связи с последствиями демографического спада конца 1990-х - начала 2000-х годов в системе профессионального образования, как и в высшем образовании, следует ожидать определенного профицита мест. По охвату высшим образованием город Москва - один из мировых лидеров. Около 1 миллиона студентов обучаются в 92 государственных образовательных организациях высшего образования, в том числе в 10 государственных образовательных организациях высшего образования города Москвы, и в 147 частных вузах. В городе Москве обучаются более 300 тыс. человек из других субъектов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области. При этом 48% студентов московских вузов обучаются по очной форме обучения. Практически 75% выпускников общеобразовательных организаций города Москвы поступают в государственные образовательные организации высшего образования (с учетом поступающих после освоения образовательной программы среднего общего образования - почти 90%). Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) государственных образовательных организациях города Москвы, в том числе в составе крупных образовательных комплексов - 20,5 тыс. обучающихся. Количество государственных образовательных организаций города Москвы, реализующих адаптированные образовательные программы в рамках инклюзивного образования, с 2010 года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Вместе с тем, если к началу программного периода в 59% зданий государственных общеобразовательных организаций города Москвы не была обеспечена безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к 2014-2015 учебному году входные группы и первые этажи практически 100% общеобразовательных организаций приспособлены для нужд этой категории детей, во многих школах имеются стационарные и мобильные лестничные подъемники. Многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций в городе Москве обусловили дифференцированное финансирование этих организаций. Поэтапная реализация пилотного проекта по развитию общего образования позволила отойти от практики "финансирования организации" и перейти к практике "финансирования обучающегося". Введение подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий на получение общего образования и его выравнивание по наибольшему значению позволило преодолеть неоднородность финансирования, значительно увеличить финансовое обеспечение ранее недофинансированных государственных образовательных организаций города Москвы и создать условия для повышения качества образования, обеспечить гарантии равного доступа граждан к получению образования и позитивную консолидацию общества. Значительное увеличение расходов бюджета города Москвы на сферу образования, укрепление материально-технической базы, переход на новые принципы финансирования государственных образовательных организаций города Москвы, внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников позволили в период 2011-2014 годов создать уверенный фундамент для успешной реализации стратегических задач и достижения основной цели Государственной программы. За три года реализации Государственной программы более чем в 1160 зданиях системы образования проведен капитальный, а более чем в 4000 - текущий ремонт, и осуществлены работы по благоустройству территории, во все государственные общеобразовательные организации города Москвы поставлено новое компьютерное оборудование, интерактивные доски, каждый учитель обеспечен персональным ноутбуком. Таким образом, в первые два года реализации Государственной программы создана материально-техническая основа для успешного решения задач повышения качества образования, его доведения до уровня международных стандартов. В этой связи актуально эффективное использование модернизированной базы для достижения высоких образовательных результатов. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике только начинается. Единая общедоступная региональная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока еще не создана. Государственная программа нацелена на создание технических и технологических условий, которые позволят педагогическим работникам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам актуальной и достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В то же время внедренные механизмы электронной регистрации заявлений на получение дошкольного образования и зачисления в первый класс обеспечили прозрачность процедур и доступность общего образования для жителей города Москвы. Снят необоснованный ажиотаж при зачислении детей в первый класс. Полностью удовлетворена потребность москвичей в устройстве детей в возрасте от 2,5 до 7 лет в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования. Часть системы образования финансируется из федерального бюджета (федеральные государственные образовательные организации высшего образования), средств юридических и физических лиц (частные вузы, колледжи, дошкольные и общеобразовательные организации, организации дополнительного образования). Отмеченные на начальном этапе реализации Государственной программы проблемы остались в прошлом. Неравномерное распределение обучающихся по сети образовательных организаций, обеспечение образовательными услугами детей с особыми образовательными потребностями корректируется путем объединения в крупные комплексы. Недостаточная развитость механизмов взаимодействия государственных образовательных организаций, расположенных в непосредственной близости или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры (спортивные, культурные объекты, общежития) решается за счет активизации межведомственной координации. Поэтому в Государственной программе рассматривается как объект развития вся фактическая сеть образовательных организаций, расположенных в городе Москве, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Информационная открытость системы образования обеспечивается наличием у каждой государственной образовательной организации города Москвы типового сайта с регулярно обновляемой, в том числе централизованно, информацией, внедрением и использованием государственными общеобразовательными организациями города Москвы электронных дневников и журналов, еженедельными трансляциями в прямом эфире в информационно-телекоммуникационной сети Интернет пресс-конференций и селекторных совещаний Департамента образования города Москвы, функционированием электронной приемной на официальном сайте Департамента образования города Москвы, детальным рассмотрением каждого обращения, поступающего в Департамент образования города Москвы, в том числе через электронную приемную. С 2014 года появились профсоюзные и родительские селекторные собрания и совещания по финансово-экономическим вопросам и вопросам эксплуатации информационных систем. Потенциал влияния общества на управление образовательными организациями используется гораздо эффективнее, чем в предыдущие периоды. В каждой образовательной организации созданы коллегиальные органы управления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления системой образования - управляющие советы, которым делегированы значительные полномочия в сфере управления организацией. Качество столичного образования По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по средним баллам Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по большинству предметов, количеству победителей олимпиад, наличию общеобразовательных организаций с высокой репутацией, количеству общеобразовательных организаций, входящих в рейтинг 500 лучших российских общеобразовательных организаций. В городе Москве расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе больше трети национальных исследовательских вузов). Однако эффективной системе объективной оценки качества образования на разных уровнях еще только предстоит появиться. Серьезным вызовом системе образования, который может повлечь дифференциацию общеобразовательных организаций по качеству образования является приток в них детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе. Концентрация таких детей в определенных общеобразовательных организациях может усугубить дифференциацию, что несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности города Москвы. Система образования города Москвы начала масштабное обеспечение возможности индивидуализации через профильное обучение. 696 сформированных крупных общеобразовательных организаций больших возможностей являются основой для реализации максимально возможного количества профилей обучения. Если к началу программного периода многопрофильных общеобразовательных организаций насчитывалось не более 12%, то к 2014-2015 учебному году около 60% таких организаций в общем количестве общеобразовательных организаций реализовывали более трех профилей образования. В 2014 году команда обучающихся города Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей за все время существования олимпиады: 123 человека из 68 общеобразовательных организаций. Более чем в два раза увеличилось с 2010 года количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады в городе Москве: 16 404 человека, из которых победителями и призерами стали более 3 тыс. обучающихся из 637 общеобразовательных организаций города Москвы. В системе среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37% выпускников поступают в государственные образовательные организации высшего образования. В 2014 году около 45% выпускников освоили образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие соответствие данных программ квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями), с участием объединений работодателей. Всего же в колледжах города Москвы реализуются 65 программ, сертифицированных работодателями, по 40 специальностям и 25 профессиям. Реализуются и другие механизмы укрепления кооперации государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы с работодателями, в том числе через создание учебно-производственных объединений по отраслевым принципам. Рост показателя объемов внебюджетных средств в системе среднего профессионального образования с 1% в 2010 году до 12% в 2014 году свидетельствует об укреплении связи с рынком труда и увеличении инвестиционной привлекательности. Вместе с тем у системы есть значительный потенциал для роста данного показателя. Несмотря на наличие в городе Москве государственных образовательных организаций высшего образования, получивших мировую известность, имеющих высокие показатели качества подготовки студентов, в городе Москве ощущается переизбыток специалистов, получивших высшее образование, но обладающих недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по специальности (особенно по таким специальностям, как "юрист", "экономист", "менеджер", а также по ряду технологических специальностей). Наряду с этим больше трети московских организаций заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% - квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством высшего образования в городе Москве свидетельствуют и низкие средние показатели участия педагогических работников и студентов в научной и инновационной деятельности. Вместе с тем, если в начале программного периода констатировалось практически полное отсутствие в портфеле большинства государственных образовательных организаций высшего образования города Москвы серьезных исследований и разработок по заказу и в интересах города Москвы, то следует отметить, что в 2014 году более 60 столичных вузов, расположенных на территории города Москвы, реализуют программы по заказу Департамента образования города Москвы. Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом. Сегодня в образовательной практике государственных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций города Москвы используются разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с тем до настоящего времени в деятельности государственных образовательных организаций по охране и укреплению здоровья отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система мониторинга и единая база данных о состоянии здоровья обучающихся. В системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков. Кадры столичного образования В системе образования города Москвы трудятся около 123 тыс. педагогических работников. Около 90% от общей численности педагогических работников работают в системе дошкольного и общего образования, около 10% - в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих основные профессиональные образовательные программы, программы высшего образования и дополнительные образовательные программы. Существенную часть педагогических работников государственных дошкольных образовательных организаций города Москвы и государственных общеобразовательных организаций города Москвы составляют педагогические работники с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических работников не оптимальна: доля учителей в возрасте 25-35 лет (18,2%) меньше доли учителей пенсионного возраста (21,6%), доля учителей, проработавших в общеобразовательной организации города Москвы свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Хотя и здесь наблюдается положительная динамика: в начале программного периода отмечалось шестикратное превышение численности учителей со значительным стажем. При этом сохраняется (как и в Российской Федерации в целом) гендерный дисбаланс: более 85% педагогических работников и более 83% руководящих работников государственных образовательных организаций - женщины. Московская система образования традиционно известна директорами - лидерами, создателями авторских школ. В начале программного периода констатировался риск прерывания данной традиции, поскольку почти 40% руководителей - пенсионного возраста. Усовершенствованная в 2011-2014 годах система подготовки руководителей с обучением в области лидерства и менеджмента, аттестации кандидатов на должность руководителей образовательных организаций и формирования кадрового резерва позволяет не только сохранять данную традицию, но и творчески ее развивать в современных условиях. Молодые руководители (до 35 лет) и кандидаты в руководители образовательных организаций объединены в соответствующие клубы, где более опытные коллеги делятся своим опытом на тематических лекциях и мастер-классах. Поставленная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" задача доведения средней заработной платы педагогических работников в системе общего образования до уровня средней заработной платы в регионе выполняется: средняя заработная плата педагогических работников государственных общеобразовательных организаций города Москвы по итогам 2014 года достигла уровня в 59,8 тыс. рублей, учителей - превысила 70,2 тыс. рублей. Рост по сравнению с 2010 годом составил более 70%. Такими же темпами роста характеризуется и средняя заработная плата воспитателей в дошкольном образовании: по итогам 2014 года в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, она составила 48,0 тыс. рублей. Благодаря целенаправленной работе профессия педагогического работника вернула утраченный престиж. Начиная с 2012-2013 учебного года "кадровый голод" в системе образования города Москвы полностью удовлетворен. Отмечается активизация интереса абитуриентов к педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Так, конкурс при поступлении в Московский городской педагогический университет вырос за последние три года с 5,3 человек на одно бюджетное место в 2010 году до 16,9 человек на одно бюджетное место в 2014 году. Действовавшая на начало программного периода система дополнительного профессионального образования педагогических работников нуждалась в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - государственными образовательными организациями и педагогическими периодками. В течение 2011-2014 годов в дополнительном профессиональном образовании педагогических работников был активно использован потенциал федеральных вузов и научных организаций, расположенных в городе Москве. С 2013-2014 учебного года столичные общеобразовательные организации получили самостоятельность в выборе программ повышения квалификации и исполнителя, реализующего такие программы. Кадровый потенциал московских вузов обуславливает их ведущие позиции на российском рынке высшего образования. Однако неконкурентоспособная заработная плата и отсутствие устойчивого финансирования исследований привели к значительному ослаблению этого потенциала. По данным социологических исследований, постоянно работают в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях образовательных организаций высшего образования всего 5-15% педагогических работников вузов. Работы по индивидуальным или коллективным грантам научных фондов реализуют не более 11% педагогических работников. Ведущие профессора многих вузов старше 65-70 лет. В государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы сохраняется, хотя и в меньшей степени, чем в начале программного периода, дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве. Анализ состояния рынка образования (включая платное) и спроса на образовательные услуги Конкурентный рынок образования должен обеспечивать выбор для обучающихся и их семей (с учетом высокой дифференциации их образовательных потребностей) и качество образовательных программ (соответствие формируемых компетенций федеральным государственным образовательным стандартам и перспективным потребностям общества и экономики). Город Москва имеет в настоящее время самый развитый в Российской Федерации образовательный рынок. Высок платежеспособный спрос на образование, однако предложение образовательных услуг частного сектора растет медленно. В настоящее время в сфере общего образования более 96% всех услуг оказывается государственным сектором. При этом определенное развитие получил сектор частного дошкольного образования, представленный гувернерскими услугами, детскими игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами. Надежные данные об услугах дополнительного образования в частном секторе отсутствуют. При этом, по результатам социологических исследований, не менее 30% обучающихся общеобразовательных организаций посещают художественные, музыкальные и иные подобные организации дополнительного образования, примерно столько же посещают спортивные секции, занимаются фитнесом, почти каждый пятый обучающийся общеобразовательной организации посещает курсы изучения иностранных языков. Около половины учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, занимаются на платных курсах или с репетиторами, что говорит о значительных масштабах этого рынка услуг. Высокая стоимость услуг в частных организациях говорит о низкой конкуренции и слабой удовлетворенности спроса на эти услуги. В частности, как показывают социологические опросы, иностранные специалисты, работающие в городе Москве, считают недостаточным выбор и доступность услуг частных образовательных организаций. Частные общеобразовательные организации города Москвы, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, получают бюджетное финансирование на уровне нормативов, установленных для государственных общеобразовательных организаций города Москвы, с 1 июля 2012 г. частные организации, оказывающие услуги в сфере дошкольного образования, также получили возможность бюджетного финансирования. В профессиональном образовании за последние годы в городе Москве возникло значительное число независимых учебных центров, обучающих конкретным профессиональным квалификациям и работающих на рыночной основе, в первую очередь - в сфере обслуживания, информационных технологий и транспорта. При этом в отличие от иностранных государств, в которых широко используются инструменты обеспечения равного доступа к платным образовательным услугам (например, ваучеры для безработных), в городе Москве они используются в недостаточной мере. Ограниченное использование производственного и инновационного потенциала государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы для предоставления дополнительного профессионального образования, имевшее место в начале программного периода, осталось в прошлом. Значительным шагом к совершенствованию работы со взрослыми стало создание в столичном регионе сети центров прикладных квалификаций на базе государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, где на взаимовыгодных условиях происходит синхронизация интересов образования и сферы труда. Однако еще существуют значительные резервы государственно-частного партнерства колледжей и организаций города Москвы в сфере производственной деятельности. В городе Москве сосредоточено 147 частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. В государственных вузах обучаются 53% студентов. Значительная часть государственных и частных образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования предлагает платные образовательные услуги по реализации образовательных программ по экономико-управленческой и гуманитарной группам направлений, а также по информационным технологиям, не имея кадровой базы для качественной реализации таких образовательных программ. В тоже время выпускники государственных образовательных организаций высшего образования инженерного и технологического профиля постепенно перестают испытывать сложности с трудоустройством по специальности, направлению подготовки в организациях города Москвы. Сравнение с ведущими мегаполисами показывает, что город Москва имеет существенные резервы развития информационной инфраструктуры рынка образовательных услуг, обеспечивающей его прозрачность для потребителей (как для абитуриентов и их семей, так и работодателей города Москвы). 2. Прогноз развития системы образования города Москвы. Планируемые результаты и показатели Тенденции и перспективы развития города Москвы, определяющие новые задачи системы образования Определение целей и задач Государственной программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив города Москвы как активно развивающегося мегаполиса с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов, находящегося в процессе построения международного финансового центра. Демографические тенденции (высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов) обуславливают рост потребности населения города Москвы в образовательных услугах. Для обеспечения доступности дошкольного образования с учетом демографических процессов по "среднему" прогнозному сценарию рождаемости и запланированного роста охвата детей дошкольным образованием к 2018 году необходимо ежегодно увеличивать число мест в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, учитывая почти шестидесятипроцентный рост контингента к 2018 году по сравнению с 2011 годом. При этом рациональной стратегией является поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития, в том числе за счет услуг частного сектора. Численность обучающихся общеобразовательных организаций города Москвы к 2018 году увеличится почти на 40% по сравнению с 2011 годом, то есть среднегодовой прирост численности обучающихся общеобразовательных организаций составит около 5%. Город Москва является лидером по количеству молодежи, приезжающей учиться в вузы (не менее 14% от общей численности студентов вузов), поэтому даже в условиях сокращения численности российской молодежи в возрасте 15-23 лет спрос на места в московских вузах ожидается высоким. Сохраняющийся значительный приток мигрантов требует не только мест в государственных образовательных организациях города Москвы, но и механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру города Москвы. Действия, предпринятые для сопротивления негативной тенденции по воспроизведению и закреплению стратификации общества в сфере образования ("непрестижные" и "престижные" общеобразовательные организации), доказали свою правильность и своевременность. Создание крупных школ больших возможностей призвано обеспечить равное высокое качество предоставляемых жителям города Москвы образовательных услуг и широкий выбор образовательных программ в районе проживания. Тем самым будет удовлетворен разноплановый социальный заказ населения, обусловленный различиями в социальном и культурном капитале семей. Градостроительные перспективы города Москвы ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность общего и дополнительного образования детей. Создание крупных образовательных комплексов, а также формирование кампусов вузов и колледжей как новых центров социально-культурной и молодежной активности в пространстве города Москвы будет способствовать повышению привлекательности районов города Москвы с массовой жилой застройкой и снижению транспортной нагрузки. Экономические перспективы города Москвы в формировании инновационной экономики Городу Москве необходимо удовлетворить потребности в профессиональных кадрах, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения в следующих ключевых направлениях: - развитие кадрового потенциала, обладающего знаниями, необходимыми для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе; - развитие инфраструктуры города Москвы в соответствии с передовыми международными стандартами; - опережающее развитие образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрий, туризма, ресторанов, музеев, дизайна, моды, медиа, рекламы, коммуникации и других секторов "сервисной экономики" как для повышения качества жизни населения города Москвы, так и для формирования новой доходной базы бюджета города Москвы в 10-20-летней перспективе. Инновационная экономика также требует от индивидуума постоянного приобретения новых знаний и совершенствования навыков через систему непрерывного образования. Чтобы стать ресурсом экономического развития города Москвы, система высшего образования должна существенно увеличить внебюджетные доходы (в том числе через экспорт интеллектуальных услуг), укрепить связь с рынком труда, сориентировать студентов и работников на реализацию проектов, направленных на решение проблем развития города Москвы. Система профессионального образования может существенно увеличить непосредственное производство знаний и технологий при условии более тесного взаимодействия с работодателями, обеспечения прикладного характера образования, отвечающего их потребностям. Новые подходы к развитию системы образования города Москвы, финансово-экономическая самостоятельность образовательных организаций, сложности управления крупными образовательными комплексами со штатным персоналом в несколько сотен и контингентом в несколько тысяч человек предъявляет новые требования к менеджменту в сфере образования. В этой связи необходимо будет создание системы подготовки управленческих команд из профессионалов в области экономики, финансов, юриспруденции или выпускников соответствующих вузов путем их обучения программам магистратуры в сфере педагогики и менеджмента образования. Развитие города Москвы как международного финансового центра предъявляет следующие требования к образовательной системе: доступность информации об образовательных услугах на иностранных языках, возможность изучения русского языка как иностранного, наличие сертифицированных по международным стандартам государственных образовательных организаций с преподаванием предметов на иностранных языках, возможность получения дополнительного профессионального образования, наличие вузов с мировым признанием, реализация эффективных программ изучения иностранных языков детьми, молодежью и взрослым населением города Москвы. Расширение спектра качественного профильного обучения для мотивированных на продолжение обучения в вузах учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, должно обеспечиваться за счет тиражирования практики реализации совместного пилотного проекта Правительства Москвы и федеральных вузов по открытию в структуре вузов профильных классов (предуниверсарии), в которых учащиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в образовательную программу образовательной организации, будут изучать специальные курсы и дисциплины, соответствующие профилю и направлению вуза, заниматься практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполнять под руководством педагогических работников вуза учебно-исследовательские проекты, участвовать в научных студенческих объединениях. В стартовом 2013-2014 учебном году в проекте участвовали 4 вуза. В 2014-2015 учебном году их число увеличилось до 7. Развитие высоких технологий диктует необходимость обновления инженерно-технических кадров в городе Москве. Следствием этого должен стать пересмотр образовательных программ и качественно новый подход к методикам преподавания математики в системе образования города Москвы. Перспективы развития города Москвы как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно развитого подрастающего поколения. Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы обусловили кризис культурной, гражданской и личностной идентичности. Прямым его следствием является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и антиобщественного поведения, межэтнической напряженности, высокая степень конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей как у взрослых, так и у подрастающего поколения. Задачей образования становится формирование способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности. Усилиями государственных образовательных организаций в партнерстве с органами власти и общественными организациями должна быть выстроена комплексная система психолого-педагогической, правовой и реабилитационной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска. В результате реализации Государственной программы должен измениться образ молодого москвича. Это человек, не только обладающий необходимым для человека XXI века набором знаний и навыков, позволяющим ему быть успешным, независимо от социального статуса и отрасли приложения сил, постоянно совершенствоваться в течение своей жизни, получая новые компетенции, но и соответствующий традиционному для России культурному коду. Грамотное владение русским языком, умение выражать и отстаивать в диалоге свою точку зрения, знание памятников, составляющих основу отечественной и зарубежной литературы, уважение к российской истории, бережное отношение к городу Москве, как родному городу, твердая гражданская позиция, - далеко не полный перечень черт, характеризующих выпускника системы образования города Москвы. Инструментами для достижения поставленной цели должны стать серьезная гуманитаризация образования, максимально возможное использование потенциала социокультурной среды города Москвы в образовательном процессе на всех уровнях образования, поддержка просветительских проектов, в том числе частного сектора, в области культуры, литературы, истории, усиление воспитательной работы на всех уровнях образования. Особое место должны занять программы, в том числе с участием представителей органов исполнительной власти города Москвы, по разъяснению правил управления мегаполисом, особенностям работы Правительства Москвы и его структурных органов, механизмам принятия решений и контролю их исполнения. Такие программы адресуются как молодым москвичам, так и москвичам более старших поколений. Выпускник системы образования должен быть ответственным гражданином, активным пользователем городских интернет-порталов (например, Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы pgu.mos.ru, "Наш город" gorod.mos.ru и другие), участником проекта "Активный гражданин". Значительный потенциал для формирования образа молодого москвича имеется и в системе дополнительного образования. В деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи все больше включаются образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, образовательные программы профессионального и высшего образования, городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты. Учащиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования, все активнее включаются в работу просветительско-образовательного проекта "Университетские субботы". Его следует рассматривать как новую форму интеллектуального досуга для всей семьи. Новый проект московских колледжей "Профессиональная среда" демонстрирует учащимся, осваивающим образовательные программы среднего общего образования, потенциал профессионального образования. Проект "HITECH-SCOOL" направлен на создание инфраструктуры технологической поддержки образования, важным направлением которого стало открытие Центров технологической поддержки образования в федеральных вузах столицы с целью развития научно-технического творчества молодежи, организации и популяризации среди московских учащихся инженерного и технологического образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники. В городе Москве в высокой степени развита индустрия досуга детей и молодежи. Усиление образовательного и социализирующего потенциала этой сферы является актуальной задачей системы образования. В целом система образования города Москвы может и должна стать средством воспроизводства культуры города Москвы, консолидации сообщества города Москвы, повышения социальной удовлетворенности населения. Укрепление роли города Москвы как культурной и образовательной столицы Российской Федерации требует занятия лидирующих позиций в процессах модернизации российского образования через разработку и распространение новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками образования. Таким образом, перспективы развития города Москвы ставят перед системой образования города Москвы следующие задачи: - обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда; - формирование управленческих команд крупных образовательных организаций; - реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов; - формирование инфраструктуры образовательных услуг, обеспечивающих территориальную доступность качественных образовательных услуг, снижение нагрузки на транспортную систему города Москвы; - эффективное использование модернизированной материально-технической базы системы образования в целях достижения высоких образовательных результатов; - формирование спектра гибких основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей работодателей города Москвы в квалифицированных кадрах, а также расширение практики предложения образовательных программ "под заказ" работодателей, за их счет, в том числе с привлечением субсидий из бюджета города Москвы на подготовку кадров; - поддержка инициатив студентов и государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, ориентированных на решение проблем социально-экономического развития города Москвы; - расширение предложения образовательных услуг для иностранных специалистов, работающих в городе Москве; - поддержка услуг обучения иностранным языкам; - организация специальных программ социализации и формирования городской культурной идентичности молодежи (и в целом - многокультурного населения) города Москвы; - поддержка просветительских проектов, в том числе частного сектора, в области культуры, литературы, истории, усиление воспитательной работы на всех уровнях образования; - реализация программ, в том числе с участием представителей органов исполнительной власти города Москвы, по просвещению юных москвичей и жителей Москвы более старшего поколения в вопросах подходов к управлению мегаполисом, особенностей работы Правительства Москвы и его структурных органов, механизмов принятия решений, контролю их исполнения, функционированию городских информационных порталов. Конкурентные преимущества сферы образования города Москвы Для достижения целей и задач Государственной программы могут быть использованы следующие ресурсы, которые являются конкурентными преимуществами сферы образования города Москвы: - высокий уровень образования семей, их высокие ожидания в отношении уровня образования детей и готовность сотрудничать с государственными образовательными организациями; - наличие выдающихся педагогических работников и общеобразовательных организаций, обладающих уникальным опытом; - развитая индустрия товаров и досуга для детей и молодежи; - насыщенная культурная среда города Москвы; - высокий платежеспособный спрос граждан в системах дополнительного образования детей и профессионального образования взрослых; - наличие в городе Москве ведущих вузов Российской Федерации - участников глобального научно-образовательного рынка. Использование этих ресурсов может существенно повысить эффективность традиционных финансовых вложений в систему образования. Планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы 1. Обеспечение возможности каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, проживающему в городе Москве и нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить полноценное дошкольное образование. 2. Повышение качества общего образования, решение проблемы дифференциации качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, в том числе профильного обучения на уровне среднего общего образования во всех районах города Москвы. 3. Предоставление жителям города Москвы широкого спектра образовательных программ, отвечающих их требованиям, непосредственно в районе проживания. 4. Повышение качества дополнительного образования, как деятельности, направленной на всестороннее развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. 5. Повышение качества и престижности основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, направленных на подготовку востребованных экономикой города Москвы квалифицированных специалистов, более чем трехкратный рост численности обучающихся взрослых, осваивающих программы повышения квалификации и профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы. Широкое использование механизмов государственно-частного партнерства в профессиональном образовании. 6. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы в образовательном процессе всеми государственными общеобразовательными организациями города Москвы. 7. Активное использование потенциала государственных образовательных организаций высшего образования, расположенных в городе Москве, в интересах социально-экономического развития города Москвы, а также в организации дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. 8. Создание условий, способствующих обеспечению в подавляющем большинстве государственных общеобразовательных организаций города Москвы уровня средней заработной платы педагогических работников не ниже средней по экономике города Москвы. Показатели достижения целей и решения задач Результативность Государственной программы может быть измерена уровнем достижения следующих показателей: - доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы; - доля образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве, участвующих в реализации общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ, а также осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, в которых средняя заработная плата педагогических работников не ниже средней по экономике города Москвы; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения лиц с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования; - позиция города Москвы по сравнению с другими городами-миллионниками России по результатам ЕГЭ: по русскому языку, по математике; - доля детей жителей города Москвы 3 - 5 лет, получающих дошкольное образование в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования; - доля детей жителей города Москвы 5 - 7 лет, получающих дошкольное образование в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программ; - рост численности обучающихся взрослых, осваивающих программы повышения квалификации и профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы, в текущем периоде по отношению к началу программного периода. Перечень показателей Государственной программы и подпрограмм с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении 2 к Государственной программе. Набор показателей сформирован с целью обеспечить: - охват наиболее значимых результатов Государственной программы; - оптимизацию отчетности и информационных запросов. Целевые значения показателей реализации Государственной программы установлены на основании результатов статистического наблюдения за системой образования города Москвы, а также на базе статистической и иной отчетности государственных образовательных организаций и органов управления образованием города Москвы и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий Государственной программы. Перечень показателей носит открытый характер и предполагает замену в случае потери информативности того или иного показателя. К числу внешних факторов и условий, которые могут оказать влияние на достижение значений показателей, относятся: - экономические факторы: темп инфляции, стабильность национальной валюты, динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных заработков в экономике; - законодательный фактор: изменения в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы, ограничивающие возможность реализации предусмотренных Государственной программой мероприятий; - политический фактор: изменение приоритетов государственной политики в сфере образования; - социальные факторы: изменение социальных установок профессионального педагогического сообщества и населения, обусловливающее снижение необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных Государственной программой мероприятий. 3. Цели и задачи Государственной программы Целью реализации Государственной программы является создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы. Задачи Государственной программы: - обеспечение высокого качества образования на всех уровнях; - комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся; - максимальное удовлетворение запросов жителей города Москвы на образовательные услуги; - внедрение современных инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества образования; - создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; - создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы; - обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы; - развитие государственно-общественного управления в системе образования. Ключевые принципы и механизмы реализации Государственной программы 1. Комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов - цели Государственной программы достигаются через всю сеть образовательных организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Для реализации этого принципа будут созданы межведомственные переговорные площадки в формате межведомственных советов, комитетов, комиссий, где будут вырабатываться стратегия и тактика сотрудничества, реализованы модели взаимодействия и интеграции образовательных организаций различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, а также институциональные партнерства государственных образовательных организаций с иными организациями. Будут созданы условия для развития и максимального использования возможностей частного сектора услуг по образованию и развитию детей, поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора. 2. Опора на активность семей - город Москва характеризуется самым высоким культурным капиталом семей в Российской Федерации. Использование этого ресурса будет обеспечено за счет многообразных форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов вовлечения родителей (законных представителей) в управление государственными образовательными организациями и оценку качества их работы, а также путем поддержки государственных образовательных организаций, активно вовлекающих семьи в совместную деятельность. 3. Опора на интересы и инициативу детей и молодежи - важным ресурсом успеха Государственной программы должны стать обучающиеся, их интерес и инициатива, что будет обеспечено за счет поощрения активности каждого, индивидуализации образовательных траекторий, поддержки детских и молодежных объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами общеобразовательных организаций, колледжей и вузов. 4. Опора на лучшую практику - ключевым принципом реализации Государственной программы станет опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогических и руководящих работников, добившихся положительных результатов в сфере образования. На основе передовых практик государственных образовательных организаций города Москвы будут определены требования к результатам, процессу и условиям образования, которые станут ориентиром для всех государственных образовательных организаций системы. Разработка и внедрение системы оценки качества деятельности государственных образовательных организаций, основанной на объективных показателях - "Московская система качества образования" - позволит составлять независимый рейтинг данных организаций. Профессиональное сообщество будет включено в систему оценки деятельности государственных образовательных организаций и качества работы педагогических работников. 5. Практико-ориентированная наука и инновационные сети - в городе Москве будут сформированы эффективные механизмы создания и внедрения инновационных разработок, обеспечивающих опережающее развитие сферы образования. Коллективы, объединяющие ученых и педагогических работников государственных образовательных организаций, получат поддержку в организации исследований, разработок и внедрений данных разработок по приоритетным проблемам развития столичной системы образования, в том числе на основе прогностической методологии. Превращение результатов успешных практико-ориентированных научных исследований и инновационных образовательных проектов в эффективную массовую практику будет осуществляться в рамках инновационных сетей образовательных организаций. 6. Поддержка лидеров и помощь "отстающим" - учитывая масштаб системы образования города Москвы, многообразие типов, форм деятельности государственных образовательных организаций, неоднородность социокультурной среды районов города Москвы, Государственная программа предусматривает дифференцированный подход и диверсификацию инструментов повышения эффективности системы. С использованием механизмов программного финансирования государственные образовательные организации, добившиеся наилучших результатов, получат большую самостоятельность и поддержку в реализации проектов развития по приоритетным направлениям деятельности организаций. На их базе будут созданы стажировочные площадки, обеспечивающие распространение лучших практик, в том числе через дополнительное профессиональное образование педагогических работников. В отношении государственных образовательных организаций, которые не обеспечивают ожидаемых результатов, будут реализованы специальные программы перехода в эффективный режим работы, в том числе на основе партнерства с успешными государственными образовательными организациями. 7. Финансовые стимулы - новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие государственным образовательным организациям больше самостоятельности в финансово-экономической и педагогической сферах, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций. Стимулом к повышению качества образования станет также поддержка образовательных организаций и педагогических работников, обеспечивающих высокие учебные и внеучебные достижения, максимальный индивидуальный прогресс для всех групп обучающихся. Это приведет к тому, что образовательные организации будут находить собственные решения задачи повышения качества образования. 8. Институционализация обратной связи - широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям города Москвы значительно улучшить работу системы образования. Это позволит опираться в развитии системы образования не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования. В комплексную систему оценки качества образования войдут не только независимые экзамены, но и самооценка государственной образовательной организации, мониторинговые исследования (в том числе исследования трудовых и образовательных траекторий выпускников), независимое рейтингование образовательных организаций в рамках "Московской системы качества образования", инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады). 9. Превращение вузов в основу модернизации образования - концентрация ведущих вузов страны - серьезное и недостаточно эффективно используемое конкурентное преимущество города Москвы. Государственная программа предусматривает механизмы использования потенциала вузов и учащейся молодежи города Москвы в решении актуальных задач развития города Москвы через организацию взаимодействия Правительства Москвы с Министерством образования и науки Российской Федерации, бизнес-сообществом, международными организациями, поддержку исследований и проектов, организацию сотрудничества вузов и общеобразовательных организаций. Успешный запуск этих механизмов позволит сделать ведущие вузы города Москвы основой модернизации образования. 4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов Государственная программа реализуется в период 2012 - 2018 годов и предусматривает следующие этапы: - этап 1: 01.01.2012 - 31.12.2012; - этап 2: 01.01.2013 - 31.12.2013; - этап 3: 01.01.2014 - 31.12.2014; - этап 4: 01.01.2015 - 31.12.2015; - этап 5: 01.01.2016 - 31.12.2016; - этап 6: 01.01.2017 - 31.12.2017; - этап 7: 01.01.2018 - 31.12.2018. Плановые значения конечных результатов реализации Государственной программы отражены в приложении 2 к Государственной программе. Выполнение Государственной программы в полном объеме позволит достичь следующих конечных результатов: - доля жителей города Москвы, давших позитивную оценку работы сферы образования в ходе социологического исследования "Образование Москвы", проводимого Центром мониторинга общественного мнения при Правительстве Москвы - 52%; - доля образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве, участвующих в реализации общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ, а также осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам - 25%; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, в которых средняя заработная плата педагогических работников не ниже средней по экономике города Москвы - 98%; - доля государственных образовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными возможностями здоровья - 100%; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования - 100%; - позиция города Москвы по сравнению с другими городами России по результатам ЕГЭ (место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по русскому языку - 1 место; место среди городов-миллионников по доле выпускников государственных образовательных организаций, освоивших программу среднего общего образования, набравших 63 и более баллов по ЕГЭ по математике - 1 место); - доля детей жителей города Москвы 3-5 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования - 100%; - доля детей жителей города Москвы 5-7 лет, получающих услуги дошкольного образования в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы дошкольного образования, среди числа детей, чьи родители - жители города Москвы изъявили желание на получение для них дошкольного образования - 100%; - доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, использующих социокультурную среду города Москвы и осуществляющих сетевое взаимодействие с организациями культуры, науки, образования, бизнеса, производственной сферы, расположенными в городе Москве, в реализации образовательных программ - 100%; - рост численности обучающихся взрослых, осваивающих программы повышения квалификации и профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы, в текущем периоде по отношению к началу программного периода - 320%. 5. Обоснование состава и значение конечных результатов Государственной программы, подпрограмм, результатов основных мероприятий Значения конечных показателей, ожидаемые при реализации подпрограмм, непосредственно связаны с осуществлением программных мероприятий и отражают системные изменения в отрасли. Данные показатели позволяют проводить в динамике оценку эффективности, качества и доступности образования в городе Москве. Конечные результаты подпрограммы "Общее образование" 1. Доля районов города Москвы, в которых время ожидания места в государственной образовательной организации города Москвы, реализующей программы дошкольного образования, для детей жителей города Москвы 3-7 лет превышает 3 месяца от начала учебного года, на который производилась запись. Планируется выйти на значение 0%. Данный показатель предназначен для оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы, характеризует возможности системы дошкольного образования оперативно реагировать на запросы населения и служит для оценки доступности дошкольного образования. 2. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, демонстрирующих высокие образовательные результаты. Планируемое значение - 55%. Данный показатель характеризует распространенность общеобразовательных организаций, показывающих высокие образовательные результаты в рамках "Московской системы качества образования". Определяется, исходя из количества баллов (от 0,75 до 10 в зависимости от категории), присваиваемых каждому обучающемуся, набравшему от 190 до 220 и не менее 220 баллов ЕГЭ по трем предметам, призеров и победителей регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, лауреатов и победителей городского конкурса проектно-исследовательских работ, участия обучающихся в социокультурных проектах, качества дошкольного образования в образовательных организациях. Высокие образовательные результаты показывают образовательные организации, набравшие по постоянным параметрам рейтинга не менее 25 баллов. 3. Доля выпускников, окончивших в текущем году государственные общеобразовательные организации города Москвы, демонстрирующие высокие образовательные результаты. Планируемое значение - 70%. Данный показатель характеризует охват обучающихся образовательными услугами, предоставляемыми государственными общеобразовательными организациями города Москвы, показывающими высокие образовательные результаты в рамках "Московской системы качества образования", которые по постоянным параметрам рейтинга набрали не менее 25 баллов. 4. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, в которых созданы условия для реализации инклюзивного образования. Планируемое значение - 50%. Данный показатель характеризует доступность общего образования для всех детей независимо от состояния здоровья. 5. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, участвующих в программах и проектах по унификации и стандартизации форм и правил государственно-общественного управления. Планируемое значение - 50%. Данный показатель характеризует степень кооперации внутри сообщества общественных управляющих и готовности вести диалог для создания целостной системы государственно-общественного управления в системе образования. 6. Доля административных округов города Москвы, в которых формируются надшкольные органы государственно-общественного управления. Планируемое значение - 100%. Данный показатель характеризует очередной этап развития институтов государственно-общественного управления - расширение деятельности, выход за рамки образовательных организаций, участие в решении вопросов образования в масштабах района, округа. 7. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы с победителями и призерами олимпиад городского уровня и выше в данном учебном году. Планируемое значение - 65%. Данный показатель характеризует масштаб сети государственных образовательных организаций города Москвы, обеспечивающих высокий уровень образования, и служит для оценки качества общего образования в целом. 8. Доля детей, зачисленных в первые классы государственных общеобразовательных организаций города Москвы путем перевода из дошкольных отделений этих же организаций. Планируемое значение - 60%. Данный показатель характеризует охват детей, которым обеспечена преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования, бесстрессовость прихода в первый класс. 9. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, реализующих программы технологической модернизации в рамках проекта "Школа новых технологий". Планируемое значение - 30%. Данный показатель характеризует степень применения образовательными организациями в образовательном процессе высокотехнологических решений и служит для оценки деятельности по созданию условий для реализации образовательного процесса, соответствующего современным требованиям. 10. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, оснащенных системой видеонаблюдения. Планируется выйти на значение 100%. Данный показатель характеризует уровень оснащения государственных образовательных организаций города Москвы современными средствами видеонаблюдения и служит для оценки мер, направленных на создание в государственных образовательных организациях города Москвы безопасной среды. 11. Доля обучающихся 10-11 классов по образовательным программам среднего общего образования в структурных подразделениях образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в городе Москве. Планируемое значение - 2,5%. Данный показатель характеризует охват профессионально сориентированных обучающихся 10-11 классов профильным образованием, организованным в структуре московских вузов. 12. Доля государственных общеобразовательных организаций города Москвы, полностью перешедших на электронные журналы/дневники (без бумажных аналогов). Планируемое значение - 100%. Данный показатель характеризует степень использования высокотехнологических решений в документообороте государственных общеобразовательных организаций города Москвы и освобождения педагогических работников от излишних функций. 13. Доля выпускников государственных общеобразовательных организаций города Москвы, не получивших аттестат о среднем общем образовании. Планируемое значение - не более 0,6%. Данный показатель характеризует положительную динамику массового качественного образования, предоставляемого обучающимся государственными общеобразовательными организациями города Москвы. Конечные результаты подпрограммы "Профессиональное образование" 1. Доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования, сертифицированные (то есть подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям к специалистам) с участием объединений работодателей. Планируемое значение - 80%. Данный показатель характеризует уровень качества организации профессиональной ориентации обучающихся и служит для оценки мер по повышению эффективности организации образовательного процесса и созданию условий для востребованности выпускников, их скорейшего трудоустройства и профессиональной успешности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|