Расширенный поиск

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

 



       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     31 декабря 2015 г.                                N 1577


        О внесении изменений в федеральный государственный
      образовательный стандарт основного общего образования,
      утвержденный приказом Министерства образования и науки
         Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897

         Зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г.
                      Регистрационный N 40937

     В соответствии с подпунктом 5.2.41  Положения  о  Министерстве
образования   и   науки   Российской    Федерации,    утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.
N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,  N 23,
ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126;  N 6,
ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43,  ст. 5976),  и
пунктом   20    Правил    разработки,    утверждения    федеральных
государственных  образовательных  стандартов  и  внесения   в   них
изменений,  утвержденных  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 5 августа  2013 г.  N 661  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38,  ст. 5069),
п р и к а з ы в а ю:
     Утвердить   прилагаемые   изменения,   которые   вносятся    в
федеральный  государственный  образовательный  стандарт   основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования
и  науки  Российской  Федерации  от   17 декабря   2010 г.   N 1897
(зарегистрирован   Министерством   юстиции   Российской   Федерации
1 февраля  2011 г.,  регистрационный   N 19644),   с   изменениями,
внесенными приказом Министерства  образования  и  науки  Российской
Федерации   от   29 декабря   2014 г.    N 1644    (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  6 февраля   2015 г.,
регистрационный N 35915).


     Министр                                            Д.В.Ливанов


                         _________________


                                             Приложение

                                             УТВЕРЖДЕНЫ
                                  приказом Министерства образования
                                    и науки Российской Федерации
                                    от 31 декабря 2015 г. N 1577


                            ИЗМЕНЕНИЯ,
  которые вносятся в федеральный государственный образовательный
              стандарт основного общего образования,
          утвержденный приказом Министерства образования
     и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897

     1. Дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
     "9.1. Личностные    результаты     освоения     адаптированной
образовательной  программы  основного  общего  образования   должны
отражать:
     1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
     способность к социальной адаптации и интеграции в обществе,  в
том  числе  при  реализации  возможностей  коммуникации  на  основе
словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами,  имеющими  нарушения
слуха;
     2) для   обучающихся   с   нарушениями    опорно-двигательного
аппарата:
     владение   навыками   пространственной   и   социально-бытовой
ориентировки;
     умение самостоятельно и безопасно передвигаться в  знакомом  и
незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
     способность к осмыслению и  дифференциации  картины  мира,  ее
временно-пространственной организации;
     способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем,  принятие  соответствующих  возрасту  ценностей  и  социальных
ролей;
     3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
     формирование  умения  следовать  отработанной  системе  правил
поведения  и  взаимодействия  в  привычных   бытовых,   учебных   и
социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
     знание своих предпочтений  (ограничений)  в  бытовой  сфере  и
сфере интересов.".
     2. Дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:
     "10.1. Метапредметные   результаты   освоения   адаптированной
образовательной  программы  основного  общего  образования   должны
отражать:
     1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
     владение  навыками  определения  и  исправления  специфических
ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
     2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
     формирование   способности   планировать,   контролировать   и
оценивать   собственные   учебные   действия   в   соответствии   с
поставленной задачей и условиями ее реализации  при  сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
     формирование умения определять  наиболее  эффективные  способы
достижения результата  при  сопровождающей  помощи  педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
     формирование умения выполнять действия по заданному  алгоритму
или образцу при сопровождающей помощи педагогического  работника  и
организующей помощи тьютора;
     формирование умения оценивать результат своей  деятельности  в
соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
     формирование  умения  адекватно  реагировать   в   стандартной
ситуации на успех  и  неудачу,  конструктивно  действовать  даже  в
ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
     развитие    способности    самостоятельно     обратиться     к
педагогическому    работнику    (педагогу-психологу,    социальному
педагогу)  в  случае  личных  затруднений  в  решении   какого-либо
вопроса;
     формирование       умения       активного        использования
знаково-символических  средств  для  представления  информации   об
изучаемых объектах и процессах, различных схем  решения  учебных  и
практических задач при  организующей  помощи  педагога-психолога  и
тьютора;
     развитие способности самостоятельно действовать в соответствии
с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках,
критически оценивать и интерпретировать  получаемую  информацию  из
различных источников.".
     3. Пункт 11.1 изложить в следующей редакции:
     "11.1. Русский язык и литература
     Изучение предметной  области  "Русский  язык  и  литература" -
языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования  российской  гражданской,  этнической   и   социальной
идентичности,  позволяющей   понимать,   быть   понятым,   выражать
внутренний мир человека, в  том  числе  при  помощи  альтернативных
средств коммуникации, должно обеспечить:
     включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения  к  русскому  языку  как
носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
     осознание   тесной   связи   между   языковым,   литературным,
интеллектуальным,  духовно-нравственным  развитием  личности  и  ее
социальным ростом;
     приобщение к российскому литературному наследию и через него -
к  сокровищам  отечественной  и  мировой   культуры;   формирование
причастности  к  национальным  свершениям,  традициям  и  осознание
исторической преемственности поколений;
     обогащение  активного  и  потенциального  словарного   запаса,
развитие культуры владения  русским  литературным  языком  во  всей
полноте его функциональных возможностей в  соответствии  с  нормами
устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
     получение  знаний  о  русском  языке   как   системе   и   как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о  закономерностях
его  функционирования,  освоение   базовых   понятий   лингвистики,
формирование аналитических умений в  отношении  языковых  единиц  и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
     Предметные результаты  изучения  предметной  области  "Русский
язык и литература" должны отражать:
     Русский язык:
     1) совершенствование  различных  видов  устной  и   письменной
речевой деятельности (говорения и  аудирования,  чтения  и  письма,
общения  при  помощи  современных  средств  устной   и   письменной
коммуникации):
     создание    устных    монологических    высказываний    разной
коммуникативной направленности в  зависимости  от  целей,  сферы  и
ситуации  общения  с   соблюдением   норм   современного   русского
литературного  языка   и   речевого   этикета;   умение   различать
монологическую, диалогическую  и  полилогическую  речь,  участие  в
диалоге и полилоге;
     развитие  навыков  чтения  на   русском   языке   (изучающего,
ознакомительного,  просмотрового)  и   содержательной   переработки
прочитанного материала, в том числе умение выделять  главную  мысль
текста,  ключевые  понятия,  оценивать  средства   аргументации   и
выразительности;
     овладение различными видами аудирования (с полным  пониманием,
с  пониманием  основного  содержания,  с   выборочным   извлечением
информации);
     понимание, интерпретация и комментирование  текстов  различных
функционально-смысловых  типов   речи   (повествование,   описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей  языка,  осуществление
информационной переработки текста, передача его смысла в  устной  и
письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения
единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
     умение оценивать письменные и устные  речевые  высказывания  с
точки  зрения   их   эффективности,   понимать   основные   причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать  собственную
и чужую речь с точки зрения  точного,  уместного  и  выразительного
словоупотребления;
     выявление основных  особенностей  устной  и  письменной  речи,
разговорной и книжной речи;
     умение   создавать   различные   текстовые   высказывания    в
соответствии   с    поставленной    целью    и    сферой    общения
(аргументированный   ответ   на   вопрос,   изложение,   сочинение,
аннотация, план (включая тезисный план), заявление,  информационный
запрос и др.);
     2) понимание    определяющей    роли    языка    в    развитии
интеллектуальных и  творческих  способностей  личности  в  процессе
образования и самообразования:
     осознанное использование речевых средств  для  планирования  и
регуляции собственной речи; для выражения своих  чувств,  мыслей  и
коммуникативных потребностей;
     соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
     стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои языковые
умения и планировать их совершенствование и развитие;
     3) использование   коммуникативно-эстетических    возможностей
русского языка:
     распознавание и характеристика  основных  видов  выразительных
средств  фонетики,  лексики  и   синтаксиса   (звукопись;   эпитет,
метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение,
сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы,  антонимы,
омонимы) в речи;
     уместное использование фразеологических оборотов в речи;
     корректное и оправданное употребление междометий для выражения
эмоций, этикетных формул;
     использование в речи синонимичных имен прилагательных  в  роли
эпитетов;
     4) расширение и систематизация научных  знаний  о  языке,  его
единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и  единиц;
освоение базовых понятий лингвистики:
     идентификация   самостоятельных   (знаменательных)   служебных
частей речи  и  их  форм  по  значению  и  основным  грамматическим
признакам;
     распознавание  существительных,  прилагательных,  местоимений,
числительных,  наречий  разных  разрядов   и   их   морфологических
признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
     распознавание   глаголов,   причастий,   деепричастий   и   их
морфологических признаков;
     распознавание предлогов,  частиц  и  союзов  разных  разрядов,
определение смысловых оттенков частиц;
     распознавание   междометий   разных   разрядов,    определение
грамматических особенностей междометий;
     5) формирование навыков  проведения  различных  видов  анализа
слова, синтаксического  анализа  словосочетания  и  предложения,  а
также многоаспектного анализа текста:
     проведение фонетического, морфемного  и  словообразовательного
(как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар  и
словообразовательных цепочек слов;
     проведение синтаксического  анализа  предложения,  определение
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
     анализ  текста  и  распознавание  основных  признаков  текста,
умение выделять тему, основную мысль,  ключевые  слова,  микротемы,
разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
     определение звукового состава  слова,  правильное  деление  на
слоги, характеристика звуков слова;
     определение    лексического    значения    слова,     значений
многозначного   слова,   стилистической   окраски   слова,    сферы
употребления, подбор синонимов, антонимов;
     деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического
и словообразовательного анализа слова;
     умение  различать   словообразовательные   и   формообразующие
морфемы, способы словообразования;
     проведение   морфологического   разбора   самостоятельных    и
служебных  частей  речи;  характеристика   общего   грамматического
значения, морфологических признаков  самостоятельных  частей  речи,
определение их синтаксической функции;
     опознавание  основных   единиц   синтаксиса   (словосочетание,
предложение, текст);
     умение  выделять   словосочетание   в   составе   предложения,
определение  главного  и   зависимого   слова   в   словосочетании,
определение его вида;
     определение  вида   предложения   по   цели   высказывания   и
эмоциональной окраске;
     определение грамматической основы предложения;
     распознавание    распространенных     и     нераспространенных
предложений, предложений  осложненной  и  неосложненной  структуры,
полных и неполных;
     распознавание второстепенных  членов  предложения,  однородных
членов предложения,  обособленных  членов  предложения;  обращений;
вводных и вставных конструкций;
     опознавание сложного предложения, типов сложного  предложения,
сложных предложений с различными видами  связи,  выделение  средств
синтаксической связи между частями сложного предложения;
     определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности
текста к одному из них и к функциональной  разновидности  языка,  а
также создание текстов различного типа речи и  соблюдения  норм  их
построения;
     определение   видов   связи,    смысловых,    лексических    и
грамматических  средств  связи  предложений  в  тексте,   а   также
уместность и целесообразность их использования;
     6) обогащение активного и  потенциального  словарного  запаса,
расширение  объема  используемых  в  речи  грамматических  языковых
средств для свободного выражения мыслей и чувств в  соответствии  с
ситуацией и стилем общения:
     умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при
решении   задач   построения   устного   и   письменного   речевого
высказывания,  осуществлять  эффективный  и  оперативный  поиск  на
основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения  и
способах конструирования информационных запросов;
     пользование толковыми  словарями  для  извлечения  необходимой
информации, прежде всего - для  определения  лексического  значения
(прямого  и  переносного)  слова,  принадлежности  к   его   группе
однозначных  или   многозначных   слов,   определения   прямого   и
переносного значения, особенностей употребления;
     пользование  орфоэпическими,  орфографическими  словарями  для
определения нормативного написания и произношения слова;
     использование  фразеологических   словарей   для   определения
значения и особенностей употребления фразеологизмов;
     использование морфемных, словообразовательных, этимологических
словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
     использование  словарей  для  подбора  к   словам   синонимов,
антонимов;
     7) овладение    основными    нормами    литературного    языка
(орфоэпическими, лексическими,  грамматическими,  орфографическими,
пунктуационными,  стилистическими),   нормами   речевого   этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в  речевой  практике
при  создании  устных  и  письменных  высказываний;  стремление   к
речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка:
     поиск  орфограммы  и  применение  правил  написания   слов   с
орфограммами;
     освоение правил правописания служебных частей  речи  и  умения
применять их на письме;
     применение правильного переноса слов;
     применение  правил  постановки  знаков  препинания   в   конце
предложения, в простом и в сложном предложениях, при  прямой  речи,
цитировании, диалоге;
     соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного  языка,  определение  места  ударения   в   слове   в
соответствии с акцентологическими нормами;
     выявление  смыслового,  стилистического  различия   синонимов,
употребления их в речи  с  учетом  значения,  смыслового  различия,
стилистической окраски;
     нормативное изменение  форм  существительных,  прилагательных,
местоимений, числительных, глаголов;
     соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и
управлении, при употреблении несклоняемых  имен  существительных  и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом,
употреблении местоимений для связи  предложений  и  частей  текста,
конструировании предложений  с  союзами,  соблюдение  видовременной
соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
     8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование  навыков
письма на брайлевской печатной машинке;
     9) для  глухих,  слабослышащих,   позднооглохших   обучающихся
формирование  и  развитие  основных  видов   речевой   деятельности
обучающихся  -  слухозрительного   восприятия   (с   использованием
слуховых  аппаратов  и  (или)  кохлеарных  имплантов),   говорения,
чтения, письма;
     10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
     овладение  основными  стилистическими  ресурсами   лексики   и
фразеологии языка, основными нормами литературного  языка,  нормами
речевого этикета;
     приобретение опыта использования языковых  норм  в  речевой  и
альтернативной  коммуникативной  практике  при   создании   устных,
письменных, альтернативных высказываний;
     стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства,
обозначить собственную позицию;
     видение традиций и новаторства в произведениях;
     восприятие  художественной  действительности   как   выражение
мыслей автора о мире и человеке.
     Литература:
     1) осознание  значимости  чтения  и  изучения  литературы  для
своего   дальнейшего   развития;   формирование    потребности    в
систематическом чтении как средстве познания мира  и  себя  в  этом
мире, гармонизации отношений человека и  общества,  многоаспектного
диалога;
     2) понимание    литературы    как    одной     из     основных
национально-культурных  ценностей  народа,  как   особого   способа
познания жизни;
     3) обеспечение   культурной    самоидентификации,    осознание
коммуникативно-эстетических  возможностей русского языка на  основе
изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
     4) воспитание квалифицированного  читателя  со  сформированным
эстетическим  вкусом,  способного  аргументировать  свое  мнение  и
оформлять его словесно в устных и письменных  высказываниях  разных
жанров,  создавать  развернутые   высказывания   аналитического   и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
     5) развитие способности понимать  литературные  художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
     6) овладение процедурами смыслового  и  эстетического  анализа
текста на основе  понимания  принципиальных  отличий  литературного
художественного текста от научного, делового,  публицистического  и
т.п., формирование умений воспринимать,  анализировать,  критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не
только   эмоционального   восприятия,   но   и    интеллектуального
осмысления.".
     4. Дополнить  новыми   пунктами   11.2   и   11.3   следующего
содержания:
     "11.2. Родной язык и родная литература
     Изучение предметной области "Родной язык и родная  литература"
должно обеспечить:
     воспитание ценностного отношения  к  родному  языку  и  родной
литературе как хранителю культуры, включение  в  культурно-языковое
поле своего народа;
     приобщение к литературному наследию своего народа;
     формирование причастности  к  свершениям  и  традициям  своего
народа, осознание  исторической  преемственности  поколений,  своей
ответственности за сохранение культуры народа;
     обогащение  активного  и  потенциального  словарного   запаса,
развитие у обучающихся культуры  владения  родным  языком  во  всей
полноте его функциональных возможностей в  соответствии  с  нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
     получение  знаний  о  родном   языке   как   системе   и   как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о  закономерностях
его  функционирования,  освоение   базовых   понятий   лингвистики,
формирование аналитических умений в  отношении  языковых  единиц  и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
     Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык
и родная литература" должны отражать:
     Родной язык:
     1) совершенствование видов речевой деятельности  (аудирования,
чтения,   говорения   и   письма),    обеспечивающих    эффективное
взаимодействие с  окружающими  людьми  в  ситуациях  формального  и
неформального межличностного и межкультурного общения;
     2) понимание    определяющей    роли    языка    в    развитии
интеллектуальных и  творческих  способностей  личности  в  процессе
образования и самообразования;
     3) использование   коммуникативно-эстетических    возможностей
родного языка;
     4) расширение и систематизацию научных знаний о родном  языке;
осознание  взаимосвязи  его  уровней  и  единиц;  освоение  базовых
понятий лингвистики, основных  единиц  и  грамматических  категорий
родного языка;
     5) формирование навыков  проведения  различных  видов  анализа
слова    (фонетического,     морфемного,     словообразовательного,
лексического,    морфологического),     синтаксического     анализа
словосочетания  и  предложения,  а  также  многоаспектного  анализа
текста;
     6) обогащение активного и  потенциального  словарного  запаса,
расширение объема используемых в речи  грамматических  средств  для
свободного выражения мыслей и  чувств  на  родном  языке  адекватно
ситуации и стилю общения;
     7) овладение основными  стилистическими  ресурсами  лексики  и
фразеологии  родного  языка,  основными   нормами   родного   языка
(орфоэпическими, лексическими,  грамматическими,  орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение  опыта  их
использования в речевой практике при создании устных  и  письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
     8) формирование  ответственности  за  языковую  культуру   как
общечеловеческую ценность.
     Родная литература:
     1) осознание значимости чтения и  изучения  родной  литературы
для  своего  дальнейшего  развития;  формирование   потребности   в
систематическом чтении как средстве познания мира  и  себя  в  этом
мире, гармонизации отношений человека и  общества,  многоаспектного
диалога;
     2) понимание  родной  литературы   как   одной   из   основных
национально-культурных  ценностей  народа,  как   особого   способа
познания жизни;
     3) обеспечение   культурной    самоидентификации,    осознание
коммуникативно-эстетических  возможностей родного языка  на  основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской
и мировой культуры;
     4) воспитание квалифицированного  читателя  со  сформированным
эстетическим  вкусом,  способного  аргументировать  свое  мнение  и
оформлять его словесно в устных и письменных  высказываниях  разных
жанров,  создавать  развернутые   высказывания   аналитического   и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
     5) развитие способности понимать  литературные  художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
     6) овладение процедурами смыслового  и  эстетического  анализа
текста на основе  понимания  принципиальных  отличий  литературного
художественного текста от научного, делового,  публицистического  и
т.п., формирование умений воспринимать,  анализировать,  критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не
только   эмоционального   восприятия,   но   и    интеллектуального
осмысления.
     11.3. Иностранный язык. Второй иностранный язык
     Изучение  предметной  области   "Иностранные   языки"   должно
обеспечить:
     приобщение   к   культурному   наследию    стран    изучаемого
иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному
языку как инструменту познания и достижения  взаимопонимания  между
людьми и народами;
     осознание тесной связи между овладением иностранными языками и
личностным, социальным и профессиональным ростом;
     формирование    коммуникативной     иноязычной     компетенции
(говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной
социализации и самореализации;
     обогащение  активного  и  потенциального  словарного   запаса,
развитие у  обучающихся  культуры  владения  иностранным  языком  в
соответствии с требованиями к  нормам  устной  и  письменной  речи,
правилами речевого этикета.
     Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные
языки" должны отражать:
     1) формирование  дружелюбного  и  толерантного   отношения   к
ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в
восприятии мира, в развитии национального  самосознания  на  основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами
зарубежной  литературы  разных  жанров,   с   учетом   достигнутого
обучающимися уровня иноязычной компетентности;
     2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение
лингвистического  кругозора  и  лексического   запаса,   дальнейшее
овладение общей речевой культурой;
     3) достижение допорогового уровня  иноязычной  коммуникативной
компетенции;
     4) создание    основы    для    формирования    интереса     к
совершенствованию   достигнутого    уровня    владения    изучаемым
иностранным  языком,  в  том  числе  на  основе  самонаблюдения   и
самооценки,  к  изучению  второго/третьего  иностранного  языка,  к
использованию иностранного языка как средства получения информации,
позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.".
     5. Пункты 11.2 - 11.8 считать соответственно  пунктами  11.4 -
11.10.
     6. Абзац восьмой пункта 11.4 изложить в следующей редакции:
     "При   изучении    учебных    предметов    общественно-научной
направленности задача развития и  воспитания  личности  обучающихся
является   приоритетной   (для   обучающихся    с    расстройствами
аутистического     спектра     приоритетной     является     задача
социализации).".
     7. Пункт 11.5 изложить в следующей редакции:
     "11.5. Математика и информатика
     Изучение предметной области "Математика и информатика"  должно
обеспечить:
     осознание значения математики  и  информатики  в  повседневной
жизни человека;
     формирование  представлений   о   социальных,   культурных   и
исторических факторах становления математической науки;
     понимание роли информационных процессов в современном мире;
     формирование   представлений   о    математике    как    части
общечеловеческой культуры, универсальном языке  науки,  позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления.
     В  результате  изучения  предметной  области   "Математика   и
информатика"  обучающиеся  развивают  логическое  и  математическое
мышление,  получают   представление   о   математических   моделях;
овладевают   математическими   рассуждениями;   учатся    применять
математические знания  при  решении  различных  задач  и  оценивать
полученные результаты; овладевают умениями решения  учебных  задач;
развивают  математическую  интуицию;  получают   представление   об
основных информационных процессах в реальных ситуациях.
     Предметные результаты изучения предметной области  "Математика
и информатика" должны отражать:
     Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
     1) формирование  представлений  о  математике  как  о   методе
познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные
процессы и явления:
     осознание роли математики в развитии России и мира;
     возможность привести  примеры  из  отечественной  и  всемирной
истории математических открытий и их авторов;
     2) развитие умений работать с учебным  математическим  текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с  применением  математической  терминологии  и
символики,   проводить   классификации,   логические   обоснования,
доказательства математических утверждений:
     оперирование   понятиями:   множество,   элемент    множества,
подмножество, принадлежность, нахождение  пересечения,  объединения
подмножества в простейших ситуациях;
     решение сюжетных задач  разных  типов  на  все  арифметические
действия;
     применение  способа   поиска   решения   задачи,   в   котором
рассуждение строится от условия к требованию или  от  требования  к
условию;
     составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных  результатов  в  задаче,  исследование
полученного решения задачи;
     нахождение процента от  числа,  числа  по  проценту  от  него,
нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного
снижения или процентного повышения величины;
     решение логических задач;
     3) развитие представлений  о  числе  и  числовых  системах  от
натуральных до действительных  чисел;  овладение  навыками  устных,
письменных, инструментальных вычислений:
     оперирование  понятиями:  натуральное  число,   целое   число,
обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное
число, иррациональное число;
     использование свойства чисел и законов арифметических операций
с числами при выполнении вычислений;
     использование признаков делимости  на  2,  5,  3,  9,  10  при
выполнении вычислений и решении задач;
     выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
     сравнение чисел;
     оценивание значения квадратного корня из положительного целого
числа;
     4) овладение символьным языком  алгебры,  приемами  выполнения
тождественных преобразований выражений, решения  уравнений,  систем
уравнений, неравенств  и  систем  неравенств;  умения  моделировать
реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные  модели
с  использованием  аппарата  алгебры,  интерпретировать  полученный
результат:
     выполнение несложных преобразований  для  вычисления  значений
числовых выражений, содержащих степени с  натуральным  показателем,
степени с целым отрицательным показателем;
     выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных
выражений и выражений с  квадратными  корнями;  раскрывать  скобки,
приводить подобные  слагаемые,  использовать  формулы  сокращенного
умножения;
     решение  линейных  и  квадратных   уравнений   и   неравенств,
уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем
уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их  систем
на числовой прямой;
     5) овладение системой функциональных понятий, развитие  умения
использовать функционально-графические  представления  для  решения
различных математических задач, для  описания  и  анализа  реальных
зависимостей:
     определение положения  точки  по  ее  координатам,  координаты
точки по ее положению на плоскости;
     нахождение по графику значений функции,  области  определения,
множества значений, нулей  функции,  промежутков  знакопостоянства,
промежутков  возрастания  и  убывания,  наибольшего  и  наименьшего
значения функции;
     построение графика линейной и квадратичной функций;
     оперирование на базовом уровне понятиями:  последовательность,
арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
     использование свойств линейной и  квадратичной  функций  и  их
графиков при решении задач из других учебных предметов;
     6) овладение   геометрическим    языком;    развитие    умения
использовать его для описания предметов окружающего мира;  развитие
пространственных  представлений,  изобразительных  умений,  навыков
геометрических построений:
     оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок,  прямая,  луч,
ломаная,  угол,  многоугольник,  треугольник   и   четырехугольник,
прямоугольник  и  квадрат,   окружность   и   круг,   прямоугольный
параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки  и  с
помощью линейки и циркуля;
     выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
     7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и  их
свойствах,  представлений  о  простейших  пространственных   телах;
развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии,
исследования построенной  модели  с  использованием  геометрических
понятий  и  теорем,  аппарата  алгебры,  решения  геометрических  и
практических задач:
     оперирование на базовом  уровне  понятиями:  равенство  фигур,
параллельность и перпендикулярность  прямых,  углы  между  прямыми,
перпендикуляр, наклонная, проекция;
     проведение доказательств в геометрии;
     оперирование  на  базовом  уровне  понятиями:  вектор,   сумма
векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
     решение задач на нахождение геометрических  величин  (длина  и
расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
     8) овладение простейшими  способами  представления  и  анализа
статистических данных; формирование представлений о  статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения,
о  простейших  вероятностных  моделях;  развитие  умений  извлекать
информацию, представленную в  таблицах,  на  диаграммах,  графиках,
описывать  и  анализировать  массивы  числовых  данных  с   помощью
подходящих  статистических  характеристик,  использовать  понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
     формирование представления о  статистических  характеристиках,
вероятности случайного события;
     решение простейших комбинаторных задач;
     определение  основных  статистических  характеристик  числовых
наборов;
     оценивание  и  вычисление  вероятности  события  в  простейших
случаях;
     наличие  представления  о  роли  практически   достоверных   и
маловероятных событий, о  роли  закона  больших  чисел  в  массовых
явлениях;
     умение  сравнивать  основные  статистические   характеристики,
полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального
явления;
     9) развитие умений применять  изученные  понятия,  результаты,
методы для решения задач практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
компьютера,  пользоваться  оценкой  и  прикидкой  при  практических
расчетах:
     распознавание верных и неверных высказываний;
     оценивание результатов  вычислений  при  решении  практических
задач;
     выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
     использование  числовых  выражений  при  решении  практических
задач и задач из других учебных предметов;
     решение практических задач с  применением  простейших  свойств
фигур;
     выполнение простейших построений  и  измерений  на  местности,
необходимых в реальной жизни;
     10) формирование информационной  и  алгоритмической  культуры;
формирование   представления   о   компьютере   как   универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
     11) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
     12) развитие  алгоритмического  мышления,   необходимого   для
профессиональной  деятельности  в  современном  обществе;  развитие
умений составить и записать алгоритм для  конкретного  исполнителя;
формирование знаний  об  алгоритмических  конструкциях,  логических
значениях   и   операциях;   знакомство   с   одним    из    языков
программирования   и   основными   алгоритмическими   структурами -
линейной, условной и циклической;
     13) формирование  умений   формализации   и   структурирования
информации,  умения  выбирать   способ   представления   данных   в
соответствии с  поставленной  задачей -  таблицы,  схемы,  графики,
диаграммы, с  использованием  соответствующих  программных  средств
обработки данных;
     14) формирование    навыков    и    умений    безопасного    и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами  и
в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
     15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
     владение правилами записи математических формул и  специальных
знаков рельефно-точечной системы обозначений Л.Брайля;
     владение  тактильно-осязательным   способом   обследования   и
восприятия рельефных изображений предметов,  контурных  изображений
геометрических фигур и т.п.;
     умение  читать  рельефные  графики  элементарных  функций   на
координатной плоскости, применять  специальные  приспособления  для
рельефного черчения;
     владение основным функционалом программы невизуального доступа
к  информации  на  экране  ПК,  умение  использовать   персональные
тифлотехнические средства  информационно-коммуникационного  доступа
слепыми обучающимися;
     16) для   обучающихся   с   нарушениями   опорно-двигательного
аппарата:
     владение специальными компьютерными средствами представления и
анализа данных и умение использовать персональные средства  доступа
с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
     умение использовать персональные средства доступа.".
     8. В пункте 11.7:
     а) подраздел   "Физика"   дополнить   подпунктами   9) -   11)
следующего содержания:
     "9) для обучающихся с  ограниченными  возможностями  здоровья:
владение   основными   доступными   методами   научного   познания,
используемыми   в   физике:   наблюдение,   описание,    измерение,
эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать
зависимость  между  физическими  величинами,  объяснять  полученные
результаты и делать выводы;
     10) для обучающихся с  ограниченными  возможностями  здоровья:
владение  доступными  методами  самостоятельного   планирования   и
проведения физических экспериментов, описания и анализа  полученной
измерительной  информации,  определения  достоверности  полученного
результата;
     11) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение  правилами
записи  физических  формул  рельефно-точечной  системы  обозначений
Л.Брайля.";
     б) подраздел "Химия" дополнить подпунктами 7) и 8)  следующего
содержания:
     "7) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение  правилами
записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы
обозначений Л.Брайля;
     8) для обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья:
владение   основными   доступными   методами   научного   познания,
используемыми в химии.".
     9. Подраздел  "Физическая  культура"  пункта  11.10  дополнить
подпунктами 6) и 7) следующего содержания:
     "6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
     формирование приемов осязательного и слухового самоконтроля  в
процессе формирования трудовых действий;
     формирование    представлений    о     современных     бытовых
тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной
жизни;
     7) для   обучающихся   с   нарушениями    опорно-двигательного
аппарата:
     владение современными  технологиями  укрепления  и  сохранения
здоровья,     поддержания      работоспособности,      профилактики
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и  производственной
деятельностью, с учетом двигательных, речедвигательных и  сенсорных
нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
     владение  доступными  способами  самоконтроля   индивидуальных
показателей здоровья, умственной  и  физической  работоспособности,
физического развития и физических качеств;
     владение   доступными    физическими    упражнениями    разной
функциональной направленности, использование их в режиме учебной  и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления  и
сохранения высокой работоспособности;
     владение  доступными  техническими  приемами  и  двигательными
действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности;
     умение ориентироваться  с  помощью  сохранных  анализаторов  и
безопасно  передвигаться  в  пространстве  с   использованием   при
самостоятельном передвижении ортопедических приспособлений.".
     10. Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:
     "18.2.2. Рабочие программы учебных предметов,  курсов,  в  том
числе  внеурочной  деятельности  должны   обеспечивать   достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
     Рабочие программы  учебных  предметов,  курсов,  в  том  числе
внеурочной деятельности  разрабатываются  на  основе  требований  к
результатам освоения основной образовательной  программы  основного
общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
     Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
     1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
     2) содержание учебного предмета, курса;
     3) тематическое планирование  с  указанием  количества  часов,
отводимых на освоение каждой темы.
     Рабочие  программы  курсов  внеурочной   деятельности   должны
содержать:
     1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
     2) содержание курса внеурочной деятельности с  указанием  форм
организации и видов деятельности;
     3) тематическое планирование.".
     11. В пункте 18.3.1:
     абзац четвертый изложить в следующей редакции:
     "русский язык и литература (русский язык, литература);
     родной  язык  и  родная  литература   (родной   язык,   родная
литература);
     иностранные  языки  (иностранный  язык,   второй   иностранный
язык);";
     абзацы пятый - четырнадцатый считать  соответственно  абзацами
седьмой - шестнадцатый.


                         ________________

Информация по документу
Читайте также