Расширенный поиск

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

 



       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     31 декабря 2015 г.                                N 1578


        О внесении изменений в федеральный государственный
       образовательный стандарт среднего общего образования,
      утвержденный приказом Министерства образования и науки
           Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413

         Зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г.
                      Регистрационный N 41020

     В соответствии с подпунктом 5.2.41  Положения  о  Министерстве
образования   и   науки   Российской    Федерации,    утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.
N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,  N 23,
ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126;  N 6,
ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43,  ст. 5976),  и
пунктом   20    Правил    разработки,    утверждения    федеральных
государственных  образовательных  стандартов  и  внесения   в   них
изменений,  утвержденных  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 5 августа  2013 г.  N 661  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38,  ст. 5069),
п р и к а з ы в а ю:
     Утвердить   прилагаемые   изменения,   которые   вносятся    в
федеральный  государственный  образовательный   стандарт   среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования
и   науки   Российской   Федерации   от   17 мая   2012 г.    N 413
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации  7 июня
2012 г.,  регистрационный  N 24480),  с   изменениями,   внесенными
приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  от
29 декабря 2014 г. N 1645  (зарегистрирован  Министерством  юстиции
Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953).


     Министр                                            Д.В.Ливанов


                           _____________


                                             Приложение

                                             УТВЕРЖДЕНЫ
                                  приказом Министерства образования
                                    и науки Российской Федерации
                                    от 31 декабря 2015 г. N 1578


                            ИЗМЕНЕНИЯ,
          которые вносятся в федеральный государственный
       образовательный стандарт среднего общего образования,
      утвержденный приказом Министерства образования и науки
           Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413

     1. Дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
     "7.1. Личностные результаты освоения  адаптированной  основной
образовательной программы должны отражать:
     1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
     способность к социальной адаптации и интеграции в обществе,  в
том  числе  при  реализации  возможностей  коммуникации  на  основе
словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами,  имеющими  нарушения
слуха;
     2) для   обучающихся   с   нарушениями    опорно-двигательного
аппарата:
     владение   навыками   пространственной   и   социально-бытовой
ориентировки;
     умение самостоятельно и безопасно передвигаться в  знакомом  и
незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
     способность к осмыслению и  дифференциации  картины  мира,  ее
временно-пространственной организации;
     способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем,  принятие  соответствующих  возрасту  ценностей  и  социальных
ролей;
     3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
     формирование  умения  следовать  отработанной  системе  правил
поведения  и  взаимодействия  в  привычных   бытовых,   учебных   и
социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
     знание своих предпочтений  (ограничений)  в  бытовой  сфере  и
сфере интересов.".
     2. Дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
     "8.1. Метапредметные   результаты   освоения    адаптированной
основной образовательной программы должны отражать:
     1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
     владение  навыками  определения  и  исправления  специфических
ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
     2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
     способность   планировать,    контролировать    и    оценивать
собственные учебные действия в соответствии с поставленной  задачей
и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
     овладение  умением  определять  наиболее  эффективные  способы
достижения результата  при  сопровождающей  помощи  педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
     овладение умением выполнять действия  по  заданному  алгоритму
или образцу при сопровождающей помощи педагогического  работника  и
организующей помощи тьютора;
     овладение умением оценивать  результат  своей  деятельности  в
соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
     овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации
на успех и неудачу,  конструктивно  действовать  даже  в  ситуациях
неуспеха при организующей помощи тьютора;
     овладение        умением        активного        использования
знаково-символических  средств  для  представления  информации   об
изучаемых объектах и процессах, различных схем  решения  учебных  и
практических задач при  организующей  помощи  педагога-психолога  и
тьютора;
     способность  самостоятельно   обратиться   к   педагогическому
работнику  (педагогу-психологу,  социальному  педагогу)  в   случае
личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
     способность  самостоятельно  действовать  в   соответствии   с
заданными эталонами при поиске информации в  различных  источниках,
критически оценивать и интерпретировать  получаемую  информацию  из
различных источников.".
     3. Пункт 9.1 изложить в следующей редакции:
     "9.1. Русский язык и литература
     Изучение предметной  области  "Русский  язык  и  литература" -
языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования  российской  гражданской,  этнической   и   социальной
идентичности,  позволяющей   понимать,   быть   понятым,   выражать
внутренний мир человека, в  том  числе  при  помощи  альтернативных
средств коммуникации, должно обеспечить:
     сформированность представлений о роли языка в жизни  человека,
общества, государства, способности свободно  общаться  в  различных
формах и на разные темы;
     включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения  к  русскому  языку  как
носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
     сформированность  осознания  тесной  связи   между   языковым,
литературным,  интеллектуальным,   духовно-нравственным   развитием
личности и ее социальным ростом;
     сформированность устойчивого интереса к  чтению  как  средству
познания других культур, уважительного отношения к ним;  приобщение
к российскому литературному наследию и через  него -  к  сокровищам
отечественной  и   мировой   культуры;   сформированность   чувства
причастности  к  российским  свершениям,  традициям   и   осознание
исторической преемственности поколений;
     свободное использование словарного запаса,  развитие  культуры
владения  русским  литературным  языком   во   всей   полноте   его
функциональных возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и
письменной речи, правилами русского речевого этикета;
     сформированность знаний о русском  языке  как  системе  и  как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о  закономерностях
его  функционирования,  освоение   базовых   понятий   лингвистики,
аналитических умений в отношении языковых единиц и  текстов  разных
функционально-смысловых типов и жанров.
     Предметные результаты  изучения  предметной  области  "Русский
язык и литература" включают результаты изучения учебных предметов:
     "Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования  к
предметным результатам освоения базового  курса  русского  языка  и
литературы должны отражать:
     1) сформированность понятий о  нормах  русского  литературного
языка и применение знаний о них в речевой практике;
     2) владение  навыками  самоанализа  и  самооценки  на   основе
наблюдений за собственной речью;
     3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия
в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
     4) владение  умением  представлять  тексты  в  виде   тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
     5) знание   содержания   произведений   русской   и    мировой
классической     литературы,     их     историко-культурного      и
нравственно-ценностного  влияния  на  формирование  национальной  и
мировой;
     6) сформированность              представлений              об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
     7) сформированность     умений     учитывать     исторический,
историко-культурный  контекст  и  контекст  творчества  писателя  в
процессе анализа художественного произведения;
     8) способность выявлять в художественных текстах образы,  темы
и  проблемы  и  выражать  свое  отношение  к  ним   в   развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
     9) овладение навыками анализа  художественных  произведений  с
учетом  их  жанрово-родовой  специфики;  осознание   художественной
картины жизни, созданной в литературном  произведении,  в  единстве
эмоционального   личностного   восприятия    и    интеллектуального
понимания;
     10) сформированность  представлений  о  системе  стилей  языка
художественной литературы;
     11) для слепых, слабовидящих обучающихся:
     сформированность  навыков  письма  на   брайлевской   печатной
машинке;
     12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
     сформированность   и   развитие   основных    видов    речевой
деятельности   обучающихся -   слухозрительного    восприятия    (с
использованием слуховых аппаратов и  (или)  кохлеарных  имплантов),
говорения, чтения, письма;
     13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
     овладение  основными  стилистическими  ресурсами   лексики   и
фразеологии языка, основными нормами литературного  языка,  нормами
речевого этикета; приобретение опыта их использования в  речевой  и
альтернативной  коммуникативной  практике  при   создании   устных,
письменных, альтернативных высказываний; стремление  к  возможности
выразить  собственные  мысли  и  чувства,  обозначить   собственную
позицию.
     "Русский   язык",   "Литература"    (углубленный    уровень) -
требования к предметным  результатам  освоения  углубленного  курса
русского  языка  и  литературы   должны   включать   требования   к
результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
     1) сформированность  представлений  о  лингвистике  как  части
общечеловеческого гуманитарного знания;
     2) сформированность     представлений     о     языке      как
многофункциональной   развивающейся   системе,   о   стилистических
ресурсах языка;
     3) владение  знаниями  о  языковой  норме,   ее   функциях   и
вариантах,  о  нормах  речевого  поведения  в  различных  сферах  и
ситуациях общения;
     4) владение умением анализировать единицы  различных  языковых
уровней,  а   также   языковые   явления   и   факты,   допускающие
неоднозначную интерпретацию;
     5) сформированность умений  лингвистического  анализа  текстов
разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
     6) владение различными приемами редактирования текстов;
     7) сформированность    умений    проводить     лингвистический
эксперимент и использовать его результаты в  процессе  практической
речевой деятельности;
     8) понимание и осмысленное использование понятийного  аппарата
современного литературоведения в процессе  чтения  и  интерпретации
художественных произведений;
     9) владение  навыками  комплексного  филологического   анализа
художественного текста;
     10) сформированность   представлений    о    системе    стилей
художественной литературы разных эпох,  литературных  направлениях,
об индивидуальном авторском стиле;
     11) владение    начальными    навыками    литературоведческого
исследования историко- и теоретико-литературного характера;
     12) умение     оценивать     художественную      интерпретацию
литературного произведения в произведениях  других  видов  искусств
(графика и живопись, театр, кино, музыка);
     13) сформированность  представлений   о   принципах   основных
направлений литературной критики.".
     4. Пункты 9.1.1 и 9.1.2 исключить.
     5. Дополнить новыми пунктами 9.2 и 9.3 следующего содержания:
     "9.2. Родной язык и родная литература
     Изучение предметной области "Родной язык и родная  литература"
должно обеспечить:
     сформированность представлений о роли родного  языка  в  жизни
человека, общества, государства, способности свободно  общаться  на
родном языке в различных формах и на разные темы;
     включение  в  культурно-языковое  поле  родной  литературы   и
культуры, воспитание ценностного  отношения  к  родному  языку  как
носителю культуры своего народа;
     сформированность  осознания  тесной  связи   между   языковым,
литературным,  интеллектуальным,   духовно-нравственным   развитием
личности и ее социальным ростом;
     сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке
как средству познания культуры  своего  народа  и  других  культур,
уважительного отношения к ним; приобщение к литературному  наследию
и через него -  к  сокровищам  отечественной  и  мировой  культуры;
     сформированность чувства причастности к свершениям,  традициям
своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
     свободное использование словарного запаса,  развитие  культуры
владения  родным  литературным   языком   во   всей   полноте   его
функциональных возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и
письменной речи, правилами речевого этикета;
     сформированность знаний о  родном  языке  как  системе  и  как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о  закономерностях
его  функционирования,  освоение   базовых   понятий   лингвистики,
аналитических умений в отношении языковых единиц и  текстов  разных
функционально-смысловых типов и жанров.
     Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык
и  родная  литература"  включают  предметные   результаты   учебных
предметов:  "Родной   язык",   "Родная   литература"   (базовый   и
углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения
базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:
     1) сформированность  понятий  о   нормах   родного   языка   и
применение знаний о них в речевой практике;
     2) владение  видами  речевой  деятельности  на  родном   языке
(аудирование,  чтение,   говорение   и   письмо),   обеспечивающими
эффективное  взаимодействие  с  окружающими  людьми   в   ситуациях
формального  и  неформального   межличностного   и   межкультурного
общения;
     3) сформированность    навыков    свободного     использования
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
     4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний  о
родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;  освоение
базовых  понятий  лингвистики,  основных  единиц  и  грамматических
категорий родного языка;
     5) сформированность навыков проведения различных видов анализа
слова    (фонетического,     морфемного,     словообразовательного,
лексического,    морфологического),     синтаксического     анализа
словосочетания  и  предложения,  а  также  многоаспектного  анализа
текста на родном языке;
     6) обогащение активного и  потенциального  словарного  запаса,
расширение объема используемых в речи  грамматических  средств  для
свободного выражения мыслей и  чувств  на  родном  языке  адекватно
ситуации и стилю общения;
     7) овладение основными  стилистическими  ресурсами  лексики  и
фразеологии  родного  языка,  основными   нормами   родного   языка
(орфоэпическими, лексическими,  грамматическими,  орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение  опыта  их
использования в речевой практике при создании устных  и  письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
     8) сформированность ответственности за языковую  культуру  как
общечеловеческую ценность; осознание значимости  чтения  на  родном
языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности  в  систематическом  чтении  как  средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
     9) сформированность понимания родной литературы как  одной  из
основных  национально-культурных  ценностей  народа,  как   особого
способа познания жизни;
     10) обеспечение   культурной   самоидентификации,    осознание
коммуникативно-эстетических возможностей  родного языка  на  основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской
и мировой культуры;
     11) сформированность    навыков     понимания     литературных
художественных  произведений,  отражающих   разные   этнокультурные
традиции.
     9.3. Иностранные языки
     Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные
языки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:
     "Иностранный  язык",  "Второй   иностранный   язык"   (базовый
уровень) - требования к предметным  результатам  освоения  базового
курса иностранного языка должны отражать:
     1) сформированность  коммуникативной  иноязычной  компетенции,
необходимой  для  успешной  социализации  и   самореализации,   как
инструмента межкультурного  общения  в  современном  поликультурном
мире;
     2) владение знаниями о социокультурной специфике  страны/стран
изучаемого  языка  и  умение  строить  свое  речевое  и   неречевое
поведение  адекватно  этой  специфике;  умение  выделять  общее   и
различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
     3) достижение порогового уровня владения  иностранным  языком,
позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах  как
с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями
других стран, использующими данный язык как средство общения;
     4) сформированность умения использовать иностранный  язык  как
средство  для  получения  информации  из  иноязычных  источников  в
образовательных и самообразовательных целях.
     "Иностранный язык",  "Второй  иностранный  язык"  (углубленный
уровень) -   требования   к   предметным    результатам    освоения
углубленного курса иностранного языка должны включать требования  к
результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
     1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего
пороговый, достаточного для делового общения  в  рамках  выбранного
профиля;
     2) сформированность умения перевода с  иностранного  языка  на
русский  при  работе  с  несложными  текстами  в  русле  выбранного
профиля;
     3) владение  иностранным   языком   как   одним   из   средств
формирования  учебно-исследовательских  умений,  расширения   своих
знаний в других предметных областях.".
     6. Пункты 9.2 - 9.5 считать соответственно пунктами 9.4 - 9.7.
     7. Подраздел "Математика:  алгебра  и  начала  математического
анализа,  геометрия"  (базовый  уровень)   пункта   9.5   дополнить
подпунктами 9 и 10 следующего содержания:
     "9) для слепых и слабовидящих обучающихся:
     овладение правилами записи математических формул и специальных
знаков рельефно-точечной системы обозначений Л.Брайля;
     овладение  тактильно-осязательным  способом   обследования   и
восприятия рельефных изображений предметов,  контурных  изображений
геометрических фигур и другое;
     наличие умения выполнять геометрические построения  с  помощью
циркуля и линейки, читать рельефные графики элементарных функций на
координатной плоскости, применять  специальные  приспособления  для
рельефного черчения ("Драфтсмен", "Школьник");
     овладение  основным   функционалом   программы   невизуального
доступа к информации на  экране  персонального  компьютера,  умение
использовать      персональные      тифлотехнические       средства
информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
     10) для   обучающихся   с   нарушениями   опорно-двигательного
аппарата:
     овладение специальными компьютерными средствами  представления
и  анализа  данных  и  умение  использовать  персональные  средства
доступа  с  учетом  двигательных,  речедвигательных   и   сенсорных
нарушений;
     наличие умения использовать персональные средства доступа.".
     8. В пункте 9.6:
     а) подраздел "Физика" (базовый уровень) дополнить подпунктом 7
следующего содержания:
     "7) овладение   (сформированность   представлений)   правилами
записи  физических  формул  рельефно-точечной  системы  обозначений
Л.Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).";
     б) подраздел "Химия" (базовый уровень) дополнить подпунктами 7
и 8 следующего содержания:
     "7) для обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья
овладение основными доступными методами научного познания;
     8) для слепых и слабовидящих обучающихся  овладение  правилами
записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы
обозначений Л.Брайля.".
     9. Подраздел "Физическая культура"  (базовый  уровень)  пункта
9.7 дополнить подпунктами 6 и 7 следующего содержания:
     "6) для слепых и слабовидящих обучающихся:
     сформированность    приемов    осязательного    и    слухового
самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
     сформированность   представлений   о    современных    бытовых
тифлотехнических средствах, приборах и их применении в повседневной
жизни;
     7) для   обучающихся   с   нарушениями    опорно-двигательного
аппарата:
     овладение современными технологиями  укрепления  и  сохранения
здоровья,     поддержания      работоспособности,      профилактики
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и  производственной
деятельностью с учетом двигательных, речедвигательных  и  сенсорных
нарушений;
     овладение  доступными  способами  самоконтроля  индивидуальных
показателей здоровья, умственной  и  физической  работоспособности,
физического развития и физических качеств;
     овладение   доступными   физическими    упражнениями    разной
функциональной направленности, использование их в режиме учебной  и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления  и
сохранения высокой работоспособности;
     овладение доступными  техническими  приемами  и  двигательными
действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности.".
     10. Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:
     "18.2.2. Рабочие программы учебных предметов,  курсов,  в  том
числе  внеурочной  деятельности  должны   обеспечивать   достижение
планируемых   результатов   освоения    основной    образовательной
программы.
     Рабочие программы  учебных  предметов,  курсов,  в  том  числе
внеурочной деятельности  разрабатываются  на  основе  требований  к
результатам освоения основной образовательной  программы  с  учетом
программ, включенных в ее структуру.
     Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
     1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
     2) содержание учебного предмета, курса;
     3) тематическое планирование  с  указанием  количества  часов,
отводимых на освоение каждой темы.
     Рабочие  программы  курсов  внеурочной   деятельности   должны
содержать:
     1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
     2) содержание курса внеурочной деятельности с  указанием  форм
организации и видов деятельности;
     3) тематическое планирование.".
     11. В пункте 18.3.1:
     абзацы восьмой - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
     "Предметная область "Русский язык  и  литература",  включающая
учебные предметы:
     "Русский язык", "Литература" (базовый и углубленный уровни).
     Предметная  область  "Родной  язык   и   родная   литература",
включающая учебные предметы:
     "Родной  язык",  "Родная  литература"   (базовый   уровень   и
углубленный уровень).";
     абзацы двенадцатый - тридцать  третий  считать  соответственно
абзацами тринадцатым - тридцать четвертым;
     в абзаце тридцать девятом цифры "9 (10)" заменить цифрами  "10
(11)",  слова  ""Русский  язык  и  литература""  заменить   словами
""Русский язык", "Литература"".
     12. Пункт 22 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Организация, осуществляющая  образовательную  деятельность  и
реализующая  адаптированную  основную  образовательную   программу,
должна быть укомплектована педагогическими работниками,  владеющими
специальными  педагогическими  подходами  и  методами  обучения   и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.".


                           _____________

Информация по документу
Читайте также