Расширенный поиск
Письмо Государственной налоговой инспекции Москвы от 15.12.1993 № 11-08/9037ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ П И С Ь М О Государственная налоговая инспекция по г. Москве направляет для сведения и руководства Разъяснения порядка применения финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, связанные с отсутствием учета прибыли (дохода) или ведением этого учета с нарушением установленных правил, непредставлением или несвоевременным представлением в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Ранее направленные Разъяснения от 24 июня 1993 года считать утратившими силу. Первый заместитель начальника инспекции - государственный советник налоговой службы II ранга Л.Я.Сосихина Приложение к письму ГНИ по г. Москве от 15 декабря 1993 г. N 11-08/9037 РАЗЪЯСНЕНИЯ порядка применения финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, связанные с отсутствием учета прибыли (дохода) или ведением этого учета с нарушением установленных правил, непредставлением или несвоевременным представлением в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды Руководствуясь Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", другими законодательными актами и нормативными документами, Государственная налоговая инспекция по г. Москве подготовила настоящие Разъяснения с целью обеспечения единого порядка применения финансовых санкций к налогоплательщикам, юридическим и физическим лицам за нарушения налогового законодательства, выявленные налоговыми органами г. Москвы при осуществлении контрольной работы начиная с 1993 года. I. Финансовые санкции за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка За отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся к уплате (доначисленных) сумм налога на прибыль (доход). Сумма налога, принимаемая для исчисления штрафа, определяется исходя из установленной в ходе документальной проверки величины сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) и ставки налога в том отчетном периоде, в котором было допущено нарушение. В таком же порядке вышеназванный штраф применяется к физическим лицам, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны представлять в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе, т.к. в соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов. Штраф в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к налогоплательщикам не применяется: а) в случае, если по результатам проверок налоговых органов будет установлено, что при отсутствии учета прибыли (дохода) или его ведении с нарушением установленного порядка дополнительных платежей в бюджет не причитается; б) за отсутствие учета иных, кроме прибыли (дохода), объектов налогообложения или ведение такого учета с нарушением установленного порядка; в) если прибыль (доход) определена в бухгалтерском учете правильно (в полном соответствии с документами первичного учета), а ошибка, приведшая к искажению в представленных в налоговый орган документах величины финансового результата и, следовательно, суммы налога, допущена при составлении бухгалтерского отчета (декларации о доходах), т.е. причина необоснованного занижения суммы налогового платежа не связана с отсутствием у налогоплательщика учета объекта налогообложения или его ведением с нарушением установленного порядка. Пример 1. Проверкой предприятия, проведенной налоговым органом за 1992 год, установлено, что в издержки производства и обращения неправомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей. В 1992 году предприятие осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в отчетном году получило прибыль по всем видам деятельности и уплатило налог по ставке соответственно 32 и 45 процентов. Проверкой установлено, что издержки обращения по торгово-закупочной деятельности неправомерно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических операций - на 4 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке: Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от: - торгово-закупочной деятельности (6 х 0,32) 1920 тыс. рублей - посреднической деятельности (4 х 0,45) 1800 тыс. рублей Итого 3720 тыс. рублей Сумма штрафа (3720 х 0,1) 372 тыс. рублей Пример 2. В 1992 году предприятие осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в отчетном году получило убыток от осуществления торгово-закупочной деятельности в размере 4 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций. Проверкой предприятия, проведенной налоговым органом за 1992 год, установлено, что в издержки производства и обращения неправомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей. При этом издержки обращения по торгово-закупочной деятельности необоснованно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических операций - на 4 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке: Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от: - торгово-закупочной деятельности ((6 - 4) х 0,32) 640 тыс. рублей - посреднической деятельности (4 х 0,45) 1800 тыс. рублей Итого 2440 тыс. рублей Сумма штрафа (2440 х 0,1) 244 тыс. рублей Пример 3. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в отчетном году получило прибыль от осуществления торгово-закупочной деятельности в размере 9 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций в размере 1 млн. рублей. Проверкой установлено, что предприятие получило прибыль от каждого вида деятельности в размере 5 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке: Сумма уменьшения налога на прибыль вследствие завышения прибыли от торгово-закупочной деятельности ((9 - 5) х 0,32) 1280 тыс. рублей Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от посреднической деятельности ((5 - 1) х 0,45) 1800 тыс. рублей Итого дополнительно причитается к доплате в бюджет (1800 - 1280) 520 тыс. рублей Сумма штрафа (520 х 0,1) 52 тыс. рублей Пример 4. Гражданин представил в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе за 1992 год, на основании которой ему исчислен подоходный налог, подлежащий к доплате, в сумме 10 тыс. рублей. При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном в 1992 году гражданином на предприятии "А" доходе в размере 5 тыс. рублей, с которого предприятием удержан подоходный налог в сумме 600 рублей. Сведения о доходе, полученном на предприятии "А", гражданин в представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал. На основании полученных сведений налоговый орган производит перерасчет с суммы подоходного налога, подлежащей к доплате, исходя из уточненной величины совокупного годового дохода, и предъявляет налогоплательщику к уплате одновременно с дополнительно исчисленной суммой налога штраф в размере 10 процентов этой суммы. Поскольку в данном случае общая сумма совокупного годового дохода (с учетом сведений, полученных от предприятия "А"), подлежащая налогообложению, не превысила 400 тыс. рублей, сумма дополнительно причитающегося к доплате подоходного налога составит 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600), а сумма штрафа - 40 рублей (400/100 х 10). Пример 5. Гражданин не представил в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе на 1992 год, на основании которой ему исчислен подоходный налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме 400 рублей. При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном в 1992 году гражданином на предприятии"А" доходе в размере 5 тыс. рублей, с которого предприятием удержан подоходный налог в сумме 600 рублей. Сведения о доходе, полученном на предприятии "А", гражданин в представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал. В данном случае исходя из сведений, полученных от предприятия "А", дополнительно причитается подоходный налог с доходов, не отраженных в декларации, в сумме 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600). Однако, поскольку по окончательному расчету к доплате в бюджет подоходного налога не причитается, налоговый орган не предъявляет налогоплательщику штраф за неправильное ведение учета совокупного годового дохода как объекта налогообложения. Пример 6. Гражданин представил в налоговый орган декларацию о совокупном годовом доходе за 1992 год, на основании которой ему исчислен подоходный налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме 200 рублей. При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном в 1992 году гражданином, на предприятии"А" доходе в размере 5 тыс. рублей, с которого предприятием удержан подоходный налог в сумме 600 рублей. Сведения о доходе, полученном на предприятии "А", гражданин в представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал. В данном случае исходя из сведений, полученных от предприятия "А", дополнительно причитается подоходный налог с доходов, не отраженных в декларации, в сумме 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600). На основании имеющихся данных налоговый орган производит окончательный расчет суммы подоходного налога и предъявляет налогоплательщику к доплате налог в сумме 200 рублей и штраф за неправильное ведение учета совокупного годового дохода как объекта налогообложения в сумме 20 рублей. II. Финансовые санкции за непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей 1. Общие положения За непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций, отчетов, расчетов, других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов и других обязательный платежей. Сумма штрафа определяется раздельно за каждый установленный налоговым органом факт непредставления или несвоевременного представления таких документов по каждому виду платежей (в том числе в случаях, когда налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по одному объекту налогообложения несколько налоговых расчетов, деклараций и др.) исходя из размера налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, подлежащих уплате с учетом ранее внесенных платежей на основании документов, которые не были представлены либо представлены в налоговый орган с нарушением установленных сроков, по данным налоговых органов, полученных при проведении камеральных и документальных проверок. При этом ранее внесенными платежами считаются: 1) в случаях, когда налоговые платежи исчисляются нарастающим итогом с начала года - налоги и сборы, причитающиеся к уплате согласно расчетам за предыдущие отчетные периоды, 2) в условиях, когда в соответствии с действующим законодательством налоговые расчеты составляются раздельно по каждому отчетному периоду (помесячно, поквартально, в целом за год) - суммы налогов и других обязательных платежей, причитающиеся к уплате в течение отчетного периода (ежедневно, ежедекадно) до наступления установленного срока представления налоговых расчетов. Не включаются в понятие "ранее внесенные платежи" суммы авансовых взносов (например, авансовые взносы налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и др.). Порядок и сроки представления в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, устанавливаются законами Российской Федерации, а также инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, а по местным налогам и сборам, вводимым на территории г. Москвы, - местными органами государственной власти и управлениями либо на основании предоставленных ими прав -Департаментом финансов правительства Москвы и Государственной налоговой инспекцией по г. Москве. За непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, штраф налагается по результатам проведенных документальных проверок. Штраф за непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, к налогоплательщикам не применяется: а) в случае, когда на основании таких документов налоги и сборы не подлежат уплате с учетом ранее внесенных платежей; б) за непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты обязательных платежей, установленных иным, кроме налогового, законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты таких платежей возложен на налоговые органы с одновременным представлением им прав применять к плательщикам финансовые санкции, установленные налоговым законодательством; в) при отсутствии установленных в соответствии с действующим законодательством порядка и сроков представления в налоговый орган таких документов, т.е. когда в соответствии с отдельными законодательными актами, регулирующими порядок исчисления и взимания налогов и сборов, налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей (например, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, земельный налог с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств (граждан), налог на приобретение автотранспортных средств (сроки уплаты которого наступили в 1992 году), налог на операции с ценными бумагами, государственная пошлина); г) за непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган справок об авансовых взносах налогов исходя из предполагаемой прибыли (доходов), поскольку в соответствии с указаниями Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.07.93 N ВГ-4-01/105н "О неприменении штрафных санкций за несвоевременное представление справок об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли" справка об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли не является документом для исчисления и уплаты налога и, следовательно, применение 10 - процентной штрафной санкции в данном случае является неправомерным. Пример 1. Предприятие представило в налоговый орган 25.04.93 бухгалтерский отчет за I квартал 1993 года, а также следующие расчеты: (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------ Наименование расчетов К уплате К воз- с учетом врату ранее вне- сенных платежей ------------------------------------------------------------------ Расчет налога на прибыль от посредни- ческой деятельности 500 - Расчет налога на прибыль от торгово- закупочной деятельности - 400 Расчет налога с сумм превышения факти- ческих расходов на оплату труда в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой величиной - - Расчет дополнительных платежей в бюд- жет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога 100 - ------------------------------------------------------------------ В данном случае налоговая инспекция применяет к предприятию штраф в размере 10 процентов сумм налогов и других обязательных платежей, причитающихся к уплате с учетом ранее внесенных плате- жей, согласно представленным расчетам, размер которого составит 60 тыс. рублей ((500 + 100) / 100 х 10). Пример 2. (тыс.руб.) ------------------------------------------------------------------ Показатели Варианты ---------------------------- 1 2 3 4 5 6 ------------------------------------------------------------------ Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате по расчету за 9 месяцев 1993 года 200 300 - 100 300 50 Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате по расчету за I полугодие 1993 года 300 300 - - 100 - Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате за III квартал 1993 года (расчетно) - - 300 100 200 100 Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате по расчету за 9 месяцев 1993 года с учетом ранее внесенных платежей (за I полу- годие 1993 года) - - - 100 200 50 Сумма 10-процентной санкции - - - 10 20 5 ------------------------------------------------------------------ Пример 3. Предприятие представило 20.04.93 в налоговый орган бухгалтерский отчет за I квартал 1993 года, а также расчеты налога на прибыль от торгово-закупочной и посреднической деятельности. Расчет налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой величиной, а также расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога были представлены в налоговую инспекцию 25.04.93. Налоговая инспекция за несвоевременное представление расчетов применяет штраф в сумме 10 тыс. рублей исходя из данных того расчета, согласно которому платежи причитаются в доплате (исходные данные для определения суммы штрафа приведены в примере 1). Пример 4. Некоммерческая организация, сообщив в налоговую инспекцию о том, что она не осуществляет деятельность, связанную с извлечением доходов, в течение 1992 года не представляла бухгалтерские отчеты и расчеты налога на прибыль и не вносила авансовые платежи, а 01.03.93 представила годовой бухгалтерский отчет и расчет налога на прибыль за 1992 год. Проведенной налоговой инспекцией в апреле 1993 года документальной проверкой было установлено, что данная организация получала доходы, подлежащие налогообложению, начиная с апреля 1992 года. На основании акта проверки были составлены расчеты налога на прибыль, согласно которым причиталось: к уплате за I полугодие - 100 тыс. рублей, за 9 месяцев - 50 тыс. рублей. По результатам проверки налоговая инспекция должна применить к организации штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате платежей за непредставление в налоговый орган расчета налога на прибыль за I полугодие 1992 года, сумма которого составит 10 тыс. рублей (100 / 100 х 10). За непредставление расчета за 9 месяцев 1992 года штраф к организации не применяется, так как согласно данному расчету по итогам финансово-хозяйственной деятельности за III квартал платежей в бюджет не причитается. Пример 5. Документальной проверкой, проведенной налоговой инспекцией в мае 1993 года, установлено, что предприятие за 1992 год и I квартал 1993 года внесло в дорожный фонд налог на приобретение автотранспортных средств в сумме соответственно 1000 тыс. руб. и 300 тыс. рублей. При этом расчеты налога в налоговую инспекцию не представлялись. На основании акта документальной проверки налоговая инспекция применяет к предприятию штраф в размере 10 процентов причитающихся платежей за непредставление расчета за I квартал 1993 года, сумма которого составит 30 тыс. рублей (300 / 100 х 10). В связи с отсутствием установленного порядка и сроков представления в налоговый орган расчетов налога на приобретение автотранспортных средств в 1992 году штраф за этот период к предприятию не применяется. 2. Особенности применения финансовых санкций за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты косвенных налогов В соответствии с действующим порядком косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на реализацию горюче-смазочных материалов) уплачиваются в бюджет как в течение отчетного периода (ежедневно, ежедекадно) с последующим перерасчетом по месячным отчетам, так и в полной сумме согласно представляемым в налоговые инспекции месячным и квартальным расчетам. При этом предприятия не представляют справки о предполагаемых суммах текущих платежей, а налоговые инспекции в лицевых счетах налогоплательщиков не производят начисление причитающихся к уплате платежей, вносимых в бюджет и внебюджетные фонды в течение отчетного периода. В такой ситуации в большинстве случаев налоговый орган может определить достоверность данных о суммах ежедневных и ежедекадных платежей предприятий, имеющихся в налоговых расчетах, только по результатам документальных проверок. Таким образом, наложение налоговым органом штрафа за непредставление либо несвоевременное представление расчетов косвенных налогов на налогоплательщиков, для которых установлен порядок уплаты таких налогов путем внесения текущих платежей с последующим перерасчетом на основании налоговых расчетов должно производиться исходя из данных о суммах налоговых платежей, отраженных в представленных расчетах либо определенных по результатам проведенных документальных проверок. Корректировка сумм финансовой санкции за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты косвенных налогов, исчисленной по результатам камеральных проверок, по окончании документальных проверок при установлении фактов искажения отчетных данных не производится. К предприятиям и организациям, уплачивающим налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов на основании месячных (квартальных) расчетов, размер штрафа определяется исходя из причитающихся к уплате с учетом ранее внесенных платежей в бюджет и внебюджетные фонды налогов в соответствии с расчетами, как представленными в налоговый орган с нарушением установленных сроков, так и составленные налоговым органом на основании проведенных документальных проверок. Пример 1. Предприятие, которое в соответствии с установленным порядком рассчитывается с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на основании месячных расчетов, представило в налоговую инспекцию расчет налога на добавленную стоимость за октябрь 1992 года 20.11.92, согласно которому подлежало возмещение из бюджета излишне уплаченных сумм налога 100 тыс. рублей. Обнаружив допущенную при составлении расчета ошибку, предприятие представляет 30.11.92 в налоговую инспекцию взамен ранее сданного расчет налога на добавленную стоимость за октябрь 1992 года с внесенными изменениями, согласно которому причитается к уплате с учетом ранее внесенных платежей 300 тыс. рублей. Налоговый орган, приняв такой расчет, применяет к предприятию штраф в размере 10 процентов причитающихся к доплате платежей согласно расчету в сумме 30 тыс. рублей (300 / 100 х 10). Пример 2. Предприятие представило в налоговую инспекцию квартальный отчет по налогу на добавленную стоимость за период январь-март 1993 года 20.04.93, тогда как исходя из отчетных данных за IV квартал 1992 года должно было представлять ежемесячные расчеты. Согласно представленному отчету к внесению в доход бюджета причитается 300 тыс. рублей. Текущих платежей в бюджет налога на добавленную стоимость предприятие в течение отчетного квартала не производило. Документальной проверкой, проведенной налоговой инспекцией в мае 1993 года, установлено, что в целом за предыдущий квартал сумма платежей в представленном отчете определена правильно. При этом по расчету за январь причитается к внесению в бюджет 200 тыс. рублей, по расчету за февраль - к возмещению из бюджета 50 тыс. рублей, по отчету за март - к внесению в бюджет 150 тыс. рублей. На основании акта документальной проверки налоговый орган применяет к предприятию штраф за непредставление расчета по налогу на добавленную стоимость за январь 1993 года в сумме 20 тыс. рублей (200 / 100 х 10). Штраф за непредставление отчетов за февраль и март 1993 года к предприятию не применяется, так как согласно данным налогового органа по отчету за февраль к внесению платежей в бюджет не причиталось, а сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога за март, были включены в квартальный отчет, представленный в налоговую инспекцию в сроки, установленные для представления расчета за март 1993 года. Пример 3. Предприятие в течение I квартала 1993 года вносило в доход бюджета платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета. Налоговая инспекция в мае 1993 года приостанавливает операции по расчетному счету предприятия, после чего последняя представляет расчеты за январь, февраль и март 1993 года 11.05.93, в которых имеются следующие данные: (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- Отчетные периоды Сумма налога, Сумма текущих Сумма налога, подлежащая на- платежей, упла- подлежащая числению в бюд- ченных в счет к доплате (+), жет (+), возме- причитающихся уменьшению щению из бюдже- платежей за (-) та (-) отчетный месяц ------------------------------------------------------------------- январь 300 290 10 февраль -400 250 -650 март 400 300 100 ------------------------------------------------------------------- В данной ситуации к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за те периоды, в которых налог на добавленную стоимость причитается к внесению в бюджет, а именно: за январь - 1 тыс. руб. (10/100 х 10), за март - 10 тыс. рублей (100/100 х 10). В дальнейшем, проведя документальную проверку, налоговая инспекция установила, что расчет налога на добавленную стоимость за февраль 1993 года составлен предприятием неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей. По результатам проведенной документальной проверки, несмотря на доначисление сумм налога, перерасчет сумм ранее наложенных финансовых санкций за несвоевременное представление расчетов налога на добавленную стоимость за январь, февраль и март 1993 года не производится. Пример 4. Предприятие в течение I квартала 1993 года вносило в доход бюджета платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета. Налоговая инспекция в мае 1993 года приостанавливает операции по расчетному счету, и после того как предприятие в течение одной рабочей недели расчетов в налоговую инспекцию не представило, начинает документальную проверку. В период проведения проверки предприятие представляет в налоговую инспекцию расчеты за январь, февраль и март 1993 года (см. данные из предыдущего примера). По результатам проведенной проверки налоговая инспекция установила, что расчеты налога на добавленную стоимость за январь и март составлены предприятием правильно, а расчеты за февраль 1993 года неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей. В данной ситуации к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за все отчетные периоды, в которых налог на добавленную стоимость причитается к внесению в бюджет согласно данным, уточненным в результате проведения документальной проверки, а именно: за январь - 1 тыс. руб. (10/100 х 10), за февраль - 5 тыс. руб. ((300-250)/100 х 10), за март - 10 тыс. рублей (100/100 х 10). 3. Порядок применения финансовых санкций за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, к налогоплательщикам - физическим лицам В соответствии с действующим законодательством штраф в размере 10 процентов причитающихся платежей налагается за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган: а) деклараций о фактически полученных в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов, - на граждан Российской Федерации, граждан других государств и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, обязательных декларировать полученные доходы; б) деклараций о предполагаемых доходах: - на граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, получающих доходы от осуществления предпринимательской деятельности как в индивидуальном порядке, так и в составе полного товарищества; - на граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, а также прибывших в Российскую Федерацию с намерением пробыть в ней более 183 дней в календарному году; - на граждан, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, в части доходов полученных из источников за пределами Российской Федерации; - на граждан, получающих доходы, подоходный налог с которых в соответствии с действующим законодательством удерживается не у источника выплаты, а налоговым органом; в) расчетов налогов: - на добавленную стоимость; - на реализацию горюче - смазочных материалов; - на приобретение автотранспортных средств; - с владельцев транспортных средств; - на пользователей автомобильных дорог - на граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, получающих доходы от осуществления предпринимательской деятельности как в индивидуальном порядке, так и в составе полного товарищества, в случаях, если в соответствии с действующим законодательством они обязаны представлять такие расчеты в налоговый орган. При несвоевременном представлении в налоговый орган деклараций о предполагаемых и фактически полученных доходах размер штрафа определяется исходя из причитающихся к уплате в бюджет сумм подоходного налога с ранее внесенных платежей, а при наложении штрафа на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - сумм подоходного налога, а в установленных действующим законодательством случаях - сумм подоходного налога и налога на добавленную стоимость. В понятие "ранее внесенные платежи" в данном случае включаются суммы налогов, удержанные в течение календарного года у источника выплаты доходов, а также уплаченные гражданами на основании деклараций о предполагаемых доходах и доходах, фактически полученных за предыдущий год. Штраф за несвоевременное представление деклараций о доходах к налогоплательщикам не применяется: а) если согласно представленной декларации платежей в бюджет к уплате с учетом ранее внесенных платежей не причитается; б) при установлении в ходе документальных проверок фактов неправильного отражения налогоплательщиком суммы, причитающейся к уплате подоходного налога в декларации о фактически полученных доходах, представленной в налоговый орган в установленные сроки. В случае, когда налогоплательщик не представлял декларации о фактически полученных доходах, штраф за данное нарушение налагается по результатам документальных проверок при установлении фактов невыполнения налогоплательщиком обязательства по уплате подоходного налога. За непредставление деклараций о предполагаемых доходах, а также за несвоевременное представление таких деклараций, в которых отсутствуют сведения о предполагаемых доходах, штраф в размере 10 процентов причитающихся платежей не налагается ввиду отсутствия данных для его исчисления. На граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, штраф за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетов налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, с владельцев транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение автотранспортных средств налагается в общеустановленном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что данной категорией налогоплательщиков расчеты вышеуказанных налогов представляются в том случае, если наличие объектов налогообложения такими налогами непосредственно связано с осуществлением тех видов деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации. Пример 1. Гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица в налоговом органе по месту осуществления деятельности, получал также в 1992 году, помимо доходов от предпринимательской деятельности, доходы по основному месту работы и от выполнения обязанностей по договорам подряда. Он представил в налоговый орган по месту регистрации в качестве предпринимателя декларацию о полученных доходах 10.04.93, согласно которой выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 1000 тыс. руб., расходы, связанные с осуществлением деятельности, - 500 тыс. руб., сумма исчисленного налога на добавленную стоимость - 109,4 тыс. руб. ((1000-500) х 0,2188), облагаемый доход - 390,6 тыс. руб. (1000-500-109,4), сумма подоходного налога -62120 рублей ((200/100 х 12) + (190,6/100 х 20). В течение отчетного года гражданин на основании декларации о предполагаемых доходах уплатил в бюджет 50 тыс. руб. налога на добавленную стоимость и 70 тыс. руб. подоходного налога. Следовательно, по итогам 1992 года причитается к доплате налога на добавленную стоимость 59,4 тыс. руб. и возврату из бюджета излишне уплаченного подоходного налога в сумме 7880 рублей. За несвоевременное представление декларации о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, налоговая инспекция предъявляет гражданину штраф в размере 10 процентов причитающейся к доплате общей суммы платежей, сумма которого составит 5152 рубля ((59400-7880)/100 х10). Пример 2. Гражданин (см. предыдущий пример), имеющий, помимо доходов от занятия предпринимательской деятельностью, доходы по основному месту работы и от выполнения обязанностей по договорам подряда, не представил в налоговую инспекцию по месту жительства до 01.04.93 декларацию о совокупном годовом доходе за 1993 год. По имеющимся в налоговой инспекции сведениям, полученным от предприятий и организаций, а также налоговой инспекции по месту осуществления предпринимательской деятельности, совокупный доход данного гражданина превысил 200 тыс. рублей. После получения напоминания гражданин представил декларацию о фактически полученных доходах и произведенных расходах, связанных с получением доходов, согласно которой подлежит доплате в бюджет 50 тыс. рублей (с учетом сумм налога с доходов от предпринимательской деятельности, внесенных в бюджет по месту осуществления деятельности). В данном случае налоговый орган предъявляет гражданину штраф за несвоевременное представление декларации о совокупном годовом доходе в сумме 5 тыс. рублей (50/100 х 10). Пример 3. Гражданин представил в налоговую инспекцию декларацию о совокупном годовом доходе за 1992 год, согласно которой подлежит возврату из бюджета излишне уплаченный подоходный налог в сумме 20 тыс. рублей, 15.04.93. Налоговая инспекция штраф за несвоевременное представление декларации гражданину не предъявляет ввиду отсутствия причитающегося к уплате налога с учетом ранее внесенных платежей. Через некоторое время гражданин, обнаружив допущенную при составлении декларации ошибку, представляет в налоговую инспекцию взамен ранее сданной декларацию о фактически полученных доходах и произведенных расходах с учетом изменений, согласно которой причитается к доплате подоходный налог в сумме 5 тыс. рублей. Приняв такую декларацию, налоговая инспекция предъявляет к уплате штраф за несвоевременное представление декларации о совокупном годового доходе в сумме 500 рублей (5000 / 100 х 10). Пример 4. Гражданин впервые начал осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с января 1993 года, представил в налоговую инспекцию 01.04.93 декларацию о предполагаемых доходах на 1993 год в сумме 1000 тыс. рублей. Налоговая инспекция определяет следующие авансовые платежи: налог на добавленную стоимость - 166,7 тыс. руб. (1000 / 100 х 16,67), подоходный налог - 99996 рублей ((1000-166,7)/100 х 12), всего - 266696 рублей. В результате проведенного налоговой инспекцией обследования установлено, что данный гражданин впервые получил доход от предпринимательской деятельности 10.01.93. Таким образом, декларация о предполагаемых доходах на 1993 год представлена с нарушением установленного срока (срок представления - 14.02.93, т.е. в течение 5 дней по истечении месяца со дня получения дохода), и гражданин обязан уплатить штраф в сумме 26669 рублей 60 копеек ((166700 + 99996)/100 х 10). Пример 5. Гражданин, имеющий свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя с разрешением осуществлять предпринимательскую деятельность с 01.01.92 по 31.12.92 включительно по виду деятельности "пошив и ремонт обуви", представил в налоговую инспекцию 31.03.93 декларацию о фактически полученных доходах от этой деятельности, согласно которой исчисленный за 1992 год подоходный налог составил 5 тыс. рублей. Одновременно гражданин представил в налоговую инспекцию заявление о том, что на период с 01.01.93 по 31.12.93 включительно он получил разрешение на занятие видами деятельности "пошив и ремонт обуви" и "извоз пассажиров в режиме "такси", а также декларацию о предполагаемых доходах по последнему виду деятельности в размере 1000 тыс. рублей. В результате проведенного налоговой инспекцией обследования установлено, что данный гражданин впервые получил доход от услуг по перевозке пассажиров 10.01.93. Следовательно, декларация о предполагаемых доходах должна была быть представлена в налоговую инспекцию 14.02.93. В данном случае налоговая инспекция должна предъявить гражданину штраф за несвоевременное представление декларации о предполагаемых доходах в сумме 26669 рублей 60 копеек (см.расчет в предыдущем примере). Пример 6. Гражданин, имеющий свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя с разрешением осуществлять предпринимательскую деятельность с 01.01.92 по 31.12.92 включительно по виду деятельности "пошив и ремонт обуви", представил в налоговую инспекцию 31.03.93 декларацию о фактически полученных доходах от этой деятельности, согласно которой исчисленный за 1992 год подоходный налог составил 5 тыс. рублей. Одновременно гражданин представил в налоговую инспекцию заявление о том, что на период с 01.02.93 по 31.12.93 включительно он получил разрешение на занятие тем видом деятельности, которым занимался в 1992 году, а также декларацию о предполагаемых доходах на 1993 год в размере 1000 тыс. рублей. В результате проведенного налоговой инспекцией обследования установлено, что данный гражданин впервые получил доход от пошива обуви 10.02.93. Следовательно, декларация о предполагаемых доходах должна была быть представлена в налоговую инспекцию 14.03.93. В данном случае налоговая инспекция должна предъявить гражданину штраф за несвоевременное представление декларации о предполагаемых доходах в сумме 26669 рублей 60 копеек (см. расчет в примере 4). Пример 7. Гражданин иностранного государства прибыл в Российскую Федерацию 10.01.93 с намерением пробыть в ней в 1993 году более 183 дней, 01.04.93 представил в налоговую инспекцию декларацию о предполагаемых доходах на 1993 год в размере 1000 тыс. рублей. Налоговая инспекция исчисляет авансовые платежи подоходного налога на общую сумму 90 тыс. рублей (1000 / 100 х 12 х 0,75) и предъявляет гражданину штраф за несвоевременное представление декларации в размере 9 тыс. рублей (90 / 100 х 10). 05.05.93 данный гражданин в связи с намерением окончательно убыть из Российской Федерации представляет в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах за период с 10.01.93 по 05.05.93. Налоговая инспекция на основании данных декларации производит окончательный расчет подоходного налога. В случае, если по результатам окончательного расчета подоходный налог подлежит возврату из бюджета полностью или частично, сумма ранее взысканной финансовой санкции возврату не подлежит. 4. Финансовые санкции за непредставление либо несвоевременное представление в учреждение банка платежных поручений на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды В соответствии с разъяснением Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.04.93 N 14-5-11/89-225 10-процентная финансовая санкция за несвоевременную сдачу в банк платежных поручений на перечисление налоговых платежей к налогоплательщикам не применяется начиная с 01.01.93, в том числе по случаям несвоевременной сдачи платежных поручений в учреждения банков, имевшим место в 1992 году. III. Ответственность предприятий, учреждений, организаций и граждан, являющихся источниками выплаты доходов 1. Финансовые санкции за непредставление или несвоевременное представление расчетов налогов, удерживаемых источником выплаты доходов Применение финансовых санкций за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, к предприятиям, учреждениям и организациям (далее именуются - предприятия), являющимся не налогоплательщиками, а источниками выплаты доходов, производится в соответствии с законодательными актами и нормативными документами, устанавливающими для них обязанности обеспечивать полноту удержания и своевременность перечисления налоговых и других платежей. Действующим законодательством предусмотрена ответственность предприятий за полноту исчисления и своевременность перечисления налогов со следующих источников: а) доходов от долевого участия и от принадлежащих предприятию акций, облигаций и других ценных бумаг; б) доходов иностранных юридических лиц, не связанных с их деятельностью в Российской Федерации, полученных от источников, находящихся в Российской Федерации; в) доходов физических лиц (кроме граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), выплачиваемых предприятиями по всем основаниями. При этом обязанность представлять в налоговый орган расчеты налогов с вышеназванных доходов была установлена только для предприятий (кроме совместных предприятий с участием иностранных юридических лиц и граждан), выплачивающих в 1991 году доходы от долевого участия и от акций, облигаций и других ценных бумаг (см. Инструкцию бывшего Минфина СССР от 29.12.90 N 145 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов" в редакции Инструкции Минфина РСФСР от 18.03.91 N 16/71В "Об особенностях порядка исчисления и уплаты налога на прибыль и отдельные виды доходов на территории РСФСР в 1991 году" с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с п. 8 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" штраф за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетов налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты, установлен в размере 10 процентов платежей, причитающихся к внесению (доплате) за соответствующий отчетный период. Ввиду отсутствия установленной действующим законодательством нормы данный штраф не применяется: а) к предприятиям с иностранными инвестициями, выплачивающим доходы участникам этих предприятий по результатам распределения прибыли начиная с 1 января 1991 года; б) к предприятиям, выплачивающим доходы от долевого участия и от акций, облигаций и других ценных бумаг начиная с 1 января 1992 года; в) к предприятиям, выплачивающим доходы иностранным юридическим лицам, не связанные с их деятельностью в Российской Федерации; г) к предприятиям, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выплачивающим доходы физическим лицам по всем основаниям. Пример 1. Документальной проверкой предприятия за 1991-1992 гг. установлено, что им производились выплаты доходов от долевого участия по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 1990 год - в апреле 1991 года, за 1991 год - в апреле 1992 года. Расчеты налогов в налоговую инспекцию не представлялись. Общая сумма выплаченного дохода составила в 1991 году 50000 тыс. рублей, в 1992 году 150000 тыс. рублей, с которых подлежал удержанию налог в сумме 7500 тыс. руб. и 22500 тыс. руб. соответственно. Проверкой также установлено, что причитающиеся к уплате суммы налогов не были своевременно удержаны и перечислены в доход бюджета. По результатам проверки налоговая инспекция применяет к предприятию финансовую санкцию за непредставление расчета налога с доходов от долевого участия (расчет должен был быть представлен в налоговую инспекцию одновременно с бухгалтерским отчетом за I полугодие 1991 года, выплаченных участникам предприятия в 1991 году, в сумме 750 тыс. рублей (7500 / 100 х 10). Штраф за непредставление расчета налога с доходов от долевого участия, выплаченных в 1992 году, на предприятие не налагается ввиду отсутствия установленного порядка и сроков представления расчета. 2. Другие виды ответственности Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах") установлено, что своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источников выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от указанных сумм, подлежащих взысканию. Данная финансовая санкция применяется к предприятиям в размере 10 процентов: а) сумм налогов, своевременно не удержанных или удержанных не полностью с доходов, подлежащих включению в совокупный годовой доход 1993 года и последующих лет; б) не перечисленных в бюджет сумм подоходного налога, сроки внесения которых наступили начиная с 1 января 1993 года. Штраф не применяется: а) к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выплачивающим доходы физическим лицам и обязанным удерживать подоходный налог с таких доходов, допустившим вышеназванные нарушения; б) к предприятиям, которые полностью удержали подоходный налог с выплаченных доходов, но перечислили удержанную сумму в доход бюджета по истечении установленного срока самостоятельно; в) к предприятиям, которые не полностью удержали подоходный налог с выплаченных доходов, однако в дальнейшем, обнаружив допущенную ошибку, взыскали ранее не удержанные суммы налога и самостоятельно перечислили их в бюджет до проведения налоговым органом документальной проверки. Пример 1. Проверкой правильности исчисления подоходного налога, проведенной налоговой инспекцией на предприятии за 1992 год и I квартал 1993 года, установлены следующие нарушения налогового законодательства. ------------------------------------------------------------------- Вид нарушения Сумма (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------- Недоудержано подоходного налога с заработной платы, начисленной в: декабре 1992 года 500 марте 1993 года 700 Не перечислены в бюджеты суммы подоходного налога, удержанные с заработной платы за: ноябрь 1992 года 5000 декабрь 1992 года 6000 январь 1993 года 7000 ------------------------------------------------------------------- В данном случае налоговая инспекция взыскивает в бесспорном порядке суммы подоходного налога с наложением штрафа в общей сумме 1370 тыс. рублей ((700 + 6000 + 7000) / 100 х 10). Штраф в размере 10 процентов не перечисленной в бюджет суммы подоходного налога за декабрь 1992 года (в данном примере - 6000 тыс. руб.) исчисляется исходя из суммы задолженности, фактически образовавшейся до наступления срока уплаты, т.е. без учета сумм налога (в данном примере - 500 тыс. руб.), доначисленных по результатам проведенной налоговой инспекцией проверки. IV. Заключительные положения Настоящие Разъяснения примеряются должностными лицами налоговой службы г. Москвы при наложении финансовых санкций за выявленные в 1993 году нарушения налогового законодательства, допущенные налогоплательщиками и предприятиями за период начиная со II квартала 1990 года, а в части санкций, установленных Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах"), - с 1 января 1993 года. Документальное оформление наложения финансовых санкций производится путем составления акта отдельно по каждому виду налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за каждый случай нарушения налогового законодательства. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом налоговой инспекции, составившим акт, а также начальником отдела. Один экземпляр акта после его составления направляется налогоплательщику. Нарушения, установленные налоговыми органами в ходе документальных проверок, отражаются в актах проверок, которые подписываются должностным лицом, составившим акт, и руководителями и главными (старшими) бухгалтерами предприятий, учреждений и организаций или гражданами, а также другими участниками проверки. Не позднее следующего дня после подписания акт передается начальнику инспекции или его заместителю. Начальник (заместитель начальника) инспекции, руководствуясь ст. 8 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", принимает по акту решение, которые оформляется также отдельно по каждому случаю и составу правонарушения. Решение принимается в письменной форме. В решении должно быть четко указано: состав правонарушения; отчетный период, в котором допущено правонарушение; сумма налоговых и других платежей, исходя из которой исчислен размер финансовых санкций; порядок зачисления взыскиваемых санкций; ссылка на норму закона, предусматривающую применение финансовых санкций. Например, налоговой инспекцией установлено, что предприятие представило расчет налога на прибыль от посреднической деятельности за I квартал 1993 года, согласно которому причиталось к доплате налога на прибыль по данному виду деятельности в сумме 1000 тыс. рублей, 24 апреля 1993 года при установленном сроке представления 20 апреля 1993 года. На основании ст. 6 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" за несвоевременное представление расчета налога на прибыль от посреднической деятельности за I квартал 1993 года надлежит уплатить штраф в размере 10 процентов причитающихся к доплате согласно расчету сумм налога в размере 100 тыс. рублей, из которых следует перечислить 16 тыс. руб. - в доход республиканского бюджета Российской Федерации, 54 тыс. руб. - в доход бюджета Москвы, 30 тыс. руб. - во внебюджетный фонд налоговой инспекции. На основании ст. 6 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" за несвоевременное представление справки об авансовых взносах налога на прибыль на II квартал 1993 года предприятию надлежит уплатить штраф в размере 10 процентов причитающихся к внесению в бюджет платежей согласно представленной справке в сумме 500 тыс. рублей, из которых следует перечислить 100 тыс. руб. - в доход республиканского бюджета Российской Федерации, 240 тыс. руб. - в доход бюджета Москвы, 150 тыс. руб. - во внебюджетный фонд налоговой инспекции. Начальник Управления методики и ревизий - советник налоговой службы I ранга А.А.Глинкин Начальник Юридического управления - советник налоговой службы I ранга М.Ю.Алексеев Утверждаю Начальник Государственной налоговой инспекции по городу Москве - государственный советник налоговой службы II ранга Д.Г.Черник 7 декабря 1993 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|