Расширенный поиск

Письмо Государственной налоговой инспекции Москвы от 09.06.1997 № 11-13/12730

 



         ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                            П И С Ь М О

 
    О проведении проверки предприятий и организаций, являющихся
    источниками выплаты доходов иностранным юридическим лицам,
     не связанным с деятельностью в Российской Федерации через
                   постоянное представительство

     В   соответствии   с   п. 9   национального   плана   проверок
налогоплательщиков  на  1997  год,  утвержденного   Государственной
налоговой  службой  Российской   Федерации   и   согласованного   с
Департаментом налоговой полиции России 24 апреля 1997 г.,  а  также
п. 33 плана работ  ГНИ  по  г. Москве  на  1997 г.  Государственная
налоговая инспекция по  г. Москве  поручает  организовать  проверки
предприятий и организаций, являющихся источниками  выплаты  доходов
иностранным юридическим  лицам,  не  связанным  с  деятельностью  в
Российской Федерации через постоянное представительство.
     Выборочные документальные проверки предприятий  и  организаций
по вопросам  правильности  исчисления,  полноты  и  своевременности
перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость и  налога  на
доходы иностранных юридических  лиц,  полученные  из  источников  в
Российской Федерации, проводят:
     - государственные территориальные налоговые инспекции;
     - Контрольное управление ГНИ по г. Москве.
     Проверке   подлежат   следующие   категории   предприятий    и
организаций:
     - банки и другие кредитные учреждения (по удержанию налога  на
доходы с выплачиваемых процентов, а также по  удержанию  налога  на
другие виды доходов, налога на добавленную стоимость);
     - предприятия с иностранными инвестициями (по удержанию налога
на доходы с выплачиваемых дивидендов, а также по  удержанию  налога
на другие виды доходов, налога на добавленную стоимость);
     - другие предприятия  и  организации,  являющиеся  источниками
выплаты доходов иностранным  юридическим  лицам;  при  этом  особое
внимание необходимо уделить доходам по работам и услугам, оказанным
и предоставленным иностранными юридическими  лицами  на  территории
Российской Федерации.
     Государственные территориальные налоговые инспекции  проверяют
2 предприятия или организации указанных категорий, при этом  особое
внимание должно уделяться банкам и иным кредитным учреждениям.
     Контрольное  управление   ГНИ   по   г. Москве   проверяет   2
соответствующих предприятия или организации.
     Проверка проводится за следующие периоды: 1996 год, январь-май
1997 года.
     При проведении документальных проверок по вопросу правильности
исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет  налога
на доходы иностранных юридических лиц, полученных  из  источника  в
Российской Федерации, особое  внимание  следует  уделить  следующим
вопросам:
     - правильности применения  ставки  налогообложения  источником
выплаты для различных видов доходов;
     - правильности  исчисления  сумм  налога  источником   выплаты
(налог  удерживается  в  валюте  выплаты  при  каждом  перечислении
платежа);
     - правильности применения  и  оформления  налогоплательщиком -
иностранным юридическим лицом льгот,  предусмотренных  действующими
международными соглашениями об избежании  двойного  налогообложения
(механизм применения  правил  международных  соглашений  изложен  в
пп. 6.2-6.4 инструкции Госналогслужбы России  от  16  июня  1995 г.
N 34 "О налогообложении прибыли и доходов  иностранных  юридических
лиц"  и  письме  Госналогслужбы  России  от  29   декабря   1995 г.
N ВЗ-6-06/672 "О новых формах к инструкции Госналогслужбы России от
16 июня 1995 г. N 34");
     - наличию и правильности оформления Уведомления об  источниках
выплаты  в  Российской  Федерации  (приложение  N 1  к   инструкции
Госналогслужбы России N 34) в случае, когда доход  выплачивается  в
пользу   постоянного   представительства    данного    иностранного
юридического лица (пункт 4.5 инструкции Госналогслужбы России  N 34
и письмо Госналогслужбы России от 29 декабря 1995 г.  N ВЗ-6-06/672
"О новых формах к  инструкции  Госналогслужбы  России  от  16  июня
1995 г. N 34").
     При выявлении случаев выплаты доходов иностранным  юридическим
лицам  без  удержания  налога  с   российского   или   иностранного
юридического лица - источника выплаты доходов в бесспорном  порядке
удерживается сумма  налога  (пункт  5.4  инструкции  Госналогслужбы
России N 34).
     При этом штрафные санкции (в том числе пени),  предусмотренные
статьей  13  Закона  Российской  Федерации  "Об основах   налоговой
системы  в  Российской   Федерации",   к   источнику   выплаты   не
применяются.
     При проведении документальных проверок по вопросу правильности
исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет  налога
на добавленную стоимость источником выплаты особое внимание следует
уделить вопросам:
     - правильности применения  ставки  налогообложения  источником
выплаты (налог на добавленную стоимость  уплачивается  в  бюджет  в
полном  размере  предприятиями  за  счет   средств,   перечисляемых
иностранным  предприятиям  или  другим   лицам,   указанным   этими
иностранными предприятиями. В случае, если в договоре (контракте) с
иностранным предприятием НДС  не  указан  и  не  выделен  отдельной
строкой в расчетных и первичных учетных документах, предъявляемых к
оплате иностранным  предприятием,  предприятие -  источник  выплаты
исчисляет налог с полной суммы выручки, причитающейся  иностранному
предприятию, применяя расчетную ставку);
     - правильности  исчисления  сумм  налога  источником   выплаты
(налог  удерживается  в  валюте  выплаты  при  каждом  перечислении
платежа.   Если   налог   на   добавленную   стоимость   российским
предприятием -источником выплаты будет уплачен не за счет  средств,
перечисляемых  иностранному  предприятию,  а  за  счет  собственных
средств, то в этом случае налог не подлежит ни возмещению (зачету),
ни отнесению на издержки производства и обращения, а списывается за
счет прибыли,  остающейся  в  распоряжении  предприятия.  Также  не
подлежит зачету или возмещению налог  на  добавленную  стоимость  у
российского  предприятия-комиссионера,  уплаченный  на  таможне  за
товары, поступающие от иностранного предприятия для  реализации  на
территории Российской Федерации на условиях  консигнации,  так  как
указанный  товар   приходуется   у   российского   предприятия   на
забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" и не является
его собственностью. Сумму налога, уплаченного  таможенным  органом,
комиссионер возместит за счет средств,  перечисляемых  иностранному
предприятию-комитенту);
     - порядку  представления  отчета  по  налогу  на   добавленную
стоимость, удержанному источником выплаты (организация,  являющаяся
источником выплаты налога на добавленную стоимость, представляет  в
налоговые органы отдельный расчет).
     При  выплате  иностранной  организации  дохода  в  иностранной
валюте    налог     на     добавленную     стоимость     российским
предприятием -источником выплаты исчисляется  также  в  иностранной
валюте, а вот уплатить в бюджет налог российское предприятие  имеет
право как в иностранной валюте, так и  в  рублевом  эквиваленте  по
курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день
уплаты налога.
     Согласно разъяснениям Министерства иностранных дел  Российской
Федерации обложение налогом на  добавленную  стоимость  иностранных
юридических   лиц,   осуществляющих   производственную    и    иную
коммерческую  деятельность  на  территории  Российской   Федерации,
производится без  учета  ратифицированных  международных  договоров
СССР или  Российской  Федерации  с  иностранными  государствами  об
избежании двойного налогообложения,  так  как  они  не  затрагивают
вопросы, связанные с налогом на  добавленную  стоимость  и  другими
косвенными налогами.
     При выявлении случаев выплаты доходов иностранным организациям
без удержания налога на добавленную  стоимость  с  российского  или
иностранного  юридического  лица -  источника  выплаты  доходов   в
бесспорном порядке удерживается сумма налога. Применение  к  такому
предприятию штрафных санкций,  предусмотренных  статьей  13  Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года  N 2118-1  "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (включая пени),  является
неправомерным,  поскольку  данные  нормативные  акты  устанавливают
ответственность налогоплательщиков, а не налоговых агентов.
     Кроме того, при проведении указанной проверки следует обратить
внимание на правильность  зачета  (возмещения)  НДС  у  российского
предприятия - источника выплаты.
     Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные в
бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию,  по
материальным ресурсам  (выполненным  работам,  оказанным  услугам),
стоимость которых относится на издержки производства  и  обращения,
подлежат зачету или возмещению у предприятия - источника выплаты.
     Суммы  такого  налога,  подлежащие  зачету   или   возмещению,
отражаются по дебету счета 19 "Налог на  добавленную  стоимость  по
приобретенным  ценностям"  (соответствующих  субсчетов)   и   после
фактической уплаты в бюджет списываются с кредита счета  19  "Налог
на    добавленную    стоимость    по    приобретенным    ценностям"
(соответствующих субсчетов) в дебет счета 68  (субсчет  "Расчеты  с
бюджетом по налогу на добавленную стоимость").
     Суммы налога, уплаченные за иностранное предприятие по товарам
(работам,  услугам),  использованным  при  осуществлении  операций,
освобожденных от уплаты НДС в соответствии с подпунктами "в" - "ш",
"я" и "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона РФ  "О налоге  на  добавленную
стоимость", относятся на издержки производства и обращения и зачету
(возмещению) не подлежат.
     Все   случаи   выплаты    доходов    в    пользу    постоянных
представительств   иностранных   юридических   лиц   необходимо   в
обязательном порядке отразить в  актах  документальных  проверок  с
указанием реквизитов договоров, номеров платежных документов и вида
выплаченных доходов.
     При проведении проверок следует руководствоваться  действующим
налоговым законодательством:
     - статья 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге
на  прибыль  предприятий  и  организаций"  (с  учетом   последующих
изменений и дополнений);
     - инструкция  Госналогслужбы  РФ  от  16  июня  1995 г.   N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц";
     - письмо Госналогслужбы РФ от 29 декабря 1995 г. N ВЗ-6-06/672
"О новых формах к  инструкции  Госналогслужбы  России  от  16  июня
1995 г. N 34";
     - письмо Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 г. N НР-6-06/652
"Методические  рекомендации  по  применению   отдельных   положений
инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34";
     - письмо Госналогслужбы РФ от 3  января  1996 г.  N НП-4-06/1н
"О порядке  расчетов  с  бюджетом  по  своевременно  не  удержанным
налогам на доходы  иностранных  юридических  лиц  от  источников  в
Российской Федерации";
     - письмо Госналогслужбы РФ от  31  мая  1995 г.  N ЮУ-6-06/308
"О ставках  налогообложения  отдельных  доходов,  установленных   в
соглашениях об избежании двойного налогообложения";
     - письмо Госналогслужбы РФ от 21 марта  1996 г.  N НП-4-06/23н
"О ставках  налогообложения  отдельных  доходов,  установленных   в
соглашениях об избежании двойного налогообложения";
     - письмо ГНИ по г. Москве от 2 октября 1995 г. N 11-13/15357;
     - письмо ГНИ по г. Москве от 2 ноября 1995 г. N 11-13/17313;
     - письмо ГНИ по г. Москве от 6 декабря 1995 г. N 11-13/19744;
     - письмо ГНИ по г. Москве от 6 мая 1996 г. N 11-13/9369;
     - письмо ГНИ по г. Москве от 15 августа 1996 г. N 11-13/17733;
     - письмо ГНИ по г. Москве от 14 октября 1996 г. N 11-13/22652;
     - письмо ГНИ по г. Москве от 11 декабря 1996 г. N 11-13/27713;
     - Закон Российской Федерации от  6  декабря  1991 г.  N 1992-1
"О налоге на добавленную  стоимость"  с  внесенными  изменениями  и
дополнениями;
     - инструкция Госналогслужбы РФ  от  11  октября  1995 г.  N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
     Государственные территориальные налоговые инспекции в срок  до
30 июня 1997 г. представляют в окружные налоговые управления ГНИ по
г. Москве акты  проверок  вместе  с  сопроводительными  письмами  с
указанием  выявленных  нарушений,  а  также  сводные   таблицы   по
прилагаемой форме (приложения N 1, 2).
     После  получения  материалов  окружные  налоговые   управления
составляют сводную справку по результатам проверок, сводную таблицу
по округу и в срок до 7 июля 1997 г. передают их  вместе  с  актами
документальных проверок в отдел налога на прибыль  и  международных
налоговых отношений Управления методики (комната 441) для обобщения
в целом по Москве.
     Контрольное управление ГНИ по  г. Москве  в  срок  до  7  июля
1997 г. представляет в отдел  налога  на  прибыль  и  международных
налоговых  отношений  Управления  методики  (комната  441)  сводную
справку, сводные таблицы (приложения N 1, 2) и акты  документальных
проверок для обобщения в целом по Москве.


Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы 
III ранга                                               А.А.Глинкин



                                          Приложение N 1
                                          к письму ГНИ по г. Москве
                                          от 9 июня 1997 г. 
                                          N 11-13/12730


                               ФОРМА
 представления информации о проверках иностранных юридических лиц
 по налогообложению доходов от источников в Российской Федерации*

-------------------------------------------------------------------
N   Содержание              Проценты Доходы Доходы  Прочие Итого
п/                                   за     по      доходы
п                                    аренду внешне-
                                            торго-
                                            вым
                                            сделкам
-------------------------------------------------------------------
 1          2                   3      4     5        6      7
-------------------------------------------------------------------
1.Количество проверенных       х**     х     х        х
  организаций

2.В скольких организациях      х       х     х        х
  установлены нарушения

3.Суммы доходов, выплаченные
  иностранным юридическим
  лицам

4.Суммы доначисленных
  налогов:
  - всего
  - в том числе поступило
    в бюджет

5.Из суммы доначисленных
  налогов возвращено
  (не уплачивалось) в связи
  с представлением заявлений
  от иностранных лиц

   Начальник инспекции _______________   Исполнитель _____________
                       (подпись, ФИО)               (подпись, ФИО)
     ______________
     * Суммы доходов и налогов указываются в иностранных валютах.
     ** Х - не заполняется.



                                          Приложение N 2
                                          к письму ГНИ по г. Москве
                                          от 9 июня 1997 г.
                                          N 11-13/12730


                            РЕЗУЛЬТАТЫ
целевых документальных проверок по вопросу правильности исчисления
             в бюджет налога на добавленную стоимость

-------------------------------------------------------------------
 N  Наименование Вид    Сумма фактически     Дополнительно начис-
п/п предприятия -дохода уплаченного налога*  лено налога по ре-
    источника                                зультатам проверок*
    выплаты             -------------------------------------------
                         за      за январь -    за     за январь -
                        1996 год май 1997 г. 1996 год  май 1997 г.
-------------------------------------------------------------------
 1       2         3     4          5           6          7
-------------------------------------------------------------------












   Итого
   по округу:**

     ______________
     * Суммы указываются в валюте платежа.
     ** Строка заполняется только  окружными  управлениями  ГНИ  по
г. Москве и Контрольным управлением ГНИ по г. Москве.


Информация по документу
Читайте также