Расширенный поиск
Письмо Государственной налоговой инспекции Москвы от 20.03.1998 № 30-08/6981ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ П И С Ь М О О налогообложении В связи с поступающими запросами о порядке применения налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при заключении сделок по приобретению (уступке) права требования (договор цессии) Государственная налоговая инспекция по г. Москве разъясняет следующее. Согласно гражданскому законодательству право (требование), принадлежащее кредитору (цеденту) на основании обязательства, может быть передано им другому лицу (цессионарию) по сделке (договор цессии). Данные виды сделок выступают как способы обеспечения обязательств сторон первоначального договора и не изменяют сути самого договора. Поэтому, исходя из существующего законодательства, а также того, что порядок отражения в бухгалтерском учете сделок по переуступке права требования в настоящее время не определен нормативными документами, реализация дебиторской задолженности должна оформляться у продавца как погашение дебиторской задолженности по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам. Организация, которая приобрела долги (право требования задолженности), учитывает их по счету 58 "Краткосрочные финансовые вложения" в сумме фактических затрат (п. 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94, в редакции изменений и дополнений). Порядок применения налога на добавленную стоимость при заключении сделок по приобретению (уступке) права требования решается в зависимости от конкретного содержания (типа) хозяйственной операции (договорных отношений) между уступающими и приобретающими это требование: 1. Если в основе договора цессии лежат операции, освобожденные от налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим налоговым законодательством, то денежные средства, получаемые в пределах суммы, причитающейся по первоначальному договору, указанным налогом не облагаются; в случае превышения дохода по договору цессии над доходом, предусмотренным первоначальным договором, указанная разница облагается налогом на добавленную стоимость в установленном порядке. 2. Если в основе договора цессии лежат расчеты по оплате товаров (работ, услуг), не освобожденных от НДС, то облагаемыми налогом оборотами у сторон договора является вся полученная ими выручка. Т.е. у цедента облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотом является сумма задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги. При продаже дебиторской задолженности по стоимости большей величины выручки, предусмотренной договором поставки товаров (работ, услуг), с суммы превышения также должен быть уплачен налог на добавленную стоимость. У стороны, приобретающей право требования (цессионария), возможны следующие варианты определения облагаемого оборота: 1. Цессионарий по договору цессии оказывает финансовую услугу цеденту, оплачивая дебиторскую задолженность его покупателя. Облагаемым оборотом у цессионария является стоимость услуги, определяемая как разница между суммой денежных средств, уплаченных цеденту, и суммой средств, полученных от должника (третьего лица) по договору цессии. 2. Цессионарий в оплату приобретаемого права требования исполнения обязательства от третьего лица поставляет цеденту товары, выполняет работы, оказывает услуги. В данном случае у цессионария облагаемыми налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) по договору поставки с цедентом. Аналогичный порядок исчисления налога на добавленную стоимость применяется по операциям (сделкам), заключаемым в процессе проведения денежного зачета. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль в случае приобретения финансовой компанией по договору цессии права требования долга не меняется. Согласно статье 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 11 приказа Минфина России от 26.12.94 N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. Что касается порядка определения момента реализации товаров (работ, услуг) в целях исчисления налогов по договорам цессии, сообщаем следующее. При применении предприятием для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее отгрузки налогообложение производится сразу же при отгрузке товаров (работ, услуг) без привязки к факту дальнейшего погашения дебиторской задолженности. Однако, если дебиторская задолженность продана по стоимости большей, с суммы превышения должны быть дополнительно уплачены налоги в момент заключения договора цессии. В случае определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по оплате числящаяся по балансу цедента дебиторская задолженность по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам подлежит налогообложению в объеме и на условиях, предусмотренных первоначальным договором, в момент вступления в силу договора цессии. В случае занижения оплаты по проданной дебиторской задолженности убыток от данной операции для целей налогообложения не учитывается аналогично порядку, изложенному в пункте 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций" и пункте 9 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". В соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом города Москвы от 16.03.94 N 5-25 налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлен в размере 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическим лицом, расположенным на территории г. Москвы. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) налог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной стоимостью товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Под объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка (валовой доход) от реализации готовой продукции (работ, услуг), учитываемая на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и показываемая по статье 010 "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" (приложение к бухгалтерскому балансу, утвержденному приказом Минфина России от 03.02.97 N 8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организаций)". Размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей обложения указанными налогами определяется однократно, исходя из договорных отношений и первичных документов, оформленных с покупателем, и не зависит от договора цессии. В случае занижения оплаты проданной задолженности убыток от данной операции для целей налогообложения не учитывается. Приобретенное цессионарием право требования следует рассматривать как финансовое вложение, которое не облагается налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налогом на пользователей автомобильных дорог (в том числе - у профессиональных участников рынка ценных бумаг, поскольку право требования не является ценной бумагой согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации). Что касается банков, то доходы от перепродажи права требования относятся к п. 4 раздела I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", и включаются в налогооблагаемую базу. У страховых компаний доходы от перепродажи прав требования относятся к п. 2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", и подлежат налогообложению. Основание: письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.02.98 N 07-2-06/2/151 и от 27.02.98 N 03-4-09/41. Заместитель начальника инспекции - государственный советник налоговой службы III ранга А.А.Глинкин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|