Расширенный поиск
Письмо Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.03.2000 № 12-3-02/365УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ ПИСЬМО О присвоении ИНН физическим лицам Управление организации учета налогоплательщиков Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) рассмотрело поступившее в наш адрес 11.02.2000 обращение от 14.01.2000 N 04-52/11-29 и сообщает ответы на поставленные в нем вопросы. 1. Вопрос: Налоговые органы Москвы и Московской области требуют от организаций (юридических лиц) организовать работу по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам, работающим в этих организациях по трудовому договору (контракту). На основании каких актов федерального законодательства это делается? Ответ: Организация работы по учету налогоплательщиков и присвоению им идентификационных номеров налогоплательщиков (далее - ИНН) осуществляется налоговыми органами на основании следующих норм законодательства Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (далее - Конституция), установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (пункт 2 статьи 15). Согласно статье 57 Конституции каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, 155-ФЗ и от 02.01.2000 N 13-ФЗ) (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Обязанности налоговых органов и налогоплательщиков - юридических и физических лиц при постановке их на учет в налоговых органах установлены в статьях 23, 32, 83, 84 НК РФ. Пунктом 1 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Согласно пункту 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Соответствующий порядок и формы документов, используемые при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.98 N 1664) (далее - приказ N 309). Согласно установленному порядку ИНН присваивается налогоплательщику - физическому лицу при постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства. Присвоенный ИНН вносится в выдаваемое налогоплательщику свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (далее - свидетельство), форма которого утверждена этим же приказом. Свидетельство оформляется на бланке строгой отчетности и является единственным документом, путем предъявления которого налогоплательщик подтверждает согласно законодательству перед третьими лицами факт постановки на учет в налоговом органе и присвоенный ИНН. Таким образом, введение ИНН направлено на реализацию контроля за выполнением гражданами обязанности, установленной для них статьей 57 Конституции, в порядке, установленном нормами главы 14 НК РФ. При проведении налогового контроля налоговые органы руководствуются также статьей 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. К налоговым агентам относятся, в частности, указанные в Законе Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями) лица (организации, индивидуальные предприниматели и др.), являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам. Налоговый агент несет предусмотренную законодательством ответственность за недостоверность представленных в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных конкретному физическому лицу. Недостоверность указанных сведений может возникать по причинам устаревания ранее полученных предприятием персональных данных физического лица - получателя доходов (замена документов, изменение имени, адреса места жительства и т.п.) и легко устраняется путем применения ИНН физического лица. Выявление случаев неточной идентификации физических лиц в сведениях о выплаченных им доходах осуществляется налоговыми органами согласно нормам главы 14 НК РФ в ходе проведения налоговых проверок источников выплаты доходов. Следовательно, налоговый агент непосредственно заинтересован в применении ИНН физических лиц в подаваемой в налоговый орган налоговой отчетности. Кроме того, налоговые органы руководствуются положениями гражданского законодательства, в том числе пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ), согласно которому персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Именно в связи с этими нормами законодательства приказом МНС России от 19.07.99 N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности" (далее - приказ N 224) предусмотрена возможность применения в налоговой отчетности ИНН физических лиц взамен их персональных данных. Следовательно, налоговый агент может быть заинтересован не указывать в налоговой отчетности персональные данные физических лиц, если есть возможность указать их ИНН. Для этого ему необходимо получить сведения об ИНН физических лиц - получателей доходов. Дополнительно необходимо отметить, что налоговый орган вправе согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) направить налоговому агенту, используя указанную его заинтересованность, предложение распространить для оформления физическими лицами - получателями доходов бланки заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства и передать оформленные заявления в налоговый орган. При получении налоговым органом от налогового агента согласия на указанное предложение оно считается принятым. Налоговый орган предоставляет налоговому агенту в требуемом количестве указанные бланки. Налоговый агент возвращает налоговому органу оформленные заявления. Таким образом, налоговые органы не вправе требовать и не требуют от работодателей организовывать работу по присвоению ИНН физическим лицам, заключившим с ними трудовой договор (контракт). 2. Вопрос: На основании какого федерального закона налоговые органы Москвы и Московской области требуют постановки на учет с присвоением ИНН всех без исключения физических лиц? Ответ: Если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо является частным нотариусом, частным охранником, частным детективом, оно согласно нормам статей 11, 83 НК РФ обязано подать заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства. Если физическое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность либо частную практику как нотариус, или частный охранник, или частный детектив, то оно подлежит постановке на учет только в случае, если в налоговый орган поступила информация от регистрирующих органов, поименованных в статье 85 Кодекса. В этих случаях налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет. Таким образом, налоговые органы не вправе требовать и не требуют постановки на учет с присвоением ИНН всех без исключения физических лиц. Вместе с тем следует отметить, что необходимость получения ИНН физическим лицом может возникнуть в связи с обязанностью подать в налоговые органы декларацию. Это обусловлено нормой, установленной пунктом 7 статьи 84 НК РФ, требующей указывать ИНН в подаваемых в налоговый орган документах, и установленной законодательством ответственностью за недостоверность сведений в подаваемых в налоговые органы документах. Приказом N 309 предусмотрено также, что физическое лицо, не имеющее обязанности встать на учет в налоговом органе, может получить ИНН и соответствующее свидетельство по желанию, подав заявление по форме, установленной данным приказом. Пунктом 2 приказа N 224 руководителям Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации поручено в течение 1999-2000 годов поэтапно организовать и постоянно контролировать осуществление подведомственными налоговыми органами мероприятий по присвоению ИНН физическим лицам - получателям доходов, доведению сведений об этом до соответствующих источников выплаты доходов и контролю применения ими указанных ИНН в представляемой в налоговые органы налоговой отчетности. Согласно праву, предоставленному Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации пунктом 8 приказа N 224, Управление МНС России по г. Москве своим приказом от 12.11.99 N 68 "Об организации работы по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам - получателям доходов" (далее - приказ N 68) определило, что проведение данной работы подведомственными налоговыми органами на соответствующих территориях в первую очередь осуществляется через состоящие в них на учете организации - источники выплаты доходов. Основания для проведения данной работы указаны в ответе на первый вопрос. Заинтересованность физического лица в подаче указанного заявления именно через источник выплаты доходов состоит в отсутствии необходимости для физического лица в таком случае посещать налоговый орган с целью подачи этого заявления. Заинтересованность физического лица в получении ИНН состоит в том, что при применении ИНН в налоговой отчетности взамен персональных данных будет обеспечиваться соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленных нормами пункта 3 статьи 17, статей 23, 24 Конституции (то есть в связи с осуществлением налогового контроля данного лица не будут нарушаться права и свободы других лиц, будут обеспечиваться конфиденциальность сведений о гражданах и доступ каждому к сведениям о себе, а также не будет ограничиваться свобода передвижения, выбора места пребывания и места жительства). 3. Вопрос: Каковы юридические последствия отказа физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем и не подпадающего под действие статьи 85 НК РФ) подписать (подать) заявление в налоговый орган о постановке его на учет? Ответ: Как указано в ответах на предыдущие вопросы, в определенных случаях, связанных с применением ИНН физического лица - получателя доходов, как для самих физических лиц, так и для источников выплаты им доходов может наступать предусмотренная законодательством ответственность за недостоверность сведений в подаваемых в налоговые органы документах. Никаких непосредственных юридических последствий отказа физического лица - получателя доходов подписать (подать) заявление в налоговый орган о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе действующим законодательством Российской Федерации для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не предусмотрено. Однако такой отказ не ведет к фактической непостановке на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку налоговые органы обязаны на основе имеющихся сведений принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Основные направления работы налоговых органов по постановке на учет физических лиц - получателей доходов, не имеющих обязанности встать на учет и подать декларацию о доходах в налоговый орган, и присвоению им ИНН установлены пунктом 5 упомянутого приказа N 224. На основе данных учета налогоплательщиков в целях осуществления налогового контроля МНС России и его органы на местах ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН). Получив налоговую декларацию, налоговый орган при контроле указанных в ней данных вправе проверить достоверность ИНН по сведениям, включенным в ЕГРН. В случае, если физическое лицо получило ранее ИНН, но не указало либо неправильно указало, налоговый орган вправе принять решение о привлечении его к ответственности, установленной законодательством. 4. Вопрос: Налоговые органы требуют, чтобы физические лица подали заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства. Кем будут возмещены расходы по проезду физического лица в налоговый орган и обратно? Ответ: Статьей 37 Конституции за каждым закреплено право на выбор рода деятельности. Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, если физическое лицо выбрало себе род деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, оно добровольно приняло на себя и выполнение соответствующих обязанностей по соблюдению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 3 статьи 83 НК РФ на индивидуального предпринимателя возложена обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства. Физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, как указывалось выше, подают заявление о выдаче свидетельства о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства исключительно на основе свободного волеизъявления. При этом все без исключения физические лица добровольно берут на себя расходы по проезду в налоговый орган и обратно для постановки на учет. В случае, если физическое лицо не состоит на учете в налоговом органе либо не может лично участвовать в необходимых процедурах, оно вправе в соответствии с положениями главы 4 НК РФ уполномочить на это участие другое лицо, в том числе источник выплаты доходов. Действующим законодательством Российской Федерации в общем случае не предусмотрено возмещение расходов на проезд в налоговый орган и обратно для постановки на учет лицам, принявшим на себя их добровольно. 5. Вопрос: Обязан ли налоговый орган официально вызвать физическое лицо для постановки на учет? Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков. При этом законодательством о налогах и сборах для налоговых органов не установлено обязанности вызывать налогоплательщиков с целью их постановки на учет. Вместе с тем налоговый орган с указанной целью вправе согласно нормам главы 28 ГК РФ предложить налогоплательщику посетить налоговый орган. 6. Вопрос: Обязана ли организация оплатить время отсутствия физического лица на рабочем месте по причине подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган, в каком размере? Ответ: Как следует из ответа на четвертый вопрос, посещение налогоплательщиком налогового органа для подачи заявления о выдаче свидетельства о постановке на учет происходит добровольно. При этом организация обязана оплатить время отсутствия физического лица на рабочем месте в том случае, если она приняла на себя такие обязательства по договору с физическим лицом, заключенному согласно упомянутым нормам ГК РФ. От этих обязательств зависит и размер оплаты. Начальник Управления организации учета налогоплательщиков Министерства РФ по налогам и сборам В.Казакова Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|