Расширенный поиск

Закон Москвы от 09.12.1998 № 29

 



9 декабря 1998 года                                            N 29
-------------------------------------------------------------------

                             З А К О Н

                           ГОРОДА МОСКВЫ


                     от 9 декабря 1998 г. N 29


             О торговой деятельности в городе Москве

         (В редакции законов Москвы от 06.02.2002 г. N 6;
           от 16.07.2003 г. N 51; от 05.07.2006 г. N 36;
           от 06.06.2007 г. N 15; от 03.04.2013 г. N 13;
                      от 26.06.2013 г. N 35)

     Настоящий  Закон  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации,   Гражданским  кодексом  Российской  Федерации,  Законом
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав
потребителей"  и  иными  нормативными  правовыми  актами Российской
Федерации,   Уставом   города  Москвы  определяет  основы  торговой
деятельности в городе Москве. (В     редакции     Закона     Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Действие   настоящего   Закона  распространяется  на  торговую
деятельность,  связанную  с  реализацией  товаров  потребительского
назначения   и   предоставлением  услуг  общественного  (массового)
питания.

                     Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Цель Закона

     Целью  настоящего  Закона  является  регулирование отношений в
сфере   торговой   деятельности   для   обеспечения  более  полного
удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.

     Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе
               Москве

     Основными   принципами  организации  торговой  деятельности  в
городе Москве являются:
     - развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
     -   создание   эффективной   системы   мер   по   защите  прав
потребителей;
     -  участие  государственных  органов  в регулировании торговой
деятельности,  включая  поддержку социально значимых видов торговой
деятельности;
     - поддержка отечественных товаропроизводителей.

     Статья 3. Основные термины и определения

     Торговая  деятельность - вид предпринимательской деятельности,
направленный   на   удовлетворение   покупательского  спроса  путем
реализации  товаров  потребительского  назначения  и предоставления
услуг общественного (массового) питания.
     Торговая  политика города Москвы (далее - торговая политика) -
совокупность  организационных, правовых, экономических, контрольных
и  иных  мер,  проводимых  органами  государственной  власти города
Москвы  совместно с общественными организациями и предпринимателями
для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом.
(В редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Уполномоченный  орган - отраслевой орган исполнительной власти
города  Москвы,  осуществляющий  управление и регулирование в сфере
торговой    деятельности.    Компетенция   Уполномоченного   органа
определяется  Правительством  Москвы.   (В  редакции законов Москвы
от 06.02.2002 г. N 6; от 05.07.2006 г. N 36)
     Товары  (услуги) потребительского назначения - продукты труда,
обладающие   определенными  потребительскими  свойствами,  предметы
личного,  бытового,  семейного потребления, продукция общественного
питания. (В редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Часть. (Исключена - Закон Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Розничная  торговля  -  вид предпринимательской деятельности в
сфере  торговли,  связанный  с реализацией товаров потребительского
назначения  непосредственно  потребителю  для  личного,  семейного,
домашнего использования.
     Мелкорозничная  торговля  -  разновидность розничной торговли,
связанная  с  реализацией  товаров,  не  требующих  особых  условий
продажи, через объекты мелкорозничной сети.
     Оптовая  торговля  -  вид  предпринимательской  деятельности в
сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или
торговыми  посредниками  для  дальнейшего использования в розничной
торговле или профессионального использования.
     Мелкооптовая   торговля   -  разновидность  оптовой  торговли,
связанная  с реализацией партий товаров производителями и торговыми
посредниками  для  последующей  перепродажи  в розничной торговле и
ином   коммерческом   обороте.   Минимальная   партия   товара  при
мелкооптовой  торговле  не может быть меньше, чем количество единиц
соответствующего   товара   в   одной  упаковке  производителя  для
розничной реализации.
     Общественное  (массовое) питание - вид деятельности, связанной
с   производством,   переработкой,   реализацией   и   организацией
потребления продуктов питания.
     Стационарные   (капитальные)   торговые   объекты  -  торговые
объекты,  установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные
к городским инженерным коммуникациям.
     Нестационарные    торговые   объекты   -   торговые   объекты,
установленные  без  заглубленных  фундаментов,  вне  зависимости от
присоединения  к  городским  инженерным коммуникациям, строительных
конструкций и габаритов.

     Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности

     Субъекты  торговой  деятельности  - юридические лица различных
организационно    -    правовых   форм,   осуществляющие   торговую
деятельность,  объединения субъектов торговой деятельности, а также
граждане,   осуществляющие  торговую  деятельность  (индивидуальные
предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке.   (В
редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Торговые   объекты   (торговые  предприятия)  -  имущественные
комплексы,   используемые   субъектами  торговой  деятельности  для
осуществления торговой деятельности. (В   редакции   Закона  Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Торговые   объекты   могут  быть  отнесены  к  стационарным  и
нестационарным   в   зависимости  от  архитектурно  -  строительных
характеристик предприятия.
     Категории  торговых  объектов  (универмаг, универсам, торговый
комплекс   и  т.д.)  определяются  в  соответствии  с  нормативными
правовыми    актами   Российской   Федерации   и   города   Москвы,
устанавливающими  требования  к ассортименту реализуемой продукции,
технической    оснащенности    помещений,   методам   обслуживания,
квалификации     персонала,    качеству    обслуживания,    перечню
предоставляемых услуг.
     Видами     торговой     деятельности     являются    розничная
(мелкорозничная),  оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление
услуг общественного (массового) питания.
     Торговая деятельность на земельных участках, которые находятся
в  собственности города Москвы или государственная собственность на
которые  не  разграничена,  без использования стационарных торговых
объектов  либо  размещенных  в установленном порядке нестационарных
торговых  объектов,  а  также  торговая  деятельность  вне ярмарок,
рынков и иных специально отведенных для этого мест не допускается. 
(Дополнена - Закон Москвы от 26.06.2013 г. N 35)

   Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности

     Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации
               и города Москвы в сфере торговой деятельности

     В    соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации,
федеральными  законами, Уставом города Москвы город Москва обладает
всей   полнотой   государственной  власти  по  определению  порядка
организации  оптовой и розничной торговли товарами потребительского
назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания
на своей территории. (В        редакции        Закона        Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Органы  государственной  власти города Москвы в пределах своих
полномочий   и   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации и законодательством города Москвы: (В   редакции   Закона
Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     -  принимают  законы  и  иные нормативные правовые акты города
Москвы,  регулирующие  осуществление торговой деятельности в городе
Москве; (В редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     -   определяют   основные  направления  и  реализуют  торговую
политику  города  Москвы;  решают вопросы защиты прав потребителей,
осуществляют  государственный контроль за качеством товаров (услуг)
потребительского назначения; (В      редакции     Закона     Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     -    в    целях   защиты   прав   потребителей   устанавливают
дополнительные  ограничения,  специальные защитные меры в отношении
поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения
в  пределах  компетенции  города  Москвы  как  субъекта  Российской
Федерации;
     -  отрабатывают  системы  сертификации и идентификации товаров
потребительского  назначения;  устанавливают  и  отменяют городские
налоги  и  сборы,  взимаемые  с  субъектов  торговой  деятельности,
определяют порядок предоставления льгот по ним;
     -  устанавливают  штрафные санкции и иные виды ответственности
за   нарушение   установленного   порядка   осуществления  торговой
деятельности;
     -  осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности на
территории города; контролируют соблюдение законодательства в сфере
торговой деятельности;
     -   определяют   порядок   размещения   торговых  объектов  на
территории города;
     -   определяют  требования  к  размещению  и  функционированию
объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы; (Дополнен
- Закон Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     -  определяют  упрощенный порядок предоставления торговых мест
на  сельскохозяйственных рынках, сельскохозяйственных кооперативных
рынках;  порядок  заключения  договора  о  предоставлении торгового
места на рынке; примерную форму договора о предоставлении торгового
места  на  рынке  и  упрощенную  форму  договора  о  предоставлении
торговых    мест    на    сельскохозяйственных    рынках    и    на
сельскохозяйственных  кооперативных  рынках;  требования к торговым
местам;  количество торговых мест для осуществления деятельности по
продаже   товаров   товаропроизводителями  на  сельскохозяйственных
рынках; (Дополнен - Закон Москвы от 06.06.2007 г. N 15)
     -  осуществляют  иные  функции,  необходимые  для  обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах.
     По  предметам  совместного ведения, установленным нормативными
правовыми    актами   Российской   Федерации   в   сфере   торговой
деятельности, до принятия соответствующих федеральных законов город
Москва  вправе  осуществлять  собственное  правовое  регулирование,
включая  принятие  законов  и  иных  нормативных  правовых актов, с
последующим  их  приведением  в  соответствие  с  законодательством
Российской Федерации.
     Органы государственной власти города Москвы вправе участвовать
в   осуществлении   полномочий   Российской   Федерации  в  области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов посредством:
     принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных
нормативных правовых актов города Москвы;
     разработки, утверждения  и   реализации   городских   программ
обеспечения   качества   и   безопасности   пищевых   продуктов  на
потребительском рынке;
     абзац. (Утратил силу - Закон Москвы от 03.04.2013 г. N 13)
     (Часть дополнена - Закон Москвы от 05.07.2006 г. N 36)

     Статья 6. Методы государственного регулирования торговой
               деятельности

     Методами  государственного регулирования торговой деятельности
являются:
     -   развитие   и   совершенствование  нормативно  -  правового
обеспечения деятельности отрасли;
     -  лицензирование  отдельных  видов  торговой  деятельности  в
установленном порядке;
     -  сертификация  продукции  потребительского назначения, услуг
торговли   и  общественного  (массового)  питания  в  установленном
порядке;
     -  реализация  государственной  монополии  на  отдельные  виды
товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной
Российской   Федерацией,   и   введение  отдельных  ограничений  на
осуществление  торговой  деятельности в пределах компетенции города
Москвы как субъекта Российской Федерации;
     -   поддержка   отечественных   товаропроизводителей  в  сфере
торговой   деятельности   и   социально   значимых  видов  торговой
деятельности;
     -  финансирование  в  установленном  порядке  инвестиционных и
инновационных  проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
     -   государственный   контроль   за   соблюдением   требований
нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
     -  разработка  и  реализация  комплексной  программы  развития
отрасли  и  целевых  городских  программ  в  сфере потребительского
рынка.

     Статья 7. Государственные информационные ресурсы города
               Москвы в сфере торговой деятельности

     В целях  получения полной и достоверной информации о субъектах
и объектах торговой  деятельности,  реализации  торговой  политики,
создания  условий для защиты прав потребителей Уполномоченный орган
формирует  и  использует  государственные  информационные   ресурсы
города Москвы в сфере торговой деятельности.
     Правительство Москвы   устанавливает    порядок    (регламент)
формирования  государственных информационных ресурсов города Москвы
в   сфере   торговой    деятельности    и    определяет    перечень
документированной  информации,  представляемой  субъектами торговой
деятельности.
     Формирование  и ведение реестра розничных рынков города Москвы
осуществляются  уполномоченным  Правительством  Москвы  органом  на
основании сведений, содержащихся в разрешениях на право организации
рынков,    и    иных    сведений,    предусмотренных    федеральным
законодательством. (Дополнен - Закон Москвы от 06.06.2007 г. N 15)
     Плата за  внесение информации в государственные информационные
ресурсы города Москвы в сфере  торговой  деятельности  с  субъектов
торговой деятельности не взимается.
      (Статья в редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)

     Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые
               городские программы

     В  целях  реализации  торговой  политики  Уполномоченный орган
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города
Москвы разрабатывает городскую целевую программу в области торговой
деятельности. (В редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     При  разработке городской целевой программы в области торговой
деятельности   Уполномоченный   орган  взаимодействует  с  органами
местного  самоуправления, Московской торгово-промышленной палатой и
общественными   организациями   в  установленном  законодательством
города Москвы порядке. (Дополнен        -        Закон       Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Городская  целевая  программа  в области торговой деятельности
разрабатывается в соответствии с Генеральным планом развития города
Москвы,  основными  направлениями социально-экономического развития
города   и   приоритетными   направлениями   деятельности  в  сфере
потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных и
долгосрочных прогнозов. (В       редакции       Закона       Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Часть. (Исключена - Закон Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Городская  целевая  программа  в области торговой деятельности
разрабатывается,   утверждается  и  выполняется  в  соответствии  с
законодательством   города   Москвы   о   государственных   целевых
программах. (В редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     (В редакции Закона Москвы от 06.02.2002 г. N 6)

     Статья 9. Управление государственными 
               торговыми предприятиями

     Государственные   унитарные   предприятия   и  государственные
учреждения    отрасли    находятся   в   ведомственном   подчинении
Уполномоченного   органа,   который  осуществляет  контроль  за  их
хозяйственной     деятельностью     в     порядке,    установленном
законодательством  Российской  Федерации  и города Москвы и уставом
предприятия.
     Руководитель    предприятия    (учреждения)    назначается   и
освобождается   от  должности  Уполномоченным  органом  в  порядке,
определяемом Правительством Москвы.

     Статья 10. Управление долями города

     В  органы  управления  субъектов  торговой деятельности, акции
(доли,  паи)  которых  закреплены  в  государственной собственности
города  Москвы, по представлению Уполномоченного органа назначаются
представители города (управляющие пакетами акций, долями).       (В
редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Акции  (доли,  паи) города могут быть переданы в доверительное
управление   хозяйствующим   субъектам   в   порядке,  определяемом
Правительством Москвы.

     Статья 11. Крупные торговые объекты

     К  категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие
субъектам  торговой  деятельности  имущественные  комплексы с общей
площадью торговых помещений свыше 3100 квадратных метров.        (В
редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Решение  о  предоставлении разрешения на строительство крупных
торговых объектов или об отнесении действующих объектов к категории
крупных   принимается   Правительством   Москвы  в  соответствии  с
Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов.
     Часть. (Исключена - Закон Москвы от 05.07.2006 г. N 36)

     Статья 11.1. Организация розничных рынков в городе Москве

     Организация розничных  рынков  осуществляется в соответствии с
планом,   предусматривающим   организацию   розничных   рынков   на
территории  города  Москвы,  утверждаемым  Правительством  Москвы в
соответствии с архитектурными,  градостроительными и  строительными
нормами  и  правилами,  а также с учетом потребностей в рынках того
или  иного  типа,  которые  определяются  исходя  из  необходимости
обеспечения на селения города Москвы теми или иными товарами.
     (Статья дополнена - Закон Москвы от 06.06.2007 г. N 15)

     Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей

     Мерами  поддержки  отечественных  товаропроизводителей в сфере
торговой деятельности являются:
     - организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок -
продаж товаров отечественного производства;
     -  учет  интересов московской промышленности в межрегиональных
соглашениях;
     -  разработка  и  внесение в федеральные органы исполнительной
власти  предложений  по  вопросам  таможенной  политики  на  товары
потребительского назначения;
     -   введение   дополнительных   мер   контроля   за  качеством
реализуемых в городе товаров потребительского назначения;
     -   предоставление   в   установленном   порядке  рекламной  и
информационной поддержки товаров московской промышленности;
     - регулирование деятельности крупных торговых объектов в части
реализации товаров отечественного производства;
     -  создание  оптовых  и  оптово - розничных систем при участии
московских товаропроизводителей;
     -   использование   мер   кредитно   -   финансовой  поддержки
промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих товары
отечественного производства;
     - соблюдение ассортиментного минимума.
     Конкретные  меры поддержки определяются Мэром и Правительством
Москвы.

     Статья 13. Изменение профиля торговых объектов

     Юридические   лица,  осуществляющие  торговую  деятельность  и
получившие  право  на  использование  торговых  объектов в процессе
приватизации  с  условием сохранения профиля торговой деятельности,
сохраняют профиль до истечения срока, указанного в договоре.     (В
редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Согласованию с префектами административных округов подлежат:
     -  изменение  профиля  торгового объекта при переходе из сферы
торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
     -  изменение  профиля  специализированных  торговых  объектов,
реализующих  молочную,  овощную  продукцию,  хлебобулочные изделия,
детское и диетическое питание.

      Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой
                           деятельности

     Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности

     Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории
города  Москвы  и  применение  ответственности за нарушения в сфере
торговой    деятельности    осуществляются    в    соответствии   с
законодательными  и  иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
     Абзац. (Утратил силу - Закон Москвы от 16.07.2003 г. N 51)
     Абзац. (Утратил силу - Закон Москвы от 16.07.2003 г. N 51)
     Абзац. (Утратил силу - Закон Москвы от 16.07.2003 г. N 51)
     Действия  органов  и  лиц, осуществляющих проверку, могут быть
обжалованы в судебном порядке.

     Статья 15. (Исключена - Закон Москвы от 05.07.2006 г. N 36)

     Статья 16. Ликвидация юридических лиц, осуществляющих
                торговую деятельность, по решению суда

     Юридическое  лицо, осуществляющее торговую деятельность, может
быть ликвидировано по решению суда в случаях: (В   редакции  Закона
Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     -   осуществления   деятельности  без  надлежащего  разрешения
(лицензии);
     -   осуществления   деятельности,   запрещенной   федеральными
законами;
     -   неоднократных   или   грубых   нарушений  правил  торговой
деятельности,  требований  нормативных  правовых  актов  Российской
Федерации  и  нормативных  правовых  актов  города  Москвы  в сфере
торговой деятельности. (В        редакции       Закона       Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Требование  о  ликвидации  юридического  лица, осуществляющего
торговую   деятельность,  предъявляется  в  порядке,  установленном
федеральным законодательством. (В     редакции     Закона    Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)

               Глава 4. Труд и кадровое обеспечение

     Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли

     Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда
регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.    (В
редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Не     допускается     установление    трудовыми    договорами
(контрактами),   заключаемыми   с   работниками,   условий   труда,
ухудшающих их положение по сравнению с федеральными законами.
     Руководители    юридических   лиц,   осуществляющих   торговую
деятельность,  независимо  от организационно - правовых форм и форм
собственности  обязаны  заключать  коллективные договоры по решению
трудового коллектива. (В        редакции        Закона       Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     Случаи   ограничения   занятий   торговой   деятельностью  для
отдельных  граждан  устанавливаются  административным,  уголовным и
трудовым законодательством. (В      редакции      Закона     Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)

     Статья 18. Требования к кадровому обеспечению

     Работодатель  обязан  проконтролировать и обеспечить наличие у
работников,  непосредственно связанных с обслуживанием потребителей
и/или  обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного
(массового) питания: (В        редакции        Закона        Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)
     -   медицинских   документов,  перечень  которых  определяется
органами санитарно - эпидемиологического надзора;
     - профессионального образования и профессиональной подготовки;
(В редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     - необходимых знаний в сфере техники безопасности.

                Глава 5. Заключительные положения

     Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения
                в торговом обслуживании

     Отдельным  категориям  граждан  предоставляются преимущества и
льготы в торговом обслуживании.
     Перечень   категорий   граждан   и  предоставляемые  льготы  и
преимущества  определяются нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
     Субъекты    торговой    деятельности   обязаны   предоставлять
установленные льготы. (В        редакции        Закона       Москвы
от 05.07.2006 г. N 36)

     Статья 20. Рассмотрение обращений граждан к субъектам
                торговой деятельности

     В  целях  защиты  прав  и  законных  интересов граждан в сфере
торговой   деятельности   субъекты  торговой  деятельности  обязаны
рассматривать  устные  и  письменные  обращения (заявления, жалобы)
граждан,    предоставлять    соответствующую   информацию   об   их
рассмотрении  и принимать необходимые меры в соответствии с Законом
города Москвы от 18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан". (В
редакции Закона Москвы от 05.07.2006 г. N 36)
     Обращения    граждан    по   вопросам   приобретения   товаров
ненадлежащего   качества  или  товаров,  использование  которых  по
назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке и
в  сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей".

     Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

     Статья 22. Приведение правовых органов
                исполнительной власти города Москвы
                в соответствие с настоящим Законом

     Нормативные  правовые акты города Москвы должны быть приведены
в  соответствие  с  настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента
его вступления в силу.


     Мэр Москвы                                         Ю.М. Лужков


     Москва, Московская 
     городская Дума
     9 декабря 1998 г.
     N 29

Информация по документу
Читайте также