Расширенный поиск
Закон Москвы от 14.07.2000 № 2614 июля 2000 года N 26 ------------------------------------------------------------------- З А К О Н ГОРОДА МОСКВЫ от 14 июля 2000 г. N 26 Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры (В редакции законов Москвы от 14.11.2001 г. N 61; от 10.06.2009 г. N 19; от 06.07.2011 г. N 32; от 07.05.2014 г. N 28) Настоящий Закон регулирует отношения в области государственной охраны и использования недвижимых объектов историко-культурного наследия (далее - недвижимых памятников истории и культуры), расположенных на территории города Москвы и включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - единый государственный реестр), Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий, а также в отношении которых принято решение о включении в единый государственный реестр, в целях обеспечения их сохранности и содержания, учитывая уникальность и своеобразие историко-культурного наследия Москвы, являющегося неотъемлемой частью российской и всемирной культуры. Закон направлен на реализацию конституционной обязанности каждого гражданина заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, обеспечение прав на доступ и пользование культурным достоянием, на защиту, сохранение и восстановление историко-культурной среды обитания в интересах города и москвичей. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в городе федерального значения, столице России - Москве, находится в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы как субъекта Российской Федерации и осуществляется в их взаимодействии. Недвижимые памятники истории и культуры подлежат государственному учету, охране и использованию как единое целое с их территориями, а также исторически и композиционно связанными с ними недвижимыми и движимыми объектами. Выявленные недвижимые объекты историко-культурного наследия и их территории подлежат государственной охране и использованию в соответствии с положениями федерального законодательства и настоящего Закона. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: - государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве - система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, принимаемых государственными органами Российской Федерации и города Москвы, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, восстановление, популяризацию и обеспечение режима содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры; - государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры - обеспечение выполнения всеми федеральными и городскими государственными органами, юридическими лицами и гражданами обязанностей по соблюдению установленного порядка охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы; - историко-культурное наследие - свидетельства материальной и духовной культуры прошлого, воплощенные в недвижимых и движимых объектах; - недвижимые памятники истории и культуры - расположенные на территории Москвы и связанные с историческими событиями и развитием города недвижимые объекты историко-культурного наследия: историко-градостроительные ансамбли, историко-архитектурные комплексы и ансамбли, здания, строения с принадлежащими им территориями, сооружения, участки культурного слоя, достопримечательные места и особо охраняемые территории, а также движимые объекты, находящиеся в недвижимых и являющиеся их неотъемлемой частью, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и включенные или подлежащие включению в единый государственный реестр; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры - исторически или по единому замыслу сложившиеся ансамбли или комплексы недвижимых памятников истории и культуры в их градостроительной, архитектурной и ландшафтной взаимосвязи; - недвижимые единичные памятники истории и культуры - отдельные здания, строения, сооружения вместе с относящимися к ним исторически сложившимися территориями и неотделимыми от них движимыми культурными ценностями, археологические культурные слои; - недвижимые памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения - расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко-культурного наследия, обладающие выдающейся историко-архитектурной, научной, художественной, мемориальной или иной культурной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, города Москвы и принятые под охрану государства по решению Правительства Российской Федерации; - недвижимые памятники истории и культуры местного значения - расположенные на территории Москвы недвижимые объекты историко-культурного наследия, представляющие историко-архитектурную, научную, художественную, мемориальную или иную культурную ценность, характеризующие историю и культуру города Москвы и принятые под охрану государства по решению Правительства Москвы; - выявленные недвижимые объекты историко-культурного наследия - обладающие исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью недвижимые объекты, выявленные в городе Москве в результате историко-архитектурных обследований, натурных, документальных и иных исследований, прошедшие государственную историко-культурную экспертизу и включенные в Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий; - учетные объекты исторической застройки - недвижимые объекты, выявленные в результате обследования исторической застройки в городе Москве, включенные в учетный список объектов исторической застройки для проведения государственной историко-культурной экспертизы; - исторический город - городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко-культурного наследия - памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и планировки, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую, археологическую, архитектурную, градостроительную или иную ценность, приобретенную в процессе исторического развития города; - земли историко-культурного назначения - особо охраняемые территории и достопримечательные места, на которых (в которых) располагаются недвижимые памятники истории и культуры; - территория недвижимого памятника истории и культуры - особо охраняемый земельный участок, исторически и функционально связанный с недвижимым памятником и являющийся его неотъемлемой частью, с учетом современной градостроительной ситуации; - зоны охраны недвижимого памятника истории и культуры - утвержденные в своих границах, с установленным режимом использования территории, примыкающие к территории недвижимого памятника истории и культуры, а также пространство над и под ним, необходимые для обеспечения материальной сохранности недвижимого памятника, его культурной ценности и пространственной целостности; абзац; (Утратил силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - государственная историко-культурная экспертиза - организационно упорядоченный процесс установления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности недвижимого объекта, соответствия недвижимого памятника истории и культуры, его территории, связанных с ним движимых объектов, зон охраны, учетной, охранной, градостроительной, проектной и другой документации, всех видов работ и иной деятельности требованиям законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры; - историко-культурная ценность (оценка) - официальное заключение государственной историко-культурной экспертизы, устанавливающее характеристики исторической, научной, художественной или иной общественно значимой культурной ценности для каждого рассматриваемого недвижимого объекта и его территории; - историко-культурный опорный план - единая информационная система по недвижимым памятникам истории и культуры, выявленным недвижимым объектам историко-культурного наследия, их территориям, зонам охраны, другим градостроительным элементам и сооружениям, представляющим историко-культурную ценность, формируемая с использованием современных геоинформационных технологий и являющаяся в части этих сведений основой для формирования иных информационных систем, использующих данные о недвижимых объектах историко-культурного наследия и их территориях; - реставрация - комплекс исследовательских, предпроектных, проектных и производственных работ, проводимых на недвижимых памятниках истории и культуры, включающий в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и приспособление недвижимых памятников истории и культуры к использованию; - регенерация - восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей; - охранные нормативы - административные и методические правила охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, принимаемые органами исполнительной власти города Москвы; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - открытый лист - разрешение на право проведения археологических исследований, выдаваемое и регистрируемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке; - ущерб, причиненный недвижимому памятнику истории и культуры - изменение конструкций, планировки, декора фасадов и интерьеров, разрушение или повреждение отдельных элементов зданий, сооружений, археологических объектов и иных недвижимых памятников истории и культуры, являющееся результатом стихийных бедствий, преднамеренных или неосторожных действий, бесхозяйственное содержание недвижимых памятников, а также застройка их территорий и зон охраны, приведшие к частичной или полной утрате памятниками материальной сохранности и историко-культурной ценности. Статья 2. Законодательство города Москвы об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и предмет его регулирования 1. Законодательство города Москвы об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закона Российской Федерации "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Устава города Москвы, а также на соответствующих положениях Договора о разграничении полномочий между Москвой и Российской Федерацией и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов города Москвы. 2. Предметом регулирования настоящего Закона является государственная охрана и использование недвижимых памятников истории и культуры, в том числе выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия, в городе Москве, а также связанных с недвижимыми памятниками территорий, недвижимых и движимых объектов. Установленные настоящим Законом правила охраны и использования применяются к памятникам истории и культуры всех видов и категорий, расположенным на территории города Москвы. 3. Недвижимые памятники истории и культуры на территории города Москвы находятся под охраной государства независимо от форм собственности, характера использования, а также степени их сохранности. Статья 3. Виды недвижимых памятников истории и культуры К недвижимым памятникам истории и культуры относятся: памятники градостроительства: - историческая планировочная структура, территории в пределах системы исторических городских укреплений и иные историко-градостроительные образования, относящиеся к зонам особого градостроительного регулирования и определяющие в целом ценность Москвы как памятника истории градостроительного искусства и исторического города; памятники архитектуры: - отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения вместе с их территориями, пространством и неотделимыми от них произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; исторические сады, парки; - ансамбли: совокупность недвижимых памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи, включая места археологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с архитектурной, исторической, археологической, эстетической или социально-культурной точек зрения: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также неразрывно связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры; памятники истории: - здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства; - здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны и города; - здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, иные недвижимые объекты, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта населения Москвы; - исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины; памятники археологии: - объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки; - древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений; - объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов; - места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения; - объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водно-волоковых путей; памятники искусства: - городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся гражданам; произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса. К недвижимым памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов. Статья 4. Собственность на недвижимые памятники истории и культуры 1. Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории города Москвы, могут находиться в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности города Москвы, в муниципальной собственности и в частной собственности. Приобретение и отчуждение прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. В собственности города Москвы находятся расположенные на территории города Москвы недвижимые памятники истории и культуры, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в частной собственности или других определенных законом собственников. (В редакции Закона Москвы от 14.11.2001 г. N 61) 3. Бремя затрат на охрану, защиту, реставрацию недвижимого памятника истории и культуры и ответственность за его сохранность несет собственник недвижимого памятника истории и культуры или его пользователь по соответствующему договору. Перечень недвижимых памятников истории и культуры, относящихся к категории памятников местного значения, не подлежащих приватизации, утверждается законом города Москвы. Статья 5. Порядок отчуждения недвижимых памятников истории и культуры 1. Отчуждение недвижимых памятников истории и культуры из государственной собственности (приватизация) производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и федеральным законодательством и законодательством города Москвы о приватизации при условии заключения будущим собственником недвижимого памятника охранного обязательства с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы (далее - уполномоченный орган) и при наличии паспорта на недвижимый памятник, включающего в себя в обязательном порядке опись недвижимых и движимых культурных ценностей, входящих в имущественный состав памятника. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Продажа, дарение или иное отчуждение недвижимых памятников истории и культуры допускается с обязательным предварительным уведомлением уполномоченного органа. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Преимущественное право приобретения недвижимого памятника истории и культуры в случае его отчуждения из государственной собственности предоставляется юридическим лицам и гражданам, осуществившим на памятнике ремонтно-реставрационные работы и обеспечивающим гарантии доступа граждан в соответствии с условиями охранно-арендного договора или охранного обязательства. Глава 2. Деятельность государственных органов в сфере охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве Статья 6. Государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры 1. В городе Москве законодательством Российской Федерации и настоящим Законом устанавливается государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры всех видов и категорий, в том числе выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия. 2. Государственное управление в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется Правительством Российской Федерации, Правительством Москвы, специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры Российской Федерации и города Москвы в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. 3. Государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 7. Полномочия Московской городской Думы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры Московская городская Дума в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры: - принимает новые и вносит изменения в законы города Москвы в части обеспечения государственной охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры и контролирует их соблюдение; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) абзац. (Утратил силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры К полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры относятся: 1) разработка и реализация государственных программ города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры; 2) сохранение, использование и популяризация недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности города Москвы; 3) государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством; 4) установление порядка изменения категории историко-культурного значения недвижимых памятников истории и культуры местного значения; 5) определение порядка принятия решения о включении (об исключении) недвижимого памятника истории и культуры местного значения или объекта культурного наследия местного значения в единый государственный реестр; 6) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с федеральным законодательством; 7) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения; 8) принятие решений о включении выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий в единый государственный реестр в качестве памятников местного значения; 9) внесение предложений в Правительство Российской Федерации о включении в единый государственный реестр выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия, недвижимых памятников истории и культуры местного значения в качестве памятников федерального (общероссийского) значения; о переводе недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения в категорию памятников местного значения; об исключении утраченных памятников из единого государственного реестра; 10) утверждение границ территорий недвижимых памятников истории и культуры и выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия; 11) утверждение границ и режимов содержания зон охраны недвижимых памятников истории и культуры; 12) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры. (Статья в редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 9. Участие районных Управ в осуществлении мероприятий по охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве (Утратила силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 10. Уполномоченный орган 1. Предписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории. 2. В целях содействия уполномоченному органу в выполнении государственных программ города Москвы, а также решения спорных вопросов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры в городе Москве при уполномоченном органе создается Научно-методический совет (далее - Совет). Состав Совета и положение о нем утверждаются руководителем уполномоченного органа. (Статья в редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 11. Полномочия государственного органа охраны памятников (Утратила силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 12. Участие юридических лиц, граждан и их объединений в осуществлении мероприятий по государственной охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве 1. Юридические лица, граждане и их объединения принимают участие в работе, направленной на обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с уставами этих организаций и законодательством Российской Федерации. 2. Общественные объединения в сфере изучения и сохранения исторического и культурного наследия Москвы, творческие союзы и граждане способствуют привлечению населения к активному и непосредственному участию в сохранении историко-культурного наследия, осуществляют популяризацию памятников истории и культуры и законодательных актов об их охране и использовании, оказывают содействие работе уполномоченного органа, участвуют в работе советов и комиссий при уполномоченном органе, в проведении государственной историко-культурной экспертизы, осуществляют общественный контроль за сохранностью и правильным использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. Юридические лица, граждане и их объединения имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии недвижимых памятников истории и культуры и иную информацию в сфере охраны и использования памятников истории и культуры. Уполномоченный орган обязан предоставлять информацию о недвижимых памятниках истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 4. Религиозные объединения вправе оказывать содействие уполномоченному органу в сфере сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Глава 3. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры Статья 13. Организация государственного учета недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в городе Москве 1. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий включает в себя: полное обследование исторической застройки в городе Москве; фиксацию объектов исторической застройки и их территорий; организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов исторической застройки и иных недвижимых объектов; принятие выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия под государственную охрану в качестве недвижимых памятников истории и культуры; научное изучение недвижимых памятников истории и культуры; составление паспортов на недвижимые памятники и другое информационное обеспечение; формирование и ведение кадастров недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры является основой их государственной охраны и использования. 3. Государственному учету подлежат недвижимые памятники истории и культуры и их территории независимо от того, в чьем пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности они находятся. 4. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий осуществляется на основе: 1) единого государственного реестра; 2) Учетного списка объектов исторической застройки и их территорий; 3) Списка выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий. (Часть в редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 5. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в городе Москве ведется уполномоченным органом. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 6. Объекты исторической застройки и иные недвижимые объекты, расположенные на территории города Москвы, могут быть признаны недвижимыми памятниками истории и культуры не ранее чем через 50 лет после их создания или связанных с ними исторических событий. Статья 14. Обследование и фиксация объектов исторической застройки и их территорий 1. Обследование и фиксацию объектов исторической застройки и их территорий в городе Москве проводят под контролем уполномоченного органа специализированные организации, творческие коллективы, специалисты. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. На основе обследований и фиксации объектов исторической застройки и их территорий в городе Москве уполномоченный орган формирует и ведет Учетный список объектов исторической застройки и их территорий. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. Планы территорий объектов исторической застройки, выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и недвижимых памятников истории и культуры составляются на основе материалов научных исследований, натурного обследования и представляются на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизы. Планы территорий недвижимых объектов и памятников истории и культуры являются обязательными дополнениями к соответствующим спискам, указанным в части 4 статьи 13 настоящего Закона, и утверждаются в установленном порядке. Статья 15. Формирование и ведение Списка выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий 1. Уполномоченный орган организует государственную историко-культурную экспертизу объектов исторической застройки и их территорий, внесенных в Учетный список объектов исторической застройки и их территорий, иных недвижимых объектов с привлечением специалистов в области историко-архитектурных и историко-культурных исследований, градостроительства, архитектуры, монументального искусства, истории, археологии, культурологии, имущественно-земельных отношений, охраны наследия. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Государственная историко-культурная экспертиза осуществляется на основе всесторонних обследований объектов исторической застройки и их территорий. 2. Объекты исторической застройки с их территориями, иные недвижимые объекты, отнесенные по результатам государственной историко-культурной экспертизы к объектам, обладающим исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью, получают статус выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и вносятся уполномоченным органом в Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Объекты археологического наследия включаются в Список выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий без предварительной экспертизы. Статья 16. Категории недвижимых памятников истории и культуры В городе Москве недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на следующие категории: - памятники всемирного культурного и природного наследия; - памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения; - памятники истории и культуры местного значения. Статья 17. Формирование и ведение Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий (Утратила силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Глава 4. Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры. Порядок и условия их содержания и использования Статья 18. Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории города Москвы, их территории подлежат защите от уничтожения, повреждения, нарушения установленного режима содержания и использования и других действий, причиняющих вред памятникам истории и культуры и их территориям, а также защите от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий. Статья 19. Обеспечение общественной доступности недвижимых памятников истории и культуры 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в городе Москве обеспечивается реализация права граждан на доступ к культурным ценностям, в том числе к недвижимым памятникам истории и культуры, независимо от видов памятников, форм собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима использования. Правом доступа к недвижимым памятникам истории и культуры также обладают иностранные граждане и лица без гражданства, посещающие недвижимые памятники в качестве туристов. 2. Порядок и условия общественной доступности каждого конкретного недвижимого памятника истории и культуры определяются наличием в составе охранной документации на недвижимый памятник специального раздела, включающего в себя график посещений памятника гражданами и план его осмотра. График посещений недвижимого памятника истории и культуры устанавливается собственником или пользователем недвижимого памятника в соответствии с режимом и характером его использования по согласованию с уполномоченным органом. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 20. Использование недвижимых памятников истории и культуры 1. Приоритетными целями использования недвижимых памятников истории и культуры являются развитие науки, образования и культуры, туризма, духовно-нравственное и эстетическое воспитание граждан. 2. Допускается использование недвижимых памятников истории и культуры и их территорий в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников, не нарушает их историко-художественной ценности и обеспечивает общественную доступность. 3. Юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. 4. При определении возможного использования недвижимого памятника истории и культуры учитываются следующие требования: - соответствие функционального использования недвижимого памятника истории и культуры исторически сложившемуся назначению; - способность недвижимого памятника истории и культуры быть включенным в культурную сеть города Москвы, возможность его музеефицирования; - сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника истории и культуры; - сохранение территории памятника истории и культуры во взаимосвязи с окружающей градостроительной и природной средой; - строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания недвижимого памятника истории и культуры и его территории в соответствии с требованиями уполномоченного органа. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 5. Запрещается использование недвижимых памятников истории и культуры и их территорий: - под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов; - под склады и производства материалов, загрязняющих интерьер памятника истории и культуры, его фасады и территорию; - под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника истории и культуры температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; - под гаражи или специально оборудованные стоянки транспортных средств; - в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Статья 21. Порядок и условия предоставления недвижимых памятников истории и культуры в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление или в собственность 1. Условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территорий определяются уполномоченным органом для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, граждан, их объединений на основании соответствующего охранного документа: охранно-арендного договора, охранного обязательства или охранного договора, заключаемого с уполномоченным органом или выдаваемого ему в течение месяца со дня вступления в права аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления или собственности на недвижимый памятник истории и культуры. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Охранно-арендные договоры об условиях содержания, режиме использования и аренды недвижимых памятников истории и культуры заключаются в установленном Правительством Москвы порядке между уполномоченным органом, в оперативном управлении которого находятся недвижимые памятники истории и культуры, с одной стороны, и юридическими лицами, гражданами, их объединениями - с другой стороны, которым предоставляются во временное пользование недвижимые памятники и их территории. Охранно-арендные договоры подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) За использование недвижимых памятников истории и культуры на основании охранно-арендных договоров в установленном Правительством Москвы порядке взимается арендная плата. Ставки арендной платы утверждаются в соответствии с действующим законодательством. 3. Охранные обязательства об условиях содержания и режиме использования недвижимых памятников истории и культуры выдаются в установленном порядке уполномоченному органу юридическими лицами, гражданами, их объединениями - собственниками, а также пользователями недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении либо находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении иных организаций. Охранные обязательства подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 4. Охранные договоры об условиях содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры культового назначения заключаются в установленном порядке между уполномоченным органом, с одной стороны, и религиозными организациями - с другой стороны, в безвозмездное пользование которым в соответствии с действующим законодательством предоставляются недвижимые памятники для совершения в них религиозных обрядов. Охранные договоры подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Недвижимые памятники истории и культуры культового назначения могут быть переданы религиозным объединениям в безвозмездное пользование решениями Правительства Российской Федерации - в отношении памятников федерального (общероссийского) значения или решениями Правительства Москвы - в отношении памятников местного значения по представлению соответствующего уполномоченного органа. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 5. При использовании религиозными объединениями недвижимых памятников истории и культуры, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в целях, не связанных с отправлением культа, заключаются охранно-арендные договоры в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Статья 22. Права и обязанности пользователей и собственников недвижимых памятников истории и культуры 1. Юридические лица, граждане, их объединения, имеющие недвижимые памятники истории и культуры в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, имеют право: - на преимущественное получение в пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление недвижимых памятников истории и культуры по ходатайству уполномоченного органа; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - на возмещение произведенных затрат или части затрат на ремонт и реставрацию арендуемого памятника за счет уменьшения вносимой арендной платы в порядке, определяемом охранно-арендным договором; - на получение прибыли от использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории; - на налоговые и иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны: - соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; - выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - предварительно уведомлять уполномоченный орган о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры и на его территорию представителей уполномоченного органа с целью осмотра, обследования, изучения памятника, проведения охранных и иных мероприятий на недвижимом памятнике истории и культуры и его территории; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - обеспечивать общественную доступность памятников истории и культуры, предусмотренную в обязательном порядке договорными соглашениями; - хранить и при необходимости предоставлять уполномоченному органу документацию на используемый или находящийся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности недвижимый памятник истории и культуры; (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) - выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории. 3. Пользователь земельного участка, на котором (в котором) расположены недвижимые памятники истории и культуры, несет ответственность за их целостность и сохранность и имеет право на льготы по арендной плате за данный участок и на иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 23. Ограничение или прекращение прав пользования недвижимыми памятниками истории и культуры и их территориями Использование переданного в безвозмездное или иное пользование недвижимого памятника истории и культуры, его территории с нарушением требований настоящего Закона, а также бесхозяйственное содержание памятника, ухудшающее его состояние, создающее угрозу сохранности памятника или наносящее ущерб его историко-художественной ценности, иное нарушение условий охранно-арендного договора, охранного обязательства или охранного договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством является основанием для ограничения или прекращения по решению суда права пользования недвижимым памятником истории и культуры, а также основанием для ограничения или лишения права пользования земельным участком, относящимся к территории недвижимого памятника истории и культуры. Статья 24. Выкуп бесхозяйственно содержащихся недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, их объединений Бесхозяйственно содержащиеся недвижимые памятники истории и культуры, что создает угрозу утраты ими своего значения, находящиеся в собственности юридических лиц, граждан, их объединений, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем выкупа городом Москвой или продажи с публичных торгов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 25. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры устанавливаются на территориях, прилегающих к территории памятника, в целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры и объектов исторической застройки, выявленных на основании их историко-архитектурных и историко-культурных исследований. К зонам охраны памятников относятся: - охранная зона памятника истории и культуры - территория, непосредственно окружающая территорию недвижимого памятника истории и культуры, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и его эстетического восприятия, с особо строгим режимом использования земель; - зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную зону недвижимого памятника, необходимая для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика, для закрепления значения памятника в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой; в ее границах устанавливаются ограничения на новое строительство, определяются требования по реконструкции существующей застройки и режим регулирования хозяйственной деятельности; - зона охраняемого городского и природного ландшафта - устанавливается для сохранения ценного архитектурно-природного ландшафта Москвы (рельефа, водоемов, историко-градостроительной среды, зеленых массивов) с режимом регулирования хозяйственной деятельности и нового строительства на этой территории. Статья 26. Порядок определения и утверждения границ зон охраны недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве 1. Порядок определения и утверждения границ зон охраны недвижимых памятников истории и культуры определяется федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Границы зон охраны недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве и режимы их содержания утверждаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. Градостроительная документация подлежит реализации только при наличии в ее составе проектов зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, разработанных и утвержденных в установленном порядке. Разработка проектов зон охраны памятников предваряет разработку любой другой градостроительной документации. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры становятся неотъемлемой составной частью градостроительной документации с момента утверждения границ зон охраны памятников и режимов их содержания. Статья 27. Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры при производстве земляных, строительных, дорожных и других работ в городе Москве 1. Производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе объектам археологического наследия, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. (Утратила силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. Проекты земляных, дорожных, строительных и других работ должны предусматривать мероприятия по выявлению, исследованию и фиксации недвижимых объектов, археологическим исследованиям, обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры в зоне предполагаемых работ и могут быть реализованы только после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 4. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников, расположенных в зоне строительных, дорожных и других работ, выполняются юридическими лицами и гражданами, имеющими соответствующую лицензию, по разрешению уполномоченного органа и под его контролем. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 5. Финансирование мероприятий, указанных в части 3 настоящей статьи, производится за счет средств юридических лиц, граждан, их объединений, являющихся заказчиками осуществляемых работ. 6. В зонах охраны памятников истории и культуры и в границах земель историко-культурного назначения запрещается размещение новых промышленных предприятий, транспортно-складских и других сооружений, создающих грузовые потоки, загрязняющих воздушный и водный бассейны, вызывающих подтопления, а также взрыво- и пожароопасных объектов, продуктопроводов. Статья 28. Приостановление земляных, строительных, дорожных и иных работ, представляющих опасность для недвижимых памятников истории и культуры 1. Земляные, строительные, дорожные и иные работы должны быть немедленно приостановлены производителем работ по предписанию уполномоченного органа в пределах его компетенции в случае возникновения в процессе проведения работ угрозы для сохранности недвижимых памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны, а также в случае обнаружения при производстве работ объектов археологического наследия или иных недвижимых объектов историко-культурного наследия. Производитель работ обязан проинформировать уполномоченный орган об обнаруженном объекте. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Приостановленные работы могут быть возобновлены только с письменного разрешения уполномоченного органа после проведения мероприятий по исследованию и сохранению обнаруженных объектов, а также устранения угрозы сохранности недвижимых памятников истории и культуры, расположенных в зоне работ. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 29. Перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории и культуры 1. Перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. В случае принятия решения о перемещении, изменении недвижимого памятника истории и культуры уполномоченный орган обязан выполнить работы по научному изучению и полной фиксации памятника. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Расходы, связанные с проведением указанных научно-исследовательских работ, а также с перемещением, изменением памятника, производятся за счет юридических лиц и граждан, получивших на них разрешение. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 30. Ограничение движения транспортных средств на территории недвижимых памятников истории и культуры и в зонах их охраны Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов на территории недвижимых памятников истории и культуры или по дорогам, пролегающим через их зоны охраны, при угрозе порчи, повреждения или разрушения памятников или при нарушении режима содержания их зон охраны может быть ограничено или запрещено Правительством Москвы в установленном порядке. Статья 31. Ведение раскопок и разведок памятников археологии, обследование объектов исторической застройки 1. Раскопки и разведки памятников археологии проводятся на основании специального разрешения - открытого листа, регламентирующего порядок и условия проведения археологических исследований. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. По окончании работ лица, производившие исследования памятников археологии, обязаны привести земельный участок в состояние, пригодное для его целевого использования, а также представить в уполномоченный орган научный отчет. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. (Утратила силу - Закон Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 4. Находки, обнаруженные в ходе археологических работ, а также движимые предметы, выявленные при обследовании объектов исторической застройки, подлежат учету и сохранению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 32. Ограничение использования территорий и зон охраны памятников археологии 1. Земельные и водные участки в пределах территорий памятников археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного использования, если таковое может привести к разрушению памятника археологии или не соответствует установленному режиму использования земель и вод. 2. Изъятие земли в границах территории памятника археологии и его зон охраны из хозяйственного использования не влечет за собой изменение права пользования или собственности на эти земли и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава 5. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры Статья 33. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры 1. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве включает в себя комплекс мер по их реставрации: консервацию, ремонт, научную реставрацию, приспособление памятников для использования. 2. К реставрации относятся все виды исследовательских, предпроектных, проектных, производственных, инженерных и иных работ, производимых на недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях в различных сочетаниях и, независимо от характера и объема, представляющих единый процесс. 3. На недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях запрещаются следующие виды производственно-строительных работ: капитальное строительство; реконструкция; прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятника; благоустройство памятников садово-паркового искусства с применением строительных материалов, употребляемых в современном дорожном строительстве; устройство мест парковки и стоянки автомобилей. 4. На единичных памятниках истории и культуры и таковых же ансамблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, искажающих целостность восприятия как самих памятников и их территорий, так и силуэта исторической части города (в границах до Камер-Коллежского вала). Любая продукция такого рода, включая фасадные вывески, некратковременного характера (на срок свыше трех дней) на проектной стадии и стадии реализации должна быть согласована с уполномоченным органом. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Любые надписи и изображения на фасадах памятников, не предусмотренные согласованными проектно-реставрационными графическими материалами, квалифицируются как нанесение ущерба памятнику. Статья 34. Консервация недвижимых памятников истории и культуры Консервация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях сохранения недвижимых памятников в существующем виде, предотвращения ухудшения состояния памятников, обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов недвижимых памятников без изменения их исторически сложившегося облика. Статья 35. Ремонт недвижимых памятников истории и культуры Ремонт недвижимых памятников истории и культуры - периодически проводимые работы по поддержанию эксплуатационного состояния памятников, осуществляемые обычными строительными методами с минимальным затрагиванием основной структуры недвижимых памятников и сохранением их подлинных элементов без изменения существующего облика. Статья 36. Научная реставрация недвижимых памятников истории и культуры Научная реставрация недвижимых памятников истории и культуры - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых с целью обеспечения сохранности материальной структуры недвижимых памятников и выявления их историко-культурной ценности, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика недвижимых памятников путем освобождения их от наслоений, не имеющих историко-культурной ценности и искажающих их облик, восполнение утраченных элементов зданий, ансамблей, комплексов на основе научно обоснованных данных. Статья 37. Приспособление недвижимых памятников истории и культуры для использования Приспособление недвижимых памятников истории и культуры для использования - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для использования недвижимых памятников без нанесения вреда их историко-художественной ценности и сохранности. Статья 38. Контроль за проведением реставрационных работ 1. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры осуществляется только с письменного разрешения уполномоченного органа и под его контролем. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным уполномоченным органом. Строительные нормы и правила применяются в реставрационных работах только в случаях, не противоречащих интересам сохранения недвижимых памятников истории и культуры. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. Проекты специальных работ на недвижимом памятнике истории и культуры, связанных с выполнением требований государственных органов противопожарного, санитарного надзора, других специальных органов, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 39. Разрешение на производство реставрационных работ Выдача разрешений на производство всех видов реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры в городе Москве осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. Статья 40. Мониторинг технического состояния недвижимых памятников истории и культуры Уполномоченный орган не реже одного раза в пять лет обязан проводить обследование технического состояния недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории Москвы, в том числе фасадов зданий-памятников, с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ, обновления данных государственного учета недвижимых памятников истории и культуры и ведения мониторинга. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 41. Страхование памятников истории и культуры в городе Москве Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории Москвы, подлежат страхованию в соответствии с федеральным законодательством. Статья 42. Воссоздание недвижимых объектов на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры 1. Воссоздание недвижимых объектов на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры допустимо в необходимых случаях для сохранения целостности исторически сложившейся историко-культурной среды и сохранения исторической памяти. Воссоздание возможно только на основе исследовательской и проектной документации при полной идентификации и научной достоверности восстанавливаемых архитектурных форм. 2. Решение о воссоздании в городе Москве недвижимых объектов на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры за счет средств города Москвы принимает Мэр и Правительство Москвы на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом общественного мнения, а также с учетом мнения религиозной организации при воссоздании недвижимого памятника культового назначения. 3. Воссозданные недвижимые объекты на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры могут быть отнесены к объектам реставрационного искусства и приняты на государственную охрану в соответствии с частью 6 статьи 13 настоящего Закона. 4. Для потенциально воссоздаваемых памятников истории и культуры создается реестр, в соответствии с которым производится резервирование городских территорий до положительного или отрицательного решения вопроса. 5. К воссоздаваемым объектам применяется та же методика строительного процесса от проектной стадии до реализации, что используется при реставрации недвижимых памятников. Статья 43. Источники и порядок финансирования мероприятий по государственной охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве 1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве в соответствии с действующим законодательством являются: - целевые средства федерального бюджета; - целевые средства бюджета города Москвы; - средства, поступающие от использования памятников истории и культуры; - средства от применения штрафных санкций за нарушение юридическими лицами и гражданами правил охраны и использования памятников истории и культуры; - средства, поступающие в качестве возмещения ущерба, причиненного недвижимым памятникам истории и культуры; - средства от приватизации недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы; - добровольные отчисления и пожертвования юридических лиц и граждан; - средства иных источников, не запрещенных законодательством. 2. Средства, поступающие от указанных в части 1 настоящей статьи источников, расходуются на мероприятия по выявлению, исследованию, учету, обеспечению сохранности, реставрации недвижимых памятников, их популяризации; на выполнение федеральных и государственных программ города Москвы по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, международных программ и проектов, связанных с охраной и использованием историко-культурного наследия, расположенного на территории города Москвы; на обеспечение деятельности уполномоченного органа в объемах средств, устанавливаемых Правительством Москвы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 3. Юридическим лицам, гражданам, их объединениям, арендующим недвижимые памятники истории и культуры, могут быть возмещены произведенные ими затраты или часть затрат на работы по сохранению памятников за счет установленной арендной платы. 4. Экономическое стимулирование сохранения недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве может осуществляться установлением налоговых и иных льгот юридическим лицам, гражданам, их объединениям, деятельность которых обеспечивает эффективное сохранение памятников, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Глава 6. Охрана Москвы как исторического города Статья 44. Статус Москвы как исторического города 1. Статус Москвы - исторического города федерального значения, столицы Российской Федерации - устанавливается законодательством Российской Федерации. 2. В городе Москве историческим городом является территория в пределах исторически сложившегося центра Москвы, а также иные территории, на которых расположены недвижимые памятники истории и культуры. Статья 45. Охрана Москвы как исторического города 1. Охрана Москвы как исторического города осуществляется в целях обеспечения непрерывности и преемственности развития города и включает в себя комплекс правовых, законотворческих, научно-исследовательских, градостроительных, финансовых, инженерно-технических, информационных и иных мер, направленных на сохранение его своеобразия как целостного историко-градостроительного образования, приспособление историко-градостроительной среды к современным условиям, регулирование градостроительной деятельности, включая реконструкцию и новое строительство, не искажающие облик исторически сложившихся городских территорий. 2. В историческом городе Москве охране подлежат ценные исторические градоформирующие и художественные элементы: планировка, застройка, городской и природный ландшафт, археологический культурный слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, видовые точки, смотровые площадки, зоны обзора, фрагментарное и руинированное историко-культурное наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемые масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции города, исторического места, приобретенные им в процессе развития. 3. Необходимым условием научно обоснованной и эффективной охраны Москвы как исторического города является проведение специализированными организациями крупномасштабных историко-архитектурных, историко-градостроительных и археологических исследований территорий исторического центра города, выводы которых служат основой для определения особого порядка регулирования градостроительной деятельности на территории исторической Москвы. Статья 46. Особенности регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом городе Москве 1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в пределах территорий исторического города должна осуществляться при условии сохранения недвижимых объектов историко-культурного наследия и иных ценных характеристик исторического города в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства города Москвы. 2. В целях сохранения недвижимых объектов историко-культурного наследия, объектов историко-градостроительной и природной среды, иных ценных характеристик исторического города в историческом городе Москве устанавливается особый порядок регулирования градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. 3. Особый порядок регулирования градостроительной деятельности в историческом городе Москве представляет собой систему последовательных и взаимосвязанных мероприятий по охране недвижимых объектов историко-культурного наследия и иных ценных элементов исторического города, проводимых под контролем соответствующих государственных органов охраны памятников и органов исполнительной власти в сфере регулирования градостроительной деятельности Российской Федерации и города Москвы, и включает в себя составление на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований историко-культурного опорного плана в границах территорий исторического города с обозначением на земельных участках всех градостроительных элементов и сооружений, представляющих историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития Москвы, а также включает в себя разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения на размещение автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для сохранения недвижимых объектов историко-культурного наследия и основных характеристик окружающей их среды. 4. Градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий недвижимых объектов историко-культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки городских территорий, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны памятников - в части сохранения недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, с уполномоченным органом - в части сохранения недвижимых памятников истории и культуры местного значения. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 5. Данные, содержащиеся в историко-культурном опорном плане, в том числе границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования, подлежат внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве. (В редакции Закона Москвы от 06.07.2011 г. N 32) Глава 7. Земли историко-культурного назначения в городе Москве Статья 47. Состав земель историко-культурного назначения 1. К землям историко-культурного назначения в городе Москве относятся территории недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, комплексов и ансамблей, а также достопримечательные места: заповедные исторические территории, территории историко-культурных заповедников. Недвижимые памятники истории и культуры и относящиеся к ним охраняемые земли историко-культурного назначения составляют единый и неделимый комплекс. 2. Отнесение указанных в части 1 настоящей статьи территорий к категории земель историко-культурного назначения производится в соответствии с земельным федеральным законодательством и законодательством города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Исключение земель из категории историко-культурного назначения не допускается. 3. Государственный историко-культурный заповедник и заповедная историческая территория местного значения устанавливается Правительством Москвы в порядке, определяемом федеральным законодательством и законодательством города Москвы. В целях изучения, сохранения и использования в научных и культурных целях достопримечательных мест как комплексных объектов историко-культурного и природного наследия, их музеефицирования могут создаваться соответствующие учреждения культуры. Отчуждение объектов недвижимости и земель в границах государственных историко-культурных заповедников из государственной собственности не допускается. 4. Территории, отнесенные к категории земель историко-культурного назначения, состоят на учете уполномоченного органа и включаются в Историко-культурный опорный план города Москвы и государственный кадастр недвижимости. (В редакции законов Москвы от 10.06.2009 г. N 19; от 07.05.2014 г. N 28) Статья 48. Порядок определения и утверждения границ земель историко-культурного назначения в городе Москве Границы территорий недвижимых памятников истории и культуры, государственных историко-культурных заповедников, заповедных исторических территорий определяются уполномоченным органом, а также специалистами по историко-архитектурному обследованию города под его контролем на основании градостроительной документации, историко-архитектурных исследований, историко-культурного опорного плана, представляются на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизы и утверждаются в установленном порядке. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Статья 49. Порядок определения и утверждения режима использования земель историко-культурного назначения в городе Москве 1. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) недвижимых памятников истории и культуры, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. 2. Режим использования земель историко-культурного назначения определяется соответствующим государственным органом охраны памятников и утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Хозяйственная, строительная и иная деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель историко-культурного назначения, запрещается. 3. Установление и утверждение режима использования земель историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав землевладения или землепользования. Статья 50. Охрана территорий, отнесенных к землям историко-культурного назначения 1. Охрана территорий, отнесенных к землям историко-культурного назначения, обеспечивается в городе Москве соблюдением действующего законодательства и утвержденного в установленном порядке режима использования земель историко-культурного назначения. 2. Территории недвижимых памятников истории и культуры могут быть использованы только с учетом функционального назначения и использования недвижимых памятников, к которым они относятся. Любое строение или сооружение, созданное на территории недвижимого памятника с нарушением действующего законодательства, признается самовольной постройкой и подлежит сносу в установленном порядке. Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры Должностные лица, юридические лица и граждане, совершившие нарушения настоящего Закона, в том числе: - несоблюдение правил охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры и земель историко-культурного назначения; - уничтожение или повреждение недвижимых памятников истории и культуры, их территорий, а также связанных с ними движимых объектов, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность; - осквернение, повреждение либо уничтожение мест захоронений, надмогильных сооружений, относящихся к памятникам истории и культуры, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 52. Возмещение ущерба, причиненного недвижимому памятнику истории и культуры 1. В случае причинения ущерба недвижимому памятнику истории и культуры, его территории, иным территориям, отнесенным к землям историко-культурного назначения, должностные лица, юридические лица и граждане, виновные в причинении ущерба, обязаны возместить уполномоченному органу или собственнику недвижимого памятника истории и культуры стоимость восстановительных работ за нанесенный ущерб в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) 2. Возмещение ущерба не освобождает лиц, виновных в его причинении, от связанной с их действиями ответственности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 53. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие через 10 дней после его официального опубликования. (В редакции Закона Москвы от 07.05.2014 г. N 28) Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 14 июля 2000 года N 26 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|