Расширенный поиск

Договор Президента Российской Федерации от 16.06.1998 б/н, Мэра Москвы от 16.06.1998 б/н

 



                           Д О Г О В О Р

   о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
      государственной власти Российской Федерации и органами
    государственной власти города федерального значения Москвы

     Органы государственной  власти  Российской  Федерации и органы
государственной власти города федерального значения Москвы (далее -
Москвы),
     руководствуясь Конституцией Российской Федерации,  федеральным
законодательством, Уставом и законодательством Москвы;
     исходя из конституционного статуса  Москвы  как  равноправного
субъекта Российской Федерации;
     учитывая территориальные (город-мегаполис),
     природно-географические (наличие акватории рек и других водных
объектов  в  пределах  города,  лесопаркового  защитного  пояса   и
водоохранных зон),
     социально-экономические (наличие  высокого  производственного,
научно-технического,      кадрового      потенциала,     уникальных
высокотехнологических производств,  транспортного узла федерального
и международного значения,  крупнейших гидротехнических сооружений,
объекта федерального значения - Московского метрополитена),
     экологические (наличие   экологически   опасных   производств,
источников экологического загрязнения),
     национально-культурные (разнообразие   национального   состава
населения   города,   активные   миграционные   процессы,   наличие
памятников    культурно-исторического   наследия   народов   России
федерального и международного значения,  учреждений  образования  и
культурных центров федерального значения) особенности Москвы,
     ее правовой статус столицы Российской Федерации в соответствии
с  Законом  Российской  Федерации  "О  статусе  столицы  Российской
Федерации",  а также историческое значение Москвы в  становлении  и
укреплении российской государственности;
     в целях  качественного  улучшения  социально-экономических   и
политико-правовых условий жизни и деятельности населения Москвы,
     обеспечения территориальной целостности Российской  Федерации,
единства экономического пространства страны,
     гарантирования прав   и   свобод   человека   и    гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации,
     обеспечения эффективной  реализации  Москвой  функций  столицы
Российской Федерации,
     обеспечения устойчивого   роста   экономического    потенциала
Москвы,
     создания условий,  стимулирующих  активизацию  деловой   жизни
города  и  ориентацию  ее  на  обеспечение  социально-экономических
интересов  Москвы,  развитие  предпринимательской  деятельности   и
научно-промышленного комплекса города, а также обеспечивающих общий
рост благосостояния населения,
     улучшения экологической обстановки в городе;
     считая, что разграничение предметов ведения и полномочий между
органами  государственной  власти  Российской  Федерации и органами
государственной власти Москвы является  важнейшей  предпосылкой  их
согласованного взаимодействия;
     исходя из принципов сотрудничества и взаимной  ответственности
за   осуществление   совместной   деятельности,  невмешательства  в
исключительную компетенцию друг друга,
     договорились о нижеследующем:

                             Статья 1

     Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между  органами  государственной  власти  Российской  Федерации   и
органами государственной власти Москвы.
     Вне пределов  ведения  Российской   Федерации   и   полномочий
Российской  Федерации  по  предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской  Федерации  Москва  обладает  всей
полнотой государственной власти.

                             Статья 2

     1. Исходя  из  перечисленных  в  преамбуле настоящего Договора
особенностей Москвы  и  ее  правового  статуса  столицы  Российской
Федерации,  и предметам совместного ведения органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы
относятся:
     а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы;
     б) разработка   и   реализация  федеральных  целевых  программ
социально-экономического развития Москвы;
     в) обеспечение эффективного выполнения Москвой функций столицы
Российской Федерации;
     г) обеспечение   эффективного   функционирования   предприятий
оборонного  комплекса,  предприятий,  выполняющих   государственный
оборонный  заказ,  расположенных  на  территории  Москвы,  а  также
участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой  ими
продукции,   за  исключением  вопросов  производства  и  реализации
вооружений и военной техники;
     д) решение  вопросов  защиты прав потребителей,  осуществление
государственного контроля за качеством  товаров,  отработка  систем
сертификации  и  идентификации  продукции  и услуг в соответствии с
федеральным законодательством;
     в) лицензирование  отдельных  видов деятельности на территории
Москвы в соответствии с федеральным законодательством;
     ж) установление   правил   продажи  отдельных  видов  товаров,
бытового и  иных  видов  обслуживания  потребителей  на  территории
Москвы в части, не противоречащей федеральному законодательству;
     з) вопросы   функционирования   и    развития    транспортного
комплекса,    включая   речной,   железнодорожный,   автомобильный,
воздушный  транспорт,  метрополитен  и  транспорт,   осуществляющий
международные перевозки, независимо от формы собственности;
     и) вопросы развития  городской  инфраструктуры,  обслуживающей
федеральные и международные транспортные нужды;
     к) вопросы развития и функционирования федеральных и городских
систем энергетики, информации и связи;
     л) вопросы функционирования и развития  на  территории  города
федеральных организаций науки,  культуры и спорта,  а также системы
подготовки специалистов в  средних  специальных  и  высших  учебных
заведениях, находящихся в ведении Российской Федерации;
     м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства;
     н) организация прохождения альтернативной гражданской службы в
соответствии с федеральным законодательством;
     о) осуществление   согласованной   миграционной   политики  на
территории  Москвы,   совместное   решение   вопросов   социального
обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;
     п) обеспечение    законности,    правопорядка,    общественной
безопасности;
     р) вопросы занятости  населения,  структурного  преобразования
трудовых ресурсов на территории Москвы;
     с) вопросы    социальной    защиты    ветеранов,    инвалидов,
военнослужащих,   сотрудников   органов  внутренних  дел,  граждан,
уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их
семей;
     т) вопросы охраны окружающей  среды,  в  том  числе  охраны  и
содержания акватории рек и других водных объектов в пределах границ
города,  лесопаркового защитного пояса и водоохранных  зон  Москвы,
обеспечения экологической безопасности;
     у) проведение согласованной кадровой политики в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим Договором.
     2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной  власти Москвы осуществляют также взаимодействие по
вопросам:
     а) регулирования межбюджетных отношений Российской Федерации и
Москвы;
     б) реализации  таможенной  политики  Российской  Федерации  на
территории Москвы,  в том числе в части эффективного  использования
таможенных платежей и сборов,  собираемых на территории Москвы, для
поддержки экспорта  и  развития  внешнеэкономической  и  таможенной
инфраструктуры  Российской  Федерации,  включая  вопросы создания и
развития таможенных зон на  территории  Москвы,  в  соответствии  с
федеральным законодательством;
     в) осуществления мероприятий в  области  гражданской  обороны,
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  природного и
техногенного характера,  организации и обеспечения  мобилизационной
подготовки на территории Москвы;
     г) сохранения и содержания особо ценных  объектов  культурного
наследия  народов  Российской  Федерации,  в  том  числе памятников
истории  и  культуры   федерального   (общероссийского)   значения,
расположенных на территории Москвы;
     д) проведения культурных,  спортивных,  научных и политических
мероприятий общероссийского и международного характера;
     е) разграничения  объектов  государственной  собственности   и
управления ими;
     ж) размещения  внешних  займов   Москвы   в   соответствии   с
федеральным законодательством.

                             Статья 3

     К предметам совместного ведения органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Москвы  могут
быть отнесены вопросы,  не установленные настоящим Договором, путем
внесения  в  него  дополнений  или  подписания  нового  Договора  о
разграничении   предметов   ведения   и  полномочий.  При  этом  не
допускается  изъятие  или   перераспределение   предметов   ведения
Российской  Федерации  и  предметов  совместного ведения Российской
Федерации   и   субъектов   Российской   Федерации,   установленных
соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

                             Статья 4

     Полномочия органов  исполнительной власти Российской Федерации
и органов исполнительной  власти  Москвы  по  конкретным  предметам
совместного   ведения,   установленным   статьей   72   Конституции
Российской Федерации,  а также перечисленным в статье 2  настоящего
Договора,  определяются соответствующими соглашениями, если иное не
установлено  федеральным  законодательством.  Указанные  соглашения
являются  неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут
быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое
время после его вступления в силу.
     Соглашения подписываются      Председателем      Правительства
Российской Федерации и мэром Москвы.

                             Статья 5

     1. В   целях   согласованной  реализации  полномочий  в  сфере
законотворческой  и  нормотворческой  деятельности   по   предметам
совместного   ведения   органы  государственной  власти  Российской
Федерации:
     а) разрабатывают  с  участием  органов  государственной власти
Москвы проекты федеральных  законов  и  иных  нормативных  правовых
актов Российской Федерации;
     б) вносят  предложения  и  могут  участвовать   в   разработке
проектов нормативных правовых актов города Москвы;
     в) обеспечивают   приведение   нормативных   правовых    актов
федеральных   органов   исполнительной   власти  в  соответствие  с
настоящим Договором.
     2. Органы государственной власти Москвы:
     а) участвуют  в  разработке  органами  государственной  власти
Российской   Федерации   проектов   федеральных   законов   и  иных
нормативных правовых актов Российской Федерации;
     б) осуществляют    правовое    регулирование    по   предметам
совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством;
     в) обеспечивают    приведение    законодательства   Москвы   в
соответствие  с  Конституцией  Российской  Федерации,   федеральным
законодательством и настоящим Договором;
     г) в срок не более одного  месяца  рассматривают  обращения  и
предложения федеральных органов государственной власти по вопросам,
относящимся к предметам ведения города Москвы, и сообщают указанным
органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.
     3. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых
актов  Российской  Федерации  по  конкретным  предметам совместного
ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации
органы  государственной  власти  Москвы вправе осуществлять по этим
предметам собственное правовое регулирование.
     При принятии   соответствующих   федеральных  законов  и  иных
нормативных правовых  актов  Российской  Федерации  законы  и  иные
нормативные  правовые  акты  Москвы  приводятся  в  соответствие  с
федеральными  законами  и  иными  нормативными   правовыми   актами
Российской Федерации.
     Нормы законов и иных нормативных  правовых  актов  Москвы,  не
приведенные   в   соответствие   с  федеральным  законодательством,
применению не подлежат.

                             Статья 6

     1. В  целях  реализации   полномочий   в   сфере   обеспечения
социально-экономического  развития  Москвы  органы  государственной
власти Российской Федерации:
     а) разрабатывают   по   предложению   и   с  участием  органов
государственной власти  Москвы  и  утверждают  федеральные  целевые
программы в области социально-экономического развития города, в том
числе  программы  развития  транспортного   комплекса,   сохранения
памятников  исторического  и  культурного  наследия  на  территории
Москвы, а также окружающей природной среды;
     б) обеспечивают в установленном порядке реализацию федеральных
целевых  программ  на  территории  Москвы  и  их  финансирование  в
объемах, установленных федеральным бюджетом;
     в) согласовывают  с  органами  государственной  власти  Москвы
строительство на территории города объектов федерального значения с
учетом ресурсных возможностей города.
     2. Органы государственной власти Москвы:
     а) участвуют в разработке и осуществлении федеральных  целевых
программ развития Москвы;
     б) участвуют в перепрофилировании,  реструктуризации и санации
предприятий с участием государственной собственности, находящихся в
ведении Российской Федерации, по согласованному перечню.

                             Статья 7

     1. В целях эффективного обеспечения  Москвой  функций  столицы
Российской Федерации органы государственной власти Москвы:
     а) предоставляют  в  установленном  законом  порядке   органам
государственной  власти  Российской  Федерации,  представительствам
субъектов   Российской   Федерации,   а    также    дипломатическим
представительствам  иностранных  государств  в Российской Федерации
находящиеся  в  собственности  Москвы  земельные  участки,  здания,
строения,   сооружения   и   помещения,   жилищный  фонд,  а  также
жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
     б) совместно  с  федеральными  органами государственной власти
обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных
и международных мероприятий;
     в) в соответствии с федеральным законодательством участвуют  в
содержании  и  развитии  систем  связи  и  транспортных  систем  на
территории  Москвы,  осуществляют   строительство,   реконструкцию,
ремонт   и  содержание  отдельных  магистральных  улиц,  являющихся
продолжениями федеральных автомобильных  дорог  общего  пользования
(по    перечням    отдельных   магистральных   улиц,   утвержденным
Правительством Российской Федерации);
     г) согласовывают  с Правительством Российской Федерации проект
генерального плана развития города в  части  осуществления  Москвой
функций столицы Российской Федерации;
     д) реализуют  иные   полномочия,   установленные   федеральным
законодательством,   настоящим   Договором   и  соглашениями  между
федеральными   органами   исполнительной    власти    и    органами
исполнительной власти Москвы.
     2. Органы  государственной  власти  Российской   Федерации   в
соответствии с федеральным законодательством:
     а) компенсируют за счет федерального бюджета  затраты  Москвы,
связанные  с  осуществлением  функций  столицы Российской Федерации
(перечень затрат Москвы, связанных с осуществлением функций столицы
Российской  Федерации,  а  также  методика  определения их размеров
определяются   специальным   соглашением    между    Правительством
Российской Федерации и правительством Москвы);
     б) ежегодно учитывают в проекте федерального  бюджета  расходы
на  компенсацию  указанных  затрат  Москвы,  выделяя  их  отдельной
строкой;
     в) совместно   с   органами   государственной   власти  Москвы
обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных
и международных мероприятий.

                             Статья 8

     В целях  осуществления  согласованной  кадровой  политики  при
реализации  полномочий  по  предметам  совместного  ведения  органы
государственной    власти   Российской   Федерации   назначают   по
согласованию с органами государственной власти Москвы руководителей
территориальных  подразделений  федеральных  органов исполнительной
власти,  а также федеральных унитарных предприятий,  организаций  и
учреждений, действующих в пределах Москвы, если иное не установлено
федеральным законодательством.

                             Статья 9

     1. В целях эффективного  регулирования  бюджетно-финансовых  и
налоговых   отношений   органы  государственной  власти  Российской
Федерации и органы государственной власти  Москвы  установили,  что
финансирование    федеральных    расходов,    предусматриваемых   в
федеральном  бюджете  для  города  Москвы,   осуществляется   через
Управление    федерального   казначейства   Министерства   финансов
Российской  Федерации  по  Москве  за  счет   доходов,   подлежащих
зачислению  в  федеральный  бюджет  на  территории  Москвы строго в
соответствии   с   реестрами,   доведенными   Главным   управлением
федерального   казначейства   в  пределах  лимитов  финансирования,
утвержденных на текущий период.
     2. Компенсация   за   счет   средств   федеральных  источников
увеличения  расходов  или  уменьшения  доходов  Москвы,   возникших
вследствие  принятия  федеральных  законов  и  иных  правовых актов
федеральных органов государственной власти, может осуществляться по
отдельному  соглашению  между Правительством Российской Федерации и
правительством Москвы.
     3. По   решению   органов  государственной  власти  Российской
Федерации,  принятому  по  представлению  органов   государственной
власти   Москвы,  в  городе  может  быть  проведен  эксперимент  по
совершенствованию системы налогообложения и межбюджетных отношений.
     4. В  целях  развития  транспортной  сети города правительству
Москвы в соответствии с федеральным  законодательством  могут  быть
переданы   федеральные   средства  (включая  средства  Федерального
дорожного фонда  Российской  Федерации),  в  том  числе  на  основе
соглашения    между    Правительством    Российской   Федерации   и
правительством Москвы.
     5. В целях формирования регионального продовольственного фонда
решением Правительства Российской  Федерации  правительству  Москвы
могут быть переданы финансовые средства из федеральных источников в
пределах средств,  предусмотренных на эти  цели  в  соответствии  с
законом  о федеральном бюджете на соответствующий год,  при условии
выполнения правительством Москвы взятых финансовых обязательств.
     6. Восстановление   памятников  природы  и  культуры,  имеющих
федеральное   значение,   расположенных   на   территории   Москвы,
финансируется  в  пределах  расходов,  предусмотренных на указанные
цели в соответствии с законом о федеральном бюджете.
     7. Органы   государственной   власти   Москвы   самостоятельно
устанавливают и вводят своими законами налоги и сборы города Москвы
в  соответствии  с  Конституцией Российской Федерации и федеральным
законодательством.

                             Статья 10

     1. Разграничение государственной собственности на  федеральную
собственность  и собственность Москвы осуществляется в соответствии
с  соглашением  между   Правительством   Российской   Федерации   и
правительством   Москвы,   если  иное  не  установлено  федеральным
законодательством.
     2. Федеральные  органы  исполнительной власти учитывают мнение
органов исполнительной власти Москвы при  осуществлении  полномочий
собственника  по  принадлежащим Российской Федерации акциям (долям,
вкладам)  в  уставном  капитале  действующих  в   пределах   Москвы
юридических лиц.
     3. Передача правительству  Москвы  прав  по  распоряжению  или
управлению  принадлежащим  Российской  Федерации имуществом,  в том
числе акциями (долями,  вкладами) в уставном  капитале  юридических
лиц,  может  осуществляться  в порядке,  установленном соглашениями
между Правительством Российской Федерации и правительством  Москвы,
в соответствии с федеральным законодательством.
     4. Разграничение природных ресурсов на  территории  Москвы  на
природные   ресурсы,  относящиеся  к  федеральной  собственности  и
собственности   Москвы,   а   также   вопросы    природопользования
регулируются отдельными соглашениями.

                             Статья 11

     Взаимная передача  федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти Москвы права  осуществления  части
полномочий  в  соответствии  со  статьей  78 Конституции Российской
Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях,  если  в
Конституции  Российской  Федерации или федеральном законодательстве
не   содержится   прямого   запрета   на   передачу   осуществления
соответствующих полномочий.
     При передаче  права  осуществления  отдельных   полномочий   в
соответствующем  соглашении  предусматриваются  необходимые условия
передачи и осуществления этих полномочий.

                             Статья 12

     Органы исполнительной  власти  Москвы  могут   быть   наделены
полномочиями  территориальных  подразделений (агентств) федеральных
органов  исполнительной  власти  в   соответствии   с   федеральным
законодательством  и  на  основании соглашений между Правительством
Российской Федерации или уполномоченными им  федеральными  органами
исполнительной власти и правительством Москвы.

                             Статья 13

     В целях   реализации   положений  настоящего  Договора  органы
государственной    власти    Российской    Федерации    и    органы
государственной власти Москвы могут создавать совместные комиссии и
иные рабочие органы на паритетных началах,  в том числе комиссию по
обеспечению  реализации  настоящего  Договора  и  Закона Российской
Федерации  "О  статусе  столицы  Российской  Федерации".  Состав  и
положение  о комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации
по представлению Правительства Российской Федерации и мэра Москвы.

                             Статья 14

     Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению  органов
государственной     власти    Российской    Федерации    участником
международных   и   внешнеэкономических   связей,   если   это   не
противоречит   Конституции   Российской   Федерации,   федеральному
законодательству и международным  договорам  Российской  Федерации,
вправе    заключать   соответствующие   договоры   (соглашения)   с
административно-территориальными единицами иностранных  государств,
субъектами  иностранных федераций и иными иностранными партнерами в
соответствии с федеральным законодательством.
     Органы государственной    власти    Российской   Федерации   в
соответствии   с   федеральным    законодательством    координируют
международные и внешнеэкономические связи Москвы.
     Особенности координации  международной  и  внешнеэкономической
деятельности  на  территории  Москвы определяется соглашением между
Правительством Российской  Федерации  и  правительством  Москвы,  а
также  отдельными  соглашениями между соответствующими федеральными
органами исполнительной власти  и  органами  исполнительной  власти
Москвы.

                             Статья 15

     1. В   случае   установления   нормативными  правовыми  актами
Российской Федерации,  действие  которых  распространяется  на  все
субъекты   Российской   Федерации,   больших,  чем  устанавливается
Договором,  прав,  льгот и  преимуществ  для  субъектов  Российской
Федерации,  применению  подлежат  положения  указанных  нормативных
правовых актов.
     2. В   случае   принятия   по  предметам  совместного  ведения
федеральными   органами   исполнительной    власти    и    органами
исполнительной  власти  Москвы  в одностороннем порядке нормативных
правовых актов,  противоречащих Договору, подлежат применению нормы
Договора.

                             Статья 16

     1. Споры   и   разногласия,   возникающие  в  ходе  реализации
Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке,
установленном   Конституцией  Российской  Федерации  и  федеральным
законодательством.
     2. Органы государственной власти Москвы имеют право оспаривать
в  соответствующем   суде   правовые   акты   федеральных   органов
исполнительной  власти,  которые  регулируют вопросы,  отнесенные к
ведению  Москвы,  или  не  соответствуют  полномочиям   федеральных
органов   исполнительной   власти   в   сфере  совместного  ведения
Российской Федерации и Москвы, или перераспределяют в одностороннем
порядке   предметы   ведения  и  полномочия  Москвы,  установленные
Конституцией Российской Федерации и настоящим  Договором,  а  также
требовать возмещения в судебном порядке ущерба,  нанесенного Москве
в результате применения оспариваемого правового акта.
     Органы государственной  власти  Москвы  вправе также вносить в
Правительство  Российской  Федерации  предложения  об  отмене  либо
приостановлении   действия   на   территории  города  частично  или
полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
перечисленных в части первой настоящей статьи.

                             Статья 17

     Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет.

                             Статья 18

     Настоящий Договор  или  отдельные  его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
     Дополнения и   изменения   вносятся  в  Договор  по  взаимному
согласию сторон путем внесения дополнений к настоящему Договору или
заключения  нового  Договора,  если иное не установлено федеральным
законом.

                             Статья 19

     Договор подлежит  опубликованию  в  официальных  изданиях   не
позднее  десяти  дней  со  дня  подписания и вступает в силу со дня
опубликования.
     С момента   вступления   в   силу  настоящего  Договора  ранее
заключенные  между  органами  государственной   власти   Российской
Федерации  и  органами  государственной  власти  Москвы  договоры и
соглашения  действуют  в  части,   не   противоречащей   настоящему
Договору.
     Совершено в г.  Москве 16 июня 1998 года в  двух  экземплярах,
каждый из которых имеет одинаковую силу.


     Президент                                                  Мэр
     Российской Федерации                                    Москвы
     Б.ЕЛЬЦИН                                              Ю.ЛУЖКОВ


Информация по документу
Читайте также