Расширенный поиск
Договор Президента Российской Федерации от 16.06.1998 б/н, Мэра Москвы от 16.06.1998 б/нД О Г О В О Р о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти города федерального значения Москвы (далее - Москвы), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Москвы; исходя из конституционного статуса Москвы как равноправного субъекта Российской Федерации; учитывая территориальные (город-мегаполис), природно-географические (наличие акватории рек и других водных объектов в пределах города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон), социально-экономические (наличие высокого производственного, научно-технического, кадрового потенциала, уникальных высокотехнологических производств, транспортного узла федерального и международного значения, крупнейших гидротехнических сооружений, объекта федерального значения - Московского метрополитена), экологические (наличие экологически опасных производств, источников экологического загрязнения), национально-культурные (разнообразие национального состава населения города, активные миграционные процессы, наличие памятников культурно-исторического наследия народов России федерального и международного значения, учреждений образования и культурных центров федерального значения) особенности Москвы, ее правовой статус столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", а также историческое значение Москвы в становлении и укреплении российской государственности; в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Москвы, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, обеспечения эффективной реализации Москвой функций столицы Российской Федерации, обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Москвы, создания условий, стимулирующих активизацию деловой жизни города и ориентацию ее на обеспечение социально-экономических интересов Москвы, развитие предпринимательской деятельности и научно-промышленного комплекса города, а также обеспечивающих общий рост благосостояния населения, улучшения экологической обстановки в городе; считая, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы является важнейшей предпосылкой их согласованного взаимодействия; исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга, договорились о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Москва обладает всей полнотой государственной власти. Статья 2 1. Исходя из перечисленных в преамбуле настоящего Договора особенностей Москвы и ее правового статуса столицы Российской Федерации, и предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы относятся: а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы; б) разработка и реализация федеральных целевых программ социально-экономического развития Москвы; в) обеспечение эффективного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации; г) обеспечение эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, расположенных на территории Москвы, а также участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники; д) решение вопросов защиты прав потребителей, осуществление государственного контроля за качеством товаров, отработка систем сертификации и идентификации продукции и услуг в соответствии с федеральным законодательством; в) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Москвы в соответствии с федеральным законодательством; ж) установление правил продажи отдельных видов товаров, бытового и иных видов обслуживания потребителей на территории Москвы в части, не противоречащей федеральному законодательству; з) вопросы функционирования и развития транспортного комплекса, включая речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, метрополитен и транспорт, осуществляющий международные перевозки, независимо от формы собственности; и) вопросы развития городской инфраструктуры, обслуживающей федеральные и международные транспортные нужды; к) вопросы развития и функционирования федеральных и городских систем энергетики, информации и связи; л) вопросы функционирования и развития на территории города федеральных организаций науки, культуры и спорта, а также системы подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, находящихся в ведении Российской Федерации; м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства; н) организация прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законодательством; о) осуществление согласованной миграционной политики на территории Москвы, совместное решение вопросов социального обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; п) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; р) вопросы занятости населения, структурного преобразования трудовых ресурсов на территории Москвы; с) вопросы социальной защиты ветеранов, инвалидов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей; т) вопросы охраны окружающей среды, в том числе охраны и содержания акватории рек и других водных объектов в пределах границ города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон Москвы, обеспечения экологической безопасности; у) проведение согласованной кадровой политики в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Договором. 2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы осуществляют также взаимодействие по вопросам: а) регулирования межбюджетных отношений Российской Федерации и Москвы; б) реализации таможенной политики Российской Федерации на территории Москвы, в том числе в части эффективного использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Москвы, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры Российской Федерации, включая вопросы создания и развития таможенных зон на территории Москвы, в соответствии с федеральным законодательством; в) осуществления мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и обеспечения мобилизационной подготовки на территории Москвы; г) сохранения и содержания особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, расположенных на территории Москвы; д) проведения культурных, спортивных, научных и политических мероприятий общероссийского и международного характера; е) разграничения объектов государственной собственности и управления ими; ж) размещения внешних займов Москвы в соответствии с федеральным законодательством. Статья 3 К предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы могут быть отнесены вопросы, не установленные настоящим Договором, путем внесения в него дополнений или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Статья 4 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Москвы по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и мэром Москвы. Статья 5 1. В целях согласованной реализации полномочий в сфере законотворческой и нормотворческой деятельности по предметам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Москвы проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; б) вносят предложения и могут участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов города Москвы; в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором. 2. Органы государственной власти Москвы: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение законодательства Москвы в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Договором; г) в срок не более одного месяца рассматривают обращения и предложения федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к предметам ведения города Москвы, и сообщают указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений. 3. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Москвы вправе осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование. При принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Москвы приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы законов и иных нормативных правовых актов Москвы, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 6 1. В целях реализации полномочий в сфере обеспечения социально-экономического развития Москвы органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают по предложению и с участием органов государственной власти Москвы и утверждают федеральные целевые программы в области социально-экономического развития города, в том числе программы развития транспортного комплекса, сохранения памятников исторического и культурного наследия на территории Москвы, а также окружающей природной среды; б) обеспечивают в установленном порядке реализацию федеральных целевых программ на территории Москвы и их финансирование в объемах, установленных федеральным бюджетом; в) согласовывают с органами государственной власти Москвы строительство на территории города объектов федерального значения с учетом ресурсных возможностей города. 2. Органы государственной власти Москвы: а) участвуют в разработке и осуществлении федеральных целевых программ развития Москвы; б) участвуют в перепрофилировании, реструктуризации и санации предприятий с участием государственной собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованному перечню. Статья 7 1. В целях эффективного обеспечения Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти Москвы: а) предоставляют в установленном законом порядке органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации находящиеся в собственности Москвы земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, а также жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; б) совместно с федеральными органами государственной власти обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; в) в соответствии с федеральным законодательством участвуют в содержании и развитии систем связи и транспортных систем на территории Москвы, осуществляют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание отдельных магистральных улиц, являющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством Российской Федерации); г) согласовывают с Правительством Российской Федерации проект генерального плана развития города в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации; д) реализуют иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Договором и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы. 2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством: а) компенсируют за счет федерального бюджета затраты Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации (перечень затрат Москвы, связанных с осуществлением функций столицы Российской Федерации, а также методика определения их размеров определяются специальным соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы); б) ежегодно учитывают в проекте федерального бюджета расходы на компенсацию указанных затрат Москвы, выделяя их отдельной строкой; в) совместно с органами государственной власти Москвы обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Статья 8 В целях осуществления согласованной кадровой политики при реализации полномочий по предметам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации назначают по согласованию с органами государственной власти Москвы руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также федеральных унитарных предприятий, организаций и учреждений, действующих в пределах Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 9 1. В целях эффективного регулирования бюджетно-финансовых и налоговых отношений органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы установили, что финансирование федеральных расходов, предусматриваемых в федеральном бюджете для города Москвы, осуществляется через Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Москве за счет доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет на территории Москвы строго в соответствии с реестрами, доведенными Главным управлением федерального казначейства в пределах лимитов финансирования, утвержденных на текущий период. 2. Компенсация за счет средств федеральных источников увеличения расходов или уменьшения доходов Москвы, возникших вследствие принятия федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов государственной власти, может осуществляться по отдельному соглашению между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы. 3. По решению органов государственной власти Российской Федерации, принятому по представлению органов государственной власти Москвы, в городе может быть проведен эксперимент по совершенствованию системы налогообложения и межбюджетных отношений. 4. В целях развития транспортной сети города правительству Москвы в соответствии с федеральным законодательством могут быть переданы федеральные средства (включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации), в том числе на основе соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы. 5. В целях формирования регионального продовольственного фонда решением Правительства Российской Федерации правительству Москвы могут быть переданы финансовые средства из федеральных источников в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год, при условии выполнения правительством Москвы взятых финансовых обязательств. 6. Восстановление памятников природы и культуры, имеющих федеральное значение, расположенных на территории Москвы, финансируется в пределах расходов, предусмотренных на указанные цели в соответствии с законом о федеральном бюджете. 7. Органы государственной власти Москвы самостоятельно устанавливают и вводят своими законами налоги и сборы города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 10 1. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность Москвы осуществляется в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством. 2. Федеральные органы исполнительной власти учитывают мнение органов исполнительной власти Москвы при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале действующих в пределах Москвы юридических лиц. 3. Передача правительству Москвы прав по распоряжению или управлению принадлежащим Российской Федерации имуществом, в том числе акциями (долями, вкладами) в уставном капитале юридических лиц, может осуществляться в порядке, установленном соглашениями между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, в соответствии с федеральным законодательством. 4. Разграничение природных ресурсов на территории Москвы на природные ресурсы, относящиеся к федеральной собственности и собственности Москвы, а также вопросы природопользования регулируются отдельными соглашениями. Статья 11 Взаимная передача федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы права осуществления части полномочий в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче права осуществления отдельных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 12 Органы исполнительной власти Москвы могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений (агентств) федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством и на основании соглашений между Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти и правительством Москвы. Статья 13 В целях реализации положений настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах, в том числе комиссию по обеспечению реализации настоящего Договора и Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации". Состав и положение о комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и мэра Москвы. Статья 14 Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Москвы. Особенности координации международной и внешнеэкономической деятельности на территории Москвы определяется соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, а также отдельными соглашениями между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы. Статья 15 1. В случае установления нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, больших, чем устанавливается Договором, прав, льгот и преимуществ для субъектов Российской Федерации, применению подлежат положения указанных нормативных правовых актов. 2. В случае принятия по предметам совместного ведения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих Договору, подлежат применению нормы Договора. Статья 16 1. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. 2. Органы государственной власти Москвы имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Москвы, или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Москвы, или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Москвы, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором, а также требовать возмещения в судебном порядке ущерба, нанесенного Москве в результате применения оспариваемого правового акта. Органы государственной власти Москвы вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории города частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в части первой настоящей статьи. Статья 17 Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет. Статья 18 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в Договор по взаимному согласию сторон путем внесения дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора, если иное не установлено федеральным законом. Статья 19 Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях не позднее десяти дней со дня подписания и вступает в силу со дня опубликования. С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору. Совершено в г. Москве 16 июня 1998 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Президент Мэр Российской Федерации Москвы Б.ЕЛЬЦИН Ю.ЛУЖКОВ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|