Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ярославской области от 29.09.1994 № 487

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                   ГУБЕРНАТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ                    

от 29.09.94 N 487
г. Ярославль

                       О введении нормативного                        
                      финансирования учреждений                       
                       образования в отдельных                        
                       районах области в 1994г.                       

     В соответствии с Законом РФ "Об образовании" с  целью  расширения
самостоятельности учреждений образования в финансовой деятельности
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить Положение "О введении нормативного    финансирования
для   обеспечения   деятельности   и   развития  сети  образовательных
учреждений  Ярославской  области  в  условиях   переходного   периода"
(приложение   1)   и   методику  расчета  нормативного  финансирования
учреждений образования Ярославской области (приложение 2).
     2.   Рекомендовать   мэру   г.Ярославля,   главам    объединенных
администраций  г.Углича  и  Угличского района, г.Ростова и Ростовского
района, администрации Ярославского  района  в  опережающем  порядке  с
учетом   готовности  специалистов-разработчиков  перевести  учреждения
образования на нормативное финансирование.
     3. Департаменту образования и  воспитания  администрации  области
(Рыбакова    В.И.)   разработать   механизм   внедрения   нормативного
финансирования.


Губернатор области          А.И. Лисицын

                                                          Приложение 1
                                           к постановлению губернатора
                                                   Ярославской области
                                                     N 487 от 29.09.94


                              ПОЛОЖЕНИЕ                               
                   о нормативном финансировании для                   
               обеспечения деятельности и развития сети               
            образовательный учреждений Ярославской области            
                    в условиях переходного периода                    


     1. Цели и задачи внедрения нормативного финансирования
     Нормативное   финансирование   учреждений   образования   области
вводится  в  соответствии  с  Законом  РФ  "Об  образовании",  с целью
расширения самостоятельности учреждений в  финансовой  деятельности  и
совершенствования  роли  заработной платы как основного экономического
стимула повышения эффективности и качества работы.
     Настоящим положением
     -  определяются  основные  принципы   бюджетного   финансирования
учреждений образования области на нормативной основе,
     -  устанавливается   единый   порядок   определения   нормативов,
обеспечивающих  государственный и региональный стандарты образования в
всех  видах  и  типах  образовательных  учреждений  независимо  от  их
ведомственной подчиненности и форм собственности,
     -  выделение  финансовых  средств  в  размере  10%  национального
дохода.
     Положение  исходит  из  того,  что  в  условиях  непрекращающейся
инфляции  использование  каких-либо  абсолютных  значений  нормативов, 
полученных на основе расчета потребительской  корзины,  представляется   
неосуществимым   в   силу значительной  подвижности ценовых пропорций.  
В этих  условиях  единственной  мерой, отражающей воздействие инфляции 
на стоимость   содержания   и  обучения  контингентов  образовательных   
учреждений    служит    установление    нормативного соотношения  этой   
стоимости     с     таким   систематически   фиксируемым  государством    
показателем,  как ставка  первого   разряда   единой тарифной сетки по 
оплате  труда работников бюджетной сферы.

     II. Принципы расчета текущих затрат  на  содержание   и  развитие
учреждений образования
     1. Основополагающим принципом является  установление  нормативных
соотношений  между  фондом  оплаты труда (ФОТ) и фондом  материального
обеспечения (ФМО) образовательных учреждений.
     2.   Норматив   устанавливается   из   расчета   на   1   ученика
(воспитанника)  по  различным  типам  и видам учреждений образования и
предполагает  создание  в    образовательных    учреждениях    условий
обучения  и воспитания,  которые признаются обществом  оптимальными.
     3.  Первоначально    установленный    и   утвержденный   норматив
финансирования  по  каждому  виду  и  типу образовательных  учреждений
индексируется  на коэффициент роста заработной платы (1разряда ЕТС).
     4. Для  малокомплектных  школ  закладывается достаточное  для  их
функционирования    финансирование    независимо    от   наполняемости
классов-комплектов.
     5. Определяется сумма расходов на аттестацию и повышение разрядов
в размере 6% годовых.
     6. Расчет норматива ведется без учета  затрат  на  развитие  сети
учреждений, проведение капитального ремонта.
     7. Формируется резервный  централизованный  фонд  для  отдельного
финансирования приоритетных направлений развития образования, массовых
социально-культурных мероприятий в объеме 2%.

     III. Порядок расчета норматива
     Положение  основывается  на  методике,  разработанной   временным
научно-исследовательским   коллективом   департамента   образования  и
воспитания  администрации  области,   суть   которой   заключается   в
централизованном  регулировании  выделяемых  средств  на  оплату труда
посредством установления экономических нормативов на фонд оплаты труда
(приложение 1).
     Принципиальным  для  определения  норматива   является   введение
соотношений  между  основной  и стимулирующей частями заработной платы
при общем фонде, принимаемом за 100%.
     Тарифная (основная) часть заработной платы включает:
     - оплату по тарифным ставкам в соответствии с разрядом   ЕТС,  по
учебной нагрузке,
     - надбавки за условия труда, режим работы в конкретных   условиях
работы,
     - надбавки за работу в сельской местности,
     - выплаты за работу в ночное время и праздничные дни.
     Надтарифная  часть  заработной  платы   выполняет   стимулирующую
функцию и включает следующие выплаты:
     - доплаты педагогическим работникам за выполнение  дополнительных
педагогических  функций, не входящих в круг их прямых обязанностей, но
обусловленных учебно-воспитательным процессом,
     - выплаты за увеличение объема и расширение зоны обслуживания,
     - прочие выплаты.

     При формировании средств на оплату труда  следует  придерживаться
следующих  соотношений  тарифной и надтарифной частей по каждой группе
работников:
                                    тарифная часть  надтарифная
                                         в %        часть в %

   1. Педагогические работники

   а) общеобразовательных школ всех
   типов, школ-интернатов                  75              25

   б) детских дошкольных учреждений,
   детских домов и учреждений
   дополнительного образования             85              15

   2. Административный персонал

   а) общеобразовательных школ всех
   типов, школ-интернатов                  70              30

   б) детских дошкольных учреждений,
   учреждений дополнительного обра-
   зования и детских домов                 80              20

   3. Учебно-вспомогательный персонал

   Общий объем надтарифной части по
   всем видам учреждений не должен
   превышать 25%

   для всех типов учреждений               85              15


   4. Младший обслуживающий персонал
   для всех типов учреждений               85              15

     Тарифная и надтарифная части заработной платы в сумме  составляют
среднемесячную заработную плату.
     Фонд оплаты труда формируется из тарифной и  надтарифной  частей,
средств  на  аттестацию и установленных начислений на заработную плату
(ст.2).
     Исходными данными для расчета фонда оплаты труда являются:
     - количество учащихся (воспитанников, детей),  классов   (групп),
педагогических  кадров  в  соответствии  со статистическими данными по
состоянию на начало учебного года,
     - средний разряд ЕТС по  оплате  труда  работников  и  количество
ставок, приходящихся на 1 ученика (воспитанника, ребенка).
     Остальные расходы на содержание  учреждений  (фонд  материального
обеспечения)  устанавливаются  в  процентном  отношении к фонду оплаты
труда.  Это  дает  возможность  производить  индексирование   расходов
соответственно   индексированию   1  разряда  ЕТС,  финансировать  все
необходимые  расходы  на  содержание   учреждений,   которые   сегодня
невозможно предусмотреть при постатейном планировании бюджета.
     Исходя из практики сложившихся  соотношений  между  расходами  на
заработную  плату  и  остальными  затратами,  рекомендуется  следующее
распределение фондов оплаты труда и материального обеспечения в  общей
смете расходов:




  Учреждение               Форд оплаты труда   Фонд материаль-
                                  в %          ного обеспечения
                                                     в %
  Общеобразовательные школы
  всех типов                       40                 60

  Школа-сад                        40                 60

  Школы-интернаты всех типов,
  Детские дома                     30                 70
  Детские сады. ясли-сады, ясли    30                 70
  Учебно-производственные
  комбинаты                        40                 60

  Учреждений дополнительного
  образования                      50                 50

  ИПК                              50                 50

  Педучилища                       50                 50

  Прочие учреждения                80                 20

     Потребность  в  средствах  по  каждому   конкретному   учреждению
определяется  путем  умножения  норматива бюджетного финансирования на
количество учащихся, воспитанников.

     IV. Порядок введения
     1.  Установленный  настоящим   положением   порядок   определения
нормативов    действует   на   областном   и   муниципальном   уровнях
финансирования.
     2.  При  формировании   бюджетов   отрасли   в   соответствии   с
вышеизложенным  порядком  расчета определяются расходы на содержание 1
ученика (воспитанника, ребенка) как минимально допустимые в области.
     3.  До  муниципальных  органов  управления   доводится   методика
расчета,   используемая   на   региональном  уровне,  и  пояснительные
материалы.
     4. Муниципальные органы управления:
     - устанавливают городские, районные нормативы  с  учетом    своих
финансовых возможностей,
     - доводят до каждого  учреждения  величину  норматива  бюджетного
финансирования   и   экономический  норматив  на  фонд  оплаты  труда,
осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов,
     - решают вопрос о выделении дополнительного финансирования  сверх
нормативного с учетом вида учреждения, целей и задач, определенных его
уставом, достигнутых результатов деятельности.



Заместитель губернатора -
госсекретарь          С.А.Вахруков


                                          Приложение 2 к постановлению
                                               губернатора Ярославской
                                             области N 487 от 29.09.94


                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ                       

           по расчету нормативов бюджетного финансирования            
                   (НБФ) образовательных учреждений                   

     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     Данные методические рекомендации  разработаны  в  соответствии  с
Законом  РФ "Об образовании" ст.41 п.2 "Финансирование образовательных
учреждений  осуществляется   на   основе   государственных   (в   т.ч.
ведомственных)  и  местных  нормативов  финансирования, определяемых в
расчете на  1  обучающегося,  воспитанника  по  каждому  типу  и  виду
образовательного    учреждения".    Для    малокомплектных    сельских
образовательных учреждений норматив  финансирования  должен  учитывать
затраты,  не зависящие от количества обучающихся. Нормативы бюджетного
финансирования  устанавливаются  по  типам  и  видам   образовательных
учреждений   с   учетом   специфики  и  особенностей  функционирования
образовательных  учреждений   в   реальных   условиях   и   финансовых
возможностей.
     Норматив бюджетного финансирования регламентированная    величина
суммы ассигнований, включающая всю совокупность расходов, приходящихся
на  расчетную  единицу  нормирования,  за  исключением   расходов   на
капитальный ремонт.
     В  качестве  расчетной  единицы  нормирования  в  образовательных
учреждениях  принимается  наиболее  удобный  для  планирования средств
показатель  стоимости  обучения  (содержания)  1  учащегося  (ребенка,
воспитанника) в год.

     II.  МЕТОДИКА  РАСЧЕТА   НОРМАТИВОВ   БЮДЖЕТНОГО   ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
     Расчет норматива бюджетного финансирования состоит из 3   этапов:
     - подготовки исходных данных по каждому учреждению в соответствии
с табл.1,
     - расчета фонда  заработной  платы  по  категориям  работников  в
соответствии с табл.2,
     - расчета норматива бюджетного финансирования  в  соответствии  с
табл.3.
     Первый этап - подготовка исходных данных  по  каждому  учреждению
образования    начинается    с    определения    количества   учащихся
(воспитанников, детей), классов (групп)  и  педагогических  ставок  на
начало учебного года.
     За показателями о  количестве  учащихся  (воспитанников,  детей),
классов  (групп)  и  педагогических  ставок  следует  расчет остальной
численности  работников  отдельно  по   административному   персоналу,
учебно-вспомогательному   и   прочему  персоналу,   исходя из штатного
расписания.
     Затем определяется  средний  разряд по каждой группе работников и
количество ставок,  приходящихся  на  1  учащегося
     (воспитанника, ребенка).
     Второй этап - расчет  средств  на  оплату  труда   начинается   с
расчета   фонда  заработной  платы  отдельно  на  4 группы работников:
педагогическому             персоналу,              административному,
учебно-вспомогательному и прочему персоналу.
     Исходной базой  для расчета фонда  заработной  платы  по   каждой
группе является средний разряд по ЕТС.
     Затем  формируется  структура  фонда   заработной   платы,   т.е.
определяется   тарифная    и  надтарифная  часть  заработной  платы  в
процентном отношении (при ФЗП=100%) по каждой группе работников.
     Заработная плата как экономическая категория делится  на 2  части
применительно  к  любому  виду  конкретного труда: тарифную (основную)
часть и надтарифную (дополнительную) часть заработной платы.
     В состав тарифной части заработной платы включаются:
     оплата по тарифным  ставкам  в  соответствии  с  разрядом  ЕТС  и
размером учебной нагрузки,
     надбавки за работу в сельской местности,
     доплата за специфические  условия  труда  на  конкретном  рабочем
месте,
     доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда,
     выплаты за работу в ночное время и праздничные дни.
     Надтарифная  часть  заработной  платы   выполняет   стимулирующую
функцию,   в   ее   состав   включаются   различные   поощрительные  и
компенсационные доплаты и надбавки к  основному   заработку,   к   ним
относятся:
     доплаты  за  выполнение  функций,  не  входящих  в  круг   прямых
обязанностей   работника  (классное  руководство,  проверка  тетрадей,
заведование учебными кабинетами,  учебно-опытными участками,  учебными
мастерскими и т.п.),
     доплаты за звание "Заслуженный учитель РФ", "Заслуженный работник
физической культуры", "Заслуженный работник физической культуры",
     разовые выплаты, поощрения, вознаграждения,
     компенсационные выплаты,
     прочие выплаты.
     Исходя из этого, при формировании средств на оплату труда следует
установить  следующие  соотношения  тарифной  и  надтарифной частей по
каждой группе работников:

                           тарифная часть,%   надтарифная часть,%
  Педагогический персонал:
  - педагогическим работникам
  общеобразовательных школ,
  школ-интернатов всех типов
  и наименований, лицеев,
  гимназий и педучилищ              75                 25

  - педагогическим работникам
  детских дошкольных учреждений,
  д)домов, учреждений дополни-
  тельного образования, ИПК и
  прочих учреждений                 85                 15

  Административный персонал:
  - руководителям общеобразо-
  вательных школ (школ-интерна-

  тов всех типов и наименований),
  лицеев, гимназий и педучилищ      70                 30

  - руководителям детских
  дошкольных учреждений,д/домов,
  учреждений дополнительного
  образования, ИПК и прочих
  учреждений                        80                 20

  Учебно-вспомогательный персонал:
  - всем работникам, отнесенным
  к этой группе                     85                 15

  Прочий персонал:
  - всем работникам, отнесенным
  к этой группе                     85                 15


     Такое  соотношение  позволит  сохранить  все  ранее   действующие
доплаты  и  надбавки  к тарифным ставкам (окладам), не превышая 25% от
общего объема тарифной части.
     Третий  этап  -  расчет   норматива   бюджетного   финансирования
начинается с определения экономических нормативов на фонд оплаты труда
по типам и видам образовательных учреждений.
     Исходя из практики сложившихся  соотношений  между  расходами  на
заработную  плату  и  остальными затратами, можно установить следующие
экономические нормативы на ФОТ:





  Учреждения                        ФОТ в %          ФМО в %

  Общеобразовательные школы
  всех типов, школа-сад               40               60

  Дома детства, детские дома и
  школы-интернаты всех типов          30               70

  Детские сады, ясли-сады, ясли       30               70
  Учебно-производственные комбинаты   40               60
  Учреждения дополн.образования       50               50
  ИПК                                 50               50
  Педучилища                          50               50
  Прочие учреждения                   80               20


     Сумма ФОТ включает: фонд  заработной  платы,  приходящийся  на  1
учащегося  (воспитанника,  ребенка),  и сумму начислений на заработную
плату в размере 39%.  Рассчитанная  таким  образом  сумма  средств  на
оплату  труда  (ФОТ)  берется  за  процент,  установленный для данного
учреждения,  и  определяется  остальная  сумма  расходов,  т.е.   фонд
материальной обеспеченности (ФМО).
     Величина норматива бюджетного финансирования  представляет  собой
сумму средств по ФОТ и ФМО, т.е. НБФ = ФОТ + ФМО.
     При централизованном повышении  ставки  1  разряда  ЕТС  величина
норматива бюджетного финансирования (НБФ) должна увеличиваться в таком
же проценте, иначе пропадает смысл  перехода  на  норматив  бюджетного
финансирования,  поскольку  тогда  процесс  выделения  ассигнований на
содержание образовательных учреждений  становится  неуправляемым,  как
это  имеет  место в  настоящее время, когда выделяются средства только
по защищенным статьям расходов.
     Первоначально установленный и  утвержденный  норматив  бюджетного
финансирования  по  каждому  виду  и  типу  образовательных учреждений
индексируется на коэффициент роста заработной платы.
     Потребность  в   средствах  по  каждому  конкретному   учреждению
определяется    путем   умножения   НБФ   на   количество    учащихся,
воспитанников, детей.
     К  полученной  сумме  потребности    в    финансовых    средствах
муниципальные   органы    управления   предусматривают  дополнительные
средства в размере 2%  от общих ассигнований на  развитие образования,
проведение капитального ремонта и др. нужды.


Заместитель губернатора -
госсекретарь          С.А.Вахруков

Информация по документу
Читайте также