Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Ярославской области от 19.11.1996 № 85Государственная Дума Ярославской области второго созыва П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 19.11.96 N 85 г. Ярославль О законодательной инициативе Государственной Думы Ярославской области по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в законодательство о нотариате Рассмотрев предложения Управления внутренних дел Ярославской области о необходимости внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в законодательство о нотариате, Государственная Дума Ярославской области П О С Т А Н О В И Л А : 1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (прилагается). 2. Поручить заместителю Председателя Государственной Думы Ярославской области А.С. Башмашникову представлять от имени Государственной Думы Ярославской области проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" при рассмотрении его в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в ее комитетах. 3. Обратиться в комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательству и судебно-правовой реформе (председатель А.И.Лукьянов) с просьбой: - поддержать инициативу Государственной Думы Ярославской области о внесении предлагаемых изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации; - при рассмотрении во втором чтении проекта Федерального закона "О нотариате в Российской Федерации" выступить с инициативой о включении в него отдельных статей следующего содержания: "Статья___. Обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по приобретению либо прекращению права собственности на зарегистрированные в установленном порядке автомототранспортные средства. Статья___. Доверенность на право владения, пользования и распоряжения автомототранспортными средствами, подлежащими регистрации в установленном порядке, должна быть нотариально удостоверена по месту их регистрации". 4. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ярославской области Горюнову Е.В., Грешневикову А.Н., Мизулиной Е.Б., Садчикову Г.М., Степанову В.А. поддержать инициативу Государственной Думы Ярославской области о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в законодательство о нотариате. 5. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать инициативу Государственной Думы Ярославской области о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в законодательство о нотариате. 6. Направить настоящее постановление в комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательству и судебно-правовой реформе (председатель А.И.Лукьянов), депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ярославской области Горюнову Е.В., Грешневикову А.Н., Мизулиной Е.Б., Садчикову Г.М., Степанову В.А., законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации. 7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Государственной Думы Ярославской области А.С.Башмашникова. Председатель Государственной Думы Ярославской области С.А.Вахруков ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Государственной Думы Ярославской области от 19.11.96 N 85 "О законодательной инициативе Государственной Думы Ярославской области по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство о нотариате" п р о е к т РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой Статья 1. Внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302; 1996, N 5, ст. 410; 1996, N 9, ст. 773; 1996, N 34, ст. 4025; 1996, N 34, ст. 4026): 1. Дополнить статью 185 частью 3 следующего содержания: "3. Доверенность на право владения, пользования и распоряжения автомототранспортными средствами, подлежащими регистрации в установленном порядке, должна быть нотариально удостоверена по месту их регистрации". 2. Части 3, 4, 5 статьи 185 считать соответственно частями 4, 5, 6. 3. Дополнить статью 187 частью 4 следующего содержания: "4. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, не может выдаваться на срок, превышающий срок действия основной доверенности". 4. Часть 4 статьи 187 считать частью 5. 5. Дополнить статью 454 частью 6 следующего содержания: "Договор купли-продажи автомототранспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, подлежит обязательному нотариальному удостоверению". 6. Дополнить статью 574 частью 3 следующего содержания: "Договор дарения автомототранспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, подлежит обязательному нотариальному удостоверению". 7. Часть 3 статьи 574 считать частью 4. Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль ________1996 г. N_______ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" I. Обоснование необходимости принятия законопроекта. В представленном проекте закона предлагается: 1. Ввести обязательное нотариальное удостоверение сделок по приобретению либо прекращению права собственности на зарегистрированные в установленном порядке автомототранспортные средства. 2. Вернуться к прежнему нотариальному порядку удостоверения доверенностей на право владения, пользования и распоряжения автомототранспортными средствами. 3. Ограничить передоверие прав (действий) на владение, пользование и распоряжение зарегистрированными автомототранспортными средствами. 1. С введением в действие с 1 января 1995 года части первой, а с 1 марта 1996 года - части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, в отступление от ранее действовавших правил, сокращается число сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. За исключением договора ренты, залога недвижимости - ипотеки. Такое удостоверение заменяется государственной регистрацией сделок и прав в отношении недвижимого имущества. Государственная регистрация сделок с движимым имуществом допускается в случаях, прямо указанных законом. В частности, требования о регистрации автотранспорта установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Однако сделки по приобретению и прекращению права собственности на уже зарегистрированные в ГАИ автомототранспортные средства по новому Гражданскому кодексу Российской Федерации нотариально не удостоверяются. В сложный в политическом и экономическом смыслах переходный период, когда правовая грамотность населения находится на низком уровне, при нехватке квалифицированных юристов и когда особенно важно защитить права и законные интересы субъектов прав на недвижимость, позиция разработчиков Гражданского кодекса не поддается логическому осмыслению. Однако в связи с указанным "новшеством" проблематичной становится сама постановка вопроса об обязательном нотариальном удостоверении договоров по приобретению и отчуждению права собственности на зарегистрированный автомототранспорт. Если законодатель не счел необходимым нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, то какими аргументами можно обосновать исключение для автомототранспорта? Во-первых, автомототранспорт не является обычным имуществом. Это особый вид движимого имущества, который, помимо имущественной ценности, является еще и источником повышенной опасности для окружающих и который даже в процессе обычной эксплуатации не поддается полному контролю человека, а потому всегда обладает повышенной вредоносностью. Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный таким источником (в том числе автомототранспортом), наступает независимо от вины его владельца, что является исключением из общего принципа ответственности только за вину. Во-вторых, действующим законодательством предъявляются определенные требования к лицам, допускающимся к управлению автомототранспортом. Не каждый гражданин допускается к такому управлению, а только тот, кто имеет соответствующую подготовку, удостоверенную официальным документом. В процессе эксплуатации водитель подчиняется общероссийским правилам дорожного движения. Указанные обстоятельства достаточны для введения в гражданское законодательство специального правового режима для приобретения прав, а также их прекращения в отношении зарегистрированного в установленном порядке автомототранспорта, удостоверения доверенностей на право пользования и распоряжения им. Поскольку п. 1 ч. 2 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает обязательное нотариальное удостоверение сделок, но в случаях, указанных в законе, изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, предлагаемые Государственной Думой Ярославской области, могут быть внесены. 2. Отдельная мотивация по доверенностям. В период действия Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) доверенности по осуществлению прав на автомототранспортные средства, включая их перегон в другую местность, регистрацию в органах ГАИ, удостоверялись в обязательном нотариальном порядке. Такая практика себя оправдала. Отказ от обязательного нотариального удостоверения только внешне выглядит как "облегченная" форма реализации прав. В действительности переход к обычной письменной форме повлек за собой массовые нарушения прав граждан и не способствует охране правомочий собственника. В настоящее время для того, чтобы доверенность считалась действительной, достаточно поставить дату, подпись доверителя и указать срок доверенности (при отсутствии срока доверенность юридической силы не теряет и действует один год). При утрате такой доверенности трудно установить правомочия действительного владельца транспорта ввиду того, что передача прав по доверенности нигде не зафиксирована. На этом фоне нотариальная доверенность обладает двумя преимуществами: - во-первых, сведения о совершенной доверенности вносятся в реестр нотариальных действий. В случае необходимости их всегда можно получить; - во-вторых, при удостоверении доверенности нотариус устанавливает личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия на основании документов, исключающих любые сомнения относительно индивидуализации конкретного лица. Кроме того, проверяется наличие полномочий на автотранспорт у доверителя. Простая письменная форма доверенности способствует расширению криминальных возможностей, облегчает мошенничество, о чем свидетельствует рост уголовных правонарушений. Во-первых, подпись собственника автотранспорта легко подделывается, а система сканирования подписей, успешно используемая в Западных странах, в России отсутствует. Подделав подпись можно легко распорядиться чужой собственностью. Во-вторых, при угоне автотранспорта вместе с документами вообще трудно обнаружить сам факт правонарушения ранее суток. Воспользовавшись поддельной доверенностью, правонарушитель скрывается от обнаружения. По оценке специалистов Управления внутренних дел Ярославской области выдача доверенностей на право владения, пользования и распоряжения автомототранспортными средствами в простой письменной форме уже в начале 1997 года осложнит криминогенную обстановку в сфере преступных посягательств на транспортные средства, существующая практика существенно снизит эффективность работы органов внутренних дел по розыску похищенных транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных происшествий, особенно "по горячим следам". 3. О передоверии. Передоверие осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. Здесь происходит замена доверенного лица. Передоверие имеет место только при наличии двух предпосылок: 1. право на передоверие оговаривается в первичной доверенности, 2. такое право возникает вынужденно, т.е. в силу сложившихся обстоятельств и в целях охраны интересов представляемого (болезнь обладателя доверенности, другие причины, делающие невозможным представительство). Непосредственно к передоверию (вторичной доверенности) предъявляются также два формальных требования. Во-первых, передоверие всегда осуществляется в нотариальной форме, даже если первичная доверенность составлена в простой письменной форме (за исключением доверенностей на получение заработной платы и других, указанных в п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации). Во-вторых, вторичная доверенность не может выходить ни по сроку своего действия, ни по объему полномочий за рамки первичной доверенности. Именно поэтому Государственная Дума Ярославской области считает правильным ограничить срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, сроком действия основной доверенности. В противном случае это может повлечь нарушение прав собственника автомототранспорного средства. 2. Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования. Действующее законодательство не содержит требования об обязательном нотариальном удостоверении сделок и прав на автомототранспортные средства. Данные средства относятся к числу движимых вещей, и для них Гражданский Кодекс Российской Федерации специального правового режима не ввел. Вместе с тем, такая возможность Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена, имеются специальные Правила о порядке приобретения автомототранспортных средств, в законе Российской Федерации "О государственной пошлине" предусмотрена дифференциация ставок государственной пошлины, взимаемых при дарении автомототранспорта, при выдаче доверенности. Таким образом действующее гражданское законодательство не препятствует установлению специальных правил и норм для отдельных видов имущества, владение, пользование и распоряжение которыми в силу специфики их свойств нуждаются в особом правовом регулировании. Такое выделение имело место в ранее действовавшем законодательстве и оправдало себя на практике. В сложных экономических условиях перехода к рынку и при низкой правовой грамотности населения снятие всяких ограничений по порядку приобретения и осуществления прав на автомототранспорт не только ничем не оправдано, но, как показывает практика, ведет к углублению криминогенной ситуации в стране. 3. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона. Принятие предложенных изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации потребует внесения поправок: - в действующее законодательство о нотариате; - в Федеральный закон "О государственной пошлине". 4. Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для принятия данного закона. Для принятия данного закона разработки дополнительных нормативных правовых актов не требуется. 5. Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию данного закона. Дополнительных материальных и иных затрат, источников финансирования принятие предлагаемых изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации не требует. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|