Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ярославской области от 15.03.1994 № 144ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ от 15.03.94 N 144 г. Ярославль Об осуществлении аудиторской деятельности по проверке и оценке качества товаров (работ, услуг), систем качества и производств предприятий и организаций на территории области В целях реализации принятой "Политики в области качества Ярославской области", повышения качественного уровня работ по подготовке предприятий и организаций к сертификации продукции, систем качества и производств, проводимой в области в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг" и учитывая отсутствие на федеральном уровне единого нормативного документа, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере аудита качества, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить и ввести в действие на территории области "Положение об аудиторской деятельности по проверке и оценке качества товаров (работ, услуг), систем качества и производств на предприятиях и в организациях Ярославской области" (приложение 1). 2. Возложить на департамент качества администрации области функции областного методического центра по осуществлению аудиторской деятельности в сфере качества. 3. Департаменту качества администрации области: - довести утвержденное "Положение" до сведения заинтересованных организаций; - оказывать аудиторским фирмам и предпринимателям аудиторам консультационную и методическую помощь, в том числе на стадии создания фирм; - внести в действующее Положение о департаменте изменения, вытекающие из пункта 2 настоящего постановления. 4. Рекомендовать ТОО "Университет качества и сертификации" совместно с департаментом качества организовать в текущем году обучение руководителей и специалистов заинтересованных предприятий и организаций по вопросам разработки систем качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000, подготовки их к сертификации, проведения внутренних аудитов и аудитов третьей стороной. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по вопросам промышленности и поддержки предпринимательства Непряева Н.И. Губернатор Ярославской области А.И.Лисицын Приложение N 1 к постановлению Губернатора Ярославской области от 15.03.94 N 144 П О Л О Ж Е Н И Е об аудиторской деятельности по проверке и оценке качества товаров (работ, услуг), систем качества и производств на предприятиях и в организациях Ярославской области 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящее положение устанавливает основные цели, принципы и порядок проведения аудиторской проверки и качества товаров (работ, услуг), систем качества и производств (в дальнейшем -"аудит качества"). Положение распространяется на связанные с осуществлением аудита качества отношения, в которых участвуют субъекты аудита, указанные в п.3.4. Положения, органы государственной власти и управления области, отдельные должностные лица, а также расположенные на территории области хозяйствующие субъекты. 1.2. Отношения аудиторской деятельности, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством РФ, документами Системы сертификации ГОСТ Р, другими нормативными документами по аудиту в Российской Федерации. Если в указанных выше документах будут установлены другие привила аудита качества, чем те, которые содержатся в данном Положении, то должны применяться первые. 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 2.1. Качество - "совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности " (МС ИСО 8402-86). 2.2. Проверка качества (аудит качества) - "систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения и соответствие поставленным целям" (МС ИСО 8402-86). 2.3. Система качества - "совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством" (МС ИСО 10011-1). 2.4. Эксперт-аудитор по качеству - "специалист, имеющий квалификацию для проведения проверок качества" (МС ИСО 8402). Примечание: Эксперт-аудитор, назначенный для руководства проверкой качества, называется "главным экспер- том-аудитором". 2.5. Заказчик - "лицо или организация, по запросу которых проводится проверка" (МС ИСО 10011-1). 2.6. Объект аудита - хозяйствующий субъект, в котором проводится проверка качества (аудит качества). 2.7. Хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации товаров, оказанию услуг и выполнению работ предприятия (государственные, муниципальные или иные) и их филиалы, концерны и другие объединения предприятий и организаций, а также граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью. 2.8. Субъект аудита - юридическое лицо, осуществляющее проверку качества (аудит качества) на правах третьей стороны. 2.9. Орган по сертификации - "орган, проводящий сертификацию соответствия" (Рук. ИСО/МЭК 2). 3. ЦЕЛИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АУДИТА КАЧЕСТВА 3.1. Аудит качества может осуществляться в целях: 3.1.1. Подтверждения способности предприятий стабильно производить продукцию запланированного качества, в том числе для размещения государственных и областных заказов, определения наиболее эффективных направлений - реализации областной инвестиционной политики; 3.1.2. Повышения конкурентноспособности продукции; 3.1.3. Обеспечения благоприятных условий для сертификации продукции, систем качества и производств в Системе сертификации ГОСТ Р на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000; 3.1.4. Подтверждения целесообразности заключения долгосрочных и крупномасштабных договоров (контрактов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг); 3.1.5. Определения целесообразности выделения льготных кредитов (инвестиций) из областного и федерального бюджетов; 3.1.6. Приоритетного страхования и кредитования предприятий страховыми компаниями и банками; 3.1.7. В других случаях, когда необходимо подтверждение способности предприятий стабильно производить продукцию надлежащего качества. 3.2. Заказчиками (инициаторами) проведения аудита качества могут выступать: - предприятия и организации - производители продукции (работ, услуг); - предприятия и организации - потребители продукции (работ, услуг); - органы государственного управления и контрольные органы (областная, городские и районные администрации, территориальные органы Госстандарта РФ, ГАКП РФ, Госторгинспекции РФ, Госсанэпиднадзора РФ, обществ потребителей и др.); - страховые компании, банки и др. 3.3. Объектами аудита качества могут быть любые хозяйствующие субъекты, расположенные на территории области. 3.4. В качестве субъектов, осуществляющих аудит качества, могут выступать: - органы по сертификации продукции, системы качества и производств, аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р в установленном порядке; - независимые аудиторские фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также аккредитованные эксперты-аудиторы по качеству; - департамент качества администрации области - по поручению администрации области и контрольных органов. 3.5. Аудит качества не отменяет и не ограничивает осуществляемого в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" контроля за качеством товаров (работ, услуг) со стороны специально уполномоченных на то государственных органов и общественных объединений. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ-АУДИТОРАМ И АУДИТОРСКИМ ФИРМАМ 4.1. В качестве экспертов-аудиторов могут выступать граждане, прошедшие специальную подготовку и аттестованные в установленном порядке Госстандартом РФ в качестве эксперта-аудитора в данной сфере деятельности. 4.2. Эксперты-аудиторы могут осуществлять аудит качества как в составе аудиторских фирм либо органов по сертификации, так и самостоятельно. Аудиторские фирмы должны создаваться в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". При этом они могут иметь любую организационно-правовую форму, за исключением акционерного общества открытого типа. Для осуществления самостоятельной аудиторской деятельности эксперт-аудитор в обязательном порядке должен пройти государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности. 4.3. Обязательным условием государственной регистрации аудиторской фирмы является наличие в ее составе не менее двух штатных экспертов-аудиторов по качеству, аттестованных Госстандартом РФ в установленном порядке. 4.4. Требования к организационной структуре аудиторской фирмы, ее внутренней системе качества, фонду нормативных документов и к персоналу должны соответствовать документу "Система сертификации ГОСТ Р. Требования к органам по сертификации систем качества и производств. Порядок аккредитации" - с учетом сферы деятельности фирмы. 4.5. Эксперты-аудиторы и аудиторские фирмы не вправе использовать полученные в ходе аудита качества сведения в целях осуществления ими любой иной предпринимательской деятельности. 4.6. В качестве экспертов-аудиторов независимо от квалификации не могут выступать лица: - являющиеся членами руководства, учредителями, собственниками, акционерами, сотрудниками проверяемого хозяйствующего субъекта, его филиалов, отделений и других обособленных подразделений, а также конкурирующих организаций; - состоящие в родственных отношениях с руководителями и иными должностными лицами объекта аудита; - принимавшие участие в разработке конструкторской и технологической документации на выпускаемую продукцию, системы качества предприятия или ее отдельных элементов, а также осуществляющие консультирование, научно-методическое руководство указанными работами. 4.7. В качестве аудиторской фирмы не может привлекаться к аудиту качества организация, имеющая: - совместную хозяйственную деятельность с объектом аудита в области разработки и изготовления выпускаемой или аналогичной продукции; - другие совместные коммерческие интересы с объектом аудита; - юридическую или материальную зависимость от объекта аудита. 5. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАЧЕСТВА 5.1. Аудиторская проверка проводится на основании: - договора между аудиторской фирмой (экспертом-аудитором) и хозяйствующим субъектом, предусматривающего предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон; - поручения органа государственного управления, контрольного органа или суда по материалам о нарушении законодательства о защите прав потребителей. 5.2. Условия договора, содержание и объем проверки не должны противоречить требованиям действующего законодательства или выходить за рамки вопросов, послуживших основанием проверки. 5.3. Аудиторы и аудиторские фирмы при осуществлении аудита качества руководствуются исключительно требованиями законодательных или иных нормативных актов РФ, документами Системы сертификации ГОСТ Р и другими нормативными документами Госстандарта РФ, настоящим Положением и полностью независимы от проверяемого хозяйствующего субъекта и заказчика проверки. 6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КАЧЕСТВА 6.1. После оформления договора с хозяйствующим субъектом либо получения от государственного органа управления о проведении аудита качества формируется комиссия экспертов и назначается главный эксперт-аудитор - руководитель проверки. В комиссию включаются аттестованные эксперты-аудиторы по качеству и высококвалифицированные специалисты в определенных конкретных областях знаний в рамках конкретной проверки (в качестве консультантов). При формировании комиссии обязательно должны учитываться требования п.п.4.1 и 4.6. Положения. Главным экспертом-аудитором может быть только эксперт-аудитор по качеству, зарегистрированных в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р. Состав комиссии в обязательном порядке сообщается заявителю проверки до ее начала, который вправе отклонить, с убедительным основанием, любого члена комиссии. В этом случае в состав комиссии включается другой специалист. 6.2. До начала проверки комиссия должна разработать программу проверки и рабочие документы (методику, перечни контрольных вопросов, формы для регистрации наблюдений и др.) Программа проверки должна быть согласована с заявителем проверки, при этом спорные вопросы разрешаются между главным экспертом-аудитором и полномочным представителем заявителя. Программа проверки должна содержать: - цели и область проверки; - список членов комиссии; - время и место проведения проверки; - перечень ссылочных документов (на соответствие которой проводится проверка); - объекты проверки (продукция, производственная система, деятельность по обеспечению и управлению качеством); - закрепление экспертов по объектам проверки; - основные мероприятия по проверке и сроки их проведения; - требование к конфиденциальности. Программа должна быть гибкой, допускать изменения в приоритетности проверяемых параметров, в зависимости от информации, полученной в ходе проверки. 6.3. Все данные (информация) полученные комиссией в процессе проверки, должны быть строго задокументированы и рассмотрены главным экспертом-аудитором. Несоответствия должны быть определены в терминах конкретных требований стандарта или других документов, в соответствии в которыми проводилась проверка. 6.4. По результатам проверки комиссия под руководством главного эксперта-аудитора составляет отчет о проверке с описанием фактического состояния проверенных объектов (параметров), выводами и заключениями. Отчет составляется в двух экземплярах, первый экземпляр представляется заявителю проверки, а второй остается в аудиторской фирме для архивного хранения. Заявитель проверки самостоятельно решает вопрос о необходимости тиражирования и передачи отчета другим заинтересованным юридическим и физическим лицам. 6.5. Для обеспечения объективности и эффективности аудиторской проверки заявитель проверки обязан: - назначить представителя руководства для организации координации взаимодействия комиссии в персоналом предприятия; - создать все необходимые условия для необходимой работы комиссии включая предоставление помещение и необходимых ресурсов для проведения проверки; - информировать соответствующий персонал предприятия о целях и области проверки; - по запросу экспертов-аудиторов предоставлять им доступ к проверяемым объектам и необходимым материалам (документам системы качества, регламентам, журналам регистрации наблюдений, технологической документации и др.); - активно сотрудничать с экспертами-аудиторами для достижения целей проверки. 6.6. В случае возникновения разногласий в ходе проведения аудита качества, а также по его результатам, заявитель может обжаловать результаты и процедуры проверки в соответствии с порядком, установленным в Системе сертификации ГОСТ Р. 7. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕРТОВ-АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ФИРМ 7.1. В процессе осуществления аудита качества эксперты аудиторы и аудиторские фирмы имеют право: - самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований законодательства РФ, а также условий договора с хозяйствующим субъектом либо содержания конкретного поручения органа государственного управления, контрольного органа и суда; - проверять у хозяйствующих субъектов любую документацию, имеющую отношение к сфере проверки, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для проверки; - привлекать на договорной основе к участию в проверке любых специалистов, кроме лиц, перечисленных в п.4.6. Положения. 7.2. Эксперты-аудиторы и аудиторские фирмы несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и заключенными договорами за: - некачественное проведение аудиторских проверок или оказание аудиторских услуг; - осуществление аудиторской и иной деятельности, не предусмотренной уставом фирмы либо выданной лицензией; - использование полученных в ходе аудита сведений в целях осуществления иной предпринимательской деятельности; - разглашения без письменного разрешения руководителя проверяемого хозяйствующего субъекта содержания проверяемых документов, заключения аудитора и других сведений, касающихся проверяемого хозяйствующего субъекта. Заместитель Губернатора- госсекретарь администрации Ярославской области С.А.Вахруков Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|