Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Ярославской области от 30.09.1997 № 119ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ второго созыва ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.09.97 N 119 г. Ярославль О проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении Рассмотрев проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении (прилагается), и заслушав доклад председателя постоянной комиссии по законодательству, вопросам государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Варниковой Е.С., Государственная Дума Ярославской области ПОСТАНОВИЛА : 1. Отметить необходимость и своевременность принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2. Обратить внимание депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на необходимость пересмотра положений статьи 1.3 проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, в части обеспечения конституционного права субъектов Российской Федерации на осуществление ими правового регулирования в области административных правоотношений. 3. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в последующих чтениях учесть предложения Государственной Думы Ярославской области (прилагаются). 4. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ярославской области Горюнову Е.В., Грешневикову А.Н., Мизулиной Е.Б., Садчикову Г.М., Степанову В.А., фракциям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом - Россия" (руководитель Шохин А.Н.) и общественного объединения "ЯБЛоко" (руководитель Явлинский Г.А.) поддержать предложения Государственной Думы Ярославской области по проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. 5. Предложить законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации поддержать в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения Государственной Думы Ярославской области по проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. 6. Обратить внимание членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на неконституционность положений статьи 1.3 проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, и необходимость пересмотра их в части обеспечения конституционного права субъектов Российской Федерации на осуществление ими правового регулирования в области административных правоотношений. 7. Направить настоящее постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательству и судебно-правовой реформе (председатель Лукьянов А.И.), по делам Федерации и региональной политике (председатель Иванченко Л.А.), депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ярославской области Горюнову Е.В., Грешневикову А.Н., Мизулиной Е.Б., Садчикову Г.М., Степанову В.А., фракциям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом - Россия" (руководитель Шохин А.Н.) и общественного объединения "ЯБЛоко" (руководитель Явлинский Г.А.), в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике (председатель Сычев А.П.), по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам (председатель Платонов В.М.), членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Ярославской области Лисицыну А.И. и Вахрукову С.А., законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации. 8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Государственной Думы Ярославской области Башмашникова А.С. Председатель Государственной Думы Ярославской области С.А.Вахруков Приложение к постановлению Государственной Думы Ярославской области от 30.09.97 N 119 "О проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении" ПРЕДЛОЖЕНИЯ Государственной Думы Ярославской области к проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении Статья 1.3 проекта Кодекса должна быть пересмотрена: В соответствии с пунктом к статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство в целом находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому в федеральном законе не могут быть определены "предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях" - в противном случае данная норма существенно ограничит права субъектов Российской Федерации в области административных правоотношений и вступит в прямое противоречие с Конституцией Российской Федерации. Кроме того, название статьи не в полном объеме соответствует ее содержанию: в предлагаемом варианте статья имеет две части, и вторая часть названием статьи не охвачена - в ней речь идет о сфере регулирования субъектов Российской Федерации в области административных правоотношений. Данная статья должна быть разбита на две статьи, которые определят компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Статья 1.3 проекта Кодекса изложена таким образом, что фактически не оставляет субъектам Российской Федерации (несмотря на их конституционное право) прав в области законодательного регулирования административных правоотношений. При наделении субъектов Российской Федерации правами использован остаточный принцип: субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в части, не урегулированной Российской Федерацией. При этом сфера регулирования Российской Федерации в проекте Кодекса определена настолько нечетко, что любое решение субъектов Российской Федерации, принятое в соответствии со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (если она будет принята в предлагаемой редакции), может быть оспорено на предмет правомочности его принятия. Российская Федерация будет "устанавливать административную ответственность по вопросам, имеющим общефедеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами". Поскольку перечень вопросов, имеющих общефедеральное значение, в проекте Кодекса не определен (а значит и компетенция органов власти субъектов Российской Федерации не определена!), субъект Российской Федерации, принимая решение о введении той или иной нормы, устанавливающей административную ответственность, всегда будет решать для себя и вопрос о праве, а поскольку это решение всегда будет субъективным (ведь четко установленной в законе нормы нет), оно всегда будет спорным. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен установить бесспорную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области административного законодательства. В соответствии с проектом Кодекса Российская Федерация будет устанавливать и "перечень органов и должностных лиц, правомочных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях". Если предположить, что производство по делам об административных правонарушениях, установленных законами субъектов Российской Федерации, будет возлагаться на органы и должностные лица, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, то фактически это будет означать внесение законами субъектов Российской Федерации дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ибо перечень полномочий этих органов закрытый), что недопустимо с позиции права. Если предположить, что субъекты Российской Федерации будут "придумывать" дополнительные органы, которые будут осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, то вряд ли им оставлен простор для фантазии - и так в проекте Кодекса таких органов 57 против существующих 38. Кроме того, такой подход будет противоречить концепции дальнейшего развития российского административного законодательства, изложенной Президентом Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 1997 году. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен установить компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области административно-процессуального законодательства. Часть первую статьи 4.2 проекта Кодекса дополнить пунктом 6 следующего содержания: "6) погашение задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей (по соответствующим составам правонарушений)". Блок норм об ответственности за нарушение избирательных прав граждан (статьи 5.1-5.13 проекта Кодекса) фактически без изменений переносится из действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Было бы неправильным не учитывать новую схему данных правонарушений, изложенную в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статью 5.1 проекта Кодекса предлагается изложить в следующей редакции: "Ограничение прав граждан на предвыборную агитацию и ознакомление со списками избирателей (участников референдума) Воспрепятствование ведению предвыборной агитации (кроме агитации в день выборов или референдума), а также нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума), либо отказ выдать гражданину письменный мотивированный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума), либо неисполнение решения суда об исправлении списка избирателей (участников референдума) в установленный срок, а равно нарушение тайны голосования - влечет наложение штрафа: на граждан - от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда". Расширить диспозицию статьи 5.6 проекта Кодекса, установив административную ответственность за распространение заведомо ложных сведений не только о кандидате, но и о членах его семьи. Главу 5 проекта Кодекса "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" дополнить статьями, устанавливающими административную ответственность за нарушение норм: - пункта 2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; - пункта 6 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; - пунктов 2,4,5 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В связи с отсутствием в перечне Постоянного комитета по контролю наркотиков от 17.12.96 понятия "небольшие размеры", в статье 6.4 проекта Кодекса слова "наркотические средства в небольших размерах" заменить словами "наркотических средств в размерах, не предусматривающих уголовной ответственности". Увеличить санкции статьи 6.4 проекта Кодекса (незаконное приобретение или хранение наркотических средств) и статьи 6.6 проекта Кодекса (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ) до 20-30 минимальных размеров оплаты труда, так как указанные в проекте Кодекса санкции не отвечают степени социальной опасности этих деяний. В целях исключения конкуренции норм об уголовной и административной ответственности: часть первую статьи 7.13 проекта Кодекса после слов "умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества" дополнить словами "если это деяние не повлекло причинения значительного ущерба"; часть вторую статьи 7.13 проекта Кодекса после слов "уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности" дополнить словами "если это деяние не повлекло причинения крупного ущерба"; учитывая, что статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за вандализм, который может выражаться также и в порче имущества на общественном транспорте, в статье 11.14 проекта Кодекса предусмотреть административную ответственность за повреждение транспортных средств общественного пользования и их внутреннего оборудования, исходя из направленности умысла (по неосторожности) и размера причиненного ущерба; учитывая, что статья 180 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за незаконное использование товарного знака, в статье 14.11 проекта Кодекса предусмотреть административную ответственность за данное деяние, исходя из размера причиненного ущерба; диспозицию статьи 16.7 проекта Кодекса "Умышленное невыполнение требований прокуратуры или следователя" дополнить словами "или лица, производящего дознание"; исключить из проекта Кодекса статью 18.4 "Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроза применения насилия в отношении должностного лица или его близких в связи с исполнением им должностных обязанностей по производству административно-процессуальных действий", т.к. данное правонарушение охватывается диспозицией статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации; исключить из проекта Кодекса статью 20.8 "Производство, продажа, передача, приобретение, хранение или ношение оружия или боеприпасов, оборот которых в качестве оружия на территории Российской Федерации запрещен", так как указанные деяния полностью охватывают диспозиции статей 222 и 223 Уголовного кодекса Российской Федерации. Дополнить главу 8 проекта Кодекса "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования" нормой, устанавливающей административную ответственность за жестокое обращение с животными. Статьи главы 12 проекта Кодекса "Административные правонарушения в области дорожного движения" изложить в редакции статей 114- 1261, 131, 134, 1341 действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, так как внесенные в них федеральным законом от 03.04.97 N 67-ФЗ изменения оказали совершенно очевидное положительное воздействие на состояние аварийности в области (так за май текущего года количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось на 49%, а за 12 дней июня погиб только 1 человек, тогда как в 1996 году - 16). Отказ от них был бы неоправданным. При сложившихся правилах обращения иностранных валют в Российской Федерации архаично выглядит содержание статьи 15.1 проекта Кодекса, предусматривающей ответственность в сумме "от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда за незаконную скупку, продажу, обмен или использование в качестве средства платежа иностранной валюты, если стоимость предмета незаконной операции не превышает ста долларов США или эквивалентной суммы в иной иностранной валюте". Кроме того, недопустимо в российском законодательстве в качестве эквивалента использовать иностранную валюту. Не может быть принята такая "новелла", как наложение административного штрафа от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, организации, общественного объединения за "невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении депутатской деятельности" (статья 16.1 проекта Кодекса). Один из основных принципов юридической ответственности (в том числе и административной) заключается в том, что законодатель в нормативном акте заранее определяет конкретные составы административных правонарушений и тем самым ставит в известность граждан и должностных лиц о их правах и обязанностях, несоблюдение или неисполнение которых влечет применение мер административной ответственности. Если по действующему законодательству административная ответственность может наступать только за несоблюдение запретов или неисполнение правовых обязанностей, закрепленных в норме закона или подзаконного акта, предлагаемое нововведение может повлечь привлечение административной ответственности за невыполнение оперативных поручений, неисполнение директивных актов административной власти. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не относятся к представителям исполнительно-распорядительной власти, поэтому на них не может распространяться принцип "действительности" принимаемых ими актов. Дополнить главу 16 проекта Кодекса "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" нормой, устанавливающей административную ответственность за вмешательство должностных лиц органов государственной власти в решение вопросов, находящихся в ведении местных сообществ. В связи с вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в статье 18.10 проекта Кодекса слова "исправительно-трудовые учреждения" заменить словами "исправительные учреждения", либо "учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы". Дополнить главу 18 проекта Кодекса статьями следующего содержания: "Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа внутренних дел, военнослужащего или другого лица при исполнении ими обязанностей по охране учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, или по охране мест содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - влечет наложение штрафа в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя применение этой меры будет признано недостаточным - административный арест на срок до 15 суток"; "Незаконные переговоры с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или в местах содержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, - влекут наложение штрафа в размере до 2 минимальных размеров оплаты труда. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением технических средств - влекут наложение штрафа в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией технических средств связи. Действия, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи, совершенные повторно - влекут наложение штрафа от 2 до 10 минимальных размеров оплаты труда, а в случае, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение этой меры будет недостаточным административный арест на срок до 15 суток". "Нахождение без разрешения администрации учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или администрации мест содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в режимной зоне, прилегающей к территории учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, или территории места содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - влечет предупреждение или наложение штрафа до одного минимального размера оплаты труда. Примечание: Границы режимной зоны, прилегающей к территории учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, или территории места содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, определяются их администрациями по согласованию с местными органами исполнительной власти и обозначаются на местности ограждением и предупреждающими знаками". Передать рассмотрение перечисленных административных дел органам внутренних дел. Статью 20.4 проекта Кодекса "Нарушение требований пожарной безопасности" дополнить пунктом 6, в котором установить административную ответственность предприятий (юридических лиц) за нарушение требований пожарной безопасности, что предусмотрено статьей 39 Федерального закона "О пожарной безопасности". Диспозицию статьи 20.9 проекта Кодекса - "установка на оружии приспособлений для бесшумной стрельбы или ночных прицелов" - дополнить словом "незаконная". В статье 20.15 проекта Кодекса "Нарушение пропускного режима охраняемых зон" дать разъяснение понятия "охраняемые зоны". Дополнить главу 20 проекта Кодекса: статьей следующего содержания: "Торговля механическими распылителями, аэрозолями и другими устройствами, снаряженными слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами или исковыми разрядниками без соответствующих лицензий - влечет наложение административного штрафа: на граждан от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией данного оружия самообороны; на юридических лиц - от 50 до 60 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией данного оружия"; статьей об ответственности физических лиц за воспрепятствование обследованию Государственной противопожарной службой объектов (независимо от форм собственности); статьей, предусматривающей административную ответственность за появление в пьяном виде, унижающем человеческое достоинство. В перечень статей, перечисленных в пункте 1 статьи 22.25 проекта Кодекса, дела по которым рассматривает Государственная противопожарная служба, дополнительно внести статьи 18.2, 18.3, 18.4 и 18.6. Спорным представляется положение законопроекта о том, что индивидуальные предприниматели при совершении административных проступков должны приравниваться по размеру штрафных санкций к должностным лицам (до 50 минимальных размеров оплаты труда). В проекте Кодекса прослеживается тенденция увеличения штрафных санкций, применяемых к гражданам. В действующем законе соотношение максимальных размеров штрафов между гражданами и должностными лицами составляет пропорцию 1:5. Предлагаемый максимальный размер административного штрафа до 25 и 50 минимальных размеров оплаты труда представляется значительно завышенным. Представляется спорным значительное увеличение количества органов (с 38 до 57), имеющих права рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III проекта Кодекса). Ведомственный характер привлечения лиц к административной ответственности может значительно снизить гарантии прав физических и юридических лиц на объективное рассмотрение дела. Кроме того, данный законопроект вступает в противоречие с концепцией дальнейшего развития российского административного законодательства, изложенной Президентом Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 1997 году, в котором отмечается: "Вместо упорядочения контрольных функций растет число контролирующих служб и ведомств, наделенных правом взыскивать штрафы. Хотя многолетний опыт доказал бесперспективность и даже вред такого подхода, именно он проявляется во многих поправках к действующему Кодексу РСФСР об административных правонарушениях и проекте нового варианта кодекса. Необходимо создать стройную структуру специализированных, контрольных инстанций, четкое разграничение между ними функций и полномочий, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб" ("Российские вести", 1997, 7 марта). Требует уточнения заявление авторов законопроекта, изложенное в Пояснительной записке (страница 6) о том, что поскольку "административные взыскания (в том числе и штрафы) являются мерой государственного принуждения, предлагается включить в проект норму о том, что штрафные суммы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в Особенной части Кодекса, должны в соответствии с федеральным законом о бюджете зачисляться в доход федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и местного бюджета", так как иное решение может повлечь нарушения законности (?), необъективность при рассмотрении дел (?), граничащие с злоупотреблениями и произволом (?). Необходимо до принятия Кодекса ознакомить субъектов Российской Федерации с проектом данной нормы и пропорциями распределения средств между бюджетами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|