Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Ярославской области от 10.02.1998 № 11

                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ВТОРОГО СОЗЫВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 10 февраля 1998 года N 11


          О проекте федерального закона "Об участии граждан
          Российской Федерации в обеспечении правопорядка",
         принятом Государственной Думой Федерального Собрания
                 Российской Федерации в первом чтении


     Рассмотрев проект  федерального   закона   "Об  участии   граждан
Российской   Федерации    в   обеспечении   правопорядка",    принятый
Государственной  Думой Федерального  Собрания  Российской Федерации  в
первом чтении (прилагается), и заслушав доклад председателя постоянной
комиссии  по  законодательству,  вопросам  государственной  власти   и
взаимодействию  с органами  местного  самоуправления Варниковой  Е.С.,
Государственная Дума Ярославской области
постановила:

     1. Отметить  целесообразность  принятия Федерального  закона  "Об
участии  граждан  Российской Федерации  в  обеспечении  правопорядка",
проект  которого принят  Государственной  Думой Федерального  Собрания
Российской Федерации в первом чтении.

     2. Предложить   Государственной   Думе   Федерального    Собрания
Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона  "Об
участии граждан  Российской  Федерации в  обеспечении правопорядка"  в
последующих   чтениях   учесть   предложения   Государственной    Думы
Ярославской области (прилагаются).

     3. Предложить   депутатам   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской  Федерации от Ярославской  области Горюнову  Е.В.,
Грешневикову А.Н.,  Мизулиной  Е.Б., Садчикову  Г.М., Степанову  В.А.,
Комитету  Государственной   Думы   Федерального  Собрания   Российской
Федерации  по  безопасности   (председатель  Илюхин  В.И.),   фракциям
Государственной  Думы   Федерального  Собрания  Российской   Федерации
Всероссийского общественно-политического движения  "Наш дом -  Россия"
(руководитель  Шохин  А.Н.)   и  общественного  объединения   "ЯБЛоко"
(руководитель Явлинский  Г.А.) поддержать предложения  Государственной
Думы Ярославской области  по проекту  федерального закона "Об  участии
граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка".

     4. Направить настоящее  постановление  в Комитет  Государственной
Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  по   безопасности
(председатель   Илюхин    В.И.),   депутатам   Государственной    Думы
Федерального  Собрания  Российской Федерации  от  Ярославской  области
Горюнову  Е.В., Грешневикову  А.Н.,  Мизулиной Е.Б.,  Садчикову  Г.М.,
Степанову В.А.,  фракциям Государственной  Думы Федерального  Собрания
Российской Федерации Всероссийского общественно-политического движения
"Наш  дом  -  Россия"   (руководитель  Шохин  А.Н.)  и   общественного
объединения "ЯБЛоко" (руководитель Явлинский Г.А.).

     5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Председателя Государственной  Думы  Ярославской  области  Башмашникова
А.С.





     Председатель
     Государственной Думы
     Ярославской области
                                                          С.А.Вахруков

                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                  Государственной Думы
                                                   Ярославской области
                                                     от 10.02.98  N 11


                             Предложения
               Государственной Думы Ярославской области
          к проекту федерального закона "Об участии граждан
           Российской Федерации в обеспечении правопорядка"

      В рассматриваемом  законопроекте  предложена  модель  реализации
пункта 1 статьи  22 Конституции Российской Федерации,  устанавливающей
право граждан Российской Федерации на неприкосновенность.

     Согласно Конституции   Российской   Федерации   обязанность    по
обеспечению неприкосновенности граждан возложена на государственные  и
муниципальные правоохранительные структуры. Это принципиальная позиция
действующего конституционного законодательства - своих граждан  должно
защищать государство.

     В Конституции Российской  Федерации даже не  упоминается о  праве
граждан на  самозащиту, о  праве на  пресечение правонарушений  других
физических лиц. Как бы  восполняя данный пробел, авторы  законопроекта
сами  сформулировали  "конституционную" статью:  "Каждый  имеет  право
защищать  свою жизнь,  достоинство  и  собственность, а  также  жизнь,
достоинство и  собственность  других лиц  от преступных  посягательств
любыми доступными ему средствами и способами, не запрещенными законом"
(статья  5 законопроекта).  Таким  образом, делается  попытка  создать
соответствующую правовую базу.

     Вместе с тем, конституционная норма не может быть заменена нормой
федерального закона.  Прежде   чем   принимать  данный   законопроект,
необходимо внести соответствующие дополнения в Конституцию  Российской
Федерации.

      Отличительной чертой  данного законопроекта  является  следующее
обстоятельство. Если ранее действовавшие народные дружины  создавались
трудовыми  коллективами  предприятий,  учреждений  и  организаций   по
производственно-территориальному   принципу,   то   в   этом   проекте
предполагается   иная   схема,   связанная   с   использованием   лишь
территориального  принципа.  Руководство  народными  дружинами  должны
осуществлять    органы    исполнительной    власти    (или    местного
самоуправления) и правоохранительные органы.

     При этом возникает ряд вопросов, которые необходимо урегулировать
в законе.   Во-первых,   не   ясно,  что   понимается   под   термином
"правоохранительные органы"?  Это суды,  органы прокуратуры,  милиции,
внутренние  войска?  Или  только  органы  милиции,  которые   призваны
обеспечивать  охрану  общественного  порядка?  Во-вторых,   необходимо
пояснить,  что  следует  понимать  под  специально  создаваемыми   для
руководства    деятельностью   народных    дружин    "государственными
учреждениями,  на  должностных  лиц  которых  распространяется  статус
государственных  служащих"  (статья 9  законопроекта)?  Предполагается
создать централизованную  систему специальных  органов по  отраслевому
признаку или это будет что-то иное?

      В части 1 статьи 14 законопроекта отмечено, что народные дружины
действуют под    непосредственным   руководством    правоохранительных
органов, однако неясно, каким образом это непосредственное руководство
будет осуществляться.

     В статью 10 законопроекта следует  включить положение о том,  что
состав органа управления народной дружины утверждается по согласованию
с  правоохранительными  органами  по  месту  создания  такой  народной
дружины.

      Ряд дополнений необходимо ввести в статью 11 законопроекта:

      в статье следует предусмотреть, что проверка лиц, принимаемых  в
члены народной дружины, осуществляется правоохранительными органами по
месту создания народной дружины;
      пункт 5 статьи  11  законопроекта содержит  материально-правовые
основания  исключения  из  народной дружины,  однако  законопроект  не
содержит  норм,  устанавливающих  процедуру  исключения  из   народной
дружины.

      В статью   14   законопроекта   необходимо   внести    следующие
дополнения:

      абзац 1  части  1  изложить  в  следующей  редакции:   "Народные
дружины, оказывая содействие правоохранительным органам, действуя  под
их  непосредственным   руководством  и,  как   правило,  совместно   с
сотрудниками милиции, могут принимать участие";
      дополнить   статью   пунктом   8  следующего  содержания:
     "в организации   профилактической   работы   с   родителями,   не
выполняющими обязанности по воспитанию детей".

      Необходимо внести ряд уточнений в статью 15 законопроекта:

      подпункт 1) пункта 1 дополнить  словами "... а также  причинение
вреда жизни, здоровью и имуществу гражданина";
      подпунктом 2  пункта   1  предусмотрена  обязанность   народного
дружинника    "оказывать    ...    содействие    депутатам     органов
представительной   власти   и  органов   местного   самоуправления   в
предупреждении  или   пресечении  обнаруженных  ими   правонарушений".
Непонятно, почему такое содействие народный дружинник обязан оказывать
только депутатам;
      подпункт 3) пункта 1 дополнить  словами "... и сообщить об  этом
их родным и близким";
      подпункт 6) пункта 1  после слов  "...и семейной тайне  граждан,
..." дополнить  словами "...  а также коммерческой  и служебной  тайне
...";
      подпункт 10)    пункта   2    после    слов   "для    связи    с
правоохранительными  органами ..."  дополнить  словами "...,  органами
здравоохранения  и  органами Министерства  по  чрезвычайным  ситуациям
России ...".

      Подпункт 3)  пункта   3  статьи   16  законопроекта   необходимо
дополнить словами "..., и сообщить об этом родственникам пострадавшего
лица".

      В пункте  2  статьи  17  законопроекта  слова  "...,  совершения
нападения,   ..."  необходимо   заменить   словами  "...,   совершения
группового нападения, ...".

      Пункт 3 статьи 24 законопроекта необходимо дополнить словами  "в
порядке, установленном законодательством".

      В пояснительной записке авторы  законопроекта отмечают, что  его
реализация не предусматривает дополнительных расходов из  федерального
бюджета. С таким утверждением трудно согласиться.

     Например, в  пункте  3  статьи  7  законопроекта  говорится,  что
"финансирование   деятельности   и  социальных   гарантий   внештатных
сотрудников  правоохранительных  органов  осуществляется  в   пределах
средств, выделяемых  на содержание соответствующих  правоохранительных
органов". Но, как известно, лишних средств этим органам не выделяется.
В статье 13 законопроекта также не определен источник  финансирования.
В статье  20 законопроекта  необходимо уточнить,  из каких  источников
предполагается осуществлять финансовое обеспечение социальных гарантий
для граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.

     Вопрос финансирования   реализации  законопроекта   нуждается   в
проработке.



Информация по документу
Читайте также