Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Ярославской области от 20.10.1998 № 104

               Государственная Дума Ярославской области
                           второго созыва

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.10.98 N 104
г. Ярославль

           О проекте федерального закона "Об обеспечении
         соответствия нормативных правовых актов субъектов
        Российской Федерации федеральным законам", внесенном
            в Государственную Думу Федерального Собрания
        Российской Федерации депутатами Государственной Думы
     Федерального Собрания Российской Федерации С.С.Митрохиным,
              С.А.Поповым, А.В.Шишловым, Ю.П.Ивановым


    Рассмотрев проект    федерального   закона    "Об    обеспечении
соответствия  нормативных   правовых   актов  субъектов   Российской
Федерации  федеральным законам",  внесенный  в Государственную  Думу
Федерального    Собрания    Российской    Федерации    в    порядке
законодательной   инициативы    депутатами   Государственной    Думы
Федерального   Собрания    Российской   Федерации    С.С.Митрохиным,
С.А.Поповым, А.В.Шишловым,  Ю.П.Ивановым  (прилагается), и  заслушав
доклад  председателя   постоянной   комиссии  по   законодательству,
вопросам государственной власти и взаимодействию с органами местного
самоуправления Варниковой Е.С.,
Государственная Дума Ярославской области ПОСТАНОВИЛА:
    1. Отметить,  что  проект федерального  закона  "Об  обеспечении
соответствия  нормативных   правовых   актов  субъектов   Российской
Федерации  федеральным  законам, внесенный  в  Государственную  Думу
Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной
инициативы  депутатами  Государственной Думы  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  С.С.Митрохиным,  С.А.Поповым,   А.В.Шишловым,
Ю.П.Ивановым, вызывает  принципиальные  возражения и  не может  быть
принят по следующим мотивам:
    * Нормативный правовой  акт -  официальный письменный  документ,
устанавливающий,  изменяющий  или отменяющий  нормы  права,  который
принимается  уполномоченным   органом.  Нормативные  правовые   акты
классифицируются по их юридической силе, которая определяется:
    - компетенцией и положением издавшего их органа в общей  системе
правотворческих органов государства;
    - характером  самих  нормативных  правовых  актов   (различаются
Конституция -  основной закон,  федеральные конституционные  законы,
федеральные законы и т.д.).
    Употребив термин  "нормативные  правовые акты"  без  конкретного
указания  на характер  имеемого  ввиду нормативного  правового  акта
(статьи 5,6 законопроекта), разработчики законопроекта не учли,  что
согласно части  4  статьи 76  Конституции  Российской Федерации  вне
пределов  совместного  ведения   Российской  Федерации  и   субъекта
Российской  Федерации  субъект  Российской  Федерации   осуществляет
собственное правовое регулирование.
    Согласно части 6  статьи 76 Конституции  Российской Федерации  в
случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым
актом  субъекта  Российской  Федерации, изданным  в  соответствии  с
частью  4  статьи  76 Конституции  Российской  Федерации,  действует
нормативный  правовой   акт  субъекта   Российской  Федерации.   Это
означает,  что  Конституция  Российской Федерации  признает  в  этом
случае более высокую  юридическую силу  ' актом субъекта  Российской
Федерации, и таким актом  может быть не только нормативный  правовой
акт органа  законодательной власти,  но и  нормативный правовой  акт
органа  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации,   и
отменить эти акты могут лишь органы, их издавшие.
    Этот конституционный    принцип    верховенства     региональных
нормативных актов, изданных в пределах ведения субъектов  Российской
Федерации,   над   федеральным  законом   грубо   нарушен   авторами
законопроекта, что в процессе реализации закона неминуемо приведет к
нарушению прав субъектов Российской Федерации.
    * Необходимости для принятия данного закона нет, поскольку  цель
и задачи, указанные в  пояснительной записке в качестве  обоснования
наличия такого  закона,  достигаются действующим  в настоящее  время
законодательством.
    В частности, в пояснительной записке к законопроекту  содержится
вывод о том, что "декларация части 2 статьи 4 Конституции Российской
Федерации  о  верховенстве  федеральных  конституции  и  законов   и
предусмотренных статьей  85 механизмов  реального обеспечения  этого
верховенства,  опирающихся  на  согласительные  процедуры,  судебное
рассмотрение  споров ...  и  приостановку действия  предположительно
противоречащего  федеральному  законодательству  акта  до  вынесения
решения судом не вполне достаточно для решения этой проблемы, покуда
не   создан   простой   и  прозрачный   механизм   реализации   этих
конституционных норм".
    Однако закрепленный  частью 2  статьи  4 Конституции  Российской
Федерации принцип  верховенства Конституции  Российской Федерации  и
федеральных законов  на всей территории  Российской Федерации  имеет
логическое завершение  в части  1 статьи  76 Конституции  Российской
Федерации,   закрепившей   требование   о   том,   что   федеральные
конституционные  законы   и  федеральные   законы,  принимаемые   по
предметам ведения  Российской  Федерации, имеют  прямое действие  на
всей территории Российской  Федерации, а также в  части 5 статьи  76
Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в  случае
противоречия между  федеральным законом, принятым  в соответствии  с
частями  1 и  2  Конституции  Российской  Федерации, и  иным  актом,
изданным   в   Российской   Федерации,   действует   соответствующий
федеральный закон.
    Таким образом,  Конституция   Российской  Федерации  не   только
"продекларировала"      принцип      верховенства       федерального
законодательства,  но  и   конституционно  закрепила  механизм   его
реализации.
    Кроме того,   статья   85   Конституции   Российской   Федерации
предоставляет право Президенту Российской Федерации приостанавливать
действие актов  органов исполнительной  власти субъектов  Российской
Федерации в случае противоречия их Конституции Российской  Федерации
и  федеральным  законам,  международным  обязательствам   Российской
Федерации  или нарушения  прав  и свобод  человека  и гражданина  до
решения этого вопроса соответствующим судом.
    Конституция Российской  Федерации  не  предоставляет  Президенту
Российской   Федерации   права  приостанавливать   действие   актов,
принимаемых  органами   законодательной  (представительной)   власти
субъектов Российской  Федерации, и  расширить полномочия  Президента
Российской  Федерации в  части  наделения  его указанным  правом  ни
федеральный закон,  ни  федеральный конституционный  закон в  рамках
Конституции Российской Федерации не может.
    В связи с  этим  представленный законопроект  не сможет  оказать
фактического влияния  на  предупреждение незаконной  нормотворческой
деятельности  органов   законодательной  (представительной)   власти
субъектов Российской Федерации, а следовательно поставленной цели не
достигнет.
    Без вышеназванного законопроекта эта  проблема до суда  решается
посредством  применения части  5  статьи 76  Конституции  Российской
Федерации   и   Федерального  закона   "О   прокуратуре   Российской
Федерации", согласно которому в функции прокуратуры входит надзор за
законностью  правовых   актов,   издаваемых  субъектами   Российской
Федерации, и  регламентируется деятельность  органов прокуратуры  по
выявлению нарушений законности и их устранению актами  прокурорского
реагирования.
    Функции Министерства юстиции Российской Федерации по  проведению
экспертизы   актов   субъектов   Российской   Федерации   закреплены
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 N  550
"О   дополнительных   функциях   Министерства   юстиции   Российской
Федерации".  И  здесь  следует   отметить,  что  в  иерархии   актов
постановление Правительства Российской  Федерации (а не  федеральный
закон!) - именно тот акт, который должен определять функции того или
иного министерства, в  том числе  и Министерства юстиции  Российской
Федерации.
    Как указано  в  пояснительной  записке,  "законопроект  уточняет
обязанности  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации по обеспечению правового единства Российской Федерации ...
с обязательным приведением ...  региональных норм в соответствие  со
вновь издаваемым федеральным законодательством".
    В этой  связи  следует  иметь  ввиду,  что  обязанность  органов
государственной власти соблюдать Конституцию Российской Федерации  и
законы вытекает  из статьи  15 Конституции  Российской Федерации,  а
принцип обеспечения  правового единства обеспечивается  Конституцией
Российской Федерации.
    Федеральный закон   не   может    и   не   должен    дублировать
конституционные  нормы, а  ничего  в развитие  конституционных  норм
представленный законопроект не предлагает.
    2. Предложить   Государственной   Думе   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  отклонить  проект  федерального  закона   "Об
обеспечении  соответствия   нормативных  правовых  актов   субъектов
Российской    Федерации    федеральным   законам",    внесенный    в
Государственную Думу  Федерального Собрания  Российской Федерации  в
порядке законодательной  инициативы депутатами Государственной  Думы
Федерального   Собрания    Российской   Федерации    С.С.Митрохиным,
С.А.Поповым, А.В.Шишловым, Ю.П.Ивановым.
    3. Предложить   Комитету   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации по законодательству и  судебноправовой
реформе (председатель Лукьянов А.И.), депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания  Российской Федерации  от Ярославской  области
Горюнову Е.В.,  Грешневикову А.Н., Мизулиной  Е.Б., Садчикову  Г.М.,
Степанову В.А., фракциям Государственной Думы Федерального  Собрания
Российской   Федерации   Всероссийского    общественно-политического
движения "Наш дом Россия" (руководитель Шохин А.Н.) и  общественного
объединения  "ЯБЛоко"   (руководитель  Явлинский  Г.А.)   поддержать
позицию  Государственной   Думы  Ярославской   области  по   проекту
федерального  закона   "Об   обеспечении  соответствия   нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным  законам",
внесенному в Государственную  Думу Федерального Собрания  Российской
Федерации   в   порядке   законодательной   инициативы    депутатами
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации
С.С.Митрохиным, С.А.Поповым, А.В.Шишловым, Ю.П.Ивановым.
    4. Направить настоящее  постановление в Комитет  Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации по  законодательству
и судебно-правовой реформе  (председатель Kукьянов А.И.),  депутатам
Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  от
Ярославской  области  Горюнову Е.В.,  Грешневикову  А.Н.,  Мизулиной
Е.Б., Садчикову Г.М., Степанову В.А., фракциям Государственной  Думы
Федерального    Собрания   Российской    Федерации    Всероссийского
общественно-политического движения "Наш дом - Россия"  (руководитель
Шохин  А.Н.)  и  общественного  объединения  "ЯБЛоко"  (руководитель
Явлинский  Г.А.),   депутатам   Государственной  Думы   Федерального
Собрания    Российской    Федерации    С.С.Митрохину,    С.А.Попову,
А.В.Шишлову, Ю.П.Иванову.
    5. Контроль   за   исполнением   постановления   возложить    на
заместителя Председателя  Государственной  Думы Ярославской  области
Башмашникова А.С.


Председатель
Государственной Думы
Ярославской области                                    С.А.Вахруков




Информация по документу
Читайте также