Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 18.12.1998 № 214-пАДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ от 18 декабря 1998 года N 214-п О проекте Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1998-2000 годы Во исполнение постановления Губернатора Ярославской области от 22 июня 1998 года N 412 "Об организации разработки и реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998-2000 годах" Правительство области постановляет: 1. Согласиться с проектом Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1998-2000 годы (приложение). 2. Предложить Губернатору Ярославской области утвердить Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1998-2000 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Баракина А.А. Председатель Правительства области В.А.Ковалев Приложение к постановлению Правительства Ярославской области от 18.12.1998 г. N 214-п ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ на 1998-2000 годы г. Ярославль 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт областной Программы 2. Введение 3. Содержание проблемы 4. Цель и задачи Программы 5. Анализ конкурентной среды и уровень монополизации на рынках товаров и услуг Ярославской области. Создание условий для развития конкуренции на приоритетных товарных рынках области 5.1. Промышленность 5.2. Строительство 5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство 5.4. Потребительский рынок 5.5. Инвестиционная политика и политика в области качества 5.6. Устранение барьеров входа на рынки 6. Предупреждение и ограничение монополистической деятельности 7. Организационное обеспечение реализации Программы. 8. Ожидаемые результаты реализации Программы 9. Мероприятия по решению задач демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области 1. Паспорт областной Программы Наименование Программы Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1998 - 2000 годы. Наименование решения о Постановление Губернатора Ярославской разработке области от 22.06.98 г. N 412 "Об организации разработки и реализации программы демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах. Заказчик Программы Ярославское территориальное управление государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике (ЯТУ ГАК России). Основные разработчики Управление экономики и Программы прогнозирования Администрации Ярославской области, ЯТУ ГАК России. Исполнители программы Структурные подразделения Администрации Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти. Цель и задачи Программы Предупреждение возможных негативных проявлений монополизма на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, эффективно влияющих на процессы структурных преобразований, уровень цен, тарифов и качество товаров и услуг на приоритетных для области рынках. Основные мероприятия Мероприятия, обеспечивающие Программы нормативно - правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений. Сроки реализации Программы 1998 - 2000 годы. Объем и источники На реализацию организационно - финансирования Программы правовых мероприятий, предусмотренных в программе, финансирование не предусматривается. Ожидаемые результаты Общее повышение эффективности реализации Программы деятельности хозяйствующих субъектов за счет усиления конкурентных принципов механизма рыночного регулирования; уменьшение коэффициента концентрации, коэффициента Герфиндаля - Гиршмана на товарных рынках; расширение потребительского выбора и относительное снижение уровня цен на важнейшие виды товаров и услуг; повышение качества товаров и услуг; экономия бюджетных средств. Система контроля Региональная межведомственная комиссия по конкурентной политике. ЯТУ ГАК России. (тел. 72-93-01) 2. Введение Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области, далее именуемая Программа, разработана во исполнение постановления Губернатора Ярославской области от 22 июня 1998 г. N 412 "Об организации разработки и реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998-2000 годах" и в соответствии с Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1, постановлением Правительства Российской Федерации "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах" от 21 февраля 1998 г. N 239, постановлением Губернатора Ярославской области "О приоритетах государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года" от 12.01.96 N 15 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области. Программа учитывает положения отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации. Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора Ярославской области от 30 августа 1994 г. N 423 "О программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Ярославской области", учитывает опыт ее реализации, а также структурные изменения в экономике области, произошедшие за последние годы. Демонополизация экономики и развитие конкуренции тесно связаны с инвестиционной политикой и повышением конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Достижению целей настоящей программы во многом способствуют мероприятия, предусмотренные Государственной инвестиционной программой Ярославской области, принимаемой ежегодно и областной программой "Качество", принятой на период 1998-2001 г.г. постановлением Губернатора Ярославской области "Об утверждении Программы "Качество" в Ярославской области" от 24.03.98 г. N 193. Программа базируется на анализе, проведенном с целью оценки состояния и перспектив развития конкурентной среды на товарных рынках области, а также на прогнозах социально-экономического развития области на ближайшие годы. Проблемы, связанные с демонополизацией экономики и развитием конкуренции, носят комплексный характер. Разработка и проведение мер по их разрешению обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Федерации. Настоящая Программа сформирована на основе предложений структурных подразделений Администрации области, территориальных подразделений федеральных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и представляет собой максимально согласованный подход к решению задач в области демонополизации и развития конкуренции на ближайшую перспективу. 3. Содержание проблемы Эффективность и результативность мероприятий по демонополизации экономики и развитию конкуренции зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов рыночного саморегулирования, в том числе конкурентных стимулов. В условиях сокращающегося спроса, сужения географических границ рынков и продолжающейся инфляции мероприятия по демонополизации не могут привести к моментальному положительному эффекту, а значит, они должны быть направлены на создание потенциальных условий экономического роста, которые проявятся при уменьшении негативного воздействия экономического кризиса. Кроме того, требуется определенный временной период для проявления положительных результатов таких мероприятий. Успешному развитию конкурентных отношений могут препятствовать: - монополистические действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, направленные в первую очередь на создание барьеров для доступа на рынок новым хозяйствующим субъектам, вытеснение конкурентов, получение сверхприбыли; - соглашения и согласованные действия, направленные на ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями, раздел рынка по кругу продавцов или покупателей, по территориальному признаку, по ассортименту реализуемых товаров; - практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, замены лицензирования (по видам деятельности, не подлежащим лицензированию) иными разрешительными процедурами; - необоснованное установление административных барьеров на пути движения товаров по территории России, противоречащее Закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьям 8 и 74 Конституции Российской Федерации; - предоставление экономически необоснованной государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов; - нарушение принципов добросовестной конкуренции, в частности, введением потребителей в заблуждение путем распространения ложных сведений о товарах и услугах; - активизация процесса экономической концентрации, выражающаяся в покупке крупных пакетов акций в результате перераспределения акций на вторичном рынке; - низкая конкурентоспособность продукции и услуг местных товаропроизводителей; - плохо развитая инфраструктура рынка. Продолжают сохраняться объективные трудности в финансовом обеспечении демонополизации и развития конкуренции в области. Финансовые и инвестиционные проблемы будут решены в ходе дальнейшего экономического развития, но уже сейчас необходимо обеспечить правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений. 4. Цель и задачи Программы Целью настоящей Программы является предупреждение возможных негативных проявлений монополизма на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, эффективно влияющих на процессы структурных преобразований, уровень цен, тарифов и качество товаров и услуг на приоритетных для области рынках. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач: - совершенствование нормативно-правовой базы, форм и методов антимонопольного регулирования и контроля, демонополизации и развития конкуренции; - предупреждение создания новых монопольных структур; - обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках; - осуществление государственного регулирования и контроля за деятельностью естественных монополий; - осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; - поддержка предпринимательства и создание условий для увеличения количества поставщиков продукции на рынки области; - повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей; - совершенствование системы общегосударственной стандартизации и сертификации; - расширение границ и преодоление региональной обособленности товарных рынков; - развитие рыночной инфраструктуры. 5. Анализ конкурентной среды и уровень монополизации на рынках товаров и услуг Ярославской области. Создание условий для развития конкуренции на приоритетных товарных рынках области 5.1 Промышленность В промышленности области, как и в промышленном комплексе России в целом, в результате проводимой в СССР государственной политики централизованного размещения производства исторически сложилась преимущественно монополизированная экономическая среда. Промышленный комплекс создавался путем строительства в основном крупных и средних предприятий, что преследовало цели повышения уровня концентрации и специализации производства, повышения степени кооперации между регионами России и союзными республиками. Осуществляемые в ходе рыночных реформ преобразования вносят существенные изменения в экономические условия функционирования промышленности и предъявляют к ее структуре новые требования. Демонополизация ряда отраслей промышленности и отдельных отраслей экономики осуществляется в рамках федеральных отраслевых программ. Высокий уровень концентрации промышленности, как предпосылка монопольного поведения субъектов рынка, все реже используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки. Кроме того, на фоне общеэкономического кризиса, сопровождающегося резким сокращением потребительского спроса и объема производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, открытием внутреннего рынка, монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна. В целях формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации товарных рынков. Антимонопольная политика по отношению к крупным предприятиям, занимающим доминирующее положение на товарных рынках должна сопровождаться усилением контроля за возможной монополистической практикой хозяйствующих субъектов, приводящей к злоупотреблениям на рынке, наносящим ущерб потребителям и экономике области в целом. Создание производств, которые могли бы конкурировать с уже имеющимися, в современных условиях представляется маловероятным, исключение составляет малое предпринимательство. В сложившихся условиях наиболее перспективными направлениями демонополизации и развития конкуренции в промышленном комплексе являются: - содействие реформированию предприятий с созданием производств по выпуску конкурентоспособной продукции; - создание "Торговых домов"; - совершенствование системы налогообложения; - создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность; - развитие малых предприятий, производящих товары и услуги и работающих в приоритетных направлениях, создание приемлемых для малого бизнеса условий осуществления хозяйственной деятельности; - реструктуризация предприятий, проводимая как самими собственниками, так и при участии Территориального агентства федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Ярославской области. 5.2. Строительство Процесс формирования полноценного рынка подрядных работ в строительстве в нынешних экономических условиях требует государственного регулирования и поддержки. Главной задачей на ближайший период является содействие развитию конкурсных принципов распределения заказов, техническому совершенствованию производства по выпуску высокоэффективной и конкурентной продукции, усиление роли лицензирования и Госархстройнадзора, принятие мер по активизации инвестиционной деятельности в области. 5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие подотрасли: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство (в том числе водоснабжение и эксплуатация канализационных сетей, газоснабжение, теплоснабжение, гостиничное хозяйство, внешнее благоустройство и санитарная очистка), непроизводственные виды бытового обслуживания (банно-прачечное хозяйство, ритуальные услуги и т.п.). Процессы демонополизации и приватизации в названных подотрослях протекают с разными темпами. Так, например сфера бытового обслуживания уже сегодня функционирует в рыночных условиях. Настоящая Программа предусматривает мероприятия по демонополизации и развитию конкуренции на рынке услуг жилищного и коммунального хозяйства. При этом особое внимание уделяется развитию конкуренции и демонополизации на локальных (в пределах муниципальных образований) товарных рынках. Создание конкурентной среды в подотрасли "жилищное хозяйство" зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями. Управление жилищным фондом, является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Повышение привлекательности этого сектора экономики будет происходить одновременно со становлением хозяйственных структур, специализирующихся на предоставлении услуг по управлению недвижимостью и выступающих заказчиками жилищно-коммунальных услуг- управляющих компаний, взаимоотношения которых с собственниками жилищного фонда должны регламентироваться договором на управление муниципальным или иным жилищным фондом. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно правовой формы. Товарищества собственников жилья также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью, на конкурсной основе. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом муниципальные предприятия по обслуживанию жилья, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией. При демонополизации жилищной сферы целесообразно предусмотреть возможность проведения конкурсов на выполнение специальных работ (обслуживание лифтового и антенного хозяйства, вывоз мусора и др.). В силу технологических особенностей подотрасли "коммунальное хозяйство" и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории и являются локальными монополиями. Географические границы этих товарных рынков, как правило, совпадают с административными границами городов и районов (исключение в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение). Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, ненадежности и экологической опасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий делает ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами исполнительной власти Ярославской области, а по ряду услуг органами местного самоуправления не достаточно эффективным. Важной мерой антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий по тепло - и водоснабжению должны стать регулярные проверки этих предприятий, инициируемые органами исполнительной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Организация такой работы требует создания необходимого нормативного и методического обеспечения. Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере деятельности естественных локальных монополий, определенные пути существуют и здесь за счет развития конкуренции на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг подрядными организациями любых форм собственности (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.). В структуре производственных затрат они обычно составляют более 50 процентов. Осуществление закупок подобных товаров и услуг может и должно происходить на конкурсной основе. Органам местного самоуправления, руководствуясь СНиПами необходимо обеспечить контроль за установкой приборов учета расхода газа, регулирования, контроля и учета тепла, счетчиков холодной и горячей воды для каждой квартиры в строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях. В перспективе существенное влияние на формирование конкурентной среды может оказать внедрение новых технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп потребителей (например, обеспечение проживающих в многоквартирных домах теплом, электроэнергией, услугами водоснабжения и водоотведения). Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в сфере услуг по санитарной очистке населенных пунктов и утилизации отходов будет сопровождаться созданием хозяйствующих субъектов, ориентированных на транспортировку отходов и непосредственно занятых их утилизацией 5.4. Потребительский рынок В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования, демонополизации экономики и развитию конкуренции, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности были созданы необходимые условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Существует достаточно развитая конкуренция и функционирует большое количество предприятий различных форм собственности в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, туризма, ремонта автотранспортных средств. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" государственная монополия в сфере торговли разрушена. Количество хозяйствующих субъектов в торговле возросло в несколько десятков раз. В области насчитывается свыше 3000 предприятий малого бизнеса, занимающихся торговлей и общественным питанием. Почти все из них имеют частную форму собственности. Доля товарооборота торговых предприятий государственной формы собственности составляет около 6 процентов. Современный потребительский рынок значительно расширился за счет торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Создание конкурентной среды позволило ликвидировать дефицит товаров и услуг. В целях повышения культуры обслуживания населения, предотвращения торговли недоброкачественной продукцией и строгого соблюдения финансовой дисциплины необходимо принимать меры по трансформированию стихийно возникающих рынков в торговые комплексы с соблюдением норм и правил, установленных действующим законодательством. По мере восстановления производства и расширения спроса на товары и продукцию, выпускаемые отечественной промышленностью и сельским хозяйством, возрастет роль оптовых предприятий. В этой связи необходимо способствовать дальнейшему развитию оптового рынка области, в существовании которого заинтересовано достаточное количество лиц: производители сельхозпродукции, переработчики, оптовики, розничная торговля. Для насыщения рынка отечественными товарами необходимо принимать меры по организации фирменных магазинов, торгующих товарами местных производителей, что позволит сократить посреднические звенья и снизить долю издержек обращения в конечной цене товара. В связи с созданием альтернативных форм торговли удельный вес потребительской кооперации в общем объеме товарооборота составил 6%, а в сельской местности - 50%. Структура предприятий потребительской кооперации представляется наиболее оптимальной в качестве организации торговли на селе. Имея торговую сеть в райцентрах и других крупных населенных пунктах, она способна содержать сеть убыточных магазинов в глубинке, предоставляя возможность сельскому населению приобретать товары первой необходимости по месту жительства. Для улучшения торгового обслуживания сельского населения наиболее перспективна разработка программ развития торговой сети в населенных пунктах, не имеющих стационарных магазинов, в соответствии с "Методическими указаниями по составлению перспективных планов развития и размещения предприятий розничной торговли и общественного питания для административных районов", разработанными ЦНИИЭПом торговых зданий Госкомархитектуры. 5.5. Инвестиционная политика и политика в области качества Демонополизация экономики и развитие конкуренции создают условия осуществления инвестиционной политики, повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках. Для решения этой задачи необходимо содействовать работе предприятий по техническому перевооружению и развитию производства продукции, пользующейся спросом. Состояние конкурентной среды и уровня монополизации экономики, являясь одной из характеристик инвестиционного климата региона, в то же время во многом определяется направлениями использования ограниченных инвестиционных ресурсов. Мероприятия по развитию конкуренции через инвестиционные проекты являются составной частью принимаемой ежегодно Государственной инвестиционной программы Ярославской области. Поддержка инвестиционных проектов, осуществляемая в рамках коммерческой части Государственной инвестиционной программы области, способствует: - развитию новых производств, выход на рынок которых гарантирует потребителям право выбора товаров и услуг; - совершенствованию технологий и повышению качества товаров, позволяющих сохранять достигнутый уровень удовлетворения спроса; - расширению ассортимента производимых в области товаров и услуг, создающих достойную конкуренцию или полностью замещающих импорт, и как следствие - более полному удовлетворению потребительского спроса и снижению уровня цен. Вопросы создания в Ярославской области условий, способствующих повышению качества выпускаемой предприятиями продукции и оказываемых услуг, их конкурентоспособности, решаются в рамках областной программы "Качество", предусматривающей конкретные мероприятия по: - созданию и постановке на производство новых видов конкурентоспособной продукции; - разработке, внедрению и сертификации современных комплексных систем качества на предприятиях области; - сертификации услуг предприятий торговли и общественного питания, производственных и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, автотранспортных пассажирских перевозок, гостиниц и туристических организаций; - обучению специалистов предприятий и организаций по вопросам качества; - созданию новых органов по сертификации. 5.6. Устранение барьеров входа на рынки В современных условиях развития экономики важное значение имеет устранение барьеров входа на товарные рынки, связанных с действием таких факторов, как сужение его географических границ вследствие роста транспортных издержек и возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Демонополизация экономики связана с расширением товарообмена и преодолением региональной обособленности товарных рынков. В целях расширения географических границ товарных рынков, повышения уровня спроса на производимую продукцию и восстановления единого экономического пространства необходимо реализовать меры по упорядочению расчетов, ликвидации бартера и существенному снижению доли транспортных издержек в конечной цене реализации продукции. Особое место занимают барьеры входа на рынок, которые могут создаваться действиями органов государственной власти всех уровней в процессе государственного регулирования экономики (лицензирование, налогообложение, ценовая политика, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам и др.). 6. Предупреждение и ограничение монополистической деятельности Система мер, направленных на предупреждение и ограничение монополистической деятельности, может включать в себя превентивные меры и меры ограничительного порядка. К первым следует отнести: - ведение Реестра хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках, с учетом изменения уровня монополизации и степени концентрации, условий хозяйствования и значимости товарной группы; - периодическую публикацию Реестра в печати для сведения хозяйствующих субъектов, предпринимателей, населения; - целенаправленную работу по сбору и обработке информации по форме N 1-мон "Сведения о производстве продукции хозяйствующими субъектами, имеющими на рынке определенного товара долю более 35 процентов" и на этой основе - разработку и реализацию мер экономико-правового ограничения монополистической деятельности предприятий, находящихся в Реестре; - информирование должностных лиц хозяйствующих субъектов, находящихся в Реестре, об изменениях в антимонопольном законодательстве; - пропаганда основ антимонопольного законодательства с целью разъяснения прав и обязанностей, которое дает конкурентное право гражданам Российской Федерации. К мерам, направленным на ограничение монополистической деятельности, следует отнести создание системы действенного государственного контроля за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, по вопросам соблюдения установленного порядка ценообразования, установления монопольно высоких и монопольно низких цен, по вопросам ограничения доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, территориальных ограничений при поставке товаров, дискриминирующих условий в договорах. Условиями и мерами ограничения монополистической деятельности могут быть процессы принудительного разделения (выделения) одного или нескольких хозяйствующих субъектов на базе структурных подразделений, запрет на приобретение пакета акций хозяйствующим субъектом, создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих организаций и их объединений, если такие действия приводят к злоупотреблениям доминирующим положением и ограничению конкуренции; разработка механизма ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям. 7. Организационное обеспечение реализации программы Выполнение конкретных мероприятий по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках области в пределах своей компетенции в установленном порядке организуют структурные подразделения Администрации области во взаимодействии и с привлечением, в необходимых случаях, органов местного самоуправления, общественных организаций и отдельных хозяйствующих субъектов. Координацию действий и контроль за ходом реализации Программы осуществляют Ярославское территориальное управление ГАК и Региональная межведомственная комиссия по конкурентной политике, образованная в соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области от 22.06.98 г. N 412 "Об организации разработки и реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах". 8. Ожидаемые конечные результаты от реализации программы Качественным результатом реализации организационных мероприятий настоящей Программы будет создание новых, более благоприятных условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития предпринимательства, защиты населения и хозяйствующих субъектов от диктата локальных монополий и злоупотреблений доминирующим положением. Количественными проявлениями положительного воздействия процессов демонополизации и развития конкуренции станут: - общее повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов за счет усиления конкурентных принципов механизма рыночного регулирования; - уменьшение коэффициента концентрации, коэффициента Герфиндаля - Гиршмана на товарных рынках; - расширение потребительского выбора и относительное снижение уровня цен на важнейшие виды товаров и услуг; - повышение качества товаров и услуг; - экономия бюджетных средств. 9. МЕРОПРИЯТИЯ по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах N Направление и содержание работ Срок исполнения Ответственные исполнители п/п (в установленном порядке) (в установленном порядке) 1 2 3 4 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования, демонополизации и развития конкуренции 1.1. Анализ нормативно-правовой 1998-2000г.г. ЯТУ ГАК России. базы на региональном уровне по реализации антимонопольной политики и развитию конкурентной среды. 1.2. Обеспечение применения 1998-1999 г.г. Администрация Ярославской установленных законодательством области, принципов антимонопольного контроля ЯТУ ГАК России, при проведении конкурсов, торгов и органы местного самоуправления аукционов, в том числе при размещении муниципальных образований. заказов на поставку продукции и выполнение работ для региональных и муниципальных нужд. 1.3. Совершенствование процедуры 1998-1999 г.г. ЯТУ ГАК России. рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства в целях обеспечения гласности и публичности правоприменительной практики и защиты интересов хозяйствующих субъектов и граждан. 1.4. Разработка проекта закона 1998 г. Департамент жилищно-коммунального Ярославской области "О хозяйства Администрации области. жилищно-коммунальном хозяйстве". 1.5. Разработка методических 1998 г. Департамент жилищно-коммунального рекомендаций по планированию, учету и хозяйства Администрации области. калькулированию себестоимости тепловой энергии теплоэнергетическими предприятиями. 2. Предупреждение создания новых монопольных структур 2.1. Осуществление 1998-2000 г.г. ЯТУ ГАК России, предварительного контроля за департаменты Администрации созданием новых интегрированных области. структур монопольного характера в результате слияния, присоединения коммерческих организаций, создания объединений коммерческих организаций, а также приобретения крупных пакетов акций (долей, вкладов) хозяйственных обществ и товариществ. 2.2. Обеспечение координации 1998-2000 г.г. ЯТУ ГАК России, деятельности органов исполнительной департаменты Администрации власти при реализации требований области, антимонопольного законодательства, в Территориальное агентство том числе: Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) - в процессе приватизации; по Ярославской области. - при осуществлении процедур банкротства и санации убыточных предприятий; - при регистрации операций на вторичном рынке корпоративных ценных бумаг, рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений. 3. Обеспечение равных возможностей хозяйствования 3.1. Правовая регламентация 1998-2000 г.г. Департаменты Администрации порядка и процедуры предоставления области, государственной помощи в виде ЯТУ ГАК России. субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов. 3.2. Развитие конкурсных принципов 1998-2000 г.г. Департаменты Администрации и соблюдение антимонопольных области, требований при размещении заказов на ЯТУ ГАК России. поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд Ярославской области и муниципальных нужд. 3.3. Освещение хода и итогов 1998-2000 г.г. Управление общественных связей, конкурсов на закупку продукции и информации и печати Администрации выполнение работ для государственных области, нужд Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных нужд в средствах муниципальных образований массовой информации. 4. Упорядочение государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий 4.1. Создание Региональной 1 квартал 1999 Департамент промышленности и энергетической комиссии на г. предпринимательства Администрации профессиональной основе с целью более области эффективного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, цен на газ. 4.2. Совершенствование единой 1998 г. Департамент государственного методологической базы контроля цен и регулирования хозяйственной экспертизы ценообразования в отраслях деятельности Администрации естественных монополий. области. 4.3. Анализ изданных нормативных 1998-2000 г.г. ЯТУ ГАК России, актов по вопросам, касающимся департаменты Администрации деятельности субъектов естественных области, монополий на соответствие их органы местного самоуправления антимонопольному законодательству. муниципальных образований. 4.4. Разработка 1998-2000 г.г. ЯТУ ГАК России, нормативно-правовых актов, департаменты Администрации определяющих сферы, формы и методы области, регулирования деятельности органы местного самоуправления естественных монополий на локальных муниципальных образований. рынках. 4.5. Контроль за деятельностью 1998-2000 г.г. ЯТУ ГАК России. субъектов естественных монополий, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на предмет соблюдения ими антимонопольного законодательства. 5. Создание условий для развития конкурентной среды на приоритетных товарных рынках области. Формирование инфраструктуры рынков, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов. 5.1. Промышленность 5.1.1. Содействие реформированию 1998-2000 г.г. Департамент промышленности и предприятий с созданием производств предпринимательства Администрации по выпуску конкурентоспособной области, продукции. ГУ "Ярославский Центр реструктуризации предприятий". 5.1.2. Содействие созданию "Торговых 1998-2000 г.г. Департамент промышленности и домов" и участие в их организации. предпринимательства Администрации области. 5.1.3. Совершенствование системы 1998-2000 г.г. Администрация области, налогообложения. Государственная Дума области. 5.1.4. Создание и развитие 1998 г. Администрация области, инфраструктуры рынка, обеспечивающей Администрация Рыбинского МО предпринимательскую деятельность, в Администрация Тутаевского МО. частности: развитие Рыбинского предпринимательского центра, создание территориальных центров развития малого бизнеса в муниципальных образованиях (в том числе, учебно-делового центра в г. Тутаеве). 5.1.5. Поддержка проектов развития 1998-2000 г.г. Департамент промышленности и предприятий, производящих товары и предпринимательства Администрации услуги, и работающих в приоритетных области, направлениях: Управление инвестиционной и - переработка внешнеэкономической деятельности сельскохозяйственной продукции; Администрации области. - производственная и инновационная деятельность; - оказание услуг населению; - социально значимая деятельность (обслуживание детей, инвалидов, пенсионеров и др.). 5.1.6. Создание приемлемых для малого 1998-2000 г.г. Департамент промышленности и бизнеса условий при предоставлении в предпринимательства Администрации аренду и приватизации имущества в области, свете Указа Президента РФ от 29.06.98 департамент по управлению N 730 " О мерах по устранению государственным имуществом административных барьеров при Администрации области. развитии предпринимательства". 5.2. Строительство 5.2.1. Создание областного 1998-1999 г.г. Департамент строительства и информационного центра и базы данных архитектуры Администрации по прогрессивным технологиям, области. материалам, конструкциям, изделиям, системам, проектным и инженерным решениям в области строительства с учетом максимального задействования предприятий региона. 5.2.2. Подготовка предложений по 1999 г. Департамент строительства и осуществлению структурной перестройки архитектуры Администрации предприятий строительного комплекса области. области, с проработкой вопросов создания конкурентоспособных производств. 5.2.3. Разработка предложений 1998 г. Департамент строительства и органам местного самоуправления архитектуры Администрации муниципальных образований области по области. осуществлению программ модернизации домов первых массовых серий. 5.2.4. Осуществление пилотного 1998-1999 г.г. Департамент строительства и проекта внедрения нетрадиционного архитектуры Администрации источника теплоснабжения в виде области. теплонасосной установки на строящейся школе в дер. Филлипово Любимского Муниципального округа. 5.2.5 Проведение конкурса среди 1998-1999 г.г. Департамент строительства и проектных и строительных организаций архитектуры Администрации на лучший проект многоэтажного области, совместно с отделением "теплого" дома с ограниченной Союза строителей РФ (по стоимостью квадратного метра не более согласованию). 2,0 - 2,3 тыс. рублей. 5.2.6. Проведение конкурса среди 1998-1999 г.г. Департамент строительства и проектных и строительных организаций архитектуры Администрации области на лучший проект модернизации домов совместно с отделением Союза первых массовых серий. строителей РФ (по согласованию). 5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство 5.3.1. Завершение формирования служб 1998 г. Департамент жилищно-коммунального единого заказчика и переход на хозяйства Администрации области договорные отношения в отрасли. органы местного самоуправления муниципальных образований. 5.3.2. Разработка и доведение до 1998 г. Департамент жилищно-коммунального муниципальных образований пакета хозяйства Администрации области. документов, необходимых для создания и функционирования в области товариществ собственников жилья. 5.3.3. Оказание помощи в заключении 1998 г. Департамент ЖКХ Администрации договоров на обслуживание с области. собственниками жилых помещений. 5.3.4. Разработка мер по снижению 1999-2000 г.г. Департамент жилищно-коммунального стоимости жилищно-коммунальных услуг хозяйства Администрации области, за счет исключения необоснованных органы местного самоуправления затрат, включаемых в себестоимость, муниципальных образований. организация проведения аудиторских проверок деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. 5.3.5. Обеспечение 1999-2000 г.г. Департамент жилищно-коммунального организационно-методической помощи хозяйства Администрации области. органам местного самоуправления муниципальных образований по разработке тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. 5.3.6. Переход па конкурсную систему 1999-2000 г.г. Органы местного самоуправления размещения заказов на поставку муниципальных образований. продукции и выполнение работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе: - текущий и капитальный ремонт жилищного фонда; - содержание объектов внешнего благоустройства; - отбор энергосберегающих технологий, установка и эксплуатация приборов учета и контроля; - обслуживание лифтов; - закупка оборудования и материалов для жилищного хозяйства; - сбор и вывоз твердых бытовых отходов; - проведение аудита в предприятиях и организациях жилищно-коммунальной сферы. 5.3.7. Мониторинг процессов 1998 - 2000 ЯТУ ГАК России, демонополизации и развития г.г. Департамент жилищно-коммунального конкуренции в сфере хозяйства Администрации области, жилищно-коммунального хозяйства и органы местного самоуправления влияния конкуренции на уровень цен, муниципальных образований. качество обслуживания, надежность и экологическую безопасность оказываемых услуг. 5.4. Потребительских рынок 5.4.1. Разработка программ развития 1998 г. Департамент АПК, торговой сети в населенных пунктах, природопользования и не имеющих стационарных магазинов, в потребительского рынка соответствии с "Методическими Администрации области, указаниями по составлению органы местного самоуправления перспективных планов развития и муниципальных образований. размещения предприятий розничной торговли и общественного питания для административных районов", разработанными ЦНИИЭПом торговых зданий Госкомархитектуры. 5.4.2. Продолжение работы по 1999 г. Департамент АПК, развитию оптового продовольственного природопользования и рынка в г. Ярославле. потребительского рынка Администрации области, управление сферы услуг мэрии г. Ярославля. 5.4.3. Организация подготовки 1998 - 1999 Департамент федеральной квалифицированных кадров г.г. государственной службы занятости инфраструктуры товарных рынков из населения по Ярославской области. числа безработных граждан. 5.4.4. Осуществление контроля за 1998 - 2000 Департамент АПК, выполнением обязательных требований и г.г. природопользования и условий хозяйствования, включающих потребительского рынка, соблюдение законодательных актов, департамент государственного норм и стандартов предприятиями регулирования хозяйственной торговли, общественного питания. деятельности Администрации области. 5.4.5. Трансформирование стихийно 1998 - 1999 Органы местного самоуправления возникающих рынков в торговые г.г. муниципальных образований. комплексы с соблюдением норм и правил, установленных законодательством. 5.4.6. Разработка порядка и условий 1998 г. Департамент АПК, деятельности организаций, природопользования и осуществляющих временное хранение, потребительского рынка, переработку или уничтожение департамент государственного некачественных продуктов во регулирования хозяйственной исполнение Постановления деятельности Администрации Правительства РФ от 29.09.97 N 1263 области. "Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении". 5.4.7. Создание информационной 1999 г. Департамент государственного системы о выявленных правонарушениях регулирования хозяйственной в выполнении лицензионных условий деятельности Администрации субъектами хозяйствования, области, работающими на рынках товаров и услуг управление информатизации и области. технических средств Администрации области. 5.5. Предупреждение и ограничение монополистической деятельности 5.5.1. Ведение и публикация Реестра 1998 - 2000 ЯТУ ГАК России. хозяйствующих субъектов, имеющих долю г.г. на рынке определенного товара более 35 процентов. 5.5.2. Контроль за деятельностью 1998 - 2000 ЯТУ ГАК России. хозяйствующих субъектов, включенных в г.г. Реестр, на предмет соблюдения ими антимонопольного законодательства. 5.5.3. Пресечение монополистической 1998 - 2000 ЯТУ ГАК России. деятельности, связанной со г.г. злоупотреблениями доминирующим положением на товарном рынке, соглашениями и согласованными действиями, недобросовестной конкуренцией хозяйствующих субъектов, действиями органов власти и управления, направленных на ограничение конкуренции (по признакам нарушения ст. 5,6,7,8,10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1). 5.5.4. Консультирование 1998 - 2000 ЯТУ ГАК России. хозяйствующих субъектов по вопросам г.г. применения антимонопольного законодательства. 5.5.5. Освещение вопросов 1998 - 2000 ЯТУ ГАК России. правоприменительной практики Закона г.г. РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|