Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ярославской области от 05.02.1999 № 57АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.02.99 N 57 г. Ярославль Об утверждении "Порядка учета требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при разработке декларации безопасности промышленного объекта и проведении экспертизы промышленной безопасности на территории Ярославской области" В целях развития комплексной системы защиты населения от техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций приняты постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", приказ МЧС России и Госгортехнадзора России от 04.04.96 "О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", приказ МЧС России и Госгортехнадзора России от 07.08.96 N 599/125 "Об экспертизе декларации безопасности промышленных объектов Российской Федерации". В развитие этих документов утверждены "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (постановление Федерального горного и промышленного надзора от 06.11.98 N 64) и "Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте" (утверждены Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) 23.02.98). Указанные документы призваны обеспечить работу Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N 1113 (с изменениями на 22.04.97) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ, однако не отражают вопросов, касающихся требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования и санитарно-эпидемиологической благополучия населения, как это требует Закон Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В целях исполнения Федерального закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федерального закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" на территории Ярославской области, для обеспечения содействия устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях на территории Ярославской области, осуществления сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Ярославской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Для учета всех составляющих требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при использовании на территории Ярославской области "Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта" и "Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" утвердить "Порядок учета требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды экологической безопасности, рационального природопользования санитарно-эпидемиологического благополучия населения при разработки декларации безопасности промышленного объекта и проведении экспертизы промышленной безопасности на территории Ярославской области" (прилагается). 2. При заключении договоров страхования гражданской ответственности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты на территории Ярославской области, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте указывать в каждом конкретном случае существенные обстоятельства для определения вероятности наступления аварии, развития чрезвычайной ситуации и возможных убытков от их наступления. 3. Контроль за исполнением возлагаю на заместителя Губернатора Г.С.Быкова. 4. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор Ярославской области А.И.Лисицын Приложение к постановлению Губернатора Ярославской области от 05.02.99 N 57 ПОРЯДОК учета требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при разработке декларации безопасности промышленного объекта и проведении экспертизы промышленной безопасности па территории Ярославской области ЧАСТЬ I Порядок учета требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при разработке декларации безопасности промышленного объекта 1. Общие положения 1.1. Декларирование безопасности промышленного объекта Российской Федерации на территории Ярославской области (далее промышленный объект), деятельность которого связана с повышенной опасностью для производства, окружающей природной среды, жизни и здоровья промышленного персонала (далее - персонал) и населения, осуществляется в целях обеспечения контроля (мониторинга) за соблюдением норм экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей среды, безопасности персонала и населения, в целях оценки потенциала опасности, риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций, а также прогнозирования условий возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций и их возможных последствий для производства, окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения, в целях предотвращения возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций, для оценки достаточности и эффективности мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий, оценки достаточности и эффективности мероприятий, связанных с локализацией и ликвидацией аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий, мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь, по восстановлению нарушенной окружающей среды и расчета возможного ущерба. 1.2. Декларация безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее - Декларация) разрабатывается для проектируемых и действующих опасных промышленных объектов на территории Ярославской области на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. 1.3. Декларация является документом, определяющим возможный характер и масштабы аварий и чрезвычайных ситуаций, их последствий для окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения, комплекс мероприятий по их предупреждению, локализации и ликвидации, по снижению размеров ущерба и потерь. 1.4. Декларация должна характеризовать техническую и экологическую безопасность, охрану окружающей среды, безопасность персонала и населения при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленного объекта. Она должна содержать: основные экологические характеристики технологических процессов, используемого сырья и материалов, продукции, производимой на промышленном объекте; сведения о влиянии промышленного объекта на окружающую природную среду, учитывающие прошлый экологический ущерб; анализ потенциала опасности и риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включающий определение источников опасностей, оценку условий развития и возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций для производства, окружающей среды, жизни и здоровья персонала и населения; план превентивных мероприятий по снижению рисков и по защите населения и территорий от воздействия аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий; характеристику систем контроля (мониторинга) за экологической безопасностью, рациональным природопользованием, охраной окружающей среды, за безопасностью для жизни и здоровья персонала и населения, сведения об объемах и содержании организационных, технических, экологических, природоохранных, медицинских, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, и иных мероприятий по предупреждению аварий и чрезвычайных ситуаций, по защите населения и территорий от аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий, по локализации и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий для производства, окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций и возможных последствиях их воздействия на производство, окружающую природную среду, на жизнь и здоровье персонала производственного объекта и населения; характеристику мероприятий по подготовке и поддержанию в постоянной готовности сил и средств по предупреждению, локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций и их возможных последствий воздействия на производство, окружающую природную среду, жизнь и здоровье персонала и населения, мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь, а также мероприятий по обучению персонала промышленного объекта и населения способам защиты и действий при авариях и чрезвычайных ситуациях; характеристику мероприятий по защите жизни, здоровья персонала, населения и окружающей среды в случае возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также порядок действия сил и средств по предупреждению, локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций и последствий их воздействия на окружающую природную среду, жизнь и здоровье персонала и населения; порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших авариях и чрезвычайных ситуациях и их возможных последствиях для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения. 1.5. Декларация с учетом требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются организации) для проектируемых и действующих промышленных объектов. 1.6. Декларация должна уточняться при изменении требований экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в Декларации, но не реже одного раза в пять лет. 1.7. Региональные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации на территории Ярославской области организуют экспертизу деклараций и дают разъяснения по применению настоящего Порядка. 2. Термины и определения 2.1. Опасный производственный объект - предприятие или его цех, участок, площадка или иной производственный объект, определенный в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 2.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. 2.3. Риск возникновения чрезвычайной ситуации - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02-94). 2.4. Степень экологического риска измеряется вероятностью возникновения аварийного случая на объекте и размером причиняемого ущерба. 2.5. Загрязнение - это антропогенно обусловленное поступление веществ и энергии в природную среду, приводящее к ухудшению ее состояния с точки зрения эколого-санитарного благополучия и экономических интересов. 2.6. Угроза экологической безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам объектов экологической безопасности. К их числу относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, загрязнение окружающей природной среды при осуществлении длительной хозяйственной и иной деятельности. 2.7. Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов объектов экологической безопасности (личности, населения, территорий) от угроз, создаваемых природными объектами, загрязненными при осуществлении антропогенной деятельности (в случае аварий, катастроф, длительной хозяйственной, военно-оборонной и иной деятельности), а также вследствие природных явлений и стихийных бедствий или экологическая безопасность - состояние потенциального источника опасности, при котором исключается или сводится к минимуму его неблагоприятное воздействие (загрязнение) на природные объекты, а через них - на жизненно важные интересы личности, населения, территорий. 2.8. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде и материальные потери в случае их возникновения. 2.9. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. 2.10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. 2.11. Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. З. Требования при разработке, утверждении и представлении декларации 3.1. Декларация разрабатывается организацией, имеющей в своем составе опасный производственный объект, самостоятельно или совместно с организациями, имеющими в обязательном порядке лицензии на проведение экологического аудита, на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработки раздела "Охрана окружающей среды" в составе предпроектной и проектной документации, на осуществление видов деятельности, связанных с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, промышленных производств и промышленных объектов. 3.2. Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. 3.3. Декларация, выполненная с учетом требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при разработке Декларации безопасности промышленного объекта составляется в четырех экземплярах. Один экземпляр и электронная копия представляются в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ярославской области, один экземпляр - в орган местного самоуправления, на территории которого располагается декларируемый промышленный объект; один экземпляр - в Государственный комитет по охране окружающей среды Ярославской области. Декларация представляется в сброшюрованном виде и с экспертным заключением. Первый экземпляр утвержденной Декларации хранится в организации, утвердившей Декларацию. 3.4. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ярославской области и Государственный комитет по охране окружающей среды Ярославской области, каждый по своему профилю, ведут компьютерные банки данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию безопасности и предоставивших Декларацию с учетом требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; анализируют ход выполнения процедуры декларирования безопасности на подконтрольной территории Ярославской области; накапливают информацию, позволяющую эффективно осуществлять контроль за соблюдением технической и экологической безопасности, за рациональным природопользованием, охраной окружающей природной среды, безопасностью персонала и населения, оценивать потенциал опасности, риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций, оценивать степень экологического риска и управлять им, прогнозировать условия возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций и их возможные последствия для производства, окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения, позволяющую правильно оценивать эффективность мероприятий по предотвращению возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуации, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий, мероприятий, связанных с локализацией и ликвидацией аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий, снижению размеров ущерба и потерь, точность расчета возможного ущерба, мероприятий по восстановлению нарушенной окружающей природной среды. 4. Требования к структурным элементам Декларации 4.1. В разделе Декларации "Общая информация" общие сведения о промышленном объекте включают: 4.1.1. Данные об экологической обстановке, учитывающие прошлый экологический ущерб, включают: - уровень фоновой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; - характеристику объекта как источника загрязнения атмосферы; - характеристику источников водоснабжения; - характеристику объекта как источника загрязнения водных объектов; - состояние промышленной площадки и охрану почв от отходов производства; - оценку потенциальной опасности объекта: а) оценку потенциальных изменений элементов окружающей природной среды в результате деятельности объекта, учитывающую прошлый экологический ущерб; б) оценку ущерба, нанесенного окружающей среде; в) оценку потенциального ущерба, наносимого элементам окружающей природной среды при нормальной эксплуатации, при аварийных и чрезвычайных ситуациях; г) оценку воздействия загрязненных природных объектов на население и территории. 4.1.2. Данные о персонале и проживающем вблизи населении включают: - социально-экономические и демографические особенности территории, перспективы развития территории; - санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические условия проживания и здоровья населения в зоне влияния промышленного объекта. 4.1.3. Страховые данные включают: - анализ экологической обстановки; - анализ потенциала опасности и степени риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций; - оценку потенциального ущерба, наносимого окружающей природной среде, жизни и здоровью населения при аварии и чрезвычайной ситуации; - план превентивных мер по снижению экологических рисков и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий. 4.1.4. Общие меры безопасности включают: - характеристику системы контроля (мониторинга) за экологической безопасностью на промышленном объекте, рациональным природопользованием и охраной окружающей природной среды, безопасностью производственного персонала и населения, сведения об организации служб экологического надзора; - характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных об экологической ситуации; - регулярность проверки знаний норм и правил экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - план превентивных мер по снижению экологических рисков, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций и управления ими; - перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по экологической безопасности, рациональному природопользованию, охране окружающей природной среды и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 4.2. Раздел Декларации "Анализ безопасности промышленного объекта" содержит меры по обеспечению экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и включает в себя: 4.2.1. Данные о технологии и аппаратурном оформлении технологического процесса включают описание технических решений, направленных на обеспечение экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования. 4.2.2. Описание технических решений, направленных на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей природной среды, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включающее: - решения, направленные на предупреждение аварий, выбросов и сбросов опасных веществ, развития аварий, чрезвычайных ситуаций, охрану окружающей природной среды, локализацию и ликвидацию аварий, выбросов и сбросов опасных веществ; - решения по обеспечению рационального природопользования; - решения по обеспечению экологической безопасности. 4.2.3. Характеристика опасного вещества включает: наименование вещества, химические формулы, состав, данные о взрывоопасности, токсикологические данные, данные о его превращениях и миграции в окружающей среде, качественное описание свойств опасного вещества, его опасность для человека и окружающей природной среды, меры защиты от его воздействия и первой помощи пострадавшим. 4.2.4. Анализ опасности и риска включает: а) сведения об известных авариях и чрезвычайных ситуациях на опасном производственном объекте, включающие данные о неполадках, авариях и чрезвычайных ситуациях, имевших место на других аналогичных объектах или авариях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, связанных с обращающимся потенциально опасным веществом, и ущерб, нанесенный ими окружающей природной среде, жизни и здоровью персонала и населения; б) анализ условий возникновения и развития аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включающий определение сценариев возможных аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; в) оценку риска аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включающую: - обоснование применяемых для оценки опасности и риска физико-математических моделей и методов расчета; - определение потенциала опасности и риска; - определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения с учетом их вероятностей; - оценку величины возможного ущерба персоналу, населению, окружающей природной среде в случае аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; г) прогнозирование условий развития и возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для производства, окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения с расчетом возможного ущерба; д) блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержащую изображение постадийного возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций с расчетом ущерба для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения на различных уровнях развития чрезвычайных ситуаций. При проведении анализа опасности и риска рекомендуется применять нормативы и методические материалы, приведенные в Перечне нормативных и методических материалов к настоящему Порядку (прилагается). 4.2.5. Выводы, содержащие: - основные результаты анализа потенциала опасности; - перечень мероприятий по уменьшению потенциала опасности, риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - перечень превентивных мероприятий по снижению рисков и по защите населения и территорий; - план оперативных мероприятий по локализации и ликвидации последствий загрязнения природных объектов и их воздействия на население и территории. 4.3. Раздел Декларации "Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций" содержит: 4.3.1. Описание средств и мероприятий по защите персонала, населения и окружающей природной среды, включающие: - характеристику мероприятий, проводимых на промышленном объекте по подготовке и поддержанию в постоянной готовности сил и средств по предупреждению, локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций и их возможных последствий воздействия на окружающую природную среду, здоровье персонала и населения; - характеристику мероприятий по комплексному обучению персонала способам защиты и действий при развитии чрезвычайных ситуаций; - характеристику мероприятий по защите персонала, населения и территорий в случае развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения. 4.3.2. Порядок организации медицинского, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического обеспечения включающий: - сведения о составе сил и средств медицинского обеспечения в случаях чрезвычайных ситуаций; - порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим на промышленном объекте и населению; - сведения о санитарно-гигиеническом и санитарно-эпидемиологическом обеспечении. 4.4. Раздел Декларации "Информирование общественности" содержит порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте авариях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения. 4.5. Приложение к Декларации "Информационный лист" может представляться отдельно от Декларации безопасности по запросам граждан и общественных организаций и содержит краткую информацию о возможных авариях, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения. 5. Особые требования к Декларации при проектировании промышленного объекта 5.1. При описании общих мер безопасности дополнительно включается обоснование численности персонала экологического надзора, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб с учетом возможности локализации и ликвидации аварий на производстве и развитии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения. 5.2. В состав раздела Декларации "Анализ безопасности промышленного объекта" в данные о технологии и аппаратурном оформлении дополнительно включаются: - обоснование рационального выбора технологических систем и технологических решений с учетом рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности; - оценка технологического процесса с точки зрения рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. 5.3. При описании технических решений, направленных на обеспечение экологической безопасности, дополнительно включаются: - принятые в проекте решения по рациональному природопользованию, охране окружающей природной среды и экологической безопасности; - обоснование принятых в проекте решений по экологической безопасности, охране окружающей природной среды при транспортировке сырья, готовой продукции и их безопасному хранению. 6. Особые требования к Декларации для действующего промышленного объекта 6.1 Декларация для действующего промышленного объекта разрабатывается на основе Декларации, подготовленной в составе проекта. 6.2. Декларация для вводимого в эксплуатацию промышленного объекта имеет особенности составления раздела "Общая информация". При описании общих мер безопасности дополнительно включаются: 6.2.1. Сведения о реализации проектных решений, содержащие: - перечень согласованных с проектной организацией и внесенных в проект изменений, произведенных в процессе строительства промышленного объекта и влияющих на обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, технической и экологической безопасности, защиты населения и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций, локализацию и ликвидацию аварий и чрезвычайных ситуаций; - подтверждение состояния технических решений, реализованных при строительстве промышленного объекта, проектным решениям и действующим нормам и правилам в области рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, технической и экологической безопасности, локализации и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, защиты населения и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций. 6.2.2. Сведения о приемке промышленного объекта в эксплуатацию содержат перечень разработанной и утвержденной в установленном порядке технической документации, включая инструкции по экологической безопасности, охране окружающей природной среды, рациональному природопользованию и другие. 6.3. Декларация для действующего промышленного объекта на этапе эксплуатации имеет особенности составления раздела "Общая информация". При описании общих мер безопасности дополнительно включаются: - данные о выполнении разработанных мероприятий по предупреждению аварий и развития чрезвычайных ситуаций, их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения, о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, с учетом анализа основных причин аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имевших место на промышленном объекте, сопровождаемых взрывами, пожарами или выбросами в атмосферу опасных веществ, загрязнением окружающей среды; - сведения о соблюдении порядка допуска к работе персонала с указанием регулярности проверки знаний норм и правил экологической безопасности, охраны окружающей природной среды; - сведения о выполнении мероприятий по повышению безопасности, предусмотренных вновь введенными нормами и правилами в области экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федеральными и целевыми программами в сфере экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, приказами организации, в состав которой входит промышленный объект, или вышестоящей организации. 6.4. Декларация при выводе из эксплуатации промышленного объекта дополнительно включает положение "Сведения о выводе промышленного объекта (особо опасного производства) из эксплуатации", которое содержит сведения о наличии разработанного и согласованного Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ярославской области и Государственным комитетом по охране окружающей среды Ярославской области плана вывода из эксплуатации объекта. 7. Особые требования к Декларации гидротехнических сооружений, хвостохранилищ и шламонакопителей I, II и III классов При декларировании безопасности гидротехнических сооружений, хвостохранилищ и шламонакопителей I, II и III классов состав раздела "Анализ безопасности промышленного объекта" включают: - сведения об имевших место во время эксплуатации отклонениях от технологического регламента, авариях, чрезвычайных ситуациях и их последствиях для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения, с учетом анализа основных причин отклонений, аварий, чрезвычайных ситуаций; - анализ условий возникновения и развития гидродинамических аварий и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - оценку риска гидродинамических аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития гидродинамических аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - сведения о выполнении мероприятий по результатам экспертных оценок состояния сооружения (включая мероприятия по защите от подтопления, заболачивания территорий за пределами сооружения), мероприятий по защите окружающей природной среды и населения. ЧАСТЬ II Порядок учета требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении экспертизы промышленной безопасности 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица всех форм собственности (далее - организации), имеющие в своем составе опасные производственные объекты (далее - промышленный объект) согласно Федеральному закону от 21.07.97. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и постановлению Правительства Российской Федерации от 1.07.95 N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" и обязанные страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте, а также на организации, проводящие экспертизу промышленной безопасности с учетом требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения промышленного объекта (далее - экспертиза промышленной безопасности), в том числе экспертизу Декларации на территории Ярославской области. 1.2. Порядок устанавливает требования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении экспертизы промышленной безопасности, а также требования к заключению экспертизы промышленной безопасности. 1.3. Объектом экспертизы являются опасные промышленные объекты и Декларация безопасности промышленных объектов, включенных в Перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности, в соответствии с "Порядком разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации". 1.4. Требования Порядка при проведении экспертизы промышленной безопасности направлены на: - установление соответствия условий эксплуатации объекта экспертизы (или проекта) действующим нормам и правилам рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, защиты персонала, населения и территорий от аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий, локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий; - оценку потенциала опасности и риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций, оценку приемлемости допустимого риска, прогнозирования условий возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций и их последствий для окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения; - оценку достаточности мер по обеспечению экологической безопасности, их эффективности; - оценку достаточности мер по снижению потенциальной опасности, по предотвращению возникновения аварий и развитию чрезвычайных ситуаций, по ограничению их воздействия и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий; - оценку достаточности мер по локализации и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - оценку достаточности мер по снижению размера ущерба и потерь; - расчет возможного ущерба; - оценку мероприятий по восстановлению нарушенной окружающей природной среды. 2. Требования при проведении экспертизы промышленной безопасности 2.1. Экспертиза промышленной безопасности промышленного объекта и Декларации в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении экспертизы промышленной безопасности проводится организациями (далее - экспертная организация), имеющими лицензии Госкомэкологии России или Государственного комитета по охране окружающей среды Ярославской области на проведение указанной экспертизы по согласованию с региональными органами МЧС России, МПР России, Минздрава России. 2.2. Экспертиза проводится ежегодно на основании договора между экспертной организацией и организацией, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его, за счет средств последней. 2.3. Руководитель организации после проведения экспертизы представляет Декларацию в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ярославской области вместе с положительным экспертным заключением для рассмотрения и утверждения в установленном порядке. 3. Требования к заключению экспертизы промышленной безопасности 3.1. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно быть объективным, доказательным и аргументированным. Анализ должен сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов или другие научно-технические документы в области рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, защиты населения и территорий от аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения. 3.2. При проведении экспертизы Декларации анализируется соответствие всех разделов Декларации требованиям защиты персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3.3. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать информацию: - о соответствии условий эксплуатации (или проекта) действующим нормам и правилам по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, защиты персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для производства, окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - о контроле (мониторинге) за соблюдением экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, безопасности персонала и населения; - о системе экологического управления; - о потенциале опасности и риска возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий воздействия на окружающую природную среду, жизнь и здоровье персонала и населения; - о прогнозировании возникновения аварий и условиях развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий для окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения; - о мероприятиях по уменьшению потенциальной опасности, по предотвращению возникновения аварий и развитию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ограничению их воздействия на персонал, население, окружающую природную среду; - о мероприятиях по защите персонала, населения и территории от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий; - о мероприятиях, связанных с локализацией и ликвидацией последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по снижению размеров ущерба и потерь, сведения о возможном ущербе; - о планах мероприятий по восстановлению нарушенной природной окружающей среды в случае чрезвычайных ситуаций; - о системе устойчивого функционирования промышленного объекта в условиях чрезвычайных ситуаций; - заключение экспертизы в обязательном порядке должно содержать выводы. 3.4. В заключении экспертизы в обязательном порядке необходимо: - обосновать достаточность и эффективность применяемых подходов и методов анализа потенциала опасности и риска; - подтвердить полноту и достоверность выполненных расчетов по анализу потенциала опасности и риска и возможного ущерба окружающей природной среде, жизни и здоровью персонала и населения, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты расчетов. 3.5. При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые экспертной организацией методы анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов. 3.6. В случае использования при разработке Декларации информационных или нормативных материалов, которые не согласованы или не утверждены органами МЧС России, Госгортехнадзора России, Госкомэкологии России, МПР России и Минздрава России, в заключении экспертизы должно быть отражено мнение о возможности их использования. 4. Требования к выводам экспертизы промышленной безопасности Выводы должны содержать: - оценку научно-технического уровня и уровня эксплуатации объекта экспертизы; - оценку соответствия условий эксплуатации (или проекта) объекта действующим нормам и правилам рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, по локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций и их последствий для производства, окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - оценку эффективности контроля (мониторинга); - оценку эффективности системы управления окружающей природной средой; - оценку потенциала опасности, риска возникновения аварий на объекте, развития чрезвычайных ситуаций и управления ими; - оценку прогнозирования возникновения аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий для окружающей природной среды, для жизни и здоровья персонала и населения; - оценку эффективности мер по уменьшению потенциала опасности, по предотвращению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мер по ограничению их воздействия на окружающую природную среду и население, по снижению размеров ущерба и потерь; - оценку достаточности и эффективности принятых мер по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, по локализации и ликвидации аварий и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий для производства, окружающей природной среды, жизни и здоровья персонала и населения; - оценку системы устойчивого функционирования промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - оценку обоснования действующего договора страхования ответственности предприятия за причинение вреда жизни, здоровью или имущества других лиц и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте. Приложение ПЕРЕЧЕНЬ нормативных и методических материалов*), рекомендуемых для использования при применении "Порядка учета требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, рационального природопользования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при разработке Декларации безопасности промышленного объекта и проведении экспертизы промышленной безопасности на территории Ярославской области" 1. "Методика прогнозирования масштаба заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте". ГО СССР и Госкомгидромет СССР, 1990. 2. "Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами". РД 4266-87, утверждены Минздравом 13.03.87. 3. "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия". 30.11.92. Минэкологии России. 4. "Рекомендации по подготовке оценки воздействия на природную среду". Госкомприроды СССР, 1990. 5. "Об утверждении Временного порядка оценки и возмещения вреда окружающей природной среде в результате аварий". Приказ Минприроды России от 27. 06. 94 N 200. 6. "Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (Методические указания)". Утверждены Минприроды России 18.11.93. Роскомземом 10.11.93. 7. "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсических промышленных отходов (санитарные правила)". Минздрав СССР, 1985. 8. "Предельное содержание токсических соединений в промышленных отходах и накопителях, расположенных вне территории предприятия (организации). Нормативный межотраслевой документ". М.,1985. 9. "РД 52.04.52-85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях". Новосибирск. 1986. 10. "Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду", Минприроды, Минтопэнерго, ЦЕП. N 1-96 г. *) Подготовил профессор Макаров В.К., Макарова З.В. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|