Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Ярославской области от 23.02.1999 № 10

                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ВТОРОГО СОЗЫВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    от 23 февраля 1999 года N 10

       О проекте федерального закона "О процедурах преодоления
            разногласий и разрешения споров между органами
        государственной власти Российской Федерации и органами
       государственной власти субъектов Российской Федерации",
         принятом Государственной Думой Федерального Собрания
                 Российской Федерации в первом чтении


     Рассмотрев проект федерального  закона "О процедурах  преодоления
разногласий и разрешения споров между органами государственной  власти
Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации",  принятый Государственной  Думой  Федерального
Собрания  Российской  Федерации  в  первом  чтении  (прилагается),   и
заслушав доклад председателя постоянной комиссии по  законодательству,
вопросам государственной власти  и взаимодействию с органами  местного
самоуправления  Варниковой  Е.С.,  Государственная  Дума   Ярославской
области постановила:

     1. Поддерживая саму идею правового регулирования  рассматриваемых
отношений,  отметить, что  проект  федерального закона  "О  процедурах
преодоления   разногласий   и   разрешения   споров   между   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации"  в  представленной  редакции
вызывает принципиальные возражения и не может быть принят по следующим
мотивам:

      Предложенный к  рассмотрению   проект  Федерального  закона   "О
процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между  органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации" антиконституционен.

     Согласно статьи  10   Конституции  Российской  Федерации   органы
государственной    власти   Российской    Федерации    самостоятельны,
следовательно,  каждый  орган   власти  действует  в  пределах   своей
компетенции,  а разграничение  предметов  ведения и  полномочий  между
органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и   органами
государственной власти субъектов  Российской Федерации в  соответствии
со  статьей   11  Конституции   Российской  Федерации   осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами.

     Таким образом,     сам    предмет     правового     регулирования
представленного  законопроекта  - "отношения  органов  государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации,  их руководителей  и должностных лиц  в связи  с
возникновением между ними разногласий, коллизий, споров и  конфликтов"
(вплоть до  открытого противостояния и  совершения ими  противоправных
действий, как  это следует из  статьи 2  законопроекта) - определен  в
нарушение   Конституции   Российской   Федерации.   Все   вопросы    о
разграничении властных полномочий  должны решаться в контексте  статей
72 и 76 Конституции Российской Федерации.

      В соответствии  с  пунктом   2  статьи  6  законопроекта   виды,
перечень, порядок  подготовки,  принятия и  реализации правовых  актов
регулируются  федеральными  законами.   Однако,  исходя  из   принципа
разграничения  предметов  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской  Федерации  (статьи  71,  72,  73  Конституции   Российской
Федерации) и принципов правового регулирования отношений,  находящихся
в  ведении   Российской  Федерации,   совместном  ведении   Российской
Федерации  и  ее  субъектов,  а  также  ведении  субъектов  Российской
Федерации  (статья   76  Конституции   Российской  Федерации),   виды,
перечень,  порядок  подготовки  и принятия  правовых  актов  субъектов
Российской   Федерации   регулируются   законодательством    субъектов
Российской Федерации.

      В соответствии  с пунктом  4  статьи  6 законопроекта  в  случае
коллизии  между  федеральным  законом  и  нормативным  правовым  актом
субъекта  Российской Федерации,  принятым  по предметам  его  ведения,
действует  нормативный  правовой акт  субъекта  Российской  Федерации.
Федеральный  закон  в  этом  случае не  применяется,  о  чем  делается
официальное уведомление в очередном выпуске "Собрания законодательства
Российской Федерации". Это  положение нарушает общеизвестный  принцип,
что нормативный правовой  акт субъекта Российской Федерации  действует
лишь   на   территории   соответствующего   субъекта.   Соответственно
противоречащий ему федеральный закон не применяется лишь на территории
этого  субъекта  Российской  Федерации,  что  исключает  необходимость
официального  уведомления о  его  неприменении  в целом.  Кроме  того,
федеральный закон может вступить в противоречие с нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации не полном объеме, а какой-либо его
части. В  этом случае  федеральный  закон продолжит  свое действие  за
исключением отдельных положений, противоречащих нормативному правовому
акту субъекта Российской Федерации.

      Конституция Российской Федерации не предусматривает  возможности
лишения  субъекта  Российской   Федерации  его  полномочий.   Взаимная
передача   полномочий  между   Российской   Федерацией  и   субъектами
Российской Федерации возможна лишь  на договорной основе (статьи 11  и
78   Конституции   Российской   Федерации).   Поэтому   представляется
несостоятельной предложенная редакция части 2 статьи 11 законопроекта.
Более  того, конкретизация  федерального  закона нормативным  правовым
актом субъекта Российской Федерации не исключает действия федерального
закона.

      Глава IV законопроекта  предусматривает создание  Примирительной
палаты  Российской Федерации.  Между  тем, создание  подобного  органа
Конституцией   Российской   Федерации  не   предусмотрено.   Споры   о
компетенции между органами государственной власти Российской Федерации
и  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
разрешает  Конституционный  Суд   Российской  Федерации  (статья   125
Конституции Российской Федерации).

     2. Предложить   депутатам   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской  Федерации - авторам  законопроекта "О  процедурах
преодоления   разногласий   и   разрешения   споров   между   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации" привести указанный законопроект
в соответствие с  Конституцией Российской Федерации, уточнить  предмет
его правового регулирования и доработать его с учетом отмеченных  выше
замечаний  Государственной  Думы Ярославской  области  и  прилагаемого
заключения эксперта Государственной Думы Ярославской области,  доктора
юридических наук Щербаковой Н.В.

     3. Предложить   Государственной   Думе   Федерального    Собрания
Российской Федерации отложить рассмотрение проекта федерального закона
"О  процедурах  преодоления  разногласий  и  разрешения  споров  между
органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и   органами
государственной власти субъектов Российской Федерации" до устранения в
нем  авторами   законопроекта   противоречий  Конституции   Российской
Федерации.

     4. Предложить   депутатам   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской  Федерации от Ярославской  области Горюнову  Е.В.,
Грешневикову А.Н.,  Мизулиной  Е.Б., Садчикову  Г.М., Степанову  В.А.,
фракциям  Государственной   Думы   Федерального  Собрания   Российской
Федерации Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом -
Россия" (руководитель Шохин А.Н.) и общественного объединения "ЯБЛоко"
(руководитель Явлинский Г.А.) поддержать позицию Государственной  Думы
Ярославской  области  по  проекту федерального  закона  "О  процедурах
преодоления   разногласий   и   разрешения   споров   между   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации".

     5. Предложить    законодательным    (представительным)    органам
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   поддержать
позицию   Государственной   Думы  Ярославской   области   по   проекту
федерального закона "О процедурах преодоления разногласий и разрешения
споров между  органами государственной власти  Российской Федерации  и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

     6. Направить  настоящее  постановление  в  Государственную   Думу
Федерального Собрания Российской Федерации, в Комитет  Государственной
Думы Федерального Собрания Российской  Федерации по делам Федерации  и
региональной  политике   (председатель   Иванченко  Л.А.),   депутатам
Государственной  Думы Федерального  Собрания  Российской Федерации  от
Ярославской области Горюнову Е.В., Грешневикову А.Н., Мизулиной  Е.Б.,
Садчикову  Г.М.,   Степанову  В.А.,   фракциям  Государственной   Думы
Федерального    Собрания    Российской    Федерации     Всероссийского
общественно-политического движения  "Наш дом  - Россия"  (руководитель
Шохин  А.Н.)  и   общественного  объединения  "ЯБЛоко"   (руководитель
Явлинский    Г.А.),   законодательным    (представительным)    органам
государственной власти субъектов Российской Федерации.

     7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
Председателя Государственной  Думы  Ярославской  области  Башмашникова
А.С.


                                                          Председатель
                                                  Государственной Думы
                                                   Ярославской области
                                                          С.А.Вахруков


Информация по документу
Читайте также