Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Ярославской области от 25.01.2000 № 13

               Государственная Дума Ярославской области
                           второго созыва

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.01.2000 N 13
г. Ярославль

             О проекте федерального закона "Об основных
         гарантиях прав граждан на участие в осуществлении
                      местного самоуправления"


     Рассмотрев проект федерального  закона  "Об основных  гарантиях
прав граждан  на  участие в  осуществлении местного  самоуправления"
(прилагается) и заслушав доклад председателя постоянной комиссии  по
законодательству, вопросам государственной власти и взаимодействию с
органами местного самоуправления Варниковой Е.С.,
     Государственная Дума Ярославской области ПОСТАНОВИЛА:


     1. Отметить,  что  проект  федерального  закона  "Об   основных
гарантиях  прав   граждан  на  участие   в  осуществлении   местного
самоуправления" вызывает принципиальные  возражения и не может  быть
принят по следующим мотивам:
 рассматриваемый законопроект  значительно  сужает  сферу  правового
регулирования   вопросов   осуществления   местного   самоуправления
субъектами  Российской  Федерации  и  муниципальными  образованиями,
нарушая  конституционную  норму, которая  к  компетенции  Российской
Федерации  относит  установление лишь  общих  принципов  организации
системы  органов  местного  самоуправления (пп.  н)  п.1  статьи  72
Конституции Российской Федерации);

 рассматриваемый законопроект   не   имеет   собственного   предмета
правового регулирования, а представляет собой лишь компиляцию  норм,
регулирующих   вопросы   организации   местного   самоуправления   в
Российской   Федерации.  В   Российской   Федерации  уже   действуют
федеральные  законы   "Об  общих   принципах  организации   местного
самоуправления  в  Российской  Федерации",  "Об  основных  гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме   граждан
Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации",  "О   финансовых  основах   местного  самоуправления   в
Российской   Федерации",   которые   определили   правовые    основы
организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации,   и
эклектичное  регулирование  отдельных  форм  осуществления  местного
самоуправления  с  помощью  нового  федерального  закона,   смешение
отдельных  их  положений  в  одном  законопроекте  приведут  лишь  к
негативным последствиям:
     - принятие данного  закона, как  вторгающегося в  многообразные
отношения,  регулирование  которых  осуществляется   многочисленными
нормативно-правовыми актами, повлечет дополнительные противоречия  в
законодательстве по вопросам местного самоуправления;
     - в  силу   отсутствия  комплексного  регулирования   указанных
отношений  остаются  неразрешенными существующие  проблемы  в  сфере
осуществления местного самоуправления;

 исходя из  смысла  норм законопроекта,  регулирующих  осуществление
территориального   общественного   самоуправления,    предполагается
сомнительная  концепция  юридического  лица  в  юридическом  лице  -
территориальное  общественное  самоуправление  рассматривается,  как
юридическое  лицо  в  форме  некоммерческой  организации  (по   всей
видимости,  в   одной  из  форм,   установленных  для   общественных
объединений),   внутри  которого   юридическим   лицом,  по   смыслу
законопроекта,   является   орган   территориального   общественного
самоуправления,    имеющий    право    осуществлять    хозяйственную
деятельность, организационно-правовая форма которого не определена.
     Статусное смещение        территориального        общественного
самоуправления к  общественным объединениям, предлагаемое  настоящим
законопроектом,   порождает   серьезные   проблемы   (в    частности
невозможным становится передача полномочий (установление  совместной
компетенции) по решению  вопросов местного  значения и, кроме  того,
противоречит Конституции Российской Федерации.
     Вопросы местного самоуправления  и вопросы объединения  граждан
лежат  в  различных   плоскостях  правового  регулирования.   Первые
относятся к  основам  конституционного строя,  в  качестве одной  из
который  и выступает  местное  самоуправление, формой  осуществления
которого  является,  в  том числе,  и  территориальное  общественное
самоуправление. Вторые касаются  объединения граждан, и имеют  целью
обеспечение   возможности   участия   граждан   в   общественной   и
политической  жизни,  но  в  иных  формах,  нежели   территориальное
общественное     самоуправление.    Территориальное     общественное
самоуправление и общественные  объединения - различные институты,  и
это подтверждают  нормы действующего федерального  законодательства,
которые   базируются  на   конституционных   нормах:  не   совпадает
возрастной состав  (учредителями, членами, участниками  общественных
объединений могут  быть граждане,  достигшие 18  лет, а  не 16,  как
определено в  законопроекте); Федеральным  законом "Об  общественных
объединениях"  не   устанавливается  закрепление  конкретной   части
территории,   на    которой   будет   осуществляться    деятельность
общественного   объединения,    что    не   исключает    возможности
параллельного существования  нескольких общественных объединений  на
территории,    закрепленной   для    организации    территориального
общественного самоуправления.
     Предлагаемая новация   несостоятельна  в   рамках   действующей
Конституции Российской  Федерации и,  кроме того,  направлена не  на
развитие и совершенствование существующих отношений в этой  области,
а на  их подрыв  - она предопределит  необходимость корреляции  норм
права (а, следовательно,  и сложившихся отношений) под  предлагаемую
концепцию;

 настоящим законопроектом под  видом гарантий вводятся  существенные
ограничения на осуществление местного самоуправления.
     В условиях   нестабильности   законодательства   внесение    на
референдум  вопроса о  принятии  устава муниципального  образования,
изменений  и дополнений  к  нему ляжет  тяжким  бременем на  местное
самоуправление. Усложнение  процедур  принятия важнейших  документов
(например, бюджета муниципального  образования) ставит под  сомнение
возможность    появления    этих    документов    в    установленные
законодательством  сроки.   Предусмотренная  законопроектом   норма,
согласно которой представительный орган местного самоуправления  сам
себе  назначает выборы,  нарушает  паритет между  органами  местного
самоуправления. Законопроект вводит нормы, ограничивающие активное и
пассивное избирательное право на муниципальных выборах.  Аналогичным
образом в законопроекте урегулированы и иные важные вопросы.

     2. Предложить   Государственной  Думе   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  отклонить  проект  федерального  закона   "Об
основных гарантиях прав граждан на участие в осуществлении  местного
самоуправления".

     3. Предложить   Комитету  Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации  по вопросам местного  самоуправления,
депутатам  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  от  Ярославской области  Грешневикову  А.Н.,  Загидуллину
С.И., Мизулиной Е.Б., Сизову А.А. поддержать позицию Государственной
Думы Ярославской области по проекту федерального закона "Об основных
гарантиях  прав   граждан  на  участие   в  осуществлении   местного
самоуправления".

     4. Предложить   законодательным   (представительным)    органам
государственной  власти  субъектов Российской  Федерации  поддержать
позицию  Государственной   Думы  Ярославской   области  по   проекту
федерального закона "Об основных гарантиях прав граждан на участие в
осуществлении местного самоуправления".

     5. Направить настоящее постановление в Комитет  Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного
самоуправления, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания
Российской  Федерации  от  Ярославской  области  Грешневикову  А.Н.,
Загидуллину  С.И.,  Мизулиной  Е.Б.,  Сизову  А.А.,  законодательным
(представительным)   органам   государственной   власти    субъектов
Российской Федерации.

     6. Контроль   за   исполнением   постановления   возложить   на
заместителя Председателя  Государственной  Думы Ярославской  области
Башмашникова А.С.


     Председатель Государственной Думы
     области          С.А.Вахруков








Информация по документу
Читайте также